Дзэн: взгляд из Европы

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Буддизм

#1 Martin » Пт, 9 января 2009, 14:35

Под влиянием момента вытащил с полки недочитанную книгу...
Отдельные отрывки предлагаю читателю.

Терпение и самоконтроль в малом

Сперва под контроль нужно взять малое. Необходимо начинать с порядка в незначительном и взращивать силу для того, чтобы справиться с великим.

Удивительно и почти непостижимо для нас, европейцев, сколько времени тратиться на то, чтобы научиться сдерживаться и владеть теми проявлениями, которые мы можем назвать разве что мелкими недостатками. Например, кто-то в расcтроенных чувствах хлопает дверью. Но в Восточной Азии такой поступок не связывают с характером, не рассматривают как выражение сильной личности, не смотрят на это как на небольшой срыв, который не стоит принимать всерьёз. Тот, кто так сделает, не будет как европеец думать, что поступил в соответствии с ситуацией, или в лучшем случае говорить, извиняясь: "Что-то я сорвался". Нет, он вернется к двери, откроет её, тихо закроет и скажет ей: "Прошу извинить меня". С этой поры он невольно будет следить за тем, как закрывает двери. Или, например, что сделает японец, если к нему придёт посылка? Возможно, однажды под влиянием любопытства он нетерпеливо сорвет с неё шнур и бумагу, но затем подумает о том, как не к лицу ему нетерпеливость и любопытство. В следующий раз он соберётся, аккуратно разрежет шнур и снимет обёртку, заботливо сложив отложить её в сторону и только потом перейдёт к содержимому. Или же представим, что японец ожидает важное письмо. Когда письмо приходит, так легко поддаться порыву сразу же разорвать конверт и пробежать письмо глазами! Но японец заставит себя отложить письмо в сторону и заняться чем-нибудь другим, чтобы преодолеть торопливость и забыть о письме; когда же позднее он возмёт письмо снова, то откроет конверт так, как будто бы он драгоценный.

Европеец может подумать: "Как же много у них времени!" Нет, у них времени, но они не торопятся. Он скажет: "Ну у них и заботы!" Нет, они хотят стать беззаботными. Спросит: "Что же это даёт?" Результатом будет то, что умеющие владеть собой и быть терпеливыми в отношении мелочей, смогут быть такими и в отношении всего великого и решающего.

Европейцу нужно лишь понаблюдать за собой и себе подобными, чтобы увидеть, как много может дать такая установка, безусловно не имеющая ничего общего с мелочной педантичностью.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#2 Martin » Пт, 9 января 2009, 14:40

Дзэн не стремится к власти и пропаганде

Мастер ждет того, что будет найден, ведь он научился ждать. В то же время он магическим образом притягивает всех, для кого жизнь утратила смысл. Но он отнюдь не принимает всех и каждого с распростёртыми объятиями. Когда мастер выбирает кого-то для Пути Дзэн, этот первый выбор определяет всё дальнейшее движение и развитие. Чем медленнее кто-либо созревает, тем лучше. Дзэн утверждает себя не в количестве приверженцев. Те, кто сдаётся, не могут удержаться на Пути. Поняв, насколько непостижим Дзэн, вопрошающий приближается к истине.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#3 Орландо » Пт, 9 января 2009, 16:30

Martin
не знаю поддерживается ли у Вас автоматическая ЛС.
Поэтому просто обратите на неё внимание.
С уважением и признательностью.
Орландо
Аватара
Сообщения: 1021
Темы: 4
Зарегистрирован: Ср, 30 апреля 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

#4 Martin » Пт, 9 января 2009, 17:35

Школа дзэн с точки зрения европейца

Каким бы таинственным, немыслимым, неописуемым ни был некогда обретённый опыт, сам он не может представить описание пути к себе. Однако каждый человек должен иметь возможность пройти его хотя бы частично, в зависимости от того, сколько предначертано судьбой. Таким образом, в Дзэн господствует вызвывающая доверие целесообразность. При этом совсем не удивительно, что по той же причине, по которой Путь должен быть схематически и тематически разложен на части, изучение и усвоение этих этапов становится механическим. Подобное обучение, почти муштра, выглядит "бездуховным". Однако его механичность является не чем иным, как гарантией успеха, не зависящего от случайных обстоятельств.

При этом европейца, в отличие от жителя Восточной Азии особенно задевает то, что в течении обучения учитель, кажется, вовсе не обращает внимания на личные особенности учеников. Он не признаёт особых форм развития или индивидуальных проявлений этого развития, подавляет их, смеётся над ними, "стрижёт всех под одну гребёнку".

Чтобы понять такое положение вещей, не следует обвинять Дальний Восток в том что он безличен. Наоборот, мастера хорошо знают о существовании глубоких индивидуальных различий, но они также знают -- и в этом их отличие от европейцев -- о месте этих различий в области мистики. В любом случае, им нет места на пути к цели мистического опыта; ведь речь именно о том, чтобы отмести, обессилить и обезвредить всё индивидуальное и личностное, удалить все границы и создать полное "отсутствие", в том числе и самого личного.
<........>
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#5 Martin » Пт, 9 января 2009, 17:36

Человеческая привязанность к "я"

<....>

Время от времени человеку становится тоскливо на сердце, но он полагает, что это досаждающее чувство удастся обуздать рассудком. И даже то, что его сны отрицают дневные впечатления, не мешает ему и не заставляет смущённо насторожиться.

Стемление быть собой на свой страх и риск увлечённый собой человек называет характером и личностью, жадно желая жить из собственной середины, быть самой этой серединой. Серединой, которая то здесь, то там была вчера, есть сегодня, хочет быть завтра и в конце концов надеется умереть самой что ни на есть естесственной смертью. Однако, достигнув своего предела, увлечение человека превращается в ярко выраженную злобу, его смелость по отношению к бытию становится спесью и высокомерием.

Даже при желании такой человек не смог бы понять, насколко у него всё плохо -- его сердце ожесточилось. Здесь кроется основная причина того, почему Дзэн-Буддизм отказывается от попыток разбудить его, не рисует образ идеального состояния человека, не верит в созидательную силу слов. Всё это -- лишь слова, которые щекочут слух, но не достигают сердца. Дзэнским учителям остаётся, с одной стороны подавать убедительный пример, с другой строны, ждать. Ждать, что то здесь, то там откроется чьё-то сердце, что какое-нибудь испытывающее тоску, запутавшееся в самом себе сердце начнет поиск другой формы бытия и по собственному желанию станет искать контакт. Только тогда учитель обратится к этому сердцу, чтобы привести его на Путь, используя свои средства.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#6 Martin » Пт, 9 января 2009, 17:37

Путь возвращения

Этот Путь есть Путь коренного преобразования, цель которого -- возвращение. Не эпизодические изменения то там, то здесь; не воспитание, урок, не изменение жизненных обстоятельств, но решительное отрицание, когда всё оказывается под вопросом, когда с ног на голову ставится привычный образ жизни. Приходится туго, но пощады нет. Кто выдыхается, остаётся лежать на дистанции. Но дело вовсе не в числе тех, кто идёт по пути. Кто остаётся лежать, должен ждать, пока его стремление станет достаточно сильным для того чтобы преодолеть все препятствия. Полумерами здесь ничего не добиться. "Полу-дзэннисты" хуже, чем противники Дзэн или равнодушные к нему люди.

Истина того, что Путь существует и что существует способ пройти его, выношена великим, глубоким опытом Востока, рождена бесчисленными переживаниями и сохранена в бесчисленых формах. Путь был квинтэссенцией уже для самого Будды. Тем более это относится к Дзэн-Буддизму.

Жители Восточной Азии потратили много столетий на то, чтобы разработать особый метод, и особенно в этом преуспел японский Дзэн-Буддизм. В результате Дзэн в Японии, в отличие от Китая, остался жив. Века были потрачены на то, чтобы промерить духовное бытие человека до последних глубин, с тем чтобы человека можно было учить и вести. Но вести не к повеливанию -- это было бы немыслимо. Японцам никогда не приходила в голову мысль покорить и заставить служить себе внешний мир, природу, -- поэтому они не развили ни науки, ни техники, но чаще импортировали их. Они не стремились также к тому, чтобы научиться управлять человеком с помощью духовных средств, приобрести с их помощью власть над ним и таким образом сделать Дзэн-Буддизм внешней силой.

Тот, кто вступит на путь Дзэн и не сойдет с него сразу, оставит себя. То, что кто-то заявляет о своей принадлежности к Дзэн, не имеет значения. Важно только то, что он делает и что он есть. Важно то, чтобы он пришёл к тому, чтобы жить всеохватывающей истиной и стать единым с ней. Важно то, что он возвращается в обитель истины. Он живет сам по себе, будто проживаем чем-то, и что-то живет им, в то время как он живет сам по себе -- так сливаются свобода и необходимость.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#7 Martin » Сб, 10 января 2009, 10:46

Открывая книгу, порой найдешь очень простую мысль, которую интуитивно чувствовал и давно искал. Когда же приводишь цитату, то читающий отчего-то не восхищается простой изложения и не находит того же самого. Можно предположить что дело в опыте, который помог понять ценность приобретаемого.

Чтобы упростить понимание, выделю основное:
"Только на почве любви произрастает и цветёт справедливость".

Насколько я понимаю, то причины по которым шарахаются от Дзэн, это мозгодробительные формулировки и созерцательность, навевающая чёрную меланхолию. Но не ищем путей боязни перед будущим, а ищем путей развеять страхи такие.
Повторим: "Только на почве любви произрастает и цветёт справедливость". В этой фразе суть Дзэн.

Вооружившись сутью, теперь приступим к чтению.

Роль мышления
<...>
Так противопоставление
множества вещей и нераздельного единства,
различного и идентичности,
противоположного и надпротивоположности бытия
могло бы иметь смысл, признаваемый дзэн-буддистом. Но основываясь на своем опыте, дзэн-буддист никогда не стал бы считать
надпротивоположное, индифферентное и идентичное Единое
более первоначальным, чем
противоположное, различное и многое....
<...>

Для того кто ищет своё счастье только на пути мышления, подобные формулировки темны и бессмыслены, и если бы он принял их совершенно всерьёз, его "покинуло бы дыхание". Но тот, кто по настоящему прикоснулся к сердцу бытия, в состоянии сделать долгий, полный выдох и одним им охватить все обстоятельства сущего. Он больше не будет удивляться тому, что о простом и прозрачном можно сообщить только при помощи темных и неясных формулировок. Он поймёт, почему мастер Дзэн не только избегает, но и отказывается как от опасного от любого разговора об этом, направляя ученика к тому, чтобы тот самостоятельно подошёл к решающему опыту, который одним ударом разрешит все загадки.

Справедливость и Любовь

Преобразование, сопровождающее опытом такого рода, может привести к адекватному отношению ко всему сущему, встречающемуся на пути. Тогда вещи как будто бы станут стремиться к тому, чтобы с помощью человека, через человека заметить и увидеть сами себя. Станет реальной ситуация, когда "дерево поёт и камень танцует", -- но она будет такой только для полностью Истинного, для того, кто умеет "видеть ушами и слушать глазами". Тот же, кто умеет это, одновременно является Любящим. Только на почве любви произрастает и цветет справедливость. Она принимает каждое существо таким, каким оно является в себе самом, но это не ведёт к тому, что это существо воспринимается изолированно. Такая справедливость охватывает своей любовью единичность бытия. Она оживляет его, признавая его многообразную различность, а любовь пронизывает все вещи справедливостью и, выходя за привязанность к образу, осознаёт творящее дыхание единого бытия.
Martin
Автор темы
Сообщения: 1045
Темы: 86
Зарегистрирован: Вт, 25 ноября 2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#9 Богомол » Сб, 10 января 2009, 20:16

Незнающий сути сказал слово. Знающий молчит. :smile:
Богомол
Аватара
Откуда: Краснодар
Сообщения: 2392
Темы: 7
Зарегистрирован: Вт, 5 августа 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев
О себе: General Error

#11 Lana » Вс, 11 января 2009, 21:37

Тема отредактирована модератором в соответствии с п. 5.3(б)

Богомол
скво
Замечание по п. 3.11. за провокации по отношению к автору темы и за флуд вне Беседки.
Lana
Аватара
Откуда: Воронеж
Сообщения: 6389
Темы: 44
Зарегистрирован: Вт, 14 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: БУДДА (с) Кодо Саваки

#12 Богомол » Вс, 11 января 2009, 21:39

В этом и была вся суть дзен. Остальное слова.
Богомол
Аватара
Откуда: Краснодар
Сообщения: 2392
Темы: 7
Зарегистрирован: Вт, 5 августа 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев
О себе: General Error

#14 Lana » Вс, 11 января 2009, 22:58

Lana писал(а):Тема отредактирована модератором в соответствии с п. 5.3(б)

Богомол
скво
Замечание по п. 3.11. за провокации по отношению к автору темы и за флуд вне Беседки.
Богомол писал(а):В этом и была вся суть дзен. Остальное слова.
скво писал(а):Лао Цзы
Lana
Аватара
Откуда: Воронеж
Сообщения: 6389
Темы: 44
Зарегистрирован: Вт, 14 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: БУДДА (с) Кодо Саваки


Вернуться в Религии и духовные традиции: Буддизм

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php