Христовы невесты
Валерий ЗАЛ-ЗАДЕ. – «Столичные новости», №41 (478), 6-13 ноября 2007 года
«Святая Троица есть в Троице единица». Этот догматический тезис александрийского епископа Александра, высказанный в 318 году, не смог спокойно выслушать — по своим богословским воззрениям — пресвитер Арий. Он и его единомышленники не захотели оставаться под властью Церкви.
Поначалу партия ариан состояла из двух епископов, семи пресвитеров, 12 диаконов и 700 девственниц, что составляло почти половину клира египетской столицы. Зародившаяся таким образом арианская ересь на многие века пошатнула межцерковный мир, породив в дальнейшем немало ересей.
Арий считал себя последователем Антиохийской богословской школы с ее общими предпосылками из философии Аристотеля, в частности — о непричастности Бога к любым эманациям: в виде ли излияния, дробления или рождения.
Отсюда и произошли затем выражения, исчерпывающие сущность учения ариан о Сыне Божием Христе: «Сын Божий — произведение и тварь»; «Было время, когда Сына не было»... Сам Арий составил книгу «Фалия» (греч. «счастье» или «пир»), назначенную для простолюдинов, расположение которых он умел приобретать. Здесь в легкой, общедоступной форме Арий излагал свое еретическое учение о Сыне Божием.
В наше время новые последователи отлученного от Церкви еретика по-прежнему ищут «коды да Винчи» к Сыну Божию, издавая книги с указанием «жен и родственников человека Христа», получая миллионы за богохульство.
И тут хотелось бы вспомнить истинных невест Христовых (а таковыми становились и становятся только исполняющие волю Божию). В III веке недалеко от Рима находился небольшой женский монастырь, возглавляемый игуменьей Софией. Среди его обитательниц была и 20-летняя сирота Анастасия. Она, чрезвычайная красавица, была оклеветана перед гонителями христиан: мол, мужа иметь не хочет, над богами римскими насмехается да еще верует в Распятого.
Ей предложили поклониться идолам и за это получить в мужья царского сановника. «Мой муж, мое богатство, жизнь и мое веселие есть Господь мой Иисус Христос», — отвечала святая. Анастасию били палками, жгли огнем, ей переломали все кости, отрезали сосцы, выбили зубы, а потом отсекли руки и ноги. Чтобы страдалица прекратила молиться, ей отрезали язык, а затем отсекли голову. Ночью ангел явился Софии, велел взять тело мученицы и положить в почетное место.
В 60-х годах XIX века в г. Житомир был привезен дар патриарха Антиохийского — глава святой Анастасии, от которой исходили чудесные исцеления. После Великой Отечественной войны мощи преподобномученицы Анастасии таинственно исчезли. Но в Житомирском женском монастыре во имя святой Анастасии Римляныни существует предание об их возвращении...
В том же III веке в городе Иконин жила красивая и добрая девушка Параскева — по-гречески Пятница. Ее родители почитали день страданий Господних постом, молитвами и милостынями, и Бог даровал им дочь именно в пятницу. Параскева одевала неимущих, кормила голодных; искавших же ее руки отвергала, всей душой прилепившись к небесному вечному Жениху — Спасителю.
И здесь тоже был донос. Военачальник стал убеждать святую принести жертвы идолам и обещал за это взять ее в жены, но Параскева молчала. «Мне ли не отвечаешь, злое христианское отродье?» — закричал сановник. В ответ Параскева плюнула ему в лицо, за что была предана страшным мукам. В темнице ей явился ангел и совершенно исцелил ее, и мученица стала еще более красивой, чем прежде. После ее молитвы в языческом капище идолы рассыпались в прах, а народ в ужасе восклицал: «Велик Бог Христианский!»
После новых жесточайших мук святая была усечена мечом. Христиане с благоговением похоронили тело «невесты Христовой всехвальной». На другой день палач-военачальник был сброшен на охоте конем и так бесславно умер...
«Да, много раз — при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине — вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». (Г. Честертон, «Вечный человек»)
В ответ арианам-еретикам (и нынешним тоже) великий святой Афанасий Великий сказал, что если бы Сын Божий был сотворен, то, воплотившись, Он не мог бы нас спасти. Если не Бог стал человеком, то и человек не может обожиться, не может спастись, не может соединиться с Богом.
•
http://cn.com.ua/N478/society/orthodoxy/index.html