Безмолвие и свет (традиция исихазма в контексте истории)

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 vova0007 » Ср, 13 июня 2007, 10:33

"Нет ничего прекраснее личности, которая в таинственной мгле внутреннего делания отстояла муть греховных тревог и, осветленная, дает увидеть в себе мерцающий, как драгоценный маргарит, образ Божий" – писал Павел Флоренский. В этих словах отражены альфа и омега духовной практики православия – от "мути греховных тревог" через "внутреннее делание" к осветленности покоя и безмолвия и, затем, – к преображению.

http://www.opentextnn.ru/man/?id=1611
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#2 drovosek » Ср, 13 июня 2007, 23:52

vova0007,
Здравствуйте!

Поясните, пожалуйста, о чём Вы хотели сказать приведённой цитатой:
- об истории утверждения (или отвержения) исихазма в православии?
- о совпадении (не совпадении) исихазма с практиками других религиозных систем?
- о присутствии (отсутствии) элементов данной практики в системе Лазарева?
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#3 vova0007 » Чт, 14 июня 2007, 0:26

drovosek :) я не думаю что мое мнение должно значить для кого то, что либо. Для моей жены даже мое мнение еще не 100%-й весомый агрумент, то что говорить о вас :wink:
Я привел эту информацию здесь с тем, что считаю практику молчания, молитвы и дыхания очень эфективной в смысле познания любви Божественной, и еще потому что есть небольшой опыт в этом, еще до знакомства с информацией ДК. Я отвечу на ваши вопросы, как смогу и не больше.

- об истории утверждения (или отвержения) исихазма в православии? -
я считаю что исихазм в православии представляет собой яркий пример пути познания Бога, но не считаю что это единственный, хотя для меня очень важный, особенно сейчас.

- о совпадении (не совпадении) исихазма с практиками других религиозных систем? -
опять таки, исихазм с моей точки зрения неотьемлемая практика религии, как науки познания Божественного и православие здесь не имеет себе равных. В других религиозных направлениях есть нечно похожее называемое медитацией, но мне например это не ближе, хотя я и проходил посвящение для занятий медитацией, но потом почувствовал что это не мое.

- о присутствии (отсутствии) элементов данной практики в системе Лазарева?
Я думаю что практика исихазма как нельзя лучше вписывается в рекомендации ДК, просто СНЛ очень осторожен в своих высказываниях и абсолютно правильно. Он говорит: "отрешайтесь от сознания!" Жертвуйте своим сознанием и т.д. И представьте если бы он открыто указал путь ;) Все как ломанулись :D мы же несдержаны в своих желаниях, даже если они самые благие :D
Его информация и все что он говорит (именно на лекциях, семинарах, книгах) это мощный рычаг и действует этот рычаг на разных временных уровнях. Если вы следите за его работой, то СНЛ очень осторожен в рекомендации "сильных" методов - дыхания и Иисусовой молитвы. Почему? Да потому что мы взяв в руки эти инструменты начинаем использовать это все в меру своей испорченности :) а это очень серьёзные вещи. Поэтому тут кто что сам найдет себе по воле Божьей.

Лично у меня при внутреннем повторении Иисусовой молитвы как раз и возникает чувство беззащитности и самое удивительное, что именно сегодня я вдруг ощутил, что прийдется что называется "присесть" на чтение Иисусовой молитвы, потому что начинаешь цепляться за свое состояние полета. Лазарев абосолютно точно подметил, что когда получаешь, то зацепляешься тут час же.

Сегодня день "получки на тонком плане" а у меня получилась получка и на внешнем - получил по жизни то, что ждал почти 10 лет. Состояние полета и сутра встал и давай внутренне молится и не то чтобы страшно или что, просто полет такой и все. Пришли с женой, сели ждем :D щяс объявят нас. Я молюсь, а моя радость говорит: " Вова, что то меня с утра тоншит так :D " Так что это очень серьезная техника и к ней надо с чувством подходить, а не с желаниями...

Надеюсь что утолил ваш интерес drovosek и желаю вам внутреннего полета души ;) :wub:
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#4 drovosek » Пт, 15 июня 2007, 1:18

vova0007,
Доброе время суток!

Благодарю за статью, прочитал с большим удовольствием и пользой.
Ваши разъяснения меня вполне устроили, пойду - пошевелю шестерёнками.
За пожелания отдельное спасибо! :)
Жаль только, что с форумчанскими православными не удасться осмысленно потолковать на эту тему.
Удачи.
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#5 vova0007 » Пт, 15 июня 2007, 10:40

:) Здравствуйте drovosek. Наши форумнчанские православные как вы выразились считают себя спасителями здесь ;), но им и в говолову не придет, что спасаются они как раз здесь сами :D. (Вася, Маруся я любя :wub: )
Говоря техническим языком духовный человек становится или впадает в жесктую зависимость от всего духовного и как результат он не может общаться нормально ни с кем. Его "выворачивает" от всего что не такое как он себе "уяснил" :) Любую другую информацию, что говорит на другом языке он физически не может анализировать, потому что для этого нужна энергия которую духовный человек получает в постоянных спорах, дискуссиях и конфликтах. Но это один из путей развития.

Из этой статьи я выделил моменты которые стоит обсудить, так как их понимание многое проясняют лично для меня. Вот эти моменты:


Ум "проникает в сердце" вместе с вдыхаемым воздухом, следуя за ним

вдох и выдох связываются с ударами сердца, а каждое слово молитвы произносится на один удар сердца

По мере продвижения в молитвенной практике подвижника начинает посещать состояние экстаза, однако, по словам Симеона Нового Богослова, экстаз является лишь начальной ступ

Корни исихазма связаны с "метафизикой света


Еще одной предпосылкой становления традиции христианской духовной практики было библейское, ветхозаветное представление о природе человека, согласно которому всё в человеке является творением Бога и, соответственно, связано с Богом. Бог присутствует в человеке не только в духе, но в такой же мере в душе и в теле

Апостол Павел продолжил традицию ветхозаветного учения о природе человека. Разделяя, с одной стороны, человека на "внутреннего" и "внешнего"

Проблеме телесности посвящен специальный трактат "О воскресении плоти"


Надеюсь продолжить дома....
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#6 Агния » Сб, 16 июня 2007, 21:38

Говорят, что Душа прекрасна даже не будучи преображенной. :roll:
А преображенная она сияющая.... :roll:
Агния
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Пн, 23 апреля 2007
С нами: 17 лет

#7 vova0007 » Вс, 17 июня 2007, 13:38

Ум "проникает в сердце" вместе с вдыхаемым воздухом, следуя за ним
вдох и выдох связываются с ударами сердца, а каждое слово молитвы произносится на один удар сердца

- если говорить современным языком, то при занятии исихазмом идет концентрация сознания на ритме дыхания и сердца, тем самым отключаясь от оценки мира. В свете последней информации ДК скажем - идет жертва нашим сознанием. Очень важный момент для виживания в ближайшие годы.

По мере продвижения в молитвенной практике подвижника начинает посещать состояние экстаза

совершенно верно, потому как при отключенном сознании человек испытывает наслаждение и тут речь не идет о Божьей благодати или каких то дарах. Это результат проделанных упражнений и Симеон Богослов совершенно правильно говорит о первом лишь шаге в духовных практиках. Большая часть практикующих были соврашены с истнного пути и пошли за этим состоянием екстаза - результат был плачевным. Только единицам удавалость не сорваться в поклонение чуству кайфа, скажем так, или по церковному говоря, впасть в прелесть. :)

Корни исихазма связаны с "метафизикой света"
- эту науку с ее выводами и раскладами тщательно скрывают от простого народу, потому как она много объясняет, а именно превращение нашего тела в качественно новое состояние на генетическом уровне. Но главное чего боится система порабощения, в которой мы все живем, так это истинной свободы, что дает человеку эта информация, вернее ее использование.

Еще одной предпосылкой становления традиции христианской духовной практики было библейское, ветхозаветное представление о природе человека, согласно которому всё в человеке является творением Бога и, соответственно, связано с Богом. Бог присутствует в человеке не только в духе, но в такой же мере в душе и в теле
Тут причина скорее не в ветхозаветных писаниях или понимании их христианами, а именно способностью восточного мировозрения понимать или скажем чувствовать Божественную суть всего сущего. Туже Библию разные люди понимают по разному и как бы вы не старались так и будет, потому что сознание наше это производное нашего поля которое качественно отличается в разных частях этой планеты.

Апостол Павел продолжил традицию ветхозаветного учения о природе человека. Разделяя, с одной стороны, человека на "внутреннего" и "внешнего"

- это же продолжает в своих лекциях и Николаевич, постоянно говоря о том, что мы должны жить в двух логиках и соответственно себя вести на внешнем и внутреннем планах.

Проблеме телесности посвящен специальный трактат "О воскресении плоти"
эти моменты очень важны для многих людей, но многие считают их чуть ли не главным в христианстве. Безусловно это шаг через который проходят те, кто стал на путь духовного развития, но это лишь техническая сторона дела, этакий побочный эфект приближения к Божественному и не больше. Феномен нетленности человеческих останков наблюдали как в последователях христианских традиций, так и буддизма. Но находятся даже "умники" что спорят о святости одного пути, и греховности другого. Они просто не читали зеленые книжечки :D, где СНЛ просто и доступно объяснял, что это все происходит, когда человек вышел на тонкие планы. По мере выхода человека на тонкие планы, материальный мир для него становится все менее реальным, и все более прозрачным. Его способность управлять временем и пространством увеличивается, но мышление такого человека качественно отлично от нашего. И тут как раз и "зарыта собака" - как раз главный момент, как Николаевич говорит ключ к выживанию, который каждый может заполучить. В настоящее время читаю работу Сарла Колмэна и с приятным удивлением вижу, что человек совершенно четко почувствовал смысл происходящего и пишет о том же, что и СНЛ, но своими словами - от дуальности мышления надо отказываться СРОЧНО, так как время сейчас другое, то есть без концентрации на Божественном нам просто не выжить.

Любви и терпения всем нам. :wub:
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#8 vova0007 » Вс, 17 июня 2007, 13:40

Агния писал(а):Говорят, что Душа прекрасна даже не будучи преображенной.

:) просто посмотрите на себя и мир вокруг - это и есть ваша душа. :wub:
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#9 Miriam » Пн, 18 июня 2007, 7:02

Здравствуйте vova0007!
Вы смелый человек, если занимаетесь Иисусовой молитвой с привлечением физических техник. На мой взгляд (и не только на мой), люди в миру не могут настолько отрешиться для подобных занятий.
"Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом. Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца."
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/mol_jizn/life7.htm
Это только одна статья, что первая попалась в инете. Может у Вас есть дополнительная информация, на основании которой Вы решили это практиковать? В любом случае удачи Вам.
P.S.У нас в иконной лавке есть огромная, неподъемная книга об Иисусовой молитве, где собраны труды многих ее делателей. Я вот давно на нее кошусь и купить хочу... Все никак не решусь. После Вашей темы наверное рискну. И если чего, Вам буду писать длинные письма с предостережениями :lol: А то чего мы все будем делать если Вы пропадете и не будете выходить на связь? :lol:
Miriam
Сообщения: 461
Темы: 3
Зарегистрирован: Вт, 6 февраля 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

#10 Miriam » Пн, 18 июня 2007, 7:55

Хочу рассказать собственный маленький опыт. Правда не про Иисусову молитву, а "Богородица Дева радуйся".
В наших краях был крестный ход. Пять часов по земному времени, по ощущениям как один миг и безвременье. Постоянное пение этой молитвы. Очень отрывает от всего. В такие моменты начинаешь понимать душою то, что до этого понимал сознанием. Что такое положить на Божью волю? Что такое беззащитность? Ты ощущаешь как любовь разлита в пространстве. В общем это нечто! Советую всем попробовать если будет такоя возможность (без предрассудков о том, что этим занимаются только православные-ортодоксы).
Miriam
Сообщения: 461
Темы: 3
Зарегистрирован: Вт, 6 февраля 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

#11 vova0007 » Пн, 18 июня 2007, 10:15

Miriam писал(а):В такие моменты начинаешь понимать душою то, что до этого понимал сознанием.
Очень важно Miriam в такие моменты отстранится от всякого понимания. Сознание может что угодно включить вам - что вы уже на небесах и пьете чай с Архангелом Михаилом и т.д. Вот почему церковь и советует строго иметь наставника в этом трудном деле. Вы почитайте статистику уверен не точную найдете, но увидите что в монастырях и обителях практически единицы достигали результатов какого то более менее духовного развития, отстальные же терпели неудачу, опять таки из за своих благих как я думаю желаний. Поэтому лично я иду за чувством в душе и не стремлюсь достичь полного просветления за пару лет.
А время то поджимает ;) :D :wub:

Я хоть и сплю на гвоздях(через двойную простынь - больно :D ) но не считаю что уже могу по воздуху летать :) это элементарное, что человек может себе позволить в быту. Вот кушать когда голоден только я еще не могу привыкнуть, так как жизнь ломит под себя своими планами и расписаниями. Что же касается Иисусовой молитвы, то обычно сутра по дороге на работу мин 30 ( при этом слушаю аудио от СНЛа) и днем когда возникает чувство помолится, а так чтобы практиковать у меня еще нет.
Надо делать быстно, но не спеша, стремиться, но желая ничего - вот искуство и здесь внутреннее чувство единственный поводырь твой, надо лишь научиться слушать его.
vova0007
Автор темы
Аватара
Сообщения: 4190
Темы: 95
Зарегистрирован: Пт, 22 апреля 2005
С нами: 19 лет

#12 ЛешЫй » Пн, 18 июня 2007, 11:28

Так случилось, что после просмотра фильма "Остров", где Мамонов повторял слова Иисусовой молитвы, у меня само собой появилось желание постоянно повторять "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". Это было похоже на какой-то крик души (или скорее мерный и тихий стон), я повторял ее везде - по дороге на работу, в транспорте, перед сном, причем это происходило абсолютно без какого-то волевого импульса с моей стороны. Была какая-то острая необходимость, это само рвалось изнутри. Где-то может быть через месяц оно само собой ушло, а у меня потом был невероятный взлёт (за ним, правда, еще больший спад, но это мелочи:))
ЛешЫй
Аватара
Откуда: Киев
Сообщения: 275
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 8 декабря 2005
С нами: 18 лет 4 месяца

#13 drovosek » Ср, 20 июня 2007, 0:07

vova0007,
Доброе время суток!

Тема, Вами заявленная, очень интересна и обширна. Позволю себе пока короткий комментарий.
vova0007 писал(а):Ум "проникает в сердце" вместе с вдыхаемым воздухом, следуя за ним
вдох и выдох связываются с ударами сердца, а каждое слово молитвы произносится на один удар сердца

- если говорить современным языком, то при занятии исихазмом идет концентрация сознания на ритме дыхания и сердца, тем самым отключаясь от оценки мира. В свете последней информации ДК скажем - идет жертва нашим сознанием
Для точности нашего понимания, уточним, что «УМ» - это не разум, это аджна, Третий глаз. Ум - Логос. Смысл – подчинение низшей чакры – анахаты, высшей – аджне. Если чистота анахаты соответствует – происходит переключение (повышение осознания) с сердечной чакры на Третий глаз. Думаю это принципиально важно – не понижение, а восхождение.
То что касается синхронизации ритмов, думаю вы правы: замедление дыхания, замедление сердцебиения, остановка внутреннего диалога (установление ментальной тишины). В подтверждение первого: при этой практике ум обыденный (разум) устраняется, а не куда-либо перемещается. Иначе можно и крышу сдвинуть.
vova0007 писал(а):По мере продвижения в молитвенной практике подвижника начинает посещать состояние экстаза
То же эффект описан и у Кастанеды, при его выходах на видении «человеческой полосы». По сути – это прямое замыкание эго самого на себя. Вот оно и впадает в блаженный ступор.
vova0007 писал(а):Корни исихазма связаны с "метафизикой света"
- эту науку с ее выводами и раскладами тщательно скрывают от простого народу, потому как она много объясняет, а именно превращение нашего тела в качественно новое состояние на генетическом уровне. Но главное чего боится система порабощения, в которой мы все живем, так это истинной свободы, что дает человеку эта информация, вернее ее использование.
Вот тут я с вами поспорю. Вопрос о чьей-то злономеренной воле дело сложное. Мне кажется всё несколько проще.
Повсеместное овладение практикой исихазма означало бы неизбежную смену исходной доктрины. Т.е. признание современных догматических положений недостаточными и, даже, частично ложными. По моему убеждению практика исихазма существует не благодаря действующей доктрине РПЦ, а вопреки ей. Потому в том или ином виде достигшие реального успеха в исихазме существуют либо в виде юродивых, либо в виде старцев. И те, и другие пребывают на периферии современного православия. Расхождения с догматикой в данном случае оставляются вне обсуждения каждой из сторон. Но по разным причинам. Исихастам догматика уже неинтересна, а официальной части того и надо - её устраивает та, что есть. Так и действует негласный договор ещё с дореволюционной поры: мы вас не трогаем, а вы к нам не лезете. Прихожан хватает. Работы - выше крыши, ну куда сейчас до новых догматических споров!
vova0007 писал(а):Еще одной предпосылкой становления традиции христианской духовной практики было библейское, ветхозаветное представление о природе человека, согласно которому всё в человеке является творением Бога и, соответственно, связано с Богом. Бог присутствует в человеке не только в духе, но в такой же мере в душе и в теле
С вашим комментарием к этому в целом согласен. Дополню от себя только одно. Положение, что человек творение Бога, и то, что Бог присутствует в человеке, по догматике православия не связано друг с другом. Более того. Бог противопоставлен всему тварному и потому НЕ присутствует ни в душе, ни тем более в теле. Это главный постулат теизма. И именно он противоречит в корне ПРАКТИКЕ исихазма. Почему я и утверждаю, что не благодаря, а вопреки.
vova0007 писал(а):Апостол Павел продолжил традицию ветхозаветного учения о природе человека. Разделяя, с одной стороны, человека на "внутреннего" и "внешнего
Да, уже апостолы поняли, что Ветхозаветный принцип тварности ограничивает их возможности объяснить суть и Божьего промысла, и, в особенности, Божественной любви. Но исходная зависимость от рамок иудаизма довлела над ними тогда и довлеет над нами сегодня. В этом отношении показательна судьба учения Оригена. Плохо ли, хорошо ли, но он попытался обосновать неразрывность и внутреннюю непротиворечивость христианства. Но как при жизни его гоняли по христианской ойкумене, так и после попытались предать забвению. Хорошо хоть часть христиан поняла его правоту и осталась ему верна. Причём не какие-то новостильцы, а именно, так называемые Древние Восточные церкви, они же православные не-халкидонские церкви: Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь; Сирийская (Православная якобитская) церковь; Коптская (Православная) церковь; Эфиопская (Православная) церковь; Эритрейская (Православная) церковь; Маланкарская Православная церковь; Маланкарская Православная Сирийская церковь; Независимая Якобитская Церковь Малабара. Показательно, что это и первые христианские церкви, и признаются старшими над РПЦ.
Так что нашим форумчанским православным впору задуматься, прежде чем ссылаться на Священное Писание. Догматическое расхождение Лазарева с РПЦ – да. Расхождение с христианством вообще – ещё надо посмотреть.
vova0007 писал(а):Проблеме телесности посвящен специальный трактат "О воскресении плоти"

Трактата этого пока не читал. Но в том же Оригене есть рассудения, вполне логично решающие эту проблему в рамках христианской догмы.

Пойду, дальше подумаю.
Удачи!
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#14 drovosek » Ср, 20 июня 2007, 0:11

Miriam,
Здравствуйте!

Не могли бы Вы указать наименование той книги, что приметили в своей церковной лавке. Думаю администрация форума не сочтёт эту ссыку рекламой. А я буду Вам очень признателен.
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#15 Miriam » Ср, 20 июня 2007, 10:59

drovosek
Здравствуйте!

Книга называется "Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий" 2005г. - вообще-то это сборник из 4-х томов. Автор-составитель Николай Новиков.
Я купила только первый, лишь немного полистала, но мне очень понравилось. Написано как для мирских. Все понятно, доступно, просто.

Серия книг в которую входит этот сборник называется "Путь умного делания".

В нее (в серию) входят такие книги:
1. "О молитве Иисусовой и Божественной благодати."
Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского)
2. Собственно этот сборник. (Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней.)
3. "Самопознание. Теория и практика аскетизма." (Там подробно рассматривается деятельный период подвига).
4. "Старчество на Руси. История духовной традиции".

По поводу серии информация расположена в конце книжки. И на момент выпуска книги (2005г.) последние две книги были в работе и еще не выпускались.

Это была вовсе не реклама :) Я просто очень довольна покупкой :roll:
Miriam
Сообщения: 461
Темы: 3
Зарегистрирован: Вт, 6 февраля 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

#16 drovosek » Чт, 21 июня 2007, 1:56

Miriam,
Доброе время суток!

Большое спасибо за информацию. Похожу и поищу.
Удачи!
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#17 ines-ik » Чт, 21 июня 2007, 7:41

drovosek.
"По моему убеждению практика исихазма существует не благодаря действующей доктрине РПЦ, а вопреки ей. "
Тоже так думаю. И мне до сих пор странно, что это не объявили в свое время ересью...
А может быть инстинктивно это было сделано... Вы совершенно правильно отметили - исихастам уже не до догматики. Им не интересно. Может быть, это такой уравновешивающий чувственный полюс?...

Miriam
Спасибо за информацию.:)
ines-ik

#18 Miriam » Чт, 21 июня 2007, 14:06

drovosek писал(а):Большое спасибо за информацию. Похожу и поищу.
Удачи!
Ines-ik писал(а):Спасибо за информацию.
Большое пожалуйста, всегда рада, когда бываю полезной :?

drovosek
Я не согласна с Вашим высказыванием:
drovosek писал(а):По моему убеждению практика исихазма существует не благодаря действующей доктрине РПЦ, а вопреки ей.

Считаю что, РПЦ и исихазм соотносятся друг с другом как озеро и горный ручей. Берега озера населены множеством людей, ведь там жить комфортно и удобно, многие даже не знают, что вокруг, в горах, есть такое чудо, как горные ручьи с чистейшей и целебной водой. Кто-то знает, но в силу различных причин или не ищет их, или ищет и не находит… Тропки ведь узкие и поддаются только самым упорным и неутомимым искателям…
Вы же понимаете, что учение исихазма не для широкого круга, не для массового потребления, никто его никогда не популяризировал, а относился скорее с благоговением, как к сокровенной тайне-тайн.
В XIVвеке жил монах Варлаам Калабрийский – ученый и философ. Он был идейным противником исихазма, и продвигал свою ересь, так сказать в массы. Так вот его учение было признано ересью и осуждено, предано анафеме на Константинопольском Соборе 1341г. Таким образом, исихазм как был, так и остался незыблемой частью православия.
Исихазм – это в первую очередь его последователи, те, кто практиковал его на своем пути. Симеон Новый Богослов, свят. Григорий Палама, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, Паисий Величковский, преп. Исаак Сирин, Силуан Афонский – это только самые известные его представители, всемерно почитаемые РПЦ. Так о чем тогда речь?
Еще мысль такая…
Мне кажется, что когда на форуме используют аббревиатуру РПЦ, подразумевают только некую организационную структуру, причем за конкретный исторический отрезок 19-20 вв., в крайнем случае 18-20 вв., напрочь отсекая более раннюю Церковь. РПЦ – это не та суеминутность, которую мы подразумеваем, это, на мой взгляд, большая ошибка. РПЦ – это не только и не столько новое и новейшее время, это в первую очередь, Древняя Церковь, у истоков которой стоял Андрей Первозванный. Относясь пренебрежительно с РПЦ, мы забываем, что Великие Святители Сергий Радонежский, Серафим Саровский и множество других известных и не очень, да и совсем неизвестных угодников Божьих – это неотъемлемая часть РПЦ. Надо быть аккуратнее в высказываниях…
Miriam
Сообщения: 461
Темы: 3
Зарегистрирован: Вт, 6 февраля 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

#19 drovosek » Пт, 22 июня 2007, 1:04

Miriam,
Доброе время суток!
:? :? :? Сердечное спасибо! Впредь постараюсь быть аккуратнее.

Однако это не означает, что я согласен с Вашим возражением по существу вопроса. Упомянутый Вами Варлаам Калабрийский осуждён, как бы мы сейчас сказали, за перегибы. По итогам инспекционной проверки опыта исихазма он уподобил его болгарским богомилам. В своё время крайне влиятельному течению радикального христианства. Для характеристики его достаточно уже того, что богомилы являются прямыми духовными отцами тамплиеров. Богомилов ещё в 970 году подверг критике болгарский священник Косьма, который писал: "Они говорят, что все существует по воле дьявола: небо, солнце, звезды, воздух, человек, церкви, кресты; все, что происходит от Господа, они приписывают дьяволу; одним словом, они считают что все, существующее на земле, одушевленное или неодушевленное, происходит от дьявола". Несколько гиперболизировано, но, действительно, богомилы, подобно "манихейцам", признавали дуалистическую природу мира. Неприемлемым для официальной церкви было и то, что богомилы, абсолютизируя христианские догмы, доводили их до логического завершения - до отрицания императорской власти, до призыва к уничтожению государства, как такового, и неподчинения начальству, до объявления самой церкви местом пребывания сатаны. В общем, набор обвинений тот ещё! Но к тому времени богомилов уже истребили, да и до тамплиеров добрались. Так что реакция не прошла.

Но суть не в этом. А в том, что есть теория вероучения – догматика, а есть практика. Практика веры много шире догматики. Потому как сфера рационального иерархически подчинена сфере воли (она же сфера веры), и вера может много больше, чем способен смоделировать разум. Тем более, что применяемые «модели» обусловлены текущей научной парадигмой и социальными условиями.
В итоге, за явной святостью, отрицать правоту приверженцев исихазма было невозможно. Кроме того, в те времена ещё было популярно учение гностиков, с которым исихазм во многом совпадает. Но те времена прошли. Гностицизм отвергнут. Утвердились куда как более простые догматы. А вот с ними исихазм уже начинает расходиться. Конечно, есть лазейка: объявить всё волей Божьей. И никаких тебе объяснений про практически достигаемое восприятие Первоначала. Про Фаворский Свет, пребывающий в человеке, и много другое, что противоречит положению о богоотделённости человека. А, по сути, о тварности мира. Ибо если Творец и творение единоприродны, то тогда это уже не творение, а рождение. И человек это не муха в банке, за которой надзирает всеприсутственное недреманное око, а часть «Бога». А за этим идёт отрицание личности «Бога». Это уже переход к «Абсолюту», к «Единому» неоплатоников. И прочее.
Но поскольку сторонники исихазма есть либо отшельники, либо молчальники, либо иные «нестяжатели», то их со временем стали больше терпеть, чем привечать. И когда я говорю «вопреки, а не благодаря», то говорю о последних временах.
Во всём сказанном я вижу один положительный момент: практика исихазма по своей сути не нуждается в современной догматике. Для исихазма догматика, как для ракеты стартовая ступень, - часть, которая в обязательном порядке отбрасывается. Потому ищущий, да обрящет!
Удачи!
drovosek
Мыслитель года
Аватара
Сообщения: 9958
Темы: 122
Зарегистрирован: Сб, 12 мая 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#20 Miriam » Пт, 22 июня 2007, 12:51

drovosek
Здравствуйте!
drovosek писал(а):И когда я говорю «вопреки, а не благодаря», то говорю о последних временах.

С этим трудно не согласиться. Вот мы и нашли согласие. И Вам удачи!
Miriam
Сообщения: 461
Темы: 3
Зарегистрирован: Вт, 6 февраля 2007
С нами: 17 лет 2 месяца

След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php