Венчание

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Айрим » Вс, 6 мая 2007, 14:07

в продолжении темы Ювелиры "В горе и в радости"...
уважемые модераторы, если тема не соответствует ОР, перенесите, пожалуйста.

//Во все времена православным священнослужителям и миссионерам приходилось не только утверждать положительные истины веры, но и трудиться над опровержением тех предрассудков, суеверий, ложных взглядов, утвердившихся в народе вследствие духовной неграмотности или целенаправленного искажения православной веры различными лжеучителями. Одной из вероучительных истин, наиболее подвергающихся искажению, является православное учение о Браке.

Еще труднее понять это учение современному человеку, потому что со всех сторон нам предлагают совершенно другое, порою прямо противоположное христианскому понимание семьи, брака, личных взаимоотношений. Среди молодежи все чаще практикуется сожительство не только без венчания, но и без гражданской регистрации, не говоря уже о том, насколько мало светских людей в наше время стремиться к сохранению целомудрия до брака, хранению супружеской верности. Рассматривая отношения мужчины и женщины исключительно как средство получения плотских наслаждений, многие вообще считают какие-либо обязательства лишними, и брак ненужным, а на замечания касательно греховности таких отношений отвечают: "а что плохого в том, чтоб было хорошо?".

В том то и дело, что "хорошо" вследствие греха не будет никогда. Господь даровал нам заповеди не по прихоти своей, чтоб заставить нас себе повиноваться, а исключительно по любви к нам, как бы предупреждая о той опасности что подстерегает нас на жизненном пути. В чем же опасность блудной жизни? Дело в том, что человек состоит из тела, души и духа. В браке муж и жена, становясь "одною плотью", соединяются на душевном и духовном уровне. Душевное общение близких людей не прекращается даже на значительном расстоянии. Каждая мать знает как "болит душа" если ее ребенку плохо, даже в том случае, если она еще не знает о случившейся беде. Так же любящие муж и жена душевно и духовно сродняются и это новое, духовное единение служит еще большему укреплению семьи и радости в семейной жизни. Люди, имеющие положительный опыт семейной жизни подтверждают это.

Когда человек вступает в незаконную связь, как бы ему не хотелось, чтоб эта связь оставалась только телесной, между ними возникает и духовная. Телесную связь разорвать легко, духовная остается. Чем больше у человека было блудных "браков", тем запутанней клубок этих неразорванных связей, тем непонятней причины внезапно свалившихся заболеваний, душевных расстройств, рождения больных детей от вполне, казалось бы, здоровых супругов. И тем сложнее будет создать полноценную семью тому, кто до брака захотел "пожить вместе, чтоб проверить чувства".

Медицина до сих пор не в состоянии объяснить странное явление, называемое "телегонией", в результате которого потомство может унаследовать признаки (и болезни) от тех партнеров, телесная связь с которыми давно разорвана. С точки зрения генетики такого быть не может! А почему это происходит? Ответ дает нам священное писание "Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть". (1Кор.6:16). Что же делать тем, кто уже потерял целомудрие до брака, неужели вместе с ним потеряна надежда на создание нормальной семьи? К сожалению, избавиться от последствий греха не так просто, но если прибегнуть к помощи Божией к таинствам Церкви, возненавидеть грех, и исправившись, изменить свою жизнь, возможно, что Господь поможет через покаяние вступить в счастливый христианский брак.

Следует различать брак сам по себе и таинство Брака, или как его сейчас называют Венчание. Сам по себе брак установлен задолго до появления христианской церкви, первый брак был благословлен Богом еще в раю между Адамом и Евой. Сам Христос был на браке в Канне Галилейской, и благословил его, хотя никакого "венчания" тогда не было. Ветхозаветное заключение брака состояло в объявлении при свидетелях, перед обществом, жениха и невесты мужем и женой и это объявление при взаимном согласии супругов делало брак законным. Поэтому нельзя считать невенчанный брак блудом. Если один из супругов уверовал и обратился к православию, а второй не желает венчаться, это не повод к прекращению супружеской жизни и распаду семьи. Согласно Определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года никто не имеет права не допускать к причастию человека на основании того, что он не венчан, если он состоит в гражданском зарегистрированном браке, а вторая половина венчаться не хочет. (иное дело, если люди, считающие себя православными христианами, сожительствуя уклоняются от венчания по каким-то личным соображениям. Духовник, понимая свою ответственность за души пасомых, может, по причине их непослушания Церкви и нежелания воспользоваться даром Божиим, не допустить к причастию до тех пор, пока не решат заключить законный брак и обвенчаться.)

В нашей стране такие ситуации встречаются довольно часто, и из-за "ревности не по разуму" действительно часто распадаются семьи, а с другой стороны мы знаем много примеров, когда терпение и любовь приводили к Богу самых закоренелых атеистов. То же и в отношении постов: иногда "ревностные" христианки начинают принуждать к соблюдению продолжительных постов своих неверующих или маловерующих мужей, которые к этому подвигу еще не готовы, и тем дают повод для прелюбодеяния и развода. Со стороны мужчин, хотя и реже, тоже иногда допускаются подобные ошибки. "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" … "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы". (1Кор.7:5-14) Вообще послания Ап. Павла - драгоценный клад мудрых советов, в.т.ч. касающихся вопросов брака и семейной жизни, и всем христианам следует почаще перечитывать их, так же как и другие книги священного писания и творения святых отцов Церкви."Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам." (свт. Иоанн Златоуст)

Что касается венчания, или таинства Брака, как и любое другое таинство Церкви, оно начало совершаться после Пятидесятницы, сошествия Духа святого на Апостолов, которые получили власть не только сами совершать таинства, но и передавать эту благодать по преемству через рукоположение следующим поколениям епископов и священников. Удивительно то, что в древней Церкви первых веков нет какого либо специального отдельного обряда, подобно тому, каким сейчас совершается венчание. Брак совершался при всей церкви, во время литургии молодожены стояли в храме, вместе причащались и после причастия епископ или священник объявлял их мужем и женой, преподавая благословение на семейную жизнь.

Печально слышать от некоторых венчающихся просьбы повенчать их "отдельно", так чтоб в храме никого, кроме них не было. Это происходит оттого, что человек не ощущает себя действительным членом Церкви, общины, стыдиться других верующих, не желает свою радость разделить с кем-то еще, а порою из суеверных предрассудков боится, что кто-то может помешать совершению таинства.

Когда церковная организация получила от государства (вначале в Византии, а оттуда эта практика была перенесена и на Русь) полномочия по регулированию всех в том числе и правовых отношений, связанных с вопросами брака, а также по мере ослабления евхаристической и общинной жизни верующих в христианских империях, постепенно произошло выделение таинства Брака из Евхаристии в отдельный обряд венчания, который совершается отдельно от литургии, и на первый взгляд с ней не связан. Но если присмотреться внимательно к чинопоследованию таинства Брака, то мы в нем найдем структуру, очень близко напоминающую структуру Литургии, а преподавание общей чаши после молитвы "отче наш" напоминает причастие, которое в древности принимали брачующиеся во время совершения таинства Брака на литургии. Ввиду этого нет никаких сомнений в чрезвычайной важности причащения жениха и невесты перед венчанием, ибо подлинное духовное единение, к которому стремятся христиане в браке невозможно вне евхаристии. Да и после венчания без благодатной евхаристической жизни вряд ли возможно сохранение чистой любви и достижение тех отношений, для достижения которых и совершается Таинство.

Да и после венчания без благодатной евхаристической жизни вряд ли возможно сохранение чистой любви и достижение тех отношений, о которых просят Бога брачующиеся. Обыкновенно, говоря о благословенном христианском браке, упоминают о том, что Брак - это таинство, в котором мужчина и женщина, при свободном волеизъявлении и обещании взаимной верности получают от Бога благодать, укрепляющую их союз, помогающую, храня целомудрие, (Святитель Иоанн Златоуст, согласно со многими отцами церкви под целомудрием понимает не только девство, но и хранение супружеской верности "Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе") рождать и воспитывать детей, помогая друг другу на пути спасения. Но есть еще одна, часто ускользающая от человеческого взгляда сторона в таинстве брака, о которой прекрасно сказал протопресвитер Александр Шмеман: "истинный смысл и сущность его не в том только, чтобы дать "религиозную санкцию" на брак и на семейную жизнь и подкрепить семейные добродетели сверхъестественной благодатью. Сущность таинства этого в том, что "естественное" супружество оно вводит в "великую тайну Христа и Церкви", наделяет супружество новым смыслом. И преображает оно не только супружество как таковое, но и всю человеческую любовь". Только исполнившись такой, преображенной Духом, крестной, жертвенной любви, можно достигнуть чистого единодушия в браке. И эта любовь, что выражается в священном писании как образ Любви Христа и Церкви (Еф, 5 гл.) недостижима вне евхаристии.

Не только страстная влюбленность, что возникает спонтанно, вспыхивает ярко и так же внезапно угасает, но и серьезное чувство, основанное не только на телесном влечении, но и на единстве духовных ценностей и возвышенных стремлений не выдерживает испытания на прочность, переходя в неприязнь. В совместной жизни обнажаются страсти человека, его поврежденная природа, которая может неприметно для других людей дремать и до поры до времени не обнаруживаться во всей ее неприглядности. Православным людям не понаслышке известно, как легко "любить человечество", и как трудно порою бывает полюбить того, кто рядом, с его "характером", привычками и недостатками. Любить невзирая ни на что, так как любит Христос, может только Бог. И человек, в котором живет Христос, кто через Евхаристию вступил в область таинственного благодатного единения с ним. ((Гал.2:20) и уже не я живу, но живет во мне Христос.) Эта истинная любовь является плодом, взращенным со многим терпением в мужественной борьбе со страстями, (Лк. 8гл.) из того благодатного семени Духа Святого, что дается супругам при Венчании.

Как преподается и действует благодать в таинстве Брака, сказать сложно, ведь Благодать Духа святого — это не безликая сила или энергия, это действие свободной Личности - Любящего и Милостивого, но исходя из того, что мы знаем, можно провести некую параллель с таинством крещения. При крещении человек получает семя обновленной жизни, но это не является гарантией того, что он всегда останется чистым и верным Богу, необходим дальнейший подвиг христианской жизни, совершаемый при помощи благодати Божией. Только при этом условии человек достигнет спасения, которое является целью крещения. Только при условии евхаристической жизни семьи как малой церкви возможно достижение истинного, непреходящего семейного счастья, основанного на вечной Христовой Любви.

Составляя одну плоть, <супруги> имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами, даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел; большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода, так и не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи Великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога (Свт. Григорий Богослов)//

Протоиерей Евгений Пейков
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 1 месяц


#3 Айрим » Чт, 7 июня 2007, 19:21

КТБ18
на здоровье :) :wub:
КТБ18 писал(а):Я, как и многие, считала что заключение брака, т.е. штамп в паспорте ничего не значит, только прибавляет проблем, т.к. люди чувствуют себя защищенными с юридической точки зрения, и больше требуют, чем отдают. Это наверное сидит в подсознании. Сегодняшнее бракосочетание это юридическая процедура
в большинстве случаев так и есть... + составление брачного договора... (каюсь, сама подумывала) :(
КТБ18 писал(а):А нужно то благословение Божье
еще (или как проявление) - родительское :)
для себя много полезного про начало семьи, построение отношений между мужчиной и женщиной, брак и венчание, семейную жизнь, супружеские отношения нашла вот на этом сайте http://www.zavet.ru/deti/brak/
чуть скопирую про разнообразие браков :)
//В католическом богословии брак понимается в значительной мере как договор. С точки зрения католиков, брак есть договор двух сторон о союзе, и само таинство брака понимается как некое заключение договора. Конечно, это не значит, что католики не понимают благодатного устроения брака в таинстве или не имеют духовного восприятия жизни, но и здесь присутствует чуждый Православию юридизм. И это очень существенно для понимания православного восприятия брака. Если брак есть договор, то он действителен до тех пор, пока живы вступившие в договор стороны. Если это есть договор, освященный Богом и имеющий, таким образом, некую абсолютную силу, то этот договор нерасторжим. Поэтому у католической церкви нет и разговора о разводе. Никакой церковный развод невозможен, потому что это было бы нарушением договора, скрепленного благодатию Божией. Но если один из вступивших в брак умер, то договор теряет свою силу и возможен второй брак.

Православный взгляд на брак совершенно иной. Брак не есть договор, он есть таинство, дар любви, неразрушимый, Божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть категория духовная, событие духовной жизни. Поэтому древним христианам совершенно было чуждо понимание таинства брака как некоего момента заключения договора. Они воспринимали таинство именно как принятие благодати Божией.

Юридический брак или брак ветхозаветный отличается от христианского брака именно тем, что брак языческий заключается между язычником и язычницей, а брак христианский - между христианином и христианкой. Это не тавтология, но очень существенный, хотя достаточно тонкий момент. Брак имеет свое достоинство в зависимости от того состояния, в котором находятся брачующиеся стороны. Какие люди и как вступают в брак - вот что важно для достоинства брака. Если они приходят с пониманием языческим, то это будет языческий брак, если они приходят как христиане и просят дар благодатной любви, дар Святого Духа, если они способны дар этот принять в свое сердце, потому что они - христиане, потому что они члены Церкви Христовой, которая живет благодатной жизнью в единстве Тела Христова, тогда и эти христиане могут стать малой Церковью. И когда их венчают в плоть едину - это не есть лишь констатация плотского единства, но это есть единство в едином Теле Христовом, которое есть Церковь. Такое понимание брака, такое единство возможно только внутри Церкви, в составе Тела Христова, когда и жених и невеста являются чадами Божиими, чадами Церкви, и тогда их брак и будет христианским, тогда только он и будет таинством. Поэтому древние христиане совершали это таинство во время евхаристии, когда они вместе со всей общиной приступали к Божественной евхаристической Чаше, и епископ, и вся община, и сами они сознавали, какой дар они просят здесь у Христа: соединить их друг с другом в союз любви неразрушимый, вечный союз любви Божественной. Об этом просила вся Церковь. Это и было моментом такого облагодатствования их, т.е. моментом совершения таинства//


КТБ18 писал(а):тема семьи не соответствует ОР

Татьян, мне видится, степень готовности к восприятию такой информации у всех разная. это приведет к кривотолкам. кому нужно, тот заглянет (приведут :D ) и в этот раздел :wub:
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 1 месяц

#4 Рена » Сб, 30 июня 2007, 23:31

Айрим cпасибо :wub: многое прояснилось в моей голове :unsure:
Рена
Откуда: Прага
Сообщения: 155
Темы: 5
Зарегистрирован: Пт, 3 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца

#5 Агния » Вс, 1 июля 2007, 19:39

Айрим
:)
Спасибо за статью :)
что касется телегонии, то весной в интернете было научное опровержение этому явлению.
Не знаю смогу ли сейчас найти ссылку, если найду то обязательно запощу. :)
Агния
Сообщения: 39
Зарегистрирован: Пн, 23 апреля 2007
С нами: 16 лет 11 месяцев

#6 Айрим » Вс, 1 июля 2007, 21:53

Рена
:) :wub:
:unsure: - у тебя в чем-то сомнения появились?
Агния
пожалуйста :)
думаю, упоминание о телегонии не есть суть статьи.
а для общего развития ссылка будет интересна, спасибо
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 1 месяц

#7 Рена » Ср, 4 июля 2007, 1:51

Айрим писал(а):у тебя в чем-то сомнения появились?


Айрим :) да нет, все понятно, это как бы надеюсь, что прояснилось - иногда бывает, что вроде понимаешь, но уже ничего не понимаешь :ninja: вот эт загнула :) короче, надо переработать информацию.
спасибо еще раз :wub:
Рена
Откуда: Прага
Сообщения: 155
Темы: 5
Зарегистрирован: Пт, 3 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца

#8 Айрим » Пн, 26 ноября 2007, 10:45

Что такое гражданский брак?

— Батюшка, что такое гражданский брак?

— Мы живем в такое время, когда у большинства людей совершенно отсутствуют четкие понятия о добре и зле. Сознание искажено, помрачено грехом. И это наше извращенное сознание отражается прежде всего в нашей речи, лексике, который мы пользуемся, — повсеместно происходит подмена понятий. Гражданским браком называется брак, заключенный по законам данного государства. Супруги, заключившие брак, имеют соответствующий документ, удостоверяющий его законность. Однако на извращенном языке современного общества «гражданским браком» называется незаконное блудное сожительство, причем эта болезнь захватила сейчас и старых, и малых,

Самое страшное: люди не осознают, что это грех. Как-то в храм пришла женщина, обратилась ко мне с одним вопросом. Из беседы с ней выяснилось, что она состоит в так называемом «гражданском браке». А ее вопрос был связан именно с этим. Я сказал, что это не брак, а на языке Церкви это блуд. Тут она как закричала на весь храм: «Как Вам не стыдно, Вы меня блудницей назвали, я никогда блудницей не была!»

И многие рассуждают примерно так: «Раз мы свободные люди, по добровольному согласию сошлись — никакого греха нет». Про таких людей говорят обычно: «Сошлись, живут». Такие «сходки» бывают обычно у собак или кошек.

— Батюшка, многие считают, что сейчас слишком тяжелое время для создания семьи, никто ни в чем не уверен. Некоторые просто вступают в сожительство, и они сами, и их родители считают, что это нормально. Так ли это?

— Вся беда в том, что у нас нет веры, нет страха Божьего — страха отпасть от Бога, нет упования на Промысел Божий. С Богом любые трудности переживаются легко. Брак перестал быть святыней. А то, что молодые люди боятся создавать семью, — это результат бездуховного воспитания детей. Нет доверия к человеку, с которым можно было бы прожить жизнь. Ведь вступление в брак — это всегда риск: узнать глубоко друг друга до брака вряд ли возможно. Семья — это еще и крест, семейная жизнь — крестоношение, и для нее необходимы такие качества, как терпение, мужество, прощение, смирение. Семья — это прежде всего труд, настоящая семья — это аскеза. А к подвигам современный человек не способен.

К сожалению, порой родители толкают детей на блуд: «Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь». Это — страшный грех. И грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить — посмотреть — присмотреться».

В нашей Церкви такие отношения традиционно воспринимаются как блуд. Об этом мы можем прочитать, например, в правилах святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийский, вселенского учителя Церкви (IV век). Правило 6 гласит: «Любодеяния посвященных Богу (то есть крещенных. — Прим, авт.) да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно, и еретикам не даст случая укорять нас в том, что якобы привлекаем к себе попущением греха». И в 26 правиле святитель Василий говорит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет». А епитимию святитель Василий установил за блуд такую: «Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн».

Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста.

— Сейчас некоторые не торопятся заключить официальный брак. Пожил с одной, пожил с другой, сошелся с одинокой, имеющей ребенка, — это обычное дело; к чему это может привести?

— К смерти души, к вечной муке, если человек не покается. Апостол Павел пишет: «...блудники... Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Нет ничего удивительного, что многие юноши и девушки не хотят создавать семью. Семья — это труд, а трудиться молодежь не приучена. Семья — это ответственность, А этого как раз страшатся молодые люди. Человек, который постоянно грешит, оказывается в плену своей страсти, становится одержимым, рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). А раб, как известно, ничего не имеет своего. Человек перестает быть личностью, перестает быть человеком.

— На что должен себя настраивать юноша, серьезно решивший создать семью. Как выбрать верную спутницу жизни?

— Юноша, как и девушка, должен настраивать себя на спасение. Ведь семья — это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Наш чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы — это не только венцы царские, это и венцы мученические (не случайно поется: «Святии мученицы...»); общая чаша вина — это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответственность за членов своей семьи.

Многие спрашивают, как выбрать спутницу жизни. Помню, моя бабушка говорила такую пословицу: «Выбирай коровушку по рогу, а девушку по роду». Некоторые скажут: «Да что там семья, я ее люблю и хочу жениться». Я тоже за то, чтобы браки совершались по любви, а не по расчету, но духовный расчет должен быть, то есть надо задать себе вопрос: «Смогу я спастись с этим человеком или нет?» Вот что в первую очередь должно волновать молодых.

По-разному люди встречаются в жизни: это находится всецело в ведении Промысла Божиего. Я, например, познакомился со своей супругой в храме. И знаю несколько пар, которые тоже в храме познакомились.

— Сейчас девушки чаще всего лишены каких-то религиозных и нравственных понятий. Они чувствуют себя слабыми, растерянными и больше всего на свете желают выйти замуж. Некоторые ради этого пытаются -«привязать» к себе юношу сожительством или даже беременностью. Правы ли они?

— Конечно, девушки, которые так поступают, не правы. Во-первых, семейная жизнь не должна начинаться с греха, с блуда. Самое главное в семье — это духовный союз мужа и жены, а не плотские утехи, которые рано или поздно, но прискучат. Во-вторых, скорее всего, юноша, с которым девушка впала в блуд, бросит ее. Этот закон жизни и описал Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». И мне много раз приходилось слышать подобные истории на Исповеди. Таким образом еще никто никого не удержал. То есть можно четко сказать: самый быстрый способ расстаться со своим парнем — это впасть с ним в грех блуда.

Как вести себя девушке, желающей выйти замуж? Какие обязанности возлагает на нее замужество?

— — Как вести себя девушке, желающей выйти замуж? Как подобает христианке: бегать от греха, от огня. Замужество налагает очень серьезные обязанности: по отношению к мужу — быть ему помощницей в спасении, по отношению к детям — воспитывать их в вере и благочестии.

— Многие расписываются в ЗАГСе, но не венчаются, хотя оба и крещеные. Как Церковь смотрит на такие союзы? В чем смысл венчания?

— Еще не так давно русский человек не мыслил создать семью без Божиего благословения, которое подается через Таинство Венчания. Даже в советское время люди венчались. У нас на левом клиросе была певчая Анна Михайловна (Царство ей Небесное). Родом она из Вологодской области. И она рассказывала, что в их деревне церкви уже не было, а жених звал замуж без венчания (он был коммунистом). Она сказала: «Без венца замуж не пойду». Тогда ему пришлось везти ее за несколько километров, чтобы обвенчаться. Вот как поступают православные христиане. К сожалению, в XX веке в России был разрушен народной жизни, прерваны традиции. Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством (об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ»), но все же семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. И верующие люди, которые состоят в невенчанном браке, ощущают свою ущербность, они даже каются в этом на Исповеди. Я знаю, что некоторые батюшки говорят, что венчаться не обязательно, достаточно гражданской регистрации. Но надо сказать честно: это мнение расходится с традицией нашей Церкви.

Если мы призываем Божие благословение на маловажные в духовном плане (например, квартиры, поездку, экзамены), то тем более помощь Божия необходима в таком важном деле, как брак. Через Таинство Венчания супруги получают благословение Церкви, Божие благословение на создание семьи. Не просто семьи (юридически оформленной), а семьи христианской, духовной. Через Таинство Венчания семья становится малой Церковью, у супругов появляется общая цель — взаимная помощь на пути к спасению. В Таинстве Венчания обоим супругам сообщается реальная сила — благодать, столь необходимая для счастливой семейной жизни.

Теперь подумайте: если люди не хотят венчаться и противятся Божественной благодати — грех это или нет? Ответ очевиден.

— Некоторые все же венчаются, но без Исповеди и Причастия. Ни до, ни после в храм не ходят, детей в благочестии не воспитывают. Как надо относиться к этому Таинству, готовиться к нему?

— Исторически Таинство Брака находилось в тесной связи с Таинством Причащения. В древней Церкви Брак освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Очень важно накануне Венчания исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Некоторые стараются причаститься в день Венчания, но ведь день Причастия нужно стараться проводить в тишине, богомыслии. Думается, что в день свадьбы вряд ли удастся избежать суеты, волнения, шума.

И еще надо знать: венчаться нужно до начала совместной жизни. Верующие люди не могут помыслить супружеские отношения без Таинства Брака. Поэтому после гражданской регистрации в этот же день надо и повенчаться. Но надо учитывать, что Венчание совершается, согласно Уставу Церкви, не каждый день. Об этом можно прочитать в любом православном календаре.

— «Браки совершаются на небесах». Но теперь под лозунгом свободы заключаются случайные союзы. Надо ли брать благословение на вступление в брак и у кого?

— Ничего случайно в нашей жизни не бывает. Все, что происходит с нами, бывает или по Промыслу Божьему, или по Божьему попущению. Поэтому, действительно, «браки совершаются на небесах». И в это надо верить. Если бывают какие-то трудности в семейной жизни, не складываются отношения, то верующий человек не должен сожалеть, что не на той женился или не за того вышла замуж, а он должен твердо верить, что именно эта жена или этот муж посланы тебе Богом для спасения, значит, по твоим грехам ты заслуживаешь именно такого супруга или супругу. И еще хочу сказать: если супруги венчанные, то они уже не могут, просто не имеют права друг друга не любить. Их союз подобен союзу Христа и Церкви. И осквернить этот союз, надругаться над Божественной благодатью — большой грех.

Благословение на брак берут у своего духовника (если таковой есть) и традиционно — у родителей. «Молитвы родителей утверждают основания домов», — сказано в Священном Писании. Родительское благословение имеет великую силу. Не случайно раньше, если кто-то из родителей был против намечавшегося брака, такой брак не венчали.

— Отец Василий, что бы Вы посоветовали людям, желающим создать семью?

Сейчас многие люди испытывают трудности в семьи, возникают вопросы: где познакомится, на ком жениться? Это понятно: мы живем в такое время, когда людей все разъединяет: социальное положение, воспитание, образование, достаток. И объединить нас может только Господь, только вера. Поэтому пожелать бы я хотел тем, кто хочет вступить в брак, искать верующего спутника жизни. Молиться, чтобы Господь послал такого человека, с которым возможно спастись. А если не находится такой человек, то положиться на волю Божию: может быть, кому-то и не надо вступать в брак — ведь у Господа для каждого человека уготован свой путь надо его почувствовать и по нему.

иерей Василий Вольский, руководитель отдела по духовному образованию и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 1 месяц

#9 Айрим » Пн, 26 ноября 2007, 10:49

подборка статей "Целомудрие и брачная жизнь"

http://www.orthomama.ru/cat22.htm
Айрим
Автор темы
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 18 лет 1 месяц


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php