Символика архитектуры храмов

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

  • 2

#1 Око » Пн, 29 июня 2015, 13:24

• Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
• Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
• Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
• Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
• Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
• Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
• Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
• Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
• Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
• Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери . Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Добавлено спустя 50 секунд:
Цвет купола также важен в символике храма.

• Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

• Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

• Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

• черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

• Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

http://optina-msk.ru/kateh/o-khrame-s-lyubovyu/do ... olika-khramov?showall=&start=3

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
Внутреннее устройство храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного.

Храм - есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного.

Храм - есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:
для священнослужителей, совершавших богослужение,
для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.
Изображение


1. Алтарь
2.Средняя часть храма
3.Притвор
4.Иконостас
5.Престол
6.Жертвенник
7.Горнее место
8.Ризница
9.Солея
10.Амвон
11.Клиросы
12.Пономарка
13.Паперти
14.Крыльцо и колокольня
15.Свечные ящики
Изображение

Добавлено спустя 2 минуты 39 секунд:
Алтарь [1] — главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа. божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа.
"Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол [5], жертвенник [6] и горнее место [7].

Иконостас ([4], пунктиром) — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон.
В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. Однако с течением времени алтарные преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем - Господом Иисусом Христом.
Иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон, каждый из которых имеет свое значение.
Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые — северными и южными. Иконостас обращен своей лицевой стороной, иконами на запад, к молящимся, к средней части храма, носящей название церковь. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.
Святые образы иконостаса закрывают алтарь от верующих, и это означает, что человек не всегда может общаться с Богом прямо и непосредственно. Богу благоугодно было положить между собою и людьми сонм своих избранных и прославленных посредников.

Иконостас устраивается следующим образом. В центральной его части помещаются Царские врата - двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них в Святых Дарах исходит Царь Славы Господь Иисус Христос для преподания причастия людям во время входов с Евангелием и на великом входе за литургий в предложенных, но еще не пресуществленных Честных Дарах.

При богослужении в иконостасе открываются Царские (Главные, центральные) врата, давая возможность верующим созерцать святыню алтаря - престол и все происходящее в алтаре.
На пасхальной неделе все алтарные двери бывают постоянно открыты в течение семи дней.
Кроме того, Царские врата, как правило, делаются не сплошными, а решетчатыми или резными, так что при отдернутой завесе этих врат верующие могут отчасти прозревать внутрь алтаря даже в такой священный момент, как пресуществление Святых Даров.

Ризница [8] - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.

Духовно ризница прежде всего символизирует ту таинственную небесную сокровищницу, из которой проистекают различные благодатные дары Божии, потребные для спасения и духовного украшения христиан.


Средняя часть храма [2], называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, тварный, чувственный мир, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный.

Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма - начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице

Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней.

Солея [9] — возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон [10] — полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл.
На самом деле Алтарь не оканчивается преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что все совершающееся в алтаре творится для людей, стоящих в храме.

Это значит, что алтарь отделяется от молящихся не потому, что они менее, чем священнослужители, которые суть сами по себе такие же земнородные, как и все, достойны находиться в алтаре, а для того, чтобы явить людям во внешних образах истины о Боге, небесной и земной жизни и порядке их взаимоотношения. Престол внутренний (в алтаре) как бы переходит в престол внешний (на солею), уравнивая всех пред Богом.

Клирос
Клиросы [11] — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов.
К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.
Клиросы символизируют пение ангелов, восхваляющих Славу Божью.

Притвор [3] есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.
В притворе, как правило, находится церковный ящик - место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений и венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимью (наказание) от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Паперти [13]
Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти.

Папертью называется площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паперть является образом того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

Паперть - это первое возвышение храма.
Солея, где стоят избранные из мирян чтецы и певцы, изображающие Церковь воинствующую и ангельские лики, - это второе возвышение.
Престол, на котором совершается таинство Бескровной Жертвы в богообщение, - это третье возвышение.

Все три возвышения соответствуют трем основным ступеням духовного пути человека к Богу:

первое - это начало духовной жизни, самый вход в нее;
второе - подвиг воинствования против греха за спасение души в Боге, длящийся всю жизнь христианина;
третье - это жизнь вечная в Царстве Небесном в постоянном богообщении.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888


Re: Символика архитектуры храмов

#3 Око » Пн, 29 июня 2015, 13:32

интересно, что староверы дальше притвора в храм не пускают чужаков.
очень строго.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#4 СТ » Пн, 29 июня 2015, 18:01

Око, так остальные все "нехристи" для староверов.
СТ

Re: Символика архитектуры храмов

#5 Око » Вт, 30 июня 2015, 7:41

Получается, что так. )
Очень замкнуты и закрыты. Берегут традиции, а к новому осторожны.

Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:
Спойлер
Внутренний уклад жизни староверов



В наши дни старообрядцы чтут и соблюдают многие традиции и обычаи. Господь создал человека по своему образу и подобию и нельзя ни на один волос менять этот образ. Нельзя ни брить , не стричь волосы.

Молитва на устах постоянно. Провинился « прости, Христа ради»

Святые отцы строго заповедали каждому христианину ежедневно молиться утром – Полуношницу, вечером – Павечерницу.

Если утром не хватило времени помолиться положенные молитвы, рекомендуют прочитать «Начал» по пути к месту работы в городском транспорте или когда вы отдыхаете во время обеденного перерыва.

Староверы сохраняют верность восьмиконечному кресту. Его символика идет со времен раннего христианства, вертикальная черта означает земную ось, средняя, более длинная, горизонтальная – экватор, верхняя горизонтальная тропик Рака, нижняя наклонная – эклиптику, линию видимого движения Солнца среди созвездий Зодиака.

Т. о. Крест - модель всего мира, законов его движения. Славословие кресту гласит:

«Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церковная, Крест – верным держава и утверждение, Крест – ангелам слава, Крест – бесам язва.

«Крестом молиться ( двумя перстами) надо, а не щепотью!»

А о троеперстии они говорят: « Вы табак и соль тремя перстами берете и ими же Господу Богу молитесь» ( ведь соль враги Христа кидали ему на раны).

Двуперстие – символизирует двуединую сущность Христа, немного наклонное положение среднего пальца к укозательному означает преклонение небес, три перста соединенные внизу означают Святую Троицу. Молиться нужно степенно, не быстро, заканчивать крестное знамение нужно, приложив руку в животу, а не опуская ее вниз. В часовне находятся до последней молитвы, а если ушел раньше, то и не был на ней. Во время молитвы запрещается разговаривать, вертеть головой, думать о чем-то мирском.

Спойлер
Конфессиональные символы старообрядцев, сохранившие связь в быту, рационально увязаны с историей.

Часовни, молитвенные дома, книги, кресты, костюмы, иконы, лестовки, подручники, свечи, кацеи (кадильницы), моленные костюмы -все это создает базовую символическую среду, являясь ценностно – нормативным регулятором поведения и способствуют культурной консолидации старообрядцев.

Старообрядцы продолжают служить по древнепечатным книгам, с которых сделаны точные копии.(вторая половина XIX в, начало XXв.)

Поют они по «знаменному распеву» - древнерусскому церковному пению, или крюковому, т.к. оно записано необычайными знаками – « крюками».

К посещению часовни готовились заранее.

« С утра готовилась: вся оботрусь, все чистое надену, всем домашним поклонюсь, говорю « Благословите, в моленну пошла».

Одежда для моления тоже особая. Мужчины молятся в кафтанах без головного убора, а женщины – в длинных косоклинных сарафанах, обычно – темно – синего, темно – коричневого, черного цветов.

На голову женщины одевали « сороку» - головной убор, покрывающий полностью всю голову, сшитый из2-3 кусочков ткани,

соединенных, таким образом, что убор принимал форму шапочки с овальным верхом. Поверх сороки надевали платок, который скалывали на угол и застегивали булавкой под подбородком. Открытым у женщины оставался овал лица и кисти рук, иначе она могла

« опоганить храм».

Праздный образ жизни не заведен. На неделе не веселились. В религиозный праздник попробуй заиграть у дома старовера на гармошке, старики с дубиной выскакивали. « Беситесь, но не здесь. Молись, а не бесу душу отдавай».

Дни рождения не отмечают, день Ангела. Неукоснительно отмечают дни смерти близкого человека. Выпивать на поминках не принято. Неверны суждения, что кержаки всегда суровы, угрюмы, не умеют веселиться. Знают мол, с утра до вечера поклоны бить. В традиционных семейных радостях и религиозные праздники они мало чем отличаются от православных.

Гостились, но в определенные дни. Стряпали пироги, пельмени, варили холодец, винегрет, пили брагу. В гостимах – общаются, песни поют, придут рано и уйдут поздно. Проводы в армию или свадьбу делали в складчину всей родней ( кто что принесет).

Похороны - твориться последнее таинство для человека – отпевание .Перед смертью человека исповедает наставник. Читают

« Канун», во время исповеди из под головы умирающего убирают подушку, поят «великой» крещенской водой. Умирающий должен быть в сознании иначе исповедь отменяется. Покойника пеленают в саван – белую ткань, особым образом сшитую в ручную без узелков .На ноги надевают белые портяночки и калишки ( тапочки или лапоточки, связанные из белых ниток).

Укладывают покойника в домовину – выдолбленную колоду из целого дерева. Это последний дом старообрядца. В домовине нет гвоздей. Имеется только деревянный штырь и отверстие для него. Готовят домовину при жизни и хранят на чердаке. Домовина очень тяжелая, а с покойником - неподъемная. По кладбищу домовину несут на руках. На могильном кресте у старообрядцев нет фотографии умершего, на этом месте вырезают «киот» - нишу для небольшой иконки и лампадки. « Молиться надо Богу, а не фотографии».

Не приветствуются и венки на могилах. « Нечего меня украшать венками…Господь сам рассудит, хороша ли моя душа. Допускаются корзиночки со цветами к кресту ( для украшения креста), а не могилы. Если моя душа плоха, то и венки не украсят» Над могилой ставится восьмиконечный крест с голбцем ( двускатной крышкой).

Особо почитаемых людей хоронили под шатрами.

Добавлено спустя 33 секунды:
http://rodolog.ru/blog/rodovaya-kultura-staroobryadtsev
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#6 крыгл » Вт, 30 июня 2015, 7:47

картинки бы -иллюстрации :rose:
крыгл
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

  • 1

Re: Символика архитектуры храмов

#7 СТ » Вт, 30 июня 2015, 10:42

Око, староверы - точно особая группа. Я не могу назвать ее сектой, но раскольничество очень сильно в свое время разделило Русь.
Многие бежали, прятались, преследовались. Сейчас много староверов по Сибири, я столкнулась с ними в Забайкалье: иркутская область, Читинская, Бурятия... Живут общинами. Блюдут как могут традиции, но я не думаю, что это так же строго, как и 300 лет назад. Сейчас уже туристические тропы проложены, чтобы познакомить с "бытом деревни староверов". Мы были в нескольких, их выделяют: строгая архитектура деревень, церквей мало (отчасти объясняется расколов на "беспоповство" и последователей "поповства", отчасти на гонения или бедность), но образец есть в Улан-Удэнском этнографическом музее народов Забайкалья.

Изображение

По приверженности традициям их называют "семейские" - они как правило не смешиваются с остальными народностями/конфессиями, которых в Забайкалье более, чем где-либо: буддисты, шаманисты, православные, католики, протестанты. Кого только не ссылали туда :smile:

немного и различиях:
Спойлер
Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует православное учение о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие и чинопоследование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение. Согласно их учению, во всех христианских священнодействиях и таинствах есть несомненное присутствие Божественной благодати: «Господь Бог глубиной своей мудрости человеку под видимыми и телесными знамениями невидимые дары Свои дал есть» (Иоанн Златоуст).

Одними из важнейших внешних черт православного старообрядчества является содержание трехпогружательного крещения, как таинства, символизирующего умерщвление первородного греха и рождение нового человека — христианина. А так же: двуперстного крестного знамения, как иконы Символа Веры; канонической иконописи (в противовес иконописи, введённой в ходе реформы Никона), как символического отражения духовной ипостаси изображаемых лиц и событий священной истории. РПСЦ также содержит старинные богослужебные уставы, монодическое (унисонное) пение и другие черты древнехристианской церковной жизни в том виде, в котором они существовали до раскола. Внутреннее устройство и жизнь Церкви основывается на апостольских и святоотеческих правилах и христианской соборности. В наше время Русская Православная Старообрядческая Церковь продолжает хранить верность дониконовским текстам Библии, традициям древнехристианской и древнерусской церкви.

Для сторонних наблюдателей это такие отличия внешних атрибутов старообрядцев от Русской Православной церкви, как крещение двумя, а не тремя перстами, крестный ход по часовой стрелке, а не против, произношение «Исус», а не «Иисус» и т. п.

http://traditio-ru.org/wiki/Русская_православная_старообрядческая_церковь

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Те, кто остался и не ушел из центральной России, основали династии купцов. Об этом говорили в другой теме.
СТ

Re: Символика архитектуры храмов

#8 Око » Вт, 30 июня 2015, 11:38

с картинками. :smile:
Одноглавый храм во имя Ильи Муромца во Власихе. Подмосковье
Изображение

Двухглавый Тундрино Сургутского района
Изображение

Трехглавый Ризположенский собор в Суздале
Изображение

Ростов Великий. Кремль
Изображение

Пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском
Изображение

Семиглавый храм в селе Кукобой на севере Ярославской области
Изображение

Девятиглавый Животворящей Троицы в Останкино
Изображение

Кижи. Церковь Преображения Господня
Изображение

Добавлено спустя 1 минуту 35 секунд:
СТ писал(а):Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует православное учение о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие и чинопоследование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение.

:yes: меня именно это привлекает. хотя здесь есть опасность суеверия.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#9 Око » Вт, 30 июня 2015, 11:43

Интересный старообрядческий храм в центре Москвы.
Изображение
двуглавый
два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Один купол - форма шатра.
считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию, является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли. Восьмерик на четверике — универсальное число направлений пространства (стороны света - запад, восток, юг, север), но это еще и восьмиконечная звезда - символ Богородицы и сакральное число будущего века — «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, образ лествицы, увиденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо»

Строительство храмов с шатровыми куполами были запрещены при Никоне в 17-м веке.

другой купол - форма луковицы (горящая свеча. символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру")

Черный цвет - цвет уединения, отречения. Золотой - символ небесной славы

Добавлено спустя 4 минуты 51 секунду:
В храме нет электричества. вечерние службы проходят при свете свечей. и только.
Мне довелось побывать на вечерней службе. впечатляет.
Я думаю, что это правильно - отсутствие электрического освещения. Когда-то было у меня такое прозрение, что электрический свет искажает информационное поле. Для бытового уровня эти искажения не значимы, но для получения более тонкой информации это важно.

нет и доводчика на дверях храма. я уж не говорю о динамиках, которыми сейчас оснащают московские храмы.

Добавлено спустя 1 минуту 29 секунд:
СТ, спасибо. :rose: нам с крыглом интересно все, что связано со старообрядцами.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#10 dragonfly » Вт, 30 июня 2015, 12:01

Око,
какая красотища :roll: :roll: .........спасибо :wub:
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Символика архитектуры храмов

#11 сиять » Вт, 30 июня 2015, 13:06

сиять
Фотограф года
Аватара
Сообщения: 6120
Темы: 50
Зарегистрирован: Вс, 2 января 2011
С нами: 13 лет 3 месяца
О себе: 1,6180339887...

Re: Символика архитектуры храмов

#12 Око » Чт, 2 июля 2015, 7:09

сиять, :rose: спасибо!

dragonfly, :rose:

Добавлено спустя 1 минуту 15 секунд:
По подчиненности и местоположению храмы делятся на:
Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.
Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.
Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов[1].
Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.
Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор («или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.
http://azbyka.ru/knigi/spravochnik-pravoslavnogo- ... a-pravoslavnyj-khram-all.shtml

Добавлено спустя 6 минут 5 секунд:
по ссылке интересно.
Рыба - символ древнего христианства. Символ, идущий еще от ессеев.
Изображение

Символ Христа и причащения
Изображение

Символ христианской Церкви (корабль спасения Ноя)
Изображение

Символ надежды и вечного пристанища
Изображение
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#13 Око » Сб, 4 июля 2015, 7:23

Крест означает гармонию между небесным и земным бытием, является одним из древнейших космических символов. Использование креста, как религиозного символа в дохристианские времена и среди нехристианских народов во многих случаях было связано с определённой формой поклонения Природе, но и существенная часть религиозной жизни большой части человечества было связано с ним.
Крест является общим символом у всех народов. Равносторонний крест у древних алтайских народов символизировал равенство сил неба (символ олень), земли (символ рыба и человек) и подземелья (символ змея). На мандалах Тибета небо изображено в форме креста и на каждом из четырех ворот стоит царь демонов*.

Кресты различных типов были любимыми мотивами искусства Халдеи. Огромное число храмов Индии, подобно храмам христиан, вздымались на кре-стообразных основаниях. Для пифогорейцев наиболее священным числом было 10, символ которого Х или крест. Буддийское колесо жизни составлено из двух наложенных друг на друга крестов. Христианские храмы увенчаны крестами. История креста уходит в глубь веков, а смысл многозначен, как многообразные его формы.

http://www.pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izobrazheniyax-kresta/

Изображение
солнце, полумесяц... об этом позже
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#14 крыгл » Сб, 4 июля 2015, 9:17

Око писал(а):
СТ писал(а):Русская Православная Старообрядческая Церковь исповедует православное учение о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств. По мнению старообрядцев, любое священнодействие и чинопоследование имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение.

:yes: меня именно это привлекает. хотя здесь есть опасность суеверия.
Церковь увенчана двадцатью двумя главами
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&so ... yhkBiVCQ&bvm=bv.96952980,d.bGQ
и вот вы пишите
• Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
• Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
• Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

но в любом случае браво
интуитивно вы схватили проблему суеверий
обратите внимание не знаний а суеверий..

вот оно
должны строится так но почему то построены иначе ....причём почему построены нам не важно так как мы суеверны


так что отражает 22 главы?

Добавлено спустя 4 минуты 57 секунд:
По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом[ куполов.[ Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.
и вот ещё вопрос

Добавлено спустя 31 секунду:
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/venchayut-ts ... vnykh-khramakh-goroda-ulyanovs
крыгл
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: Символика архитектуры храмов

#15 Око » Вс, 5 июля 2015, 7:24

Суеверие отличается от знания тем, что в человеке нет энергии для преодоления следования какому-то знаку.
А, ведь, человеку это дано - творчество и преодоление. Из знака нужно всегда делать выводы позитивные для развития.

Про 22 главы храма в Кижах вопрос оказался интересный.
Храм был задуман как 25-главый (плюс 1 венчающая). всего 26 куполов
- поскольку основан он был на восьмерике и состоял из трех частей - 24 главы (три по восемь). и еще одна - венчающая.
Но три главы были убраны.
сначала убрали одну главу: 25-главие заменялось 24-главием, что символизировало два годовых цикла по 12 месяцев — святилища двух кругов, без срединного положения главного божества. Потом еще две.

Осталось 22 главы. Три (святая Троица) по семь (семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей) и одна венчающая.
у меня так получилось
Изображение

здесь подробно: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-6/268.html
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

Re: Символика архитектуры храмов

#16 крыгл » Вс, 5 июля 2015, 10:34

Возникает вопрос: зачем надо было менять количественную символику с 25 глав до 20 глав, удалять 4-е главы на бочках верхнего восьмерика, в ущерб художественной выразительности композиции? Что это: случайность или закономерность борьбы с количественной символикой глав в определенные периоды усиления противодействия старообрядчеству, наряду с запрещением шатра, высоких и острых глав и т. д.?
крыгл
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

  • 1

Re: Символика архитектуры храмов

#17 Око » Пн, 6 июля 2015, 5:27

крыгл писал(а):
Возникает вопрос: зачем надо было менять количественную символику с 25 глав до 20 глав, удалять 4-е главы на бочках верхнего восьмерика, в ущерб художественной выразительности композиции? Что это: случайность или закономерность борьбы с количественной символикой глав в определенные периоды усиления противодействия старообрядчеству, наряду с запрещением шатра, высоких и острых глав и т. д.?

http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-6/268.html

После пожара 1693 г., когда сгорели Преображенская и Покровская церкви, началось строительство новых церквей. С чего началось возобновление Кижского погоста? В.А.Гущина и Б.А.Гущин нашли документальные свидетельства 1996 года, что на острове Кижи «на погосте строет церковь новую, теплую клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николая Чудотворца» (Никольский придел был разобран за теснотой в 1865 г.) [3] . Гущины предполагают, что церковь могла быть построена клетской, затем перестроена в шатровую и, в последствии, в многоглавую.

Эти сведения подтверждаются материалами Б.Гущина и Е.Еленевского, которые основываются на данных путешественника Я.Я.Мордвинова и академика Н.Я.Озерецковского [4] . Я.Я.Мордвинов в 1752 году отметил в своих записках наличие 25 глав на Преображенской церкви и указал возможность их расположения на трех рундуках входа. Спустя 33 года (в 1785 г.) Н.Я.Озерецковский свидетельствовал о существовании на Преображенской церкви 23 глав (две главы над рундуками нижних площадок могли быть убраны).

То есть нужно рассматривать ансамбль.
один храм 10 глав, другой был 26 - сделали 23. а все вместе 33 главы

Добавлено спустя 5 минут 48 секунд:
Символика количественно существовавших 25 глав на Преображенской церкви в Кижах и Покровской церкви в Вытегре можно рассматривать как переосмысление в других формах двухкольцевых славянских святилищ. Можно предположить, что внутренний круг символизирует проводы прошедшего года как биокосмического цикла, а наружный — встречу наступающего, с обрядами молений о благополучии. 24 главы вокруг главного божества, суть символа из 24 месяцев, т. е. двух лет по 12 месяцев каждый по солнечному календарю, подобно помесячному делению года на гадательных чашах. Позднее 25-главие Преображенской церкви в Кижах и Покровской церкви в Вытегре было уменьшено соответственно до 22 и 20 глав.
Сложившееся 33-главие Кижского ансамбля рассматривается как процесс изменения существовавшей символики 25-главия Преображенской церкви, затем 25-главой символики ансамбля.

http://www.rusarch.ru/krohin3.htm

Добавлено спустя 30 минут 48 секунд:
Изображение
Символика Святой Троицы, воплотившаяся в храмоздании Пскова
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php