Oб исповеди

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

  • 3

#1 acolyte » Вт, 23 июня 2015, 23:58

В ходе оживлённой, и я бы даже сказал, напряжённой дискуссии об исповеди в Фейсбуке было высказано следующее мнение:

«Смотрю даже по совсем не пожилому кругу своего общения: люди приходили в Церковь в 80-е, 90-е, самые молодые – в начале нулевых. Уже не первое поколение детворы в церковных стенах выросло. А мы всё неофиты?.. Но если время идёт, а мы – христиане, в том числе духовенство – духовно не взрослеем – это ж гораздо более страшная вещь, чем причастие без исповеди. Это катастрофа, друзья. Это признание то ли того, что Дух Святый не хочет среди нас дышать (да не будет!), то ли того, что мы Ему внимать не хотим, и реально последние времена скоро.

Дело десятое уже практика исповеди, правда. Что у нас с духовной жизнью вообще происходит?»

Двадцать лет я совершаю Таинство исповеди. За эти двадцать лет я могу вспомнить не более двух десятков случаев, когда исповедь была настоящим «Таинством второго крещения», когда люди свидетельствовали перед Крестом и Евангелием подлинную метанойю, переменяли свою жизнь и не возвращались более к исповеданным тяжёлым грехам. И все эти исповеди совершались отдельно от Литургии, в пустом храме, без очереди за спиной исповедника. И в такой исповеди и мною, и исповедующимся христианином явственно ощущалась радость совершающегося Таинства, любовь и милость Христа, невидимо соприсутствующего нам.

Совершенно очевидно, что такое великое церковное действие невозможно в рамках нашей общепринятой исповеди перед причастием, и не только потому, что последняя совершается в условиях “поджимающего времени” в окружении большого количества людей, но прежде всего потому, что такое покаяние – действительно духовное событие, равнозначное Таинству Крещения, и оно не может и не должно совершаться каждую неделю.

Что же происходит на нашей исповеди перед причастием? Ещё в начале 90-х годов прот. Владимир Воробьёв здесь всё разложил по полочкам. Предпричастная исповедь – это смесь из дисциплинарного фильтра по допуску к Чаше (или, если хотите, “благословения на причастие”), осуществляемого священниками, и отчёта в повседневных, повторяющихся, одних и тех же мелких грехах со стороны мирян, этакое своеобразное “откровение помыслов” – профанированное, незаконно привнесённое в церковную повседневность редчайшее и высочайшее монашеское делание. К собственно Таинству Покаяния это всё зачастую имеет малое отношение.

Я отставляю сейчас в сторону вопрос о том, как сложилось в нашей практике такое положение дел, о связи дисциплинарной исповеди с причащением и т.п. Об этом уже давно всё сказано, неинтересно двадцать лет повторять одно и то же. Гораздо более важный вопрос – как православные воцерковлённые христиане воспринимают сегодня само покаяние и Таинство исповеди.

Прежде чем ответить на этот вопрос, приведу (по памяти, нет возможности искать цитату) учение св. Феофана Затворника по этому поводу. Вот что он пишет.

Покаяние есть:

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Мы видим, что здесь нет речи собственно о Таинстве. Всё, о чём говорит Святитель – это внутреннее покаяннное делание. Оно должно совершаться всякий раз, когда мы осознаём в себе нечто недолжное, и заканчиваться “умирением духа”, то есть неким извещением от Бога, что грех, в котором я каюсь и об оставлении которого молюсь, Богом прощён. Св. Феофан пишет дальше, что для “повседневных”, мелких грехов должно быть достаточно этого внутреннего покаяния; лучше всего его совершать на вечерней молитве, когда мы осмысливаем прожитый день. Выноса же на исповедь требуют грехи существенные, когда сердце не умиряется совершением такого вот внутреннего покаяния. В первенствующей Церкви исповеди вообще подлежали только лишь смертные, тяжкие грехи.

Это норма. Теперь посмотрим, что происходит у наших аналоев. Большинство исповедников уверено, что они обязаны вынести на исповедь ВСЕ свои недолжные поступки, слова и греховные помыслы, замеченные ими за отчётный период. Это значит, что на своей покаянной молитве они не получают отпущения от Бога грехов, о прощении которых они молятся. Это значит, что им неведомо “умирение сердца”, о котором пишет святитель Феофан, они не знают, что это такое. Это значит, что они вовсе не молятся, потому что подлинная молитва есть вещь “двусторонняя”, в ней обязательно наличествует не только обращение нашего ума и сердца к Богу, но и тот или иной ответ от Него. Этот ответ реже всего бывает в словах или образах, он приходит обычно в виде некоего внутреннего движения духовного чувства, когда наша душа получает уверенность, что молитва принята, просимое получено, и в душу от соприкосновения с Богом приходит радость, мир и благодарение Бога.

И именно здесь стоит, подобный бетонной плите, главный “блок”: православные христиане уверены, что таких вещей в их духовной жизни ни в коем случае не должно быть. Никакого прощения мелких грехов просто вот так, по нашей молитве, быть не может. Все читали святителя Игнатия, все знают, что это прелесть. Поэтому всё надо занести на бумажку и во всём отчитаться батюшке. Никакой самостоятельной “двусторонности” в общении с Богом мы недостойны… Таким образом, исповедь превращается в имитацию духовности и подменяет собой собственно жизнь во Христе. Ибо подлинная духовная христианская жизнь именно “двусторонняя”, и никакой иной быть не может.

Почему же так происходит? И тут я возвращаюсь к цитате в начале моей заметки. Мне представляется, что в ней очень правильно поставлен вопрос. Получилось так, что наша церковная педагогика настроена не на то, чтобы объяснить человеку, что такое богообщение и способствовать ему, а чтобы предостеречь от вычитанных из книг ошибок на этом пути. Всё упирается именно в жизнь во Христе. Если она есть – всё в Церкви выстраивается для человека в должном порядке. Если её нет, церковные люди начинают заполнять зияющую пустоту суррогатами. И главный суррогат – перенесение отношений мира сего в церковную жизнь. Тогда священники становятся властителями над людьми, и дальше всё пошло-поехало. И тут уже нужно разматывать эту цепочку. Почему мы духовно не взрослеем? Потому что нас никто не учит, что это такое и как это делать. Почему не учит? не потому, что пастыри плохие и злонамеренные, а потому что многие из них, увы, сами не знают, что это такое. Почему не знают? Потому что, как мне представляется, неверно понимают, что такое христианское церковное пастырство, воспринимая его скорее как жречество. Почему так происходит? Потому что, как я уже сказал, такова наличествующая церковная педагогика (я имею здесь в виду не только обучение в духовных школах, но и всю сложившееся на сегодня церковную дидактику). Многие ли пастыри делятся со своею паствою своим опытом реальной, внутренней жизни во Христе, опытом богообщения, который, по словам святителя Феофана Затворника, только и составляет цель и смысл церковной жизни? Дальше разматывать эту верёвочку – отнюдь не безболезненно. Поэтому появляется вполне по-человечески понятное желание убежать от этой болезненности и ходить по кругу, приговаривая: “мы все – неофиты”, “советские гонения”, “Церковь – это лечебница, и все в ней косые, хромые, слепые и глухие”… ну и так далее.

Итак: составляет ли жизнь во Христе, богообщение, молитва, «взрослость», личностность в отношениях человека и Бога, всё более и более возрастающая “двусторонность”, о которой я говорил выше, главный интерес в жизни нынешних православных христиан? Вот тот главный вопрос, который, на мой взгляд, стоит за нынешней дискуссией об исповеди.

ИГУМЕН ПЕТР (МЕЩЕРИНОВ)
acolyte
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5811
Темы: 93
Зарегистрирован: Сб, 16 июня 2012
С нами: 11 лет 10 месяцев


  • 1

Re: Oб исповеди

#3 Feuer » Ср, 24 июня 2015, 0:43

acolyte писал(а):Гораздо более важный вопрос – как православные воцерковлённые христиане воспринимают сегодня само покаяние и Таинство исповеди.
составляет ли жизнь во Христе, богообщение, молитва, «взрослость», личностность в отношениях человека и Бога, всё более и более возрастающая “двусторонность”, о которой я говорил выше, главный интерес в жизни нынешних православных христиан?

Хорошие вопросы, которые я давно жду. Когда я читаю перечень "грехов" относящихся к исповеди, мне совсем не хочется исповедоваться, время тратить. Правильно говорит автор: ежедневные вечерние молитвы - вполне достаточно. Есть более тяжкие грехи, которые по ЗАПОВЕДЯМ определяются и которые душу пеленают. Вот о них надо беспокоиться. Лазарев на семинаре 20 июня точно определил важные грехи. Вот они:
1 ) "я всегда прав";
2 ) покровительственное отношение к другим и отношение свысока;
3 ) чувство собственной важности;
4 ) унижение себя и других;
5 ) мысли о том, что ты лучше других, хвастовство;
6 ) умение поставить соперника в невыгодное положение;
7 ) контроль над ситуацией, но нежелание взять ответственность на себя ( ситуация контролируется подсознанием, человек с повышенной гордыней пытается контролировать ситуацию сознанием - идет перенапряжение, перегрузка, а дальше потеря энергии и болезни - прим. С.Н. );
8 ) надменное отношение;
9 ) суетность;
10 ) желание смотреться в зеркало;
11 ) выставление напоказ достатка, одежды и прочего;
12 ) не позволение другим помогать себе и работать с другими;
13 ) брать на себя непосильную работу, работа без меры;
14 ) привлечение к себе внимания;
15 ) обидчивость ( причина обидчивости - это желание контролировать - прим. С.Н. );
16 ) чрезмерная болтливость или разговоры о своих проблемах;
17 ) излишняя чувствительность или бесчувственность;
18 ) чрезмерная занятость своей персоной;
19 ) мысли о том, что о тебе думают и говорят другие;
20 ) использование слов, которые слушатели не знают и не понимают, и ты знаешь это;
21 ) ощущение своей никчемности;
22 ) не прощение себя и других, месть;
23 ) сотворение кумира из себя и других;
24 ) изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем мы говорим;
25 ) неблагодарность;
26 ) игнорирование "малых людей";
27 ) невнимательность при изучении Священных книг;
28 ) наличие раздражительного тона, повышение голоса в злобе и досаде;
29 ) неподчинение воле Всевышнего;
30 ) критика духовных учителей;
31 ) недостаток самоуважения;
32 ) безрассудство и безумство;
33 ) нечестность по отношению к себе и другим;
34 ) неспособность пойти на компромисс;
35 ) желание всегда оставить последнее слово за собой: "вы правы, но у меня есть свое мнение";
36 ) нежелание делиться своими знаниями, чтобы контролировать ситуацию;
37 ) невнимание или чрезмерное внимание к физическому телу;
38 ) мысли о необходимости решать чужие проблемы, когда нас об этом не просят;
39 ) предубежденность к людям по внешнему виду;
40 ) чрезмерное уважение к себе;
41 ) сарказм, юмор с пренебрежением, стремление "уколоть" другого, пошутить, посмеяться над другим.

Многие старцы созвучны с этим перечислением. И это только по гордыне. А есть еще и по обидам. Есть над чем работать. Спасибо за ТЕМУ. :rose:
Feuer F
Аватара
Откуда: Norilsk
Сообщения: 3548
Темы: 16
Зарегистрирован: Пт, 14 июля 2006
С нами: 17 лет 9 месяцев

Re: Oб исповеди

#4 Марианна » Ср, 24 июня 2015, 1:19

acolyte, спасибо!
Марианна F
Активист года
Аватара
Сообщения: 14314
Темы: 219
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 17 лет 5 месяцев

Re: Oб исповеди

#5 Око » Ср, 24 июня 2015, 5:45

acolyte писал(а):Большинство исповедников уверено, что они обязаны вынести на исповедь ВСЕ свои недолжные поступки, слова и греховные помыслы, замеченные ими за отчётный период. Это значит, что на своей покаянной молитве они не получают отпущения от Бога грехов, о прощении которых они молятся.

если честно, то я не поняла отчего из одного следует другое.
acolyte писал(а):Покаяние есть:

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Мы видим, что здесь нет речи собственно о Таинстве. Всё, о чём говорит Святитель – это внутреннее покаяннное делание. Оно должно совершаться всякий раз, когда мы осознаём в себе нечто недолжное, и заканчиваться “умирением духа”, то есть неким извещением от Бога, что грех, в котором я каюсь и об оставлении которого молюсь, Богом прощён. Св. Феофан пишет дальше, что для “повседневных”, мелких грехов должно быть достаточно этого внутреннего покаяния; лучше всего его совершать на вечерней молитве, когда мы осмысливаем прожитый день. Выноса же на исповедь требуют грехи существенные, когда сердце не умиряется совершением такого вот внутреннего покаяния. В первенствующей Церкви исповеди вообще подлежали только лишь смертные, тяжкие грехи.

не знаю... мне кажется, что перед Богом возможны любые варианты. и те и другие. нужно только быть искренним
Око
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888

  • 1

Re: Oб исповеди

#6 Лена Н » Ср, 24 июня 2015, 6:35

Я уже где то читала об проблемах исповеди и причастия, о невозможности соблюсти правила, если причастие нужно часто.
Интересный священник, из реформаторов. ,,Некоторые публицисты обвиняют игумена Петра в «отходе от Отцов», увлечении протестантизмом и попытке «подрыва» церковной традиции. Также звучат обвинения в непатриотизме,,
http://antimodern.ru/igumen/

Добавлено спустя 13 минут 9 секунд:
Feuer писал(а):Когда я читаю перечень "грехов" относящихся к исповеди, мне совсем не хочется исповедоваться, время тратить.
Но от перечня грехов от СН вы в восторге.
Ну так тот же православный перечень это же самое и разжовывает, что бы можно было отследить все малые движения грехов, во что они выливаются.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#7 Марфа Меньшикова » Ср, 24 июня 2015, 18:08

acolyte, а исповедоваться каждую неделю и не надо, иначе и исповедь и причастие ставятся на "поток" и становятся внешним атрибутом жизни, а не внутренним.
Исповедоваться надо по велению души, при условии что душа не ленится, имхо.
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Oб исповеди

#8 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 13:10

Марфа Меньшикова писал(а):Исповедоваться надо по велению души, при условии что душа не ленится, имхо.
у меня вообще нет потребности исповедоваться.......хотя я периодически грешу...например, курю, или выпиваю, или обжираюсь, или сплю по полдня.......но делаю я это не так уж часто, и по другому просто не могу......например, устаю......и поэтому, у меня нет ощущения греха, я как бы существую в том контексте, в котором существую.......пытаюсь постоянно стать лучше, но все равно есть же какойто лимит.....
исповедоваться может тянуть когда ты действительно сильно загрузился чем то............а так, например, приходишь на исповедь и говоришь "я была на дне рождении, выпила несколько бокалов вина и выкурила сигаретку"......ну и что?...мир перевернулся от этого?...чего в этом исповедоваться? :dont_knou: :dont_knou:
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

  • 1

Re: Oб исповеди

#9 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 13:41

dragonfly писал(а):исповедоваться может тянуть когда ты действительно сильно загрузился чем то..
Но если вы не исповедовались, то как вы можете об этом знать?
,, Исповедь есть исповедания своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от грехов и прощение от Самого Бога.,,

Чувство на душе после исповеди очень хорошее бывает. И понять, в чем нужно каяться, тоже не всегда получается. Если отслеживать свои мысли и дела, желания, то картина неутешительная. Если успокоиться на том, что нет ощущения греха, окаменение какое то получится.
ДКшники же привыкли в себе копаться, в своем прошлом, настоящем, окружающих событиях. Это похоже, имхо.

,,— Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») – это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды – через покаяние – к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перенастройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние – это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние – это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу. Осознание этого – величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему,,.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#10 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 13:45

Лена Н писал(а):
dragonfly писал(а):исповедоваться может тянуть когда ты действительно сильно загрузился чем то..
Но если вы не исповедовались, то как вы можете об этом знать?
.
почему не исповедовалась?....я раньше достаточно регулярно исповедовалась, поэтому и пишу.......у меня как раз и возникло ощущение какойто бессполезности....что я просто перечисляю дежурный перечень грехов, типа отчета....и больше ничего :dont_knou: :dont_knou:
и, в принципе, это на меня не влияет никак.....
хотя, наверное, сам по себе процесс, что ты анализируешь себя, свои грехи, пересматриваешь свою личность, очень и очень душеполезен :smile: :smile:
но, в принципе, я этим и так постоянно занимаюсь :smile: :smile:
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

  • 1

Re: Oб исповеди

#11 Марфа Меньшикова » Чт, 25 июня 2015, 13:52

dragonfly писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):Исповедоваться надо по велению души, при условии что душа не ленится, имхо.
у меня вообще нет потребности исповедоваться.......хотя я периодически грешу...например, курю, или выпиваю, или обжираюсь, или сплю по полдня......:
Это разве грехи для исповеди?
Почитай, например, книгу Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди". Она небольшая.
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Oб исповеди

#12 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 13:55

dragonfly писал(а):и, в принципе, это на меня не влияет никак..
Да, дома легче. И на хорошего духовника, что бы случился прорыв, можно попасть не всегда. У меня это было не часто. И всего один раз, но очень помогло, мою исповедь не приняли, сказал, что рутина, рассказ, все, что угодно, но не исповедь. Отправил подумать, покопаться и разобраться. С объяснениями моего такого состояния.
Потому у меня это тоже не часто, но основательно. Иногда, пробовала записывать, если происходило понимание греха, что бы не забыть.
И ежедневные, повторяющиеся, мелкие грешки, могут иметь какую то одну причину, в которой если разобраться, можно измениться.
У меня получалось долго не врать по мелочи, но удержать не смогла. Хотелось быть лучше, чем есть.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#13 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 14:20

Марфа Меньшикова писал(а):Почитай, например, книгу Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди". Она небольшая.
недавно читала Крестьянкина, очень понравился..........у меня была подруга, у которой муж переписывался с Крестьянкиным, и тот ему отвечал.....вообще, я раньше когда к исповеди готовилась, то читала разные пособия, очень толковые

Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:
Лена Н писал(а):У меня получалось долго не врать по мелочи, но удержать не смогла. Хотелось быть лучше, чем есть.
я вообще практически никогда не вру.......хотя, могу и лицемерить..
но честно говоря, все это я не смогу выразить на исповеди.......у меня там нет такого контакта.....только самонаблюдение, самоанализ помогает......
на самом деле, я вижу себя со стороны.....часто вижу и недостатки....но на исповедь не вижу смысла с этим идти...можно меняться по другому
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Oб исповеди

#14 Марфа Меньшикова » Чт, 25 июня 2015, 14:27

dragonfly писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):Почитай, например, книгу Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди". Она небольшая.
недавно читала Крестьянкина, очень понравился..........у меня была подруга, у которой муж переписывался с Крестьянкиным, и тот ему отвечал.....вообще, я раньше когда к исповеди готовилась, то читала разные пособия, очень толковые
Я никогда не продумывала заранее и не писала на бумажке. Мне пару раз делали замечания на это счет, но я игнорировала потом всё равно, не могла, мне казалось это не настоящим, не искренним.
Всегда поступала так, что когда знаю, что буду исповедоваться, как-то внутренне концентрировалась и старалась почувствовать, что не высказано, о чем говорить, что реально внутри, а не надумано. Концентрировалась во время дороги к храму, на службе, в ожидании исповеди.
Такой подход, что свои грехи в течение недели надо выписывать на бумажке, считаю неверным и даже в каком-то смысле вредным.
Но и критиковать такой подход не хочу, потому как понимаю, есть люди, которые могут только так, потому для них это нормально.
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Oб исповеди

#15 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 14:27

Лена Н писал(а): И на хорошего духовника, что бы случился прорыв, можно попасть не всегда
Иоанн Крестьянкин, кстати, писал, что в те времена, в которые мы живем не будет сильных исповедников и духовных отцов....и по его, Крестьянкина, мнению это тоже промыслительно....чтобы мы могли опираться на себя, на Бога внутри себя, а не на когото.....
вот, мне каато нравился один единственный батюшка, в Храме куда я ходила, по нему видно, что он настоящий........я както к нему подошла даже...... но вот видно, что у него и без меня работы хватает, такой замотанный........чего грузить-то :dont_knou: :dont_knou:

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
Марфа Меньшикова писал(а):
Такой подход, что свои грехи в течение недели надо выписывать на бумажке, считаю неверным и даже в каком-то смысле вредным.
Но и критиковать такой подход не хочу, потому как понимаю, есть люди, которые могут только так, потому для них это нормально.
а где я писала, что я выписывала на бумажке?.......нет, просто перед исповедью, перед первой, читала разные брошюры о грехах, и на основании этого, строила свою исповедь :smile: :smile:
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Oб исповеди

#16 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 14:36

dragonfly писал(а):я не смогу выразить на исповеди..
Я поняла. Так бывает. Я могу своему духовнику говорить только в общих чертах, кратко, без подробностей. Я ведь к Богу иду, а он знает о чем я хочу покаяться, и что твориться в моем сердце. По другому к Чаше Причастия не подойдешь.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#17 Марфа Меньшикова » Чт, 25 июня 2015, 14:36

Лена Н писал(а):У меня получалось долго не врать по мелочи, но удержать не смогла. Хотелось быть лучше, чем есть.
Я тоже не вру, ни по мелочи, ни по крупному. Даже и нет ситуаций, когда надо было бы врать. У меня наоборот, пунктик на честности был, долго он меня мучил, не могла принять несовершенство, которое ощущала.


А в жизни врать - это лишнее, в повседневности достаточно не говорить "всю правду", тем более что она никому не нужна. Правдивыми надо быть перед Богом, перед собой.
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Oб исповеди

#18 Марфа Меньшикова » Чт, 25 июня 2015, 14:38

dragonfly писал(а):
Марфа Меньшикова писал(а):
Такой подход, что свои грехи в течение недели надо выписывать на бумажке, считаю неверным и даже в каком-то смысле вредным.
Но и критиковать такой подход не хочу, потому как понимаю, есть люди, которые могут только так, потому для них это нормально.
а где я писала, что я выписывала на бумажке?.......нет, просто перед исповедью, перед первой, читала разные брошюры о грехах, и на основании этого, строила свою исповедь :smile: :smile:
Это я не применительно к тебе, а в целом, знаю, что есть такой подход в православии, и пользуясь случаям я написала немного критики на него)).
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: Oб исповеди

#19 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 14:40

Марфа Меньшикова писал(а):есть люди, которые могут только так, потому для них это нормально.
Есть люди, которые из -за волнения не могут говорить, или из -за растерянности забыть о чем хотели сказать, тогда бумажка помогает.
Вот когда готовился - одно состояние, подошел - другое.
Я читала интервью Т. Шевкунова, где он говорил, что у него был период написания тетрадей на исповедь, и он обижался на недостаток внимания. Было у него так по молодости.
Лена Н

Re: Oб исповеди

#20 dragonfly » Чт, 25 июня 2015, 14:43

Марфа Меньшикова писал(а):
А в жизни врать - это лишнее, .
вообще, врать...и я об этом читала в эзотерике....это очень плохо......ложь показатель поражения грехом, Дьяволом.......есть же люди которые постоянно врут....
потом, это как и с другими вредными привычками, стоит соврать ради чегото, потом ты это будешь делать постоянно, даже без какойто выгоды для себя.....просто это будет на языке......а дальше, больше.....это как попасть в руки Дьявола.....
врать, или брать чужое......такие крючочки для улавливание душ....
например, у меня бывали такие мелкие ситуации, по жизни....когда хотелось приврать просто, ну для такого легкого самовозвышения......ну, например, была на отдыхе, когда спрашивали где, могла бы назвать более крутую, дорогую страну(ну просто такого рода отношения, что принято выпендриваться всякими такими вещами)....никто ж не проверил бы......но не стала, чувствую, что вот так по мелочи соврешь, а потом и пойдет.....
а есть те, кто так привирает....я наблюдала, просто...
dragonfly
Сообщения: 5220
Темы: 29
Зарегистрирован: Чт, 29 января 2015
С нами: 9 лет 2 месяца

Re: Oб исповеди

#21 Лена Н » Чт, 25 июня 2015, 14:45

Марфа Меньшикова, я вру, мужу, что это не я сделала, а оно само или так и было, могу выгораживать детей.
Могу враньем оправдать свою неорганизованность или забывчивость. Вот по мелочи, а бывает.
По крупному не вру.
Лена Н

След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php