об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888


Re: об иконах

#41 крыгл » Пн, 23 ноября 2015, 7:57

Изображение

вот странная икона
святой убивает человека -а не святого ....

на сколько это адекватно ?-лесник вообще то вам вопрос

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&so ... Ac23vID5A&ust=1448340709178956

сейчас насколько я понял так дмитрий донской рисуется
крыгл
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 14 лет 11 месяцев

Re: об иконах

#42 лесной человек » Пн, 23 ноября 2015, 20:46

сфотал в монастыре Св. Антония на Крите. Ни разу такую не видел, а надпись заинтересовала - Мария святая или нагая?
Спойлер
Изображение
лесной человек
Сообщения: 2369
Темы: 78
Зарегистрирован: Вс, 22 февраля 2009
С нами: 15 лет 1 месяц

Re: об иконах

#43 Око » Вт, 24 ноября 2015, 7:44

лесной человек писал(а):Мария святая или нагая?

нагая. это икона о встрече старца Зосимы и Марии Египетской. она - прообраз Марии Магдалены.

Изображение

Добавлено спустя 1 минуту 55 секунд:
Первая встреча
Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия, чтобы прикрыть наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитирует чудесным образом узнанные ею тексты Писания. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Вторая встреча
Через год, как и сказала Мария, Зосима по причине болезни не смог, следуя монастырскому уставу, покинуть монастырь и только в Великий четверг, взяв Святые Дары, пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку, не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше, и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи, а потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.
Третья встреча — погребение преподобной Марии
По просьбе Марии Зосима возвратился ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке, а рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что после того как год назад он причастил преподобную, она чудом перенеслась в это место, куда он шёл 20 дней, и умерла. Не зная, как вырыть могилу, он увидел рядом льва, которому сказал: «Великая подвижница повелела мне погрести её тело, но я стар и не могу выкопать могилы; нет у меня и орудия для копания, а обитель далеко, не могу скоро принести его оттуда. Выкопай же ты когтями своими могилу, и я погребу тело преподобной». Лев исполнил повеление Зосимы, и тело преподобной Марии Египетской было погребено в песках.

Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Считается, что по молитвам к преподобной Марии верующие могут избавляться от блудной страсти.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

  • 1

Re: об иконах

#44 Око » Вт, 24 ноября 2015, 15:41

недавно была в городе Муроме. Там в Спасо-Преображенском мужском монастыре в нижнем храме Всех Святых находится Гробница преподобного Илии Муромца.
мощи его в Киево-Печерской Лавре. в Муроме - часть левой руки.
Святой воин. изображен с мечом на иконе.

Изображение

ощущения непередаваемые.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю – 19 декабря ст. ст. / 1 января нв. ст.

Достоверных сведений о житии этого святого сохранилось до нашего времени крайне мало. Происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Почивающие в Антониевых пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии – кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Прп. Илия – не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преп. Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преп. Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.


Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова.

Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия.

В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: “Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением”.

В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в “воплощение народного идеала героя-воина”. Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят “калики перехожие”, которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они – во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины “калики” – это Христос с двумя апостолами.
http://floxasia.ru/prepodobnyj-ilya-muromec-1-yanvarya-den-pamyati/
Изображение
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

  • 1

Re: об иконах

#45 Лесник » Вт, 24 ноября 2015, 17:42

крыгл писал(а):святой убивает человека -а не святого ....

на сколько это адекватно ?
крыгл писал(а):ейчас насколько я понял так дмитрий донской рисуется
это икона св.Дмитрия Солунского, а он был воином. На иконе он уже святой, после своей мученической кончины защитил Солунь:

Спойлер
В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия[8] ава­ры[9] по­тре­бо­ва­ли боль­шой да­ни от жи­те­лей Ви­зан­тии, но Мав­ри­кий от­ка­зал­ся ис­пол­нить их тре­бо­ва­ние. То­гда они со­бра­ли гро­мад­ное вой­ско, в со­став ко­то­ро­го вхо­ди­ли глав­ным об­ра­зом сла­вяне, и ре­ши­ли взять Со­лунь, от­ли­чав­шу­ю­ся сво­ей об­шир­ной тор­гов­лей и ве­ли­ки­ми бо­гат­ства­ми. Хо­тя им­пе­ра­тор Мав­ри­кий и при­слал в сей го­род вой­ско, но сви­реп­ство­вав­шая неза­дол­го пе­ред тем яз­ва силь­но умень­ши­ла чис­ло со­лун­ских жи­те­лей, да и чис­ло непри­я­тель­ско­го вой­ска бы­ло гро­мад­но: оно про­сти­ра­лось до 100000. Еще дней за 10 до при­бы­тия вра­гов свя­той Ди­мит­рий явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­се­вию и ска­зал, что го­ро­ду гро­зит страш­ная опас­ность. Но со­лу­няне ду­ма­ли, что непри­я­тель­ское вой­ско при­бли­зит­ся к го­ро­ду еще не ско­ро. Вдруг, во­пре­ки ожи­да­нию, непри­я­тель по­ка­зал­ся неда­ле­ко от го­род­ских стен. Он да­же мог бы бес­пре­пят­ствен­но вой­ти но­чью в го­род, но мо­гу­ще­ствен­ная дес­ни­ца Все­выш­не­го по мо­лит­вам свя­то­го Ди­мит­рия оста­но­ви­ла див­ным об­ра­зом страш­ных вра­гов неда­ле­ко от го­ро­да. Вра­ги при­ня­ли один из укреп­лен­ных мо­на­сты­рей, на­хо­див­ших­ся вне го­ро­да, за са­мую Со­лунь и про­сто­я­ли под ним це­лую ночь; на­ут­ро они за­ме­ти­ли свою ошиб­ку и устре­ми­лись на сам го­род. Непри­я­тель­ские от­ря­ды пря­мо по­шли на при­ступ, но тут на го­род­ской стене на гла­зах у всех по­явил­ся свя­той Ди­мит­рий в ви­де во­ору­жен­но­го во­и­на и пер­во­го из непри­я­те­лей, ко­то­рый под­нял­ся на сте­ну, он по­ра­зил ко­пьем и сбро­сил со сте­ны. По­след­ний, па­дая, увлек за со­бою дру­гих на­сту­пав­ших – ужас то­гда вдруг овла­дел вра­га­ми, – они немед­лен­но от­сту­пи­ли. Но оса­да не окон­чи­лась, она толь­ко еще на­чи­на­лась. При ви­де мно­же­ства вра­гов от­ча­я­ние овла­де­ло да­же са­мы­ми храб­ры­ми. Все сна­ча­ла ду­ма­ли, что ги­бель го­ро­да неиз­беж­на. Но по­том, ви­дя бег­ство вра­гов и по­кро­ви­тель­ство див­но­го за­ступ­ни­ка, жи­те­ли обод­ри­лись и ста­ли упо­вать, что за­щит­ник Со­лу­ни, свя­той Ди­мит­рий, не оста­вит сво­е­го род­но­го го­ро­да и не до­пу­стит, чтобы он до­стал­ся вра­гам. http://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij
так что вполне адекватно: оборонительные войны Церковью не осуждаются.
Лесник
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 1 месяц

Re: об иконах

#46 Еллада » Вт, 24 ноября 2015, 19:07

Око писал(а):- По сути, вся жизнь христианская на этом построена, - размышляет Колесников. - Сначала надо прощения просить у Бога, потом просить помощи, чтобы дело получалось. Мы, мирские люди, грешим, просим прощения, спотыкаемся, падаем, поднимаемся и снова падаем - так всю жизнь.
Похожее есть и в методе Хо онопоны : выстраивание чувств в последовательном порядке - сначала благодарить Создателя всех благ, затем выразить сожаление и попросить прощения в своих правонарушениях божественных законов бытия....
Еллада
Аватара
Откуда: Центральный ФО
Сообщения: 2865
Темы: 9
Зарегистрирован: Чт, 22 марта 2012
С нами: 12 лет

Re: об иконах

#47 Око » Пт, 8 января 2016, 18:51

Изображение

Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте.
Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

Как это выразить в звуке, как это выразить в образе? Церковь долго не приступала к изображению этой великой и таинственной Вифлеемской пещеры, пока не было разработано учение о богочеловечестве Спасителя на вселенских соборах V , VI и VII веков, где были ниспровергнуты, в первую очередь, ереси монофизитства и несторианства.

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.
http://www.pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xristova/
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#48 Око » Пт, 18 марта 2016, 6:19

покровительница тех, чья жизнь и дела связаны с морем. стихия воды
Изображение
Иисус не был еще рожден, но уже была Звезда, вдохновляющая народ на Переход


стихия огня
сравним с Неопалимой Купиной.
Изображение
О Мария , Звезда моря ,
свет каждого океана , помощь мореплавателям
во всех темных и бурных морях
в достижении оазиса спокойствия и света
верящих в Того, Кто успокоил море .
Как мы выходим из океанов мира и пересекаем пустыни нашего времени,
так показываешь ты нам, о Мария, плод чрева твоего,
ибо без Сына Твоего мы потеряны .

Молитесь, чтобы мы никогда не сошли с пути жизни,
чтобы в сердце и уме, словом и делом,
в дни беспорядков и в дни спокойствия
мы всегда смотрели на Христа и говорили:
" Кто это, что даже ветер и море повинуются ему?"


История этой иконы связана с одной из ключевых тем книги Чисел – переход евреев через Красное море. Моисей привёл народ к морю, которое, по Божественному заступничеству, расступилось перед ними и сомкнулось над преследовавшим их войском египтян. Апостол Павел в послании коринфянам писал: "Все крестились в Моисея в облаке и в море" . это означает, что переход по дну моря олицетворял новозаветное крещение.

Если в общей канве книги Чисел связать переход через море и пророчество о звезде, то получается, что спасаемый Богом народ идёт по дну разверзшегося моря по путеводной звезде.

21. И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.

Вслед за отдалением евреев от египтян божественной силой, знаком чего было простертие руки Моисея с жезлом, совершается разделение морских вод. По еврейскому тексту оно производится при посредстве восточного ветра, а по греческому — южного. Подобное разногласие объясняется следующим образом. По свидетельству путешественников, на Суэцком перешейке ветер дует в северо-восточном и юго-восточном направлении. И так как в еврейском языке имеются имена только для четырех стран, то естественно, что один и тот же ветер — юго-восточный мог быть назван и южным, и восточным. Далее, произведенное ветром Действие обозначается в оригинальном тексте глаголом “бака,” что значит “распарывать,” “раскалывать,” “расщеплять.” Водная масса, следовательно, не просто разгоняется ветром, а раскалывается, разделяется им на две части, прямое указание на что и содержится в словах ст. 22: “воды были им стеною по правую сторону и левую” (ср. Пс. 73:13; 77:13; 135:13; Неем. 9:11; Ис. 63:12; 1 Кор. 10:1). (Основное направление Красного (Чермного) моря — с юго-востока на северо-запад. Следовательно, разделить пополам воды мог только ветер с преобладающей южной стороны, так как наличие столь сильного восточного ветра наверняка могло препятствовать переходу евреев через Красное море. Таким образом, указание греческого текста о южном ветре, “распоровшем” море, при наличии сведений об отсутствии указаний промежуточных направлений, как раз подтверждается географическими и историческими данными. Прим. ред.)

22. Переход через Чермное море.

22. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону. 23. Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. 24. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;

С наступлением утра, в “утреннюю стражу,” настал последний, третий момент чуда, отмеченный словами: “воззрел Господь на стан египтян из столпа облачного и огненного.” Принятое вавилонянами и ассириянами деление дня и ночи на стражи существовало и у евреев (1 Цар. 11:11; Плач. 11:19); утренняя стража, по нашему счислению, — время от 2 до 6 часов утра. Божественное действие, приведшее египтян в замешательство и обозначенное словом “воззрел,” передается в еврейском тексте глаголом вайашкев от “шакав,” — буквально: “наклонился с тем, чтобы посмотреть.” Судя по Пс. 143:3 и Ам. 9:4, данное выражение указывает на движение воли Божьей, обращенной на врагов Израиля. Но внешнее действие “воззрения” — замешательство египтян дает право думать, что и причина его — “воззрение” сказалась чем-либо видимым. И действительно, Пс. 76:17-19, понимает его в смысле жестокой, громовой бури, разразившейся над египтянами. “Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и трепетали, Из туч лились воды, облака издавали глас, и стрелы Твои расходились” (ср. Пс. 17:28). Равным образом, и по словам Иосифа Флавия, Господь поразил египтян громовыми ударами с сверкающими молниями.
http://www.holytrinitymission.org/books/russian/biblia_lopuhin_ishod.htm#_Toc51737709

Изображение


Наименование Богородицы Звездой Моря, Stella Maris, приписывают латинскому церковному автору IV – начала V веков Иерониму Стридонскому. Однако некоторые исследователи считают, что Дева Мария обязана этому имени египетской Изиде, которая приобрела особую популярность у греков, в частности, моряков, как stella maris. Причём звездой является даже не сама Изида, а Сириус. В своём исследовании магии и религии «Золотая ветвь» Джеймс Джордж Фрэзер пишет об этом так:

«Не исключено, что прекрасным эпитетом stella Maris – «Морская звезда» (так обращались к ней застигнутые бурей моряки) дева Мария обязана покровительнице мореплавателей Исиде. Чертами морской богини Исиду, вероятно, наделили греческие мореплаватели из Александрии. Они абсолютно чужды изначальному облику богини и национальному характеру египтян, которые, как известно, не любили моря. Настоящей stella Maris, если принять эту гипотезу, будет Сириус, яркая звезда Исиды, которая июльским утром поднимается на востоке Средиземного моря над зеркальными водами, предвещая морякам хорошую погоду».
http://psylib.org.ua/books/freze01/txt41.htm
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#49 Око » Сб, 7 мая 2016, 15:07

икона сошествия Духа Святого (пятидесятницы)
Изображение

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX–XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».
http://www.pravmir.ru/svyataya-troica-pyatidesyatnica-ikony-freski-mozaiki-8/
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Пред.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php