об иконах

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Око » Вт, 19 мая 2015, 7:17

сначала текст. Потом буду добавлять иконы.

Икона для православного сознания - это прежде всего рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах (по выражению Василия Великого (IV в.), ставшему своего рода богословской формулой, - "книга для неграмотных"), т. е. практически - реалистическое изображение, иллюстрация. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция - не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживания, жалости, сострадания, умиления, восхищения и т. п., а соответственно - и стремление к подражанию изображенным персонажам. Отсюда нравственная функция иконы - формирование в созерцающем ее чувств любви и сострадания; смягчение душ человеческих, погрязших в бытовой суете и очерствевших. Икона поэтому - выразитель и носитель главного нравственного принципа христианства - человечности, всеобъемлющей любви к людям, как следствия любви Бога к ним и людей к Богу.

Изображение

Икона - это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. И этой Печатью в пределе, в самой главной Иконе явился вочеловечившийся Бог-Слово; поэтому икона - Его отпечаток, материализованная копия Его лика. Отсюда достаточно регулярное требование византийских отцов Церкви особого иллюзионизма и даже, сказали бы мы теперь, - фотографичности от иконы (прежде всего икон Христа), ибо в ней, по их убеждению, - залог и свидетельство реальности и истинности божественного воплощения. В определении VII Вселенского собора записано, что он утверждает древнюю традицию делать живописные изображения Иисуса Христа, ибо это "служит подтверждением того, что Бог-Слово истинно, а не призрачно вочеловечился". Икона выступает здесь в роли зеркала или документальной фотографии, запечатлевающих только материальные объекты: если есть отражение в зеркале или какой-либо иной отпечаток, то, следовательно, реально существует или существовал сам материальный объект - в данном случае - человек во плоти Иисус Христос. Иконопочитатели ссылаются при этом на первый практически механиченский отпечаток - "Нерукотворный образ" Иисуса, сделанный им самим путем прикладывания матерчатого плата к своему лицу.

Изображение

Икона - символ.
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святостью изображенного на иконе персонажа или священного события. Благодатная сила иконы, согласно иконопочитателям, обусловлена самим подобием, сходством образа с архетипом (отсюда опять тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем иконы (отсюда, напротив, - условность и символизм образа). Икона в сущности своей, как и ее главный божественный Архетип, антиномична: это - выражение невыразимого и изображение неизобразимого. Древние антитетические архетипы зеркала, как реально являющего прообраз (эллинская традиция), и имени, как носителя сущности именуемого (ближневосточная традиция), обрели в иконе антиномическое единство.

Икона реально являет свой первообраз. Отсюда поклонная и чудотворная функции иконы. Верующий любит икону, как сам архетип, целует ее, поклоняется ей, как самому изображенному лицу ("честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз"- были убеждены отцы Церкви), и получает от иконы духовную помощь, как от самого архетипа. Икона поэтому - моленный образ. Верующий молится перед ней, как перед самим архетипом, раскрывает ей свою душу в доверительной исповеди, в прошении или в благодарении.
http://www.philosophy2.ru/library/bychkov/icon-avantg-ru.html
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888


Re: об иконах

#21 Око » Сб, 14 ноября 2015, 15:45

Марк, язычество - это когда какое-то понятие ставят выше Бога.... с иконами все не так.... читайте Символ Веры

можно еще первый пост в теме перечитать :?
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#22 Марк » Вс, 15 ноября 2015, 7:40

– Это ещё что, потемнение икон – процесс простой и давно известный, а вот омоложение! Как раз в эту эпоху жил в России замечательный человек Иван Сергеев. Шестидесятник, разночинец и страшный реакционер. Сын сельского дьячка после семинарии умудрился поступить в артиллерийскую академию, окончил её с отличием и был распределён офицером в Кронштадтскую крепость. А там постригся в монахи и остался при Андреевском соборе. Вижу, вы уже догадались, я говорю о великом русском святом Иоанне Кронштадтском. А с чего его святость начиналась? Проповедников-то полно, а святых мало. Тут чудеса нужны. И вот однажды в Андреевском соборе чудесным образом просветлели старые, потемнелые от времени образа. В ту пору ещё правил Александр Второй, в моде было вольнодумство, так что пошли разговоры, что никакого чуда нет, а просто помыли закоптелые иконы, вот они и просветлели. Тогда Иоанн поступил иначе. Нашли ещё несколько старых икон, при большом стечении народа мыли их с мылом, скатывали чистой водой, но лики оставались тёмными. Оно и понятно, ведь потемнение икон – химический процесс, мыло здесь не поможет. А потом вышел святитель, с молитвой омыл образа святой водой, и они просветлели. Вот это было чудо! С него и пошла слава народного святого. Много лет никто не мог понять, как такое происходит, и лишь в двадцатом веке, незадолго до смерти Иоанна Кронштадтского выяснили, что вместо святой воды мошенник использовал перекись водорода. Вещество это было редким, о нём в ту пору почти никто не слыхивал, но Иоанн получать перекись водорода умел, поскольку химию в артиллерийской академии преподавал Николай Николаевич Зинин. А то, что перекись водорода не только обесцвечивает органические красители, но и окисляет чёрный сульфид свинца до белого сульфата, обнаружил, видимо, сам святитель Иоанн. Зато какой скандал разгорелся, когда спустя сорок лет мошенничество Иоанна Кронштадтского вскрылось! Сам Иоанн уже последние денёчки доживал, зато его клевреты постарались. Даже стишки в защиту святого мошенника публиковали. Вот, слушайте:

«Светильнику веры отцу Иоанну Кронштадтскому по поводу нападок жидовских газет»

Маститый пастырь православный,
Забрызган скверною лжецов,
Толпы завистников злонравной,
Слепых безумных гордецов…
Каково? Почти Пушкин. А потом наша любимая православная церковь канонизировала заведомого и уличённого мошенника. И сегодня церковь всех каяться призывает, а собственные грехи признавать не спешит…"
Святослав Логинов "Россия за облаками"
http://www.litmir.co/br/?b=33882&p=34
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#23 Око » Вс, 15 ноября 2015, 15:45

известная история. да. слышали, читали :yes:

Марк писал(а):вместо святой воды мошенник использовал перекись водорода

почему сразу "мошенник"? Это просто знание законов природы и неграмотность тех, кто раздул из этого миф. То же самое и с "серебряной водой" происходит. Серебро обеззараживает. потому и не болеют люди, причащающиеся из серебряной ложечки, и целующие серебряный крест.
Просто законы природы не надо противопоставлять законам Духа.

Людям нужен миф. без мифа жизнь человека пуста. Миф создает и Библия тоже. она создает правильный миф. тот, который определяет духовный Путь. И это не умаляет важность духовного Пути... миф - это его часть.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#24 Марк » Пн, 16 ноября 2015, 6:43

Око писал(а):язычество - это когда какое-то понятие ставят выше Бога.... с иконами все не так.... читайте Символ Веры
А зачем вам они, если вы видите и общаетесь лично с Богом?
Язычники то же использовали идолы для связи с Божеством, вроде как современные антенны для приема телесигнала. :smile:
Я не отрицаю, что иконы это произведение искусства. И им лучшее место в музеях и Третьяковке.

Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Око писал(а):Миф создает и Библия тоже. она создает правильный миф
А Веды, Дхаммапада, Агни Йога это правильные мифы? :pardon:
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#25 Око » Пн, 16 ноября 2015, 7:23

Марк писал(а):А зачем вам они, если вы видите и общаетесь лично с Богом?
потому что моя жизнь во многом мирская. Я за близких переживаю и болею иногда. И стесняюсь напрямую к Нему со своими мелкими проблемами обращаться. Обращаюсь к посредникам. Да и не только с просьбами. с благодарностями.
У каждого святого, у каждой иконы есть своя история (миф). это отпечаток Божественной печати на судьбах человечества. Это интересно.
Вы почитайте тему, Марк, здесь же много интереснейших историй

Марк писал(а):А Веды, Дхаммапада, Агни Йога это правильные мифы?
думаю, что для тех людей, которые живут в тех местах, в которых происходили те события, и не знают Библии - да.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#26 крыгл » Пн, 16 ноября 2015, 8:00

Марк писал(а):
Око писал(а):Миф создает и Библия тоже. она создает правильный миф
А Веды, Дхаммапада, Агни Йога это правильные мифы? :pardon:
- Что за гроздь имен!
Спойлер
Предаваясь подобным размышлениям, Сент-Эньян раздевался. Он только что снял камзол и собирался надеть халат, как ему доложили, что его желает видеть барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон.
- Что за гроздь имен! Я не знаю такого.
- Это дворянин, - ответил лакей, - который имел честь обедать с господином графом за столом короля во время пребывания его величества в Фонтенбло.
- У короля в Фонтенбло! - вскричал де Сент-Эньян. - Скорей, скорей, просите сюда этого дворянина.
содержания нет в вашей полемике
вот марк книжка=какие ассоциации у вас с содержанием -есть ли там что то из агнийоги и тп ...

/viewtopic.php?f=21&t=61704
.
аже путь в тысячу ли начинается с первого шага. (千里之行,始于足下).

— древняя китайская поговорка, иногда приписываемая Лао-цз
а там десятки подобных тезисов ...
крыгл
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 14 лет 11 месяцев

Re: об иконах

#27 Око » Пн, 16 ноября 2015, 15:27

крыгл, спасибо за упоминание под спойлером про Фонтенбло. :ninja: интересно получилось.
И еще. если Вы не видите содержания, то это не значит, что его нет. Это очень древний разговор. его содержанием пропитано наше пространство понимания и оно не ограничивается буквами на экране монитора.

Марк, я поняла, кого Вы мне напоминаете. :smile: Гурджиева. учитель танцев, факир из Фонтенбло. Он искал Истину в синтезе религий.
И знаете какие слова были последними в его жизни?

Неподвижно лежа на койке, он обвел взглядом самых верных своих последователей, тех, кому теперь предстояло проповедовать его учение во Франции, в Америке и по всему свету…
— Ну и вляпались же вы, — спокойно сказал умирающий и закрыл глаза.
вляпались, потому что растеряли острие жизни...
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#28 Марк » Вт, 17 ноября 2015, 5:45

Око писал(а):почему сразу "мошенник"?
Кстати Николай Лесков в своих романах очень не лестно описывал образ одного старца, под которым современниками легко читался Иоанн Кронштадтский.

Добавлено спустя 52 секунды:
Око писал(а):я поняла, кого Вы мне напоминаете. Гурджиева
Вы мне льстите. Я слишком далек и глуп по сравнению с ним.

Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:
Око писал(а):думаю, что для тех людей, которые живут в тех местах, в которых происходили те события, и не знают Библии - да.
Библию писали для евреев между прочим. :grin:
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#29 Око » Ср, 18 ноября 2015, 0:41

Марк писал(а):Кстати Николай Лесков в своих романах очень не лестно описывал образ одного старца, под которым современниками легко читался Иоанн Кронштадтский.
наверно, Николай Лесков тоже вляпался... )) если честно, то не читала. Дайте намек, где почитать можно.


Марк писал(а):Я слишком далек и глуп по сравнению с ним.
самокритика - это хорошо. :angel: Но дело не в глупости или умности. Я, вот, тоже с Еленой Петровной Блаватской энергетически почти идентична (по гороскопу - объективный фактор), но совершенно не ощущаю величия ее идей и интереса к ее работам... будто это пройденный этап. предстоит исправление всего того, что она наваяла в своей эзотерической деятельности. :ugu:
Дело в общем впечатлении и в том, что идеи схожи. Гурджиев тоже практик. и искал синтез религий.
вот тут я собрала интересное о нем /viewtopic.php?p=2114082#p2114082
может быть, почувствуете что-то общее на уровне идей
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#30 Марк » Ср, 18 ноября 2015, 5:50

Око писал(а):наверно, Николай Лесков тоже вляпался... )) если честно, то не читала. Дайте намек, где почитать можно.
Отношение к церкви[править | править вики-текст]
В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он писал:

Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.[40]
На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов[39]. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума»,[41] — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет»,[42] писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Я. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, — и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости»[43].

Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889—1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой[43] (впоследствии он был издательством переформирован).
Око писал(а):наверно, Николай Лесков тоже вляпался... )) если честно, то не читала. Дайте намек, где почитать можно.
Точно название повести не вспомню. Но там под видом старца описывался Кронштадтский. К которому Лесков относился без симпатии.
Око писал(а):Дело в общем впечатлении и в том, что идеи схожи.
Синтез разве плохо? Надо выбирать из всего самое лучшее. Зачем пользоваться устаревшими моделями утюга или телевизора? При наличии более совершенных?
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#31 Лесник » Ср, 18 ноября 2015, 17:57

Марк писал(а):Это и есть 100% классическое язычество.
мой друг недавно задал Свидетелям Иеговы вопрос, на который они ответить не смогли, как раз насчет иконопочитания: почему, признавая неязычеством и богоугодными факты изображения святых личностей с одной стороны и почтительное поклонение тому, что свято по причастию к Богу («А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: 8) с другой стороны, вы отвергаете как якобы идолопоклонство почтительное поклонение изображенным на иконах св.личностям? - в ответ была тишина.
Лесник
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 1 месяц

Re: об иконах

#32 Марк » Чт, 19 ноября 2015, 5:31

Лесник писал(а):с другой стороны, вы отвергаете как якобы идолопоклонство почтительное поклонение изображенным на иконах св.личностям? - в ответ была тишина.
Вы требуете невозможного, чтобы люди со штампами вместо мозгов, отвечали вам цитатами, которых нет на их биологическом носителе информации. На флешке в голове. :-D
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#33 Лесник » Чт, 19 ноября 2015, 7:06

Марк писал(а):Вы требуете невозможного, чтобы люди со штампами вместо мозгов, отвечали вам цитатами, которых нет на их биологическом носителе информации.
ну, он не требвал , чтобы они отвечали цитатами.. а Вы, без штампов в мозгах, не могли бы ответить на этот вопрос?)

Добавлено спустя 22 минуты 4 секунды:
Почему мы поклоняемся иконам:

Спойлер
Вопрос:
В Ветхом Завете во Второзаконии 5 глава 8-ой стих Исход 20 глава : 4 и 5 стих ,сказано; " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня». Объясните, пожалуйста, если Бог есть Дух , его никто никогда не видел , почему люди в храме покланяются иконам, ведь Бог сказал , что настоящие поклонники (Новый завет) должны поклонятся Ему в духе и истине. Задать этот вопрос меня побудили причины, когда люди начали считать ,что их исцелила икона , а не Господь Бог. И они начинают молится иконе.
Оксана Чуба

________________________________________
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Приведенное место из книги «Исход» относится к историческому Израилю – народу, который более 400-х лет жил в Египте среди язычников и был заражен идолопоклонством. Религиозную нестойкость евреи проявляли на протяжении всей его истории вплоть до вавилонского плена, несмотря на все запреты и наказания. Сколько было нечестивых царей (особенно в 10-коленном Северном царстве), которые вводили в стране культы, заимствованные у ассирийцев, халдеев, финикийцев. Постепенно евреи начали понимать Исх.20:4-5 предельно широко и стали бояться делать любые изображения, даже если это не носило никакого религиозного характера. Поэтому у Израиля на протяжении всей библейской истории не существовало никакого изобразительного искусства.

Текст и контекст процитированного в письме места ясно показывает, что запрет делать изображения носил не абсолютный характер, а самым определенным образом был направлен против опасности заразиться идолопоклонством языческих народов, с которыми евреи были в постоянном общении. Такой же религиозно-педагогический характер имело деление на чистых и нечистых животных. Ясно, что Бог всех сотворил чистыми. Установленное законом Моисея деление символизировало выделенность религиозно-чистого Израиля из среды духовно-нечистых, пребывающих в идольском нечестии, язычников. Закон также запрещал смешивать разные породы скота, засеивать поле различными видами семян, делать ткань из разных ниток (например, шерстяных и льняных). Все это было направлено против опасности смешения с идолопоклонниками. Легко показать, что предписание не делать «никакого изображения» не носило абсолютного характера, а имело конкретную цель. Разве не было в скинии, а позже в Иерусалимском храме на крышке ковчега завета изображения двух херувимов: «И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее» (Исх.37:7-8). Сам Господь повелел Моисею сделать в пустыне медное изображение: «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ.21:9). Господь Спаситель указывает на медного змея как на Свое символическое предъизображение: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15).
Когда протестанты, баптисты и представители некоторых сект приводят против православных Исх.20:4-5, то сознательно опускают связанный с цитируемым местом предшествующий стих: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (20:3). У нас, православных, и нет других богов, а есть единый Бог Господь, Творец и Вседержитель, как Он Сам открыл Себя через пророков и апостолов. Ему и поклоняемся в духе и истине (Ин.4:24). Иконы и другие символические изображения мы за Бога не принимаем, с Ним не отождествляем. Поражает, насколько протестанты, баптисты, сектанты не имеют ни малейшего знания духовной жизни православной Церкви. Казалось бы, не трудно отрыть книги по догматическому богословию и увидеть, что первый и главный раздел посвящен единому Богу. В них ясно проводиться мысль о всемогуществе Бога, о нетварности Божества, об абсолютности и непостижимости Его сущности. Богословское учение об иконах ясно выражено в молитвах на их освящение: «сице всегдашняго ради воспоминания , Тебе единаго славимаго Бога не точию усты исповедуем, но и образ пишем, не еже боготворити сей, но еже нань телесныма очима взирающе, умныма на Тебе Бога нашего зрети, и Того чтуще, Тебе Создателя, Искупителя и Освятителя нашего славити и величати и Твоя неисчетная благодеяния воспоминати…» (Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы…». Возможно, что кто-то считает, что его исцелила икона. Не думою, что он при этом перестал верить и чтить единого Бога, а стал поклоняться иконе как кумиру. Надо ему спокойно объяснить, что первоисточником всех чудес является один Господь, и он примет это объяснение. Тут нет никакой опасности. Есть люди, которые страдают обрядоверием, но из-за них никто не собирается отменять в Церкви обряд. Без него любое богослужение потеряет всякую упорядоченность.

При общении с протестантами удивляет их логическая непоследовательность. При том толковании, которое они дают Исх.20:4-5, им нужно было бы вслед за людьми ветхого Израиля отвергнуть всякое изобразительное искусство и не рисовать людей, зверей и птиц («никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в вводах ниже земли»). Евреи были последовательны. Когда Пилат привел из Кесарии Маритимы в Иерусалим когорты, на знаменах которых были изображения кесаря, израильтяне были сильно возмущены и готовы были умереть, чтобы воспрепятствовать этому (Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн. 18.3:1). Протестанты же никогда не отвергали живопись. Создали немало картин на библейские темы. Имеют дома альбомы с фотографиями близких. В этом нет никакой духовной опасности. Если какая-нибудь протестантка в порыве материнских чувств поцелует фотографию сына, она не станет язычницей и ее никто не обвинит в идолопоклонстве.

Иконоборчество, возникшее в Византии в 8 веке, было запоздалым рецидивом иудаизма. Что питает иконоборчество нового и новейшего времени? Сильный дух рационализма в религиозной жизни. Протестантизм явственно выразил тенденцию последних веков к обмирщению духовной жизни. Он оказался неспособным воспринять сакраментальную глубину великого богословского наследия святых отцов (преподобного Иоанна Дамаскина, святителя Григория Паламы и др.), учивших о благодатном воздействии Божественных энергий на тварный, вещественный мир. Нетварный Божественный свет может проникать в этот мир и освящать не только людей, живущих свято, но и связанные с ними предметы. Разве об этом нет в Библии? «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар.13:20-21); «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12).
Кто создал первую икону? Бог, Который сказал: «создадим человека по образу Нашему» (Быт.1:26). Греческое слово eikon (икона) на церковно-славянский и русский язык переводится словом «образ». Хорошо бы всем (православным, протестантам и др. верующим) помнить, что человек – святыня Божия, икона и относиться к нему с любовью и почтением как к образу Божьему.
02 / 08 / 2004
http://www.pravoslavie.ru/answers/6378.htm


………………………….


"Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декалога. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова "икона" ("eikon") и "идол" ("eidolon") — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатствуешь?" (Рим. 2, 21-22).

Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено условиями жизни богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Святая Святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым образам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был поражен смертью (2 Цар. 6, 7).

Изначально слово "святой" относилось исключительно к Богу, но затем это наименование стало прилагаться не только к Богу, несоизмеримому с тварью, но и ко всему, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например, храм, закон и т. д. Подобного рода предметы требуют благоговейного к себе отношения и могут быть предметами поклонения и почитания. В противном случае вторая заповедь Моисея — "Не сотвори себе кумира..." (Втор. 5, 8) пришла бы в противоречие с четвертой заповедью — "Наблюдай день субботний..." (Втор. 5, 12) и пятой — "Почитай отца твоего и матерь твою..." (Втор. 5, 16). Такое отношение к священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.

Если бы протестанты были последовательными, то они должны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать ..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объявляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, который говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассматривался всего лишь как дом Божий. Или "Как люблю я закон Твой!" (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиозной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.

Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, высшее творение, созданное по образу и подобию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонился своим гостям (3 Цар. 1, 47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу. — ОД.) лицем до земли" (Быт. 42, 6), есть и другие примеры.


В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопоклонство? Прежде всего нужно дать определение того, что есть идолопоклонство, или язычество. Наиболее глубокое определение того, что есть язычество, дает ап. Павел: "Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1, 25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-первых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца"почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Во-вторых, это не есть служение, потому что православное богословие и практика иконопочитания строго различают поклонение как всецелое служение (latreia), которое подобает только одному Богу, и поклонение как воздаяние чести (timetike proskynesis), что буквально можно перевести как "почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, свв. угодникам. Ангелам и т. д. Поэтому иконопочитание и возможно и полезно.

Но иконопочитание — это не только вопрос церковной практики. Оно имеет и догматической, а именно христологический аспект. В таком контексте проблема иконопочитания была поставлена в эпоху иконоборческих споров. До начала иконоборчества Церковь допускала различное отношение к иконам и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обязательным. Но после VII Вселенского Собора оно стало обязательным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочитании оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.

Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о возможности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запрещено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, "Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Новом Завете. Евангелист продолжает: "Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Боговоплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувственному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозможность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Главный богослов иконоборчества император Константин V Копроним предлагал православным следующую дилемму: "Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изобразить Божество, то это невозможно, поскольку оно по определению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняетесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".

Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпосылках иконоборческой христологической доктрины, потому что православные изображают не Божество и не человечество, а единую богочеловеческую Личность и поклоняются не "чему", не природе, а "кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.

На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заключить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христианства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество "ересью аграптодокетизма" (от греч. grafo).
http://forum.bel.ru/index.php?showtopic=32351
Лесник
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 1 месяц

Re: об иконах

#34 Око » Чт, 19 ноября 2015, 17:11

Марк, спасибо за информацию о Лескове. попробую найти эту повесть, получить личные впечатления и понять причины такой антипатии. Уверена, что эта антипатия личная.

Марк писал(а):Надо выбирать из всего самое лучшее.
Здесь возникает вопрос. вопрос очень серьезный: кто (или что во мне) будет выбирать? каковы причины того или иного выбора? не будет ли этот выбор сделан той частью меня, которая боится развития?

про синтез. на первый взгляд не плохо. Но если применять синтез идей на духовном пути, то острие (устремленность, вектор устремления) отупляется и размягчается... синтез мягкость придает и расплывчатость

Добавлено спустя 2 минуты 32 секунды:
Лесник писал(а):Почему мы поклоняемся иконам:

я не могу сказать, что икона для меня кумир или фетиш. когда стоишь перед иконой, перед глазами встает образ человека... человека близкого Богу, человека, которому я бесконечно доверяю и могу через него передать Ему просьбу или благодарность.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: об иконах

#35 Марк » Пт, 20 ноября 2015, 5:36

Лесник писал(а):ну, он не требвал , чтобы они отвечали цитатами.. а Вы, без штампов в мозгах, не могли бы ответить на этот вопрос?)
Я уже отвечал. Для меня иконы это произведение искусства. И им место в Эрмитаже, Третьяковке. Но если вы их ииспользуете в качестве магического амулета или связи с Загробным миром, то значит стоите на одном уровне с язычниками, молящимися своим деревянным и каменным идолам. Неужели не верите, что без иконы Бог вас не услышит? Без посредников. Значит вы маловеры.

Добавлено спустя 3 минуты 7 секунд:
Око писал(а):Уверена, что эта антипатия личная.
Нельзя с антипатией относится к человеку светлых мыслей и поступков. :wink:
Око писал(а):Здесь возникает вопрос. вопрос очень серьезный: кто (или что во мне) будет выбирать? каковы причины того или иного выбора? не будет ли этот выбор сделан той частью меня, которая боится развития?
Если для вас развитие не Нагорная проповедь Иисуса и проповеди старцев, то это как раз снижение информации от Христа к его толкователям.
Око писал(а):про синтез. на первый взгляд не плохо. Но если применять синтез идей на духовном пути, то острие (устремленность, вектор устремления) отупляется и размягчается... синтез мягкость придает и расплывчатость
Раз вы нашли свое - православие. Идите по пути до конца. Зачем вы свою веру размываете форумом Лазарева? :pardon: :scratch:
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

  • 1

Re: об иконах

#36 Лена Н » Пт, 20 ноября 2015, 8:28

Марк писал(а):Николай Лесков в своих романах очень не лестно описывал образ одного старца, под которым современниками легко читался Иоанн Кронштадтский.
Раздражал он его, вот и все! Даже не сам Иоанн Кронштадтский, а атмосфера. Лесков к чудесам, вслед за своим отцом, относился с большим скепсисом. Не то чтобы он в них совсем не верил, но он считал, что их гораздо меньше, чем людям этого хочется. То, что должен явиться Иоанн Кронштадтский и совершить чудо, – это его сердило.

Да, мы здесь встречаемся с таким интересным случаем: невстреча двух современников – Иоанна Кронштадтского и Лескова – и такое глубинное непонимание. Все-таки, кажется, хоть я и избегаю говорить, что Лесков что-то там не понял, но тут приходится признать, что увидеть святого в Иоанне Кронштадтском, как в священнике, он не смог.

Дмитрий Брянчанинов хорош до того момента, пока он не стал монахом; когда он стал Игнатием – все, для Лескова его больше не существует. В «Полуночниках» речь идет уже об Иоанне Кронштадтском, да, он такой там. В «Полуночниках» не просто карикатура появляется, а есть и признание некоторых его достоинств, но явно многое Лесков в Иоанне Кронштадтском не увидел.
(лекция писателя Майи Кучерской «Христианство в творчестве Николая Лескова». )
Лена Н

  • 1

Re: об иконах

#37 Лена Н » Пт, 20 ноября 2015, 8:34

Око писал(а):понять причины такой антипатии.
Семья Лесковых пережила страшную драму. Как известно, дедом Лескова был священник, его звали отец Дмитрий, он служил в селе Лески, это Брянский уезд. Село было довольно бедное, у отца Дмитрия было трое детей, один из них – отец Лескова, еще один сын и еще одна дочь. Как было положено, мальчики отправились в семинарию, они ее благополучно закончили… Один закончил, а другой нет. Одного брата убили в потасовке, поскольку нравы в семинарии были жесткие, было право кулака – кто самый сильный, тот и самый успешный.
Когда Семен Дмитриевич, единственный уже сын отца Дмитрия, вернулся домой из семинарии, первое, что он сообщил отцу, было, что он не пойдет в попы. Со слов Лескова: «Отец отказался идти в попы по неотвратимому отвращению к грязи». Какие страшные слова! Где он успел это отвращение в себе вырастить? Можно себе представить, что когда твоего брата убивают, может быть, на твоих глазах, то это не очень приятно, но дело не в этом.
Главное событие семинариста – это розги. Били все время, били всегда, за провинности и не за провинности, особо изощренные преподаватели требовали, чтобы старшие били младших, и так далее. Они учились в этом кошмаре, нравы были жестокие. Судя по интонации этих воспоминаний, к этому привыкнуть было невозможно.
Вот эта нелюбовь к попам, о которой Лесков пишет, видимо, тоже осталась с ним навсегда. При этом эта была нелюбовь к попам во множественном числе.
http://www.pravmir.ru/hristianstvo-v-tvorchestve- ... ektsiya-mayi-kucherskoy-video/
Лена Н

  • 1

Re: об иконах

#38 Лена Н » Пт, 20 ноября 2015, 8:38

Марк писал(а):Зачем вы свою веру размываете форумом Лазарева?
:smile: Вам будет скучно.
Некому будет предъявлять претензии.
Лена Н

Re: об иконах

#39 Марк » Сб, 21 ноября 2015, 19:24

Око писал(а):если честно, то не читала. Дайте намек, где почитать можно.
"Полунощники", скорее всего
Источник: http://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0550.shtml/
Марк
Сообщения: 7467
Темы: 435
Зарегистрирован: Вс, 9 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Re: об иконах

#40 Око » Пн, 23 ноября 2015, 0:00

Лена Н писал(а):Когда Семен Дмитриевич, единственный уже сын отца Дмитрия, вернулся домой из семинарии, первое, что он сообщил отцу, было, что он не пойдет в попы. Со слов Лескова: «Отец отказался идти в попы по неотвратимому отвращению к грязи». Какие страшные слова! Где он успел это отвращение в себе вырастить? Можно себе представить, что когда твоего брата убивают, может быть, на твоих глазах, то это не очень приятно, но дело не в этом.
Главное событие семинариста – это розги. Били все время, били всегда, за провинности и не за провинности, особо изощренные преподаватели требовали, чтобы старшие били младших, и так далее. Они учились в этом кошмаре, нравы были жестокие. Судя по интонации этих воспоминаний, к этому привыкнуть было невозможно.
Вот эта нелюбовь к попам, о которой Лесков пишет, видимо, тоже осталась с ним навсегда. При этом эта была нелюбовь к попам во множественном числе.

Лена, спасибо. очень интересные факты. Попробую проследить судьбы его потомков. похоже, невроз.
Талантливые люди часто бывают психически неуравновешенными. наверно, так надо. Тонко чувствующему человеку сложно в этом мире



Марк, спасибо за ссылочку.
Марк писал(а):Раз вы нашли свое - православие. Идите по пути до конца. Зачем вы свою веру размываете форумом Лазарева?
Вы могли бы с таким же успехом написать, чтобы я в библиотеку не ходила, если нашла для своей духовной жизни православие. Оно не исключает другого. тем более, что на форуме шикарный раздел Религии и духовные традиции: Христианство :ugu:

Добавлено спустя 4 минуты 35 секунд:
Марк писал(а):
Око писал(а):Здесь возникает вопрос. вопрос очень серьезный: кто (или что во мне) будет выбирать? каковы причины того или иного выбора? не будет ли этот выбор сделан той частью меня, которая боится развития?
Если для вас развитие не Нагорная проповедь Иисуса и проповеди старцев, то это как раз снижение информации от Христа к его толкователям.
Вы имеете ввиду снижение плотности информации?
да, конечно. Но тут не только на информацию надобно пенять, а еще и на умение усваивать ее.
Бывает, что информация плотная, а человек не видит ее глубину. не способен впустить в себя
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Пред.След.

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 6 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php