тема восстановлена из архива, во многом благодаря аналогичным выводам, которые сегодня озвучила Elena J.
.....................
Очень важно :из такого большого теоретического различия как Божественность или небожественность по сути души человека будут следовать и большие различия в практике её спасения - религиозной практике.
"...Святой Григорий Богослов толкует текст книги Бытия следующим образом: "Слово, взяв часть новосозданной земли бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него Дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей". В том же слове, посвященном душе, он говорит: "Душа есть Божие дыхание и, будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый".
Понимая эти слова буквально, мы должны были бы вывести из этих двух отрывков заключение о нетварном характере души и видеть в человеке некоего бога, отягченного телесной природой, или же, по крайней мере, видеть в нем некое смешение Бога и животного. Понятое так сотворение человека по образу Божию противоречило бы христианскому учению, которое видит в человеке существо, призванное достигать единения с Богом, становиться богом по благодати, но никак не видит в нем Бога по самому его происхождению. Не говоря уже о других невероятных последствиях подобного предположения, в этих условиях не была бы понятна проблема зла: либо Адам не мог согрешить, будучи Богом по своей душе - частице Божества, либо первородный грех отразился бы на Божественной природе - в Адаме согрешил бы Сам Бог. Святой Григорий Богослов не мог поддерживать подобной точки зрения. В своем слове о человеческой природе он обращается к своей душе: "И если ты - Божие дыхание и Божий жребий, как сама думаешь, то отложи неправду и тогда поверю тебе... Как же ты возмущаешься столько от приражений губительного Велиара, хотя и сопряжена с небесным духом? Если и при такой помощи клонишься ты к земле, то увы! увы! сколь многомощен твой губительный грех". Итак, смешанная (kirnamenh) с "небесным Духом", душа вспомоществуется чем-то более высоким, чем она сама. Именно наличие в ней Божественной силы и заставляет именовать ее "частицей Божества", ибо она берет свое начало во вдунутой в нее "Божественной струе", которая есть благодать. "Божие дыхание" указывает, таким образом, на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью и ею произведен, подобно тому как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо. Именно присущую душе причастность Божественной энергии и означает выражение "частица Божества". Действительно, в одной из своих "Бесед" святой Григорий Богослов указывает на приобщение к Божеству, говоря о "трех светах", из которых первый - Бог, "Свет высочайший, неприступный, неизреченный; второй - ангелы, "некая струя" (aporroh) или соучастие (metousia) Первому Свету; третий свет - это человек, называемый тоже светом, ибо дух его озарен "Первообразным Светом", который есть Бог". Итак, сотворение по образу и по подобию Божию предполагает сопричастность Божественному существу, приобщенность Богу, а это значит, что оно предполагает благодать. "..."
(c)В.Н.Лосский Очерк мистического богословия восточной церкви,гл.6 "Образ и подобие"
http://www.vehi.net/vlossky/index.html
................................
"..Афонский старец Емилиан размышляет: «Сегодня у меня есть место в жизни, потому что Господь взял меня на Себя. Как только Он прекратит освящать меня Своими лучами, я погасну... Кто есть я, вступающий в славу и святость Бога? Никто... Сами по себе мы ни на что не способны...Моя сущность есть ничто, небытие... Итак, я должен постичь свое ничтожество... Осознание своей ничтожности происходит вследствие познания Бога, Его святости, непостижимости Его величия... видя Его славу и величие, ты начинаешь замечать свою собственную ничтожность».
«Творение, — пишет современный богослов (Каломирос Александр) , — не имеет существования в самом себе. Оно полностью зависит от воли Бога... У него не бьло собственной сущности. Само по себе оно нуль, совершенное ничто. Оно и было создано из ничего ( Свт. Иоанн Златоуст: «Он творил без исходной материи»). Но само по себе оно не имеет силы существования: оно продолжает существовать благодаря Божественной энергии... Мы, сотворенные существа, ангелы и люди, будем жить в вечности, но не потому, что в нас есть сила вечности, а потому, что на то есть воля Бога, Который нас
любит. Сами же по себе мы ничто. В нас нет ни малейшей жизненной энергии, в нашей природе нет самостоятельной
силы существования; та же, которая животворит нас, полностью исходит от Бога, — нашего в ней нет ничего.( См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1,гл. 14.) Мы прах земной, и когда мы забыли об этом, Бог по Своей милости попустил нам вернуться к тому, что мы есть, чтобы мы становились смиренными и на опыте познали, что мы
ничто».
http://orthodox-hub.ru/ftp/books/ ORTHODOX/Новико ... ого делания. Том 1. - 2005.pdf
..................................................
считая, что душа -часть Бога, невозможно спастись, т.к. в этом случае опора будет не на Бога, а на душу.
Как уже писал в другой теме,
"Божество Христа -осовная аксиома христианства . Ведь в чем ее смысл? Человек сам по себе не мог преодолеть пропасть греха, в который впала его природа (включая первородный грех) - как не может тонущий вытянуть себя за волосы из воды болота.
Поэтому принять человеческую природу пришлось Богу, этим Он искупил её от первородного греха. И теперь крещёных людей отделяет от Царства Божия лишь собственные грехи, в к-рых они могут покаяться.
Как образно сказал один знакомый православный, нам остаётся "прицепиться к ризе Христа,совершившего победу над грехом и смертью" - и таким образом "вынырнуть" из этого "болота". (аналогия: тонущий, не способный вытащить себя за волосы [читай, неспособный помочь поврежденной человеческой природой поврежденной грехом человеческой природе],может зацепиться за точку опоры, трансцендентную системе "болото-тонущий" (веревка с берега, с вертолета),и,только таким образом покинуть трясину).
В духовной жизни этой трансцендентной точкой опоры и является Христос (не душа, т.к.она - не часть сущности Бога).
Так вот, если я считаю, что "Бог во мне (в полном смысле этих слов, как в ведизме и пантеизме) ", что "моя душа -часть Его Самого по Его (или её) сущности",то, образно говоря в рамках вышенаписанной аналогии, я , утопая в болоте, вместо того, чтобы тратить время на связь с вертолётом,буду тратить его на попытку нащупать твёрдую почву под трясиной. - а это роковая ошибка.
поиск точки опоры, трансцендентной системе "болото-тонущий" и хватание за эту точку опоры аналогично
спасению в рамках православной церкви вместо попыток самостоятельно исцелить свою душу, будучи в надежде, что у нее самой, поскольку она якобы божественна ,есть такой шанс.
Ну, и конечно, мнение о божествености души в абсолюном значении - это бесконечная гордыня, т.к. происходит необоснованоое самовозвеличивание (или бесконечное уничижение Бога) .
Добавлено спустя 46 минут 55 секунд:
....................................
и еще фрагмент:
"..Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: “Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый... Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; по-тому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества.” (Сл. 7, о душе).
Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражении делать основание для учения, что душа “божественна,” в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение : Душа — происхождения небесного, — не значит, что душа божественна по существу. “Вдунул дыхание жизни” есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как — дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа — или есть элемент — Божества. Златоуст пишет: “Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, “вдунул,” говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они пре-вращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?” (Златоуст, Толкование на книгу Бытия)." ...
(из Православного догматического богословия о.М.Помазанского)