nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Лесник » Вс, 2 ноября 2014, 10:22

Замечательныее книги Н.М.Новикова об Иисусовой молитве на его сайте http://nnproekt.ru/index.html :

"Меч воина" - читать и скачать можно тут: http://nnproekt.ru/pages/books_4_1_4.html

"МОЛИТВА ИИСУСОВА
Опыт двух тысячелетий" (тома 1-й и 3-й): http://nnproekt.ru/pages/books_2_3_6.html (особенно хорош третий том, с подробным изложением практики молитвы, в т.ч., верной локализации удерживания внимания при ней)

"О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Аскетический
трактат" : http://nnproekt.ru/pages/books_5_3_6.html

также на сайте есть и другие книги, статьи http://nnproekt.ru/pages/text_0_2.html и аудиозаписи.

..................................................................


Кандидат богословия игумен Петр (Пиголь) о серии книг «Путь умного делания»:

"Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. Это прежде всего обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). В серию вошли также отдельные выпуски: книга «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (2000) и одноименная брошюра (1999), книги «Подвиг в миру» (2006) и «Меч воина» (2009), сюда же следует отнести изданное на английском языке в США эссе «Two Elders on The Jesus Prayer» (2007). Проект серии, разработку которого Н. М. Новиков начал в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), предусматривает дальнейшие выпуски, среди них книги: «Традиция», «Дух воина», «Сети», «Мистика иконы» и другие.

В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.

Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – здесь можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно найти в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: на сегодняшний день в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.

Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и, вместе с тем, тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.

Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.

Однако внимание к внешним, зачастую острым проблемам современности таит в себе известную угрозу отклониться от истинно традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.

И тем не менее, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству.

Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи Свыше... Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель."

………………………………

Описание: Дорогие братья и сестры!

Перед нами серия книг, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.
Одна из примечательных особенностей данных книг в том, что они дают возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.

Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книги не ограничены молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книг вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.
Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Крылатском
.......................................................


Н.М.Новиков:

"Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.

Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.

Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути. .."

........................................


"Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.

Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике."

Игумен Петр (Пиголь)

........................................
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца


Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#3 Марфа Меньшикова » Пт, 7 ноября 2014, 8:51

Читала эти книги - "Путь воина" и "Иисусова молитва. Опыт 2 тысячелетий" - 4 том.
Да, книги стОящие.
Марфа Меньшикова
Крит-Мыс-Сер
Аватара
Сообщения: 35367
Темы: 113
Зарегистрирован: Вс, 2 декабря 2007
С нами: 16 лет 4 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#4 Лесник » Пн, 10 ноября 2014, 17:35

понравился ответ на вопрос:

Почему на сайте нет форума



Вопрос. «Удивило, что не нашел на этом сайте форума... Планируете ли открыть в дальнейшем? Хотелось бы пообщаться...»

Ответ. Форум не предполагался и не предвидится. Тематика сайта задает свои требования, которые в данном случае едва ли возможно согласовать с той формой общения, которая принята в интернет-пространстве. Если у кого-то имеются конкретные вопросы или замечания, всегда можно связаться по e-mail.

Коль скоро все это не очевидно, то замечу, что ни один, подчеркнем это – ни один – человек из тех, кто ведет более или менее серьезную молитвенную жизнь, не участвует ни в каких интернет-форумах. Такое исключено, и это факт. Можно добавить еще, что такие люди не имеют ни блогов, ни ЖЖ, они не впутываются и не попадаются ни в какие социальные сети.

Если причины такой закономерности пока не понятны, то они прояснятся со временем – по мере приближения к реальной молитвенной жизни. Или, хотя бы, после знакомства с теми, кто уже к ней приблизился.

Что же касается форумов и потребности восполнить дефицит общения, то площадок для этого в Интернете более чем достаточно.

Новиков Н.М. 2014

http://nnproekt.ru/pages/text_4_3.html
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#5 Лесник » Вс, 16 ноября 2014, 11:24

новое для меня, важное и особенно интересное из этих книг:


"..Не менее всего остального в умной Иисусовой молитве важно то, в каком месте установится внимание ума при совершении молитвы. Святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что молитва, творимая умом, естественно творится там, где у всякого человека находится орган слова, то есть в гортани, где глотается пища. Вот здесь, у основания шеи, в гортани, в области голосовых связок, и следует стоять вниманием во все время совершения умной молитвы, но отнюдь ни в каком другом месте, пока ум еще не согрет сердечным откликом, пока молитва не окрашена сочувствием сердечным.

Не направляй внимание ни в голову, ни в чрево, ни в желудок, ни в похотную область, что особенно бедственно, но всячески удерживай ум твой вниманием в гортани, стой здесь и не уклоняйся никуда. Не напрягайся переходить вниманием в сердце, это естественным порядком происходит позже , при делании молитвы умно-сердечной, когда сердце молится вместе с умом. Об этом сказано будет в свое время, сейчас же запомни одно: из области органа слова вниманием никуда не отклоняйся во все время молитвы умной...."

и - хороший комментарий на эти абзацы: "Внимание: гортань и губы": http://nnproekt.ru/pdf/traktat_n_novikov.pdf (стр.158-161).
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#6 Miris » Вс, 16 ноября 2014, 19:45

Лесник писал(а):Вот здесь, у основания шеи, в гортани, в области голосовых связок, и следует стоять вниманием во все время совершения умной молитвы, но отнюдь ни в каком другом месте, пока ум еще не согрет сердечным откликом, пока молитва не окрашена сочувствием сердечным.
:unsure: я окунаюсь в молитву полностью... не чувствую себя. состояние такое, что нет до фиксирования дела... Но иногда, да бывает, горло сдавливает - тогда поневоле острие ума оказывается там.

спасибо за ссылочки, Лесник :angel:
Miris
Аватара
Сообщения: 6192
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 12 января 2005
С нами: 19 лет 3 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#7 Лесник » Пн, 17 ноября 2014, 18:52

Miris писал(а):я окунаюсь в молитву полностью... не чувствую себя. состояние такое, что нет до фиксирования дела... Но иногда, да бывает, горло сдавливает - тогда поневоле острие ума оказывается там.

спасибо за ссылочки, Лесник


во славу Божию.
Не знал раньше, что это так необходимо с самого начала - верно фиксировать внимание:


"..Всякий человек, впервые приступая к молитве,
вынужденно начинает с молитвы словесной, ум его не от­делен от рассудка, внимание ему не подвластно и непро­извольно сосредотачивается в области головы. Но надлежит знать, что, несмотря на всю свою обыденность и про­стоту, такая молитва на самом деле далеко не безопасна.

Именно здесь, на словесном уровне, прежде всего случа­ются «уклонения от правого пути». Причина заблужде­ний в основном связана с местом концентрации ума че­ловека: «кто где вниманием — в голове или в груди. Кто в
сердце, тот безопасен». Уже по одной этой причине не­желательно останавливаться на словесном делании, не
пытаясь двигаться дальше, более разумно — побуждать себя к совершенствованию в молитве, имея целью духов­ное возрастание. Отсюда перед каждым новоначальным, ступающим на стезю молитвенной жизни, встает задача
избегнуть застоя и подвигать себя к переходу от молитвы словесной к умной и дальше — к сердечной.

Дело в том, что по природе своей словесная молитва способна развиваться только в трех направлениях. Два из
них — пути тупиковые. Первый, по неспособности ума восходить еще к чистому богомыслию, связан с действи­ем воображения, это то, что отцами названо молитвой мечтательной. Для второго пути характерна склонность к
размышлению, он именуется головной молитвой, здесь духовное умозрение подменяется работой интеллекта.
Развитие своих способностей и в том, и в другом направ­лении может увести в глубокое заблуждение. Но именно
на эти пути попадает, как правило, начинающий, так как они открываются естественным порядком, легко и не­произвольно. В то же время путь третий, незаблудный, единственно верный, на который надо ступить, отталкиваясь от молитвы словесной, не открывается сам собой.
В этом его особенность и отсюда все связанные с ним за­труднения. Третий путь — это соединение ума с сердцем.
Это умно-сердечная молитва, которую отцы и считают «действительно правильной, должной и плодотворной».
Если первые два пути признаются, по немощи начинаю­щих, временно допустимыми, то именно — только вре­менно.

Сложность заключается в том, что на путь умного де­лания, как мы сказали, не попадают стихийно, непроиз­вольно. Чтобы направить жизнь своей души в это русло,нужна и посторонняя помощь, и собственные усилия,
здесь, помимо личного опыта, требуется знакомство с те­орией, без чего интуитивно найти и освоить истинный
образ молитвы едва ли удастся. «Без наставляющаго же в молитве Иисусове, стражда погибнет, рекоша святии от­
цы», — пострадает и пропадет тот, кто не знает, как совер­шать ее правильно, кто по неведению, вместо очищения
от страстей путем трезвения, вместо сердечного внима­ния, хранения ума и ограждения чувств, предастся мечта­ниям или интеллектуальным играм и вообразит, что его собственные ощущения, переживания и помыслы — это
и есть молитва. Он может даже воображать, что «бьет су­постатов». На деле же все главные враги его — страсти —
остаются внутри него. Таковой «ниспадает от бесов».

«Приносить Богу умом в сердце таинственную жертву
молитвы есть искусство духовное, и без особого научения
сие невозможно»31. Научение же может быть двух родов:
прямое — от наставника и опосредованное — через писа­ния. .."

("Меч воина")

Добавлено спустя 4 минуты 25 секунд:
вот что бывает, когда внимание не сводить к гортани, оставляя его в голове:

"Головная молитва.

Эта вторая разновидность молит­вы словесной. Такую форму она неприметно, но неиз­бежно принимает, когда удается избежать молитвы меч­тательной. Она характерна «сосредоточением внимания в головном мозгу», в отличие от предыдущей, когда вни­мание главным образом устремляется вовне. Здесь акти­визируется рассудок, и человек, вместо реального движе­ния его духа навстречу Богу, остается в плену собствен­ных размышлений, что роднит такую псевдомолитву с практикой медитации. «Именно отрыв ума от сердца» ха­рактерен для медитации восточных культов. Подобно
мечтательной, головная молитва бесполезна в отноше­нии духовного развития, а при постоянстве уводит в мир
иллюзорный, в объятия лжи. Случается, что «при этом роде молитвы человек иногда получает благодать и при­ходит в доброе устроение», но в любом случае — «удер­жаться в нем он не может». Этот путь «не выводит из по­стоянной борьбы помыслов и не дает достичь свободы от страстей», а о стяжании «чистого созерцания» нет и ре­чи. Прп. Симеон об этой молитве говорит, что в голове «мысли с мыслями борются», а человек, как слепой, «по­добен ведущему брань с врагами своими ночью в темно­те». Поэтому «и нет ему возможности ускользать от вра­гов своих демонов, чтоб они не поражали его. Тщетно подъемлет он, несчастный, труд свой»».

Молитвенник пребывает под властью приходящих извне помышлений,«не разумея при этом, что же, собственно, с ним проис­ходит». Со временем тонкая внутренняя брань лишь усложняется. Развиваясь, головная молитва ведет к рассу­дочности и, уподобляясь молитве мечтательной, пленяет ум в сетях воображения. В итоге второй молитвенный
путь ведет к самообольщению тщеславием и гордыней. Общий порок присущ и мечтательному, и головному
типу молитвы, а именно: работа воображения. Нет право­славного подвижника, который бы не остерегал от этой
опасности, и механизм этого коварного свойства хорошо изучен. «Во время молитвы или трезвения ни на какие
ощущения чувственные не надо обращать внимания», ибо «где внимание, там и ум устанавливает свою силу и
соединяется с этой областью». Когда внимание уделяется образам, имеющим вещественную основу, то оно неволь­
но вводится «в психофизическую область. Враждебные духи также имеют возможность проникать в эту область,
и может произойти великий вред» от противоестествен­ного единения с ними. «Здесь корень всех заблуждений и
прелести. Надо помнить, что Бог невидим»

("Меч воина")
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#8 arka » Пн, 17 ноября 2014, 21:57

Лесник писал(а):Святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что молитва, творимая умом, естественно творится там, где у всякого человека находится орган слова, то есть в гортани, где глотается пища. Вот здесь, у основания шеи, в гортани, в области голосовых связок, и следует стоять вниманием во все время совершения умной молитвы, но отнюдь ни в каком другом месте, пока ум еще не согрет сердечным откликом, пока молитва не окрашена сочувствием сердечным.
И ваш духовник это одобряет, Максим?
arka
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#9 Лесник » Вт, 18 ноября 2014, 16:41

arka писал(а):И ваш духовник это одобряет, Максим?

я не говорил священнику, исповедающему меня, что читаю эту, благословленную старцами Кириллом Павловым и Илием Ноздриным, допущенную к печати Издательским советом РПЦ книгу. Н.Новиков основывает и выделенное Вами, и все прочие положения своих книг на святоотеческом учении, чему в его книгах есть масса подтверждений в виде их цитат. Что Вас насторожило, Ирина?
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#10 arka » Ср, 19 ноября 2014, 22:14

Лесник писал(а):Издательским советом РПЦ книгу. Н.Новиков основывает и выделенное Вами,
И именно на эти слова есть цитаты? А какие Святые Отцы об этом учат, можно узнать?
Вообще, в Православии разнятся мнения насчёт того, кто может такой молитвой молиться.
Поэтому и самая тема меня смущает.
Но у каждого своя воля.
arka
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#11 Лесник » Ср, 19 ноября 2014, 22:56

arka писал(а):И именно на эти слова есть цитаты? А какие Святые Отцы об этом учат, можно узнать?
пока вспомнил и нашел этот параграф: "Естественный метод..: http://www.nnproekt.ru/pdf/tom3_n_novikov.pdf (стр.745 и далее), ссылки на свв.Григория Синаита, Игнатия Брянчанинова и Амвросия Оптинского.

Помню, в другом месте были более конкретные цитаты, когда найду - размещу.
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#12 Лесник » Вс, 23 ноября 2014, 16:35

arka писал(а):в Православии разнятся мнения насчёт того, кто может такой молитвой молиться.

ну а кто не может? в этих книгах говорится, что не должны ею молиться не желающие воцерковляться и те, кто сознательно совершает смертные грехи без желания оставить их. все прочие могут и должны молиться ею, причем ориентируясь на достижение сердечной деятельной молитвы, без удовлетворения лишь стадией молитвы словесной.


...................................................................


понравилась статья:


«…на подобные вопросы: «как бороться с помыслами? как противостоять им?» – отцы (Православной Церкви) часто именно так отвечают, очень просто: «не обращайте на них внимания». И ответ этот в целом верный. Но только он, по краткости своей, не исчерпывающий, а потому для нас и не достаточный. Об этом знают те, кто пытался на деле не обращать внимания на свои помыслы. У них сразу возникает другой вопрос: а как? Как же игнорировать приходящие помыслы, когда я, как оказывается, над ними не властен? Они же потому и овладевают мной, что я хотя и хотел бы не принимать их, хотя и пытаюсь, но не способен на это. Они сами овладевают моим вниманием.

Действительно, если бы это было так просто – игнорировать помыслы, – все желающие уже давно пребывали бы в состоянии возвышенной исихии. А поскольку этого не происходит, то очевидно: мы нуждаемся в некоем практическом методе, позволяющем «никакого внимания на помыслы не обращать». Такой метод, как известно, имеется – это метод трезвения. Но только не всем известно, что он, собственно, из себя представляет, кому и когда доступен.

То, что разумеют под трезвением в просторечье, и то, как этот термин понимается в аскетике, далеко не одно и то же. Строго говоря, трезвение– это главный инструмент умного делания, это основное оружие духовной мысленной брани. Но надо понимать, что в полной мере этот священный метод доступен далеко не всякому христианину. Хотя на самом деле нуждается в нем каждый. Почему и сказано: «Как невозможно жить без еды и питья, так невозможно душе достичь духовности без хранения ума, называемого трезвением» [2], – это прп. Исихий Иерусалимский, один из тех, кто был на деле хранившим и стал реальнодостигшим. Потому и слова его не поэтический образ, но живой плод духовного опыта. Тут указание на уникальность метода. Метод так ценен тем, что только он позволяет достигать полноценного очищения – состояния чистоты и ума, и сердца. А «когда человек, – говорит свт.Григорий Палама, – хранит свой ум чистым и устремляет его к Богу, тогда диавол отступает» [3]. А там, где отступает сатана, там приступает Дух Святой и тогда приближается к нам Царствие Божие, тогда оновнутрь нас есть [4].

Однако проблема в том, что, пока мы остаемся на уровне молитвы словесной, у нас нет возможности применить священный метод трезвения. Способность к трезвению обретается в полной мере лишь вместе со стяжанием молитвы умно-сердечной – не ранее. Почему так? Как минимум потому, что овладение методом предполагает, во-первых, отъединение человеческого ума от рассудка и соединение его с сердцем, а во-вторых, вхождение в состояние начальной исихии, то есть мысленной тишины, на фоне которой молчащий ум сможет отчетливо различать вновь возникающие помыслы.

Но как же быть тем простым христианам, кто еще в начале пути? Что делать тем, кому еще неподвластен священный метод?

Разумеется, брань с греховными помышлениями вести необходимо всем. «Не обращать внимания на помыслы» нужно учиться уже сейчас. Уже на самом начальном уровне, ибо иначе с него не сдвинуться. Пока в полноте метод трезвения нам не доступен, мы, тем не менее, можем использовать боевой прием из его арсенала, называемый отсечение помыслов. Прием, позволяющий если пока еще не побеждать в мысленной брани, то все же приостанавливать натиск помыслов и в какой-то мере выходить из-под их зависимости. А это необычайно важно для реального духовного роста.

Когда нежелательный помысл, откуда бы он ни пришел, от внешнего источника или внутреннего, овладевает нашим вниманием, то нам требуется совершить некоторое усилие, чтобы его отсечь. Проще говоря, перестать уделять ему внимание, игнорировать. Когда это удается, то помысл исчезает, прекращает свое существование, он как бы улетучивается: яко изчезает дым... яко тает воск от лица огня [5]. Это следствие того, что любой помысл есть энергетический импульс и как таковой, чтобы продлить свое существование, нуждается в поддержке, в дальнейшей подпитке жизненной силой. Уделяя ему внимание, мы и начинаем его «спонсировать» – питать своей умственной энергией. Напротив, отсекая от него наше внимание, мы обесточиваем помысл и он, истощив скудный запас собственной жизненной силы, умерщвляется [6].

Но чтобы такое отсечение осуществить, надо использовать определенную технику. Малопродуктивно, практически бесполезно сражаться с помыслом напрямую – то есть пытаться оттолкнуть от себя пришедшую на ум мысль, противиться ей, стараться не думать ее. Так в лоб ничего не получится. Очень трудно, а то и вовсе невозможно не думать то, что уже само думается.

Здесь нужна военная хитрость. И, по сути, она очень проста: чтобы не думать об одном, надо подумать о другом. То есть, чтобы отключить внимание от помысла, надо полностью перенести его на что-то иное. И этим иным должно быть не нечто отвлеченное, но одно-единственное помышление – имя Божие. Иисусова молитва (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного) здесь незаменима – именно она, благодаря своей предельной краткости и необъятной емкости. Краткость позволяет с легкостью ухватиться за молитву, а емкость содержания глубже вовлекает в молитву, захватывая и поглощая наше внимание. Что и требуется.

Как только мы спохватились, видя, что увлечены неким помыслом, мы срочно призываем на помощь Господа Иисуса Христа. Мы буквально бросаемся духом ко Христу, мы хватаемся мысленно за Него, вцепляемся молитвой и не отпускаем. Все усилия надо сосредоточить на этом обращении к Богу, вложить всю силу в призыв: Иисусе Христе, помилуй мя!.. Это должно быть воплем от всей души. Хотя и мысленным и никому, кроме Христа, не слышным. Чем интенсивнее молитвенный зов, тем стремительней исчезает посторонний помысл. Понятно почему: если вся энергия сосредоточена на молитве, то для внимания к помыслу ее просто не остается. И он, обессиленный, иссыхает и отмирает.

Такой прием доступен для начинающих, и он полезен. Не только потому, что, сражаясь и пытаясь удержать ум в чистоте, мы следуем заповеди, отвергая помышления злая, которые сквернят человека [7], но и потому, что брань очень помогает развитию молитвенных способностей. Но только надо понимать, что реальная победа в такой борьбе недостижима на словесном уровне молитвы. Победа в мысленной брани, то есть удержание чистого ума в состоянии исихии, достигается в молитве умно-сердечной, достигается посредством оружия трезвения. Мы же пока ни тем ни другим не владеем.

По мере опытности метод отсечения помыслов может усложняться и становиться более эффективным за счет некоторых психофизических приемов. Но это тема неподъемна в рамках письма или статьи, рассмотреть ее предполагается в готовящемся четвертом томе книги «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий».

Наш мысленный крик, как было сказано, никому, кроме Христа, не слышен. Но как же? Ведь часто говорится, что молитвой пожигаются бесы, что они трепещут от одного только имени Иисуса. Однако такие выражения не стоит понимать буквально. Демонам не слышны наши мысли, им не дано читать их. Они могут вычислять и разгадывать их своими бесовскими способами, но опосредованно, косвенно. А обжигает их не наша мысль. Сила молитвы не в нашем усилии душевном, не в нашем вопле ко Христу. Это лишь призыв о помощи. Вся сила в отклике, который посылается Христом в ответ на наш призыв. И отклик этот – энергетический удар, молниеносная вспышка благодати в нашей душе. Возжигаемая Духом Святым, она озаряет душу и действительно приводит в трепет и жжет душу демоническую. О том и говорит прп. Никита Стифат: «Благодати Божественнаго Духа боятся зело лукавии дуси... не дерзающе бо приближитися». И далее: «Беси... ниже бо телеси твоему приближитися возмогут, от сущаго в тебе света яко тма прогоняеми и от Божественнаго огня пожигаеми» [8].

Конечно, далеко не всякая молитва заслуживает благодатного ответа. Если она не напитана покаянием, если не дышит смиренным духом, если звучит в душе только формально, как механический повтор, не оживляемый мыслью и чувством, – тогда едва ли откликнется Бог. А если не будет отзыва от Христа, то сам по себе наш молитвенный зов бессилен. Молитва не чувствительна для других, когда ей не сопутствует веяние благодати, когда не возгорается сердце «от сущаго в тебе света». Тогда твоя молитва не согревает душу брата, тогда она не обжигает бесплотного врага. …»

http://nnproekt.ru/pages/text_3_3.html
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#13 arka » Вс, 23 ноября 2014, 17:03

Лесник писал(а):ну а кто не может? в этих книгах говорится, что не должны ею молиться не желающие воцерковляться и те, кто сознательно совершает смертные грехи без желания оставить их. все прочие могут и должны молиться ею, причем ориентируясь на достижение сердечной деятельной молитвы, без удовлетворения лишь стадией молитвы словесной.
Максим, согласитесь, опыт Православия этими книгами не ограничивается.
Одни Святые Отцы и подвижники учат, что все могут молиться Иисусовой молитвой, другие, напротив, предупреждают, что молитва эта подходит только для тех, кто уже обуздал свои страсти. В противном случае человек удобопреклонно впадает в прелесть и может дойти до исступления ума.
Так что однозначного мнения в Православии насчёт этой молитвы нет.
arka
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#14 Лесник » Вс, 23 ноября 2014, 18:57

arka писал(а):согласитесь, опыт Православия этими книгами не ограничивается.
конечно. просто Новиков собрал в этих книгах огромную библиографию святых отцов. И его книги не выходят за их рамки.

arka писал(а):другие, напротив, предупреждают, что молитва эта подходит только для тех, кто уже обуздал свои страсти.
вот такого не помню. Ведь молитва - это же средство для обуздания страстей! Наверно, Вы имеете в виду, что страстным категорически нельзя стремиться к высшим степеням молитвы - к самодвижной и выше (созерцанию), но Новиков об этом писал. Деятельная же степень (и словесная, и умная, и даже сердечная) не противопоказаны для страстных - об этом было много святоотеческих цитат.

просто были периоды в истории, когда необоснованно дух антиисихазма главенствовал даже в Церкви.
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#15 Iren4 » Вс, 23 ноября 2014, 19:10

В дремучем крае, во скиту
На острове далеком
Монахи жили в старину,
Молясь там одиноко.

Уже прошло немало лет,
Как, взяв святой водицы,
Они ушли в дремучий лес
В глухом краю молиться.

В пещерке жили. На двоих
Всего одна рубаха –
Другого не было у них.
Так жили два монаха.

Грибы варили на обед,
По ягоды ходили.
И, есть у них еда иль нет,
Христа благодарили.

Одну молитву каждый час
Монахи сотворяли:
О,Господи, помилуй нас!
Другой они не знали.

И вот, прошло немало лет,
На остров одинокий
Приплыл на быстром корабле
Церковный чин высокий.

И удивился: где псалмы?
Где гласы, где седален?
Неправильно, неверно вы
Молитвы сотворяли!

Монахи – в слезы! Научи!
Мы будем век учиться,
Как нужно утром и к ночи
Нам правильно молиться.

Владыка все им разъяснил,
Благословил с улыбкой,
Сел на кораблик и поплыл
По глади моря зыбкой.

И вдруг он видит: позади
Бегут по водной глади
Монахи с криком: «Погоди,
Владыко, Бога ради!»

Бегут, не замочив и ног,
И молят со смиреньем:
«Напомни нам ещё разок
Последнее моленье!»

Владыка охнул, осенив
Себя крестом, и снова
Во все глаза глядит на них,
Не в силах молвить слова!

Когда же речь и капля сил
К Владыке возвратились,
Промолвил: «Господи, спаси!
Молитесь, как молились!»
Из инета
Iren4
Аватара
Сообщения: 5194
Темы: 96
Зарегистрирован: Вс, 20 апреля 2008
С нами: 15 лет 11 месяцев

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#16 arka » Вс, 23 ноября 2014, 19:24

Лесник писал(а):Ведь молитва - это же средство для обуздания страстей!
Да, это так.
Но если сравнить со спортом, к примеру, в спорте то, что будет способствовать повышению квалификации на одном уровне физической подготовке, может оказаться совершенно непосильным и даже смертельно опасным для начинающего спортсмена.
К примеру, Святитель Феофан Затворник в начале в своих книгах, в частности, в книге "Путь ко спасению" рекомендовал для всех Иисусову молитву. Но позже изменил своё мнение. Также, не все Оптинские старцы являлись сторонниками всеобщего использования этой молитвы.
arka
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#17 Лесник » Вт, 20 января 2015, 17:14

Молитва частая станет чистою

Праведный Алексий Московский

Духовные воспитанники отца Алексия (Мечева) — не иноки, не пустынники, а обычные горожане, подвизавшиеся в центре столицы, — сохранили свидетельства о том, как старец приобщал своих чад к молитве. Отца Алексия, помимо духовенства и простого люда, во множестве окружала техническая и творческая интеллигенция — ученые, писатели, инженеры; и что характерно, он ни от кого не требовал отчуждения от своих мирских профессиональ­ных знаний, не склонял к «узкой замкнутости в церковной жизни». Все что угодно: «и наука, и искусство, и тех­-
ника, — считал он, — все может служить во славу Господа, лишь бы только при этом не забывалось главное: духовная жизнь». Старец всех учил, чтобы везде и всегда — «идешь ли по улице, делаешь ли что-то руками или сидишь в вагоне» — непременно молиться. Особенно
советовал он обращаться к молитве Иисусовой. Однако «молитва настоящая, слезная, искренняя есть драгоценное свойство души христианина, которое достигается не без труда. Чтобы дойти до такой степени молитвы, нужно преодолеть много препятствий, и главное из них —
леность и привязанность к мирскому».

Отец Алексий считал преступным, «заведя беседу с Господом, стремиться скорее окончить ее», поэтому он поощрял «даже механическое чтение молитв», лишь бы не прекращалось дело, не истощалось усилие. «Молись сначала хоть по Молитвеннику, механически, а потом Господь, видя усердие твое, пошлет тебе дар истинной молитвы». Иисусову молитву, советовал старец, «нужно творить в простоте», тогда скорее явится необходи­мое сердечное чувство, и при этом «не следует забо­титься о каком-то особенном делании, часто убиваю­щем дух». По воспоминаниям близко знавших отца Алексия, он «по простоте своей души привык всегда находиться в молитвенном общении со Спасителем и
других наставлял читать во всякое время и как можно чаще молитву Иисусову». Старец убеждал своих чад: «Не начинай ни одного дела не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным. Ведь
Сам Господь сказал: Без Меня не можете делать ничего».

В своих письмах отец Алексий давал очень простые наставления, которые, тем не менее, оказывали сильное воздействие на пасомых. «Усердно прошу вас, — пишет старец, — начать и читать постоянно Иисусову молитву, которая даст вам сосредоточиться... Молитесь хоть как-
нибудь, только всегда, и не смущайтесь ничем. Св. Иоанн Златоуст говорит, что молитва, приносимая от нас, преисполненных грехов, тотчас очищает... Итак, что в вашей силе, то держите, и Божия сила изольется в вас». «Будьте спокойны, — сказано в другом письме, — все это
пройдет, если вы будете читать постоянно молитву Иисусову. Молиться как-нибудь, говорит Марк Подвижник, состоит в нашей силе, а молиться чисто есть дар Божией благодати. Итак, что сможем, то и пожертвуем Богу, хотя бы количество (для нас возможное), и Божия сила изольется в вашу немощную силу, и молитва сухая и рассеянная, но частая — всегдашняя, обретши навык и обра-
тясь в натуру, соделается молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною. Если бы время вашего бодрствования сопровождалось молитвою, то, естествен­но, не оставалось бы времени не только на греховные дела, но даже и на помышления о них... Молитва — вот все,
что дано как всеобъемлющее средство ко спасению и усовершенствованию души.

Преподобные Каллист, Игнатий и Исихий советуют прежде всех подвигов и добродетелей начинать читать молитву Иисусову часто, беспрерывно, ибо частость и нечистую молитву возводит к чистоте. Блаженный Диадох утверждает, что если бы человек как можно чаще призывал имя Божие в молитве, то не впадал бы в согрешения. А прп. Исихий говорит, что без частого призывания имени Иисуса Христа невозможно очистить
сердце».

Одна из духовных чад (Ярмолович Александра Федоровна, автор воспоминаний о прав. Алексии Московском «Пастырь добрый» (ок. 1927) старца Алексия вспоминает, как проходило ее обучение Иисусовой молитве. Прежде всего старец дал ей книгу «Рассказы странника» и пояснил: «Хорошая, замечательная книжка... Книжку прочтите и молитву Иисусову говорите. Говорите ее просто, во всякое время, сколько сможете за день. Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, говорите!.. Только смотрите, совсем-совсем просто. Не думайте и не старайтесь ни о
чем. Избави вас Господь стараться, чтобы вышло что-нибудь. Я это запрещаю. Чтобы никогда и мысли у вас об этом не было... Число раз не важно. Главное — как можно чаще. Ешь, пьешь, ходишь, говоришь, работаешь - все время надо ее читать про себя или в уме. Ночью просне­-
тесь — тоже. Только как можно проще, совсем-совсем просто».

«Стала я читать молитву Иисусову, как меня учили, — рассказывает ученица. — Сначала забывала часто, скучно было. Но я очень старалась без конца твердить ее, иногда даже машинально, и очень скоро к ней привыкла. Случалось, говорила помимо своей воли. Но особенного уте­-
шения она мне не давала. Правда, она мне помогала быть терпеливой с мужем. Бывало, он придет уставший, раздражается. Служишь ему, стараешься угодить, а сама все ее повторяешь изо всех сил. И он скоро успокоится и сделается совсем ласковым. Значит, его успокоишь, сама не проявишь нетерпения ни внешнего, ни внутреннего, так как батюшка впоследствии взыскивал даже за малейшее внутреннее нетерпеливое движение души». Отец Алексий следил затем, как идет молитва, и подбадривал: «Так и продолжайте, только ничего не думайте про нее и ниче­
го в ней не ищите». Сам старец мог произнести с великим чувством покаяния: «Помилуй мя грешнаго». «Я тогда поняла, что все дело в том, чтобы читать молитву с покаянным чувством. Так и стала делать. Все внимание обращала на слова: “помилуй мя грешную”. Стало с большим
чувством выходить». Бывало, на службе «начнешь читать ее, и рассеянность пропадает, мысли и помыслы куда-то исчезают и является молитвенное настроение. Многие потом духовные люди спрашивали меня, как я училась творить молитву Иисусову? А я им отвечала, что батюшка запрещал творить, а учил нас просто читать ее... Многие осуждали батюшку за то, что он давал молитву Иисусову с самого начала, когда люди-то хорошенько и молиться не умели», но «у батюшки в простоте ее и была ее сила».

Воспитывая смирение, уберегая своих чад от само­мнения и гордыни, старец не терпел легкомысленных попыток внешнего подражания святым, для которых молитвенный труд был великим и тяжелейшим подвигом: «Нам нельзя творить Иисусову молитву, как святые отцы. Где же нам с ними сравниться, как они там в пустынях ею занимались. Нам невозможно делание Иисусовой молитвы. Нам можно только просто говорить ее, как можно чаще, в доме, на улице, в гостях. Она очень, очень помогает и от многого защищает». Отец Алексий учил, что «от повторения этих великих слов является чувство, а от него появляется и молитвенное настроение». Он делал упор на словах «помилуй мя грешнаго», подчеркивая, что основа всего дела — покаянный дух: «читаемая в покаянии, молитва предохраняет от всевозможных искушений
и прелести». Простота, с которой читается молитва, и покаяние, которое в нее вкладывается, по утверждению старца, защищает человека «от различных, подчас очень тонких и опасных, искушений».

В целом учение о молитве отец Алексий умел выразить в простом кратком наставлении. Он говорил, что отдать себя Богу — это труднейшее дело. Труден и скорбен путь, ведущий к Господу. Только с Божией помощью можно идти вперед. Предоставленные самим себе, мы в самом
начале погибли бы. Ежеминутно нужно вопить к Богу: помоги, Господи! Помилуй меня, немощного! Молиться нужно только о том, чтобы Господь помиловал нас. Просить надо у Бога прощения за грехи, просить дать силы жить, дать силы исправиться и служить Ему так, как Он того желает. Благодарить Его непрестанно за Его великое долготерпение и милосердие. Этого нам достаточно. Просить же для себя радостей душевных и телесных благ не следует. Как в жизни требуется забыть себя и жить жизнью других и для других, так и в молитве нужно забыть себя, свою душу и просить у Господа только одного — силы исполнять Его повеления. Душа в молитве должна совсем забыть о себе, помнить только Господа своего и горячо умолять оказать ей милость: научить, как нужно любить Его, что нужно делать для Него.

http://orthodox-hub.ru/ftp/books/ ORTHODOX/Новико ... ого делания. Том 3. - 2008.pdf
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: nnproekt - уникальные книги Н.Новикова об Иисусовой молитве

#18 Око » Вс, 15 февраля 2015, 19:27

Лесник писал(а):Коль скоро все это не очевидно, то замечу, что ни один, подчеркнем это – ни один – человек из тех, кто ведет более или менее серьезную молитвенную жизнь, не участвует ни в каких интернет-форумах. Такое исключено, и это факт. Можно добавить еще, что такие люди не имеют ни блогов, ни ЖЖ, они не впутываются и не попадаются ни в какие социальные сети.

это правда. В liveinternet у меня в друзьях было два священника. настоящих по моим ощущениям...
оба прикрыли свои странички вскоре. И я их понимаю.

Добавлено спустя 35 секунд:
Лесник писал(а):Отец Алексий считал преступным, «заведя беседу с Господом, стремиться скорее окончить ее», поэтому он поощрял «даже механическое чтение молитв», лишь бы не прекращалось дело, не истощалось усилие. «Молись сначала хоть по Молитвеннику, механически, а потом Господь, видя усердие твое, пошлет тебе дар истинной молитвы». Иисусову молитву, советовал старец, «нужно творить в простоте», тогда скорее явится необходи­мое сердечное чувство, и при этом «не следует забо­титься о каком-то особенном делании, часто убиваю­щем дух». По воспоминаниям близко знавших отца Алексия, он «по простоте своей души привык всегда находиться в молитвенном общении со Спасителем и
других наставлял читать во всякое время и как можно чаще молитву Иисусову». Старец убеждал своих чад: «Не начинай ни одного дела не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным. Ведь
Сам Господь сказал: Без Меня не можете делать ничего».
:approve:
Око
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: -->888


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php