есть как минимум два аспекта существования церкви
вопервых это некая высшая реальность (вернее ее область, часть), данная церкви через откровение и которая и составляет суть существования церкви, ее смыл, ее идею, и церковь является проводником, более или менее без искривлений переносящим истину и благодать этой реальности этой реальности к человеку
вовторых то что называют эгрегором - сумма эмонаций писхик людей, причасных церкви
так вот когда церковь называют "святой" например это говорит о реальном, объективном существовании "святой реальности", которая реально и обективно посредством цервкви доносится до людей, эманируется к ним
но это понятия "святости" церкви не должно распостронятся априори и в полной мере на всех членов этой церкви
т.е. эта самая реальность конечно и как правило благодатно воздействует на своих "проводников" (у каждой церкви есть люди, которые посредством реализации на практике учения церкви достигали существенного - высокого уровня развитьи - святые ит.п.) , но следует помнить что это все таки люди, которые имеют и свои проблемы и недостатки (дажи святые) и т.п.
кроме того эгрегоры включают в себя то что называется "житейским попечением" - т.е. напрямую не связанные с сутью религии но неотемлимые от жизни церкви области политики, экономики, хозяйствования, и т.п., связанных с сущенствованием церкви