Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир
- Спойлер
- ЛОВО О БОЛЕЗНЯХ ТЕЛА И ДУШИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ
Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
Лк. 5, 23
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Любовью Всевышнего была сотворена вселенная и одушевлен венец творения – человек. Любовь, светлейшее и прекраснейшее из чувств, стала лучшим даром Божиим роду человеческому. Но при этом Господь наделил людей еще и опасным дарованием – свободой воли, ибо желал от Своих возлюбленных созданий свободной ответной любви, а не слепого повиновения. Увы, первые люди Адам и Ева обратили свою свободу во зло: они предали Небесного Отца, прельстились ложью ненавистника-диавола. Осквернившись грехопадением, Адам и Ева отторгли себя от Пречистого Царства Божественной любви, ибо ничто нечистое не может существовать в этом Царстве.
Отпав от Бога, наши прародители исказили свою богоданную природу, заразили отравой греха всех своих потомков, всех нас: как от волка не может родиться ягненок или от ворона – лебедь, так и от падших людей уже не могли рождаться потомки в Божественной чистоте.
Грехопадение рода человеческого явилось вселенской катастрофой, впустив в этот мир злодеяния и страдания, болезнь и смерть, и самое страшное – вечные загробные муки для погибших людей, обманутых диаволом-человекоубийцей. Однако Вселюбящий Бог не забыл о людях – изменивших и падших, но все же любимых Своих созданиях. Любовь к нам Небесного Отца простерлась до того, что ради нашего спасения Он послал в этот злобный мир вочеловечившегося Сына Своего. После грехопадения люди сделались жалкими рабами диавола: в их душах кипели нечистые похоти и страсти, и даже лучшие из них, ветхозаветные праведники, не могли победить этот свой внутренний ад.
Даже Сын Божий не мог просто вернуть в сердца человеческие священную любовь, ибо Всевышний не насилует ничьих чувств. Но Христос Спаситель искупил нас из диавольского рабства, вернул нам свободу выбора между Божественной любовью и сатанинской ненавистью, свободу бороться и побеждать греховную скверну в наших собственных душах. По слову апостольскому, мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20). За наши грехи и ради нашего спасения на Кресте страдал и умирал Христос Искупитель, чтобы Воскресением Своим вновь открыть для нас путь в Царство Небесное.
Господь Иисус явился для верных Новым Адамом, излил за людей Пречистую Кровь Свою, чтобы ею сменилась кровь, отравленная Адамовым грехопадением. Вступающие в это Божественное родство, следующие заповедям Христовым могут очиститься и возродиться в священной любви, спастись для вечного счастья в Царстве Божием.
Христос на земле уподобился Небесному Врачу; как предвозвещало древнее пророчество: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4). Если вдуматься, во множестве совершенных Господом Спасителем чудесных исцелений нет ничего удивительного – разумеется, Всемогущий Творец властен подняться над законами природы, Им Самим установленными. Чудеса Христовы явились знаком милосердия Божия, свидетельством Божественной силы, призывом к обретению вечности Господней через веру, надежду и любовь ко Христу Жизнодавцу. Господь не только Сам являл дар чудотворений, но и верных, последовавших Ему в чистоте и святости, наделял благодатными дарованиями. Христос заповедал Своим апостолам во свидетельство истинности их проповеди творить чудеса: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Впоследствии многие угодники Господни, высотой помыслов и чистотой жития достигшие святости, также удостаивались от Всевышнего дара чудесного врачевания. Таковы были святые целители Косма и Дамиан, подвизавшиеся в III веке по Рождестве Христовом в малоазийском городе Феремане.
Святые Косма и Дамиан были родными братьями по крови и духу. Отец их умер, когда они были еще маленькими детьми, – взращивала и воспитывала их мать, праведная Феодотия. Эта благочестивая женщина, вместе с прахом мужа похоронив саму мысль о земных удовольствиях, всецело посвятила себя воспитанию сыновей и молитве. Житие ее стало честным вдовством, по завету апостольскому, истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь (1 Тим. 5, 5). Праведная Феодотия стала «монахиней в миру»: не удалялась в монастырь или пустыню, но оставалась нечувствительной к земным соблазнам и уже на земле жила, подобно ангелам Небесным, славя Всевышнего (таких подвижников-мирян впоследствии стали называть лаиками). Воодушевляясь примером своей боголюбивой матери, Косма и Дамиан возрастали в благочестии, укреплялись молитвой и постом, поучались чтением Священного Писания и преданиями о подвигах святых угодников Божиих. Подобно праведной матери, взращенные ею сыновья являлись «иноками в миру», «земными ангелами», никакие земные радости не манили их, ибо сердца святых братьев согревала любовь Небесная.
Великая любовь к Богу рождает великую любовь к людям – чувства эти неразрывны. Святые Косма и Дамиан видели, сколько вокруг человеческого горя, и священная боль сострадания уязвляла их чистые души.
Подражая Христову милосердию, вдохновляясь памятью о явленных Сыном Божиим исцелениях, братья избрали для себя благородное поприще врачевания. Они усердно изучали свойства лекарственных растений, средства медицины того времени и вскоре вполне овладели этой наукой. Но при этом благочестивые целители помнили, что без Божия благословения никакое человеческое дело не может быть истинно полезным и прочным, а потому у постели больного горячо молились Всевышнему о его выздоровлении, прежде чем начинали применять какие-либо медицинские средства.
Молитва святых братьев, пылающая человеколюбием и состраданием, была угодна Всемогущему Господу, и от Него святые Косма и Дамиан удостоились не просто успехов во врачевании, а дара чудесных исцелений. Поначалу угодники Божии сами изумлялись, когда после их краткой молитвы над тем, кто страдал самым тяжким недугом, больной внезапно становился совершенно здоровым. Потом они поняли, что Бог освятил их труды.
Слава врачей-чудотворцев, исцеляющих всякую язву и немощь, становилась все громче и распространялась все дальше. Однако «смрад мирской славы» не затронул их чистых душ. Смиренные чудотворцы понимали, что им нечем гордиться, что дар исцелений – не их, а Божий, и когда по их молитве излечиваются страждущие, сами они являются лишь проводниками ниспосланной Свыше благодатной силы. Даром получили, даром давайте (Мф. 10, 8), – этот завет Христа, данный апостолам при совершении ими чудес, стал законом жития и для святых Космы и Дамиана. За исцеления они никогда не брали никакой платы, поэтому народ прозвал братьев-чудотворцев «безмездными», то есть безвозмездными, бессребрениками, то есть не берущими серебра и золота за свои труды. Доброта их простиралась настолько, что они своими молитвами излечивали не только людей, но даже домашних животных. (Так, однажды они исцелили взбесившегося верблюда; впоследствии это животное стало орудием Промысла Божия в прославлении святых братьев.)
Святые Косма и Дамиан дали обет целомудрия, не имели жен и детей. Братья повсюду были вместе, были едины в устремлении к Всевышнему, в подвигах молитвы и поста; братская любовь укрепляла их в трудах, была их радостью. Однако в этом падшем мире отношения даже между святыми людьми редко бывают совершенными. И союз святых братьев был разрушен тягостным, мучительным для них обоих недоразумением.
Некая женщина по имени Палладия многие годы страдала от тяжелой, приковавшей ее к постели болезни. Когда-то она была богата, но все свое состояние потратила на плату врачам, надеясь на их помощь. Среди пользовавших ее медиков были и шарлатаны, были и ученые доктора, действительно пытавшиеся ее вылечить, но в конце концов все они в один голос признали болезнь неизлечимой и заявили Палладии, что смерть ее неминуема и близка.
Уже смирившись с такой участью, умирающая услышала о деяниях святых Космы и Дамиана и попросила позвать их, сказав, что хоть перед смертью хочет посмотреть на врачей, которые не берут денег за свои услуги. Человеколюбивые братья, как обычно, поспешили на зов страждущей, – и как только они вошли в ее жилище, Палладия вдруг почувствовала, что стала здорова. Потрясенная чудом, женщина встала, поклонилась святым целителям и начала умолять их принять от нее хоть что-то во свидетельство безмерной ее благодарности. Но они лишь улыбнулись, попрощались и ушли.
Палладия чувствовала себя счастливой, словно заново родившейся: ушли сверлящая боль и мертвящая слабость, тело, как в юности, стало свежим и полным сил. Одно лишь мучило ее – ложное чувство вины, она ощущала себя неблагодарной в отношении к своим чудесным избавителям. Женщина рассуждала по-земному, она не понимала, что святые Косма и Дамиан своей любовью к ближним воплощают любовь к Всемилостивому Богу и что радость избавления людей от страданий – это лучшая и единственно нужная награда благодатным врачам.
Богатств у Палладии уже не было, но на последние гроши она купила три яйца и задумала любым способом понудить одного из своих исцелителей принять их.
Она тайком прокралась к святому Дамиану, протянула ему три яйца и сказала: «Умоляю, возьми ради Пресвятой Троицы». Услышав, что его заклинают именем Бога Живого, смиренный подвижник не посмел отказаться и взял малый дар, обернувшийся для него большой бедой.
Когда святой Косма узнал, что его брат принял какой-то подарок в награду за лечение, скорбь его была велика. Он решил, что брат предал заповедь Христа Спасителя о бескорыстном служении, начал торговать благодатью Божией. С того ужасного момента святой Косма не хотел слышать от брата никаких объяснений, не желал видеть его ни в этой жизни, ни в будущей, а в завещании своем запретил хоронить святого Дамиана поблизости от своей могилы. Поистине, как сказано в Священном Писании, гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), – и даже святой Косма совершил грех во гневе, который он почитал праведным.
Святой Косма скончался, так и не примирившись с братом. Скорбны были для святого Дамиана и гнев его, и разлука с ним. Через некоторое время и святой Дамиан почил о Господе. Народ недоумевал: все одинаково почитали обоих чудесных исцелителей и хотя знали, что святой Косма запретил хоронить брата рядом с ним, но запрет этот казался неестественным и несправедливым. Недоумение разрешилось неслыханным чудом. Верблюд, которого святые братья некогда излечили от бешенства, внезапно заговорил человеческим голосом и прорек: «Не сомневайтесь, полагая рядом с Космой и Дамиана, ибо нет на последнем греха: принял он малый дар от женщины не ради корысти, но ради имени Божия». С радостью услышавшие это люди погребли рядом честные мощи святых чудотворцев, а впоследствии возвели над их усыпальницей храм Господень. А души святых братьев Космы и Дамиана встретились в Царстве Небесном для совершенной радости и нескончаемой любви.
Воздвигнутый в Феремане храм во имя святых Космы и Дамиана стал источником благодатных чудес и для местных жителей, и для стекающихся со всей Месопотамии паломников: каждый страждущий, с теплой надеждой и искренней верой поклонявшийся чудотворным мощам, как бы тяжка ни была его болезнь, обретал выздоровление.
Человеколюбивые угодники Божии Косма и Дамиан являлись скорыми помощниками людям в избавлении не только от болезней, но и от других бед, которыми грозит мирская злоба. Так свершили святые братья чудо, после которого верующие стали прибегать к их предстательству для защиты и хранения семей.
Жил в Феремане человек по имени Малх, который впал в нужду и решил отправиться на заработки в далекие края. Перед тем, как отправиться в путь, он привел жену свою к храму святых Космы и Дамиана и поручил ее их Небесному заступничеству, а прощаясь, сказал, что как только устроится на новом месте, пошлет за ней гонца с условным знаком, чтобы тот привел к нему жену. Разговор супругов подслушал и знак, которому она должна была довериться, подсмотрел некий знакомый, давно испытывавший к этой женщине нечистую страсть. Как сказано в предании, в этого человека вселился диавол и внушил ему злодейский замысел. Через несколько дней пришел он в дом женщины, показал ей условный знак и заявил: «Муж твой послал меня, чтобы я отвел тебя к нему». Хотя знак был показан правильно, но что-то в поведении этого знакомого насторожило женщину, и она ответила: «Я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану, и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною к храму сих святых, возьмись за край алтаря и поклянись, что не причинишь мне на пути никакого зла».
Нечестивец, одержимый похотью, не убоялся гнева Божия: перед алтарем храма он принес лживую клятву. Женщина поверила и пошла вместе с ним, думая, что идет к мужу. Злодей завел свою жертву в глухое безлюдное место и набросился на женщину, намереваясь надругаться над ней, а потом убить.
Видя себя в такой беде, она из глубины сердца воззвала: «Боже, по молитвам святых Твоих Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить от рук сего убийцы!» Тотчас неведомо откуда появились два грозных воина в сверкающих доспехах. Увидев их, злой человек бросился бежать, не разбирая дороги, сорвался в пропасть и сгинул в ней. Таинственные защитники проводили женщину обратно к ее жилищу. Кланяясь им, она говорила: «Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас: скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей». «Мы рабы Христовы Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж перед отправлением в путь», – ответили они и стали невидимы. Женщина поведала всем о чудесном заступлении, явленном святыми братьями по молитвам ее и ее супруга. С тех пор святые Косма и Дамиан почитаются не только исцелителями болящих, но также покровителями христианского брака, честного супружества.
Божественная любовь – главная животворящая, исцеляющая, врачующая сила. Подвижники Господни, в их числе святые Косма и Дамиан, обрели способность побеждать зло и страдание любовью. Эта добродетель всемогуща, она не только возвращает больным здоровье для временной жизни, но и торжествует над смертью, принося верным бесконечную жизнь в Небесных чертогах. И разумный человек должен больше заботиться о бессмертной душе, чем о смертном теле, должен больше думать о вечности, нежели о тех скоротечных десятилетиях, которые отведены нам в смертном мире.
О святых исцелителях Косме и Дамиане, да и вообще о Небесной помощи мы чаще всего вспоминаем и начинаем взывать к ней, когда нас постигает болезнь или иная беда. Что ж, здоровье, как и сама жизнь, есть дар Божий, не беречь его – грешно, а стремиться возвратить его себе – естественно. В болезни не только можно, но и должно прибегать к помощи врачей. Вот только нельзя забывать о Небесном Враче – Всемогущем Господе, Который властен исцелять и тогда, когда бессильна медицина, и может возвратить здоровье не только телесное, но прежде всего душевное. По слову святителя Василия Великого, «как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, – так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога».
Первые люди до своего грехопадения жили в раю Божием, где не было ни боли, ни страдания, ни смерти. Корень болезней, как и всякого зла в падшем мире, один – это грех. Во многих случаях такая причинно-следственная связь очевидна. Пьяницы быстро превращаются в дегенератов с мутным взором и трясущимися руками. Наркоман заживо горит в аду, чередуя мгновения «кайфа» с жуткими «ломками», обрекая себя скорой и страшной гибели. Вслед за венерическими болезнями в наше время появился СПИД – явный бич Господень для содомитов, развратников, продажных женщин. Чревоугодие (обжорство) ведет к целому спектру недугов: несварению желудка, ожирению сердца, астме, сахарному диабету. Тех, кто одержим тщеславием или корыстолюбием, в их погоне за карьерой или наживой нередко настигает инфаркт или инсульт. Расплатой за гнев и зависть, злопамятство и ненависть нередко становятся раковые заболевания. А грехи уныния и отчаяния могут довести до самоубийства.
Вселюбящий Бог зла не творит, Он лишь терпит его до поры. В Библии, особенно в Ветхом Завете, нередко говорится о гневе Божием, об исходящих от Всевышнего карах и казнях. Весь этот гнев и все такие казни лишь в том, что Всевышний как бы забывает грешников, а там, где нет защиты Божией, немедленно воцаряются силы зла, наслаждающиеся человеческими страданиями. Совершая грех, человек сам отрекается от Божественной любви, выходит из-под спасительного Покрова Божия – и становится игрушкой злых сил, сам на себя навлекает недуги и беды. Однако Всемогущий Небесный Отец не стал бы терпеть козни вселенской злобы, если бы по Премудрости Промысла Божия из видимого зла не проистекало порой высшее добро.
Духовно слепой человек, когда его постигает болезнь, обычно начинает роптать: за что это мне? Он может дойти до безумной хулы на Самого Бога, обвиняя Правосудного в несправедливости. Но если откроются его духовные очи, он увидит свои грехи «бесчисленными, как песок морской», увидит, сколько зла приносил своим ближним, сколькими непотребными делами и скверными помыслами запятнал свою душу. Единым Безгрешным в этом мире был только Богочеловек Христос, а души даже святых людей не свободны от греховной пыли и требуют очищения.
Для мудрого человека болезнь, страдания смертного тела есть призыв к покаянию, очищающему и спасающему его бессмертную душу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавлялись от пороков душевных... Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». По слову святителя Григория Богослова, «болезни для духовной моей части служат очищением, а в очищении каждый имеет нужду, как бы ни был он крепок».