О страхе Божием

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Лесник » Ср, 22 июня 2011, 13:09

О страхе Божием
Андрей Сигутин

Да боится Господа вся земля, да трепещут
пред Ним все, живущие во вселенной…
Пс. 32:8

От многих, особенно новообращенных, можно услышать: «Зачем христианину страх Божий? Бога любить нужно, а не бояться…». Но правильна ли эта точка зрения? Разумеется, нет. Конечно, Создателя надо любить не по-рабски, из-за ужаса наказания, а по-сыновьи, безусловно. Причем именно от такой жертвенной любви («агапи») рождается благоговение, то есть боязнь-нежелание даже невольно чем-либо обидеть своего Возлюбленного.
Следовательно, страх Божий необходимо понимать как высочайшую степень почитания Творца и благоговения перед Ним. Да и потом, «страх Господень – ненавидеть зло» (Пр. 8:13).

Поделюсь с вами интересным наблюдением. Мною было замечено, что «верующие», говорящие только о любви (забыв о святости), обычно сами живут во грехе и не хотят с ним бороться. Кто же действительно любит Господа, тот помнит Его призыв: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петра 1:15). Ибо «Бог есть огонь поядающий», а значит, дерзкий (не путать с дерзновенным), нераскаянный грешник в присутствии Божием может сгореть, погибнуть, не выдержав славы, чистоты Господней. Церкви известны случаи, когда из любопытства принимающие Святое Причастие умирали. «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет… От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор. 11:27-29). Вот почему апостол Павел увещевал: «…очистим себя от скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7).

В ветхозаветные времена первосвященнику, прежде чем войти за храмовую завесу (которая после распятия Иисуса Христа рассеклась пополам)3, во Святое Святых, к одной ноге привязывали колокольчик, к другой – веревку, чтобы в случае его гибели в момент молитвы можно было вытащить тело. Воистину, «страшно впасть в руки Бога живого!». Не зря Писание гласит: «Начало мудрости – страх Господень» (в переводе с древнееврейского «Господа бояться – вот в чем начало познания» (Пр. 1:7)). Поэтому к святыне нужно приближаться с чувством сердечного сокрушения, глубочайшего смирения и благоговения. Ведь из-за отсутствия страха Божьего приходит Божий суд.

Обратимся к библейской истории. Когда ковчег завета Божьего за грехи священника Илия (он не обуздывал развратное поведение своих сыновей.- См. 1Цар. 3:13) захватили язычники (филистимляне), то над ними стала свершаться кара Божья. Все от мала до велика покрылись мучительными наростами, а многие погибли. Они были «в ужасе весьма великом», поэтому, чтобы не умереть, решили ковчег Божий вместе со своей жертвой повинности (золотыми вещами) для Господа отправить обратно израильтянам… Так коровы привезли святыню на колеснице, вместе с пожертвованиями филистимлян в иудейский город Вефсанис. Но и тут жители были поражены Богом за то, что самовольно заглядывали в ковчег Господа. Погибли более 50 тысяч человек! «И заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим. И сказали… кто может стоять пред Господом, Сим святым Богом?..» (1 Цар. 6:20)… После этого прошло 20 лет, и царь Давид захотел перевести ковчег в свой город. Для сей цели он собрал 30 тысяч отборных людей «и поставили ковчег Божий на новую колесницу… А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях…» Однако когда по дороге волы наклонили повозку, то молодой человек по имени Оза простер руку свою, чтобы поддержать ковчег, и был сразу поражен Всевышним: «Господь прогневался на Озу и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И устрашился Давид в тот день Господа… И не захотел Давид вести ковчег Божий к себе… А обратил его в дом Аведдара Гефянина» (2 Цар. 6:7-10). Давайте остановимся на данном моменте. Во-первых, святыню оставили в доме язычника. Кстати, аналогичная смысловая линия прослеживается и в Евангелии, когда зазнавшихся, высоко думающих о себе верующих Бог смирял через иноверцев-язычников. (Например, вера римского сотника, коей нет во всем Израиле; милосердие доброго самарянина – иноверца и т.д.). Во-вторых, нетрудно представить, что чувствовал хозяин дома, когда к нему привезли и оставили на хранение ТО, от Чего можно легко погибнуть! Поэтому, скорее всего, он и его потомки с глубоким трепетом, благоговением относились к святыне. Не случайно Бог обильно благословил всю семью Аведдара. «Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов» (ст. 12). На сей раз царь учел собственные ошибки. Он смирился, одевшись не в царские наряды, а в простой льняной эфод. Воистину, «за смирением следует страх Господень» (Пр. 22:4). Вдумайтесь, через каждые шесть шагов на протяжении всего пути они останавливались и совершали жертвоприношение Богу. «Давид скакал изо всей силы пред Господом… Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками» (2 Цар. 6). Вот еще один эпизод, свидетельствующий о смирении Давида: «Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно, и, увидев царя Давида скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем». По возвращении Давида домой, она вышла к нему на встречу и высказала царю, что он сильно опозорился таким поведением. На это он ответил: «Пред Господом играть и плясать буду, и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих…». После этих слов Мелхола стала бесплодной (ст. 22-23).

Конечно, с человеческой точки зрения Мелхолу понять можно. Когда впервые на Пасху в прямом телеэфире из Иерусалима показывали схождение Благодатного Огня, то было непривычно видеть, как молится в храме православная арабская молодежь. Многие из них сидели на плечах своих товарищей, били в барабаны и громко восклицали: «Нет Бога, кроме православного Бога» и «Иисус Христос — наш Бог». По выражению телеведущего, такое поведение мы видим обычно на стадионе во время футбола. Но что интересно: однажды, несколько веков назад, «шумным» молитвенникам запретили так прославлять Бога, и Благодатный огонь без их горячей молитвы не сходил все то время, пока они находились снаружи Храма. А как только их пустили внутрь, огонь сошел. Поэтому тогдашний Иерусалимский Патриарх своим указом постановил: такому прославлению быть… Действительно, как говорит Господь: «Мои мысли – не ваши мысли».
Хотелось бы отметить, что основная цель христианской жизни, по изречению преподобного Серафима Саровского, – приобрести Дух Святой. Согласно же Писанию, исполниться Духом Святым – это исполниться страхом Божиим. («И почиет на Нем Дух Господень… и страхом Господним исполнится» (Ис. 11:2-3)).

Чувство глубочайшего благоговения должно сопровождать верующего на каждом шагу. Тем более, во время молитвы, суть которой - предстояние пред лицем Божиим. Значит, общение с Творцом приносит, в первую очередь, новую ответственность. Необходимо понять: если бы Христос видимо стоял пред нами (ибо невидимо Он присутствует всегда), то наше поведение в корне отличалось бы от того, как мы ведем себя в повседневной жизни. Находясь в присутствии Господа, человек в наибольшей степени испытывает силу любви, святости и страха Божия, а, возможно, даже ужас! Уверен, что в этот момент ни у кого не возникнет мысль: «Зачем христианину страх Господень?»... Для примера можно вспомнить Савла (в будущем апостола Павла), упавшего на землю и ослепшего от видения славы Христа.

Вернемся, опять же, к Словам Всевышнего: «…заключу с ними вечный завет… и страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня» (Иер. 32:40). «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них» (ст. 39). Если, плюс ко всему, коснуться проблемы «отцов и детей», то было замечено: подрастающее поколение больше всего уважает родителей за их непоколебимые христианские убеждения и твердость в вере. А сия добродетель не существует без страха Божия, так как он – «источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14:27).

Итак, возвращаясь к началу нашего разговора, можно с уверенностью сказать, что любви к Богу и ближнему страх Господень – не помеха. Более того, верующий, ходящий благоговейно перед Богом, никогда не пойдет с грехом на компромисс. «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12)
__________________
* Это символизирует то, что благодаря Жертве Спасителя мы можем входить в Присутствие Божие.



СЛОВО ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

1. «Итак да будет страх Господень на вас…» (2 Пар. 19:7); «действуйте в страхе Господнем» (ст. 9)
2. «…страх Господень отводит от зла» (Пр. 16:6)
3. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2)
4. «Страх Господень будет сокровищем твоим» (Ис. 33:6)
5. «… благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл. 8:12)
6. «…недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:13)
7. «…и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл. 3:14)
8. «Око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18)
9. Ап. Павел говорил: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11)
10. «Церкви… были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении Святого Духа, умножались» (Деян. 9:31)

http://www.proza.ru/2007/06/15-136
Лесник
Автор темы
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 1 месяц


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php