"..Какое же имеется средство служить Богу внутренними помышлениями и сохранять это внутреннее?
Какое средство спасения обрели ев Отцы от этих коварных мысленных врагов, от их искусснейших, утонченных способов окрадывания и духовного воровства? У наших прародителей этого средства не оказалось. Есть ли оно у Богомудрых Отцов и что это за средство?
К нашей духовной радости и к нашему спасению — у св. Отцов это средство есть и средство это дивное-предивное.
В долгих слезах и многих молениях св. Отцы обрели это спасительное средство, единственное и верно спасающее устремленную у Богу душу, обрели средство спасающее от всех сетей вражиих. И нет другого средства более действенного на пути молитвенном, кроме сего испытанного и проверенного всеми Святыми.
Это средство благодатно-простое, Божие. Ибо оно есть Божий дар, дарованный великим Милосердием Божиим бедной, грешной душе, спасающейся от мысленных, бестелесных врагов. Средство это — умновещественное и всемощно-божественное. Дается не всем, а лишь тем, кто устремился к обретению своей души, кто устремился к обретению и кто обрел умный Небесный Залог.
Сии и обретают это средство: ибо оно хранится в самом Божественном Залоге.
Блаженный хранитель Умного Залога Великий Пимен выразил это средство такими благодатными словами:
"Плачьте, братия, другого пути нет. Это путь покаяния, преданный нам Писаниями и Отцами".
Святый Плач покаянный и есть то средство, что охраняет Небесный Залог и самую душу. Умная молитва рождает умный плач души. А плач души питает молитву и хранит ее от всех сетей и наветов вражиих.
Кто не плачет и не стенает день и ночь, тот не взыскует и не хранит Залога тот и не имеет Его. Только взыскующий умную потерю плачет и обретший тоже плачет о сохранении. Этим средством душа служит Богу внутренним служением и сие служение приемлет Бог. Ибо сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит.
Об этом спасительном средстве св Отцы много изрекли Богомудрых речений из своего благодатного опыта.
Св. Лествичник показывает великую необходимость и существенную значимость на умном пути сего средства в таких словах:
"Кто истинно подвизается о своем спасении, Тот всякий день, в который он не оплакивает грехов своих, почитает потерянным, хотя бы и совершал в оный какие-нибудь добродетельные дела" (Слово 5, 33).
И далее сей Святой говорит:
"Хотя бы мы и великие подвиги проходили в жизни нашей, но если мы не приобрели болезнующего сердца, то все они притворны и суетны" (Слово 7, 64).
Знал тайну болезнующего сердца, тайну плача и святой Авва Исайя Отшельник, который сказал:
"Плачем изгоняются из души все страсти".
Знал ту же спасительную тайну и св. Исаак Сирский, потому и изрек такое слово:
"От плача человек приходит к душевной чистоте".
Из такого же святого опыта говорит и св. Пимен Великий:
"Плач — сугуб: он делает и хранит, Желающий избавиться от грехов, избавляется от них плачем, и желающий сохраниться от них, Плачем сохраняется".
"Все добродетели вошли в мир с плачем, — сказал тот же святой, — и охраняются они плачем".
Плач души и есть спасительное средство от злобной хитрости коварных врагов нашего спасения и другого средства у Святых нет. Плачем душа возвращается на страны изгнания, из земли Вавилонских страстей во Святый Божий Иерусалим — в землю мира и радования.
Возвращаются на Святый Сион лишь те, кто "на реках Вавилонских седохом и плакахом", — как сказал святой Пророк.
Показали Отцы действенность покаянного плача на реках Вавилонских и все прибегали к нему. Познали Отцы — и все пользовались этим святым средством во всю свою жизнь.
Познали отцы небесную тайну земного плача души и плакали всю жизнь, "ибо сей мир — дом рыдания", — сказал св. Исаак Сирский (Слово 51).
Потому и слышится во всех Писаниях св. Отцов немолчный плач, немолчное рыдание. Потому твердят они и нам грешным, окаменелым и пребывающим в нечувствии:
"Плачьте, другого пути нет!"
В Вавилонском плену нет другого утешения для души, кроме плача.
Слезы по природе вещественны, но содержат в себе тайну невещественную, умную, спасительную для души. Эту тайну познали только Отцы и ею спасались. Этой тайной душа обретает "умное бытие", обретает себя, обретает Бога. Слезами она входит в умный мир чистоты, в тишину помыслов. Слезными потоками уплывает в Необъятный Океан Милосердия и Великой Любви Божией. Слезами ощущает НЕОЩУТИМОЕ. Слезами спасается от . опасностей.
Если сильные и злобные, бестелесные враги окружат слабую, беззащитную душу, идущую по путям опасным к Богу, и она слезно возопиет к Нему: "Помилуй!" — то вопль этот, слезы эти и служат для нее благодатной, защитной стеной, ее ограждающей. Бог дал слезы душе не для того, чтобы она расходовала этот умный духовный капитал на свои земные, суетные дела. Бог дал слезы душе, чтобы она этими слезами себя приобретала для Вечности, чтобы этими вещественными слезами входила в мир невещественный. Бог дал слезы душе для взыскания потерянного духовного бытия, для взыскания умной потери, для взыскания себя. И лишь на сем пути слезного взыскания душа обретает "умную молитву", как Небесный Залог Божественной Любви и сей Залог Умный хранит плачем.
Потому Великий Пимен и сказал: "Плач сугуб — он делает и хранит".
И какое это дивное Божественное и непостижимое чудо. Плачет душа бестелесная телесными слезами, плачет смиренная и слабая — и трепещут сильные и гордые демоны, ее враги немилостивые и жестокие! Плачет душа слезами телесными, плачет темных страстей раба и пленница темного мира — и разрешается темный плен и слезами входит она в мир Светлый и Горний.
Падает слеза вещественная — и страх объемлет врагов невещественных. Падает слеза телесная — и омывает душу, грешную, бестелесную.
Падает слеза долу, в прах — и привлекает Самого Владыку Неба взыскать потерянную и утешить плачущую душу.
Сам же и сказал Владыка Небес, что плачущие — блаженны, они будут утешены.
Плачущую душу Сам Бог утешает чудным, Божественным, неописуемым. В горьких слезах сокрыты слезы бессмертной небесной радости. В воде слез сокрыто Божественное вино Вечного веселия.
Покаянный плач души — это великое духовное, умно-телесное оружие, данное ей Милосердным Богом против ее умно-бестелесных губителей и разбойников.
Плачущей душе — Сам Бог помощник и заступник. Плачущая душа покрываетеся особым покровением Божиим светозарным, огнеопаляющим, и к ней не дерзают приближаться враги.
Так и говорит об этом св. Григорий Синаит такими словами:
"Когда диавол увидит кого-либо живущим плачевно, то не может пребывать при нем, отвращаясь смирения, производимого плачем".
Потому Отцы и сказали: "Стяжи плач, и он сохранит тебя во всех путях твоих и привлечет к тебе небесное утешение, привлечет молитву сердца, которая приведет тебя дальше Рая — к Самому Владыке Рая, к Праведному Судии, который и защитит вопиющую душу-вдовицу от ее соперника".
"Ей говорю, подаст ей защиту вскоре" (Лк. 18.8).
Так Он Сам изрек Своими Пречистыми устами и не просто изрек, а с клятвенным утверждением сказал:
"Ей, говорю", — чтобы вопиющая душа ни на одно мгновение не сомневалась в Его скорой и действенной защите.
Если Сам Бог, создавший душу, клянется перед этой душой, то она может спокойно устремляться по пути умного труда взыскания себя; устремляться в одежде вопля и слез к клянущемуся Богу, возлюбившему это Свое творение вечной Любовью; может устремляться из Вавилона страстей, через все беды и напасти, с верою и любовию к Клянущемуся, храня Его умный Залог и войдет в неописуемую жизнь Святых и улучшит их Наследие.
Св. Иоанн Лествичник сказал:
"Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих" (Слово 7, 70).
Ибо плач имеет двоякую силу: истребляет грех и рождает смиренномудрие."
(из книги "О внутреннем христианстве"):
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/ ... nnem_hristianstve_25-all.shtml