Протоиерей Олег Стеняев - Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Настоятель храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице. Автор программ на Радио «Радонеж». Председатель редакционного совета газеты «Миссионерское Обозрение» (приложение к газете «Православная Москва»)
[13 минута]
Говоря о собственности, мы будем сегодня говорить о деньгах. Почему деньги могут представлять опасность для религиозного человека, и как правильно мы должны поступать с деньгами, расходуя наши средства, чтобы не накликать на себя беду.
Мы получаем деньги через банк. Вы можете работать на государственном каком-то предприятии или, может быть, это частный бизнес, но сейчас ситуация такая что почти все сбережения тех или иных организаций, производительных каких-то концернов - они находятся в банках.
В банках деньги находятся в постоянном вращении - их дают под проценты - что строго-на-строго запрещается в Священном Писании. Библия категорически запрещает проценты. Поэтому, держа деньги в банках, вольно или нет, мы уже участвуем в том что запрещено Богом. Конечно мы не можем потребовать от наших работодателей чтобы они деньги хранили у себя, например, в сейфе. Мы не сможем навязать такие условия этим людям потому, что, увы, мы живем в светском государстве, не в религиозном государстве, и нам трудно найти банк где бы все соблюдалось в соответствии с религиозными принципами. Это значит, что те деньги которые мы получаем, в некотором смысле, а можно прямо сказать в конкретном смысле - они грязные деньги.
Они крутятся, они используются разными людьми. Постоянно по телевидению нам сообщают о том (очень важные правители нашей страны) что многие банки находятся под криминальной крышей, то есть деньги там вращаются и они используются на криминальные дела, значит эти деньги пахнут кровью.
Они могут быть связаны с наркобизнесом, это белая смерть и так далее и так далее.
Как мы можем очистить эти деньги? Очистить деньги можно с помощью десятины.
Что такое десятина? С древнейших времен, со времен Авраама, было принято отдавать десятую часть всех доходов служителям Бога. Во дни Моисея такой порядок был узаконен. Ведь священнослужители -- они не имеют права зарабатывать что-либо своими руками. Может быть они и хотели бы это делать. Я знаю что среди священнослужителей есть инженеры, преподаватели и бывшие военнослужащие. Люди которые имеют отношение к самым разным специальностям. Я например в прошлой своей светской жизни до рукоположения был токарем. Я работал в городе Орехово-Зуево на токарном станке. И каждый служитель имел какую-то профессию, которая давала ему пропитание. Мы знаем, что апостолы были рыбаками. Среди них были пастухи, среди них были плотники. Был один апостол, который работал в таком месте который сейчас бы назвали «пункт обмена валюты» -- это апостол Матфей, который был мытарем. Но естественно, что вступив на стезю священнического служения они уже не могли возвращаться к своему ремеслу. Был такой период, когда отчаявшись апостол Петр сказал своим братьям, другим апостолам: «Пойдемте ловить рыбу». Но Господь нашел его на этой рыбалке и напомнил ему что он должен пасти агнцев, то есть он должен пасти человеков, заботиться об овцах стада Христова. Когда Господь призывал Петра на это служение, Он ему прямо сказал: «ты будешь ловить человеков».
И вот, десятина -- это не есть то что называется благотворительностью, даже в теперешнем понимании этого слова. Десятина -- это то, что отдается на содержание священнослужителя. Известно, что те люди которые платят десятину священнослужителям -- они получают благословление от Бога. В Библии мы даже можем найти такой текст, где Господь гневно обращается к израильтянам и говорит: «отдайте Мне десятину». Если мы возьмем православную Русь, то и в уложениях князей, в самых разных уложениях -- это и уложения которые восходят к временам князя Владимира, говорится о том что Церковь имеет право на десятину. Церковь не настаивает на этом праве, Церковь не требует от людей пожертвований, потому что Церковь уповает на Бога. А люди, верующие люди, которые зарабатывают что-либо, должны сами позаботиться о служителях Церкви.
Может ли десятиной являться та сумма, которая перечисляется, например, на восстановление храма? Нет, не может. Ибо десятина - это то что дается священнику на его содержание, на его пропитание. А когда вы даете деньги на храм - это ваша благотворительность, даже можно сказать другое слово - жертва.
Помните, в Евангелии рассказывается о том как жертвовали на храм. Это не была десятина, ни в коем случае. Подходили богатые, клали свои жертвы и подошла бедная вдова у которой было очень мало денег, но она это отдала на храм, на содержание храма.
Как правильно отделять десятину? Лучше всего десятину отделять от зарплаты. Когда мы получили зарплату, то есть вот берется вся месячная сумма, высчитывается нами, и мы отделяем десятую часть на содержание священнослужителя.
[...]
Итак, мы должны давать десятину - таким образом мы очищаем свои деньги. Мы должны заниматься благотворительностью, помогая бедным людям. Но нельзя заниматься благотворительностью за счет десятины.
[...]
Кто-то, наверное, слушает сейчас эти слова и такая мысль - как это все тяжело исполнить. А поэтому Господь и сказал: "Истинно говорю вам: Трудно богатому войти в Царство Небесное. Еще говорю вам: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши нежели богатому войти в Царство Небесное."