Для меня содержание этой книги стало окончательным доказательством того, что Иисус был Богом -был Им всегда, и что никто из остальных людей таким же Богом -по сущности своей - никогда не был и не есть.
................................................
Николай Колчуринский
Беседы о первородном грехе и искуплении
По благословению Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского
Великое дело Божие - сотворение человека, и потом, по падении его, обновление искуплением - должно быть подробно известно каждому христианину; без этого познания он не может знать и исполнять обязанностей христианина.
Св.Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты, т.1, гл.37).
Беседа 1. Первое грехопадение.
Крестник - Хотелось бы узнать подробнее о том, что понимается под первородным грехом.
Крестный - Первородным грехом обычно называется первый грех, совершенный нашими прародителями (Адамом и Евой) в раю. Этот грех стал причиной всех бед, как для них, так и для всех их потомков.
Крестник - Каковы были последствия первородного греха для праотцев (прародителей) и как они вытекают из самого факта первого грехопадения?
Крестный - Во-первых, самым быстрым и непосредственным следствием грехопадения праотцев была их т.н. духовная смерть или, что то же самое, душевная смерть (иногда, говоря о духовной смерти всего человека, говорят только о смерти души ).
Крестник - Что это такое?
Крестный - До грехопадения праотцы находились в общении с Богом. И это общение представляло собою не просто некие частые и непосредственные контакты, но и некое глубокое и непостижимое для нас единение их душ, всего состава их естества[1] с Божеством, при этом они составляли с Богом, как бы некое единое целое[2]. В частности при этом все действия человека осуществлялись совместно с Богом. Впрочем, человеку была оставлена свобода - оставаться с Богом, сохранить этот союз или воспользоваться свободой для его разрыва. В результате грехопадения этот союз был мгновенно разорван.
Крестник - Почему?
Крестный - Потому что Бог не может быть в единении с тем, кто грешит ( и тем самым делать грех вместе с ним), - такое единение очевидно противоречит святости Божества.[3] И это разлучение было одновременно и справедливым воздаянием за грех, поскольку, как писал преп. авва Дорофей, «у Бога ничего не бывает без суда и неправедно» (37, поуч. 13). (Аналогичная мысль и у св.Иоанна Златоуста: «Бог совершает все по правосудию» (45, беседа на пс. 110)).
Крестник – На сколько я понял, духовную смерть претерпели только души, или вместе с нею и тела праотцев?
Крестный - Когда душа, умирая духовной смертью, лишается Бога, тогда вместе с нею умирает духовно и тело. Весь человек при этом перестает быть богоносным. Так писал об этом Св.Игнатий Брянчанинов в своем сочинении "Аскетические опыты", составленном на основе творений других Св.Отцов Православия: "Падением изменились и душа и тело человеческия. В собственном смысле падение было для них (праотцев) вместе и смертью. Видимая и называемая нами смерть, в сущности, только разлучение души с телом, прежде того умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога"( "Слово о чувственном и о духовном видении духов" - 13). "При согрешении праотцев смерть немедленно поразила душу; немедленно отступил от души Святой Дух, составляющий Собою истинную жизнь души и тела; немедленно вступило в душу зло, составляющее собою истинную смерть души и тела.... Что душа для тела: то Святый Дух для всего человека, для его души и тела. Как тело умирает, тою смертию, которою умирают все животныя, когда оставит его душа, так умирает весь человек, и телом и душею, в отношении к истинной жизни, к Богу, когда оставит его Святый Дух" (4, гл.21).
Крестник - Каковы были последствия духовной смерти?
Крестный - Первым ее следствием всегда является то, что духовная смерть рождает грех и через это снова рождает саму себя. Так было и с праотцами после первого грехопадения.
Кресник - Что имеется в виду?
Крестный - Имеется в виду следующее. Человек, будучи оставлен Богом, пребывая в состоянии духовной смерти, не может не быть без греха. Так писал об этом Св. Григорий Палама. "...Как оставление тела душею и отделение от него является смертью тела, так и оставление души Богом и отделение ее от Него является смертью души, хотя иным образом она и остается бессмертной; ибо, несмотря на то, что она, отделенная от Бога, становится гнусной и непотребной, даже более чем труп, она не растворяется после смерти, как тело, потому что бытие ее не зависимо от состава элементов.
Это же можно видеть и на неодушевленных вещах, ибо те из них, которые проще, более прочны. Поэтому душа, будучи отделена от Бога, не только становится инертной в отношении благой деятельности, но и сама по себе, несчастная, становится деятельной в дурном отношении, живя до такой степени беспорядочно, (а затем так же продолжая жить и в разделении с телом), что наконец во время Суда вместе с телом в неразрушимой и невыносимой связи, будет предана вечному мучению, уготованному диаволу и ангелам его, потому что все они - мертвы, хотя и деятельны на зло, ибо справедливо были отвержены от Бога, Который есть Сама Жизнь" ( 12, Омилия 16).
Следствием греховного состояния, возникшего вследствие духовной смерти снова является духовная смерть, та в свою очередь снова рождает грех и так далее до бесконечности.
Крестник - Мне не понятно, почему человек, попав в состояние духовной смерти, неизбежно грешит.
Крестный - Человек не может быть без деятельности, таково свойство человеческого естества. Эта деятельность, являющаяся проявлением нашей свободы, может быть безгрешной (т.е. святой) только при соединении с Богом, поскольку Он - всесовершенный и поэтому есть источник всякого блага. В противном случае, если бы человек был способен свободно осуществлять добро автономно, без Бога, Бог перестал бы обладать упомянутым свойством - быть причиной и источником всякого добра. Поэтому, будучи отделенным от Бога, человек неизбежно грешит[4]. Впрочем, стремление к добру остается и в духовно мертвом человеке, но это стремление всегда наталкивается на вышеупомянутое препятствие для своего осуществления - отсутствие соединения с Богом, и поэтому вся человеческая деятельность при этом отравляется греховной примесью - в человеке поселяются страсти (греховные пожелания, стремления)[5], все, что ни делается им, становится с примесью греха, в добавок к этому при духовной смерти - к душе человека получает доступ дьявол[6].
Крестник - Значит после грехопадения праотцы отравились грехом?
Крестный - Совершенно верно, грех вошел в их состав, наподобие спида, который, как говорят, пропитывает весь организм - так и всякая их деятельность пропиталась грехом. В этом специфика духовной смерти.
Крестник - Итак причиной того, что первое грехопадение привело к тому, что состояние духовной смерти стало перманентным, было то, что выстроилась цепочка: "грех- духовная смерть- грех- духовная смерть-..."?
Крестный - Сама по себе непрекращающаяся духовная смерть есть ни что иное, как Божия казнь за грех. Об этом свидетельствуют Св.Отцы:
"..."Кончина бо онех (т.е. расплата за грех, согласно толкованию Св.Феофана на Рим.6,20 (8) - прим. авт.) смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда"- писал бл. Феофилакт (10, толк.на Рим.6,20).
" Грех, понеже от Бога разлучает,...отлучившуюся душу лишает жизни и так умерщвляет ее. Таковый человек жив, и мертв есть, жив телом, но мертв душею. Так прародители наши в раи, в который день вкусили от заповеданного древа и согрешили, умерли, по слову Господню: воньже аще день снесте от нею, смертью умрете (Быт.6,44). ...Грешник... , отлучившийся от Бога, яко от Отца своего,...дотоле мертв, доколе отлучается от Бога. Надобно бо неотменно мертвым быть отлучившемуся от живота. Якоже бо удалившемуся от света следует во тьме обращаться, тако удалившемуся от живота следует в сени смертней быть. Ибо где нет света, там неотменно есть тьма; и где нет живота, тамо неотменно есть смерть. Бог есть свет животный и животворящий: следовательно во тьме и смерти есть, кто от Него отлучился" - писал Св.Тихон Задонский (7, §44). Заметим еще раз, что духовной смертью за грех казнится как душа, так и тело. В вечности и неизменности упомянутого приговора заключалась причина того, что первое грехопадение праотцев привело к тому, что их дальнейшая жизнь стала отравлена грехом.
Крестник - Почему приговор духовной смерти получает вместе с душою и тело - разве оно ответственно за согрешение человека?
Крестный – Человек состоит из души и тела, при этом тело не есть просто пассивный соучастник души или ее орудие, а активно участвует в любом виде деятельности (вещественной или умственной, в том числе и в любом грехе) и поэтому всегда разделяет с душою ее ответственность за всякий грех. Так об этой ответственности писал Св.Кирилл Иерусалимский: "Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим" (24, гл.18, п.19). «Душа и тело, как заодно действующие, вместе и осуждаются; вместе также должны приносить и покаяние» - писал преп. Ефрем Сирин (47). Эта мысль является учением Св.Отцов, учением Православной Церкви (см.3 ,т.2, стр.479).
Согрешает всегда весь человек (душа и тело), поэтому и отвечает за грех весь человек (душа и тело). Вследствие вышесказанного, тело получает тотчас же по согрешении наказание духовной смертью, так же как и душа ("Расплата за грех, смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда"- согласно бл. Феофилакту) и мгновенно лишается соединения с Богом, и по правосудию Божию должно остаться таким навсегда.
Итак, вечное состояние духовной смерти всего человека (то есть души и тела) является справедливым воздаянием за грех.
Крестник - Почему приговор духовной смерти должен оставаться с согрешившим человеком навсегда?
Крестный – Св.Игнатий Брянчанинов, опираясь на творения других св.Отцов, так писал об ответственности человека за всякий грех: «Грех всякой ограниченной твари пред ея Творцем, бесконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечного наказания " (13, "Слово о смерти")[7].
Вследствие этой бесконечной величины вины[8] греха никакое временное наказание не может удовлетворить справедливости в этой ситуации - удовлетворить ее в силу ограниченности человеческой природы может только вечная казнь. Бог покидает человека тут же в момент согрешения (и в этом существо духовной смерти), покидает его по необходимости и справедливо (в силу наличия вины греха), и , будучи неизменяемым и правосудным в Своем естестве, оставляет приговор в силе до тех пор, пока не снята вина за грех. Духовно мертвому, доколе он повинен в грехе (как мы иногда говорим кратко: "грешен") ждать духовного воскресения из духовной смерти нечего ("Расплата за грех, смерть", и телесная весьма часто, и душевная всегда (курс. авт.)"- согласно бл. Феофилакту). "Когда Бог осуждает на что, то делает и приговор, и приговор Его становится делом, и карою вечною, и уже никакой нет возможности уничтожить эту кару, бывающую по Божию определению" - писал преп. Симеон Новый Богослов (14, слово 1). Приговор за первое преступление : в он же день снеси от возбраненного древа, смертию умреши , как писали Св.Отцы (например Св.Григорий Палама – (см. ниже), а также тот же преп.Симеон Новый Богослов (14, слово 1) и др.), означал осуждение на смерть духовную. Остается он таким же и по ныне по отношению к каждому согрешившему. Вина греха, бесконечная по величине, никогда не может исчезнуть сама собою: ни "за сроком давности", ни после перенесения любой временной казни за грех ( в том числе и духовной смерти). Поэтому для избавления от расплаты за грех необходимо снятие вины греха, а это возможно только при выполнении полного правосудного, справедливого приговора. В этом причина того, что приговор духовной смерти остается в силе навсегда.
Крестник – Разве Бог не мог простить праотцам их вину?
Крестный - Прощение греха в том случае, если виноватое лицо избавляется от вины за грех, и, не претерпев наказания, уже более не подлежит казни, противоречит понятию о совершенной Божественной справедливости, воздающей всем по делом, а также и неизменяемости естества Божия. Заметим, что прощение грехов Богом, имеющее место в Православной Церкви, связано с принципиально другим механизмом (см. третью беседу).
Крестник – Разве праотцы не могли сами искупить вину греха и грехов, которые они совершили?
Крестный - Нет. И причин этому несколько. Во-первых, вина греха, как мы уже выяснили, бесконечно большая, а человек ограничен в своих возможностях. Поэтому совершить бесконечно большое добро он в принципе не может, а только такое добро могло бы перевесить "чашу весов" (на противоположной "чаше" лежит бесконечное зло греха или грехов)[9]. Во-вторых, в силу отравленности грехом Адам и Ева полностью потеряли возможность делать какие-либо подлинно богоугодные дела, даже при наличии искренних желаний творить таковые.
Крестник - Мне это не вполне понятно. Разве их способность совершать добрые дела полностью исчезла? Например, Ева прославила Бога за рождение первенца (Быт.4,1) - разве это не доброе дело?
Крестный - Богоугодным делом (или добродетелью) следует, по учению Православной Церкви, называть только такое дело, через которое не только совершаются какая-либо заповедь Божия (например, прославление Бога, как в твоем примере), но и вся человеческая деятельность при совершении таких дел осуществляется исключительно по любви к Богу [10]. Состояние же подлинной любви к Богу - это состояние, свободное от страстей и всякого греха (см. толкования бл.Феофилакта на 14 и 15 главы Евангелия от Иоанна (9)).
Праотцы, как мы видели, потеряли это состояние в результате духовной смерти, поэтому все, что они совершали (в том числе и внешне добрые дела) стало причастно греху и страстям, стало отравлено ими. Поэтому их состояние, при совершении внешне добрых дел, как состояние непрерывно греховное - непрерывно по правосудию Божию подлежало казни духовной смертью, которая является справедливым наказанием за грех. Их добрые поступки, совершаемые в указанном греховном состоянии, приносили им только новое и большее осуждение Божественного правосудия. Это не значит, что они стали делать только одно зло. Прославление Бога как таковое - злом не является, и праотцы собственно за такие поступки естественно не подлежали осуждению (см. 28, член 14), осуждению же они подлежали за свою страстность и отравленность грехом, которую непрерывно осуществляли при совершении даже самых благовидных поступков. Однако доброе дело, совершенное духовно мертвым человеком, не будучи греховным (de jurе), de facto представляет собою цепь греховных состояний и в конечном итоге - Богу не угодно; и по справедливости (de facto) - расплата за совершение такого дела точно такая же, как и за всякий греховный поступок. Вина за серию грехов, будучи бесконечно большой, всегда «перевешивает» любые добрые дела ограниченного человека. Поэтому доброе дело, совершаемое в состоянии падшего естества, "не содействует ко спасению" (28, член 14). По словам Св. Игнатия Брянчанинова, "все дела растленнаго падением естества соделались неблагоугодными Богу, как оскверненныя неотъемлемою примесию зла". (О потере способности падшего человеческого естества творить подлинные богоугодные добрые дела - см. подробнее примечание 22).
Крестник – Обычная телесная смерть, которой подверглись праотцы (их душа и тело) в результате грехопадения, тоже являлась казнью за грех?
Крестный - Как ты мог уже заметить, согласно бл. Феофилакту[11], во многих случаях телесная смерть человека, также как и духовная, является расплатой за грех. Состояние пребывания в духовной смерти, согласно учению Св.Отцов, неизбежно приводит к своему последствию - смерти телесной. И вместе с нею она является воздаянием за грех. Собственно о том, что телесная смерть должна будет последовать вслед за духовной, и сказал Бог праотцам после грехопадения. Так об о всем этом писал Св. Григорий Палама: "Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом собственно заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедию, данною в раю, когда говорил: в он же день снеси от возбраненного древа, смертию умреши. Тогда умерла душа Адама, разлучившись преслушанием от Бога; телом же он прожил от того времени до девятисот тридцати лет. Но смерть, постигшая, по причине преслушания, душу, не только соделывает непотребною душу и наводит проклятие на человека, но и самое тело, подвергнув его многим немощам, многим недугам и тлению, наконец предает смерти. Тогда, по умерщвлении внутренняго человека преслушанием, услышал перстный Адам: проклята земля в делах твоих, в печали снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную. В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю: яко земля еси и в землю пойдеши" (Св.Григория Паламы, послание к Ксении монахине - цит. по 13 ("Слово о смерти")) и по 5 ("Падение первозданных")). При таком развитии событий, следующим, третьим этапом вслед за телесной смертью неизбежно оказывается так называемая смерть вечная или, что то же самое - смерть вторая, что есть ничто иное, как вечное адское мучение (см. подробнее об этом 29, кн.13, гл.2 и 13 - "Слово о смерти")[12]. Таково полное - страшное и правосудное воздаяние за грех!
Крестник - Почему праотцы были наказаны за грехопадение именно телесной смертью?
Крестный - Телесная смерть, помимо того, что являлась и является казнью за грех, последствием духовной смерти грешника, имела и другое назначение. Цель появления этой смертности заключалась в частности в том, что Бог стремился привести праотцев к покаянию и смирению. По мнению преп. Симеона Нового Богослова, без смертности по телу человек никогда бы не смирился (14). Заметим, что причиной первого грехопадения была именно гордость (см. кн. Бытия, гл.3). Появление бесчисленных земных страданий - было с одной стороны казнью за грехи первых людей ( и только лишь частичной, поскольку вина всякого греха бесконечна) и с другой, это также было средством возбудить их к покаянию.
Крестник - Поскольку Бог не отменяет приговоров за грехи и избавиться от зараженности грехом праотцы сами не могли, ситуация с ними в плане спасения представляется безнадежной. Тогда какую же пользу могло бы принести им покаяние?
Крестный - Покаяние было для них полезным и необходимым в силу того, что Богом был исходно задуман и возвещен праотцам путь спасения через Избавителя, который должен был искупить их вину через определенное время, и воспользоваться этим путем было возможно только при наличии покаяния (см. примечание 22). Об этом пути мы, как я надеюсь, поговорим в следующих беседах.
Крестник – Расскажите подробнее о второй смерти, входящей в состав полного воздаяния за грех.
Крестный - Св.Игнатий Брянчанинов, опираясь на творения других Св.Отцов, так писал об адских муках: "Грех всякой ограниченной твари пред ея Творцем, бесконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечного наказания. Наказание твари за грех пред ея Творцом должно вполне растлить ея существование: ад с своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости" (13, "Слово о смерти").
Крестник - Что представляют собою адские муки?
Крестный - Св.Игнатий там же так писал об этом: "Так ужасны адския муки, что ничтожна пред ними лютейшая из земных мук - насильственная смерть" (13, "Слово о смерти"). Об адских муках, как о муках вселютейших писал и Св. Тихон Задонский (7, §178), аналогичное суждение находим и у др. Св.Отцов. Совокупность адских мук, на которые будут осуждены грешники после страшного суда, собственно и называется вечной смертью или второй смертью. Слова Апостола Павла возмездие за грех - смерть (Рим.6,23) имеют в частности и это страшное значение.
Беседе 2. Адамово наследие.
Крестный - В конце прошлой беседы ты справедливо назвал ситуацию, в которую попали праотцы, безнадежной.
Крестник - Конечно, если Бог воздает всем по делам и никак иначе, если сами праотцы искупить свою вину не могли, если приговор духовной смерти - приговор навсегда, если грех стал их неизменным состоянием, то здесь полная безнадежность. В связи с этим возникает вопрос о том, почему вообще для них существовала возможность избежать ада, а они его - таки избежали в конечном итоге, как я знаю, из текста службы в Великую субботу.
Крестный - Об этом мы поговорим в следующий раз. Сегодня же остановимся еще на одном последствии первого грехопадения - на том, как оно отразилось и отражается на всем потомстве праотцев.
Крестник - Давайте, у меня тут много вопросов.
Крестный - Как известно, после грехопадения праотцы начали рождать детей, и весь человеческий род происходит от первой супружеской пары и всех их потомков. Последствием первого греха является еще и то, что состояние духовной смерти передается всем естественным потомкам Адама и Евы без исключения.
Кресник - Поясните, почему.
Крестный – Во-первых, заметим, что все люди сотелесны Адаму и Еве (в конечном счете Адаму - так как Ева произошла от его ребра). Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили - пишет Св. Апостол Павел (Рим.5,12). Комментируя эти слова, преп. Ефрем Сирин писал: "(Бог) соделал всех людей единым телом в одном лице Адама грешника"(21)[13].
Во-вторых, приговор на вечную духовную смерть праотца в силу безмерной величины вины его первого греха остается в силе с момента вынесения и далее до бесконечности. И суть этого приговора в том - что Адам навсегда должен быть без Бога. А поскольку Адам, как и всякий человек, это душа и тело (см. 18, гл.26) , то в частности это означает, что все тело Адама, доколе оно существует, должно оставаться без Бога. Все человеческие тела есть части Адамова тела, поскольку все люди - его потомки. Адам (Адамово тело) продолжает свое бытие в телах своих потомков, сотелесных ему, поэтому им приговор - оставаться без Бога на веки. При появлении каждого человека его душа соединяется с телом, уже подверженном вечному приговору: быть без Бога. Значит, при появлении на свет такого человека, всякая его деятельность окажется отравленной грехом, точно также, как стала отравленной грехом человеческая деятельность в результате духовной смерти вследствие первого греха у его далеких предков - Адама и Евы. Так рождаются младенцы в смерть, рождаются духовно мертвыми.
Крестник - Почему при том, что тело человека находится в состоянии духовной смерти, однако его душа не может быть при этом духовно живой?
Крестный - Человек, состоящий из души и тела, может находиться весь только в двух состояниях - или в состоянии духовной жизни или в состоянии духовной смерти. Так находим мы в творениях Св.Отцов. «Что душа для тела: то Святый Дух для всего человека, для его души и тела. Как тело умирает, тою смертию, которою умирают все животныя, когда оставит его душа, так умирает весь человек, и телом и душею, в отношении к истинной жизни, к Богу, когда оставит его Святый Дух» - так писал Св.Игнатий Брянчанинов , опираясь на учение других Св.Отцов (4, гл.21).
Св.Тихон Задонский писал о том, что смерть человек может претерпевать троякую : обычную телесную, вечную (адское мучение) и духовную , при этом в состоянии духовной смерти человек неизбежно грешит[14] и поэтому всегда при этом имеет душу, мертвую духовной смерть (7, § 387). Таким образом, ситуация, при которой тело духовно мертво, а душа жива - является невозможной.
Думаю, что на поставленный вопрос можно попытаться ответить и следующим образом. Вспомним слова Св.Кирилла Иерусалимского: "Итак, поелику во всем тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит соответственно делам своим" (25, гл.18, п.19). Более подробно та же мысль излагается следующим образом: "...Тело не есть только мертвое орудие человека, но существенная половина его состава, и справедливость требует, чтобы , если душа будет наслаждаться блаженством за добрыя дела, - и тело разделяло с нею сие блаженство, как верный и усердный сотрудник ея в оных; если же душа осудится на вечное мучение за злыя дела, - и тело участвовало в них, поелику всегда имеет деятельное участие в злых делах человека, и таким образом воздаяние человеку было полное. Посему Апостол говорит: да приимет кийждо яже с телом содела, или блага или зла (2Кор.5,10)" (40, § 367).[15]
Из этого следует, что всякое человеческое действие (в том числе и умственное) совершается только при соучастии тела. Человек, согласно учению Св.Отцов, пребывает в состоянии непрестанной умственной деятельности (см. 27, "Советы относительно душевного иноческого делания", Введение), в которой всегда, как мы только что выяснили, соучаствует и его тело своей активностью. Таким образом, человек непрестанно пребывает в деятельности, осуществляемой активностью души и тела. В частности всякое подлинно доброе дело осуществляется только совместной активностью души и тела («…Всякая добродетель творится душею и телом…» (43, п.192).) , при этом весь человек (душа в соединении с телом), обладая свободой, удостаивается и справедливой награды.
Заметим, что всякое существо, наделенное этим свойством свободы, может совершать что-либо истинно доброе только в состоянии обожения (соединения с Богом). В противном случае это свободное существо должно превратиться в автономный источник добра, что противоречит тому, что совершенный Бог есть причина и источник всякого добра.
Таким образом, для совершение подлинно добрых дел (добродетелей) весь человек (душа и тело) должен быть обожен, то есть соединен с Богом. При наличии же обожения только тела или только души - совершение добрых дел является невозможным. Поэтому духовная мертвенность тела даже при духовной жизни (обожении) души означает то, что ни единого доброго дела (без примеси греха) такой человек не творит и не может творить, значит духовно мертв весь - душою и телом. Поэтому, если душа человека соединена с Богом - то с необходимостью при этом соединено с Богом и его тело. "Когда ум и сердце (т.е. - "все ощущения духа" ) сделаются обителью Бога... тогда, естественно, делаются Его обителью и душа и тело" - писал Св.Игнатий Брянчанинов (27, гл. XLIX) [16].
Крестник - Не понятно, почему передача духовной смерти, как следствия первого греха, потомкам от прародителей не противоречит Божественной справедливости. Как так может быть, чтобы прародители согрешили, а все потомки расплачивались, претерпевая наказание?
Крестный - Ты совершенно прав в том, что считаешь наказание кого-либо за грехи его предков несправедливым[17]. Однако в разбираемой нами ситуации никакого противоречия со справедливостью нет. Каждый младенец, зачинаясь и рождаясь духовно мертвым, не претерпевает на самом деле никакого наказания. Он при появлении на свет просто не получает то, что получили в свое время его праотцы (Адам и Ева) – не получает божественной благодати, соединения с Богом, как мы еще это называем, - обожения. И если кто-то чего-то недополучил от Бога, разве это наказание? Является ли наказанием то, что я не родился, например, Ротшильдом или принцем датским?
Крестник - Я слышал, что причиной передачи последствий первородного греха является плотское соитие. Так ли это?
Крестный - Как ты помнишь, одним из механизмов передачи заразы греха является цепочка: духовная смерть- грех- духовная смерть- грех-... Разумеется, соединение двух человеческих тел никогда не происходит вполне безгрешным образом, поэтому и потомство, будучи частью родителей (по телу) получает уже их приговор духовной смерти в результате детородного соединения. Однако следует подчеркнуть что этот механизм, хотя и является достаточным для передачи заразы первородного греха из поколения в поколение[18], однако, не является необходимым условием его передачи, не является единственно возможным механизмом такой передачи.
Заметим, что первого механизма - то есть сотелесности Адаму, достаточно для передачи заразы греха потомкам[19]. Такая мысль вытекает из следующего фрагмента текста "Православного исповедания" - "Поелику в состоянии невинности все люди были в Адаме; то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех. Сие наказание объявлено в следующем определении Божием: воньже аще день снесте от него, смертью умрете (Быт.2,17). То же самое говорит и Апростол: якоже единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5,12). Посему с сим грехом мы и зачинаемся во чреве матери и раждаемся, как говорит священный псалмопевец: се бо в беззакониях зачат есть, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50,7). Сей грех называется прародительским, во первых, потому что прежде онаго человек никаким грехом осквернен не был: хотя дьявол уже был растлен грехом своим, по внушению коего возник и в человеке сей, так называемый, первородный грех, которому подвергся и Адам, соделавший его, и все мы от него происходящие. " (1, отв.24)[20].
Крестный - О каком пребывании во Адаме здесь идет речь?
Крестник - Как минимум о пребывании во Адаме тел всех людей, происходящих от Адама, поскольку именно это пребывание имеется в виду в приводимых словах Св.Апостола Павла (согласно преп. Ефрему Сирину (см. выше)); так учат об этом и другие Св.Отцы (см. примечание 13)[21]. Согласно вышеприведенному фрагменту текста «Православного исповедания», при естественном зачатии мы все становимся частью Адама и в этом - достаточное условие передачи нам от него духовной смерти, что всегда с необходимостью предполагает отравленность грехом всего нашего естества[22].
Крестник - Понятно, что вследствие того, что все мы часть Адама, при зачатии мы всегда получаем отраву первородного греха. Существует ли еще какая-либо причина передачи отравы первородного греха от предков к потомкам помимо той, о которой мы только что говорили?
Крестный - Существует. Согласно учению Православной Церкви, передача заразы первородного греха от предков к потомкам осуществляется не только посредством факторов, связанных с зачатием, но и с рождением младенца. «Способ распространения первородного греха есть тайна, недоведомая для нас; впрочем несомненно то, что он не иначе как через самое плотское зачатие и рождение переходит от родителей к детям. О сем ясно свидетельствует священное Писание: в беззакониях зачат есм, говорит Псалмопевец, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50,7)» (40 , пар.144). В пятидесятом псалме говорится конкретно о рождении, однако подразумевается при этом и чревоношение (41, толк. на пс.50).Таким образом, греховность и страстность матери может какими-то путями передаваться и младенцу, носимому во чреве.
Крестник - Если мы все наследуем греховную отраву праотцев, то наследуем и все последствия греха?
Крестный - Разумеется. Также как и для них, для нас возмездие за грех – смерть (Рим.6,23). И точно так же, как и праотцы все их потомки без исключения подвержены непрекращающейся духовной смерти[23]. И точно так же как и они, их грешные потомки смертны по телу и подвержены бесчисленным страданиям - да покаемся! И точно также для всех потомков Адама и Евы телесная смерть, в том случае, если она является следствием грехов и духовной смерти, должна заканчиваться вечной адской мукой.
Впрочем еще одним следствием первородного греха в наше новозаветное время является также и то, что в случае, если конец нашей земной жизни оказывается в состоянии греха ( и как следствие - в состоянии духовной смерти) - то это состояние непременно сохраняется с нами уже навсегда, и в вечность в этом случае человек переходит в этом страшном состоянии, которое уже будет присуще ему навеки, что неизбежно приводит к адскими вечными муками. Об этом мы находим в Св. Писании[24] и у Св.Отцов. Так, например, писал об этом Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на древних Отцов Церкви: "Конец жизни во грехе смерть, - смерть духовная, за которой неминуемо следует и смерть вечная по смерти телесной" (8, толк. на Рим.6,23)[25]
Крестник - Можем ли мы как-либо повлиять на состояние нашей вины перед Богом? А также как-либо очистить себя от отравы греха?
Крестный - Также как и праотцы ничего своими силами любой человек сделать в этой ситуации не может по тем же самым причинам, что и они. Как мы уже говорили, Бог эту ситуацию "отменить" также не может, иначе Он перестал бы быть правосудным и неизменным.
Однако, по неизреченной милости Божией, был Богом устроен чудесный способ спасения, который, не нарушая Его правосудия, дарует человеку возможность выхода из этого тупика. Об этом в следующей беседе.
Беседа 3. "Оправдание искуплением во Христе Иисусе"(Рим.3,24).
"Еслиб не пришел Господь, не сделался человеком и не принес Себя в жертву за нас, и еслиб не благоволил Он так устроить, чтоб всякий верующий в Него, преисполняясь освящения чрез принятие благодати Его, освобождался от уз мира; то никто никогда и не освобождался бы от них, т.-е. не освобождался бы от тех трех страстей, - ибо оне суть узы мира, - и все бы погибали, ибо другаго пути ко спасению нет и быть не может" (преп. Симеон Новый Богослов, Слово 23 (14)).
Крестный - В прошлый раз я упомянул о том, что Богом был устроен способ спасения человека, при котором, без нарушения Его правосудия, человеку может быть даровано спасение, которое обязательно заключается в прощении грехов и в исцелении от зараженности грехом. И иначе никогда спасения быть никакого не может, и будет в итоге только один ад. Согласен?
Крестник - Согласен.
Крестный - Суть упомянутого способа заключается в том, что второе Лицо Пресвятой Троицы Сын Божий, будучи Богом, становится и человеком. На земле рождается Богочеловек Иисус Христос, который во всем подобен нам по своим человеческим свойствам, кроме греха.
Кресник - Как может на Земле появиться человек, который безгрешен и в то же время потомок Адама, в силу того, что все люди сотелесны падшему Адаму-грешнику, о чем мы говорили в прошлый раз?
Крестный - Человек Иисус рождается не в результате обычного зачатия, безусловно передающего заразу греха, но сверхъестественно воплощается от Святого Духа и Девы Матери, предочищенной божественной благодатью от всякой плотской скверны, и поэтому ставшей способной вместить в себя величайшую святыню - тело Богомладенца[26]. Помимо этого Христос начинает Свое телесное существование, зачинается от крови (а точнее – из крови) Пречистой. Так об этом писал Преп.Иоанн Дамаскин: "И тогда ипостасная Мудрость и Сила Всевышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, осенил Ее, как бы божественное семя, и из непорочных и читейших Ея кровей образовал Себе плоть, одушевленную душею, одаренную как разумом, так и умом, начатки нашего смешения; не по образу рождения чрез семя, но творческим образом, чрез Святаго Духа; не так, что внешний вид создавался понемногу чрез прибавления, но так, что он был окончен в один момент. Само Слово Божие для плоти сделалось Ипостасию. Ибо божественное Слово соединилось не с такою плотию, которая прежде сама по себе существовала " (18, кн.3, гл.2)[27]. И в другом месте той же книги: "Само Слово сделалось плотию, заченшись от Девы, но явившись Богом вместе с воспринятою плотию, так как тотчас и она была обожествлена Им одновременно с приведением ея в бытие, так что вместе случились три обстоятельства: восприятие, бытие, обожествление ея Словом" (18, кн.3, гл.12). Происходя от Адама, и будучи его потомком, Господь наш Иисус Христос, при Своем чудесном зачатии тем не менее не воплощается в тело Адама, носителями которого являются все его естественные потомки (поскольку не воплощается в субстанцию тела Девы[28]). Поэтому Он не наследует и той греховной отравы Адама, которая с необходимостью должна была бы Ему передаться при Его воплощении в частичку тела Адама. Напоминаю, что тело праотца ( существующее как в виде самого тела, так и его частей - тел потомков, сотелесных Адаму) приговорено быть вечно духовно мертвым (т.е. быть без соединения с Богом).
Рождение Богочеловека произошло от Девы, предочищенной божественной благодатью, поэтому от Нее не передавалось никакой греховной заразы ни при чревоношении, ни при рождении, как это имеет место со всеми обычными людьми без исключения[29].
Прожив на Земле жизнью безгрешного человека, Богочеловек Иисус Христос умирает на Голгофе, на Кресте своим человеческим естеством, при этом все в его человеческом естестве ( в душе и в теле) претерпевает страдания и смерть[30]. Эти страдания и смерть составляют искупительную жертву за грехи всего человеческого рода, будучи страданиями и смертью бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека (2, "О четвертом члене")[31].
Крестник - Как может чье-либо страдание и смерть иметь какое-либо отношение к тому, что я или кто-либо повинен или неповинен в грехе? При том, что Бог правосуден - т.е. воздает всякому человеку по его делам, какое отношение могут иметь ко мне чьи-то страдания, как они могут избавлять меня от моей ответственности - совершенно не понятно.
Крестный - Рассуждая о Божественном правосудии ты рассуждаешь совершенно правильно. Каждый человек, каждая личность должна в силу правосудия Божия получить по своим делам[32].Чудо спасения человека заключается в том, что в силу сердечной веры во Христа[33] у каждого человека, ею обладающего, его естество (т.е. душа и тело) обновляются во Христе, становятся Христовыми. Такой человек, не теряя своей собственной личности, своего "я", полностью обновляется в своем составе. В таких людях, по словам Апостола Павла, все и во всех Христос (Кол.3,11). (Если все, то значит - душа и тело). О самом себе в состоянии обновления так писал Апостол Павел : уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2,20). Совокупность людей, обновленного естества составляют из себя Церковь, особое общество людей, которое, по словам того же Апостола Павла, есть тело Христово (Кол.1,24)[34].
Крестник - Как можно себе представить, что при полном обновлении естества (души и тела) человека, его личность не исчезает, не теряется?
Крестный - Не теряется, точно также, как и тогда, когда мы ежедневно употребляем пищу, при этом процесс постоянно происходит изменение химического состава нашего тела, но наше "я" остается нашим "я".
Соединившись с Христом, человек становится потомком Христа при том, что до этого он был потомок Адама (см.17, гл.10, ч.1). Если все в нем Христос, то это все есть все, претерпевшее уже страдание и смерть на Голгофе, страдания и смерть бесконечной (т.е. неограниченной ничем) цены и достоинства, и, следовательно, личность, состоящую из естества, уже испытавшего такие страдания и смерть, наказывать за любой грех уже было бы несправедливым. Она оказывается уже как бы наказанною "авансом"[35]. Поэтому все последствия всех грехов - Адама ли, родителей или самого человека, будучи выражением справедливого воздаяния за них, становятся для нее неактуальными. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу ( Рим. 8, 1-4).
В частности, духовная смерть, являющаяся казнью за грех, уже не может иметь места в данном человеке. И это так, потому что его естество - это человеческое естество Христа, в котором нет греха, и Который есть не только человек, но и Бог. Значит, данный человек снова, как и когда-то Адам, становится духовно живым, соединенным с Богом через человеческое естество Христа[36]. И всякому его действию содействует Бог. Человек, соединенный со Христом, обновленный в естестве Христа, естественно свят и безгрешен в силу безгрешности Христа, соединенности с Богом. И все это чудо происходит в результате одного - сердечной веры во Христа[37]
Крестник - Не понятно, как может иметь место обновление и воскрешение из духовной смерти человека, если он повинен духовной смерти, во-первых, в силу своих предыдущих грехов и, во-вторых, в силу того, что его тело - часть тела Адама, и поэтому его тело должно быть, в силу справедливости по отношению к Адаму, быть духовно мертвым?
Крестный - Ответ коренится в силе Голгофских страданий. Как человек согрешивший, такой человек в силу своей вины по справедливости не может быть духовно живым, но одновременно с обновлением во Христе он становится перенесшим искупительные страдания и смерть Христа, безмерной цены, становится уже перенесшим наказание за все свои грехи, в силу того, что весь состав, как его тела, так и души, испытал страдания и смерть на Голгофе. В таких людях все и во всех Христос (Кол.3,11), перенесший страдания и смерть всей Своей душей и всем телом, поэтому нарушения правосудия Божия при обновлении естества такого человека естеством Христа, пострадавшего и умершего на Кресте не происходит.
Аналогично и с ответственностью Адама. Будучи частью Адамова тела, человек в силу этого по справедливости должен перманентно претерпевать духовную смерть, и поэтому обновления и обожения с ним, в силу справедливости Бога по отношению к Адаму, произойти не может. Но, поскольку его обновление происходит в человеческом естестве Христа, пострадавшем и умершем на Голгофе, то весь состав человека (душа и тело) при обновлении оказывается мгновенно уже перенесшим страдания и смерть безграничной цены и достоинства - поэтому правосудие по отношению к Адаму при таком обновлении также не нарушается. И если рассуждать о духовных смертях, которые должны были бы иметь место с нами в силу многочисленных грехов всех наших предков, то аналогичным образом, при обновлении нашего естества в естестве пострадавшего и умершего за нас Христа, правосудие не нарушается и по отношению и к ним.
В чудесном обновлении Христовым естеством греховного естества человека, по мнению Св.Отцов : Милость и истина (Божия) стретостеся (встретились, соединились), правда (т.е. правосудие) и мир облобызастася (Пс.84,11) (см. 38, ч.3, гл.1).
Крестник - Если в истинном христианине все Христос, то это значит, что Христос - воскресший?
Крестный - Безусловно так.[38]Если Христос не воскрес после смерти на Кресте, то Его душа и тело продолжают оставаться разделенными, тогда никакого обновления естества во Христе для нас живых быть не может в принципе, поскольку мы (живые) имеем души, соединенные с телами.
И если Христос не воскрес, то все, живущие на Земле, с необходимостью оказываются в естестве Адама - т.е. в духовной смерти[39]. А если Христос - не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор.15,17), то есть в естестве Адама.
Заметим, что, при отсутствии живой веры во Христа человек неизбежно остается в том состоянии, которое унаследовано от Адама, поскольку без истинной живой веры Богу угодить ( т.е. быть без греха) не возможно (Евр.11,6) (см. подробнее 2, « О союзе между верой и любовию»)[40], состояние во Христе – без греха (так как Христос безгрешен), и третьего состояния человеческого естества, помимо состояния во Адаме и во Христе Иисусе, согласно учению Св.Отцов, в природе не существует (см. подробнее 4, гл.21). Живая (сердечная)же вера во Христа есть как необходимое, так и достаточное условие обновления человека во Христе воскресшем и , следовательно - спасения[41].
Крестник - Итак необходимо уверовать во Христа (правильным образом) чтобы получить избавление от греховной заразы и прощение грехов чтобы спастись?
Крестный - Совершенно верно. Но это еще не все. Вспомним, ведь очень важно то, в каком состоянии мы заканчиваем нашу жизнь на земле, и если во грехе, то увы... Поэтому нам необходимо то, что бы закрепляло нашу сердечную веру во Христа. Таким действиями являются благодатные церковные Таинства, "запечатляющие веру"(2 , «О десятом члене») (как мы сегодня сказали бы - фиксирующие), посредством которых истинно верующий во Христа живой верой начинает действительно жить новой жизнью во Христе (см. подробнее 25). Запечатлевая живую веру, Таинства запечатлевают вместе с этим и все ее плоды[42]. Первым таким Таинством является Таинство Св. Крещения, которое является духовным рождением в новую жизнь во Христе (а не во Адаме!), без которого (Таинства) никто не может спастись.
Святая Церковь называет Св. Крещение “баней пакибытия” (то есть жизни вечной) в силу того, что человек при получении этого Таинства начинает жизнь в воскресшем Христе, ту жизнь, которой будут жить в вечности спасенные во Христе Иисусе. И именно о тех, кто принял это Таинство, поется в церковном песнопении при его совершении: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Дословно - это означает, что те, кто во Христа погрузились во Христа оделись, т.е. соединились со Христом. Такие люди получают обновление естества, безгрешие, прощение всех(!) грехов, и обожение. И уже не живет в них естество Адама, отравленное грехом, но Сам Христос![43]
Закончим наш разговор замечательными словами Апостола Павла, сказанными в связи с теми проблемами, которые мы рассматривали: Все под грехом, как написано: нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.
Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание [44]даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру (Рим.3,9-25).