Православие в Османской империи

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 bukk » Чт, 27 мая 2010, 19:54

Волею судеб тысячи христианских храмов сегодня хранит мусульманская глубинка.
Автор: Елена Слюсарева
Самый центр Евразии — область Каппадокия принадлежит Турции. А бурная политическая, экономическая и религиозная жизнь в этом регионе вовсю бурлила уже 4 тысячи лет назад. Каких только памятников культуры не оставили многочисленные народы здешних земель. Именно здесь появились первые очаги христианства.

Испокон веков эти земли Малой Азии притягивали человечество как перекресток путей между Западом и Востоком. В ХVIII веке до н. э. на здешней анатолийской земле уже была создана столица могущественного царства хеттов, которая просуществовала около тысячи лет. В память об этом народе сохранилось само название Каппадокии — земля прекрасных лошадей. Долгое время колесницы хеттов наводили ужас на соседние народы, но ничто не вечно — на смену ослабленной империи пришла новая, персидская. Персам в том числе эта земля помогла горячими скакунами, которые были гордостью царской конницы Дария. Однако с персами, в свою очередь, покончил Александр Македонский в 336 г до н. э.

За коротких 11 лет правления полководец успел заметно повернуть местную культуру в сторону греческой, однако после его смерти достойного последователя у Александра не нашлось. Пошли междоусобные войны, которые прекратил Рим, присоединив эту территорию к своей империи. В 17 году н. э. Тиберий учредил в Анатолии провинцию и переименовал центральный город в Кейсарию. Сколько воды утекло с тех пор, а город этот по сей день называется Кайсери. Красивейшее место у подножия благородного вулкана.

Христианство на эту землю в первые века нашей эры принесли апостолы Петр и Павел, а первым епископом стал Василий Великий. Здесь он обрел покой после долгих странствий. Впрочем, в Каппадокии находили приют многие христиане, ныне причисленные к лику святых. Здесь жили Григорий Нисский, Григорий Богослов, Георгий Победоносец, царица Елена, император Константин, основавший Константинополь… Спасаясь от гонений римского императора Диоклетиана, сюда бежали первые христиане. Они вырубали в скалах высоко над землей жилища и храмы, строили также подземные города для защиты от сарацинов.

Сегодня можно лишь удивляться, какой крепостью веры отличались те люди. Скольких сил им стоило высоко в горах выдалбливать в камнях церкви, внутри них алтари, трапезные, углубления для кувшинов, продуктов. Поколениями в таких домах жили христиане. Там же хоронили умерших — для них прямо в храмах высекали специальные углубления. Кстати, судя по многочисленным миниатюрным ямкам, детская смертность тогда была очень высокой.

Для осмотра в Каппадокии открыто множество монастырских комплексов, которые включены в список ЮНЕСКО как особо важные объекты. Здесь интересно с разных точек зрения — с этнографической, исторической, художественной, религиозной. По церквям разного возраста интересно изучать, как развивалась христианская культура, ее живопись. Самые ранние храмы украшены простенькими фресками, более поздние — IX–XII веков — уже целыми полотнами серьезной живописи. Есть церкви, в которых сохранилось до 90 процентов фресок. И это не просто религиозные картины — сердце заметно смягчается в тех стенах.

Хотя на меня, признаться, одно из самых сильных впечатлений произвел обыкновенный "дикий" храм. Гуляя по долине, окруженной острыми конусами скал, мы заметили малюсенькое окошко, вырубленное в стене. Сбоку обнаружили узенький проем, через который едва можно протиснуться в миниатюрное помещение два на полтора метра. Однако внутри все честь по чести — алтарь, а на стене — изображение святого. Никакой реставрации — настоящее! И таких святынь поблизости даже не сотни — тысячи. Но, что интересно, каждая из них производит свое особенное впечатление — святое ж место.

Под землей Каппадокии храмов ничуть не меньше, чем на поверхности, там вырублены целые города! Так, всего полвека назад у деревушки Деринкую был обнаружен подземный город, уходящий вглубь на десятки метров и расположенный на 7 подземных этажах. Мне довелось побывать в 9–этажном подземном городе Каймакли. Его тоннели, галереи раскинулись сетью на много километров. Строили его (в смысле долбили) тысячу лет и жили там одновременно около тысячи христиан.

Честно говоря, входить в подземный город страшновато, однако внутри довольно уютно (особенно когда знаешь, что скоро оттуда выйдешь), проведено освещение. Там и вентиляционные шахты, и колодцы с водой, и помещения для хранения вина и зерна. Коридоры длинные и узкие, передвигаться по ним нужно, что называется, согнувшись в три погибели, и то постоянно цепляешься головой за потолок. Но воздух внутри, несмотря на огромное число туристов, остается свежим, стены не тронуты грибком.

Долбили, однако, камень люди с умом. И не от хорошей жизни — потому на первом этаже, у самой поверхности земли, селили скот, вместо двери — огромный круглый камень в форме колеса, а по центру дыра — отбиваться от супостатов. И таких вот городов в глубине земли, очевидно, скрыто еще немало. Не зря этот регион — духовный центр Анатолии — с древности называли "страной церквей".

С одряхлением Византийской империи земля здешняя перешла в руки турок–сельджуков. Исповедуя ислам, к христианам они относились вполне терпимо, но и турок вскоре оттуда потеснили орды Чингисхана. Но ненадолго — В ХIII веке Османская империя вернула себе анатолийские земли и владела ими до 1918 года, а Каппадокия сделалась тихой культурной провинцией. Как ни странно, настоящие гонения христианам в этих землях пришлось пережить вначале ХХ вроде бы просвещенного века.

Сегодня население Турции на 90 процентов составляют мусульмане, христиане живут в основном в Стамбуле. Поэтому здешние храмы теперь скорее музеи. Хотя молиться, понятно, нигде не возбраняется. Зажженные свечи я видела лишь однажды — в небольшом городке Мустафапаши в храме XVIII века Святых Елены и Константина. Службы там стамбульское священничество проводит дважды в год. К сожалению, эта церковь находится в довольно плачевном состоянии. Она не в скале — это отдельно стоящее здание, и, как пояснил гид, климатические условия делают свое грустное дело.

Хотя, может, причина еще и в том, что активных верующих в тех краях нет, соответственно, не проявляют активности и меценаты. Хотя в общем и целом все нынешнее христианское хозяйство Каппадокии — забота турецкого государства, которое заботится о порядке и финансировании. Что логично: Бог–то, в общем, у нас один…

"Вести Сегодня+" № 22.
bukk
Автор темы
Аватара
Сообщения: 1108
Темы: 1
Зарегистрирован: Чт, 7 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев

Re: Православие в Османской империи

#2 bukk » Чт, 27 мая 2010, 20:01

Изображение
bukk
Автор темы
Аватара
Сообщения: 1108
Темы: 1
Зарегистрирован: Чт, 7 августа 2008
С нами: 15 лет 8 месяцев


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей

Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php