- Здравствуйте. Меня волнует вот какой вопрос. Если человеческая душа вечна, и после физической смерти она будет жить, и после Страшного суда она будет жить... Вечность это же очень много. Чем можно заниматься вечность? Как вообще осознать, что ты будешь жить вечно?
Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"
- Неудивительно, что этот вопрос может волновать человека. Ответ на него определяет очень многое. Если утвердиться в мысли о том, что вечной жизни, жизни после смерти нет, то в этом прямой путь к снятию всех моральных ограничений, потере нравственных принципов, к тому, о чем Федор Михайлович Достоевский говорил: «Если Бога (а значит и вечности.- и. Н.) нет, то можешь делать, что хочешь». Самая земная жизнь представляется тогда чем-то лишенным рационального смысла, цепью страданий без исхода, бегом за радостями, финал которого - гробовая доска. Один человек, достаточно глубоко и «бескомпромиссно» мыслящий, вспоминая свой путь к вере, говорил о том, что в какой-то момент он понял: «Если жизни после смерти нет, то лучше прервать свою настоящую жизнь прямо сейчас - настолько бессмысленной, страшной представляется она тогда».
Вообще для человека, существа, наделенного Богом способностью мыслить, рассуждать, постигать сущность вещей, свойственно искать смысл во всем, тем более - в своем бытии. И самая эта способность приводит его к пониманию того, что осмысленна его жизнь может быть лишь в том случае, если она вечна. Если человек «вслушается» в самого себя, то голос его собственной души скажет ему: «Ты не умрешь»; человек сам, в тайне сердца своего, говорит в слух самому себе вместе с поэтом: «Нет, весь я не умру…».
Об истине вечной жизни свидетельствует все Священное Писание, особенно - Нового Завета, самое христианство в основе вероучения своего имеет именно догмат о вечной жизни, вне этого догмата оно не может быть состоятельно.
Но, конечно, трудно человеку, живущему во времени и пространстве, постигнуть, что такое вечность, объять же это вполне своим умом - невозможно: ум ограничен, вечность - безгранична. Трудно до конца уяснить, чем будет наполнена она. Однако мы знаем, что у человека в будущей жизни может быть два состояния: с Богом или же в удалении от Него. Удаление от Бога - страдание, мука бесплодного раскаяния, то, что мы именуем адом, адской бездной. Бездной в полном смысле этого слова - без дна, - в которую падает человек, следуя и после смерти избранному им при жизни направлению пути: от Бога. И в данном случае именно мука и страдание, не умаляющиеся, не ослабевающие, а непрестанно возрастающие, становятся наполнением вечной… уже не жизни, а смерти. Страшная это участь, и да избавит нас с Вами от нее Премилосердный Господь!
Бытие же с Богом (которое мы чаем улучить в свое неотъемлемое наследие) есть в противоположность тому постоянное приближение к Богу, познание Его, общение и единение с Ним. И как бесконечен Бог, так бесконечно приближение к Нему. Как беспределен Он, так беспредельно познание Его. И потому каждое мгновение общения с Ним - новое; каждое мгновение единения с Ним - мгновение единения всё большего. И поскольку Бог есть Любовь, то можно сказать, что вечная жизнь спасенных - постоянное возрастание в любви, радость и ликование, которые не убывают, не сменяются разочарованием и скорбью, как на земле, а также возрастают - без конца. Может ли это быть… скучно?
Некоторый человек так описывал свое посещение Божественной благодатью. «Я ощутил, как какой-то тонкий, словно солнечный, луч прошел через мое сердце. Это был и свет, и огонь, обжигающий и прохлаждающий в одно и то же время. Словно все естество мое - и душа, и тело, омылись, очистились, обновились, также исполнились этим светом и огнем. Я ощутил невыразимую радость и… изумление. Эта радость наполнила меня - я ощутил, что более я не могу ее вместить... Затем она стала постепенно убывать, оставляя по себе в моем сердце удивительный покой, удивительную, ни с чем несравнимую легкость. Воспоминанием об этом я живу». И это - свидетельство о той радости, которая есть вечность в Боге. Той радости, которую по слову Спасителя, никто и никогда не отнимет от нас, ради которой стоит перенести все самое скорбное, что может только быть в настоящей жизни. Той радости, которой по милости Божией да сподобимся все мы, верующие во Христа и старающиеся служить Ему.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php ... t&q_id=672