Всеобщее воскресение мёртвых

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 DoriNoriOri » Вс, 23 мая 2010, 8:38

Всеобщее воскресение мертвых

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об обожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php ... 8&Itemid=3
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Всеобщее воскресение мёртвых

#2 DoriNoriOri » Вс, 23 мая 2010, 8:52

- Если я правильно понимаю, Церковь отрицает закон реинкарнации. То есть мы все, когда-либо жившие на Земле, должны воскреснуть однократно, в тех же телах, в каких когда-то жили. В разном возрасте: молодые и красивые, уроды и инвалиды, беспомощные младенцы или старые и немощные, здоровые или больные, а может вообще умственно отсталые. То есть при воскрешении в своих телах явное преимущество одних и тягость для других. А если предположить, что младенец может вырасти, а старец окрепнуть, то значит, может и умереть. Что такое краткий миг нашей жизни по сравнению с вечностью? Было бы чудовищно подвергать вечным мукам грешников за один миг. Надо было бы признать, что Бог может создать «бракованные» души, которым отказано в «перевоспитании» и их можно только мучить без права на исправление.



Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

- Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным принципом Христианской Церкви. Священное Писание точно и определенно свидетельствует: «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15, 19-23, 26).

При этом речь идет не только о бессмертии души, а именно о телесном воскресении. Это, однако, вовсе не означает, что человек воскреснет в том же самом физическом теле, которое принадлежало ему в земной жизни. Апостол Павел утверждает: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 40-44).

Душа, в библейском понимании, означает, прежде всего, витальный принцип или витальную субстанцию в простом биологическом значении витальности. Таким образом, душевное тело, по мнению апостола Павла, это то тело, в котором человек проводит свою земную жизнь. Человек воскресает не в этом душевном теле, но в теле духовном, которое, хотя и восходит к душевному, но не совпадает с ним полностью. Духовное или духовно преображенное тело свободно от биологической витальности, которая предполагает старение и смерть; оно нетленно и бессмертно.

Для того, чтобы понять, каким образом духовное тело связано с душевным, необходимо вспомнить, что человек стал смертным в результате грехопадения. Грех отдаляет человека от Творца, Который является Источником Жизни, и потому человек становится смертным. До грехопадения физическое тело человека было потенциально бессмертным. Если бы грехопадение не произошло, развитие образа Божия до максимально возможного богоподобия (что составляет предназначение человека) должно было преобразить это потенциально бессмертное душевное тело в духовное. В нем были бы раскрыты и максимально развиты все возможности человека, все его таланты и душевные силы. Другими словами, духовное тело полностью соответствует Замыслу Божию о человеке, его индивидуальному логосу. На языке философии человек в своем духовном теле может быть назван энтелехией человека, то есть полным осуществлением заложенных в нем возможностей. При этом духовные тела столь же различны, как и физические, потому что о каждом человеке у Бога Свой замысел.

Грехопадение изменяет способ осуществления Промысла Божия. Однако сам Промысл неизменяем. В условиях грехопадения потенциальное бессмертие человека становится действительным не в результате непрерывного усовершенствования, а в результате дискретного изменения, включающего в себя физическую смерть (разделение души и душевного тела) и воскресение (воссоединение души и духовного тела). В богословии этот способ достижения бессмертия, потребовавший боговоплощения и Крестной Смерти Христа, называется спасением.

Духовное тело, которое человек получает в результате спасения, таким образом, ничем не отличается от духовного тела, которым мог бы обладать Адам, если бы он удержался от грехопадения. Как энтелехия индивидуального логоса, оно в интегрированном виде воплощает в себе достоинства любого возраста от младенчества до старости (даже если человек до старости не дожил), свободно от всевозможных физических недостатков, обладает бессмертием и всеми возможными совершенствами.

Человеку в его наличном состоянии трудно уяснить свойства этого духовного тела. На земном языке невозможно выразить сущность небесного. Свое бессилие в этом признает и апостол Павел, говоря о жизни будущего века: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Бог не создает никаких «бракованных» душ, изначально предназначенных к погибели. Священное Писание говорит об этом очень определенно: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Те, кого иногда называют злым словом «уроды», стали такими вовсе не потому, что так их создал Бог, а из-за того, что их предки вели недостойный образ жизни или оттого что здоровые, но безответственные современники безнадежно испортили среду обитания. Эти несчастные люди занимают в Промысле Божьем особое место, помогая здоровым и благополучным приобретать нравственное совершенство, главным образом, через сострадание и милосердие. В свою очередь, инвалиды, как бы ни были они больны, как и абсолютно здоровые люди, открыты для веры и добродетели. Каждый, кто работал или длительное время общался, например, больными синдромом Дауна, знает какими добрыми, отзывчивыми и благодарными являются эти беспомощные, физически некрасивые люди.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php ... t&q_id=709
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей

Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php