"Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 DoriNoriOri » Вт, 16 февраля 2010, 18:07

http://www.bogistina.info/bibl/starci.shtml

- здесь можно скачать книгу св.Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры".

Её оглавление:

КНИГА ПЕРВАЯ
Глава 1. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.
Глава 2. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание.
Глава 3. Доказательство, что Бог есть.
Глава 4. О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть.
Глава 5. Доказательство, что един есть Бог, а не многие.
Глава 6. О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума.
Глава 7. О Духе Святом; доказательство из разума.
Глава 8. О Святой Троице.
Глава 9. О том, что приписывается Богу.
Глава 10. О Божественном соединении и разделении.
Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом.
Глава 12. О том же. Еще о божественных именах подробнее.
Глава 13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте ангела и души и о неописуемом. Свод мыслей о Боге и Отце, и Сыне, и Святом Духе. И о Слове и Духе.
Глава 14. Свойства Божеского естества.

КНИГА ВТОРАЯ
Глава 1. О веке.
Глава 2. О творении.
Глава 3. Об Ангелах.
Глава 4. О дьяволе и демонах.
Глава 5. О видимой твари.
Глава 6. О небе.
Глава 7. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах.
Глава 8. О воздухе и ветрах.
Глава 9. О водах. О морях.
Глава 10. О земле и о том, что из нее.
Глава 11. О рае.
Глава 12. О человеке.
Глава 13. Об удовольствиях.
Глава 14. О неудовольствии.
Глава 15. О страхе.
Глава 16. О гневе.
Глава 17. О воображении.
Глава 18. О чувстве.
Глава 19. О мыслительной способности.
Глава 20. О способности памяти.
Глава 21. О слове внутреннем и внешнем.
Глава 22. О страдании и действии
Глава 23. О деятельности.
Глава 24. О добровольном и невольном.
Глава 25. О том, что в нашей власти, или о свободе.
Глава 26. О бывающем.
Глава 27. О том, в силу чего мы свободны.
Глава 28. О том, что не в нашей власти.
Глава 29. О Промышлении.
Глава 30. О предведении и предопределении.

КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении.
Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении.
Глава 3. О двух естествах (во Христе), против монофизитов.
Глава 4. О взаимном сообщении свойств.
Глава 5. О числе естеств.
Глава 6. О том, что все Божеское естество в одной из ипостасей Божества соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью.
Глава 7. Об одной сложной ипостаси Бога Слова.
Глава 8. Тем, которые допытываются о том, – к непрерывному ли, или разрозненному количеству следует относить естества в Господе?
Глава 9. Ответ на вопрос: нет ли естества (во Христе) без ипостаси?
Глава 10. О Трисвятой песне.
Глава 11. Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т.е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное».
Глава 12. О том, что Святая Дева – Богородица, против несториан.
Глава 13. О свойствах двух естеств.
Глава 14. О (двух) волях и свободных действованиях Господа нашего Иисуса Христа.
Глава 15. О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе.
Глава 16. Против тех, которые говорят: если в человеке – два естества и два действования, то во Христе необходимо предполагать три естества и столько же действований.
Глава 17. О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены.
Глава 18. Еще о том, что в Господе (две) воли и свободы, также (два) ума, ведения и премудрости.
Глава 19. О богомужном действовании.
Глава 20. Об естественных и безупречных страстях.
Глава 21. О неведении и рабстве.
Глава 22. О преуспеянии.
Глава 23. О боязни.
Глава 24. О молитве Господней.
Глава 25. Об усвоении.
Глава 26. О страдании тела Господня и о бесстрастии Его Божества.
Глава 27. О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душек) и телом, и – что сохранялась одна ипостась.
Глава 28. О тленности и нетлении.
Глава 29. О сошествии во ад.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
Глава 1. О том, что было после воскресения.
Глава 2. О седении одесную Отца.
Глава 3. Против тех, которые говорят: если Христос (имеет) два естества, то вы или служите твари, поклоняясь сотворенному естеству, или признаете одно естество достойным поклонения, а другое – недостойным его.
Глава 4. Почему вочеловечился Сын Божий, а не Отец и не Дух? и чего Он достиг Своим вочеловечением?
Глава 5. Тем, которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена?
Глава 6. О том, когда (Господь) был назван Христом?
Глава 7. К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Богородица и два ли естества висели на кресте?
Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?
Глава 9. О вере и крещении.
Глава 10. О вере.
Глава 11. О кресте и еще о вере.
Глава 12. О поклонении на восток.
Глава 13. О святых и пречистых таинствах Господних.
Глава 14. О родословии Господа и о святой Богородице.
Глава 15. О почитании святых и их мощей.
Глава 16. Об иконах.
Глава 17. О Писании.
Глава 18. О речениях, употребляемых о Христе.
Глава 19. О том, что Бог не есть виновник зла.
Глава 20. О том, что не два начала.
Глава 21. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Глава 22. О законе Божием и законе греховном.
Глава 23. Против иудеев, о субботе.
Глава 24. О девстве.
Глава 25. Об обрезании.
Глава 26. Об Антихристе
Глава 27. О воскресении.
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев


Re: "Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

#3 Nesin » Вт, 16 февраля 2010, 18:45

Во время Великого Поста надо почитать.
Nesin
Я новенький...
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Чт, 11 февраля 2010
С нами: 14 лет 2 месяца

Re: "Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

#4 DoriNoriOri » Пн, 1 марта 2010, 16:07

На мой взгляд, красивейшая аналогия единства двух действований во Христе как действия раскаленного меча:

"...Итак, богомужное действование означает то, что, так как Бог соделался мужем, то есть вочеловечился, то и человеческое Его действование было Божественным, то есть обожествленным, и не лишенным участия в Божеском Его действовании. Равным образом и Божеское Его действование не было лишено участия в человеческом Его действований, но каждое из обоих действований созерцалось вместе с другим. Называется же этот образ (речи) περιφρασις, – когда кто одним словом обнимает два какие-нибудь понятия. В самом деле, как в раскаленном мече жжение, сопровождаемое сечением, а равно и сечение, сопровождаемое жжением, мы хотя и называем одним (действованием), – тем не менее утверждаем, что одно действование – сечение, а другое – жжение, и первое принадлежит одному, а второе – другому естеству, а именно: жжение – огню, а сечение – железу; подобно этому, и называя богомужное действование Христа единым, мы разумеем два действования двух Его естеств: одно действие – Божеское, принадлежащее Его Божеству, а другое – человеческое, принадлжащее Его человечеству. "

(из 19-й главы книги)
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: "Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

#5 DoriNoriOri » Сб, 24 апреля 2010, 9:51

Глава III
Доказательство, что Бог есть.

"...Все существа или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то, без сомнения, и изменяемы; ибо чего бытие началось переменою, то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая, или изменяясь по произволу. Если же несотворены, то по самой последовательности умозаключения, конечно, и неизменяемы; ибо чего бытие противоположно, того и образ бытия противоположен, то есть его свойства. Кто же не согласится, что все существа, не только подлежащие нашему чувству, но и ангелы, изменяются, переиначиваются и многообразно преображаются; так, напр., существа мысленные, то есть ангелы, души и духи, по воле своей больше или меньше преуспевав в добре и удаляясь от добра, а прочие существа, изменяясь и по своему рождению, и по исчезновению, и по увеличению и умалению, по изменению свойств и по движению местному? А что изменяется, то, конечно, и сотворено, а что сотворено, то, без сомнения, сотворено кем-нибудь. Творец же должен быть существо несотворенное: ибо если бы и он был сотворен, то, конечно, кем-нибудь, и так далее, пока не дойдем до чего-нибудь несотворенного. Поэтому Творец, будучи несотворен, без сомнения, есть и неизменяем: а кто же это другой, как не Бог? ..."
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: "Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

#6 DoriNoriOri » Ср, 9 июня 2010, 17:59

Глава VIII
В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?

Первородный есть тот, кто родился первым: или единородный, или старший из других братьев. Итак, если бы Сын Божий назывался (только) первородным, а единородным не назывался, то мы могли бы подозревать, что Он есть первородный из тварей, как бы будучи (сам) тварью. А так как Он называется и первородным и единородным, то в отношении к Нему должно сохранить оба эти понятия.

Мы называем Его "перворожденным всея твари", так как и Он от Бога, и тварь от Бога, но только Он один безлетно рожден из сущности Бога и Отца, поэтому справедливо называть Его Сыном Единородным, Перворожденным, но не первосозданным. Ибо тварь не из сущности Отца, но по воле Его приведена из небытия в бытие. "Первородным во многих братиях" (Рим. VIII, 29) он называется потому, что, будучи Единородным и по Матери, ибо Он приобщился подобно нам плоти и крови. Он сделался человеком, а через Него и мы сделались сынами Божиими, будучи усыновлены через крещение. Он Сам по природе – Сын Божий, сделался первородным между нами, ставшими сынами Божиими по усыновлению и благодати и именуемыми братьями Его. Посему Он говорил: "восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему"; не сказал "к Отцу нашему", но к "Отцу Моему", сообразно со (своей) природой, и к Отцу вашему – по благодати. И "Богу моему и Богу вашему", не сказал, "Богу нашему", но "Богу моему", если ты при посредстве тонких соображений отделишь видимое от постигаемого умом, и "Богу нашему", как Творцу и Господу [1].
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: "Точное изложение православной веры" (с)св.Иоанн Дамаскин

#7 Лесник » Вт, 4 октября 2011, 11:33

"О седении одесную Отца.

Говоря, что Христос телесно воссел одесную Бога и Отца, мы Разумеем правую сторону Отца не в смысле пространства. Ибо каким образом Неограниченный может иметь пространственно правую сторону? Правая и левая стороны суть принадлежность того, что ограниченно. Под правой стороной Отца мы разумеем славу и честь, в которой Сын Божий, как Бог и единосущный Отцу, пребывает прежде веков и в которой, воплотившись в последок дней, восседает и телесным образом, по прославлении плоти Его. Ибо Он вместе с плотню Своею чествуется единым поклонением от всей твари."
Лесник
Аватара
Сообщения: 3503
Темы: 301
Зарегистрирован: Сб, 30 января 2010
С нами: 14 лет 2 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php