#2 даВим » Ср, 17 декабря 2008, 1:04
“Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”.
Может показаться самым непонятным из поучений.
И в тексте Библии даже перекрёстных ссылок на него не дано.
Но если понимать, что это название первого этапа восхождения,
то для большей ясности лучше заменить слово “нищие” на “ничтожащие”, т.е. смиряющие.
Первое поучение говорит о смирении души и победе над гордостью,
которая препятствует, тому, чтобы Дух Святой вошёл в сердце человека и учил его по истине.
Такое понимание этого поучения разъясняется многими местами в Евангелиях.
От Матфея. Гл.20
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете,
что князья народов господствуют над ними,
и вельможи властвуют ими;
26 но между вами да не будет так:
а кто хочет между вами быть большим,
да будет вам слугою;
27 и кто хочет между вами быть первым,
да будет вам рабом;
28 так как Сын Человеческий не для того пришел,
чтобы Ему служили,
но чтобы послужить и отдать душу Свою
для искупления многих.
От Матфея. Гл.23
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет,
а кто унижает себя, тот возвысится.
От Луки. Гл.14
10 …когда зван будешь, придя, садись на последнее место,
чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше;
тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет,
а унижающий себя возвысится.
От Луки. Гл.18
10 Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так:
Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди,
грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю,
даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали,
не смел даже поднять глаз на небо;
но, ударяя себя в грудь, говорил:
Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам,
что сей пошел оправданным в дом свой более,
нежели тот:
ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет,
а унижающий себя возвысится.
Из поучений афонского Старца Силуана.
Великое чудо: душа ВДРУГ познаёт своего Создателя и Его любовь.
* * *
Но познаётся Бог только Духом Святым, и тот,
кто в гордости своей хочет познать Творца своим умом, слеп и неразумен.
* * *
О, Христово смирение, как оно сладко и приятно.
Оно только в ангелах и в святых душах обретается,
а мы должны считать себя хуже всех,
и тогда Господь даст и нам познать Христово смирение Духом Святым.
* * *
Люди не ведают силы Христова смирения и потому влекутся к земному…
… А кто познал, тот не оставит этой науки, хотя бы его обогатили всеми царствами мира.
* * *
Господь не хочет, чтобы душа была в унынии и недоумении о своём спасении.
Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся;
а как только смиримся, так конец скорбям,
ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена.
* * *
Таков рай Господень.
Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя.
Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше.
* * *
Кто борется против гордости, тому поможет Господь победить эту страсть.
* * *
Чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого, если и силою посадить в рай,
он и там не найдёт покоя, и будет недоволен, и скажет: “Почему я не на первом месте?”
* * *
Тщеславный или боится бесов, или уподобился им;
но не должно бояться бесов, а тщеславия и гордости надо бояться…
* * *
Душа смиренного, как море;
брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность и
затем утонет в глубине его.
Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.
* * *
Господь наша радость и веселие;
и когда мы с гордостью удаляемся от Господа, то самих себя предаём мучению:
тоска, и уныние, и злые мысли терзают нас.
* * *
Кто стяжал Христова смирения, тот всегда желает укорять себя, и
радуется поношениям, и скорбит, когда его хвалят.
* * *
Нет лучше, как жить в смирении и любви, тогда
в душе будет великий мир и не будет превозношения над братом.
И теперь поняв смысл, можно ещё так выразить понятие нищего духом,
как душевную чистоту, девственность, как неприятие руководства гордых духов,
в терпеливом ожидании пришествия Духа Святого.
Можно также сказать о нищете гордых духов в сравнении с благодатью Божией.