


"17 лет и 10.000 удивительных рисунков - одни эти цифры, взрывчатые в своём соприкосновении... Жизнь Нади оборвалась на взлете – 6 марта 1969, она как обычно, собралась в школу, наклонилась, чтобы застегнуть сапожки и упала, потеряв сознание… Вызвали «скорую помощь», Надю увезли в Первую Градскую больницу.
Спасти её не смогли… Врачи называли чудом то, что девочка дожила до 17 лет с тяжелой врождённой патологий - аневризмой сосудов головного мозга. Дети с таким дефектом (а выявить его при жизни тогда было невозможно) доживают, как правило, лет до 7"
"Она была обыкновенной школьницей, - писал о Наде Лев Кассиль, - пока не брала в руки перо и фломастер, и тогда начинались чудеса…"



...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...
...Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.
(с)
//...Надя его сразу узнала. Он был очень похож на свой портрет в книжке, настоящий сказочный адмирал, только немножко состарившийся. Лицо Льва Кассиля было вытянуто, и сам он был высокий и стройный.
Пожимая руки сотрудникам редакции, Лев Кассиль повернулся вполоборота к девочке и заговорщицки улыбнулся ей. Она ему ответила улыбкой. Надя не знала, что близкие друзья говорили в шутку про Льва Кассиля, «что он, как бритва, не имеет фаса, только один профиль», но именно это она отметила и попыталась представить, как будет выглядеть профиль Арделяра Кейса на монетах выдуманного им государства. Профиль Льва Кассиля не вписывался в круг. Подбородок и лоб выпирали наружу. Надя мысленно изменила контур монеты, сделала её вытянутой, как обруч в руках «Гимнастки с обручем», и монета получилась похожей на древнегреческую драхму - такую они видели с отцом в Эрмитаже
Рисунки были разложены по всему кабинету. Лев Кассиль обежал их один за другим, некоторые подержал в руках.
- Позвольте, - неожиданно сказал он, - а где же уши?
- Какие уши? - удивился кто-то.
- Уши... Неужели никто из вас не заметил, что у её персонажей нет ушей?
Он говорил весело и держал в руках «Гимнастку с обручем» как доказательство своего открытия. Удивившийся сотрудник редакции склонился над рисунками так низко, словно хотел заменить недостающие уши своими собственными. Действительно, ни у мальчиков, ни у девочек, ни у стариков, ни у старух, ни у гимнасток, ни у фигуристов - ни у кого не было ушей. Надя их прятала от зрителя: то под платочком, как у «Маши, которая пашет», то под прической, как у «Гимнастки с обручем», то за дымным облачком, как у «Старика, курящего трубку». Она находила выгодные ракурсы, изобретала сотни уловок, чтобы не показывать уши.
- Надя, - спросил Лев Кассиль, - а где у твоих героев уши?
Он смотрел на нее с удивлением, а вместе с тем и озорно, как будто хотел подзадорить.
Надя тоже посмотрела на свои работы с интересом, словно видела их впервые. Помедлив немного, она сказала:
- Я их не рисую. Они некрасивые, - и пояснила: - Самое некрасивое у человека - это уши.
- Вот те на, а я, можно сказать, гордился своими ушами, - пошутил Лев Кассиль.
И все присутствующие в редакции, не сговариваясь, стали смотреть с некоторым беспокойством друг другу на уши и, когда осознали это, дружно рассмеялись...//
Э.Пашнев"Девочка и олень"
"Это очень важно - быть человеком!"