Многие пророки Ветхого завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».[5]
Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене ( Ис 20, 2–3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на человеческом кале (Иез 4); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос 3).[6] Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к эпатажным действиям для доведения до обывателей воли Божьей на уровне их собственного понимания.
Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете[7]:
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим...(1 Кор 4:10)
Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20)
Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19)
...слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18)
...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21)
...мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23)
...потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25)
Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18)
Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?...
Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых.
В католицизме юродство не прижилось, хотя и там были Франциск Ассизский и Бенедикт Джозеф Лабре. ...