Триадология

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 Форумчанин » Чт, 20 декабря 2007, 22:22

Раньше не понимал самого главного- чего такое Троица, вот добрые люди подсказали, решил разместить, может кому интересно!!!! :wub:
Заранее прошу прощения за объем. А что делать... :wub:

Принцип построения отношений к Богу. Основные исторически сложившиеся типы.

Бог – есть бытие абсолютное и полнота бытия. Это означает, что в Нем реально содержатся все формы существования: разум (как всеведение), чувство (как любовь), телесность (как всемогущество и сила) и т.д. Исходя из этого, выстраиваются и основные принципы отношения к Абсолюту: каждая цивилизация отражала в своем мировоззрении и своей культуре различные аспекты Божественного бытия, либо Бога во всей его полноте.
Можно выделить три исторически сложившихся типа мировоззрения, различным образом относящихся к Абсолюту:
1. Авторитарный – Бог признается абсолютным авторитетом, началом всего существующего. Жизнь человека, как существа несамодостаточного, должна стать здесь устремлением к Богу (Древний Восток, античность, Средневековье).
2. Либеральный – отвергается абсолютность Бога таким образом, что Его бытие уменьшается до размеров абстрактной идеи или смысла. Человек же чувствует себя свободным по отношению к Богу («Если бы Бога не было, его следовало бы придумать», Вольтер), следовательно, жизнь человека – не служение Богу, а гордыня самоутверждения. Ценным становится постижение не Божественной реальности, а тварной, что ведет к развитию науки и производства (Возрождение, Просвещение).
3. Атеистический – Бог отвергается даже в качестве абстрактной идеи. Происходит абсолютизация тварного – социума, производства, питания, размножения, здорового тела. Мир произошел сам из себя эволюционным путем.
Православие относится к авторитарному типу, в котором, в свою очередь, также можно выделить внутреннюю структуру:
• Древневосточные религии – определяют Бога как нечто бессознательное, темную бездну, из которой происходит весь мир и в которой он должен раствориться. Сам мир есть призрак, сон или фантазия этой бездны. Человек, следовательно, должен оставить всякую деятельность, впасть в состояние бессознательного и слиться с Богом (достичь нирваны). В данных религиях Бог выражен в соответствующих образах материально-текучей реальности: огня, воды, света, тьмы, небесных светил, камня, пирамиды, лабиринта и т.д. Древний Восток фиксирует в Боге его чисто природную, телесную, бессознательную сторону. Бог является принципом существования вещного бытия (т.е. все бытие, сводится, в конечном итоге, к вещи).
• Античные религии – определяют Бога как идеальные, разумные, гармоничные законы природы (т.е. фиксируют Бога также лишь на природном уровне). Бог является уже в качестве живого, разумного, красивого тела, поэтому основная характеристика античности – скульптурность и телесность (в отличие от Др. Востока, который архитектурен). Но, хотя античное тело и разумно, оно безлично (весь космос – вечное тело Бога) и управляется «слепой судьбой», фатумом. Человек должен достичь гармонии с природой и созерцать ее идеальные законы (т.е. Бога).
Эти два типа являются пантеистическими. Пантеизм (от греч. «все бог») – форма религии, где мир является частью Бога; мир совечен Богу.
• Иудео-христианская религия – является специфичной в авторитарном типе, она фиксирует Божественное бытие не на уровне природы, а уже на уровне личности. Здесь мир окончательно отделяется от Бога и считается Его творением, а не частью или состоянием. Бог наделяется абсолютной полнотой бытия и вечностью, мир же тварен и конечен, поэтому христианство – не пантеизм, а креационизм (учение о тварном происхождении мира).

Троичность Абсолюта и переход к христианской триадологии.

Троичность есть великая тайна внутрибожественной жизни. При внимательном рассмотрении основных религий древности можно обнаружить в них след троичного строения божества. В этом нет ничего удивительного: интуиция триады заложена в самой природе человека.
Эта общность взгляда объясняется, во-первых, тем, что все произошло от единой Истины, и в смутных ощущениях религиозного опыта человек припоминает Ее. Во-вторых, в суждении о троичности есть чисто разумное требование: каждая религия определяет Бога как абсолютное начало, а если Бог абсолютен, значит, он превосходит все, и даже само бытие. И поэтому сверхбытийность есть первый момент в Боге. Но оставить Бога в этом состоянии – значить отвергнуть Его существование, поэтому необходимо говорить о бытии Бога, т.е. о некоем образе, в котором тот, первый, момент выражается и существует. Это момент второй – Его бытие и определение. Но само бытие возможно всегда в чем-то или на фоне чего-то, потому что «существовать» – значит быть самим собой и не смешиваться ни с чем иным, т.е. от иного отличаться. Но так как Бог абсолютен – кроме Него нет никакого иного, следовательно, для сохранения полноты Его бытия Ему необходимо всецело перейти в это иное и, не найдя там ничего, кроме себя, обрести себя окончательно осуществившимся. Поэтому третьим необходимым и завершающим моментом является выход Абсолюта в иное. Очень важно усвоить этот момент.
Эта абстрактная схема лежит в основе любого развитого учения о Боге. Интереснее всего рассмотреть, как она наполняется особым содержанием в различных религиях.
Так, например, в древнеиндийских «Упанишадах» повествуется о том, что источником всего сущего является верховное божество – ансара («неуничтожимый»). Оно выше всякого определения и описания (первый момент схемы). В вечности он проявляет себя в чужом облике, называемом Брахман (второй момент). Он является творцом и прародителем видимого мира. Далее, Брахман прельщается Майей («иллюзией», иное), вследствие чего он погружается в тяжелый сон и самозабвение (переход в иное). Это и становится началом «творения» мира. Потом Брахма медленно просыпается в растениях, животных и человеке, приходя все больше в сознание. Когда же он окончательно пробуждается, мир исчезает. Но Брахман затем вновь прельщается Майей, и этот круговорот продолжается бесконечно. Таким образом, мы видим, что в индуизме мир вписан во внутреннюю жизнь самого божества и является как бы третьей его ипостасью, поэтому древнеиндийская религия является пантеизмом.
Другой формой пантеизма является античная Греция уже со своей специфической триадологией, в которой началом всего является сверхсущее Единое, не имеющее никакого определения и имени (первый момент). Далее, Единое выходит из своей абсолютности и изливается в Мировой Ум (множество богов-духов), в котором оно определяет и сознает себя (второй момент). Затем Единое приводит Ум в движение, Ум становится более материальным и превращается в Мировую Душу (множество душ), в которой ощущает себя. Единое, осознавая себя в Уме как Истину, и ощущая себя в Душе как Красоту, порождает (т.е. еще более материализуется) свое гармоничное тело – тварный Космос. Здесь мы видим, что к первым трем моментам прибавляется четвертый (мир), который воплощает их в себе. Пантеистические мотивы в греческой религии очевидны: мир – осуществившийся Бог.
Как ни удивительно, но троичную структуру Абсолюта можно выявить даже в ветхозаветном иудаизме, который известен своим крайне монотеистическим (единобожие) видением Бога. Яхве есть единый высший Бог, который является творцом и правителем мира. Но в самом Яхве иудаизм выделяет два аспекта, которыми Он обращен к миру – это есть как бы две Его руки. Первый – «Слово уст Его», в котором Он выражает свою волю, второй – это «Дух Его», т.е. некая таинственная сила, которой Он действует в мире. Эти два момента являются лишь атрибутами или свойствами Единого Яхве, которыми Он связан с миром, ведь мир в иудаизме является не частью Бога, а лишь Его творением. Таким образом, иудейская триадология является как бы преддверием христианского Откровения Святой Троицы. В Новом Завете Бог раскрывает Себя во всей своей полноте, и те два момента, которые смутно прозревал иудаизм, в христианстве становятся самостоятельными Личностями, или Ипостасями в Боге. Христианство есть религия «во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа», где триада осуществляется в полноте вне всякой связи с тварью.

Содержание Троичного догмата.
Иудео-христианская религия, в отличие от религий Древнего Востока (интуиция вещи) и античности (интуиция тела), является интуицией Бога как Абсолютной Личности. Иудаизм лишь ожидает, пророчествует, смутно прозревает эту Личность, готовится воплотить Ее в себе. Христианство же полноценно Ее воспринимает, непосредственно знает Ее, созерцает Единого Бога как Отца, Сына и Св. Духа.
Веками сложившаяся культура православного святоотеческого богомыслия учит нас о Боге, как о Единой сверхсущественной Причине всего сущего, которая выше всякой мысли, определения, имени, которую невозможно никак помыслить. Поэтому по отношению к Ней мысль требует постоянного отрицания: не-Истина, не-Благо, не-Божество, не-Отцовство, не-Сыновство, не-единство, не-множество, не-начало, но чистое сверх- и вне- всего. Это есть непознаваемая глубина, беспредельная бездна Абсолютной Личности, мрак для мысли, тайна Божественного бытия. Ведь всякая личность в глубине своей является тайной, а тем более Абсолютная. Описание этой Бездны в святоотеческой традиции обычно именуется апофатическим богословием (т.е. отрицательным; отрицающим всякое определение Божественной беспредельности, всякое различение в Божественной простоте). Эту Причину св. отцы называли Сверхсущественной Божией Сущностью. Термин «сущность» понимали как внутреннее, глубинное содержание чего-либо. «Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она не стоит, не движется, не пребывает в покое; Она не Единое и не единство, не Божественность или Благость; Она не есть Дух в известном нам смысле, не Сыновство, не Отцовство, ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; к Ней совершенно неприменимы ни утверждения, ни отрицания; выше всякого утверждения совершенная и Единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной» (Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии).
Апофатизм присутствовал и в античном язычестве, но там он рассматривался как философский принцип совершенной объединенности бытия и различия. Поэтому античное описание этой апофатической первопричины гораздо холоднее и абстрактнее, чем в патристике (трудах св. отцов). У христианских богословов мы находим удивительно благоговейное, упоительное, теплое и интимное, т.е. личностное восхищение этой апофатической Бездной. У св. отцов Она, безусловно, есть Личность, а не безликий принцип единства.
Из глубин этого мистического Мрака исходит как бы излучение света – Божественные энергии, которые озаряют этот Мрак и вводят в Него принцип различенности, т.е. делают возможным катафатическое – положительное, разумное богословие. В свете этих исхождений, или энергий, мы созерцаем Божественную сущность как три Лика или Ипостаси: Отца, рождающего Сына и изводящего Св. Духа (как Святую Троицу). Внутренняя жизнь Троицы, или сущность Ее совершенно недостижима и непознаваема, осознается же она только через энергийные выражения. Таким образом, энергия – это есть принцип различенности или выхода внутреннего содержания сущности вовне. Ипостась – выраженная через энергии в конкретном образе или Лике сама Сущность, ипостась есть образ бытия сущности, в то время как сама сущность выше всякого образа, поэтому она апофатична. Катафатическое богословие «научает душу познавать Единого Бога, единую Сущность и три Ипостаси; триипостасную Единицу сущности и единосущную Троицу Ипостасей; Единицу в Троице и Троицу в Единице. Она, будучи и Единицей, и Троицей, не является составной, но обладает неслиянным единением, а разделением – нераздельным и неделимым. Единица – по причине сущности, Троица – по причине своего образа существования. Ибо Святая Троица Ипостасей есть неслиянная Единица по сущности и по своему простому логосу (смыслу), а Святая Единица есть Троица по Ипостасям и по образу существования» (Максим Исповедник. Мистагогия). Таким образом, Бог есть единая Личность, как Сущность-Единица, и три Личности, что дано в трех Ипостасях, или Бог – это Триединая Личность.
Поскольку каждая из трех Ипостасей в равной степени проявляет Единого Бога, мы каждую из трех Ипостасей называем Богом, и при этом не впадаем в троебожие. То, что три Ипостаси являются Единым Богом выражено в святоотеческом учении о «единосущии», согласно которому Отец, Сын и Дух являются одной Сущностью, то есть одной Личностью. «Единое Божество есть Трех Бесконечных бесконечная соестественность, где и Каждый, умосозерцаемый по Себе есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в Каждом личного свойства, и Три умопредставляемые вместе, – также Бог; первое (то есть, что Каждый есть Бог) по причине единосущия, последнее (что Все Три есть Единый Бог) по причине единоначалия. Не успею помыслить об Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю это целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора» (свт. Григорий Богослов. Слово на Святое Крещение).

Логическая основа Троичного догмата. :wub:

В данном приложении мы раскрываем чисто смысловую сторону христианской триадологии, для того чтобы показать, что учение о Троице – это требование самой строгой логики.
Все существует, следовательно имеет начало своего существования, это начало есть нечто Единое. Единое не есть многое, а то, что не множественно не имеет частей ни начала, ни средины, ни конца; оно так же и не целое, ибо целое – то, что не имеет недостатка ни в одной части. А так как начало и конец суть предел и граница вещи, то Единое неограниченно и беспредельно. Может ли Единое быть неизменно покоящимся? Нет, ибо покой возможен лишь в строго очерченной границе, Единое же не имеет границы. Но оно и недвижимо, т.к. движение предполагает переход в иное через границу, которой у Единого нет. Единое не отлично от себя, ибо отличаясь от Единого, оно будет многим, а это невозможно. Далее, оно и не тождественно себе, ибо тождество предполагает внеположенные друг другу тождественные моменты, а находясь в ином, Единое было бы многим. Таким образом, Единое отрицает все категории бытия: покой, движение, тождество и различие, значит, оно не причастно бытию, оно не существует и не является Единым. Мысль о Едином требует, чтобы оно не мыслилось. О нем мы даже и не можем сказать, что оно существует, что оно Единое. При рассмотрении Единого как именно Единого, мысль погружается в абсолютный мрак, поэтому апофатика естественно вытекает из учения о Едином. Апофатизм – требование самой строгой логики.
При всей апофатичности, Единое должно существовать, ибо если не будет Его, то не будет ничего. Говоря, что Единое существует, мы привносим в Него первичную определенность, именуя Его началом Сущего. Но ведь само по себе Единое не является даже началом. Здесь перед нами встает строгая антиномия: для того, чтобы Единое оставалось беспредельным апофатическим мраком, оно должно полагать свой собственный предел, и для того, чтобы Единое существовало, оно должно быть чем-то неопределенным, не существовать – разум требует одновременного отрицания и полагания. Таким образом, мы должны различать Единое само по себе (когда оно не является даже Единым) и как основу, начало Сущего (здесь оно является причиной своего собственного единства и бытия). Все последующее бытие будет проявлением этого Единого.
Существование предполагает отличие от всего иного. Предмет начинает воистину существовать лишь тогда, когда он явно отличается от иного. Если этого нет, предмет размыт в своих границах, неопределен и неохватываем. В Сущем Единое полагает свою строго очерченную смысловую границу, которая впервые оформляет беспредельное Единое, Сущее – это неподвижный и покоящийся смысл Единого. Внутри очерченной границы мы обретаем покой Единого, вне ее мы обретаем противоположность покоя – непрестанное движение. Но что же это движется? Поскольку кроме Единого нет ничего, значит, оно само движется вокруг себя покоящегося. Следовательно, порождая свое Сущее, Единое одновременно исходит из себя в свое Становление. Оно покоится в себе и движется в ином, но покой и движение присущи Ему в равной степени и, значит, Оно движется в Себе и покоится в ином, Оно тождественно Себе как покоящемуся, и различно с собой как движущимся, и при этом Оно тождественно Себе как движущемуся и отлично от Себя как покоящегося. Если Единое есть, то ему присущи все категории бытия: покой, движение, тождество и различие; Оно есть подвижный покой самотождественного различия. Таким образом, когда мы рассматривали Единое само по себе, наша мысль погрузилась в абсолютный мрак, Единое не имело ни покоя, ни движения, даже не было собственно Единым, когда же мы рассмотрели его как нечто существующее, то образ Его бытия мы обрели как триаду Одного, Сущего, Становления. Если Единое не пребывает в вечном Становлении, то Оно и не полагает своего бытия (Сущее), не существует и не является Единым. Эта триада есть первичный целостный лик осмысленного Единого, поэтому они есть не энергии Единого, а Его ипостаси, это само Единое в своем бытии, и проявлении.
Как мы уже говорили, существование предполагает отличенность от иного, поэтому бытие триады предполагает рассмотрение ее как чего-то Одного в отличии от иного. Но это отличие уже не первичного беспредельного Единого, а троично выраженного, поэтому иное здесь будет не осмысливать Единое, а лишь подтверждать Его троичный смысл, оно будет Его осуществлением, или, в противоположность Становлению, Ставшим. Ставшее – это самый факт и реализация Единого, отличаясь от смысловой триады, оно является материей, абсолютно воплощающей на себе троически выраженную идею Единого. Триада завершена в себе и требует лишь категорию подтверждающую ее. Если триада Единого не будет полагать свое иное – Ставшее, то не будет ни триады, ни Самого Единого. Всякое тело (ставшее) есть носитель определенного смысла, и всякий смысл реально существует лишь в своем телесном воплощении. Четвертое начало не единосущно первым трем, оно – иное к ним. Три начала есть нечто одно, четвертое – иное. Выше уже проводилась диалектика одного и иного, но имелось в виду отношение беспредельного Единого к отвлеченно взятому иному, теперь же триадическое Единое мы относим к конкретно наполненному иному, где царствует триада целиком и только она одна. Триада тождественна четвертому началу и различна с ним, т.е. тождественна и различна с собою, в нем она находит свое телесное воплощение и осуществление. Триада превращается в тетрактиду в порядке диалектической антитетики, и становится уже завершенной.
Триада обретает полноту в тетрактиде, и уже не требует никакого перехода в иное, а только отличия от этого иного, ее окружающего. Это иное, не внутритетрактидное иное, которое было необходимостью осмысления и осуществления Единого, а абсолютное небытие. Оно не есть некий самостоятельный предмет, ибо кроме Единого ведь нет никакого другого Единого (в случае его наличия наше первичное Единое, не было бы уже абсолютно Единым и не было бы началом), но лишь иное по отношению к полноте и бытию тетрактиды – небытие. Переход в иное на первых ступенях осмысления и осуществления Единого был необходимостью, теперь же, когда Единое стало фактом, переход в это иное будет не увеличением, а уменьшением реальности Единого, он будет полаганием уже иных фактов, в которых полнота Единого не нуждается, но которые могут возникнуть по воле Единого. Единое оформилось, стало фактом и не нуждается в переходе в это абсолютное небытие, на фоне которого оно является цельной тетрактидой. Но необходим тот простой момент, который бы в своей единичности отличал целостную тетрактиду от абсолютной тьмы, не переводя ее в эту тьму. Необходим такой переход в иное, который абсолютно просвечивал бы это иное внутренним смыслом тетрактиды, и не находил бы в этом ином никакого самостоятельного смысла и бытия, кроме тетрактидного. Этот акт – вынесение внутреннего смысла тетрактиды в иное, когда она рассматривает себя с точки зрения иного факта, она нарекает себе Имя. Имя показывает для самой тетрактиды и для всего возможного иного, внутреннее содержание тетрактиды, оно выражает полноту самоосознания Единого. Тетрактида пребывает в себе и в ином, она показывает, что кроме нее нет и не может быть ничего абсолютно самостоятельно иного, непричастного к ней. Но в ином она пребывает не как иная тетрактида, а как энергия – чисто смысловой переход в иное, созерцание всех возможных воплощений тетрактидного Смысла, это залог возникновения инобытия и общения этого иного с тетрактидой. Что выражает Имя? Конечно же, Триаду. Здесь мы получаем пятую категорию, абсолютно завершающую тетрактиду – Выражение или Энергийный Символ. Это понимание вещью самой себя и ее – всем иным, это чистое бытие-для-иного.
Таким образом, если все существует, то имеет Начало своего бытия и если это Начало есть, то оно должно выглядеть, в своей логической основе, примерно так, как мы Его изобразили выше. Сама логика требует учения о Троице самосущей, и выражающей Себя в Своем Имени.
Форумчанин
Автор темы
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 17 лет 11 месяцев
О себе: единобожник

#2 tigrizia » Пт, 21 декабря 2007, 13:45

это вы сами писали или кое-что из книг умных выписывали? :?
tigrizia
Сообщения: 9348
Темы: 79
Зарегистрирован: Вт, 6 декабря 2005
С нами: 18 лет 3 месяца

#3 medved123 » Пт, 21 декабря 2007, 15:23

Форумчанин писал(а):мы созерцаем Божественную сущность как три Лика или Ипостаси: Отца, рождающего Сына и изводящего Св. Духа (как Святую Троицу).

А вот у меня проблема, никогда еще не созерцал в разных ипостасях. Все как-то в единой и неразличимой. :sad:
Может поэтому я не въезжаю?
medved123
Аватара
Откуда: Эстония
Сообщения: 339
Темы: 5
Зарегистрирован: Пн, 5 февраля 2007
С нами: 17 лет 1 месяц

#4 Василий Декармированный » Пт, 21 декабря 2007, 20:57

tigrizia писал(а):это вы сами писали или кое-что из книг умных выписывали? :?


из умной книги, конечно. Из качественной религиозной литературы.
Но для читателей Лазарева это слишком сложный уровень. Тут одно только слово "догмат" отпугнет их на 3 метра от монитора :)
Василий Декармированный
Аватара
Откуда: Kyiv
Сообщения: 5862
Темы: 70
Зарегистрирован: Вт, 11 января 2005
С нами: 19 лет 2 месяца

#5 Форумчанин » Пт, 21 декабря 2007, 21:42

Василий Декармированный писал(а):tigrizia писал(а):
это вы сами писали или кое-что из книг умных выписывали?


из умной книги, конечно. Из качественной религиозной литературы.

Точно! :lol:

Василий Декармированный писал(а):Тут одно только слово "догмат" отпугнет их на 3 метра от монитора

Не факт! :lol: Догмат догмату рознь. Если посмотреть в корни, мы изучаем старые уроки.

Все, что существует, обязательно имеет какой-либо смысл, а значит, и в религиозном опыте есть свое, чисто смысловое содержание, которое выражается в догмате. Догматы – это скрепы, которыми религиозный опыт зафиксирован в сознании человека. Догмат – это неизменная вероучительная истина, которая требует только одного единственного понимания и толкования, и отвергает всякие иные интерпретации. Только понимая догмы, человек может стать полноценным христианином, т.е. обрести церковное догматическое сознание, и, живя им, спасаться.

В православном учении можно выделить 5 основных догматических аспектов:
1. Триадология – учение о Боге-Троице;
2. Космология – учение о творении мира и человека;
3. Христология – учение о Христе как о Богочеловеке;
4. Экклесиология – учение о Церкви как о богочеловечестве;
5. Эсхатология – учение о конечной судьбе мира.

medved123 писал(а):А вот у меня проблема, никогда еще не созерцал в разных ипостасях. Все как-то в единой и неразличимой.
Может поэтому я не въезжаю?


Как всегда , Одно другому не мешает. :lol:
Мы с Вами имеем огромное наследие православной христианской мысли, а почему бы его не изучить???

Обоснованием учения о Троице является само Новозаветное откровение: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7). О предвечном рождении и божественности Сына: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11). О Святом Духе: «Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Св. апостолы мыслили Отца, Сына и Духа равнобожественными. И исповедовали их Единым Богом. Объяснение того, каким образом Бог един и Троичен осуществлялось христианскими мыслителями на протяжении всей истории Церкви в спорах с язычниками и еретиками, что породило целую школу православного богословия и философии, т.е. православного образа мысли.

Совершенно ясно, что Отец является началом бытия Божия, но не является апофатической Сущностью, т.к. Она не есть даже начало. Три Ипостаси равны, так как все находятся в одинаковом отношении к единой Сущности. Не только Ипостась Отца непознаваема, но все три совершенно апофатичны, и через энергии выявляют свое различение в Триедином Имени (Отец, Сын и Св. Дух). Поскольку вторая и третья происходят из первой, нельзя мыслить, что они ниже нее, так как все три находятся как бы на одном уровне и, если убрать какую либо из ипостасей, или принизить ее значение – рушится весь уровень. Без Сына и Духа Отец сольется с апофатической Бездной, которая не является ничьим началом (и о Боге невозможно будет ни что-либо знать, ни общаться с Ним), а Отец познается именно как начало. Так как начало требует того, чьим началом оно является, то необходимо всегда рядом с Отцом мыслить и Сына, и Св. Духа. Как учил свт. Григорий Богослов: «Поэтому Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас – Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец – родитель и изводитель, Сын – рожденное, Дух – изведенное» (Слово о богословии третье).
Итак, Отец есть нечто неопределимое, но что является началом своего собственного определения и осмысления. Сын, или Логос – и есть определение, различение и смысл Отца («В начале было Слово, и Слово было у Бога…» Ин. 1.1). Отец познается в Сыне («Видевший Меня, видел Отца» Ин. 14.9). Дух Святой – выявленная, исходящая жизнь Отца, то есть не только смысловое, неподвижное (в Сыне), но и реальное, жизненное, движущееся пребывание Отца в ином (в Святом Духе). Таким образом, Сын есть выраженный смысл Отца, а Дух – жизнь Отца. Дух (греч. «пневма») обозначает в античности дыхание или стихию жизни и движения. Естественно, что в Боге жизнь может быть только святой. Мы осознаем, что жизнь и смысл жизни в чем-то едины и нераздельны, но мы и различаем их: смысл есть нечто очерченное, неподвижное, явленное в неизменном образе, жизнь же, наоборот, подвижна, текуча, стихийна. Жизнь всегда оформляется смыслом, смысл – оживотворяется жизнью. Таким образом, Единая Божественная Сущность, апофатический Мрак, являет Себя в ипостаси Отца как первоначало, в ипостаси Сына как покоящийся смысл, в ипостаси Духа как жизненное движение.
По мнению прп. Максима Исповедника троичность Бога есть необходимое логическое требование: «Святые нераздельно разделили ипостась всего на 1)сущность, 2)различие и 3)движение, и находчивым разумом искусно уразумев, что причина разнообразно созерцается в следствиях, благочестиво поняли ее как 1)бытие, 2)мудрое бытие и 3)живое бытие. И отсюда научились они богосоделывающему и спасительному учению об Отце и Сыне, и Святом Духе, так что учили не просто о Причине всего, но и о (троичном) образе Ее существования» (Амбигвы к Иоанну).

Но безначальное Начало, Смысл и Жизнь – еще не окончательная характеристика ипостасей, ведь каждой из них присуща безначальность в силу равного отношения к апофатической сущности, выражением которой является в равной мере каждая ипостась. Им так же присущи смысл (сознание) и жизнь (ощущение). В трех ипостасях выражает и осознает себя единая сущность, но и каждая ипостась должна осознавать себя как нечто самостоятельное. Осознавать себя значит отличать себя от своего собственного содержания, и при этом обретать себя не иначе как только в этом содержании. Поэтому три ипостаси должны осознавать себя, полагая свое содержание. Первоначало, обретает себя в своем содержании как Отец рождающий и изводящий, вторая ипостась мыслит свое содержание как рождающийся Сын, и третья ипостась осознает себя как исходящий Дух. Но поскольку три являются единым Богом, то и содержание у них едино, различно же отношение к этому содержанию. Ипостаси, как отождествляются со своим содержанием, так и отличаются от него, ибо это содержание есть их общая природа. Без этой природы, которая является иным по отношению к ипостасям, они не могли бы существовать, не имея никакого содержания и реальности. Поэтому необходимо различать в Троице не только Сверхсущую Сущность, Ипостаси, но и природу (греч. «фюзис»), в которой содержатся общие качества трех ипостасей и в которой каждый из трех осуществляется по-своему. Эту природу можно понимать как Тело Бога-Триипостасной Единицы. И только в свете единого Тела Троицы мы можем говорить уже не просто о Начале, но о Рождающем Отце, не просто о Смысле, а о Рожденном Сыне, не просто о Жизни, но об исходящем Духе. Не полагая в Боге Его собственную природу или Тело, мы впадаем в пантеизм, в котором мир является природой Бога, един с Ним. Св. отцы всегда учили о двух природах, Божественной и тварной. Более того, только при наличии единого Тела мы можем говорить не о трех аспектах Единого, но о трех самостоятельных Личностях, т.к. воплощаясь в едином Теле, каждый из Них по-своему обладает им. Божественная Природа окутывает триединство со всех сторон и является умным храмом Пресвятой Троицы и престолом величия Ее. Природа понимается как принцип, воплощающий на себе Триаду Ипостасей, как сфера где они безраздельно царствуют, и в этом качестве она есть Царствие Небесное, Церковь – святая плоть Божества. Поэтому богослужебные тексты прославляют единое и нетварное «Царство» Отца, Сына и Святого Духа, – природу Божества.

Окончательное свое определение личность получает в имени. Поэтому Абсолют, как Триединая Личность, носит свое неизменное Имя, которым Он отличает Себя от всего иного, и через которое Он общается со всем иным. Ведь первоначально прикоснуться к личности возможно лишь назвав ее имя. Более того, произнося имя, мы затрагиваем что-то внутреннее и интимное в личности, поэтому имя есть сущность, изливающаяся вовне (а ипостась – сущность пребывающая в-себе). По учению св. отцов, божественные имена являются нетварными энергиями божественной Сущности, в которых Сущность являет Себя Самой Себе и для всего иного и через которые только и возможно общение с непознаваемым Богом. Спасение для твари заключается в познании Бога, богопознание же возможно только через призывание Имени Божьего, молитву.

У Бога есть предвечное Царство (Тело) и Имя (Энергия), в которых Он раскрывает Себя и обретает Свою полноту еще до всякого творения. Теперь становятся понятными слова молитвы: «Да святится Имя Твое, да придет Царствие Твое» – как желание приблизиться к Божественному Смыслу (Имени) и Божественной Реальности (Природе).
Форумчанин
Автор темы
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 17 лет 11 месяцев
О себе: единобожник

#6 Бедный котик » Пт, 21 декабря 2007, 22:23

Набор вумных почти бессвязных слов.
Не более.
Бедный котик

#7 medved123 » Пт, 21 декабря 2007, 23:38

Бедный котик
Да нет, уже лучше, чем первый пост. Растет человек!
Форумчанин писал(а):Только понимая догмы, человек может стать полноценным христианином,

Че-то я опять не въезжаю: всегда считал, что догму надо принять, а если ее можно понять, то это не есть догма. Ибо на то она и догма, что пониманию недоступна.
medved123
Аватара
Откуда: Эстония
Сообщения: 339
Темы: 5
Зарегистрирован: Пн, 5 февраля 2007
С нами: 17 лет 1 месяц

#8 Форумчанин » Сб, 22 декабря 2007, 13:40

Бедный котик писал(а):Набор вумных почти бессвязных слов.
Не более.

"Во мраке моей жизни не осталось страха перед ночной тьмой. Если я не знаю рассвета, как мне понять, что такое ночь?"
Мирзаб Галиб.

medved123 писал(а):Че-то я опять не въезжаю: всегда считал, что догму надо принять, а если ее можно понять, то это не есть догма. Ибо на то она и догма, что пониманию недоступна.


Принять и понять, как верить и знать
Кто верит и знает
на войне не бывает! :wub:

Верующий, если он на самом деле верит, должен представлять себе (а значит, знать) предмет своей веры. Верующий каждой религии отличает своего Бога от всех иных, а различение совершается ничем иным, как разумом. Таким образом, вера требует знания, а знание – веры в реальность познаваемого. «Веры не может быть без знания, равно как и знания без веры» (Климент Александрийский. Строматы).
Форумчанин
Автор темы
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 17 лет 11 месяцев
О себе: единобожник


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей

Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php