Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани
и законно, и похвалы достойно.
/Св. Афанасий Великий/
Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство.
/Св. Василий Великий/
Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.
/1Ин. 3:15/
Великая Отечественная война. Вот, советский воин с оружием в руках ждет команду отразить танковую атаку врага. Оставим абстракции… У этого солдата здесь и сейчас только два варианта: защищать, убивая, либо бросить оружие и позволить убивать тех, кто доверил ему свою защиту. Если предположить, что и то, и другое есть грех, только первое есть грех меньший, возникает совершенно новое понимание греха: человек может грешить не потому, что желает греха, и не потому, что уже от пагубной жизни своей потерял волю не грешить, но грешен по ситуации. Грешен без возможности выбора между грехом и праведностью. Так католики считают все человечество виновным в падении Адама, но православие не называет первородный грех нашим личным грехом, но повреждением, болезнью, переданной по наследству. Или же: иудеи, не работавшие в субботу, поступали благочестиво, ибо верили в чистоту предания. Но вот пришел Христос и нарушил субботу, исцелив болящего. Можем ли мы сказать, что Христос преподал пример того, как из двух грехов, один из которых исполнить субботу, но не помочь ближнему, а второй – помочь ближнему, но нарушить субботу, выбирать меньший? Нет, не меньший грех предлагает нам выбрать, но чистое сотворить.
................................................
Что же служит здесь критерием? Все то же внутреннее отношение к тому, что мы делаем и для чего. Солдат-освободитель, убивающий агрессора, если убивает не ради убийства как такового, не по ненависти к брату своему, но по ненависти ко злу, несущему братом, уже не убивает. Лишение жизни здесь не является целью самой в себе, но только средством избавления от зла еще большего, чем само лишение жизни. Злоба же, возмущаемая в солдате во время умерщвления брата есть грех, но порожден этот грех не лишением жизни как таковым, а немощью человека.
http://artmiro.ru/blog/grekh_li_voevat/2009-10-30-23