Ученик. Мне показалось, что ты отвечал неохотно на вопрос мой о сердечном месте, и, отослав меня к предисловиям схимонаха Василия, этим уклонился от изложения твоих собственных понятий и взглядов. Умоляю тебя, для пользы моей и других, выскажись откровенно на вопрос мой.
Старец. Вопрос твой навёл скорбь на моё сердце. Этот вопрос делали многие, - и был он часто выражением, которым выражалось состояние душевного повреждения. С трудом исправляется душевное повреждение, произведённое неправильным упражнением в духовных подвигах, - по большей части остаётся неисправимым. Остаётся оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или же по причине оконченности повреждения. Яд лжи - страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением. Зодчие (1) воздушных замков, видя здание своё возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени. (2) Камень - Христос. Христос предстоит взорам ума нашего в Евангелии: предстоит Он взорам ума поведением Своим; Предстоит взорам ума учением Своим; предстоит взорам ума смирением Своим, по причине которого Он "
послушлив был до смерти, смерти же крестныя". (3) Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в неё, кто в противность влечению сердца нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями. Напротив того, прелесть насаждена в каждого из нас падением: "по этому состоянию самообольщения, составляющему неотъемлемую принадлежность каждого из нас, обычно уму, - говорит преподобный Григорий Синаит, - особенно в людях легкомысленных, преждевременно стремиться к усвоению себе высоких молитвенных состояний, чем и малое устроение, данное Богом, утрачивается, а делатель поражается мёртвостью ко всему доброму. И потому должно тщательно рассматривать себя, чтоб не искать преждевременно того, что приходит в своё время, и чтоб не отвергнуть того, что подаётся в руки, напраившись к исканию другого. Свойственно уму представлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он ещё не достиг, и извращать их в своей мечте или в своём мнении. Очень опасно, чтоб такой делатель не лишился и того, что дано ему, чтоб не подвергся умоповреждению и сумасшествию от действия прелести". (4) Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига.
Монашеское жительство - наука из наук, Божественная наука. Это относится ко всем монашеским подвигам, - в особенности относится к молитве. В каждой науке имеется своё начало, имеется своя постепенность в преподавании познаний, имеются свои окончательные упражнения, так и в обучении молитве существует свой порядок, своя система. Тщательное последование порядку или, что то же, системе, служит в каждой науке ручательством основательного успеха в ней; так и правильное упражнение в молитве служит ручательством преуспеяния в ней, - того преуспеяния, которым благоугодно Богу ущедрить подвижника. Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий, источником знания, которое хуже незнания, будучи знанием неправильным, отрицательным:таково и последствие беспорядочного упражнения в молитве. Неизбежное, естественное последствие такого упражнения - прелесть. Самочинное монашество - не монашество. Это - прелесть! Это - карикатура, искажение монашества! Это - насмешка над монашеством! Это - обман самого себя! Это - актёрство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны.
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение - наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что при изучении науки из наук - молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшие благоразумие и осторожность. Увы! Скрываются от нас пути Божии, правые; скрываются они от нас по причине слепоты, произведённой и поддерживаемой в нас падением. Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести или в глубине неведения. Избираются в руководители книги, написанные инославными подвижниками, находившимися в ужаснейшей бесовской прелести, в общении с бесами. Избираются в руководители писания святых Отцов Православной Церкви, изложивших возвышенный молитвенный подвиг преуспевших иноков, подвиг, недоступный для понимания новоначальных, не только для последования ему, - и плодом духовного подвига чудовищно является душевное расстройство, погибель. "
Посеясте пшеницу, а терние пожасте" (5), говоритс болезнованием Святый Дух человекам, извращающим добро во зло неправильным употреблением добра. Горестное, точно горестное зрелище! На возвышеннейшем делании ума, на делании, возводящем к Богу того, кто идёт по установленным ступеням, стяжавается неправильным действованием омрачение и растление ума, умоповреждение, умопомешательство, порабощение демонами, погибель. Такое зрелище, зрелище, которое нередко представлялось взорам моим, послужило причиною скорби для сердца моего при вопросе твоём. Не хотелось бы мне слышать его ни от тебя, ни от кого другого из новоначальных. "Не полезно тебе, - сказали Отцы, - узнать последующее прежде, нежели стяжаешь опытное знание предшествовавшего". (6) Такое любопытство - признак праздности и кичащегося разума. (7) Указал же я на предисловия схимонаха Василия как на сочинение истинного делателя молитвы, особенно полезное для современности. Сочинение это наставляет непогрешительному пониманию Отеческих писаний о молитвенном подвиге, писаний, составленных для преуспевших иноков, преимущественно безмолвников.
Чтоб исполнить твоё желание, повторю, лишь иными словаим, уже сказанное мною. Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистою молитвою, которая увенчивается бесстрастием или христианским совершенством в тех подвижниках, которым Богу благоугодно дать его. Святой Исаак Сирский говорит: "Не многие сподобились чистой молитвы, но малые: достигший же к таинтству, совершающемуся после неё и перешедший на другой берег (Иордана) едва встречается один из поколения в поколение, по
благодати и благоволению Божиим". /8/ В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу, в котором побеждения и победы непрестанно сменяют друг друга (9), в котором свободное произволение человек и немощь его выражаются с ясностью. (10) Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно своё присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. На эти два состояния указывают святые Отцы. Из них преподобный Нил Сорский, ссылаясь на преподобного Григория инаита, говорит: "Когда придёт действие молитвы, тогда оно удерживает ум при себе, увеселяет его и освобождает от парения". (11) Для не стяжавших благодатного действия преподобный признаёт удержание ума от рассеянности и внимательную молитву подвигом самым трудным, тяжким, неудобным". (12) Чтоб достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения и
принести плод в терпении. (13) Первое состояние молящегося можно уподобить обнажённым деревам во время зимы; второе - тем же деревам, покрывшимся листьями и цветами от действия теплоты весенней. Силу для произведения листьев и цветов деревья накапливают во время зимы, когда состояние их имеет весь образ состояния страдательного, состояния под областию (14) смерти. Не дозволим себе искушать Господа! Не дозволим себе приступать к Нему легкомысленно, с бесстрашием, с двоедушием, с настрением сумнящейся пытливости, за которую возбраняется вход в землю обетованную. (15) Приступим как погибающие, как существенно нуждающиеся во спасении, которое даруется Богом за истинное покаяние. Душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние. За покаяние, приносимое при одном собственном усилии, Бог дарует, в своё время, покаяние благодатное, - и Дух Святый, вселившись в человека, ходатайствует о нём воздыханиями неизглаголанными: Он ходатайствует о святых сообразно воле Божией, которую ведает один Он. (16)
Из этого явствует со всею очевидностью, что для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание горестное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнеёшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно. Некоторые подумали, что в самом производстве дыхания заключается нечто особенно важное и, не поняв, что неспешное и тихое дыхание заповедано Отцами для удержания ума от рассеянности, начали чрезмерно удерживать дыхание, и этим расстроили телесное здравие, столько способствующее в молитвенном подвиге. "Удерживай, - говорит преподобный Григорий Синаит, - и дыхание, то есть, движение ума, смежив несколько уста при совершении молитвы, а не дыхание ноздрей, то есть чувственное, как это делают невежи, чтоб не повредить себя, надымаясь" (17) /8/
Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Всё это очень способствует к удержанию ума от рассеянности. Ум, молящийся внимательно, непременно привлечёт сердце в сочувствие себе, в чувство покаяния. Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце - величайшее различие. Святой Иоанн Лествичник признаёт значительным преуспеянием в молитве то, когда ум будет пребывать в словах её. (19) Этот великий наставник иноков предупреждает, что молитва молящегося постоянно усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию. (20) Когда молитва осенится Божественною благодатию, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечётся к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы однимим устами. Не только сердце обновлённого человека, не только душа, но и плоть исполняется духовного утешения и услаждения, радости о Бозе Живе (21), о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатию Свое. Вся кости истинного молитвенника рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами. (22) К преуспеянию в молитве покаяния должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святидище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва ещё не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. "Умная молитва, - говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, - выше всех деланий и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу и часто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами." (23)
Умоляю, умоляю обратить всё должное внимание на грозное воспрещение Отцов. Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчатной привычке, воздерживаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в их сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатию. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход, отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте
постепенно и духовно является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются, и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.
Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в своё время, - и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. Занимайся исключительно и со всею тщательностью молитвою покаяния, старайся молитвою принести покаяние, удостоверишься в успехе подвига, когда ощутишь в себе нищету духа, умиление, плач. Такого преуспеяния в молитве желаю и сете, и тебе. Достижение вышеестественных благодатных состояний было всегда редкостью. Пимен Великий, инок Египетского Скита, знаменитого по высокому преуспеянию его монахов, живши в5-м веке, в котором особенно процветало монашество, говаривал: "О совершенстве беседуют между собой многие, а действительно достигли совершенства один или два". (24) Святой Иоанн Лествичник, аскетический писатель 6-го века, свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати в сравнении с предшествовашим временем, причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившимся лукавством. Святой Григорий Синаит, писатель 14-го века, решился сказать, что в его время ввосе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (26) Тем более в наше время делателю молитвы необходимонаблюдать величайшую осторожность. Боговдохновенных наставников нет у нас! целомудрие, простота, евангельская любовь удалились с лица земли. Соблазны и пороки умножились до бесконечности! Развратом объят мир! Господтвует над обществом человеческим, как полновластный тиран, любовь преступная в разнообразных формах! Довольно, предовольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спасения нашего делание - покаяние.
Примечания.
1. Архитекторы, строители.
2. Лук. VI, 48.
3. Филип. II, 8.
4. Глава CXVIII. Добротолюбие, ч. 1.
5. Иер. XII, 13.
6. Преподобного Марка Подвижника "О законе духовном", гл.84.
7. I Кор. VIII, 1. По объяснению преподобного Марка Подвижника, в той же 84 главе.
8. Слово 16. Здесь слово благоволение прибавлено для точного выражения мысли Писателя.
9. Святой Исаак Сирский. Слово LV.
10. Святой Исаак Сирский. Слово 61, очень замечательное.
11. Слово II.
12. Там же.
13. Лук. VIII, 15.
14. Властью. - Прим. сост.
15. Евр. III, 8-11, 18, 19.
16. Рим. VIII, 26, 27.
17. Превозносясь. - Прим. сост.
18. О прелести. Добротолюбие, ч. 1.
19. Лествица. Слово XXVIII, гл. 19.
20. Лествица. Слово XXVIII, гл. 17, 21, 27, 28.
21. Псал. LXXXIII, 3.
22. Псал. XXXIV, 10.
23. Слово XI.
24. Патерик Скитский.
25. Слово 26, гл. 52.
26. Глава 118. Добротолюбие, ч. 1.
На этом всё, уважаемые форумчане.
Склоняю голову перед терпением и жаждой познания тех, кто прочитал эти труды до конца.
Мира вам и долготерпения, которые по Божьей воле могут осиять крупицы радости.
