О Промысле Божьем

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 DoriNoriOri » Ср, 2 июня 2010, 15:27

- Что такое Промысл Божий и как он влияет на жизнь человека: 1) верующего, 2) маловерующего, 3) неверующего?



Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:

- Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» определяет Промысл Божий как Божие попечение о существующем. «Промышление есть воля Божия, которой все существующее управляется» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2, 29.)

Более подробное определение Промысла находим в «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского.

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям» (Святитель Филарет, митрополит Московский. Пространный христианский катехизис).

Понятие Промысла Божия включает в себя представление о замысле и цели творения, о смысле истории, о конечной судьбе мира и человечества.

Следовательно, можно и нужно говорить о предвечном действии Промысла Божия, а точнее превечном, так как он существует (как замысел) и до начала творения и после завершения истории, когда «времени уже не будет» (Откр. 10, 6).

О превечности Промысла Божия свидетельствует само Божественное Откровение. Апостолы Петр и Иоанн Богослов совершенно ясно называют Иисуса Христа Агнцем Божием, закланным до создания мира (1 Пет.1, 19-20). Апостол Петр после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы в речи, обращенной к изумленному народу, говорит об Иисусе, преданном «по определенному совету и предведению Божию» (Деян. 2, 23), а в речи на Апостольском соборе в Иерусалиме он же утверждает, что «ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15, 18). Все это свидетельствует о предвечном и превечном существовании Промысла Божия.

Промысл Божий можно условно разделить на общий и частный. Общий Промысл охватывает весь видимый и невидимый мир. Частный Промысл касается каждого живого существа.

Священное Писание и Священное Предание убеждает нас в том, что человек является любимым творением Божиим. Более того, весь видимый и невидимый мир сотворен ради человека. Поэтому Промысл Божий является, прежде всего, Промыслом о человеке. Он осуществляется через все творение, в том числе и через падших ангелов, о чем свидетельствует, например, книга Иова или евангельский рассказ о бесах, заключенных в стадо свиней.

Очевидно, что Промысл Божий, охватывающий судьбу всего творения, непостижим для человеческого ума, как в глобальном своем действии, так и в отдельном, направленном на конкретного человека. Тем не менее, помня слова апостола Павла о том, что «любящим Бога, призванным по Его соизволению, все содействует ко благу» (Рим.8, 28), можно уверенно говорить о том, что каждого человека, искренне и ответственно исповедующего православную веру, Промысл Божий ведет ко спасению. И хотя бы некоторые события жизни казались верующему человеку несправедливыми и дурными, все они должны быть со смирением приняты и пережиты, поскольку общий замысел невиден человеку и ясен только Самому Богу.

Православное понимание Промысла Божия не соглашается с мнением блаженного Августина и некоторых протестантских богословов об индивидуальном предопределении каждого человека к той или иной участи. Бог всех людей предопределил к спасению и не существует ни единого человека, который бы был предопределен к погибели. Именно о предопределении к спасению говорит апостол Павел в Послании к римлянам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8, 29-31).

Еще более ясно о предопределении исключительно ко спасению говорит Павел в Послании к Ефесянам: «Он избрал нас... прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В нем мы и сделались наследниками, быв предназначенными к тому» (Еф.1, 4-5,11).

Святые отцы и учителя Церкви (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению - то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во втором послании к ним (см.: 2 Кор. 12, 7), помогало апостолу языков побеждать свою присущую абсолютно любому, в том числе и святому человеку, гордость.

«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и пришед, исповедовался Господу» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2, 29).

Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех людей, которые оказались свидетелями чудесного исцеления.

Семнадцать жителей Иерусалима, погибшие при падении Силоамской башни, Промыслом Божиим послужили поводом к покаянию для многих других грешников. Точно так же несколько тысяч конторских служащих и случайных прохожих погибли 11 сентября 2001 г. в нью-йоркских небоскребах для того, чтобы убедить современный постхристианский Запад в непрочности основания, на котором он стоит.

Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.

Такое неспасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и неисцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.

Промысл Божий антиномическим образом включает в себя свободу человека, которая является основой его нравственного достоинства и основополагающей чертой присущего ему образа Божия.

Быть созданным по образу Божию, значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.

По мнению святых отцов, человек призван к обожению, то есть к тому, чтобы по благодати стать тем, чем Бог является по Своей природе. Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. «Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа... Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта... Эта свобода - от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца» (В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви).

Всесовершенство Промысла Божия наиболее ярко открывается в его отношении к свободе человека. Промысл Божий наделяет человека свободой, которая может быть направлена против него самого. Бог создает человека, который, как и Он, может принимать решения и выбирать. Человек может выбирать решения, направленные против Бога. Бог создает свободное существо, способное отказаться от Того, кто Его создал.

«Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы» (Лосский В.Н. Указ. соч.)

Всесовершенство Промысла Божия абсолютно; Бог не отступает абсолютно перед противящейся Ему человеческой волей, но, соглашаясь со свободным выбором человека, продолжает призывать его к Себе, ожидая покаяния и ответной любви.

Предвидя возможное грехопадение человека, Бог до начала творения предусматривает возможность его спасения чрез Агнца, «закланного до создания мира». По остроумному замечанию Иоанна Дамаскина, и Ева создается в предвидении грехопадения, чтобы человеческий род сохранился посредством деторождения.

«Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога, некий Божественный риск. Личность есть величайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви, а следовательно и отказа. Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии - в способности стать Богом - человек способен к падению; но без этой способности нет и величия...» (Лосский В.Н. указ соч.).

Таким образом, антиномичность, а вместе с тем и всесовершенство Промысла Божия заключается в том, что, включая в себя всеведение, он не сводится к предопределению и нисколько не умаляется, а напротив обогащается свободой человеческой личности.

«Бог становится бессильным перед человеческой свободой, он не может ее насиловать, потому что она исходит от Его всемогущества. Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, но две в обожении... Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать» (Лосский В.Н. Указ. соч.)

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php ... t&q_id=683
DoriNoriOri
Автор темы
Сообщения: 2203
Темы: 141
Зарегистрирован: Вт, 2 сентября 2008
С нами: 16 лет 9 месяцев

Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron