От меня это было...

Список разделов Главное Религии и духовные традиции Религии и духовные традиции: Христианство

#1 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 21:39

.............................
Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, -
От Меня это было....
Спойлер
От Меня это было

Думал ли ты когда-либо,
что все, касающееся тебя,
касается одинаково и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы Моего ока.
Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.

Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
чтобы Мне дать возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, -
От Меня это было.

Я - Бог, располагающий
обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе предназначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, -
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами -
От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоим
кошельком.
И Я хочу, чтобы ты прибегал
ко Мне и был
в зависимости от Меня.
Мои запасы неистощимы.
Я хочу, чтобы
ты убеждался в верности Моей
и Моих обетований.
Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: "Вы не верили
Господу Богу вашему".
(Второзак 8, 12-13).
Переживаешь ли ты
ночь скорбей!?
Ты разлучен с близкими своими!?
От Меня это было.

Я - муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратился ко Мне
и во Мне мог найти
утешение вечное.
Обманулся ли ты в друге своем,
в ком-нибудь, кому ты
открыл сердце свое...
От Меня это было.

Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познал,
что лучший друг твой
Есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
все приносил ко Мне
и говорил Мне.
Наклеветал ли кто на тебя?
Предоставь Мне это дело
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему,
чтобы укрыться
от "пререкания языков".
Я изведу, как свет, правду твою
и справедливость твою, как полдень.
(см.: Пс. 36, 6).
Разрушились планы твои?
поник ли ты душею
и устал -
От Меня это было.

Ты создавал себе планы,
и принес их Мне,
чтобы Я благословил их.
Но Я хочу, чтобы ты
предоставил Мне
распоряжаться
обстоятельствами
твоей жизни,
и тогда ответственность
за все будет на Мне,
ибо слишком тяжело
это для тебя,
ты один не можешь
справиться с ними,
так как ты только орудие,
а не действующее лицо.
Посетили ли тебя
неожиданные неудачи житейские,
и уныние охватило
сердце твое, знай, что
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце
твое и душа твоя
всегда были пламенеющими
пред очами Моими,
и побеждали именем Моим
это душевное малодушие.
Не получаешь ты долго
известий от близких и
дорогих тебе людей
и по своему малодушию
впадаешь в отчаяние
и ропот - знай,
От Меня это было.

Ибо этим томлением
твоего духа Я испытываю
крепость твоей веры,
в непреклонность обетования,
силу дерзновенной
молитвы твоей
о сих близких твоих.
Ибо не ты ли
вручил их Покрову
Матери Моея Пречистыя:
не ты ли некогда
возлагал заботу о них
Моей промыслительной любви.
Посетила ли тебя
тяжелая болезнь,
временная или неисцелимая,
и ты оказался прикованным
к одру своему, - знай, что
От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы ты познал
Меня еще глубже
в немощаx своих телесных
и не роптал бы за сие
ниспосланное тебе испытание,
не старался бы
проникать в Мои планы
спасения душ человеческих
различными путями,
а безропотно и покорно
преклонил бы выю свою
под благость Мою к тебе.
Мечтал ли ты
сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо того
слег на одр
болезни и немощи -
От Меня это было.

Тогда бы ты был
погружен в свои дела,
и Я не мог бы привлечь
мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя
самым глубоким мыслям и урокам Моим,
что ты на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать,
что ты - ничто.
Некоторые из лучших
соработников Моих - суть те,
которые отрезаны
от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть орудием
непрестанной молитвы.
Призван ли ты неожиданно
занять трудное и ответственное
положение!? Иди, полагаясь
на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
ибо за это
благословит тебя
Господь Бог твой
во всех делах твоих,
на всех путях твоих, во всем,
что будет делаться
твоими руками.
В сей день даю
в руку твою этот сосуд
священного елея.
Пользуйся им свободно,
дитя Мое!
Каждое возникающее
затруднение, каждое
оскорбляющее тебя слово,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы
вызвать в тебе чувство досады,
каждое откровение твоей немощи
и неспособности пусть
будут помазаны этим елеем.
Помни, что всякая помеха
есть Божие наставление.
Всякое жало притупится,
когда ты научишься во всем
видеть Меня, что бы ни коснулось тебя.
А потому и положи
в сердце свое слова,
которые Я объявил тебе
сегодня:
От Меня это было.

Храни их, знай
и помни- всегда,
Все послано Мной
Для совершенствования
души твоей, -
От меня это было.

Это известные строки из духовного завещания Святого Старца Серафима Вырицкого.....

Изображение
ines-ik

#2 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 21:50

"Дивного старца нельзя было не любить. Он был для меня, словно родной дедушка, да и люди, которые впервые приходили к нему, мгновенно ощущали, что нет у них роднее и ближе человека, чем батюшка Серафим, на всем белом свете. Для всех он был сразу и отцом, и матерью. Через него изливал в мир Господь Свою неизреченную любовь. Я видела, как день за днем устремлялся к старцу бесконечный людской поток. Для сердец человеческих он был поистине животворным источником. Люди оставляли у него свои печали, болезни и сомнения и всегда получали утешение и радость. Я никогда больше не встречала пастыря, подобного отцу Серафиму, хотя была знакома со многими людьми из числа духовенства.

В 1941 году я закончила школу и пришла к батюшке просить благословения на поступление в институт. Это было в конце мая. Неожиданно услышала: "Когда получишь аттестат зрелости, никуда не выезжай и постарайся поменьше выходить из дома!" Менее, чем через месяц началась война... О подвигах отца Серафима в те суровые годы рассказано уже достаточно. Могу добавить только одно: все свято верили в силу его молитвы, и это необыкновенно укрепляло очень и очень многих людей." (с)
ines-ik

#3 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 21:54

"...Люди, которые постоянно ходили к отцу Серафиму, хорошо знали друг друга в лицо, поскольку порою им приходилось довольно долгое время проводить в ожидании, прежде чем войти в заветную келлию. Однажды я познакомилась с молодыми супругами, которым старец помог своими молитвами, когда молодожены оказались в тяжелой беде. Через некоторое время они принесли батюшке в знак благодарности 1000 рублей. Тогда это были очень большие деньги. Отец Серафим деньги не принял, а благословил обязательно отдать их первому встречному по дороге на станцию. Этим первым встречным оказался, как говорят, вдребезги пьяный мужчина. Молодая женщина растерянно сказала мужу: "Как же нам быть?" Однако, он невозмутимо ответил: "Поступим по словам батюшки..."

Как только они вручили деньги этому мужчине, он моментально протрезвел: "Миленькие! Да как же мне вас благодарить! Вы меня от смерти спасли!" Оказалось, что этот несчастный работал в торговле, и у него образовалась недостача ровно на такую сумму. Денег дома не было, и ему грозила тюрьма. Он впал в отчаяние, и решил наложить на себя руки. Для "храбрости" порядком выпил...

Так необычайная прозорливость батюшки Серафима спасла этого человека от самого страшного смертного греха. Можно сказать, что старец вытащил его из ада преисподнего и у врага спасения еще одну душу..." (с)
ines-ik

#4 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 21:56

"...Я вошла в дом. Невозможно описать словами, что охватило меня, как только перешагнула порог келлии и увидела отца Серафима. Ощущение света и благодати, чувство слезного раскаяния и, в то же время, необычайной радости... Ноги у меня сами подкосились. Упала перед ним на колени и зарыдала, а батюшка мягким и добрым голосом произнес: "Не плачь, не плачь, твой жив и скоро вернется. Я вас в книгу к себе запишу и поминать буду." Я поняла, что посетители могли ничего не говорить о себе - отцу Серафиму все было открыто. Такое чудо нам Господь даровал! Я молчала, а он всю мою нерадивую жизнь, которую я уже забыла, в подробностях рассказал. Какой светильник был! Двумя-тремя тихими кроткими словами мог на путь покаяния и спасения наставить. Грешим много, да не всегда зрим грехи свои, а перед таким старцем душа сама открывается.

Привезла батюшке муки и яблок, а он тут же велел все раздать. Не зря о нем говорили, что живет Святым Духом. Утешил он меня сильно. Мир и любовь сошли в душу. На всю жизнь запомнила его слова: "Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь - пламя все больше и больше разгорается... Всегда и за все, даже за скорби, благодари Господа и Пресвятую Богородицу." В конце беседы отец Серафим спросил: "А ты знаешь, как меня зовут?" "Конечно," - отвечаю. "Тогда молись за меня, а по кончине моей ходи на могилку. Разговаривай, как с живым, и все у тебя устроится." После этого благословил и поцеловал меня в голову. Сердце мое затрепетало от радости и показалось мне, будто слышу я ангельское пение. Назад как на крыльях летела..." (с)
ines-ik

#5 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 22:00

"...Жених меня отставил...В то время шли дни Великого Поста, и я после работы постоянно ходила к часовне блаженной Ксении. Рабочий день заканчивался довольно поздно, и к моему приходу часовня была уже закрыта. Однажды дверь открылась, и служительница впустила меня приложиться ко святыне. На прощание эта женщина подарила мне большую ярко-красную розу. Приняла я этот дар, как милость Божию, и в моей душе затеплилась какая-то надежда. Однако, переживания не оставляли меня, и я поделилась с Зоей Сошальской. Она тут же сказала: "Поезжай к батюшке в Вырицу, и все у тебя наладится."

Очень хорошо помню момент встречи с великим подвижником. Когда я вошла в келлию, старец полулежал на маленькой кроватке. Худенький, словно мощи из белого мрамора. Лик - ангельский. Но более всего поразили меня его глаза - я увидела два огромных лучистых василька! Неземной свет, неземная красота. Сейчас я могу сказать, что подобное впечатление, вероятно, испытывали в свое время люди, глядя на живой лик преподобного Серафима Саровского. На одной из его чудесных икон я вновь встретила те же самые дивные глаза и поймала себя на мысли, что вижу сияющие очи отца Серафима Вырицкого...

Он первым начал с вопроса: "Ты за маму молишься?" Тогда я часто забывала молиться за ближних, и батюшка, как бы невзначай, напомнил мне об этом. Затем он, вдруг, произнес: "Развод будет стоить две тысячи!" Повторив эту фразу еще раз, добавил: "И обязательно повенчаться!" Ласково посмотрев на меня, благословил. Тихая радость охватила все мое существо. Очень ярко я ощутила, что нашла крепкую опору в жизни, и что отец Серафим всегда защитит меня. Ушли все печали. Как благодарна я Господу за то, что испытала тогда! Вскоре после этой поездки приснился мне сон: иду я по большой дороге, а вдоль нее тянется глубокая канава. На другой стороне канавы появляется огромный волк. Он смотрит на меня горящими глазами и вот-вот прыгнет... Я изо всех сил закричала: "Батюшка отец Серафим! Спаси меня!" Видение тут же исчезло, и я проснулась. Так поняла я, что вырицкий старец навсегда стал моим помощником и покровителем. Часто я мысленно обращалась к нему в скорбях, и после этого всегда приходило все то же успокоение. Работала я в одном из проектных институтов города и давно симпатизировала одному из своих сослуживцев Ивану Минчуку. Со временем поняла, что полюбила его. Иван был женат, но случилось так, что его семейная жизнь дала трещину. Иван Герасимович с женой решили расстаться, и мы стали с ним встречаться. Вскоре он развелся, и мы, по обоюдному согласию, обвенчались. Счастливо прожили долгую супружескую жизнь. Сбылось все по слову вырицкого старца." (с)
ines-ik

#6 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 22:02

"Во время войны я получила сильное ранение в голову, и меня мучали непрестанные головные боли. Врачи ничем не могли помочь. Отец Серафим сказал: "Подойди поближе, сейчас мы тебя вылечим." Он накрыл мне голову епитрахилью и возложил на меня руки. С тех пор я не знаю, что такое головная боль. Однажды я поведала батюшке, что хочу выйти замуж. Он благословил меня, но предупредил: "Повенчаетесь - будете жить..." С мужем мы оформили только гражданский брак и не выполнили завета старца. Пришло время, когда я осталась одна с двумя детьми - Господь развел за невыполнение послушания. Тогда еще раз я поняла, что без Божиего благословения все человеческие начинания - ничто...

Сразу после войны моя подруга обратилась к старцу со словами: "Муж пропал без вести. Как мне за него молиться?" "Молись о здравии, скоро он вернется из плена," - ответил батюшка. Действительно, через недолгое время пришел ее муж, побывавший в плену в Австрии. Многие в Вырице помнят невероятный случай, когда по молитвам отца Серафима заговорила немая девочка. Батюшка исцелил от ряда заболеваний и мою престарелую маму. Тогда он также накрыл ее епитрахилью и, возложив руки на главу болящей, сказал: "Сойдут с тебя все грехи, и пройдут тогда все болезни." (с)
ines-ik

#7 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 22:06

"...В конце войны я получила извещение о гибели мужа. У меня было двое детей и немалых трудов стоило поднимать их в то время. Я никак не могла поверить, что осталась одна.

В 1947 году мы поехали к отцу Серафиму с одной моей знакомой, у которой муж пропал без вести. Когда я увидела батюшку, охватил меня благоговейный трепет, а в душе пронеслось: "Господи! Это же точно ангел с неба спустился!" Какое у него было сияющее лицо! Старец сразу вызывал самое теплое доверие.

Первой заговорила моя спутница: "Батюшка! Мой супруг погиб, хочу еще раз выйти замуж." Отец Серафим покачал головой и шутливо погрозил ей пальцем: "Я тебе выйду! Твой жив! Вот вернется - будет тебе баня!" Мне же старец велел сесть к нему поближе. Ни о чем не спрашивая, он сразу сказал: "Вот ты не веришь, а твой муж погиб. Тебе надлежит выйти замуж, ведь ухаживает за тобой хороший человек?" Батюшка взял меня за левую руку и стал ее тихонько поглаживать. Будто Христос тогда души моей коснулся!" (с)
ines-ik

#8 ines-ik » Чт, 24 июля 2008, 22:40

Изображение

Камень, на котором в годы Великой Отечественной войны
нес 1000-дневный подвиг молитвы
о спасении Отечества преп.Серафим Вырицкий

Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений - пост, бдение и молитва...
В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что о. Серафим обрекает себя на голодную смерть. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные - не съедал и одной картофелины, иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба.
Священники вырицкой Казанской церкви еженедельно причащали батюшку Святых Христовых Тайн. Помимо этого, в келлии старца всегда хранились запасные Святые Дары и было все потребное для причащения.
Подражая своему небесному учителю, прп. Серафиму, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары.
На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира.


И в радости и в горе монах, старик больной,
Идет к Святой иконе, в саду, в тиши лесной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей,
И старцу поклониться о Родине своей.
Молись Благой Царице великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным,

Заступница убогих, одежда для нагих,
В скрбях великих многих, спасет рабов Своих.
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий,
1942 г.
ines-ik

#9 Ученик » Вс, 27 июля 2008, 10:38

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

(Иеросхимонах Серафим Вырицкий, около 1939 г.) http://spiritual.ru/saint/pravosl/sfmvyr.html

Божественная литургия в Казанской церкви Вырицы по случаю дня памяти преподобного Серафима Вырицкого 3 апреля.
Изображение
Ученик
Аватара
Откуда: Германия
Сообщения: 2171
Темы: 12
Зарегистрирован: Вт, 20 июня 2006
С нами: 18 лет 11 месяцев

#10 ines-ik » Вс, 27 июля 2008, 12:17

Ученик
:wub:
Да, это известный стих Серафима, написанный незадолго до войны..."Стихи эти передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок."
Про войну он знал точно, что она будет и знал в точности день ее начала... Знал, как она будет развиваться... Знал, что Вырица будет занята немцами... Но говорил людям, чтобы они оставались в Вырице, что они там смогут выжить. И действительно - в Вырице не был убит ни один человек...
В первых числах сентября 1941 г. немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Кто-то из командиров отступавшей советской армии приказал взорвать храм, полагая, что его высокий купол используется в качестве объекта наводки.
Лейтенант оказался верующим человеком. Не исполнить приказа он не мог... Взорвать храм тоже не мог... Лейтенант отошел за северную стену Казанской церкви... и через несколько мгновений солдаты услышали одиночный выстрел. Кинувшись на звук, они обнаружили его уже мертвым... За общей суматохой церковь взорвать не успели...
Вот я сидела и думала... самоубийство... страшный грех... а здесь - подвиг... уже не грех... :unsure:
ines-ik

#11 Айрим » Вс, 27 июля 2008, 12:50

Инеська :wub:
Радуйся, преподобне Серафиме, Вырицкий чудотворче!
:wub:
Ines-ik писал(а):Это известные строки из духовного завещания Святого Старца Серафима Вырицкого.....
есть версия, "От Меня это было" - обращение Бога к душе человеческой - написано в соавторстве двух великих подвижников - иеросхимонаха Серафима Вырицкого и Епископа Мануила (Лемешевского) в сентябре 1937 года.
Спойлер
Почти десять лет назад, в 1992 году, я впервые прочел "От Меня это было". Эту небольшую работу в рукописном виде для публикации в "Благовесте" мне передал известный самарский священник протоиерей Иоанн Гончаров, в пору своей молодости лично знавший Митрополита Мануила. У меня не было сомнений, что этот таинственный, величественный текст, похожий на Библейское пророческое откровение, написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским), который из смирения (речь ведь идет об обращении Бога к душе человеческой!) "приписал" эту работу неизвестному старцу схииеромонаху Серафиму. Такие случаи в литературе не единичны. Мы опубликовали "От Меня это было" в № 2 за 1992 год Православной газеты "Благовест" Это была, по-видимому, первая публикация этого замечательного текста. Подзаголовок работы звучал так: "Из наставлений иеросхимонаха Серафима Епископу Мануилу (Лемешевскому) в сентябре 1937 года".
Этот небольшой текст всегда воспринимался мной не как литературное произведение, а как факт мистического опыта, откровение, действительный разговор Небес с душой христианского подвижника. И смысл этого откровения далеко выходит за рамки отдельной, пусть даже и выдающейся личности.
В самиздатовском сборнике, выпущенном в свет в конце 80-х годов, посвященном жизни Митрополита Мануила (Лемешевского), я увидел, что в перечне завершенных литературных работ Владыки за 1937 год значится и эта, как сказано там, "короткая работа". Через несколько лет в известном двухтомнике Пестова "Практика Христианского благочестия" была опубликована эта статья без указания автора. И вот в прошлом году московское издательство "Благовест" тиражом 20 тысяч экземпляров издала небольшую книгу с названием "От Меня это было". На обложке указан автор - иеросхимонах Серафим Вырицкий (в изданной годом раньше в Москве книге А. Тимофеева "Жизненный путь старца Серафима" опубликована эта работа и тоже безоговорочно приписана недавно канонизированному старцу иеросхимонаху Серафиму). Интересно, что в этой же книге "От Меня это было" после вышеназванной работы публикуется отрывок из дневника Митрополита Мануила (Лемешевского), написанный в стилистике "От Меня это было". Но в массовом восприятии окончательно возобладала версия, что эту работу написал именно петербургский святой, посвятивший ее некоему безымянному Епископу, находившемуся в то время в заключении. Об этом прямо говорится в московском издании в послесловии к статье: "Этот текст ... отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад - епископу, находящемуся в заключении... Это духовное завещание старца, обращенное ко всем нам". Если с последним утверждением нельзя не согласиться, то по поводу первого имеются серьезные возражения. Зная это, издатели книги "От Меня это было" в предисловии пишут совсем другое: "Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда "Разговор Бога с душой" был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован в лике преподобных. Не так давно увидели свет дневники Владыки Мануила (Лемешевского) - в них то же напряженное желание исполнить во всем волю Божию, а по форме это продолжение "Разговора Бога с душой". Кому же все-таки принадлежит духовное завещание "От Меня это было"? Мы пока не можем дать точный ответ", - признаются издатели и... все же ставят имя старца Серафима в заглавие книги.
Как первый издатель, "выдернувший" эту работу из потока самиздатовской литературы, я все же дерзну дать свою трактовку авторства этой работы. Но сразу предупреждаю, что это лишь версия, а не окончательное утверждение нашедшего ответ на все вопросы издателя. Мы имеем дело с необычным текстом. Текстом, имеющим сакральный характер, текстом, который уже стал частью предания нашей Поместной Церкви. Текстом, который таинственным образом связан с именами двух великих подвижников Православия, из которых один уже причислен к лику святых, а другой несомненно будет со временем канонизирован. И потому вопрос об авторстве в этом случае не играет столь принципиальной роли. Но, конечно, и этот вопрос, раз уж он встал перед нами, должен быть разрешен. В ходе опроса духовных чад Митрополита Мануила, живущих в настоящее время в Самаре, я убедился, что некоторые из них (например, Людмила Даниловна Горбачева) еще при жизни Владыки Мануила были убеждены в его авторстве этой небольшой статьи.
Для них впоследствии стало неожиданностью то, что со временем стало принято считать автором "От Меня это было" иеросхимонаха Серафима Вырицкого. В свою очередь родственники преподобного Серафима (по заявлению исследователя жизненного пути старца Серафима В.П. Филимонова из Санкт-Петербурга - о его странном "мнении" на этот счет далее скажу особо) категорически отказываются признать авторство старца Серафима. Самарский исследователь архива Митрополита Мануила иерей Михаил Мальцев и питерский исследователь духовного пути Серафима Вырицкого В.П.Филимонов сходятся в одном: Владыка и старец лично знали друг друга, не раз встречались в 1927 году, когда Епископ Мануил в Петербурге боролся с обновленчеством, а старец Серафим являлся духовником Александро-Невской Лавры. Епископ Мануил не раз приезжал в келью к старцу в Александро-Невскую Лавру и просил старческого наставления, молитв. В.П. Филимонов также подтвердил, что Владыка Мануил приезжал к старцу и позднее, в 1928 году, во время своего краткого пребывания в северной столице. Известна даже келья, в которой старец принимал Епископа Мануила. Возможно, во время одного из таких посещений старец-духовник дал наставление Епископу, в основе своей соответствующее написанной позднее рукой Владыки работе "От Меня это было". Старец в виде духовного совета открыл подвижнику, что за всеми внешними событиями его жизни следует видеть всемогущий и спасительный Промысел Божий. А спустя десять лет будущий Митрополит облек завещание старца в совершенную литературную форму, проявив при этом не только свои недюжинные литературные способности, но и тончайшую мистическую интуицию, внеся в эту небольшую по объему, но не по духовному содержанию, работу и свой личный мистический опыт. Только эта версия, на мой взгляд, объясняет и примиряет все противоречия, связанные с авторством "От Меня это было". И нужно говорить не об авторстве, а о соавторстве двух великих подвижников. Тогда становится понятным, почему в вышеупомянутых "тетрадочках" присутствовала переадресовка статьи к иеросхимонаху Серафиму. Находит свое объяснение факт, почему многие другие работы Митрополита Мануила (которые принадлежат его перу несомненно) написаны в этом же "жанре" разговора Бога с душой подвижника.
Тогда, наконец, может быть понятна и дата написания работы - 1937 год (время тяжелейших испытаний для Церкви, когда особенно пригодился Владыке Мануилу давний совет старца уповать на Бога и во всех внешних событиях жизни, каковы бы они ни были, видеть Божий Промысел, ведущий человека к спасению) и многое другое.
Начиная заниматься вопросом об авторстве этого уникального текста, я не ожидал, что придется его еще и ... защищать. Изданный большими тиражами, освященный именами двух великих подвижников, текст этот, казалось, давно и прочно завоевал право на благосклонное внимание читателей и исследователей. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. На одном из Православных интернет-сайтов писатель и исследователь В.П. Филимонов подвергает "От Меня это было" не столько богословскому анализу, сколько грубой, хлесткой и несправедливой критике. Эта статья называется "апокрифическим сочинением", написанным "полуграмотным языком", не свойственным отцу Серафиму. Далее автор пишет, что "От Меня это было" напоминает по форме своей некое заклинание (!), что и вовсе ставит это сочинение вне ряда Христианской духовной литературы. Оставим на совести исследователя эти не просто спорные, а прямо несправедливые утверждения. Скажу лишь, что напраслина на эту великую работу принимает иногда даже текстуально-доказуемый характер. Так, В.П. Филимонов заявляет, что в работе этой якобы "нет даже упоминания Имени Господа нашего Иисуса Христа, без Которого нет спасения". Тут можно лишь развести руками! Ибо неприятие этого произведения явно застит исследователю глаза: в статье, по форме написанной от имени Иисуса Христа, прямо говорится: "Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, в силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их покрову Матери Моея Пречистыя (выделено мной - А.Ж.), не ты ли возлагал заботу о них Моей промыслительной любви..." Как видим, текст, по замыслу автора, исходит от Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа. И упрек автору в том, что в книге не упоминается Имя Господа Иисуса Христа, повисает в воздухе. Но помимо явных придирок есть в данном тексте и аргументы, которые могут смутить кого-то из читателей. Их необходимо оспорить. Приводя доказательство того, что старец Серафим не мог быть автором этой работы (см. выше о том, был ли он на самом деле автором этого текста, - А.Ж.), В.П.Филимонов пишет: "почитая себя грешнейшим паче всех человек, батюшка Серафим никогда не позволил бы себе говорить от имени Бога. По меткому выражению одного из святых отцов - попытка что-либо говорить от имени Бога есть ни что иное, как литературный папизм". Вроде и не поспоришь с этим высказыванием исследователя. Но на самом деле христианская письменность (не только Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета, где таковые случаи приводятся во множестве) знает и другие тексты, в которых Бог прямо обращается к людям. Пророк говорит не от себя лично, а от Бога. Пророческим даром несомненно обладали как старец Серафим, так и Митрополит Мануил. Но дело даже не только в этом. Каждая душа христианская в минуты духовных взлетов не только беседует с Богом, обращаясь к нему в молитве, но и может получать от Него ответ на свои духовные сомнения, духовные поиски. Тем более, в данном случае речь идет о великом подвижнике Православия, Епископе, Исповеднике. Человеке, своей праведностью стяжавшем благодатные дары Святого Духа. Не мог он зарыть в землю данный ему "талант" - сокровище живого слова Божьего, открытого ему на молитве, сообщенного ему через посредство духоносного старца-схимника. Конечно, такие духовные взлеты - единичны и исключительны в истории Церкви. Это Библейские пророки часто слышали слова Бога, обращенные к ним и оглашали их людям, поскольку были они сказаны не для одного человека, а для тех верующих, которые окажутся способны "вместить"... Никакого отношения к "папизму" работа "От Меня это было" не имеет. Митрополит Мануил свои молитвенные беседы с Богом в первую очередь записывал для себя и для небольшого кружка своих духовных чад, а о публикации таких работ в церковной периодике того времени не могло быть и речи. Уже значительно позже эта работа и его дневники, также построенные в форме беседы Бога с душой подвижника, конечно, по особому Промыслу Божию, стали доступны для широкого читателя.
Второй, и тоже веский с виду аргумент: "По слову так называемого завещания, Бог - это, прежде всего суровый воспитатель, использующий различные методы наказания, ибо Он другими способами вразумить человека и "привлечь мысли его к Себе" не может. Человек же, будучи "слепым орудием", только через ниспосылаемые ему наказания должен познать, что он находится в "зависимости от Бога", - пишет В.П.Филимонов. Что тут сказать? Создается впечатление, что автор этих слов желает в деле спасения совместить "приятное с полезным", что, конечно, далеко не всегда удается на действительном пути человека к Богу. По верному замечанию исследователя духовного наследия Митрополита Мануила, самарского священника Михаила Мальцева, смысл этой работы в том, как дорога, как драгоценна душа человеческая в очах Божиих. Не о слепом послушании, не о "воспитании кнутом" идет здесь речь, а о Божественной любви, готовой излиться на человека, способного ответить на зов Божий. "Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя", - говорится в первых строках этого произведения.
Какую огромную, поистине нечеловеческую любовь нужно иметь к своему созданию, чтобы сказать так, как это сказано в рассматриваемом произведении : "Все, касающееся тебя, касается и Меня"! Где тут "различные методы наказания", на которые ссылается исследователь? Где "суровость воспитателя"? Все это растворено в неизреченной Божественной любви.
Великий и вечный смыл этой работы, который и привлекает сердца читателей -уже нескольких поколений христиан, - в том, что Бог близок к каждому из нас, Он стучит к нам в сердце, заходит в каждый дом, Он рядом во всех будничных и великих обстоятельствах нашей жизни. И Он всегда готов услышать нас и прийти на помощь. Важно лишь, чтобы мы не отринули от себя сей безценный дар Божественной любви.
Все: и скорби, и радости, и потери и обретения - "От Меня это было". Все это от Того, кто есть, был и будет. И потому не столь важно, кто автор этого, поистине Богодухновенного текста. Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.

Антон Жоголев

"Благовест" - Православная газета. 30.11.2001

стихи преподобного Серафима Вырицкого

Слава Великому Господу Богу !
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.

Ты в моей жизни едина надежда,
В скорбях, болезнях тобой я живлюсь.
Будь Ты мне радость, покров и одежда,
Сам на всю жизнь я Тебе предаюсь.

О, мой прекрасный и чудный Спаситель,
Дай мне Твою благодать.
Ты в моей жизни единый Учитель,
Был Ты всегда мне отец мой и мать.

Славой Небесной всегда восхищаюсь,
Жизнь суетой не прельщает земной,
Духом и сердцем своим устремляюсь,
К жизни Небесной с ее красотой.

Там в Небесах все святые соборы,
И мириады бесплотных духов,
Все воспевают божественным хором :
"Свят, Свят, Свят наш Господь Саваоф !"

Там у престола Великого Бога
Божия Матерь стоит,
В Славе Величия, в Силе Божественной
Жизнь нашу грешную в мире хранит.

Дух мой и сердце всегда веселится,
Ты мой Создатель и Бог и Отец .
И душа моя грешная к Небу стремится,
Там всем скорбям и болезням конец.

Слава Великому Господу Богу !
Радостно дух мой воспой.
Сердцем стремлюсь я к Святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой.
30-е гг.


И в радости и в горе монах, старик больной,
Идет к Святой иконе, в саду, в тиши лесной.

Чтоб Богу помолиться за мир и всех людей,
И старцу поклониться о Родине своей.
Молись Благой Царице великий Серафим,
Она Христа десница, помощница больным.

Заступница убогих, одежда для нагих,
В скрбях великих многих, спасет рабов Своих.
В грехах мы погибаем, от Бога отступив,
И Бога оскорбляем в деяниях своих.
1942 г.

Отче Серафиме, моли Бога о нас, грешных!
:wub:

еще дополню
Митрополит Мануил Лемешевский

Избранные места из дневника (беседа с Богом)

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

***
Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

***
Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего — и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.
Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.
Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

***
Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо вечером водворится плач, а на утро радость (Пс. 29, 6).
Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

***
Ободрись, усталый путник!
Положись на Мою заботливую руку о тебе!
Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.
Следуй за Мною.
Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

***
Победи, — говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, — повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.
Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.
Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

***
Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.
Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.
Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.
Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!
Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.
Что тебе сейчас остается?
Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

***
Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают... Когда работа идет точно, легко — мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.
Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

***
Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.
Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, — разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

***
Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.
Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.
Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.
Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.
Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность — как главный стимул modus vivendi.
Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.
К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это — основная черта его характера.

***
Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.
Айрим
Аватара
Сообщения: 8623
Темы: 81
Зарегистрирован: Чт, 16 февраля 2006
С нами: 19 лет 4 месяца


Вернуться в Религии и духовные традиции: Христианство

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron