Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум rita123

Модератор: rita123

  • 1

#1 rita123 » Пн, 29 декабря 2014, 23:02

Сегодня узнала

Алексей Володин

23 December 2014 St. Petersburg, Russia
Mariinsky Theatre Symphony Orchestra/Valery Gergiev
Chopin: Piano Concertos nos. 1 and 2

Даже если б узнала раньше.. что ж я в Питер поеду? :cry:

И вряд ли он теперь привезет Шопена .. мои любимые концерты :cry: :cry: .. в Москву. :cry: "Диск с музыкой Фридерика Шопена был удостоен пяти звезд журнала Diapason."

Ну, что ж будем утешаться разговорами :smile: Если вы прослушали восхитивший вас концерт, расскажите нам. Если купили книгу об искусстве, расскажите о ней. Можете рассказать об обучении и воспитании талантов, расскажите .. :angel:
И конечно давайте будем слушать :angel:

флудить можно сколько угодно, но на тему искусства :wink:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев


Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#61 rita123 » Сб, 25 апреля 2015, 11:46

мой любимый балет, хотя образ ... :wacko:
phpBB [media]
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#62 rita123 » Пт, 8 мая 2015, 11:02

Кит Джа́рретт (англ. Keith Jarrett; род. 8 мая 1945, Аллентаун, Пенсильвания, США) — американский джазовый музыкант-исполнитель и композитор.

...В 70-е же годы главной для Кита стала идея сольных фортепианных импровизаций. С 1973г. он начал давать концерты, на которых, оставаясь один на один с залом, словно шаман, завораживал публику с помощью только лишь «Стейнвея», щедро обрушивая на нее потоки своего музыкального сознания. В импровизациях Джарретт не отталкивался от какой-то определенной темы или популярного стандарта и в то же время в его музыке можно было услышать отголоски самых разнообразных направлений, вплоть до рэгтайма и даже африканской традиционной музыки. Все это сплавлялось в абсолютно индивидуальную, необычайно сильную по энергетике и богатую по ритмической структуре импровизацию. Можно сказать, что Джарретт создал свой стиль, оставшись в то же время единственным его представителем. Подражать ему было невозможно. Да и сам Кит вряд ли смог бы рационально объяснить, как рождается его импровизация. В одном из интервью он вспоминал в этой связи разговор с Майлсом Дэвисом времен их совместной работы: «Майлс спросил меня однажды: «Как это у тебя получается играть так спонтанно?» Дело в том, что я уже тогда временами играл соло. Я ответил: «Не знаю. Наверное, было бы очень плохо, если бы я мог все это объяснить.» ..

.. Наверное, несмотря на всю техническую изощренность звукоинженеров ECM, какая-то часть волшебства, возникающего на живом концерте, утрачена в записи. Тем не менее, нельзя не упомянуть такие его записи, как Koln Concert, ставший для Джарретта абсолютным бестселлером, комплект из трех LP Solo Concerts, увековечивший выступления в Лозанне и Бремене, Paris Concert и La Scala. В 1976г. Айхер пошел на беспрецедентный шаг, издав полную запись всех пяти концертов, данных Джарреттом в ходе турне по Японии, в комплекте из десяти (!) виниловых дисков под названием The Sun Bear Concerts. И хотя комплект стоил тогда 75 долларов, он тоже вошел в число самых популярных в дискографии музыканта. Совершенно необычна и история еще одного, студийного концерта Кита Джарретта. В том же 1976г. он работал в Париже над звуковой дорожкой к одному фильму, продюсером был, естественно, Айхер. В перерыве записи Джарретт подошел к стоявшему в углу роялю и начал, что называется, для души, импровизировать. Айхер отреагировал молниеносно. Он немедленно отдал команду к записи. Так, всего лишь за несколько часов, родился диск Staircase...

..Выступать с концертами классической музыки Джарретт начал в 1976г. Для него это был желанный, но трудный шаг. В академических кругах он выглядел белой вороной и далеко не все здесь доброжелательно отнеслись к появлению чужака, какого-то джазового импровизатора, осмелившегося прикоснуться к вечному. И здесь Джарретт оказался один, но это одиночество было холодным и почти враждебным. Возможно учитывая все это, начинал Кит с исполнения музыки не самых известных, а следовательно не очень привычных для слуха законодателей академических мод, композиторов. Это были сочинения Лу Харрисона, австралийки Пегги Гранвилл-Хикс. Но потом пришел черед и классиков: Баха (Хорошо темперированный клавир, Голдберг-вариации, Французская сюита и др.), Шостаковича (24 прелюдии и фуги, оп.87), Моцарта, Генделя, Хиндемита.

phpBB [media]
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#63 rita123 » Пн, 18 мая 2015, 23:36

Большой зал консерватории, Денис Мацуев, камерный оркестр "Вена-Берлин", 18 мая.

Программу открыл концерт Шнитке. И это правильно - чтобы люди не сбежали. Какофония была вполне терпимой. Под эту музыку злодей мог бы коварно приближаться к жертве, потом делать своё черное дело и медленно, почти торжествующе, исчезать в тумане. Если бы меня спросили, кого я хочу услышать, то Шнитке был бы вторым с конца, пропустив вперед Денисова ))
Но как "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная...»", так же занимательно было следить за звукоизвлечением Дениса Леонидовича.

Концерт №1 для фортепиано, солирующей трубы и струнных Дмитрия Шостаковича Денис Мацуев исполнял эмоционально и увлеченно. Но мне смена выражений на его лице напомнила мальчишку, забравшегося в чужой яблоневый сад, да простят меня музы)) Это был мой первый Шостакович в концертном зале, и, кажется, мы "подружимся". Впечатления самые разные : от блаженно-закрытых глаз до полного пробуждения под партию трубы - заслуженно Денис целовал и обнимал Габора Таркови (Венгрия).

Что исполнил Денис Леонидович на "бис" я пока не знаю, но есть предположение, пойду прояснять на ютуб. Нам не сравниться с солистами-пианистами в музыкальной эрудиции, поэтому когда "бис" не объявляется, я воспринимаю это, как игру и вызов, и стараюсь найти произведение.

Второе отделение было целительным и мечтательным - Петр Ильич Чайковский в исполнении камерного оркестра "Вена-Берлин". Не обошлось без смешинок. Только я порадовалась, что в Элегии в длинной тихой паузе никто не сорвался в аплодисменты (думаю, ах, какая грамотная публика осталась в зале!)), как в Финале.Tema Russo (Andante) в крохотной ..даже не паузе ..кто-то пытался похлопать ))

Не верилось, что "Вена-Берлин" трижды выйдет всем составом, казалось они ушли совсем, народ тоже ..под-ушел)) Но они вышли, сели после третьего выхода и исполнили aрию Гремина «Любви все возрасты покорны...» с такой глубокой проникновенностью, что слова (под угрозой расстрела бы не вспомнила) сами всплывали в памяти.

Концерт получился прелестным своей чужеродностью и чужеземностью : малознакомые композиторы, непривычный звук инструментов камерного оркестра, даже Петр Ильич Чайковский был исполнен немного с "акцентом" - с ноткой европейской сдержанности.

Бонус - мне повезло с соседями. Места рядом заняли две дамы. Одна была невыразимо стильной: вся в черном от густой туши на ресницах до туфелек, лишь, светлым пятном необработанные камни в браслетах. Но на нее было приятно смотреть, приятно слушать, чуть скорбный рот, спокойный взгляд, ничему не удивляется, даже моей тотальной жизнерадостности. В антракте мы с ней прогулялись на первый этаж. И она поделилась со мной мыслью, как попасть в Большой театр, не разорившись, рассказала об опыте своей соседки. Я "сохну" по балету ))
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#64 rita123 » Ср, 20 мая 2015, 3:59

Надежда Ж. :

Ребята, это одна из "римских зарисовок". Простите. что длинно... Без претензий на "рецензию", "статью" или эссе... Не было сил довести до совершенства))) Спасибо тем, кто дочитает до конца...

Собиралась писать о Риме, но прежде, хочется поделиться впечатлениями от сольного концерта Алексея Володина … А они не только от музыки, но и от публики тоже… Италия, знаете ли)) Итак, 13 февраля, 20.15, Teatro Argentina. Само здание театра - снаружи вполне обычное и напоминает банк или офис. Прямо напротив входа - место, где убили Цезаря и большая автобусная остановка... Афиш я не обнаружила, однако, в кассе была приличная очередь, в лучших традициях БЗК. На этом все параллели с БЗК и заканчиваются… То была итальянская очередь! Слушатели от 18-ти до 98-ми страстно обсуждали, почему в Риме и именно 13 февраля, оказался Алексей Володин. Версии - от Олимпиады до дня св.Валентина. Радостно сошлись на «From Russia with love», но тут дотошная тетенька гордо помахала буклетом и прочитала вслух, что Алексей некоторое время учился на озере Комо. Радостный вопль: «так он же наш, итальянец», заставил публику активизироваться и покупать билеты поближе и подороже))). В зал все ввалились будучи уже совершенно родными друг другу. Основную часть сцены закрывал глухой «пожарный занавес» из куска железа… Железо было художественно подсвечено))) Я подумала, что Алексею, чтобы попасть к роялю, придется проходить сквозь стену, как в старом кино)))… Перед первыми рядами прохаживался «ключник» в кроваво-красных штанах, который причитал: «сколько народу! Неужели серьезно пришли Баха слушать?» Тут в зале напряглись и решили, что неплохо бы узнать программу концерта. Ранее такая мысль никому не приходила)) В 1 отделении были «Гольдберг-вариации». Нервный француз (слева от меня), который подарил своей девушке билет на концерт, (а она впервые слушала живого пианиста), спросил меня - очень ли это страшное произведение… Типа, не испугает ли оно тонкую влюбленную душу...Тугоухая бабушка (сзади) поинтересовалась у своей дочери, (внимание!!!) - тот ли это Бах, который написал «к Элизе»… Впереди сидела преподавательница музыкальной школы, она высказалась в том духе, что невозможно сыграть «Гольдберг-вариации» целиком, не запутаться и не ошибиться… Иные ждали Шопена и были удивлены, что он будет только в конце… Атмосфера накалялась, словно на футбольном матче… Мне вспомнился Ираклий Андроников, «В первый раз на эстраде», и дирижер Гаук с вопросом: «Что же ты им там наплел про Танеева, как мне его теперь трактовать-то…» ))) Свет погас, без трех звонков и объявлений, без просьб выключить телефоны… Думаю, Алексей Володин не предполагал, до какой степени ему предстоит открыть народу Баха. Сказать, что слушали внимательно от начала и до конца, будет неправдой. Отвлекались и, конечно, кашляли. (И в Европе есть свои "астматики"). Но «отвлечение» было коротким, а телефоны не зазвонили ни разу!!! Если говорить о своих ассоциациях, показалось, что Бах писал симпатическими чернилами. Музыка словно проступала, проявлялась постепенно, «догоняла» и накрывала тебя с головой. Особенно ценны были моменты пронзительной тишины в зале. Как будто вы оказались в пустой церкви, или в филармонии глухой ночью. Звучит рояль, и ни одного шороха… Аплодисменты в конце были очень интересны – люди, словно, удивлялись себе. Они не ожидали, что смогут понять, выслушать, но у них получилось… Я «болела» и за них, и за Алексея… Про второе отделение скажу, что за такие «Отражения» Равеля, французы сразу должны были бы дать Орден Почетного Легиона! Или придумать другой какой орден))). Шопен стал вершиной этого необычного знакомства публики с Артистом. Три «биса»... Правда, дедушка с бородой «а ля Джузеппе Верди» посетовал: «Что кричите «браво!», молодой он еще, не до такой уж степени великий…» Выходя из зала, все улыбались. Над Teatro Argentina кружила чайка. Видимо та самая, которую накануне я видела на площади у Собора Св.Петра…))) Чайка полетела назад, в сторону Ватикана, ей тоже оказался любопытен этот русский пианист с итальянской строчкой в биографии)). Дедушка с бородой уходил, насвистывая As-dur-ный полонез, который так не хотел слушать «на бис»…
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#65 rita123 » Ср, 20 мая 2015, 23:37

Ганчикова Елена об Алексее Володине

"Ну, пианисты его знают и все, с кем я обменивалась на эту тему, его признают. Парижская фортепианная публика уже признала, там есть одна подробность, я в статье объясню. А более широкая публика признает за год- два я думаю. Он завоёвывает сердце (простите за сентиментальность) сразу и навсегда. И потом у него есть редкое свойство- он совершенно без шизы. Самые лучшие пианисты одновременно ещё и наводят на размышления на тему что лучше быть нормальным и здоровым или гениальным и больным. А он нормальный и гениальный. Это большая редкость"
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#66 rita123 » Пт, 22 мая 2015, 21:01

Григорий Соколов, если судить по его сайту, в России дает один концерт в год, в Питере!

Алексей Володин чаще бывает на сцене концертного зала Мариинки, чем КЗЧ !

Антон Лубченко оперу С.Прокофьева привезет в Мариинку.

Придется протаптывать дорожку в Питер :smile:

Первый концерт - 23 июля, сольник Алексея Володина. На работе махнули рукой - езжай! :hi-hi:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#67 rita123 » Чт, 11 июня 2015, 3:12

10 июня, КЗЧ, Владимир Юровский

Первое, что заметила : в зале почти не было случайной публики, иная атмосфера, очень высокий уровень Единства. Владимир Юровский замечательно начал рассказывать, С. Прокофьева после его представления начала уважать, а не только интересоваться его музыкой. С первыми звуками поняла, что сегодня музыку не слушаю, и даже не впитываю, впитывается она сама.

Поймала себя на том, что смотрю на плечи молодого мужчины чуть справа передо мной, дышу в такт его дыханию, и вообще как-то приятно на него смотреть. Удивилась (с моими -8,5 заметить чье-то дыхание нереально). На автомате просканировав окружающих заметила, что прямо передо мной аж трое молодых мужчин. Но двое не вызывали никаких чувств. Взгляд снова вернулся к третьему. Когда так явно идут тонкие ощущения, возникает соблазн немного поанализировать. Я смотрела на спины двоих и пыталась понять, что же я улавливаю..особое, в чём разница? Не поняла. Двое земных, с которыми никакого контакта. А третий .. в душе просто со свистом летела чистота, когда я на него смотрела. "Ангел"..что-то ангельское было во всей осанке..ещё раз пробежала глазами по всем троим..нет, только он фонил чем-то особым для меня. Чувствую, что моё поле просто распахнулось. Перестала думать, просто "дышала" взглядом, знаю, что очень нечасто встречаются люди, которым открывается ..даже не душа, потому что душа предполагает осознанность, а что-то более глубокое во мне... Интересно стало увидеть лицо, в антракте увижу ..ах, да, я опоздала, вошла и поднялась по лестнице к своему ряду в темноте, смотря под ноги.
Вдруг, он на секунду оглянулся на мою соседку : женщина, по-моему, в состоянии крайней усталости весь концерт засыпала..на неё уже все по разу оглянулись, и сидела она на моем законном месте :smile: Мелькнул профиль, темные глаза..похож?! кажется, он очень похож на одного из моих любимых пианистов. Но это же не реально! В зале 1,5 тыс человек :smile: Рассеяно, абсолютно не веря, смотрю на руку ..пианиста? нет обычная, не пианистическая :smile: серебристые часы на левой руке..прикидываю рост.. высокий, но не такой высокий, как "он".. В антракте спускаюсь по лестнице и останавливаюсь, смотрю в лицо.. Если бы он сказал "Вы обознались" - поверила бы без сомнений, мало ли похожих людей и цвет глаз я так и не увидела! Но он улыбнулся. Радость-то какая увидеть! Мне всегда было интересно, а какие концерты слушают музыканты (если не по приглашению музыкантов-друзей :wink: ). А тут я не только знаю теперь, я даже видела, как он слушает :smile: И обронил замечание о концерте. :yahoo:
В антракте позвонила нашей общей знакомой "Угадай ..с одного раза!, с кем у меня рядом места?!". Она секунду помолчала "Не может быть! Это же один шанс на ..". :smile: Мы с ней математики :smile:

Слетала в кассу, выкупила забронированный билет на 21 июля: два любимых концерта 1 ф-н Чайковского и 2 ф-н Рахманинова, последнее событие сезона, после которого филармония закроется на месяц. Наверно, я бы очень грустила, но у меня большие творческие планы, грустить без музыки летом я не собираюсь!

Прослушала второе отделение, третье (!) - запись есть, слушайте, Владимир Юровский подобрал роскошную программу! В какой-то момент его рассказа я почувствовала огромную благодарность к нему, что он говорит с нами, что он делится своими(!) мыслями, что он ..с нами! В третьем отделении он слушал музыку, но не уходил со сцены. Сидел там, откуда выходят музыканты, и смотрел ноты.
Владимир Юровский и ещё трое музыкантов остались на короткую беседу после концерта... Без 5 минут полночь Владимир порадовался таким преданным слушателям, и сообщил, что клятвенно пообещал администрации закончить концерт.. сегодня :hi-hi:

Прекрасный человек, необычный. Я ни разу, кажется, не слышала его до сих пор. Сегодня он вошел в мое сердце надолго. И сегодняшний концерт первый с 26 мая, когда я смотрела на сцену без старательно игнорируемой душевной боли, когда на сцене нет рояля, а за роялем нет Алексея Володина.

В этом абонементе ещё три концерта!!!

Огромная благодарность администрации филармонии, что разрешают такие концерты! Схожу на сайт филармонии, напишу!!!

Интересно только, в каком зале будет проводить Владимир концерты этого абонемента через пару-тройку лет? Ведь, КЗЧ всех желающих просто не вместит! :smile:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#68 rita123 » Пн, 22 июня 2015, 20:11

Сейчас проходит второй тур конкурса им. Чайковского.

Алексей Володин, первая премия Геза Анда 2003 г
Дебарг. Я не знаю, гений он или нет, по-моему, это не имеет никакого значения. В его игре не слышишь ни рояля, ни "исполнение", но в ней живет сама музыка и это потрясает абсолютно.

Варвара Непомнящая, первая премия Геза Анда 2012 г
Обычно, когда мы слушаем пианистов, мы восхищаемся (или возмущаемся) тем, что они делают - владением инструментом, техникой, звуком, способностью к концентрации, продуманностью исполнения.
А вот после Метнера и Равеля, исполненных вчера, не хочется словесно восхищаться и вообще что-либо говорить. Хочется включить и переслушать снова и снова.
Какая Музыка, боже мой...

Иван Федоров, глав ред Бельканто.ру
Итак, нынешний конкурс Чайковского может уже гордиться одним открытием — пианиста Люка Дебарга! Не сомневаюсь, что при любых конкурсных раскладах он уже стал любимцем русской публики. Этот музыкант живет в музыке, проливает в ней не бутафорскую кровь, он интересен каждой нотой. Отдельное спасибо за фа-минорную Сонату Метнера.

Константин Шамрай
Во-первых, изысканный, творческий выбор программы, во-вторых, не отрываешься ни на секунду. Метнер - всегда риск, его музыка становится ясной и понятной широкой публике только, когда исполняется исключительно хорошо! Ко всему прочему, невозможно поверить, что человек так играет, начав профессионально заниматься в 20 лет!! Настоящий Музыкант

Екатерина Мечетина
Обычно, когда мы слушаем пианистов, мы восхищаемся (или возмущаемся) тем, что они делают - владением инструментом, техникой, звуком, способностью к концентрации, продуманностью исполнения.
А вот после Метнера и Равеля, исполненных вчера, не хочется словесно восхищаться и вообще что-либо говорить. Хочется включить и переслушать снова и снова. Какая Музыка, боже мой...

Ирина Бурова
Слушаю продолжение 2-го тура. После Люка слушать никого не возможно- колотят мальчики в рояль и все.С Дебаргом речь идет не о школе,трактовке и.т.п.Он один такой, он не гений, он, как шутит сейчас молодежь: уровень-бог. Он не думает о конкурсе, он-далеко. он- глубоко в себе и в музыке. он играет , рождая ее сейчас. И апплодисменты ему нужны-как подтверждение того,что его понимают. А так- у него нет сил и желания их слушать.

Елена Билибина
Дебарг - фантастика, тем более, что начал профессионально заниматься всего 4 года назад. Слушала его в зале - впечатление колоссальное. Сам Люка говорит, что Равель и Метнер - его любимые авторы, поэтому он хотел сыграть хорошо. А получилось - превосходно. Завтра ждем концерт Моцарта№ 24 до минор. Преподаватель Люка - Рена Шерешевская тоже в Москве, прилетела после отборочного тура. А как продуманно построили они программу 1 тура - закончили "Сентиментальным Вальсом" Чайковского - опять таки 100% попадание в романтический стиль пианиста.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#69 rita123 » Пн, 22 июня 2015, 20:12

ессно есть прямая трасляция и есть архив всех выступлений во всех турах

http://tch15.medici.tv/ru/

Выбираете ф-н трансляция или архив, далее по исполнителям

Дж Ли, Лукас Генюшес, Сергей Редькин тоже очень неплохи.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#70 rita123 » Ср, 24 июня 2015, 23:59

Пианизм контрастов и крайностей
23 июня 2015, Гюляра Садых-заде

Нынешний, XV конкурс имени П.И. Чайковского останется в истории как экстраординарно сильный по составу участников. Беспрецедентно высокий уровень отчасти объясняется тем, что впервые было проведено предварительное прослушивание конкурсантов «живьём». Перед сокращённым составом жюри из четырёх человек сыграли 55 соискателей. Выбор оказался непростым; пришлось отсеять многих, даже лауреатов престижных конкурсов. В итоге на первый тур прошли 36 человек вместо положенных 30 – у жюри рука не поднималась отсеивать талантливую молодёжь.

В Большом зале Московской консерватории на первом туре на вечерних прослушиваниях яблоку негде было упасть, да и на дневных, даже в будние дни, народу собиралось экстремально много. Та же картина наблюдалась на прослушиваниях скрипачей в Малом зале Консерватории. Но традиционно наибольший интерес вызывали состязания пианистов.

Лично я следила, каюсь, только за состязаниями пианистов, все пять дней, что длились прослушивания первого тура, прилипнув к экрану ноутбука. Это главная, очень важная особенность нынешнего конкурса: он широко представлен в сети трансляциями по всем специальностям. И продумано всё великолепно: трансляции – это настоящий подарок для меломанов, не имевших возможности приехать в Москву. Количество просмотров по окончании первого тура перевалило за два миллиона – и кто-то говорит после этого, что популярность классической музыки падает?

Только когда воочию видишь, как волнуются конкурсанты, делая глубокий вдох перед выходом на сцену, будто собираются нырнуть в омут, как они украдкой осеняют себя крестным знамением или целуют ноты, отдавая дань суеверию, – тогда понимаешь, как это трудно и страшно – выйти в переполненный зал, откуда на тебя устремляются сотни изучающих глаз. Каждый играл на первом туре сложнейшую программу на 45–50 минут. Бах, три этюда – Шопена, Рахманинова, Листа, ещё классическая соната, пьесы Чайковского…

Результаты первого тура, как водится, удовлетворили не всех, впрочем, при оглашении списка 12 участников прошедших на второй тур, бурного возмущения и скандалов не случилось. Мой личный список совпал со списком жюри ровно наполовину. Похоже, соображения политкорректности отчасти возобладали над соображениями художественности. Вот и получилось, что шестеро отобранных оказались россиянами и шестеро – из других стран: Германии, США, Франции, Польши и Литвы. Притом что Лукас Генюшас представляет, строго говоря, две страны: не только Литву, но и Россию. Он учился в Москве, в классе профессора Веры Горностаевой, своей бабушки.

Такой сбалансированный по географии выбор навевал мысли о том, что жюри было рекомендовано подчеркнуть международный статус конкурса. Сделать это чрезвычайно трудно: в списочном составе фигурировали 22 российских пианиста, и практически все – очень серьёзные, технически подкованные музыканты.

Вторая отличительная особенность нынешнего конкурса – на нём подозрительно мало представлены выходцы из стран Азии: Южной Кореи, Китая, Японии, Таиланда. На прошлом, XIV конкурсе призовые места уверенно занимали азиаты. У них выдержка и выучка, как известно, покрепче, чем у россиян и европейцев, зато по части индивидуального прочтения, оригинальности мышления они европейцам уступают. В этот раз, похоже, на азиатов была введена негласная квота.

Открытием и бесспорным фаворитом конкурса пианистов совершенно неожиданно для всех стал француз Люка Дебарг. И первый, и второй туры Дебарг отыграл так, что овации зала долго не смолкали. 24-летний юноша с уникальным слышанием: налицо все признаки гениальности. Внутренний огонь, что пылает в нём, буквально сжигает и его самого, и публику. Он играл, словно входя в мистический транс, не думая ни о жюри, ни о публике, ни о впечатлении, которое производит. К сведению: если верить биографии Люка, всерьёз он начал заниматься на рояле только с 20 лет.

Очень высокие шансы на победу у Лукаса Генюшаса. Серьёзный, сильный, волевой музыкант с маскулинной манерой игры, он умеет быть нежным и лиричным.

И ещё два участника привлекли моё внимание – это петербуржец Сергей Редькин, студент профессора Александра Сандлера в Санкт-Петербургской консерватории, и москвич Дмитрий Маслеев, окончивший Московскую консерваторию в классе профессора Михаила Петухова. Оба – очень милые, музыкальные юноши, обладающие тонким лирическим чутьём и очень хорошо оснащённые технически.

И это – третья особенность нынешнего конкурса Чайковского. Точнее, конкурс выявил очень важный тренд: общий пианистический уровень участников вырос неизмеримо. Нынешняя генерация молодых пианистов сочетает феноменальную технику с очень ярким эмоциональным прочтением музыки. Раньше существовало негласное деление пианистов: этот виртуоз, но с музыкальностью не очень. А тот – музыкальный, умный, эмоциональный, но, к сожалению, техника подкачала. Сейчас в рядах нового поколения произошёл таинственный синтез двух сторон пианизма, и эволюция шагнула на новую ступень.

Похоже, выросло новое поколение пианистов, которым доступно то, что было недоступно их старшим коллегам. И эти новые пианисты не боятся ни запредельных скоростей, ни зашкаливающей звучности, ни экстремально замедленных темпов, ни угасающего до неразличимости пиано. Они играют вызывающе ярко, ораторски броско, не боясь упрёков в «неакадемичности».

Так что пианизм XXI века, как показал нам Конкурс имени Чайковского, – это пианизм контрастов и крайностей.

http://nvspb.ru/stories/pianizm-kontrastov-i-kraynostey-58031
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#71 rita123 » Чт, 2 июля 2015, 1:52

© Tchaikovsky-2015

Гул затих. Валерий Абисалович Гергиев вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку Большого зала консерватории, председатель оргкомитета XIV Международного конкурса имени Чайковского напряженно вслушивался в игру своих лауреатов — тех, кому жюри доверило восстановить реноме одной из ключевых отечественных культурных институций. Наблюдать за музыкой гергиевского лица было подчас куда увлекательнее, чем внимать победителям, — уж слишком много разных эмоций и мыслей транслировала его мимика: не подвели ли именитые судьи, на приглашение которых потрачено столько организационных усилий? Соответствуют ли отмеченные исполнители былому и как будто бы навсегда утраченному престижу конкурса? Неужели правы были те, кто полагает, что все антикризисные труды пошли прахом?
Четырехлетней давности мизансцена, материализовавшая колоссальное напряжение, под знаком которого прошел предыдущий конкурс Чайковского, за последние недели вспоминалась не раз и не два — в этом году у Валерия Гергиева определенно есть сразу несколько поводов в кои-то веки расслабиться. Не то чтобы обошлось совсем уж без скандалов и невнятностей — но какой без них конкурс. Да, недоумение вызывает до обидного низкий уровень лайнапа у вокалистов, совсем уж оскудевшего к финалу без победителя позапрошлой «Опералии», обаятельного китайского баритона Ао Ли. Да, похоже на то, что в эпоху санкций патронируемый правительством РФ конкурс Чайковского вновь, как и во времена холодной войны, стал инструментом культурной дипломатии: трудно избавиться от ощущения изрядной искусственности многих решений фортепианного жюри — нескольких участников второго тура из США, Польши и Германии по-хорошему стоило бы отсеять еще после отборочных прослушиваний.

При всем при этом с точки зрения прозрачности и открытости процедуры Tchaikovsky-2015 создает вполне удивительный для сегодняшней России прецедент — и трудно сказать, что тут производит более сильное впечатление: заинтересованная ли доброжелательность, с которой пресс-служба конкурса реагирует едва ли не на каждый чих в Фейсбуке, спокойная откровенность, с которой члены жюри комментируют повестку дня, или, наконец, официально публиковавшиеся таблицы с оценками не прошедших во второй тур участников соревнования. Прибавьте к этому и близко не снившийся конкурсу в девяностые и нулевые повышенный уровень внимания международного сообщества — подогреваемый, конечно, выдающимся качеством онлайн-трансляции прослушиваний платформой Medici.tv — и получите исчерпывающую картину менеджерского триумфа Гергиева и компании. Перезагрузка, так сказать, завершена: гигантская конкурсная машина, если наблюдать со стороны, работает как часы — и эти часы впервые за несколько десятилетий показывают точное музыкальное время.
Событием Пятнадцатый стал уже в первом туре, когда в Большом зале консерватории выступили в порядке жеребьевки Юрий Фаворин, Андрей Гугнин, Лукас Генюшас, Андрей Коробейников, Даниил Харитонов и Дмитрий Маслеев — к этому секстету стоило бы справедливости ради прибавить имена Александра Лубянцева, Никиты Мндоянца и Николая Хозяинова, загадочным образом не прошедших сито отборочных прослушиваний, но фигурами умолчания эффектно дополнявших общую картину. Десант, делегированный на нынешний конкурс отечественной фортепианной школой, оказался не просто самым представительным и мощным за все последние годы — он оказался еще и на редкость разнообразным качественно.

Широта стилистического спектра и в самом деле удивительная. От умеренного традиционализма Дмитрия Маслеева — к нездешнему интровертному аналитическому пианизму Юрия Фаворина, к радикальному опыту Андрея Коробейникова с его историческим исполнением Тридцать второй бетховенской сонаты, выбивающимся из горизонтальных рамок конкурсного регламента прямиком в открытый космос. Особняком стоит дебютант Даниил Харитонов с феноменальной для его возраста творческой волей: если в шестнадцать лет пианист способен так сыграть финал «Аппассионаты», в будущем от него можно ожидать очень многого.
Четыре года назад OpenSpace.ru писал о том, что ключевая проблема конкурса Чайковского — в его репертуарной и, шире, политической ориентированности на окончательно вроде бы захиревшую к началу XXI века романтическую художественную парадигму. Пятнадцатый зафиксировал выход на мировую сцену российского музыканта, активно работающего с романтическим дискурсом, осознающего всю его проблемность, критически его переосмысливающего — и тем самым мощно двигающего вперед отечественную исполнительскую традицию. Если вы не слышали конкурсных выступлений 24-летнего выпускника Московской консерватории Лукаса Генюшаса, стоит срочно восполнить упущенное — причем начать следует аккурат с первого тура. О технической перфектности в случае Генюшаса не стоит и говорить: куда примечательнее, например, та железная логика, с которой в бетховенской Третьей сонате он комбинирует сразу несколько различных типов пианизма, переплавляя их в цельный стилевой монолит, — или запредельное количество и качество интонационных «событий», сообщающих музыкальной ткани раннего Бетховена поразительную информационную насыщенность и заставляющих расслышать в ней предугадывание парадоксальности письма поздних квартетов.

© Tchaikovsky-2015
Работа судей любого музыкального конкурса всегда усложнена совокупностью обстоятельств политического толка, но фортепианному жюри Пятнадцатого остается только посочувствовать. С одной стороны, в финальный раунд (или хотя бы во второй тур) соревнований стоило бы пропустить всех шестерых упомянутых выше российских пианистов. Одновременно арбитрам приходилось, очевидно, держать в голове мысль о дипломатической миссии обновленного конкурса с его официальной ориентацией на мультикультурализм — да и игнорировать зарубежных лидеров (идущего по стопам Ланг Ланга американца Джорджа Ли и харизматичного француза Люка Дебарга) было бы не comme il faut. В любом случае арбитры с самого начала оказались в патовой для любого конкурса ситуации выбора не между лучшими и худшими, а, фигурально выражаясь, между желтыми и круглыми — так что еще заочно можно было предположить, что жертвами этой коллизии по сложившейся традиции падут сформировавшиеся оригинальные художники, чья генетика меньше всего совпадает с программным кодом конкурса: в этой роли вновь выступили Юрий Фаворин, на Четырнадцатом не прошедший даже предварительные прослушивания, и не пропущенный в финал Тринадцатого Андрей Коробейников.

В масштабе истории все это, впрочем, мелочи. Куда важнее другое: судя по фортепианному сегменту — а история конкурса Чайковского всегда, как известно, писалась в первую очередь пианистами, — Пятнадцатому удалось не просто совпасть с пульсом и духом времени, но оказаться con tempo, продемонстрировав вполне исчерпывающий спектр процессов, происходящих сегодня в российском исполнительстве. Конкурс не одиночек, но поколения, конкурс командного зачета, Пятнадцатый стал знаковым событием, впервые за много лет давая пищу для размышлений собственно о музыке — и уж потом только о том, что (или кто) ее окружает. Каким бы ни оказался объявленный сегодня вечером судейский вердикт, нынешний конкурс уже определенно вошел в историю несхожестью почерков его протагонистов и разностью их творческих стратегий: отродясь такого не видали — и вот опять.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#72 rita123 » Чт, 2 июля 2015, 1:53

1-я премия — Дмитрий Маслеев
2-я премия — Джордж Ли
2-я премия — Лукас Генюшас
3-я премия — Даниил Харитонов
3-я премия — Сергей Редькин
4-я премия — Люка Дебарг

:sun:

Ни один прогнозист из музыкального мира не просчитал Маслеева :wink: Маслеев по какой-то странной причуде жеребьевки выступал в финале последним. Публика вызывала его четырежды. Несмотря на рафинадную внешность, парень из прочного материала.
А вот Ли, Генюшас и Дебарг точно в лунку.
И Харитонова дружно ставили на первое место, видимо, полагая, что его группа поддержки столь уважаема, что первая премия у него в рукаве.

Валерию Абисаловичу Гергиеву, виват! :wub:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

  • 1

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#73 rita123 » Сб, 4 июля 2015, 0:20

Сегодня доставили Roland F-130R. Учителя нашла. Потеряна для общества. :roll:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#74 rita123 » Ср, 15 июля 2015, 20:52

Владимир Юровский: «Война и мир», в записи на medici.tv
Цикл из четырех концертов, посвященных 70-летию окончания Второй мировой войны.
В июне 2015 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского прошла серия концертов под названием «Война и мир: музыка 1930-х, 40-х годов и эпохи Второй мировой войны». Серией руководил Владимир Юровский и управлял Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е. Ф. Светланова. Один из самых востребованных дирижеров нашего времени Владимир Юровский, не только дирижирует произведениями Лютославского, Дунаевского, Шёнберга, Бриттена и других композиторов, но и рассказывает исторический контекст произведений. У Вас есть возможность не только посмотреть концерты, но и восхититься исторической и литературной эрудицией Владимира Юровского.

Концерты были потрясающие! :yahoo:

Я все 4 дня видела одного известного пианиста, всё пересекались и пересекались,мигрируя по залу ежедневно в трех отделениях. И последний вечер после симфонии Шостаковича мы оба были такими впечатленными, что и пытались пообщаться, но посмотрели друг на друг, кивнули и разошлись. Потом в ФБ списались.

В общем, ничего после тех концертов не хотелось.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#75 rita123 » Ср, 15 июля 2015, 20:53

В сентябре 5 концертов фестиваля Плетнева. В двух он дирижер, в двух солист! , в одном исполняет 2 фн Рахманинова :yahoo:
Возможно, билеты ещё можно купить :roll:
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#76 rita123 » Вс, 19 июля 2015, 20:46

Прямой эфир фестиваль в Вербье, Мацуев. Сейчас антракт.

http://ru.medici.tv/#!/verbier-festival-matsuev-tchaikovsky-schumann-stravinsky
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#77 rita123 » Сб, 15 августа 2015, 23:41

Читала об этом, но не видела сюжета, и, даже, не представляла, как это может быть!!! 1000 детей!
Улыбка Валерия Гергиева, когда поднялся занавес!!!
Причем, Валерий Абисалович явно сказал, чтобы снимали детей, а не его: камера , прям, влюбленным взглядом по нему скользнет и к деткам.

https://www.youtube.com/watch?v=m8FS59Tisgo
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#78 rita123 » Ср, 2 сентября 2015, 0:52

умер Оливер Сакс

Спойлер
Ваши книги принесли Вам такую славу, что большинство читателей не осознает, что Вы еще и ходите куда-то на работу. Чем Вы занимаетесь в трудовые будни?
Принимаю пациентов. Некоторые из них живут в домах престарелых или в учреждениях для хронически больных типа больницы «Бет Эбрэхэм», где сорок лет назад происходило действие моей книги «Пробуждение» (по этой книге снят одноименный фильм с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом. — Esquire), или в приюте монашеского ордена маленьких сестер бедняков, с которым я также сотрудничаю почти сорок лет. Кроме того, я веду прием в клинике, а кое-кого навещаю на дому, что доставляет мне большое удовольствие. К примеру, недавно побывал в гостях у дамы из Бронкса, которой свойственна амузия, то есть невосприимчивость к музыкальным тонам и ритмам.
Мир без музыки! Как же она живет?
Это милейшая женщина, умница, в прошлом школьная учительница. С раннего детства она неспособна распознать на слух ни одно музыкальное произведение и, собственно, услышать в нем музыку. Она сама мне пояснила так: «Хотите знать, что я чувствую, когда вы исполняете музыку? Идите на кухню и пошвыряйтесь кастрюлями и сковородками. Именно это я и слышу». Есть люди, почти лишенные музыкального слуха, но это сущая ерунда, по сравнению с полной неспособностью воспринимать музыку вообще, осознать ее суть, которая свойственна этой одаренной во многих отношениях женщине. У нее от сердца отлегло, когда она выяснила, что так называемая наследственная амузия имеет четкий неврологический генез. В прошлом моя пациентка часто ходила с мужем на концерты. Теперь она сокрушается, что ей не поставили диагноз еще 70 лет назад — тогда бы ей не пришлось всю жизнь притворяться и скрывать свое раздражение при первых звуках оркестра.
В Вашей новой книге «Музыкофилия» описывается случай из Вашей жизни: 33 года назад, когда в горах Вы сильно повредили ногу, Вас выручила музыка.
Да, я обнаружил, что на ногу опираться не могу — она безжизненно обмякла, а дело было на высоте пяти или шести тысяч футов над уровнем моря. Никто не знал, где я нахожусь, — мобильников тогда не было, я должен был спасаться от смерти сам. К счастью, у меня был при себе зонтик. Я отломал от него наконечник и наложил шину на ногу. И попытался ползти по склону вниз, отталкиваясь локтями, — довольно утомительный способ передвижения. И тут у меня в голове зазвучала «Дубинушка». На каждый такт этой песни я, поднапрягшись, совершал очередной рывок вперед, и мне казалось, что это музыка тащит меня на буксире. Мое передвижение превратилось в веселый, несложный и слаженный процесс. Ритм все координировал и синхронизировал.
А потом музыка помогла Вам встать на ноги?
Да. После того как я выбрался к людям и мне собрали ногу по кусочкам, в нейрофизиологическом отношении я далеко не сразу вернулся в строй. Если конечность некоторое время бездействует, она перестает повиноваться, так как ее репрезентация изглаживается из образа тела, существующего в коре головного мозга. Чтобы подчинить конечность себе, недостаточно одного усилия воли — нужно обхитрить себя, захватить врасплох. Если говорить о моем случае, то во мне зазвучала, как галлюцинация, музыка с кассеты, которую я постоянно слушал, — скрипичный концерт Мендельсона. Она-то меня и растормошила. Как-то у себя в клинике я осматривал пожилую женщину, которая после перелома шейки бедра перестала владеть ногой, хотя вроде бы все зажило. Никто не мог понять, в чем причина. Но однажды ее нога шевельнулась, и это произошло, когда она слушала ирландскую джигу.
Почему?
У человека существует теснейшая взаимосвязь между музыкой, воображаемой или реальной, и идеей движения. Ты не можешь слушать или представлять музыку, не испытывая при этом моторного возбуждения, и даже если сам ты находишься в неподвижности, двигательный отдел коры твоего мозга все равно шевелится.
Поэтому Вы пишете не только дома, но и сидя на филармонических концертах?
Ну я и в собственном кабинете пишу под включенное радио. И в этом отношении не одинок. Например, Ницше очень любил Бизе и всегда отправлялся на его концерты с записной книжкой. Он говорил: «Слушая Бизе, я совершенствуюсь как философ».
Ритм как костяк для мыслей?
Может и так. Во всяком случае, внук композитора Эрнста Тоха рассказывал мне, что его дед мог услышать последовательность из сотни чисел и немедленно повторить их без ошибки, потому что они тут же превращались в его голове в готовую мелодию.
Вы утверждаете, что музыка помогает мозгу почти во всем: укрепляет память, способствует движению, пробуждает эмоции. Чем это обусловлено?
Как бы ни возникла музыка, теперь она укоренилась в нас и требует, чтобы ей служили очень многие отделы мозга. Единого «центра по делам музыки» у нас в голове нет. Каждым ее аспектом занимается узкопрофильный участок: один воспринимает тональность, другой — ритм, третий — тембр или мелодический рисунок. Кроме того, при звуках музыки мы никогда не бываем пассивны. Мы все время подсознательно предугадываем ее развитие, а такая работа стимулирует и наши лобные доли. Даже для речи мозг задействован в меньшем объеме. Поэтому в нейрофизиологическом плане музыка настолько неистребима. Есть люди с тяжелейшими заболеваниями мозга, которые все равно на нее реагируют. Например, один мой пациент сорок лет страдает болезнью Альцгеймера и совершенно беспомощен во всех отношениях, но продолжает петь в ансамбле а капелла и недавно выступил на профессиональной сцене. Через десять секунд после концерта он начисто о нем забыл. Вы знаете, что мозг музыканта всегда можно опознать, в отличие, скажем, от мозга математика или художника? У профессионалов всегда бывают гипертрофированы шесть или восемь участков: мозолистое тело, некоторые зоны слухового и моторного отдела коры. И это видно невооруженным глазом.
Я была на фестивале журнала New Yorker, где Вы рассказывали, что ритмические движения под музыку спонтанно появляются у любого младенца, но ни один другой вид живых существ не обладает такой способностью. Почему нам повезло?
Только у нашего вида появилась сильнейшая потребность обмениваться идеями и чувствами, причем как конкретными, так и абстрактными. Существует гипотеза, что сначала люди общались при помощи рук. Но руки были нужны для массы других занятий, и уникальным для нашего вида стало развитие речевого аппарата и отделов мозга, отвечающих за слуховое восприятие. Можно долго спорить о том, что появилось раньше, музыка или речь. Мой оппонент Стивен Пинкер (известный американский эволюционный психолог. — Esquire) утверждает, что музыка — только случайное порождение эволюции, «приживальщик», паразитирующий на ресурсах нервной системы, которые сформировались для обработки речи. Но я люблю повторять слова все того же Мендельсона: «В некоторых отношениях музыка точнее языка». И это верно, потому что она представляет собой другую, если угодно, более высокую, степень коммуникации. Например, музыка идеально подходит для религиозных обрядов, для литургии, и люди, заучивающие талмуд, до сих пор запоминают его как напевную структуру. Во всех культурах музыка служит социальным фундаментом танцев и пения, я уже не говорю о трудовых песнях и военных маршах. Вполне могу себе представить, что на самых ранних стадиях общения люди говорили между собой нараспев или скандируя слова. Вероятно, эпопеи Гомера пели почти целиком. История музыкальных инструментов насчитывает пятьдесят тысячелетий, и на свете нет почти ни одного человека, совершенно нечувствительного к музыке. Исключений — одно на миллион, например, вышеупомянутая дама из Бронкса.
Можно ли заключить, что музыка загадочным образом необходима для выживания человека — как минимум для того, чтобы он оставался общественным существом?
Вопрос серьезный. Пинкер пишет: «Если из жизни нашего вида исчезнет музыка, наш образ жизни практически не изменится». Я с этим тезисом категорически не согласен. Полагаю, ни один антрополог на свете с ним тоже не согласится.
Вы давно зачарованы музыкой. Почему Вы только теперь собрались о ней написать?
Еще сорок лет назад я был поражен целительным воздействием музыки на больных паркинсонизмом, афазией, старческим слабоумием. При Альцгеймере знакомая пациенту музыка способна вернуть ему память о прожитом с такой интенсивностью, до которой не дотягивает ни один из известных медицине методов. Людям с последствиями энцефалита, которые были фактически парализованы, музыка возвращала способность танцевать. Больные афазией, которые не в состоянии произнести ни слова, могут петь, и поэтому, сталкиваясь с такими пациентами, я сразу же предлагаю им исполнить что-нибудь вроде Happy Birthday. Но лишь в последние двадцать лет разработаны методы, позволяющие наблюдать за мозгом живых людей в момент, когда они слушают или воображают музыку. Как врач скажу, что в редчайших случаях после инсульта или черепно-мозговой травмы люди теряют способность наслаждаться музыкой. Зато существует противоположный феномен, в честь которого названа моя книга — «музыкофилия»: у людей развивается удивительная потребность в музыке, без нее они не могут жить.
Трудно представить, что в музыке можно нуждаться так же жадно, как в пище, сне или сексуальном удовлетворении.
Да, это странно. Причем это может быть тяга к совершенно конкретной музыке — тебе нужен Брамс или игра определенного пианиста. В книге я описываю случай хирурга Тони Чикория, который стал слышать в голове музыку после того, как в него попала шаровая молния. Примерно через месяц после этого его посетило острое желание послушать фортепианную игру. Он стал скупать диски и впал в зависимость от Шопена в исполнении Владимира Ашкенази. Потом он почувствовал потребность играть сам, хотя не делал этого с раннего детства. Затем Чикория стал слышать собственную музыку, звучащую в голове. Он продолжал работать как хирург, принимал пациентов, но через два месяца этот тихий семьянин превратился во вдохновенного на грани одержимости музыканта.
А что известно о савантах — людях с музыкальными способностями, намного превосходящими норму?
Саванты обладают поразительным даром к вычислениям, музыке или рисованию, который сочетается с общим пониженным уровнем интеллекта. Наиболее детально я изучил саванта Стивена Уилтшира. Находясь в его обществе, ты всерьез ощущаешь, что им движет какая-то автономно существующая сила. Он косится на пейзаж, тут же отворачивается — и начинает зарисовывать. При этом он может озираться по сторонам или насвистывать. Кажется, он вовсе не сосредоточен на том, что делает. И рисует он очень странно. Он не делает наброска, не делает общих контуров, а начинает у левого края листа и — фьють — тут же доходит до правого. Кроме того, он музыкальный савант: у него не только абсолютный слух, он еще и улавливает структуру фуги.
Что происходит в мозгу такого человека?
На взгляд некоторых нейрофизиологов, у савантов отчасти сохранены и активизированы способности, унаследованные нами от далеких предков. Это сосредоточенные в правом полушарии таланты к вычислениям, музыке или рисованию, которые в нормальных условиях подавляются при развитии абстрактного мышления и речи. Эта гипотеза подтверждается тем, что точно такие же черты проявляются в пожилом возрасте у некоторых людей, страдающих слабоумием височно-лобных долей. Вербально-мыслительная деятельность в левом полушарии мозга нарушается, зато в правом полушарии просыпаются способности к музыке, о которых пациент и не подозревал. В Австралии ученый Аллен Снайдер проводит эксперименты, о которых много спорят. Он использует метод ТМС — транскраниальной магнитной стимуляции, чтобы попытаться приглушить активность доминирующей левой височной доли. Я сам это попробовал, но у меня через 15 минут просто разболелась голова.
Значит, Вы стимулировали мозг, чтобы пробудить в себе творческие способности? Ну и как?
Меня попросили нарисовать собаку. Художник из меня никудышный, и у меня получилась скорее диаграмма, изображающая какое-то четвероногое. Экспериментаторы захотели проверить, смогу ли я утратить склонность к абстрактному формализму и нарисовать узнаваемую собаку. И возможно, если бы я так быстро не капитулировал... В общем, существует соблазнительная гипотеза, что способности саванта латентно заложены в каждом из нас и при определенных условиях находят выход.
Вы пробовали и другие средства для радикального изменения деятельности мозга?
Ну... В примечании к книге я упоминаю о моем опыте общения с амфетаминами. Это было больше сорока лет назад. На две недели я погрузился в престранное состояние: несмотря на полное неумение рисовать, я обнаружил, что могу с огромной точностью изображать фигуры людей во всех анатомических подробностях. У меня сохранилась записная книжка, полная зарисовок, которые я никогда раньше не был способен делать и впоследствии не смог повторить. Изменения коснулись и моего обоняния. Я мог узнавать большинство людей и мест по запаху. Когда эти способности пропали, у меня были смешанные ощущения. С одной стороны, было немного жалко. Но амфетамины — очень опасная штука, и я рад, что уцелел.
Вы росли во времена, когда человек, которому хотелось послушать музыку, как правило, должен был отправиться на концерт. Теперь МР3-плееры позволяют не расставаться с музыкой при любых обстоятельствах. Что Вы об этом думаете?
На первый взгляд, это невероятное достижение. Дарвин, чтобы послушать музыку, был вынужден ездить на концерты из Дауна, где он жил с семьей, в Лондон. Но сегодня фоновая музыка сопровождает тебя везде; во всяком случае, в Нью-Йорке в любом магазине, торговом центре, ресторане или спортзале некуда деться от музыки. Я уж не говорю о том факте, что 90% людей ходят с iPod’ами и в наушниках. И я не могу исключить, что со временем это приведет к учащению музыкальных галлюцинаций. Мозг необычайно чувствителен к музыке, и чтобы она запечатлелась у тебя в сознании, не нужно прислушиваться, она впечатывается в мозг сама. У одного моего пациента музыка вызывает эпилептические припадки, и поэтому по Нью-Йорку он ходит заткнув уши ватой — в этом городе ему находиться просто опасно.
А что происходит в мозгу, когда к нам привязывается какая-нибудь мелодия?
Если сделать в этот момент томографию мозга, видно, как этот цикличный фрагмент вращается в голове. Это мелкий электрический паразит.
Но не галлюцинация?
Нет, это процесс, над которым вы не властны, но при этом вы не думаете, что эта мелодия звучит где-то вовне. Люди с музыкальными галлюцинациями чаще всего слышат в голове музыку, знакомую с детства. Одного моего пациента, беднягу, преследовали нацистские марши, которые он слышал в Гамбурге в 1930-е. Он был мальчиком из еврейской семьи, а на улицах было полно парней из «Гитлерюгенда», которые выискивали таких, как он. Иногда в голове человека звучит колыбельная, которую пела мать. Один мой пациент утверждал, что в него встроен «внутричерепной музыкальный автомат». При этом большинство смиряется со своими галлюцинациями, а иногда и получает от них удовольствие и подпевает. Некоторые учат свои галлюцинации новому репертуару. Между прочим, не исключено, что мне придется познакомиться с этим предметом поближе. Хорошо известно, что у большинства людей с галлюцинациями понижен слух. Их испытывают примерно 2% слабослышащих, то есть феномен затрагивает сотни тысяч людей. А я заметил, что мой слух в последнее время садится. Так что я гадаю, посетят ли меня галлюцинации и что именно мне пригрезится.
Можно подумать, что Вы с нетерпением их дожидаетесь.
Нет-нет, никакого нетерпения, но все-таки интересно. Между прочим, сегодня у меня в голове вертится песня A Bicycle Built for Two. Ее часто пела мама. Возможно, это первая песня, которую я выучил.
А что музыка значит в Вашей собственной жизни?
Я вырос в семье, где все играли на музыкальных инструментах. Мой отец был очень музыкален, старшие братья играли на флейте и кларнете, и мы устраивали дома концерты струнных трио и квартетов. В пять лет я мог бы сказать: «Больше всего на свете я люблю копченую лососину и Баха». Сейчас, когда прошло 70 лет, я могу повторить то же самое.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#79 rita123 » Ср, 2 сентября 2015, 13:12

Сейчас в отпуске, в Кде, вчера было за +30С, накупалась до полного изумления (до 18 часов плавала). Сегодня пасмурно, дождь.
Вчера привезли и собрали полки для книг, сегодня расставляю книги...

.. и слушаю ХТК в исполнении Святослава Рихтера.
Божественная, волшебная музыка. Но пока я не погрузилась в этот мир, даже не предполагала, что ее можно слушать.

Ещё привезла диск Володина, произведения Рахманинова (диски Володина в России почти невозможно купить, только на амазоне), в Москве не на чем его слушать, поэтому терпеливо ждала. Исключительно талантливый пианист, настоящий Мастер.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Re: Впечатление ... ( Можно я поплачу?.. или О большом искусстве)

#80 rita123 » Ср, 23 сентября 2015, 0:21

плачу, но от смеха ))))

Спойлер
СНОВА ОПЕРНОЕ:
Тут в френленте всплыл опять древнейший "боян", про то, что Татьяна из оперы ЕО в костюмерной потеряла малиновый берет и надела зелёный, а Онегин спел: "Кто там в зелёновом берете?" - А князь, изумившись такой находчивостью, спел нечаянно: "СЕСТРА моя" - на что филологически дотошный Онегин спросил: "Так ты СЕСТРАТ?" - и т.д.

И я подумала - забавная старая хохма, конечно, но насколько действительно происходящее на сцене всегда смешнее "боянов":

Как-то, именно в этом легендарном речитативе оперы, после вопроса про "кто там в малиновом берете?" , прекрасный бас, князь Гремин, спел свою реплику:
"Ага! давно ж ты не был в свете?"
Получилось в рифму - и он счел, что уже молодец, и продолжение петь не стал.
Онегин же, чувствуя, что оркестр уходит вперед, а коллега молчит, пропел за него, изменив чуть-чуть грамматическое лицо и сократив длительности:
"Позволь-КА ЕЙ представлюСЬ Я"...
Гремину ничего не оставалось, как продолжить:
"Да кто ж она?"( зашибло)
А Онегин: (ка бы - опомнись, "нас окружают") спел назидательно и выразительно:
"Жена ТВОЯ!"
Гремина это открытие ошеломило. Он обмер и спел Онегинскую реплику в недоумевающую малую секунду:
"Так Я женат? Не знал я ране..."
(о, ранний эклер! Гремину было лет 35, как говорит Лотман)
Онегин: (подсказывая, как на сеансе у психотерапевта)
"Давно ли?"
Гремин: (припоминая):
"Около двух лет!!!!"
Онегин: (проверяя его память)
"На ком?"
Гремин: (наобум)
"На Лариной?"
Онегин: (закрепляя эффект ):
"Татьяне!!!!"
Гремин: (страшно удивленный проницательностью доктора)
"Ты ей знаком?!!!"
Онегин: (ну , слава Богу, все позади)
"Я им сосед!!!!"
Тут всё вернулось на круги своя, и Гремин пошел петь вожделенную залом арию в Ges-dur-е: "Любви все возрасты покорны"
(Дескать, и маразматики тоже).
В зале никто ничего не заметил.
Заметили сами бас с баритоном, помреж, следящий по нотам, окружающие генералы и Татьяна.
Да я.
Арию Гремин спел странно. Пытался отвлечься от клокочущей смеси смеха, испуга и облегчения - "пережал" страшно, но некоторые любят, когда так.
Онегин все время отворачивался , - как бы пораженный глубиной чувств князя, и утирал украдкой глаза - это очень даже мило было.
Татьяна мелко вздрагивала в своем кресле и пряталась за веер,
хор стоял, нарочито мрачен и суров, чтоб не прорвалась всесметающая "бугага".
Нас с помрежем никто не видел - поэтому мы катались в родовых муках.
Публика была в восторге.
rita123
Автор темы
Аватара
Откуда: Москва
Сообщения: 7485
Темы: 261
Зарегистрирован: Вс, 4 апреля 2010
С нами: 13 лет 11 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Форум rita123

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php