Арзамас

Список разделов Прочее Беседка Клуб путешественников ФДК

Описание: Раздел для тем, связанных с путешествиями.

  • 2

#1 monroe » Вс, 26 октября 2014, 19:23

Сегодня я была в Арзамасе и хочу рассказать вам про этот город.
История Арзамаса плотно связана с харизматичным именем Ивана Грозного.
Название города происходит от имён мордовских вождей, принесших дары русскому царю, после того как оный ничтоже сумняшеся крестил мордву простым и народным методом, загнав население в озеро близ Арзамаса, в наши дни называющееся, естественно, Святым.
Итаг, 1552 год...
Спойлер
В ту пору, когда царь вел свое войско против татар, жители этого села
ополчились на царя. Они устроили заговор и решили убить его. Но одна девушка
узнала про замысел односельчан, села на коня и поскакала к царю. А царь уже
недалеко от их села находился. Она рассказала царю, что хотят сделать
жители ее села. Иван Грозный выслушал девушку, поблагодарил ее и наградил
подарками. Жители села узнали, что девушка предала их. И когда она вернулась
в свое село, люди убили ее.
Весть о том, что девушку убили, дошла до царя. Он велел похоронить ее
с великими почестями, как славного воина, ведь девушка спасла ему жизнь. А
после похорон Иван Грозный приказал насыпать на могиле девушки высокий
холм. Для этого каждый воин должен был принести к могиле по шлему земли.
Много воинов было тогда у царя, и все они выполнили его приказ. На могиле
девушки вырос высоченный холм, который стоит до сих пор. И с того давнего
времени селенье стало именоваться Девичьими Горами.

Легенда о явлении царю Богородицы
во время остановки у мордовской деревни Мушек, на горе, ныне
называемой Троицкою, прибыли к царю посланники князя Курбского и
возвестили, что передовые отряды, шедшие на Казань, потерпели сильное
поражение от татар, которые очень многих людей полонили. Царь опечалился
этим известием и думал уже вернуться обратно в Москву. Но во сне явилась
ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом царя Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее. Пробудившись ото сна,
царь от радости тотчас велел служить благодарственный молебен Божьей
Матери и собираться походом на Казань».
Известны сильная вера царя Ивана Грозного и его желание приобщить к
православной вере население Низовской земли. В Арзамасском крае бытует
множество рассказов религиозного характера, посвященных христианизации
мордвы. По пути следования через мордовские и чувашские земли царь и его
войско ставили церкви-обыденки и крестили местное население.
В предании, разъясняющем смысл названия главного города края –
Арзамаса, отражена, прежде всего, миссионерская деятельность царя. Оно
записано арзамасским летописцем Мерлушкиным еще в конце XVIII века, но в
разных вариантах сохранилось до наших дней.
Легенда о крещении мордвы в Арзамасе
Летом 1552 года царь Иван Васильевич, идя с воинством на Казань и
имея вожатым мордвина Ичалку, достиг расположенного в дремучих лесах, на
берегу реки Теши, большого мордовского поселения. Жители его, предводимые
двумя братьями Арзаем и Масаем, встретили царя с покорностью и дарами и
просили, чтобы занятая ими местность оставлена была им и их потомкам,
чтобы среди них было поселено несколько русских торговых людей и чтобы
татары, поселившиеся на мордовских землях по реке Теше, были прогнаны, во
всем остальном предавали себя в волю Государя.
На другой день у царя собрался совет из воевод царских, были призваны
и мордовские вожди Арзай и Масай с их старейшинами. На этом совете царь
объявил свою волю о построении в этой местности своего города. Совет
избрал место для сооружения крепости. В присутствии царя начались
строительные работы, было положено основание крепости, острога и церкви
во имя Архистратига Михаила.
Царь предложил собравшейся мордве принять христианскую веру.
Мордва молчала. Тогда царь сказал, что, кто первый окрестится, именем того
и будет назван новый город. Предводители мордвы вышли из толпы и изъявили
свое желание принять святое крещение. Их окрестили и назвали Арзая -Александром, а Масая - Михаилом. А языческие имена их обоих даны были
новому городу, который и назван был Арзамасом.

Как мордву крестили
Крестили-то нас при Иване Грозном, как он с Казанью войну вел.
Во что мы раньше верили, уж этого никто не скажет точно.
Говорили — в лес ходили молиться деревьям. Кланялись им и говорили:
«Вот, мол, мы пришли молиться двое за двоих...»
А тут конные понаехали. Крестить начали, указ такой вышел, что
мордва должна быть вся крещеная.
У нас тут, за селом Вечкусовом, речка есть маленькая, Туборга. Вот
в эту речку, в это болото всех загоняли кнутами. Едут на конях, кнутами
хлещут, кричат — гонят... И поп тут рядом едет.
А народу-то страшно. Слезы, крик стоит!
И люди уже в воде, кресты на них поп вешает. А мы-то, мордва,
боимся:
«Вай-вай, куриную ногу повесили на шею-то, вай-вай!»
Вот что старики рассказывали.

Дивеево
Мордва в нашем краю жила раньше родами.
Старейшину здешнего рода звали Вичкинз, и жил этот род вдоль
той самой речки, на которой сейчас стоят села Дивеево и Череватово.
Сюда пришли русские — люди мирные, работящие — из
владимирских земель и поселились по соседству с мордвой. А речку они
назвали по имени здешнего мордовского рода — Вичкинзой...
У русских и у мордвы был в ту пору один общий враг — Казань. Во
время набегов на наши края татары опустошали деревни, грабили,
убивали, уводили пленных. И когда Иван Грозный отправился воевать
против татар, то здешняя мордва решила ему помочь. Землями в ту пору
тут владел потомок Вичкинза Дивей.
Был он хорошим воином, отважным и верным, за это Иван Грозный
сохранил ему в Российском государстве княжеский титул и дал во
владение всю здешнюю округу.
Вот и назвали соседи самое крупное село на Вичкинзе, где жил
Дивей – Дивеево.
Ни об одном русском царе не сохранилось у жителей Ардатовского и
Арзамасского уездов столько доброй памяти как об Иване Грозном. Он всегда
помнился им как царь – освободитель. И когда через триста лет, в 1852 г.,
ардатовский помещик Федоров отобрал у крестьян с. Кулебаки землю и ввел
барщину, они послали ходоков в столицу к императору со словами: «Предки
наши были вечно свободны, и при блаженной для нас памяти Государя, царя
всероссийского Ивана Грозного нам пожалованы все угодья в пользу нашу за
участие во взятии царства Казанского». Они просили вернуть им землю, но
ходоков отправили домой по этапу, а с крестьян потребовали дать подписку
больше не жаловаться, когда же те отказались, их всех выпороли, а 20 человек
забили до смерти. Да еще в наказание оставили в селе сорок солдат на постой
при крестьянских харчах. Как же ардатовцам было не вспоминать добром
грозного царя!

Ну, некоторые считают, что было и так:
Спойлер
Говорят в народе,что дело происходило зимой , после взятия Казани. Иван Грозный сидел на троне на высокой горе, а Татары в знак прощения и повиновения карабкались по скользкой горе, что бы поцеловать в член Ивана Грозного. Тому кто сумел исполнить обряд повиновения была отпущена челобитная и им было разрешено креститься...
От народа ничего не утаишь...
Тут автор явно не различает чем татары отличаются от мордвы, ну да ладно.
Хотя, если татарина назвать мордвином, то можно получить в морду, не отходя от кассы, тскать...

В общем, Арзамас до революции 17 года имел позицию соловья разбойника международного масштаба, ибо именно через этот город проходили ВСЕ торговые пути России с Востоком.
Арзамасские купцы пухли, как на дрожжах. Как люди, имеющие связь с Космосом, или успешно её копирующие, купцы охотно жертвовали десятину с доходов, и церквей в Арзамасе дореволюционных времён было ну очень много.
Я даже допускаю крамольную мысль, что каждый купец, достигая определённого дохода - ну, скажем, несколько миллионов в месяц на наши деньги, начинал строить свою церковь, как подтверждение кредитоспособности перед деловыми партнёрами.
Пригласить партнёров в гости откушать, засим на службу, между делом заметить, что храм выстроен на средства семьи, батюшка теряется, кто кому должен целовать руку - то ли благодетель ему по чину, то ли он благодетелю по жизни...
Но не суть, ибо после революции те церкви, что не были пущены под склады, были пущены под бульдозер, и от всего храмового величия остался репетиционный храм того самого, что в Петербурге, и монастырский комплекс с церковью Николы Угодника, всё вместе в наши дни является визуальной визитной карточкой Арзамаса.
Вот так это выглядит, когда проезжаешь Арзамас на поезде:

Изображение

Добавлено спустя 30 минут 8 секунд:
Но в Арзамас меня привели дела совсем не туристические, а даже, можно сказать, скорбные, ибо связаны они были с медициной.
Медицина в России весчь кармическая, а в российской провинции абсолютно кармическая.
Поэтому, мой сегодняшний визит в Арзамас был для меня труден психологически, но лёгок по всем остальным параметрам.
Итак, внезапно нагрянувшие на Нижегородскую область октябрьские пятнадцатиградусные морозы выморозили всю дорогу досуха, и рейсовый автобус летел, как на крыльях по воскресной трассе.
Высадили меня у торгового центра "Метро" с ударением на последнем слоге. Таксист, возивший меня по моим скорбным медицинским делам в арзамасскую зубодёрню, потом поведал мне, что "Метро" лежит на костях, ибо, чтобы его построить, сожгли две торговые лачужки с пивом и золотом, а хозяина золотой лавки даже грохнули, что не помешало убитым горем наследникам построить рядом новую лачужку, лучше прежней, как и положено в русских народных сказках.
Я посетила арзамасское медицинское учреждение, и опять оказалась у того самого "Метро", в надежде найти хоть один сберовский банкомат, пописать в тёплом туалете и выпить кофе в каком-нибудь макдональдсе.
Банкоматов в "Метро" было три, ни один не работал. Макдональдс заменял какой-то "мак бургер", где на входе стояла клетка для детей с разноцветными шариками, а из дальнего клозета, как из пулемёта, вылетели бегом четверо пацанят, от которых мне пришлось увернуться за угол.
Я взяла себе какао и римскую (местное название) шаурму и присела за столик. По диагонали напротив меня молодой мужчина устрашающей внешности тискал какого-то мальчика за пинтой пива. Мальчик был рад, из чего я сделала вывод, что это сын белобрысого монстра.
Я думаю, что те, кто снимал "Гарри Поттера" сильно лоханулись, раз искали актёров на роли всей колдовской шатии-братии в Англии.
Их надо искать в Арзамасе, и можно экономить на гриме. Там ничего не надо подправлять - колдовство и магия на протяжении многих жизней полностью отражается на лица арзамасцев.
К монстру тут же привязалась ещё более монструозная горгулья в поисках средств к существованию.
Я допила какао и по-быстрому вымелась из центрового жрачного заведения.
До автобуса до Нижнего Новгорода оставался ещё час, и я решила, что хватит с меня прованивать местным фас-фудом, надо выбираться в места исторические, напитанные красотой и кровью.
Я взяла такси до берега того самого озера, куда Иван Васильевич в мороз загнал мордву. Таксист призадумался и выпалил цену:- двести!
Я согласилась.
Я пошла в монастырь.

Николаевский монастырь, 3 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Основан, неизвестно когда, священником Феофилактом Яковлевым. Существовал уже в XVI веке. В монастыре находится чудотворная икона святителя Николая, пожертвованная игуменом Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря Сергием (+1585 год). При монастыре больница с аптекой, живописная мастерская и приют для девочек — сирот духовного звания.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В монастыре 3 чудотворные самовосстановившиеся иконы.
Это очень мирное и спокойное место. Подав требы и поставив свечи, я уже совсем в другом настроении села в такси.
Солнце уже катилось к закату, небо начинало подёргиваться серыми облаками - к Нижегородской области приближался циклон, грозя сменить пушкинский мороз и солнце на еуропейскую слякоть.
У меня было забронировано место в большом туристическом автобусе, но, когда я уже потихоньку превращалась в ледышку на арзамасском тракте, откуда ни возьмись нарисовался миленький автобусик со свободным местом на переднем сиденье около водителя.
Я растеклась под вентилятором из печки, в телефон мне что-то обиженно кричали диспетчера того туристического автобуса, за то что я не отменила вовремя бронь...но я уже ехала домой.
Адьёс, Арзамас! Надеюсь, я больше не приеду к тебе.
monroe F
Автор темы
Автор года
Аватара
Сообщения: 16343
Темы: 228
Зарегистрирован: Пт, 26 июля 2013
С нами: 10 лет 8 месяцев
О себе: жду чуда


Re: Арзамас

#3 Natish » Вс, 26 октября 2014, 19:59

monroe писал(а):Адьёс, Арзамас! Надеюсь, я больше не приеду к тебе.
:-D :-D
Natish F
Очаровашка года
Аватара
Откуда: твое зеркало)))
Сообщения: 33914
Темы: 117
Зарегистрирован: Пт, 28 ноября 2008
С нами: 15 лет 3 месяца
О себе: мира всем!

Re: Арзамас

#4 SvETTUS1 » Вс, 26 октября 2014, 20:01

:approve:
SvETTUS1

Re: Арзамас

#5 gosha » Вс, 26 октября 2014, 20:54

monroe писал(а):Говорят в народе,что дело происходило зимой , после взятия Казани. Иван Грозный сидел на троне на высокой горе, а Татары в знак прощения и повиновения карабкались по скользкой горе, что бы поцеловать в член Ивана Грозного. Тому кто сумел исполнить обряд повиновения была отпущена челобитная и им было разрешено креститься...
От народа ничего не утаишь...
куда куда надо было поцеловать Ивана Грозного ?
gosha

Re: Арзамас

#6 SvETTUS1 » Вс, 26 октября 2014, 21:10

:-D
SvETTUS1

Re: Арзамас

#7 Папа_Карло » Пн, 27 октября 2014, 1:06

Белое на белом...изысканная красота.
Папа_Карло
Модератор
Аватара
Сообщения: 27502
Темы: 77
Зарегистрирован: Пн, 5 марта 2007
С нами: 17 лет

Re: Арзамас

#8 RinkA » Пт, 5 декабря 2014, 10:20

:approve:
RinkA F
Аватара
Откуда: Germany
Сообщения: 10788
Темы: 178
Зарегистрирован: Пн, 14 января 2008
С нами: 16 лет 2 месяца
О себе: _рататуй_

Re: Арзамас

#9 SvETTUS1 » Пт, 5 декабря 2014, 10:25

Умница,RinkA, спасибо, что вытащила рассказ ( по другому не могу назвать). Хотела перечитать, вспоминала недавно, да руки не дошли :-D
SvETTUS1


Вернуться в Клуб путешественников ФДК

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей

Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php