07 апреля 2015
Акции работников умирающей на глазах авиакосмической отрасли Украины становятся для нашей страны такой же нормой, как шахтерские акции в девяностых годах. Так, работники днепропетровского «Южмаша» провели с начала года десять акций протеста, а представители трудового коллектива харьковского авиазавода только с начала апреля трижды выходили на проходную завода. Утром 6 апреля на митинг пришло более 500 человек – в несколько раз больше, чем в прошлый раз. Пришли даже те, кто давно сидит по домам. Ведь с декабря предприятие даже по официальным данным работает в «ограниченном» режиме, всего на треть своих штатов.
Однако стянутой к заводу милиции было даже больше, чем самих протестующих. Харьковские чиновники помнили, что на митинге в пятницу люди пообещали перекрыть главную улицу города – Сумскую. Звучали и призывы блокировать другие дороги на подъездах к заводу. Похоже, что эти намерения недовольных беспокоили власть больше всего.
Бросалось в глаза, что в этот раз многие участники акции вели себя с заметным озлоблением. На выходных среди рабочих пошел слух, что завод решено ликвидировать, а выплачивать задолженности не станут. И авиазаводовцы старались дать понять чиновникам и руководству, что терять им нечего.
«Последние деньги, которые мне платили – часть зарплаты за август. После этого завод не давал ни копейки, и за восемь месяцев мне задолжали около 11 тысяч гривен», – сообщил журналистам инженер-энергетик ХАЗа Андрей Сущенко. При этом, по словам рабочих, их хотят взять измором и заставить уволиться, чтобы не мучатся от безденежья. Ведь чтобы перейти на новую работу, нужно забрать свои трудовые книжки, расставшись с надеждой получить долги по зарплате. А зачинщиков акции прямым текстом пообещали «сдать на Мироносицкую», где располагается СБУ.
Похоже, что городские власти почувствовали наэлектризованность ситуации, и попробовали ее несколько разрядить. Если во время прошлой акции представитель ХОГА хамски объявил пикет на проходной незаконным, и потребовал от работников завода разойтись, в этот раз отцы города сделали все, чтобы заманить людей с проходной во внутренний двор, на территорию предприятия – чтобы они не пошли маршем по улицам города. Для этого руководство завода совместно с профкомом организовало на территории завода «официальный» митинг, и даже пообещало людям деньги за август уже во второй половине дня. На нем выступили председатель профкома ХАЗа Михаил Погорелов, исполняющий обязанности генерального директора Игорь Сунцов, советник гендиректора Анатолий Мялица и заместитель председателя ХОГА Марк Беккер. Но слушать чиновников пошли не все. Более сотни людей остались за проходной, поскольку возникли опасения, что журналистов не пустят на территорию завода – а люди уже поняли значение освещения своих акций прессой.
Замгубернатора Беккер пообещал погасить в апреле часть задолженностей за счет невыплаченного государством заводу НДС на сумму 9,8 млн грн. «Мы проверили существование этой задолженности перед заводом и сделали все, чтобы она была погашена. Мы проконтролируем, чтобы основная часть этих денег пошла на зарплаты для рабочих, хотя окончательное решение будет принимать непосредственно руководство предприятия», – заявил представитель ХОГА. Надо сказать, что его последняя оговорка не сулит авиазаводовцам ничего хорошего. Даже если деньги действительно придут на завод – а реальных гарантий этого никто не давал – они могут не попасть к трудовому коллективу, как это практиковалось и раньше.
Чтобы не допустить очередного обмана, участники митинга снова пообещали властям шествия по городу и блокирование Сумской – раз уже этого так боятся. Ведь все понимают, что обещания расплатиться могут оказаться блефом. Дело в том, что помимо авиазавода долги перед трудовыми коллективами имеют такие крупные предприятия Харькова, как приборостроительный завод им. Шевченко, танковый завод им. Малышева и подшипниковый завод. И если авиастроители выбьют свои деньги, на протест могут подняться другие.
Впрочем, работники требуют не только отдать им долги, но и спасти их предприятие. Ведь если бы харьковский авиазавод был загружен заказами, они не попали бы в нынешнюю ситуацию. Но чтобы возобновить полноценную работу завода, необходимо политическое решение киевского правительства, которое заблокировало серийное производство и техническое обслуживание региональных пассажирских самолетов Ан-140-100 и универсального самолета-транспортника Ан-74, которое осуществляется при участии российских предприятий, а также по заказу российской стороны. Хотя разрыв производственных связей стал для страны настоящей «авиакатастрофой», в результате которой без работы останутся десятки тысяч работников авиакосмической отрасли. Хотя при этом украинские правительственные чиновники и бизнесмены активно торгуют с Россией всем, чем угодною
«Объясните, почему мы не можем строить самолеты с «вражеской» Россией, а Порошенко свои шоколадки вообще на ее территории варит? Украине нужны самолеты или конфеты?» – спрашивала выступавшая после замгубернатора участница митинга. Тот молчал. Наверно, конфету жевал.
(c)
http://liva.com.ua/rabota-ili-konfetyi.html