http://bolshoi.ru/ru/season/press-service/news/index.php?id26=1934С официального сайта Большого театра:
23.09.2011
О том, как Большой "переманил" к себе Дэвида ХолбергаАмериканец будет танцевать в Большом балетеРовно через пятьдесят лет после того, как Рудольф Нуреев приковал к себе внимание всего мира, став первым крупным советским танцовщиком, перебежавшим на Запад, совершается еще одно весьма символичное "путешествие" - в обратном направлении.
Дэвид Холберг, премьер Американского театра балета (далее назваемого в статье Театром балета - ред.), станет первой американской звездой, "записавшейся" на постоянной основе в легендарный московский Большой балет. Г-н Холберг, 29 лет, родившийся в г. Рапид сити, шт. Южная Дакота, будет иметь статус, о котором можно только мечтать, - статус премьера (термин, принятый в Большом для обозначения principal dancer), хотя он и продолжит выступать с Театром балета.
"Лично я как американец чувствую свою особую ответственность", - сообщил г-н Холберг во вторник, добавив, что он горд тем, что вошел в труппу с такой богатой историей. "Конечно, я буду привносить нечто свое, отличное от того, что было, в эту труппу, но в то же время постараюсь уважать и ее традиции".
Он сказал, что отчетливо осознавал, какая это уникальная возможность - быть первым. "Я буду под прицелом множества глаз, и должен доказать справедливость того, что она выпала именно мне".
Многие русские проследовали в западном направлении с момента побега Нуреева в парижском аэропорту в 1961 г., и в 1974 г. - самый именитый, Михаил Барышников. Конец холодной войны нивелировал феномен танцовщиков-перебежчиков. А также облегчил путь в Россию танцовщикам с Запада, однако ни Большой, ни ленинградский Киров-балет - ныне санкт-петербургский Мариинский не нуждались в импорте, производя собственных звезд, тщательно выпестованных в своих строгих школах.
Немногие иностранцы все-таки поступали в эти труппы, но звезды никогда. "Они им не нужны, - говорит опытный балетный агент Джейн Херманн, однажды представлявшая Большой, - вот главная причина. До недавнего времени русские показывали себя одними из лучших танцовщиков в мире".
Но в марте бразды правления в Большом принял новый артистический директор Сергей Филин, и оказалось, что у него иные представления. Он видел выступления г-на Холберга во время русского турне "Королей танца", а также на гастролях Театра балета.
"Он великолепный романтический и классический танцовщик", - сказал г-н Филин в своем интервью, данном в понедельник по телефону из Москвы.
Две недели спустя после того, как стал артистическим директором, г-н Филин пригласил г-на Холберга - в Москве, во время все того же приезда Театра балета - на ленч и предложил ему на выбор положение приглашенного солиста или премьера.
"Я был и поражен, и встревожен одновременно, - сказал г-н Холберг в другом недавнем интервью, - но Сергей был очень убедителен". И обещал ему, что он может продолжать выступать с Театром балета. "Он сказал: "Я не хочу помещать тебя в золотую клетку, я хочу, чтобы ты был свободен. Но я очень хочу, чтобы ты взял на себя обязательства перед Большим. И я настроен очень серьезно".
В самом деле, если кому из американских танцовщиков и совершать подобный прыжок, то г-н Холберг подходит как нельзя лучше. Возможно, его танец один из лучших в мире образчиков так называемого благородного жанра, и он хорошо подходит на роли принцев благодаря своим манерам и чувству стиля. Чистотой линий и фразировки он превосходит большинство нынешних танцовщиков.
"Подобные "благородные танцовщики" - большая редкость во все времена, - говорит артистический директор Театра балета Кевин МакКензи, - Дэвид, безусловно, один из них, но он никогда не стремился к тому, чтобы ему присвоили такую классификацию. Ему хочется валять дурака" на репетициях, хочется экспериментировать.
Г-н Холберг обучался также в балетной школе Парижской оперы и на интенсивных летних курсах Театра балета. Он был принят в кордебалет этой труппы в 2001 г.
Г-н Холберг, который не говорит по-русски, начнет свой сезон в Большом 4 ноября выступлением в "Жизели", а затем вернется в Москву в январе и феврале, чтобы выступить в балетах "Спящая красавица" и "Дон Кихот".
Г-н Холберг говорит, что ему придется отменить четыре ангажемента, связанные с Театром балета, в этом сезоне. Однако при этом он утверждает, что будет по-прежнему участвовать в спектаклях этой труппы, включая представления "Щелкунчика" в Бруклинской академии музыки, весенне-летний сезон (с мая по июль) в Метрополитен-опере и гастроли в Чикаго и Орандж Каунти, Калифорния.
Хотя Большой никогда и не нанимал прежде на работу американского премьера, г-н Холберг, однако, принадлежит к числу тех выдающихся американских танцовщиков, что появлялись и в Большом, и в Мариинском театре в качестве приглашенных солистов.
Одним из привлекательных моментов работы в Большом была возможность танцевать с феноменальной балериной труппы Натальей Осиповой. Впервые он танцевал с ней в 2009 г. в Нью-Йорке с Театром балета и затем в 2010 г. в Большом.
По его словам, ему многое открыл опыт выступлений в Мариинском театре.
"Я нигде никогда не сталкивался с таким серьезным и глубоким отношением к балету, - говорит он, - куда бы вы не отправились в России, вы всюду ощущаете, что танец считается высоким искусством. А сами балетные труппы отличает очень привлекательный и умный подход к работе. Мое единственное выступление в Большом было для меня на редкость пугающим. Ведь это компания с такой поистине исторической биографией. Но я немного вырос благодаря ему".
И тем не менее, г-н Холберг сказал, что он мучительно раздумывал в течение нескольких месяцев, прежде чем принять это решение, советуясь с членами своей семьи и коллегами в Театре балета, включая Алексея Ратманского, который сам был артистическим директором Большого балета.
Помимо того, что возобновится его партнерство с г-жой Осиповой, он будет также партнером прима-балерины Большого Светланы Захаровой.
"Стиль Большого масштабнее и эмоциональнее, он в том ключе, который мне очень нравится, - говорит г-н Холберг, - ему присущи та свежесть и глубина, которых я стараюсь достичь в партиях, требующих актерской игры".
Налицо и другие преимущества у тех, кто в составе этой труппы. У каждого ведущего танцовщика Большого, как и Мариинского театра, есть постоянный педагог, ранее и сам танцевавший в той же труппе. У г-на Холберга это будет Александр Ветров, который работал в Америке и говорит по-английски.
В ответ на вопрос, будет ли теперь Большой и дальше приглашать западных танцовщков вливаться в его ряды, г-н Филин ответил: "Но они должны быть действительно - действительно очень хороши!
Аластер Маколей
"Нью-Йорк таймс", 20.09.2011
Перевод Натальи Шадриной