http://www.ossetians.com/rus/news.php?newsid=695Варзиев Хаджисмел Петрович (1938)
Известный в стране балетмейстер, хореограф.
Многолетний солист и художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии "АЛАН".
Народный артист Северной Осетии.
Автор и постановщик знаменитой хореографической сюиты "Шой" и многих других постановок.
Выдержки из книги и газетной статьи
ФРАГМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Родился Хаджисмел Варзиев в Северной Осетии в селении Фарн 3 февраля 1938 года. Нужно заметить, что ему не довелось расти, именно в творческой семье, где родители с детства методично прививают ребёнку навыки выживания во «взрослом» искусстве. Но такая ситуация никак не помешала ему в будущем стать и блестящим танцором и великим осетинским балетмейстером. Контуры будущей профессии уже с детства проступали в нежданных поворотах и коллизиях, когда ещё ребёнком он наблюдал в родном селении, за традиционными осетинскими народными обрядами и ритуалами, ставшими в последствии для него реальностью, питающую его воображение и по сей день, много лет спустя. Но самое сильное впечатление на него произвели увиденные танцы. По его словам, он в тот же миг ощутил неосознанную тягу к ним, которая перевернула всю его жизнь …
Юный Хаджисмел уезжает в город Владикавказ – столицу Северной - Осетии, и там оканчивает среднюю школу, сдав экзамены экстерном. Вернувшись в родное село, он начинает посещать кружки и студии народного танца при различных домах культуры и молодёжных клубах селения Фарн и города Беслана. Освоение самых сложных, в техническом и физическом аспекте, движений не составляло ему особого труда. Он воспроизводил всё увиденное с лёгкостью. Это отмечали все. Его уже узнавали и сельчане и горожане.
Надо особо отметить тот факт, что просто так в те времена, попасть в самый престижный коллектив Северной Осетии - главный ансамбль народного танца, который считался гордостью Республики, было невозможно. Только лучшие танцоры, пройдя жесткий отбор, могли претендовать на место в основной труппе ансамбля. Но, демонстрируя свои танцевальные трюки и сольные номера, Хаджисмел не оставил равнодушным ни зрителей, ни различные жюри. И в 1956 году руководитель главного танцевального коллектива республики Гуржибеков Г.Г. приглашают молодого Хаджисмела Варзиева – начинающего танцора в возрасте 18 лет, сразу в основной состав ансамбля песни и танца Северной Осетии (в то время не имеющий названия «АЛАН»). Для Хаджисмела началась новая насыщенная концертными гастролями жизнь и первая многомесячная поездка по стране, которую в 1957 году пришлось прервать службой в Вооружённых Силах СССР в городе Брянске. Вернувшись после Армии в ансамбль, Хаджисмел продолжает совершенствовать своё мастерство и в 1960 году Республика, Указом Президиума Верховного Совета СССР, награждает его медалью «За трудовую доблесть».
А уже в 1963 году, Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, за заслуги в развитии осетинского танцевального искусства и высокое танцевальное мастерство ему присваивают почётное звание «Заслуженный Артист Северо-Осетинской АССР».

На снимке: Колонный зал Дома Союзов, 1958 год. Х.Варзиев солирует в аджарском танце "Гандаган"
Простое «исполнительство» уже не удовлетворяло и терялось в большой творческой натуре Хаджисмела, ему хотелось сочинять и создавать самому. Это видели все, и танцоры, и музыканты и, наконец, сами руководители ансамбля. После присвоения очередного звания, Художественный Совет ансамбля и Правительство Северной Осетии принимают однозначное решение - послать его на учёбу в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского – ГИТИС. Это означало вновь покинуть коллектив. И Хаджисмел уезжает в Москву, где в 1964 году, успешно сдав вступительные экзамены, поступает в институт, где молниеносно начинает раскрываться его балетмейстерский талант.
Судите сами, без отрыва от учёбы в 1966 году, ему доверяют балетмейстерскую постановку сольной концертной программы для главного танцевального коллектива Северной Осетии – ансамбля, который впоследствии, при непосредственном участии Хаджисмела Варзиева и по его настоянию, организовывается в Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии «АЛАН». Спустя ещё год, в 1967 году, будучи студентом, он возглавит пост главного балетмейстера Дней Северной Осетии в Ленинградской области.
На снимке: Х.Варзиев солирует в армянском танце. 1956 год.
А началось профессиональное балетмейстерское становление Хаджисмела Варзиева у народного артиста СССР, доктора искусствоведения, автора известных постановок: «Бахчисарайский фонтан» и «Золушка», ЗАХАРОВА Р.В., который в 1974 году в своей знаменитой книге «Записки балетмейстера», не без основания отметил Хаджисмела Варзиева, как руководителя, чья плодотворная работа позволила молодому коллективу за короткое время получить такую широкую известность и популярность.
Тот же уважаемый метр сказал, цитата из книги: "...Возникшие в советское время ансамбли народного танца и их создатели - балетмейстеры Т.Устинова – н.а. СССР (Хор им. Пятницкого), И. Моисеев - н.а. СССР, Н. Надеждина - н.а. СССР ("Берёзка"), П. Вирский н.а. СССР (Акад. Ансамбль Украины), С. Сухишвили и Н. Рамишвили - н.а. СССР (Акад. ансамбль Грузии), ….., Х. Варзиев з.а. Северной-Осетии (Гос. Анс. «Алан»), прославились не только у себя на родине, но и во всём мире. Его лично и его молодой коллектив в те времена поставили на один уровень с монстрами народного танца.
Глубокие знания истоков народного танца и фундаментальное понимание национального фольклора явились основой всего его творчества. Находясь на студенческой скамье ГИТИСа, он создаст ту самую неповторимую по своему содержанию и концептуальной идее танцевальную постановку, которая в последствии станет гордостью национальной танцевальной культуры Осетии и войдёт в золотой фонд осетинской культуры, как флагман народной осетинской обрядовой хореографии. Это хоровод «ШОЙ». Увидев работу молодого студента, уважаемый профессор ГИТИСа - основатель кафедры хореографии прокомментирует её следующими словами: «Этот танцевальный шедевр в полной мере определяет глубокий культурный уровень осетинского народа».
После окончания института, в 1968 году Хаджисмел получает приглашения стать главным балетмейстером Дворца пионеров и школьников в Москве либо занять пост Художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля песни и танца Северной Осетии. Выбор пал на второе. Являясь в то время действующим танцором, он одновременно приступает к напряженной балетмейстерской работе, реанимируя старые и создавая новые хореографические постановки. Коллектив, воплощая задуманное, виртуозно исполняет зажигательные танцы не только осетинских, но и грузинских, азербайджанских, дагестанских и других народов Кавказа, а так же СССР. Публика благодарно рукоплещет.
Не только в стране, но и за рубежом, руководимый им ансамбль, достойно представляет своё народное искусство. В 1968 году ансамбль становится победителем Всероссийского смотра-конкурса среди государственных и академических коллективов страны. Это дало право представлять нашу страну на Всемирном Фестивале Молодёжи и студентов в Софии, где коллектив завоёвывает три золотые медали !!! В 1969 году на Северо - Кавказской киностудии Хаджисмел осуществляет балетмейстерскую постановку к фильму «ФАРН». А после подготовки художественной группы Советской делегации к 1 ому фестивалю дружбы молодёжи Германской Демократической Республики и Советского Союза в городе Дрездене и ошеломляющего выступления, Северо-Осетинский Обком ВЛКСМ, всё в том же 1969 году, награждает Варзиева Хаджисмела Петровича Почетной медалью ЦК ВЛКСМ.
В 1970 году Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, вручает ему медаль «За Доблестный труд».
Отработав в ансамбле «АЛАН» более 16 лет, подняв коллектив на пик творческой славы, Хаджисмел Варзиев в 1974 году оставляет его и переходит, по приглашению Министерства культуры Республики Адыгея, в Государственный ансамбль песни и танца «НАЛЬМЭС» на привычную для себя должность художественного руководителя и опять же главного балетмейстера. Обновив состав коллектива и проведя «обкатку» программы на территории СССР, он уже в этом 1974 году увозит ансамбль в гастрольную поездку за рубеж. По возвращению, закрепив достигнутое и, убедившись в том, что танцевальный коллектив Республики Адыгея «НАЛЬМЭС» устойчиво стоит на ногах, он со спокойной душой в 1978 году возвращается в Осетию и приступает к новой творческой работе в Государственном театре «НАРТЫ».

На снимке: Выступления адыгейского ансмбля "НАЛЬМЭС" в Праге. В центре -художественный руководитель Хаджисмел Варзиев
Период намеченных творческих планов продлился недолго. За время отсутствия Хаджисмела Варзиева в ансамбле «АЛАН», сменилось много художественных руководителей. Видя отсутствие результатов и не состоятельность псевдобалетмейстеров, Министерство культуры и Правительство Республики СО АССР в 1978 году обратилось к Хаджисмелу Варзиеву с просьбой помочь вернуть престиж главного танцевального коллектива Северной Осетии …того самого ансамбля, где когда-то начиналось восхождение к вершинам его творчества. И он даёт своё согласие, но пока только на создание новых постановок в коллектив.
Длительный период – с 1978 по 1994 года, сольные концерты Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии «АЛАН» под руководством художественного руководителя и главного балетмейстера Варзиева Х.П. вновь собирают полные залы самых престижных и известных сцен г. Москвы, таких как:
• ГЦКЗ «Россия»
• Концертный зал им. Чайковского П.И.
• Колонный зал Дома Союзов
• Кремлёвский Дворец Съездов и др.
И вновь награды, награды, призы, призы …
- Диплом ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
- Звание «Почетный гражданин Хошимина».
- Награждение ансамбля орденом Дружбы народов.
- Республиканская премия им. К.Л.Хетагурова.
- Золотая медаль Международного фестиваля пяти континентов в г. Дижон (Франция).
- Кубок Международного фестиваля г. Аттина (Италия).
Трудно переоценить вклад Хаджисмела Петровича Варзиева в развитие, укрепление и совершенствование национального народного танца. К сожалению, прошли времена, когда осетинский танцевальный коллектив, уверенно работал на одной сцене в сводных концертах с коллективами - монстрами народного танца, держась с достоинством и работая на самом высоком профессиональном уровне, никому из них не уступая мастерстве. Руководили этими знаменитыми в те времена коллективами, именитые балетмейстеры - Народный артист СССР Вирский П.П. - Ансамбль народного танца Украины и Народный артист СССР Годенко М.С. - Красноярский ансамбль народного танца Сибири.
… По мнению, многих представителей культуры Северной Осетии, регионов России, Кавказа И Закавказья, а так же авторитетных практиков в области искусства, с огромным опозданием на большое количество лет, в 1993 году, Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР возвестил о присвоении Варзиеву Хаджисмелу Петровичу почётного звания «Народный Артист Северо-Осетинской ССР».
О званиях и регалиях он не думал никогда. Работая в плотном графике, он успевал оттачивать мастерство не только профессиональным коллективам, но внимательно следить за развитием самодеятельных народных ансамблей Северной Осетии. Те, в свою очередь, часто обращались к нему за советом и помощью, желая обновить свой репертуар, или создать у себя новые постановки, как отдельных танцев, так и полноценных концертных программ, без лукавства понимая, что обращаются к выдающемуся педагогу и признанному гению осетинской хореографии.
И Хаджисмел ставит полноценные концертные программы сразу четырём самодеятельным коллективам республики, которые с триумфом демонстрируют своё искусство, успешно представляя нашу страну на Торжественном открытии «Олимпийской деревни» 22 Олимпийских игр в Москве и Международных фестивалях - конкурсах за рубежом:
- 1980 год – участие в Торжественном открытии «Олимпийской деревни» на 22 Олимпийских играх в Москве. «Арт».
- 1981 год – Гран При на Международного фестиваля-конкурса в г. Зволен (Словакия); «Горец».
- 1982 год – 1 премия на Международном фестивале – конкурсе в городе София Болгария); «Кафт».
- 1983 год – Гран При на Международном фестивале – конкурсе в г. Закопане и г. Сосновцев (Польша); «Арт» (в обновлённом составе).
Оценивая проблему художественной самодеятельности народных коллективов, нуждающихся в поддержке и развитии, Хаджисмел Варзиев понимал, что необходимы координальные меры, масштабного профессионального характера.
Первым его шагом становится проект, который с 1982 по 1989 годы, он проводит в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) - ежегодный «Праздник Хореографического искусства», с участием Союзных республик страны. А затем плавно, в 1990 году, он поднимает этот проект на уровень выше, позиционируя его, как Международный фестиваль народного танца «Зори Владикавказа».
Оставаясь не только постоянным бессменным консультантом Государственного Академического ансамбля танца «АЛАН», а так же и главным балетмейстером ежегодного Государственного праздника «День республики Северная Осетия – Алания», Хаджисмел Петрович Варзиев с 1994 года возглавил Северо-Осетинский Республиканский Центр народного творчества. Это позволило ему максимально плотно заняться возрождением народной культуры на территории всей республики и регионах России.
Как автор, главный режиссер и постановщик, Хаджисмел Варзиев начинает организовывать не только собственные самостоятельные масштабные культурные мероприятия, но и становиться соавтором многих, проводимых Министерством культуры РФ и Российским Государственным Центром народного творчества, ежегодных массовых праздников искусства, являясь на них и почётным членом жюри. Это:
• Фестиваль творчества детей – инвалидов, «Дети России» (Президентская программа).
• Межрегиональный праздник этнической песни («Горская песня» г. Владикавказ).
• Межрегиональный праздник этнического танца («В ритме танца» г. Владикавказ).
• Всероссийский фестиваль детских и юношеских хореографических ансамблей «Здравствуй Мир!» (в городах Москва, Волгоград, Таганрог.).
• Всероссийский конкурс молодёжных ансамблей песни и танца в городе Самара;
• Всероссийский конкурс «Шолоховская весна» в Ростовской области;
В настоящее время балетмейстер, сценарист и режиссёр Хаджисмел Петрович Варзиев ведёт огромную работу по повышению квалификации молодых хореографов и режиссеров регионов России.
Многие ученики самого авторитетного балетмейстера Северной Осетии, уже сами возглавляют самодеятельные танцевальные коллективы, а также государственные и академические ансамбли регионов Северного Кавказа. Некоторые из них удостоены почётных званий "Заслуженный артист РФ" и "Народный артист РФ".
За какой бы проект не брался Хаджисмел Варзиев, он вкладывает в каждую минуту этой работы всю свою мощь энергии и душевного тепла. Благодаря творческой атмосфере, создаваемой великим, поистине народным осетинским балетмейстером, руководимые им коллективы, никогда не теряли высокого художественного мастерства и уважения зрителя.
Его творчество – это яркий пример огромной ответственности мэтра перед зрителем и учениками, пример преданности своему делу - неустанному служению истинно высокому искусству.
О ПРОШЛОМ АНСАМБЛЯ Давно уже поклонники Государственного Академического ансамбля народного танца Северной Осетии «АЛАН» не видели блестящих творческих вечеров и концертов, которые дарил когда-то народный артист Северной Осетии, балетмейстер и режиссёр Хаджисмел Варзиев.
Возглавив ансамбль в 1968 году, он сразу поменял в целом репертуар, программу и концептуальное преподношение самого танца, как бы создав его заново, дав ансамблю короткое, звучное и ёмкое название – «АЛАН». И с того самого момента - момента его прихода, коллективу сопутствовал только успех.
Основу репертуара ансамбля составляли танцы, поставленные по-новому, именно им художественным руководителем и главным балетмейстером, народным артистом Северной Осетии.
Эти постановки значительно отличались от предшествующих. Они представляли собой широкие и мощные танцевальные полотна с многоэпизодными построениями, созданными на основе осетинского фольклора и современной танцевальной пластики. Контрастная смена ритмов, стремительные темпы, своя собственная манера и стиль исполнения осетинских танцевальных движений, характерность образов и музыкальных воспроизведений – были отличительными особенностями творчества легендарного в те времена коллектива.
Концерты - являлись законченными хореографическими спектаклями, в которых ярко выражались точность и разнообразность рисунков, музыкальность и содержательность высокого исполнительского мастерства. Практически все композиции этого коллектива были построены на стратегически обоснованном цветовом и геометрическом контрасте.
Тонкое хореографическое соединение старинных обрядовых хороводов с современными танцевальными композициями, сплавленное режиссурой постановщика, помогало сохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру номеров.
Они всегда были яркими и крупными - постановки концертных программ Хаджисмела Варзиева. В его танцах, были отражены и бескрайние просторы гор и щедрая открытая душа людей, живущих на этой земле, их самобытные черты национального характера, юмор, задор и отвага, мастерство и широта натуры, смекалка и находчивость, величавость и степенность, душевность и обаяние.
Плавное скольжение танцовщиц 'все как одна' подчёркивалось в зеркальной симметрии движущихся групп, особой грациозностью и элегантностью и с возникающим у зрителя ощущением, что ты смотришь в калейдоскоп.
Ансамбль, созданный Хаджисмелом Петровичем, по отзывам профессионалов - соратников «по цеху» из других республик, не был похож ни на один коллектив в нашей стране. Ничего лишнего и ничего недостающего. Все артисты ансамбля, танцевавшие партии, опирались не только на свой талант и профессиональные знания, полученные в хореографических училищах и институтах культуры нашей страны, но в большей степени, на уроки высочайшего мастер класса, полученного у маэстро.
Коллектив был востребован всегда. Его приглашали на самые престижные мероприятия в сводные концерты крупнейших сценических площадок страны, где ему восторженно рукоплескали.
Обычно на сводных концертах все метры других коллективов страны, гордо выдвигаются вперёд по сцене в центр всего действия и там принимают заслуженные поздравления. А вот, Хаджисмела Петровича такое положение дел всегда смущало и он, вполне по-рыцарски, всегда, лучшую часть концертной площадки заботливо предоставлял своим коллегам.
Прославленный в те времена коллектив, который, к сожалению, реже выступал в родной Осетии, буквально потрясал концертные залы своим мастерством. Описать то, что воспроизводили тогда на сцене артисты ансамбля сейчас уже невозможно. Зал от восторга взрывался бурей аплодисментов и не отпускал артистов со сцены, требуя и требуя «На бис».
Все без исключения работники ансамбля находились в постоянном творческом поиске и подъёме, с равным блеском исполняя и народные танцы и пляски, где для шуточных сценок требовалось незаурядное актерское мастерство, и умело стилизуя народное творчество и хореографический образ осетинских народных промыслов.
Бесспорно, во все времена, колорит и харизма народных осетинских танцев, своей заразительностью эмоций, красотой жестов и разнообразием движений, не раз доводили зрителя на всём земном шаре до неописуемого ажиотажа и завораживали его своей неповторимой самобытностью.
Все действа были наполнены арсеналом неповторимых народных танцевальных элементов, сопровождающихся богатейшим разнообразием традиционной танцевальной осетинской мелодии.
Это было зрелище, в ходе которого поэтапно будут разворачиваться интригующие лиризмом, трагизмом и романтизмом сюжеты, на фоне исторически сложившихся драм и торжественных событий.
В чем же была притягательность именно … того ансамбля?
Наверное, в зрелищных, здоровых энергиях и традициях, где осетинские женщины оставались женщинами, а осетинские мужчины – мужчинами, а молодость почитала старость. А ещё в том, что, выгодно отличаясь своей явно выраженной этнографичностью хореографии, коллектив находился в постоянном поиске новых путей открытия народных корней, настоящих и воображаемых.
Именно эти открытия возвращали зрителя к тем ранним и более простым искренним временам.
Профессиональное чутьё никогда не подводило Хаджисмела Варзиева, без сомнения личность цельную, признанного мастера своего дела. Он считает, что любая программа, поставленная на основе народной осетинской хореографии, может стать явлением, не нуждающимся в переводе на другие языки мира, которые не состоятельны перед глубиной единого языка жестов, движений, мимики и пластики, имя, которому ТАНЕЦ.
П О С Л Е С Л О В И Е Хаджисмел Варзиев - остаётся безусловным и однозначным законодателем мод в народной осетинской хореографии. Великая и сильная интеллектуальная личность – он, и сегодня в свои годы, не утратил способности к саморазвитию, постоянно открывая в искусстве народного танца всё новые и новые идеалы, вовремя расставляя приоритеты, и точно угадывая кратчайшие пути к ним.
Эти идеалы, трансформируясь в его мощном творческом сознании, каждый раз принимая новые и новые формы – образы, благополучно материализуются в его балетмейстерских постановках.
Кто бывал на его репетициях, то знает, что Хаджисмел Петрович не работает в пол ноги, ему эти вещи не понятны. Нужно воочию увидеть этот завораживающий процесс, на котором нет спуску ни кому - ни себе, ни другим. О-о-о, это настоящий спектакль. В пространстве репетиционного зала, как грохот канонады беспощадно разрываются жёсткие наставления и хлёсткие замечания, непререкаемого учителя.
Достаточно одного его жеста, загадочного для посторонних и понятного только участникам действа, и всё вокруг замирает беспрекословно. Секунда, и молниеносно разящая реплика рассекает, казалось бы, не сдвигаемый пласт тишины. Каждый в зале знает и понимает, что любая фраза адресована всем без исключения. А значит, замирают все, и не дышит никто. Через мгновенье, весь коллектив, как в последний раз, в твёрдом по ритму и жёстком по технике отлаженном механизме, начинает работать виртуозно, да так, что создается впечатление абсолютной синхронности не только движений, но и дыхания.
Бывает так, что он молчит и уходит в себя. При этом, кажется, что он ничего не видит и ничего не слышит. Но танцоров и музыкантов не обманешь. Они прекрасно понимают, что «Петрович» (так ласково и уважительно называли и называют его и, по сей день) здесь, и через мгновенье, всем им, как единому механизму предстоит выложиться на все двести.
Его магический жест и походку, понимают только они – участники действа, приученные к жёсткой дисциплине и удивительно простой и ясной культуре работать.
Хаджисмел Петрович Варзиев никогда не был праздным мечтателем. Он осуществлял всё, что было в его силах. Только объективные обстоятельства, а не банальное дилетантство чиновников, сопровождавшее его на протяжении всего творческого пути, могли остановить воплощение задуманных им идей.
Нет сомнения, что эти задачи и сегодня Хаджисмел Петрович решит, впрочем, как когда-то решал и все остальные. Нужно только учесть его высокое умение писать красочные сценарии массовых представлений, богатейший опыт ставить масштабные действа на территории крупных манежей и стадионов, и тонкое понимание цвета и тени, декорации и освещения, знать текстуру ткани, преломляющей свет.
Промчатся годы и десятилетия.
… и раскроется долгожданный занавес, и зазвучит вступительный аккорд, и возвестит он о начале первого концерта самого лучшего и желанного его проекта.
… и вновь, как в лучшие годы, пролетит победная колесница, сметая и сокрушая на своём пути снобов и скептиков, завистников и недоброжелателей, вздымая бури зрительских страстей.
… и будет управлять её он – неутомимый Хаджисмел Петрович Варзиев.
… и уйдут необратимо в тень сожаления о не начатом и неудовлетворенность, о незаконченном, растворяясь в чудесных фантасмагориях феерического многообразия, поставленных им танцев
… и это, сотворённое им действо – будет действом необыкновенного чуда.
Эта статья с сайта "Осетины":
http://ossetians.com/rusНапечатано: 03.06.2010 в 13:50
Адрес статьи:
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=695