Танец-тайный язык души Архив.

Список разделов Прочее Архив закрытых тем

Описание: Сюда модераторы могут помещать ранние сообщения из длинных многостраничных тем для оптимизации работы форума

#1 Helenka » Вс, 23 мая 2010, 23:59

tatpit писал(а):Помню, но видать открыл посередине, извини

:grin:
Helenka
Автор темы
Аватара
Откуда: Русь православная
Сообщения: 10740
Темы: 61
Зарегистрирован: Пт, 26 декабря 2008
С нами: 16 лет 7 месяцев


#41 igudym » Чт, 3 июня 2010, 7:01

aramat писал(а):Грузинский танец Картули.
Браво исполнителям :bravo:
Тамара, спасибо!
Исполнителям действительно браво! :wub: :rose:

aramat писал(а):Потрясаюшая техника ног у исполнителя.
Можно заметить присутствие хороводного шага в комбинации шагов.
Ну и....разница в технике женского шага видна...не так ли ?
Вы хотите сказать, что женский шаг здесь похож на мужской? :?

Скажу честно, принципиальной разницы в технике исполнения хороводного шага я здесь не увидел. Поскольку юбка исполнительницы скрывает и ноги, и стопы, то детали практически не видны. Есть только пара мгновений, когда в повороте поднимается край юбки и видно, что исполнительница двигается на подушечках стопы (на низких полупальцах). Не опускает каблук на пол.
Вначале корпус мне показался более свободным и подвижным, чем у исполнительниц в "Березке". Но это я отношу к стилистической разнице. Очевидно разница в том, что в данном танце вес тела у исполнительницы больше находится на подушечке стопы больше к носку и это дает большую подвижность верхней части корпуса. В "Березке" (в тех же "Кружевницах") скорее всего вес тела приходится на подушечку больше к середине стопы и это позволяет создать "скромный" образ :-), не требующий более активной работы верха и наклонов головы. Но эти мелочи, я думаю, у той же Березки отличаются от танца к танцу в зависимости от создаваемого образа.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#42 igudym » Чт, 3 июня 2010, 7:18

aramat писал(а):Осетинский танец Симд.
А вот здесь я увидел подтверждение свои предположений. :smile:

В первой половине танца, когда исполнители вначале выстроились в линию, а потом разобрались по парам, хорошо видна мужская работа ног. :wub: :rose: Я уверен, что женщины делают тоже самое. :smile:
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#43 igudym » Чт, 3 июня 2010, 7:27

Танец "Симд" (Щимд). Хореография Варзиева Х.П. Кадры 90-ые

Хаджисмел Петрович Варзиев.
Первый дипломированный режиссер-постановщик, балетмейстер. Северной Осетии.
Выпускник ГИТИСа 1968г.
Автор и создатель хореографии танца "Поединок". поставленного в 1962 году в 24 года Государственному ансамблю песни и танца Северной Осетии для участия на 1-ом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.
Заслуженный деятель искусств РФ.
Народный артист СО АССР.

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#44 igudym » Чт, 3 июня 2010, 7:29

Танец жениха и невесты

Отрывок из ингушского фильма "Мелодии гор"

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#45 igudym » Чт, 3 июня 2010, 7:40

aramat писал(а):Май 2010 года. Большой театр.
Сцены из 2 акта балета Жизель
Наталья Осипова и Дэвид Холберг
.......... :bravo: :bravo: :bravo: ....
Тамара,
Вы слышали новость? Ваша любимица госпожа Осипова с конца марта этого года переведена в ранг балерины. Поздравляем ее!! :wub: :rose: И ее самых отчаянных поклонников! (это я о Вас...) :wink:


А вот оба фрагмента выступления Осиповой и Холберга в мае в Большом. И из первого крестьянского акта, и из второго "кладбищенского" :smile:



igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#46 igudym » Чт, 3 июня 2010, 12:28

Варзиев, Хаджисмел Петрович

Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B7%D0%B8%D0%B5%D0%B2

Изображение

Хаджисмел Петрович Варзиев (3 февраля 1938, с. Фарн, Северная Осетия) — советский и российский хореограф, балетмейстер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Северо-Осетинской АССР. Первый дипломированный балетмейстер-постановщик Северной Осетии (ГИТИС — 1968г, специальность «Режиссура балета», факультет «Балетмейстерский»), возглавивший Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии, дав ему название «Алан» (ранее «Ансамбль песни и танца Северной Осетии», ныне "Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль народного танца Северной Осетии «Алан»).
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#47 igudym » Чт, 3 июня 2010, 12:31

http://www.ossetians.com/rus/news.php?newsid=695

Варзиев Хаджисмел Петрович

(1938)

Известный в стране балетмейстер, хореограф.
Многолетний солист и художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии "АЛАН".
Народный артист Северной Осетии.
Автор и постановщик знаменитой хореографической сюиты "Шой" и многих других постановок.

Выдержки из книги и газетной статьи
ФРАГМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

Изображение

Родился Хаджисмел Варзиев в Северной Осетии в селении Фарн 3 февраля 1938 года. Нужно заметить, что ему не довелось расти, именно в творческой семье, где родители с детства методично прививают ребёнку навыки выживания во «взрослом» искусстве. Но такая ситуация никак не помешала ему в будущем стать и блестящим танцором и великим осетинским балетмейстером. Контуры будущей профессии уже с детства проступали в нежданных поворотах и коллизиях, когда ещё ребёнком он наблюдал в родном селении, за традиционными осетинскими народными обрядами и ритуалами, ставшими в последствии для него реальностью, питающую его воображение и по сей день, много лет спустя. Но самое сильное впечатление на него произвели увиденные танцы. По его словам, он в тот же миг ощутил неосознанную тягу к ним, которая перевернула всю его жизнь …

Юный Хаджисмел уезжает в город Владикавказ – столицу Северной - Осетии, и там оканчивает среднюю школу, сдав экзамены экстерном. Вернувшись в родное село, он начинает посещать кружки и студии народного танца при различных домах культуры и молодёжных клубах селения Фарн и города Беслана. Освоение самых сложных, в техническом и физическом аспекте, движений не составляло ему особого труда. Он воспроизводил всё увиденное с лёгкостью. Это отмечали все. Его уже узнавали и сельчане и горожане.

Надо особо отметить тот факт, что просто так в те времена, попасть в самый престижный коллектив Северной Осетии - главный ансамбль народного танца, который считался гордостью Республики, было невозможно. Только лучшие танцоры, пройдя жесткий отбор, могли претендовать на место в основной труппе ансамбля. Но, демонстрируя свои танцевальные трюки и сольные номера, Хаджисмел не оставил равнодушным ни зрителей, ни различные жюри. И в 1956 году руководитель главного танцевального коллектива республики Гуржибеков Г.Г. приглашают молодого Хаджисмела Варзиева – начинающего танцора в возрасте 18 лет, сразу в основной состав ансамбля песни и танца Северной Осетии (в то время не имеющий названия «АЛАН»). Для Хаджисмела началась новая насыщенная концертными гастролями жизнь и первая многомесячная поездка по стране, которую в 1957 году пришлось прервать службой в Вооружённых Силах СССР в городе Брянске. Вернувшись после Армии в ансамбль, Хаджисмел продолжает совершенствовать своё мастерство и в 1960 году Республика, Указом Президиума Верховного Совета СССР, награждает его медалью «За трудовую доблесть».

А уже в 1963 году, Указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, за заслуги в развитии осетинского танцевального искусства и высокое танцевальное мастерство ему присваивают почётное звание «Заслуженный Артист Северо-Осетинской АССР».


Изображение

На снимке: Колонный зал Дома Союзов, 1958 год. Х.Варзиев солирует в аджарском танце "Гандаган"

Простое «исполнительство» уже не удовлетворяло и терялось в большой творческой натуре Хаджисмела, ему хотелось сочинять и создавать самому. Это видели все, и танцоры, и музыканты и, наконец, сами руководители ансамбля. После присвоения очередного звания, Художественный Совет ансамбля и Правительство Северной Осетии принимают однозначное решение - послать его на учёбу в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского – ГИТИС. Это означало вновь покинуть коллектив. И Хаджисмел уезжает в Москву, где в 1964 году, успешно сдав вступительные экзамены, поступает в институт, где молниеносно начинает раскрываться его балетмейстерский талант.

Судите сами, без отрыва от учёбы в 1966 году, ему доверяют балетмейстерскую постановку сольной концертной программы для главного танцевального коллектива Северной Осетии – ансамбля, который впоследствии, при непосредственном участии Хаджисмела Варзиева и по его настоянию, организовывается в Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии «АЛАН». Спустя ещё год, в 1967 году, будучи студентом, он возглавит пост главного балетмейстера Дней Северной Осетии в Ленинградской области.

Изображение

На снимке: Х.Варзиев солирует в армянском танце. 1956 год.

А началось профессиональное балетмейстерское становление Хаджисмела Варзиева у народного артиста СССР, доктора искусствоведения, автора известных постановок: «Бахчисарайский фонтан» и «Золушка», ЗАХАРОВА Р.В., который в 1974 году в своей знаменитой книге «Записки балетмейстера», не без основания отметил Хаджисмела Варзиева, как руководителя, чья плодотворная работа позволила молодому коллективу за короткое время получить такую широкую известность и популярность.
Тот же уважаемый метр сказал, цитата из книги: "...Возникшие в советское время ансамбли народного танца и их создатели - балетмейстеры Т.Устинова – н.а. СССР (Хор им. Пятницкого), И. Моисеев - н.а. СССР, Н. Надеждина - н.а. СССР ("Берёзка"), П. Вирский н.а. СССР (Акад. Ансамбль Украины), С. Сухишвили и Н. Рамишвили - н.а. СССР (Акад. ансамбль Грузии), ….., Х. Варзиев з.а. Северной-Осетии (Гос. Анс. «Алан»), прославились не только у себя на родине, но и во всём мире. Его лично и его молодой коллектив в те времена поставили на один уровень с монстрами народного танца.
Глубокие знания истоков народного танца и фундаментальное понимание национального фольклора явились основой всего его творчества. Находясь на студенческой скамье ГИТИСа, он создаст ту самую неповторимую по своему содержанию и концептуальной идее танцевальную постановку, которая в последствии станет гордостью национальной танцевальной культуры Осетии и войдёт в золотой фонд осетинской культуры, как флагман народной осетинской обрядовой хореографии. Это хоровод «ШОЙ». Увидев работу молодого студента, уважаемый профессор ГИТИСа - основатель кафедры хореографии прокомментирует её следующими словами: «Этот танцевальный шедевр в полной мере определяет глубокий культурный уровень осетинского народа».
После окончания института, в 1968 году Хаджисмел получает приглашения стать главным балетмейстером Дворца пионеров и школьников в Москве либо занять пост Художественного руководителя и главного балетмейстера ансамбля песни и танца Северной Осетии. Выбор пал на второе. Являясь в то время действующим танцором, он одновременно приступает к напряженной балетмейстерской работе, реанимируя старые и создавая новые хореографические постановки. Коллектив, воплощая задуманное, виртуозно исполняет зажигательные танцы не только осетинских, но и грузинских, азербайджанских, дагестанских и других народов Кавказа, а так же СССР. Публика благодарно рукоплещет.
Не только в стране, но и за рубежом, руководимый им ансамбль, достойно представляет своё народное искусство. В 1968 году ансамбль становится победителем Всероссийского смотра-конкурса среди государственных и академических коллективов страны. Это дало право представлять нашу страну на Всемирном Фестивале Молодёжи и студентов в Софии, где коллектив завоёвывает три золотые медали !!! В 1969 году на Северо - Кавказской киностудии Хаджисмел осуществляет балетмейстерскую постановку к фильму «ФАРН». А после подготовки художественной группы Советской делегации к 1 ому фестивалю дружбы молодёжи Германской Демократической Республики и Советского Союза в городе Дрездене и ошеломляющего выступления, Северо-Осетинский Обком ВЛКСМ, всё в том же 1969 году, награждает Варзиева Хаджисмела Петровича Почетной медалью ЦК ВЛКСМ.
В 1970 году Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, вручает ему медаль «За Доблестный труд».

Отработав в ансамбле «АЛАН» более 16 лет, подняв коллектив на пик творческой славы, Хаджисмел Варзиев в 1974 году оставляет его и переходит, по приглашению Министерства культуры Республики Адыгея, в Государственный ансамбль песни и танца «НАЛЬМЭС» на привычную для себя должность художественного руководителя и опять же главного балетмейстера. Обновив состав коллектива и проведя «обкатку» программы на территории СССР, он уже в этом 1974 году увозит ансамбль в гастрольную поездку за рубеж. По возвращению, закрепив достигнутое и, убедившись в том, что танцевальный коллектив Республики Адыгея «НАЛЬМЭС» устойчиво стоит на ногах, он со спокойной душой в 1978 году возвращается в Осетию и приступает к новой творческой работе в Государственном театре «НАРТЫ».

Изображение

На снимке: Выступления адыгейского ансмбля "НАЛЬМЭС" в Праге. В центре -художественный руководитель Хаджисмел Варзиев

Период намеченных творческих планов продлился недолго. За время отсутствия Хаджисмела Варзиева в ансамбле «АЛАН», сменилось много художественных руководителей. Видя отсутствие результатов и не состоятельность псевдобалетмейстеров, Министерство культуры и Правительство Республики СО АССР в 1978 году обратилось к Хаджисмелу Варзиеву с просьбой помочь вернуть престиж главного танцевального коллектива Северной Осетии …того самого ансамбля, где когда-то начиналось восхождение к вершинам его творчества. И он даёт своё согласие, но пока только на создание новых постановок в коллектив.

Длительный период – с 1978 по 1994 года, сольные концерты Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии «АЛАН» под руководством художественного руководителя и главного балетмейстера Варзиева Х.П. вновь собирают полные залы самых престижных и известных сцен г. Москвы, таких как:
• ГЦКЗ «Россия»
• Концертный зал им. Чайковского П.И.
• Колонный зал Дома Союзов
• Кремлёвский Дворец Съездов и др.

И вновь награды, награды, призы, призы …
- Диплом ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
- Звание «Почетный гражданин Хошимина».
- Награждение ансамбля орденом Дружбы народов.
- Республиканская премия им. К.Л.Хетагурова.
- Золотая медаль Международного фестиваля пяти континентов в г. Дижон (Франция).
- Кубок Международного фестиваля г. Аттина (Италия).

Трудно переоценить вклад Хаджисмела Петровича Варзиева в развитие, укрепление и совершенствование национального народного танца. К сожалению, прошли времена, когда осетинский танцевальный коллектив, уверенно работал на одной сцене в сводных концертах с коллективами - монстрами народного танца, держась с достоинством и работая на самом высоком профессиональном уровне, никому из них не уступая мастерстве. Руководили этими знаменитыми в те времена коллективами, именитые балетмейстеры - Народный артист СССР Вирский П.П. - Ансамбль народного танца Украины и Народный артист СССР Годенко М.С. - Красноярский ансамбль народного танца Сибири.
… По мнению, многих представителей культуры Северной Осетии, регионов России, Кавказа И Закавказья, а так же авторитетных практиков в области искусства, с огромным опозданием на большое количество лет, в 1993 году, Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР возвестил о присвоении Варзиеву Хаджисмелу Петровичу почётного звания «Народный Артист Северо-Осетинской ССР».
О званиях и регалиях он не думал никогда. Работая в плотном графике, он успевал оттачивать мастерство не только профессиональным коллективам, но внимательно следить за развитием самодеятельных народных ансамблей Северной Осетии. Те, в свою очередь, часто обращались к нему за советом и помощью, желая обновить свой репертуар, или создать у себя новые постановки, как отдельных танцев, так и полноценных концертных программ, без лукавства понимая, что обращаются к выдающемуся педагогу и признанному гению осетинской хореографии.
И Хаджисмел ставит полноценные концертные программы сразу четырём самодеятельным коллективам республики, которые с триумфом демонстрируют своё искусство, успешно представляя нашу страну на Торжественном открытии «Олимпийской деревни» 22 Олимпийских игр в Москве и Международных фестивалях - конкурсах за рубежом:
- 1980 год – участие в Торжественном открытии «Олимпийской деревни» на 22 Олимпийских играх в Москве. «Арт».
- 1981 год – Гран При на Международного фестиваля-конкурса в г. Зволен (Словакия); «Горец».
- 1982 год – 1 премия на Международном фестивале – конкурсе в городе София Болгария); «Кафт».
- 1983 год – Гран При на Международном фестивале – конкурсе в г. Закопане и г. Сосновцев (Польша); «Арт» (в обновлённом составе).

Оценивая проблему художественной самодеятельности народных коллективов, нуждающихся в поддержке и развитии, Хаджисмел Варзиев понимал, что необходимы координальные меры, масштабного профессионального характера.

Первым его шагом становится проект, который с 1982 по 1989 годы, он проводит в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) - ежегодный «Праздник Хореографического искусства», с участием Союзных республик страны. А затем плавно, в 1990 году, он поднимает этот проект на уровень выше, позиционируя его, как Международный фестиваль народного танца «Зори Владикавказа».

Оставаясь не только постоянным бессменным консультантом Государственного Академического ансамбля танца «АЛАН», а так же и главным балетмейстером ежегодного Государственного праздника «День республики Северная Осетия – Алания», Хаджисмел Петрович Варзиев с 1994 года возглавил Северо-Осетинский Республиканский Центр народного творчества. Это позволило ему максимально плотно заняться возрождением народной культуры на территории всей республики и регионах России.

Как автор, главный режиссер и постановщик, Хаджисмел Варзиев начинает организовывать не только собственные самостоятельные масштабные культурные мероприятия, но и становиться соавтором многих, проводимых Министерством культуры РФ и Российским Государственным Центром народного творчества, ежегодных массовых праздников искусства, являясь на них и почётным членом жюри. Это:
• Фестиваль творчества детей – инвалидов, «Дети России» (Президентская программа).
• Межрегиональный праздник этнической песни («Горская песня» г. Владикавказ).
• Межрегиональный праздник этнического танца («В ритме танца» г. Владикавказ).
• Всероссийский фестиваль детских и юношеских хореографических ансамблей «Здравствуй Мир!» (в городах Москва, Волгоград, Таганрог.).
• Всероссийский конкурс молодёжных ансамблей песни и танца в городе Самара;
• Всероссийский конкурс «Шолоховская весна» в Ростовской области;

В настоящее время балетмейстер, сценарист и режиссёр Хаджисмел Петрович Варзиев ведёт огромную работу по повышению квалификации молодых хореографов и режиссеров регионов России.
Многие ученики самого авторитетного балетмейстера Северной Осетии, уже сами возглавляют самодеятельные танцевальные коллективы, а также государственные и академические ансамбли регионов Северного Кавказа. Некоторые из них удостоены почётных званий "Заслуженный артист РФ" и "Народный артист РФ".
За какой бы проект не брался Хаджисмел Варзиев, он вкладывает в каждую минуту этой работы всю свою мощь энергии и душевного тепла. Благодаря творческой атмосфере, создаваемой великим, поистине народным осетинским балетмейстером, руководимые им коллективы, никогда не теряли высокого художественного мастерства и уважения зрителя.
Его творчество – это яркий пример огромной ответственности мэтра перед зрителем и учениками, пример преданности своему делу - неустанному служению истинно высокому искусству.

О ПРОШЛОМ АНСАМБЛЯ

Давно уже поклонники Государственного Академического ансамбля народного танца Северной Осетии «АЛАН» не видели блестящих творческих вечеров и концертов, которые дарил когда-то народный артист Северной Осетии, балетмейстер и режиссёр Хаджисмел Варзиев.
Возглавив ансамбль в 1968 году, он сразу поменял в целом репертуар, программу и концептуальное преподношение самого танца, как бы создав его заново, дав ансамблю короткое, звучное и ёмкое название – «АЛАН». И с того самого момента - момента его прихода, коллективу сопутствовал только успех.
Основу репертуара ансамбля составляли танцы, поставленные по-новому, именно им художественным руководителем и главным балетмейстером, народным артистом Северной Осетии.
Эти постановки значительно отличались от предшествующих. Они представляли собой широкие и мощные танцевальные полотна с многоэпизодными построениями, созданными на основе осетинского фольклора и современной танцевальной пластики. Контрастная смена ритмов, стремительные темпы, своя собственная манера и стиль исполнения осетинских танцевальных движений, характерность образов и музыкальных воспроизведений – были отличительными особенностями творчества легендарного в те времена коллектива.
Концерты - являлись законченными хореографическими спектаклями, в которых ярко выражались точность и разнообразность рисунков, музыкальность и содержательность высокого исполнительского мастерства. Практически все композиции этого коллектива были построены на стратегически обоснованном цветовом и геометрическом контрасте.
Тонкое хореографическое соединение старинных обрядовых хороводов с современными танцевальными композициями, сплавленное режиссурой постановщика, помогало сохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру номеров.
Они всегда были яркими и крупными - постановки концертных программ Хаджисмела Варзиева. В его танцах, были отражены и бескрайние просторы гор и щедрая открытая душа людей, живущих на этой земле, их самобытные черты национального характера, юмор, задор и отвага, мастерство и широта натуры, смекалка и находчивость, величавость и степенность, душевность и обаяние.
Плавное скольжение танцовщиц 'все как одна' подчёркивалось в зеркальной симметрии движущихся групп, особой грациозностью и элегантностью и с возникающим у зрителя ощущением, что ты смотришь в калейдоскоп.
Ансамбль, созданный Хаджисмелом Петровичем, по отзывам профессионалов - соратников «по цеху» из других республик, не был похож ни на один коллектив в нашей стране. Ничего лишнего и ничего недостающего. Все артисты ансамбля, танцевавшие партии, опирались не только на свой талант и профессиональные знания, полученные в хореографических училищах и институтах культуры нашей страны, но в большей степени, на уроки высочайшего мастер класса, полученного у маэстро.
Коллектив был востребован всегда. Его приглашали на самые престижные мероприятия в сводные концерты крупнейших сценических площадок страны, где ему восторженно рукоплескали.
Обычно на сводных концертах все метры других коллективов страны, гордо выдвигаются вперёд по сцене в центр всего действия и там принимают заслуженные поздравления. А вот, Хаджисмела Петровича такое положение дел всегда смущало и он, вполне по-рыцарски, всегда, лучшую часть концертной площадки заботливо предоставлял своим коллегам.
Прославленный в те времена коллектив, который, к сожалению, реже выступал в родной Осетии, буквально потрясал концертные залы своим мастерством. Описать то, что воспроизводили тогда на сцене артисты ансамбля сейчас уже невозможно. Зал от восторга взрывался бурей аплодисментов и не отпускал артистов со сцены, требуя и требуя «На бис».
Все без исключения работники ансамбля находились в постоянном творческом поиске и подъёме, с равным блеском исполняя и народные танцы и пляски, где для шуточных сценок требовалось незаурядное актерское мастерство, и умело стилизуя народное творчество и хореографический образ осетинских народных промыслов.
Бесспорно, во все времена, колорит и харизма народных осетинских танцев, своей заразительностью эмоций, красотой жестов и разнообразием движений, не раз доводили зрителя на всём земном шаре до неописуемого ажиотажа и завораживали его своей неповторимой самобытностью.
Все действа были наполнены арсеналом неповторимых народных танцевальных элементов, сопровождающихся богатейшим разнообразием традиционной танцевальной осетинской мелодии.
Это было зрелище, в ходе которого поэтапно будут разворачиваться интригующие лиризмом, трагизмом и романтизмом сюжеты, на фоне исторически сложившихся драм и торжественных событий.
В чем же была притягательность именно … того ансамбля?
Наверное, в зрелищных, здоровых энергиях и традициях, где осетинские женщины оставались женщинами, а осетинские мужчины – мужчинами, а молодость почитала старость. А ещё в том, что, выгодно отличаясь своей явно выраженной этнографичностью хореографии, коллектив находился в постоянном поиске новых путей открытия народных корней, настоящих и воображаемых.
Именно эти открытия возвращали зрителя к тем ранним и более простым искренним временам.
Профессиональное чутьё никогда не подводило Хаджисмела Варзиева, без сомнения личность цельную, признанного мастера своего дела. Он считает, что любая программа, поставленная на основе народной осетинской хореографии, может стать явлением, не нуждающимся в переводе на другие языки мира, которые не состоятельны перед глубиной единого языка жестов, движений, мимики и пластики, имя, которому ТАНЕЦ.

П О С Л Е С Л О В И Е

Хаджисмел Варзиев - остаётся безусловным и однозначным законодателем мод в народной осетинской хореографии. Великая и сильная интеллектуальная личность – он, и сегодня в свои годы, не утратил способности к саморазвитию, постоянно открывая в искусстве народного танца всё новые и новые идеалы, вовремя расставляя приоритеты, и точно угадывая кратчайшие пути к ним.
Эти идеалы, трансформируясь в его мощном творческом сознании, каждый раз принимая новые и новые формы – образы, благополучно материализуются в его балетмейстерских постановках.
Кто бывал на его репетициях, то знает, что Хаджисмел Петрович не работает в пол ноги, ему эти вещи не понятны. Нужно воочию увидеть этот завораживающий процесс, на котором нет спуску ни кому - ни себе, ни другим. О-о-о, это настоящий спектакль. В пространстве репетиционного зала, как грохот канонады беспощадно разрываются жёсткие наставления и хлёсткие замечания, непререкаемого учителя.
Достаточно одного его жеста, загадочного для посторонних и понятного только участникам действа, и всё вокруг замирает беспрекословно. Секунда, и молниеносно разящая реплика рассекает, казалось бы, не сдвигаемый пласт тишины. Каждый в зале знает и понимает, что любая фраза адресована всем без исключения. А значит, замирают все, и не дышит никто. Через мгновенье, весь коллектив, как в последний раз, в твёрдом по ритму и жёстком по технике отлаженном механизме, начинает работать виртуозно, да так, что создается впечатление абсолютной синхронности не только движений, но и дыхания.
Бывает так, что он молчит и уходит в себя. При этом, кажется, что он ничего не видит и ничего не слышит. Но танцоров и музыкантов не обманешь. Они прекрасно понимают, что «Петрович» (так ласково и уважительно называли и называют его и, по сей день) здесь, и через мгновенье, всем им, как единому механизму предстоит выложиться на все двести.
Его магический жест и походку, понимают только они – участники действа, приученные к жёсткой дисциплине и удивительно простой и ясной культуре работать.
Хаджисмел Петрович Варзиев никогда не был праздным мечтателем. Он осуществлял всё, что было в его силах. Только объективные обстоятельства, а не банальное дилетантство чиновников, сопровождавшее его на протяжении всего творческого пути, могли остановить воплощение задуманных им идей.
Нет сомнения, что эти задачи и сегодня Хаджисмел Петрович решит, впрочем, как когда-то решал и все остальные. Нужно только учесть его высокое умение писать красочные сценарии массовых представлений, богатейший опыт ставить масштабные действа на территории крупных манежей и стадионов, и тонкое понимание цвета и тени, декорации и освещения, знать текстуру ткани, преломляющей свет.

Промчатся годы и десятилетия.
… и раскроется долгожданный занавес, и зазвучит вступительный аккорд, и возвестит он о начале первого концерта самого лучшего и желанного его проекта.
… и вновь, как в лучшие годы, пролетит победная колесница, сметая и сокрушая на своём пути снобов и скептиков, завистников и недоброжелателей, вздымая бури зрительских страстей.
… и будет управлять её он – неутомимый Хаджисмел Петрович Варзиев.
… и уйдут необратимо в тень сожаления о не начатом и неудовлетворенность, о незаконченном, растворяясь в чудесных фантасмагориях феерического многообразия, поставленных им танцев
… и это, сотворённое им действо – будет действом необыкновенного чуда.

Эта статья с сайта "Осетины": http://ossetians.com/rus
Напечатано: 03.06.2010 в 13:50
Адрес статьи: http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=695
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#48 igudym » Чт, 3 июня 2010, 17:52

http://www.samara-culture.ru/dance/4/1.php
©2004-2009 Самарская Школа русской культуры

Игорь Моисеев о танце

Почему я выбрал народный танец

Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им.

Меня часто спрашивают: "Чем привлекает вас народный танец?" Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом.

Классический танец обладает ключом проникновения в лирический мир исполнителя. Когда балерина поднимается на пальцы, она уходит в мир лирики, мечты, выражая то, что хранится в ее сердце. Поэтому я назвал бы классический танец танцем надземным, а народный танец танцем земным. Народный танец, будь это гопак, жок, вензеля, в высшей степени точен, ясен, у него конкретный адрес.

При этом любой из них является законченным произведением, имеющим глубокое содержание и смысл. В большинстве своем, будучи краткими, немногословными, народные танцы раскрывают целые пласты народной жизни и разные исторические эпохи. Это не просто танец для развлечения, сиюминутного удовольствия, а выразитель определенных мыслей и чувств, обладающий поэзией достоверности.

Народный танец нуждается в тщательном изучении. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца. Такой путь не мною придуман.

Мы, по существу, восприняли уроки великих художников прошлого, таких, как Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, - они вернули народу его же образы, но в высокопрофессиональной интерпретации.

Танец классический и танец народный

Классический танец был рожден для выражения идеи надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фантазии, сказки. Балерина вставала на пуанты, и эта гениальная условность объясняла зрителю, что героиня находится в ирреальном мире, в мире собственных переживаний. Эти идеи породили определенный язык.

Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Балетмейстеры стали пользоваться его элементами в самых прозаических обстоятельствах. У Ростислава Захарова Золушка подметала пол, танцуя на пуантах. И, когда фея превращала ее в принцессу, балетный язык оставался тем же. Возникало противоречие между формой и содержанием. А если бы в первом акте Золушка убирала комнату в деревянных сабо и только после чудесного преображения вставала на пуанты, нам стало бы ясно, что она из мира реального перешла в мир сказочный.

В старину хореографы не пренебрегали возможностями характерного танца. Например, героиня "Жизели" в первом акте танцевала в прозаической одежде, не вставая на пальцы, а во втором, когда она становилась видением, пользовалась языком классического танца.

В классическом танце все движения строго отредактированы неумолимой грамматикой танца, которая требует от исполнителя кристальной чистоты линий и допускает только аристократические движения. Поэтому богатство языка классического танца ограничено.

Классический танец требует особого костюма: чистоту линии можно показать, только если нога полностью открыта. Балетные туфли не предполагают каблука - как у мужчин, так и у женщин; поэтому в классическом танце полностью отсутствуют каблучные движения. А они намного богаче и разнообразнее движений, входящих в строгую систему классики.

Я не хочу умалить значение классического танца. Когда классический танец выражает лирические чувства, мир фантазии и сказки, для чего он и был создан, все его ограничения оправданны, ибо отображение реального мира предоставлено танцу характерному.

Сочетание двух систем танца, взаимно дополняющих друг друга, давало балету возможность выразить поведение героев в реальном и условном мире.

Но сейчас в репертуаре Большого театра после переделок всех балетов Юрием Григоровичем характерный танец сведен к нулю. Реальность и условность оказались выкрашенными в одну краску, что привело к чудовищному оскудению танцевального языка. Из балетов выпали национальные танцы.

Великолепную возможность для постановки ярких номеров предоставляет балетмейстеру третий акт "Лебединого озера". В сцене смотрин, где принцу предлагают выбрать себе невесту, по замыслу автора, претендентки из разных стран танцуют танцы своих народов. Раньше каждый танец исполнялся в своем национальном ключе и на своем национальном танцевальном языке. Теперь же все невесты встали на пальцы: мазурка, чардаш, тарантелла... - на пальцах! Но на пальцах имеет право танцевать только одна девушка, в которую влюблен принц, потому что она воплощает его мечту. Другие девушки непохожи на нее и поэтому неинтересны принцу.

Пуанты использованы не к месту, и вся философская суть балета распадается. Вместо разнообразия красок двух танцевальных систем зрителю предлагается блеклая одноцветная условность.

Классический танец не выигрывает оттого, что существует в замкнутой системе, изолированной от жизни, вне времени и вне пространства. Перед каждым искусством всегда стоит проблема отображения своего времени, потому что искусство, не отображающее свое время, не переживет своего времени.

Народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется ее переменам. Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. До этого времени женская нога, одетая в мешок из материи, не имела притягательного вида и женщины прятали ноги под длинной юбкой. Костюм диктовал танцевальную пластику: в юбке до полу затруднительно делать какие-то динамичные движения. С появлением чулка женщине не надо было больше прятать свои ноги, напротив, всем сразу захотелось показать их в таком привлекательном виде миру. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы.

Бытовой танец тесно связан с костюмом. С появлением мужского сапога в танце появились движения отбивки ритма по голенищу; как только появились каблук или шпоры, танцоры незамедлительно отмечали ритм каблуком и звоном шпор. Широкая развевающаяся юбка позволяла играть ею в танце. Таких примеров можно привести множество.

Если классический танец восклицает: "Как красива мечта!" - то народный танец говорит нам: "Да здравствует жизнь!" Классический танец требует внутренней приподнятости. Он патетичен и торжествен по природе и не терпит прозаизмов.

Народный танец сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность. Он имеет четкую функциональную задачу. Например, охотничьи танцы возникли у первобытного человека как заклинание и моление об удачной охоте. Так же, как военные танцы, называвшиеся у греков пиррическими, были учебными танцами, которые воспитывали в молодых людях ловкость фехтовальных приёмов и исполнялись на победных торжествах.

Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выполняла тарантелла. Сам танец получил своё название от тарантула. Яд от укуса этого паука можно было изгнать только вместе с потом. Потому-то знахари и предлагали своим больным кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: жрецы выстраивали танцующих соответственно расположению небесных тел, а сам танец отображал эволюции, которые проделывали звёзды и планеты на небе.

Как возникает танец

Работая в области фольклора, я невольно углублялся в вопросы этнографии и истории. Желая понять тот или иной танец, заглядывал в историю народа, и она мне многое объясняла. Например, болгары, находясь долгое время под властью турок, переняли у них одежду, заимствовали музыку. Но турецкое влияние ни в малейшей степени не коснулось их религии, которая осталась сугубо славянской, и языка. Таким образом, болгары сохранили свою самобытность в самом главном, подтвердив своей историей, что, если что-то обретает устойчивые формы, оно способно противостоять всякому влиянию, даже насильственному. И это нашло свое отражение в искусстве народа и в том числе в его танцах. Событие пятисотлетней давности в истории Испании - завоевание части ее маврами также повлияло на национальный танец. Сохранив железную ритмику подлинной Испании, его эстетика подверглась влиянию Востока.

Наши танцы различны по тематике, композиции, стилевым краскам. Одни возникли под впечатлением произведений классиков, среди которых - Чехов, Островский; другие родились после поездок по разным странам. Поводов для создания танцев много, и в каждом отдельном случае есть своя причина, свой смысл.

Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла картошке уродиться, тогда год будет сытный, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. По-белорусски "картошка" - "бульба". Поется "Бульба" в ритме польки. Основные белорусские движения я знал и, возвратившись в Москву, сделал танец. Идут веселые девушки, сажают картошку, потом окучивают ее. Картошка начинает расти (сами девушки изображают как растет картофель, постепенно поднимаясь с корточек). Набирается большой мешок картошки: исполнительницы сбиваются в кучу. Одна девушка берет крайнюю за юбку и утаскивает всех за кулисы. Необычайно весело, очень образно. Всем понятно, о чем идет речь.

Когда лет через пятнадцать я побывал в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою "Бульбу". Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: "А он у нас всегда был". Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки. Но когда твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, - это высшая форма признания.

Кстати, в этот мой приезд я собирал материал по белорусской кадрили и польке. А сопровождал меня в поездке очень интересный человек, Адам Герасимович Русак. Он был коренной белорус. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу валторны и много лет играл в оркестрах Кировского и Малого оперного театров. Одновременно стал заниматься литературой и написал слова к ставшей весьма популярной белорусской песне "Так будьте здоровы, живите богато..."

Зачем нужен танец?

Мы очень часто злоупотребляем понятием "культура", включая в него то, что не всегда имеет отношение к культуре. Я бы разграничил понятие "культура" на понятия "цивилизация" и "собственно культура". Под культурой я разумею богатство внутреннего мира человека, под цивилизацией - обогащение человеком окружающего его мира. Я хочу этим сказать, что цивилизация - это созданный человеком комфорт и техника в материальном мире. Мне кажется, что в наше время эти понятия настолько перепутаны, что очень часто превращаются в свою противоположность. Всемогущая цивилизация, которая многое созидает, но также способна разрушить многое, воспринимается как понятие прогрессивное. Культура, которая не может никого уничтожить, сопоставляется с чем-то пассивным. Я думаю, что много наших бед происходит именно по той причине, что, приветствуя цивилизацию, человечество готово пренебречь культурой. Но без внутреннего богатства человека никакая цивилизация не может принести пользы. Как писал Франсуа Рабле: "Знания без совести - погибель души". В древности была такая поговорка: "Не учи сына своего стрелять из лука, прежде чем не научил его добру. Если хочешь избежать беды, научи сына сначала добру, а потом стрелять из лука".

Присматриваясь к жизни, мы не можем не заметить, что цивилизация, создающая огромное количество удобств, не только не обогащает нас, но во многом и обедняет. Что я хочу этим сказать? Со времени изобретения телефона и телеграфа оскудела эпистолярная литература. Развитие телевидения обеднило фантазию человека, поскольку при пассивном зрительстве творческий процесс отсутствует. Когда человек додумается до того, что за него начнет думать машина, сам человек превратится в животное.

Из жизни человека постепенно уходит физический труд. Человек, который раньше косил, молотил, пахал и т.д., теперь использует технику. Ему остается только нажимать на кнопки, надев на всякий случай железную каску на голову. Без физической нагрузки человек неизбежно деградирует. Чтобы этого не случилось, должны быть найдены такие формы человеческого поведения, которые восполнят эту потерю. Все шире распространяются спорт, гимнастика, которые воспринимаются и как забава, но вместе с тем выполняют и определенные, необходимые человеку функции. Танец как вид искусства никогда не был дармоедом, он выполнял определенные задачи, и, по-видимому, танец в жизни человека просто необходим, как одно из средств самовыражения человека, через которое он передает свои эмоции и чувства и понимание красоты. И по мере развития этого вида искусства он в состоянии передавать какие-то свои духовные богатства. Мы знаем, что чем богаче внутренний мир человека, тем богаче средства его выражения - в любом виде искусства.

Человеческая эволюция двигается крайне медленно, извилистыми путями, и, тем не менее, ее поступательное движение неизменно. Танец пережил в своем развитии разные стадии: от первобытного, выполняющего чисто утилитарные функции к эстетическим. Со временем танец, который вошел в мою жизнь как основа моего существования, я предвижу, неизбежно найдет новые формы и потребует от человека такой пластической культуры, которой мы еще сегодня не достигли.

Человек через пластику, через движение выражает свои чувства, эмоции, радость, печаль. Через них, через свое поведение в танце он, как в зеркале, отражает те навыки, которые развились в нем благодаря, к примеру, навыкам трудовым. Не случайно ритмы народного танца очень часто похожи на ритмы трудовых процессов, которые наиболее в этом народе развиты. Это входит в подсознание, а оно диктует тот ритм, к которому привыкло не только сознание, но, может быть, мышцы и тело человека. Таким образом, танец возникает как отражение быта человека и его сознания. Через танец мы можем судить о характере человека, его культуре и мировоззрении. Классический танец возник как отражение романтического сознания человека. Идеализация женского образа, предстающего как существо воздушное, неземное, - его характерная особенность. В бальных танцах женщина - предмет ухаживания. Вводится чисто эротический элемент, в самом здоровом смысле слова, как выразитель нравов. Танец имеет свои пределы - что можно и чего нельзя.

Вспоминается история вальса, имевшая весьма драматическое развитие. Дело в том, что, как и всякая мода, мода танцевальная имеет своих приверженцев и своих недоброжелателей. Возникает борьба вкусов. Что-то принимается, что-то отвергается. До вальса ни в одном виде танца не было принято брать женщину за талию, это считалось непристойным. И подобную вольность можно было встретить только в танцах примитивных народностей. В вальсе кавалер впервые взял даму за талию. В грузинских народных танцах партнер не имел права не только прикоснуться к женщине, но даже дотронуться до ее одежды. Почему в вальсе произошла такая перемена? Потому что в сознании людей, в быту общение стало настолько свободным, что такое стало возможным. Танец как зеркало тут же отразил это изменение в сознании. Но, тем не менее, когда вальс из своей родной Вены пришел в Англию, он не всеми был воспринят доброжелательно. Правда, первоначально вальс из Вены перекочевал во Францию, которая враждовала с Англией. Но его неприятие, думаю, неверно объяснять лишь политическими причинами. Самым ярым гонителем вальса был не кто иной, как лорд Байрон, который написал такие строки:
О, нежный вальс!
Совсем затмил твой тон
Ирландский джиг и древний ригодон;
Шотландский рил и модные кадрили, -
Все, все тебе, пришельцу, уступили;
Вальс, вальс один привлечь искусно мог
К участью в танцах руки, кроме ног;
Ногам дана изрядная свобода,
А воле рук - предела вовсе нет;
Рука заходит, на глазах народа,
Куда захочет. Поубавьте свет...

Байрон - властитель дум, повлиявший на Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Неизвестно, был бы без его "Чайльд Гарольда" Онегин или Печорин, написал бы Грибоедов "Горе от ума". Именно Байрон создал современного героя и сумел его опоэтизировать. И этот Байрон так накинулся на вальс. То ли жила в нем чопорность лорда, требующая соблюдения приличий во всем. А может быть, такое озлобление было вызвано тем, что сам он не мог танцевать, будучи хромым. Известна его необычайная красота, сводившая женщин с ума. Но в этом виде искусства он не мог прельщать, и, вероятно, поэтому танец был ему так неприятен. Впрочем, это уже посторонние замечания.

Заразительность таланта

Я стараюсь приучить своих актеров жить эмоциональной жизнью, положенной в танцевальную пластику. Тогда даже пауза будет наполнена смыслом. На сцене, как это ни странно, даже для танцовщика труднее всего - это правильная походка. Просто пройтись и выразить при этом определенное состояние духа, в котором ты идешь: довольный, сердитый, больной, здоровый, веселый, грустный, - подчас это невероятно сложнее, чем станцевать, решая уже какую-то танцевальную задачу. Самое простое, на первый взгляд, вдруг становится самым сложным. Поэтому особенно важно вложить в каждое движение верность чувств. Причем часто танцовщик делает абсолютно верные движения, не контролируя себя, а как только начинает размышлять над тем, как он это делает, он попадает в положение сороконожки, которую спросили: "Когда ты двигаешься, какую ногу ты ставишь первой, какую второй и какую третьей?" Сороконожка задумалась и не могла уже двинуться ни шагу.

Недавно ирландцы попросили меня поставить танец на музыку, написанную ирландским композитором в национальном ключе. Музыка довольно однообразная, но совершенно не похожа ни на какую другую. Я понял, что какой-то конкретный сюжет в этом случае невозможен. И все-таки я поставил себе задачу: показать молодость, с ее брызжущей энергией, полнотой чувств, с ее динамикой. Танец этот получился очень длинным. Три пары танцуют шесть с половиной минут, ни на секунду не останавливаясь. Я придумал, где отдохнуть, где повеселиться, поиграть, и потом - новый взрыв энергии.

Я всегда приспосабливаюсь к той музыке, которая в данный момент нужна для того или иного танца. В тот момент, когда я работаю, скажем, над молдавским танцем, все мои пристрастия вокруг молдавской музыки. Она, кстати, очень зажигательна, спокойно слушать ее нельзя - она зовет к движению.

Невозможно без длительной подготовки стать классическим танцовщиком. Там каждый палец подчинен законам балетной грамматики. Поэтому для дилетантов классика противопоказана. Дилетантизм будет виден в каждом движении. В народном танце как будто бы все значительно проще. Любители в народном танце бывают подчас великолепные. И, как правило, любители танцуют лучше профессионалов. В чем это выражается? Любитель танцует неравнодушно. В то время как человек, которого тренировали в балетной школе на механических элементах, порой утрачивает вкус к подлинному танцу как к самовыражению.

Если артист танцует грамотно, но без темперамента, это не заразительно. Такой профессионально равнодушный артист очень часто оказывается в дураках по сравнению с талантливым любителем, который горит на сцене и заражает своей энергией зрительный зал. Движение в танце не самоцель, а средство выражения. Профессионал часто забывает об этом. Я быстро понял это и не боялся выдвигать талантливых любителей. В этом я почти ни разу не ошибся.

Однако это не значит, что не нужна профессионализация в исполнении народного танца. Всякая форма любительства всегда несовершенна.

Мне кажется необходимым участие артиста в создании танца. Если не увлечь артиста в процессе работы, мало что получится. А в процессе творчества обязательно возникает азарт. Начинаются предложения, очень часто нелепые. Но я никогда их грубо не отвергаю. Делаю вид, что соглашаюсь, предлагаю попробовать их воплотить, предлагающий видит, что его предложение явно проигрывает, и сам от него отказывается. Ведь творчество - это всегда поиск и фантазия.

В творческом процессе многое имеет значение. Новая идея часто возникает от какого-то движения. Если музыка увлекает, получается что-то хорошее. И наоборот бывает: музыка не нравится, а ставить ее надо. В этом случае я заранее знаю, что у меня ничего не получится. Все должно помогать: музыка, тема, артисты. Все должны петь в унисон и быть одинаково увлечены этим процессом. Большое значение имеет интуиция. Бывает, вдруг почувствуешь себя в силах сделать что-то. Попробовал - получается. Значит, бросаешь ранее намеченное по плану, чтобы сделать то, что пришло в неожиданном вдохновении. Но все нужно делать с азартом и увлечением. Если танец говорит о чем-то в художественной форме и эмоционально, он обогащает мое познание своей новизной.

ИСТОЧНИК:
Игорь Моисеев. Я вспоминаю... Гастроль длинною в жизнь. Москва. "СОГЛАСИЕ", 1998г. Издание 2-е, исправленное и дополненное.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#49 igudym » Чт, 3 июня 2010, 18:15

Государственный академический Ордена Дружбы Народов Ансамбль танца "Алан"

Изображение

Официальный сайт коллектива: http://www.alandance.ru/index.php?2

"АЛАН" - гордость осетинского искусства. В нем душа нации, ее память о прошлом и надежда на будущее.

Репертуар: http://www.alandance.ru/index.php?5

История ансамбля: http://www.alandance.ru/index.php?1

Фотоистория: http://www.alandance.ru/gallery.php?gal=1
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#50 igudym » Чт, 3 июня 2010, 18:21

Информация ( включая фотографии ) с сайта студии народного танца "Кавказ"
http://aziz.khasavov.com/?page_id=26

Что же такое «лезгинка»?


Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Музыка «лезгинки», с четким ритмом и энергичными движениями, привлекла к себе внимание многих известных композиторов. Так, Глинка в «Руслане и Людмиле», Рубинштейн в «Демоне» поместили бурную, полную стихийной силы и страсти «лезгинку». Композиция осталась популярной по сей день – очень часто к ней обращаются и современные исполнители.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#51 нотка » Чт, 3 июня 2010, 18:41

igudym писал(а):
Наташа, Вы намекаете, что то могли быть не дети, а переодетые в детское женщины? Сомневаюсь!
Дурят нашего брата, Игорь! Ой, дурят!!! :hi-hi:
нотка
Аватара
Сообщения: 976
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 13 сентября 2009
С нами: 15 лет 10 месяцев

#52 igudym » Чт, 3 июня 2010, 19:00

нотка писал(а):
igudym писал(а):
Наташа, Вы намекаете, что то могли быть не дети, а переодетые в детское женщины? Сомневаюсь!
Дурят нашего брата, Игорь! Ой, дурят!!! :hi-hi:
Запутался я совсем с этими танцуристами... :-D :-D Что Вы хотите? Военные - у них все там засекречено. Даже не поймешь, кто на сцену выходит... :-D :-D :hi-hi:

Ну что ж: нам не время горевать - будем снова танцевать!!! :wub: :dans: :yahoo: :Dance: :Dance: :yahoo:
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#53 aramat » Чт, 3 июня 2010, 22:35

igudym писал(а):Вы хотите сказать, что женский шаг здесь похож на мужской?

Скажу честно, принципиальной разницы в технике исполнения хороводного шага я здесь не увидел.
Вероятно, вы меня не поняли, Игорь.
А можете поверить мне на слово....что между этими шагами.....2е БОЛЬШИЕ разницы / как говорят в Одессе / :cool:
В институте в нашей группе учился настоящий джигит Сагит из Осетии и материал по кавказским танцам мы изучали в оригинале и я
свими ногами / :tongue: / все это попробовала ......А если хотите тоже попробовать / эту разницу/ ,то......
.....6я позиция..полупальцы /ну как у девочек с фото, работаюших над этим шагом/и.......вперед....маленькими шагами .
Тут даже можно обойтись без гвоздей.....только спину держать.....
А затем....шаг Березки....НЕ забудьте только :grin: колени связать и гвоздик проглотить и шажочки должны быть маЛЮсенькие......
Маэстро.....музыка...... :grin: :grin: :approve:
Вопросик...а где ссылка на ролик, который вы обсуждаете ??? Можно глянуть ?
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#54 aramat » Чт, 3 июня 2010, 22:52



А вот еще что откопала......Сюрприз !
Видимо, первый состав БЕРЕЗКИ /еще без мужской группы./
........ :bravo: :bravo: :bravo: ........
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#55 igudym » Чт, 3 июня 2010, 22:54

aramat писал(а):
igudym писал(а):Вы хотите сказать, что женский шаг здесь похож на мужской?

Скажу честно, принципиальной разницы в технике исполнения хороводного шага я здесь не увидел.
Вероятно, вы меня не поняли, Игорь.
А можете поверить мне на слово....что между этими шагами.....2е БОЛЬШИЕ разницы / как говорят в Одессе / :cool:
Тамара,
я же делал выводы по сценическим выступлениям, когда у исполнительниц ноги закрыты длинной юбкой. Поэтому все детали техники конечно не мог рассмотреть. :-)

aramat писал(а):В институте в нашей группе учился настоящий джигит Сагит из Осетии и материал по кавказским танцам мы изучали в оригинале и ясвими ногами / :tongue: / все это попробовала ......
Верю!! :yes: И даже завидую... :? :wink:

aramat писал(а):А если хотите тоже попробовать / эту разницу/ ,то......
.....6я позиция..полупальцы /ну как у девочек с фото, работаюших над этим шагом/и.......вперед....маленькими шагами .
Тут даже можно обойтись без гвоздей.....только спину держать.....
Это я уже увидел в фрагменте фильма, который я добавил выше. :-) Ветер сильно развевает юбку танцовщицы и становится видна работа стоп и ног.
Получается, в кавказских танцах нога выводится вперед вместе с бедром. Видно, что колени идут вперед. Правильно? :smile:

aramat писал(а):А затем....шаг Березки....НЕ забудьте только :grin: колени связать и гвоздик проглотить и шажочки должны быть маЛЮсенькие......

Получается, длина шага не больше длины стопы. Правильно?
Кстати, а зачем именно "гвоздь глотать"? Что дает подобная сильная собранность в корпусе и шее? Чтобы танцовщица не болтала головой?

aramat писал(а):Маэстро.....музыка...... :grin: :grin: :approve:
Вопросик...а где ссылка на ролик, который вы обсуждаете ??? Можно глянуть ?
Это запись на диске. И Наташа ее хорошо знает. :-) В Интернете, я даже не знаю, есть ли этот материал. Поищу, и если есть, то добавлю сюда.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#56 aramat » Чт, 3 июня 2010, 23:08



Этот танец Карусель я очень люблю.
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#57 igudym » Пт, 4 июня 2010, 12:14

aramat писал(а):Этот танец Карусель я очень люблю.
А кто украл слова про хореодраматургию??? :evil: :cannot:
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#58 igudym » Пт, 4 июня 2010, 12:19

igudym писал(а):
aramat писал(а):Вопросик...а где ссылка на ролик, который вы обсуждаете ??? Можно глянуть ?
Это запись на диске. И Наташа ее хорошо знает. :-) В Интернете, я даже не знаю, есть ли этот материал. Поищу, и если есть, то добавлю сюда.

Вот этот же номер, но только выступление 1995 года. Мы с Наташей обсуждали выступление 2003 года. :wink:
Здесь вначале еще было трое горнистов-трубачей. В 2003 году их было уже двое. Очевидно недокармливают детей... :cry: :wink: :hi-hi: :aiai:


Ансамбль Александрова
"Праздничный марш"

Музыка В.Коробко, постановка А.Хмельницкого

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#59 igudym » Пт, 4 июня 2010, 12:39

Ансамбль Александрова
Танец "Запорожцы"
Запись 1995 г

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 5 месяцев

#60 нотка » Пт, 4 июня 2010, 12:42

Спасибо, Игорь! :rose: :rose: :rose: :grin: :grin: :grin:
"Праздничный марш" визитная карточка Александровцев. Парад на Красной площади - представлены все рода войск плюс суворовцы бессменные участники парадов. Хореография если можно так выразиться в стиле "шагистика".
"Запорожцы" ожившая картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". К сожалению качество записи не позволяет рассмотреть что каждый артист одет в костюм и загримирован под типажей на картине. И игру типажей тоже не разглядеть. Жалко. Но хоть трюки видны и то ладно.
Еще раз большое спасибо, Игорь, порадовали. :grin: :grin: :grin:
нотка
Аватара
Сообщения: 976
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 13 сентября 2009
С нами: 15 лет 10 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Архив закрытых тем

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя

cron