http://izvestia.asu.ru/2008/4-5/hist/TheNewsOfASU-2008-4-5-hist-30.pdfИ.М. Мучаева
Танцевальное искусство калмыков в XVIII–XIX вв. ч.1.Ключевые слова: калмыцкие танцы, мужской танец,
женский танец, танцевальное искусство, культура
Калмыкии.
Keywords: national culture, art of dancing, kalmycks.
Калмыцкий народ за долгую историю своего су-
ществования создал интереснейшую и самобытную
хореографическую культуру, которая включает в себя
множество различных танцевальных форм и видов
[1, с. 164].
Танцевальная культура любого народа своими
корнями уходит в далекое прошлое. Остаточным
явлением культовых танцев представляется такая
группа танцевального фольклора Калмыкии, как
танцы с элементами подражания повадкам животных
и птиц. Основное содержание этих танцев – поклоне-
ние тотему [1, с. 164].
Широкое распространение танцевального искус-
ства опирается на свойственное калмыцкому народу
природное чувство ритма. Народные танцы обыч-
но начинались с пения одного-двух куплетов в со-
провождении домбры. Танцор, стоя на месте лицом
к домбристу, опираясь одной рукой в бок, другой де-
лал различные движения. Затем он танцевал, ускоряя
темп. Возвратившись к исходному положению, легким
прикосновением руки к плечу приглашал танцевать
следующего исполнителя.
Танец, по утверждению специалистов, – это эмо-
циональная летопись народа, самобытно, образно
и ярко раскрывающая историю событий и чувств,
пережитых им. Это древнейшее искусство, первичные
элементы которого – шаг, бег, прыжок – постепенно
развивались, сочетались, усложнялись, образуя тан-
цевальный язык.
Из жизни народа, из окружающей его действи-
тельности возникали темы и образы танца, скла-
дывались свои танцевальные традиции, своя коор-
динация движений, пластическая выразительность,
музыкально-танцевальные фигуры. В результате
у калмыков появились классические народные танцы
типа танца рук сяврдын, танцы чичирдыг (перевод –
тряска), ишкимдыг (от слова шагать), воинственные
танцы типа далвлгын, различные варианты этногра-
фических, бытовых, свадебно-обрядовых танцев:
шарка-барка, хар ланк, баруна би; шуточные танцы
типа зогдлгын (танец с иканием); подражательные
танцы туула би (танец зайца), тогруна би (танец жу-
равля) и др. Сейчас в эту форму вкладывается новое
содержание – это попытки передать образ, повадки,
характерные данному животному в юмористическом
плане.
Существуют такие шуточные подражательные
танцы, как тула би – танец зайца, во время исполнения
которого танцор складывал перед грудью обе руки
в виде заячьих лапок, втягивал в себя щеки, демон-
стрируя острую заячью мордочку. Этот танец, как
и все подражательные танцы, как правило, исполнялся
мужчиной.
Тек би – танец козла отличали высокие прыжки
во всех направлениях и громкое блеяние.
Для тогруна би – танца журавля и шовуна би –
танца цапли характерны взмахи руками, как крыль-
ями, передача состояния полета, осторожная птичья
походка на высоких полупальцах.
Народный юмор нашел свое яркое проявление в эт-
нографическом танце чикиндян дельдинг. Как прави-
ло, танец исполнялся мужчиной, который в шуточной
форме демонстрировал трудовой день женщины.
Подражательные танцы и танцевальные сценки по-
рой незаслуженно игнорируются и могут быть безвоз-
вратно потеряны. Одной из основных форм калмыцко-
го танца является сольный танец-импровизация.
Также было распространено парное танцевание
и танец вчетвером. Отсутствие массовой формы танца
объясняется тем, что калмыки танцевали не только
в теплое время года, как, например, народы Севера
[2, с. 150], а круглый год, и поэтому часто веселье
происходило в тесной кибитке – юрте.
Название танцев происходило от названия основ-
ного движения, иногда от названия музыки.
Танцы чаще всего сопровождались игрой на
домбре (одной или нескольких) и похлопыванием
окружающих. Так как часто танец выливался в сорев-
нование солистов, то их подбадривали восклицания-
ми «хядрис», «харсля» «авад од» – живей, быстрей,
энергичней.
Существовал особый ритуал приглашения к танцу:
хозяин давал знак первому танцору, тот, исполнив ко-
ленца, подходил и касался правой рукой левого плеча
одного из присутствующих, приглашая его.
Трудно было бы восстановить национальный
танец, если бы не было чрезвычайно бережного отно-
шения к нему многих поколений калмыцкого народа.
Этому способствовала традиция обучения танцам под-
растающего поколения. Юноши и девушки считались
достигшими совершеннолетия в том случае, если они
научились танцевать, и только тогда они могли быть
приглашены на «няр» – молодежное гуляние.Эта тра-
диция обучения и тренажа детей и молодежи продол-
жает бытовать и ныне; часто на самодеятельной сце-
не можно увидеть выступление семейных танцеваль-
ных ансамблей, когда рядом с отцом танцуют его
сыновья. Подобные традиции существовали у многих
народов с высокоразвитой техникой танца, например
у грузин [3] или армян.
Анализируя традиционное танцевальное ис-
кусство Калмыкии, можно выделить три основных
исполнительских стиля, сложившиеся в разных
районах расселения калмыков, огромные расстояния
между которыми способствовали возникновению
оригинальных, характерных только для данной тер-
ритории танцев. Появились быстрые темпераментные
танцы приволжских калмыков, медленные величавые
малодербетовские танцы, исключительный по своей
хореографической природе танец донских калмы-
ков чичирдыг. Обратимся к некоторым наиболее
характерным для каждого стиля танцам, принимая
во внимание данные этнографов XIX в.
В первой половине XIX в. этнограф Н. Нефедьев
в своей работе «Подробные сведения о волжских
калмыках» описывает танец, который поразительно
похож на существующий и поныне любимый народом
танец чичирдыг, только сейчас он считается танцем
донских калмыков. «Пляска калмыков состоит не
только в движении ног и рук, но можно сказать, всех
мускулов, потрясаемых каждым звуком музыки, как
будто электрическою силою» [4, с. 205].
Это, несомненно, описание танца чичирдыг (до-
словный перевод – тряска), основное движение кото-
рого – вибрация всего корпуса и рук проходит через
весь танец, чередуясь с другими менее сложными
движениями.
Тряска, вибрация отдельных частей тела встреча-
ется в танцах многих народов: в цыганском танце –
вибрация плеч, у народов Средней Азии – вибрация
кистей рук, у арабов – вибрация бедер, у некоторых
африканских народов – вибрация всей тазобедренной
части.
В отличие от них в чичирдыге вибрирует все тело
и руки до кончиков пальцев, при этом танцор передви-
гается с места на место, а особо техничные танцоры мо-
гут при этом исполнить еще какие-нибудь коленца.
Н. Нефедьев описывает, насколько экстатичным
может быть исполнение этого танца. «Калмык... па-
дает на колени, с каждой минутой приходя в большее
исступление, изгибается так, что, перегнув спину,
касается головой до земли, потом вскакивает и по мере
учащения такта усиливает судорожные движения свои
до того, что пот катится с него градом...» [4, с. 205].
Конечно, это частный случай исполнения танца, но
обращает на себя внимание тот факт, что в современ-
ном варианте опускание на колена и прогиб корпуса
назад отсутствуют. Значит, за прошедший истори-
ческий отрезок времени танец заметно изменился,
хотя еще в 30-х гг. нашего столетия наблюдалось
исполнение в таком варианте: исполнитель повора-
чивался вокруг своей оси и, скрестив ноги, опускался
вниз. Сидя на скрещенных ногах, выдвигал вперед
поочередно плечи, вновь поднимался, описывал круг
и вибрировал на месте.
После первого Всесоюзного фестиваля народного
танца в 1937 г., где демонстрировался калмыцкий та-
нец чичирдыг, известная балерина Викторина Кригер
писала, что в этом танце во время вибрации танцует
все тело: «...спина, руки, пальцы, каждый мускул
танцует. Потрясает это исключительное своеобразие
танца» [5].