Танец-тайный язык души Архив.

Список разделов Прочее Архив закрытых тем

Описание: Сюда модераторы могут помещать ранние сообщения из длинных многостраничных тем для оптимизации работы форума

#1 Helenka » Вс, 23 мая 2010, 23:59

tatpit писал(а):Помню, но видать открыл посередине, извини

:grin:
Helenka
Автор темы
Аватара
Откуда: Русь православная
Сообщения: 10740
Темы: 61
Зарегистрирован: Пт, 26 декабря 2008
С нами: 16 лет 7 месяцев


#1281 igudym » Вт, 16 ноября 2010, 20:02

Балет "Парк"

Илер - Герен. Па-де-де из первого акта


igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1282 igudym » Вт, 16 ноября 2010, 20:05

Жаль конечно, что не получилось найти видео с танцем корбалета в этой постановке. :cry: :cry: :obida: :-D
Хоть балет и современный и хореография в нем соответственно достаточно необычная ( Тамара aramat бы точно сказала, что на сцене какие-то козлики скачут... :? :-D ), но в нем, на мой взгляд, есть интересные ансамблёвые танцы... :yes: :approve:
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1283 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 18:57

aramat писал(а):
igudym писал(а):По исполнению. Партнер. Физданные великолепные. Гимнаст видно сразу, даже не читая анкету. Но... двигаясь к девушке не смог ни разу задержать движение, сделать паузу, сделать акцент. Просто шел, пытаясь притормозить зачем-то. В лице особого образа не увидел. Стойка - расслабленная, спокойная, как перед выходом на дорожку для выполнения опорного прыжка... Руки в танце не работали.

Партнерша... Первые две части танца просто отдыхала. В третьей выложилась по полной. Как в эстафете "одна за всех". Мушкетерша... Д'Артаньянша...

Танцуют все 3 (3й прямой эфир) - Женя и Федор

http://www.youtube.com/watch?v=tHzDirFPjUc&feature=related

ГМмммм........ :huh: ....Интересная диагностика...однако ж.... :ugu:

Просмотрел еще раз это выступление ребят... На этот раз вариант с комментариями судей...

У судей, как я заметил, задача не столько судить танец, судить само выступление и сделать полезные для ребят замечания, отзывы, сколько задача делать программу интересной любой ценой и говорить сейчас именно то, что хочется услышать участникам и публике... :wink: :-D :-D Или я ошибаюсь??? :dont_knou: :wink:


Алексей Литвинов: "Немного не хватало свинга." Откровенно говоря, свинга в танце я совсем не увидел. Но не в этом дело... :ugu:
Доводилось не раз слушать комментарии Алексея Игоревича о выступлениях участников, когда он судил подобные шоу... :wink: В первый сезон я вообще не мог понять, что именно он хотел сказать своими словами. :wacko: :-D Но я особо и не напрягался, потому что уже знал от людей, хорошо его лично знающих не один год, что и в реальной жизни он "полон подобной парадоксальности"...
Хотя специалист СБТ он несомненно авторитетный. И как тренер, и особенно как функционер. Последнее даже больше. И настолько же противоречивый...
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1284 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:02

Калмыцкие танцы


Калмыцкий государственный ансамбль народного танца "ЛОТОС"

Ишкимдык :wub: :rose:




igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1285 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:07

Ансамбль "Тюльпанчик"
Исполняет: Мерген Эсеев :wub: :rose:




igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1286 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:10

Калмыцкий государственный ансамбль народного танца "ЛОТОС"

Чичердык
:wub: :rose:


igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1287 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:17

http://www.mega-data.ru/?content=news&act=c&page=559&cat=36&scat=61
Народные танцы

Калмыцкие танцы: Знаменитая калмыцкая тряска всем телом. Характерен танец, где мужчины изображают горделивых орлов.


Изображение

Широкое распространение танцевального искусства опирается на свойственное калмыцкому народу природное чувство ритма. Народные танцы обычно начинались с пения одного-двух куплетов в сопровождении домбры.
Из жизни народа, из окружающей его действительности возникали темы и образы танца, складывались свои танцевальные традиции, своя координация движений, пластическая выразительность, музыкально-танцевальные фигуры. В результате у калмыков появились классические народные танцы типа танца рук сяврдын, танцы чичирдыг (перевод тряска), ишкимдыг (от слова шагать), воинственные танцы типа далвлгын, различные варианты этнографических, бытовых, свадебно-обрядовых танцев: шарка-барка, хар ланк, баруна би; шуточные танцы типа зогдлгын (танец с иканием); подражательные танцы туула би (танец зайца), тогруна би (танец журавля) и др. Сейчас в эту форму вкладывается новое содержание – это попытки передать образ, повадки, характерные данному животному в юмористическом плане.
Калмыцкий народный танец - чичрдк- очень красивое зрелище. Алые женские костюмы словно степные тюльпанчики! Танцовщицы мелко-мелко перебирают ножками, как будто парят над землёй. Мужчины выполняют сложные комбинации движений, сопровождаемые выкриками.
Калмык – житель степей – очень сдержан в проявлении своих эмоций, что отложило отпечаток на исполнении танца. Женский танец отличается пластичностью движений рук при спокойно-строгой посадке корпуса.
В первую очередь необходимо сохранить ценные качества – четкость рисунка, отточенность техники, выразительность и скульптурность поз.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1288 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:20

http://www.bumbinorn.ru/2006/02/03/tvorcheskaja_masterskaja_petra_nadbitova.html
Информационное агентство «Бумбин орн», 2000.

3/02/2006
Творческая мастерская Петра Надбитова
Культура и традиции


Калмыцкий танец

Калмыцкий танец за несколько десятилетий прошлого века смог значительно расширить свою хореографическую лексику, особенно далеко шагнул в своем развитии мужской танец. Изначально мужской калмыцкий танец был более энергичен, чем женский, у него более богатая пластика. Он как бы "первичен", в то время как женские партии являются своего рода "оформлением", орнаментом основного рисунка танца. Преломить эту ситуацию было практически невозможно - традиции нет. Хотя я, безусловно, всегда пытался разнообразить женский танец, внести какие-то изменения. Осуществил несколько постановок, чтобы танцовщицы "звучали" на сцене. Например, в новую программу "Друг степей калмык" вошел массовый женский танец, три артистки исполняют девичий "номер". Там совсем другая пластика.
Корень калмыцкого танца, естественно, монгольский. Но, если у монголов в танце двигалась только верхняя часть тела - плечи, руки (некоторые танцы исполнялись даже сидя), то калмыки, кочуя по России, смогли значительно расширить диапазон своего танца, добавив в том числе движения ногами. При множестве "вливаний" элементов танцевального искусства народов Сибири, Башкирии, Татарстана, Кавказа, калмыцкий танец тем не менее обрел и сохранил свое лицо, уникальный рисунок. Прямых заимствований не было, калмыки каждое "па" переделывали на свой лад. Да, танец любого народа уникален. Но все-таки можно найти много общего, например, в танцевальной культуре народностей Кавказа, тюрков, в манере исполнения русского и украинского танцев. Калмыцкое же танцевальное искусство отличает яркая самобытность, оно не похоже ни на какое другое. И это видно даже неспециалисту.
В конце прошлого века у калмыков уже "двигались" ноги - вместе с корпусом, ногами, плечами. В современном калмыцком танце изменилась и пластика рук. Он интересен сейчас зрителям во всем мире. Наша задача - обогащая его, сохранить национальные корни.
Следует четко различать чисто фольклорный танец (исполняемый на свадьбах и пр.) и авторские постановки, сценические интерпретации национального танца. Парадокс, но фольклорный танец сейчас находится почти в упадке, калмыки потеряли его рисунок - и это при всеобщем почитании сценической "версии".
В качестве примера могу напомнить такую тонкость или особенность нашего танца - калмыки всегда танцевали лицом к партнеру (партнерше), разворачиваться к нему спиной считалось недопустимым. Это приемлемо только в единичных случаях, когда танцор исполняет движение в полтора оборота. За это время рука играющего на домбре спускалась по грифу инструмента - исполнялся припев мелодии ("дора орхлаг эргдг"). Сделать разворот, не повернувшись спиной, естественно, невозможно.
Многое забыто и в части этикета. Если собирались гости, начинал танец хозяин дома, просил сыграть нужную мелодию, затем приглашал остальных. На танец приглашали, дотрагиваясь правой рукой до правого плеча гостя. В этом случае гость уже мог сам подойти к кому-то. Обязательно прислушивались к музыке - начинали танец на запеве (домбровая танцевальная музыка в основном 12-тактная, запев - четыре такта, и дважды повторяется 4-тактный припев).
Мне удалось вернуть некоторые забытые движения. На основе нескольких "уцелевших" элементов возродил целый танец. Так произошло с "Дербетовским товшуром". Все, что от него сохранилось (а я поставил его в 1977 году), - это отдельные движения ног. При работе я "отталкивался" от основного хода ногами. Все остальное: пластику рук, рисунок танца придумал сам. Получился своеобразный номер, не похожий на остальные. Для товшура характерны большие широкие движения. Другое отличие дербетовского танца - горделивая осанка, высокий подбородок, руки - мягкие, "долгие", плавные, открываются только в сторону. Ноги отбивают мелкую дробь каблучками, придавая танцу четкий ритмичный рисунок. "Серьезный" танец!
Тот же торгутский "Ишкимдык" - полная его противоположность. Кстати, неспециалисту трудно уловить различия между торгутским, дербетским, бузавским танцами. Хотя уже в 18 веке "разность" танцевальной лексики дербетов и торгутов отмечали в своих записках путешественники. В моих современных постановках эти отличия особенно заметны. В Сибири я часто наблюдал за тем, как танцуют друзья старшего брата, старики на свадьбах, вечерах. Движения, особенно рук, были у всех практически одинаковы. Но кое-какие различия - в пластике, ритмике, музыке - я смог уловить лишь со временем. Поставил "Ишкимдык". Это темпераментный, быстрый, резкий мужской танец, где танцор может высоко подняться в прыжке. Одно из основных движений "Ишкимдыка" - знаменитый мольджур, когда стопы открываются в сторону, а колени остаются согнутыми.
Мольджур традиционно, в народе, исполнялся с закрытыми коленями. Я несколько его трансформировал - "развернул" колени. Поначалу многие отнеслись к новшеству негативно: показалось, что это выглядит малоэстетично. А на мой взгляд; это сделало рисунок танца более выигрышным, оригинальным. Прошло время и "мой" мольджур прижился. Сейчас, наверное, мало кто помнит, каким он был раньше.
Много работал над "Чичердыком", он считается бузавским танцем. Особого внимания требовали мужские партии. Я ввел в "Чичердык" холькур - движение плечами вверх-вниз и так называемую тряску. Тряска в народном танце "шла" на прямых ногах, в моей постановке танцоры начали исполнять ее на согнутых ногах в повороте. Постарался разнообразить и холькур - по очереди двигаются одно и два плеча. Холькур стал более жестким, нарочитым. В некоторых номерах холькур исполняется с покачиванием корпуса. Еще одно из основных движений - хавчур - удар каблуком о каблук исполнялся танцующими "на полу", стоя. Я дополнил рисунок сценического танца хавчуром в подскоке и прыжке.
Иногда сценический танец не требует народной "подпитки", это может быть чисто авторская постановка. Как, например, "Чабанские игры", 'Танец зайца", "Танец журавлей" и мн. др. "Танец зайца" я поставил для конкретного исполнителя - Владимира Мацакова, заслуженного артиста России. Это самобытный танцор, более яркого, артистичного исполнения "Зайца" я не припомню. Замысел возник случайно. В 1957 году, когда я работал в "Тюльпане", один старик, знакомый Эмбы Манджиева, показал мне движения руками, которые "шевелились", как уши зайца. Сохранилось фото 1937 года, где запечатлен танцовщик Бультиев (имени его не помню), он изображает одну из заячьих "ужимок". Все-таки, получается, идея была народной... Впоследствии этот танец обрел всесоюзную славу, о нем с восторгом отзывался Игорь Моисеев.
Отдельно я бы хотел сказать о сценическом костюме. Конечно, он отличается от чисто фольклорного - он должен быть не только красочным, но и удобным для танцора. Некоторое время велись споры о том, правомерно ли использование желтого и красного цветов, священных для буддистов, в сценической одежде. Но у сцены свои требования, и им нужно следовать. Традиционному фольклорному костюму место в музее. Но при этом, согласен, существуют определенные каноны, которые нельзя нарушать.
Например, во многих самодеятельных коллективах, где выступают в основном люди пожилого возраста, артисты не умеют даже правильно носить головные уборы. Шапка (халмг махла) надевается то набекрень, то на затылок. А она должна "стоять" ровно. И никак иначе!
Немногие помнят об отличиях девичьего, женского платьев, одежды для пожилых женщин. Последняя называется хуутцн. У этого платья свободный покрой, оно носилось без пояса. Обязательны шиверлег, круглая шапочка с красным помпончиком. Девочки заплетали одну косу и носили шапочку-камчатку в виде пилотки. И костюм у них совсем другой - отрезной по талии, с поясом. Без пояса девушка не имела права появляться. Иначе о ней отзывались с осуждением: бюс уга, то есть развязная, распущенная.
Женский костюм тоже предполагал шиверлег. Верхняя часть одежды - своего рода халат без рукавов, называется цегдг. Нижнее платье - терпг - отрезное, с широким рукавом и обтягивающими манжетами на запястье. Верхний халат носили с широким поясом с кисточками.
В том, что старики, любящие калмыцкий танец, песню, самодеятельные артисты, выходят на сцену в костюмах, сшитых вопреки всем правилам, не их вина. За этим должны следить работники городских и районных отделов культуры, руководители творческих коллективов. Ведь порой мелкие детали способны испортить впечатление от целой концертной программы.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1289 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:22

ГААНТ им.Моисеева

Калмыцкий танец
:wub: :rose:

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1290 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:36

http://izvestia.asu.ru/2008/4-5/hist/TheNewsOfASU-2008-4-5-hist-30.pdf

И.М. Мучаева
Танцевальное искусство калмыков в XVIII–XIX вв.


ч.1.

Ключевые слова: калмыцкие танцы, мужской танец,
женский танец, танцевальное искусство, культура
Калмыкии.
Keywords: national culture, art of dancing, kalmycks.

Калмыцкий народ за долгую историю своего су-
ществования создал интереснейшую и самобытную
хореографическую культуру, которая включает в себя
множество различных танцевальных форм и видов
[1, с. 164].



Танцевальная культура любого народа своими
корнями уходит в далекое прошлое. Остаточным
явлением культовых танцев представляется такая
группа танцевального фольклора Калмыкии, как
танцы с элементами подражания повадкам животных
и птиц. Основное содержание этих танцев – поклоне-
ние тотему [1, с. 164].
Широкое распространение танцевального искус-
ства опирается на свойственное калмыцкому народу
природное чувство ритма. Народные танцы обыч-
но начинались с пения одного-двух куплетов в со-
провождении домбры. Танцор, стоя на месте лицом
к домбристу, опираясь одной рукой в бок, другой де-
лал различные движения. Затем он танцевал, ускоряя
темп. Возвратившись к исходному положению, легким
прикосновением руки к плечу приглашал танцевать
следующего исполнителя.
Танец, по утверждению специалистов, – это эмо-
циональная летопись народа, самобытно, образно
и ярко раскрывающая историю событий и чувств,
пережитых им. Это древнейшее искусство, первичные
элементы которого – шаг, бег, прыжок – постепенно
развивались, сочетались, усложнялись, образуя тан-
цевальный язык.
Из жизни народа, из окружающей его действи-
тельности возникали темы и образы танца, скла-
дывались свои танцевальные традиции, своя коор-
динация движений, пластическая выразительность,
музыкально-танцевальные фигуры. В результате
у калмыков появились классические народные танцы
типа танца рук сяврдын, танцы чичирдыг (перевод –
тряска), ишкимдыг (от слова шагать), воинственные
танцы типа далвлгын, различные варианты этногра-
фических, бытовых, свадебно-обрядовых танцев:
шарка-барка, хар ланк, баруна би; шуточные танцы
типа зогдлгын (танец с иканием); подражательные
танцы туула би (танец зайца), тогруна би (танец жу-
равля) и др. Сейчас в эту форму вкладывается новое
содержание – это попытки передать образ, повадки,
характерные данному животному в юмористическом
плане.

Существуют такие шуточные подражательные
танцы, как тула би – танец зайца, во время исполнения
которого танцор складывал перед грудью обе руки
в виде заячьих лапок, втягивал в себя щеки, демон-
стрируя острую заячью мордочку. Этот танец, как
и все подражательные танцы, как правило, исполнялся
мужчиной.
Тек би – танец козла отличали высокие прыжки
во всех направлениях и громкое блеяние.
Для тогруна би – танца журавля и шовуна би –
танца цапли характерны взмахи руками, как крыль-
ями, передача состояния полета, осторожная птичья
походка на высоких полупальцах.
Народный юмор нашел свое яркое проявление в эт-
нографическом танце чикиндян дельдинг. Как прави-
ло, танец исполнялся мужчиной, который в шуточной
форме демонстрировал трудовой день женщины.
Подражательные танцы и танцевальные сценки по-
рой незаслуженно игнорируются и могут быть безвоз-
вратно потеряны. Одной из основных форм калмыцко-
го танца является сольный танец-импровизация.
Также было распространено парное танцевание
и танец вчетвером. Отсутствие массовой формы танца
объясняется тем, что калмыки танцевали не только
в теплое время года, как, например, народы Севера
[2, с. 150], а круглый год, и поэтому часто веселье
происходило в тесной кибитке – юрте.
Название танцев происходило от названия основ-
ного движения, иногда от названия музыки.
Танцы чаще всего сопровождались игрой на
домбре (одной или нескольких) и похлопыванием
окружающих. Так как часто танец выливался в сорев-
нование солистов, то их подбадривали восклицания-
ми «хядрис», «харсля» «авад од» – живей, быстрей,
энергичней.
Существовал особый ритуал приглашения к танцу:
хозяин давал знак первому танцору, тот, исполнив ко-
ленца, подходил и касался правой рукой левого плеча
одного из присутствующих, приглашая его.
Трудно было бы восстановить национальный
танец, если бы не было чрезвычайно бережного отно-
шения к нему многих поколений калмыцкого народа.
Этому способствовала традиция обучения танцам под-
растающего поколения. Юноши и девушки считались
достигшими совершеннолетия в том случае, если они
научились танцевать, и только тогда они могли быть
приглашены на «няр» – молодежное гуляние.Эта тра-
диция обучения и тренажа детей и молодежи продол-
жает бытовать и ныне; часто на самодеятельной сце-
не можно увидеть выступление семейных танцеваль-
ных ансамблей, когда рядом с отцом танцуют его
сыновья. Подобные традиции существовали у многих
народов с высокоразвитой техникой танца, например
у грузин [3] или армян.
Анализируя традиционное танцевальное ис-
кусство Калмыкии, можно выделить три основных
исполнительских стиля, сложившиеся в разных
районах расселения калмыков, огромные расстояния
между которыми способствовали возникновению
оригинальных, характерных только для данной тер-
ритории танцев. Появились быстрые темпераментные
танцы приволжских калмыков, медленные величавые
малодербетовские танцы, исключительный по своей
хореографической природе танец донских калмы-
ков чичирдыг. Обратимся к некоторым наиболее
характерным для каждого стиля танцам, принимая
во внимание данные этнографов XIX в.
В первой половине XIX в. этнограф Н. Нефедьев
в своей работе «Подробные сведения о волжских
калмыках» описывает танец, который поразительно
похож на существующий и поныне любимый народом
танец чичирдыг, только сейчас он считается танцем
донских калмыков. «Пляска калмыков состоит не
только в движении ног и рук, но можно сказать, всех
мускулов, потрясаемых каждым звуком музыки, как
будто электрическою силою» [4, с. 205].
Это, несомненно, описание танца чичирдыг (до-
словный перевод – тряска), основное движение кото-
рого – вибрация всего корпуса и рук проходит через
весь танец, чередуясь с другими менее сложными
движениями.
Тряска, вибрация отдельных частей тела встреча-
ется в танцах многих народов: в цыганском танце –
вибрация плеч, у народов Средней Азии – вибрация
кистей рук, у арабов – вибрация бедер, у некоторых
африканских народов – вибрация всей тазобедренной
части.
В отличие от них в чичирдыге вибрирует все тело
и руки до кончиков пальцев, при этом танцор передви-
гается с места на место, а особо техничные танцоры мо-
гут при этом исполнить еще какие-нибудь коленца.
Н. Нефедьев описывает, насколько экстатичным
может быть исполнение этого танца. «Калмык... па-
дает на колени, с каждой минутой приходя в большее
исступление, изгибается так, что, перегнув спину,
касается головой до земли, потом вскакивает и по мере
учащения такта усиливает судорожные движения свои
до того, что пот катится с него градом...» [4, с. 205].
Конечно, это частный случай исполнения танца, но
обращает на себя внимание тот факт, что в современ-
ном варианте опускание на колена и прогиб корпуса
назад отсутствуют. Значит, за прошедший истори-
ческий отрезок времени танец заметно изменился,
хотя еще в 30-х гг. нашего столетия наблюдалось
исполнение в таком варианте: исполнитель повора-
чивался вокруг своей оси и, скрестив ноги, опускался
вниз. Сидя на скрещенных ногах, выдвигал вперед
поочередно плечи, вновь поднимался, описывал круг
и вибрировал на месте.
После первого Всесоюзного фестиваля народного
танца в 1937 г., где демонстрировался калмыцкий та-
нец чичирдыг, известная балерина Викторина Кригер
писала, что в этом танце во время вибрации танцует
все тело: «...спина, руки, пальцы, каждый мускул
танцует. Потрясает это исключительное своеобразие
танца» [5].
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1291 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:37

И.М. Мучаева
Танцевальное искусство калмыков в XVIII–XIX вв.

ч.2


В современном варианте чичирдыга, кроме основ-
ного движения, есть и другие элементы – это пристук
каблуками, когда танцующий разводит пятки в сторо-
ны, сгибая колени, затем со стуком их соединяет, вы-
прямляясь. Движение может исполняться все время на
полупальцах на месте или с продвижением в сторону,
предварительно делая шаг (колян цокад). Есть своео-
бразный притоп, в котором тяжесть корпуса все время
приходится на одну ногу, другая же нога на сильные
доли такта как бы припечатывается. Следующее дви-
жение очень похоже на низкий украинский голубец,
но исполняют его тяжело, приземисто, с согнутыми
коленями, четко ударяя каблук одной ноги о каблук
другой и очень часто соединяют с притопом. А так
как донские калмыки, будучи военными казаками,
носили на сапогах шпоры, то это движение приобре-
тало эффектное звуковое сопровождение [1, с. 167].
Руки в этом танце в основном прямые, вытянутые в
стороны на уровне плеч, ладони, повернутые вниз,
иногда поднимаются и опускаются в такт музыке,
как птичьи крылья, поэтому предполагается, что этот
танец возник из подражания жаворонку, который во
время полета вдруг замирает и парит, размахивая
крыльями.
Но, возможно, что народ перенес в свои танцы
привычное состояние повседневной жизни, например,
сотрясение тела при езде на коне. Кстати, этим же,
возможно, и объясняется вибрация плеч в цыганском
танце [1, с. 168]. Большим разнообразием движений,
ритмов и темпов отличаются танцы приволжских
калмыков.

Интересным образцом парного лирического танца
представляется танец шарка-барка, названный так по
мелодии, его сопровождающей. По-видимому, этот
танец описывал этнограф XIX в. П.И. Небольсин
в своей работе «Очерки быта калмыков Хошеутовско-
го улуса» [6, с. 168]. Он писал, что танец калмыков
представляет собой легкое плавное движение. Легко
подергивая плечами, размахивают руками, выражая
обращение к степи, восхищение природой, выжи-
дание дорогого гостя. Переступание в одну сторону
прерывается быстрым поворотом в противоположную
сторону. Участие женщин придает танцу некоторую
грациозность.
Действительно, современное исполнение танца
шарка-барка почти не отличается от описания, данного
этнографом П. Небольсиным: основное движение со-
стоит из одного шагоприпадания и трех переступаний
на полупальцах. Танцевальный шаг сопровождается
широкими круговыми движениями рук, которые
поочередно поднимают вверх, в сторону и опускают
вниз, немного за себя.
У народных мастеров танца очень пластичное
движение рук и удивительно острое чувство позы.
Скульптурность – это одна из характерных черт кал-
мыцкого народного танца.
Медленному спокойному танцу шарка-барка
противопоставляется другой приволжский танец –
быстрый и стремительный ишкимдыг («ишкимнхе» –
шагать).
В характере исполнения и лексике движений это-
го танца сказалось близкое соседство с татарским и
кавказским народами. Его основное движение состоит
из скользящего движения носка одной ноги вперед
и переступания. Но в кавказских танцах подобное
движение исполняют медленно, плавно, тогда как
в калмыцком танцор стремительно движется по пло-
щадке. В комбинациях с другими движениями этот ход
исполняется на протяжении всего танца. Исполнение
ишкимдыга отличается большой легкостью, динами-
кой и скульптурностью. Некоторая статичность рук
и корпуса только подчеркивает удивительное чувство
формы танцора. По четкости дозировок ишкимдыг
можно сравнить с венгерскими танцами [1, с. 169].
Ишкимдыг всегда исполняется только мужчина-
ми, так же, как и танец мольджур. Положение ног
во время исполнения основного движения этого тан-
ца очень похоже на положение ног в стременах. Это
естественно, так как калмыки большую часть жизни
проводили в седле.
Основное движение исполняется следующим об-
разом: делая упор на одну стопу, танцор одновременно
«перекатывает» другую стопу на внешнее ребро, при
этом стопы могут стоять рядом, а могут в перекрещен-
ном положении одна за другой. Исполняют движение
в одних случаях с немного согнутыми коленями,
в других с согнутыми почти до полного приседания
[1, с. 169].
В сочетании с этим движением часто использует-
ся очень рельефная поза, встречающаяся и в других
калмыцких танцах. Немного присев, танцор отводит
обе руки в одну сторону, а корпус и голову наклоняет
в другую. Возникает впечатление, что он к чему-то
прислушивается. По-видимому, эта поза появилась
в результате того, что в старину калмыки исполняли
свой танец в сопровождении домбры с жильными
струнами. Звучание такой домбры слабое, и несколько
удалившись от музыканта, танцор плохо слышал ме-
лодию, поэтому напрягал слух, наклонялся в сторону
домбриста.
Танцам, бытующим в центральных районах Кал-
мыкии, свойственны спокойные, плавные движения
рук и бисерно-дробные движения ног. Наиболее
интересным является танец дорвдэ би. Он единствен-
ный из калмыцких танцев построен на своеобразном
дробиритмическом шаге и отличается очень сдер-
жанной манерой исполнения [1, с. 169]. Основное
движение танца – быстрые переступания ног в такт
музыкального инструмента. Исполнители выходят
в круг простым шагом, подбирая ритм, прислуши-
ваясь к звучанию домбры, но руки уже «танцуют»,
и, выждав начало мелодии, начинают танец. Движени-
ям рук и плеч в дербетских танцах уделяется огромное
внимание: энергичны и выразительны руки у мужчин,
величавы и спокойны у женщин. Калмыцкие танцы
характеризуются многообразием танцевальных фи-
гур, получивших в народной практике специальные
наименования: тошна, сюбеган, тушне, доро орнэ,
эмен, ценна, иргимэ. Движения танцующего муж-
чины энергичны, стремительны, в женском, более
спокойном танце преобладают плавные движения
и мелкий шаг; руки парят в воздухе, выражая жеста-
ми разнообразное содержание. Во второй половине
XIX в. по всей Калмыкии был широко распространен
чичирдыг, исполняя который танцор трясется всем
телом, паря руками в воздухе; и ишкимдыг – плав-
ный и неторопливый парный танец [8, с. 247]. Кроме
основной формы калмыцкого танца – сольного, было
широко распространено парное танцевание и танец
вчетвером. Отсутствие массовой формы танца в Кал-
мыкии объясняется тем, что калмыки танцевали зача-
стую в тесной кибитке, например, в зимнее время года.
Молодежь собиралась в одной из кибиток на самодея-
тельные вечера – няр, много пела, танцевала. Это была
своеобразная художественная самодеятельность, так
как никаких культурно-просветительских учреждений
в Калмыкии в прошлом не было. Калмыцкие танцы
подверглись в дальнейшем влиянию танцевального
искусства русского, татарского и кавказских народов,
например пляски с платком. Учащиеся Астраханского
училища исполняли почти все русские танцы, некото-
рые молодые калмыки танцевали и лезгинку, и гопак,
и яблочко [8, с. 247–248].
Как отмечает Т.Б. Бадмаева, своеобразна хореогра-
фическая природа мужского танца тавшур, основное
движение которого – тавштык – представляет собой
дробный ход без продвижения, с выделением сильной
доли такта ударом правой ноги [1, с. 170].
Кроме того, по свидетельству У.Э. Эрдниева, из-
давна в малодербетских улусах была распростране-
на общекалмыцкая песня-пляска "Келж билилелген»
[8, с. 247].

Проанализировав ряд калмыцких танцев, можно
прийти к выводу, что несмотря на индивидуальные
характерные особенности разных стилей исполнения
танцев все они имеют единую хореографическую
основу. Мужские танцы, как правило, очень темпера-
ментны, но внешне это выражается скупо, сдержанно,
не выплескиваясь наружу, как, например, в кавказских
танцах. Калмык – житель степей – очень сдержан
в проявлении своих эмоций, что отложило отпечаток
на исполнении танца.
Женский танец отличается пластичностью дви-
жений рук при спокойно-строгой посадке корпуса.
Девушка мягко передвигается по площадке в разных
направлениях, а руки плавно и легко, одна за дру-
гой, вьются вокруг корпуса, непрерывно переходя
из одного жеста в другой. Девушка, поднимая одну
руку вверх, другую опуская вниз, раскрывает руки
в стороны, или одну руку сгибает к плечу, а вторую
отводит назад, сгибая к пояснице или бедру. Женский
танец преисполнен скромности, благородства и боль-
шого обаяния.
Калмыцкий народ на протяжении веков создал
самобытное, оригинальное танцевальное искусство,
и нужно выявить существенные отличия калмыц-
кого танца, что может послужить основой его даль-
нейшего развития.


В первую очередь необходимо сохранить ценные
качества – четкость рисунка, отточенность техники,
выразительность и скульптурность поз. Нужно раз-
вивать массовую форму танца, пространственный
рисунок которого должен обогащаться за счет нацио-
нальных вышивальных орнаментов, не забывая при
этом характерные для калмыков сольный и парный
танцы.
Следует отметить, что наиболее малоизученной
областью в искусстве калмыцкого народа является
хореография. Глубокое изучение народного тан-
цевального творчества может обеспечить, с одной
стороны, дальнейшее развитие искусства танца,
и, с другой стороны, выявление того ценного, что
вкладывает каждый народ в этой области в мировую
культуру. Нужно решить эту проблему своевременно,
так как многие из традиционных народных танцев
исчезают или видоизменяются под влиянием огром-
ных перемен быта и культуры народов, населяющих
нашу страну.


Библиографический список

1. Бадмаева, Т.В. Калмыцкие танцы / Т.В. Бадмаева //
Этнографический сборник. – №1. – Элиста, 1976.
2. Жорницкая, М.Я. Народные танцы Якутии /
М.Я. Жорницкая. – М., 1966.
3. Гварамадзе, Е.Л. Основные вопросы грузинской
народной хореографии / Е.Л. Гварамадзе. – Тбилиси,
1956.
5. Нефедьев, Н. Подробные сведения о волжских кал-
мыках / Н. Нефедьев. – СПб., 1834.
6. Кригер, В. Народное творчество / В. Кригер. – М.,
1937.
7. Небольсин, П.И. Очерки быта калмыков Хошеутов-
ского улуса / П.И. Небольсин. – СПб., 1852.
8. Эрдниев, У.Э. Калмыки : историко-этнографические
очерки / У.Э. Эрдниев. – Элиста, 1980.
igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1292 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:41

Калмыцкие танцы

Танец журавлей





Чичердык

igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1293 igudym » Ср, 17 ноября 2010, 19:49

Калмыцкие танцы

Танец "Товшур"


igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1294 aramat » Чт, 18 ноября 2010, 1:24

Helenka писал(а):aramat, предыдущий эфир прошел, как мне показалось, не очень интересно. Вообще постановки в этих Танцах3 менее увлекательны, чем в предыдущих. Ребята не могут показать все свое мастерство.

о любимчиках своих уже писала - Аня и Женя. Очень гармонично смотрятся вместе. Нравятся и Тисато с Никитой. И еще Женя из России.

Nelenka, спасибо за комментарий... Мне , наконец-то.., удалось посмотреть все выступления 4 конкурсного дня... / что-то интернет
тормозит последнее время.../
Соглашусь с вами, что мало было интересных постановок.../ а значит и выступлений пар /, НО...Тисато и Никита и на сей раз
мне ОЧЕНЬ понравились...Очень удачная постановка /Оксана Задорожная.../ которая раскрыла ребят в совершенно НЕсвойственных им образах....
Понравилось и выступление Анжелы и Тони в contempotary.../видео вами предоставленное / Думаю, что жюри правильно сделало выбор, оставив их в проэкте...
Что касается ваших фаворитов...Аня и Женя, то...в обшем постановка нормальная / Ромео и Джульетта /, НО...Жене / по- моему/
не онень удался финал...с т.з. артистизма...
Пожалуй /для меня / эти пары предпочтительнее на сегодняшний день... НО любимчики все ж Тисато и Никита . :ugu:
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#1295 aramat » Чт, 18 ноября 2010, 7:13

Аня и Женя...4е конкурсное выступление.
<<Ромео и Джульетта>>
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#1296 aramat » Чт, 18 ноября 2010, 7:17

Анжелла и Тони.
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#1297 aramat » Чт, 18 ноября 2010, 7:40

Тисато и Никита...контемп ,,В лифте"'
aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#1298 aramat » Чт, 18 ноября 2010, 8:01

Марта и Саша. ,,Самба" "...очередной ,,шедевр"" Тона Грента.
НЕ понравилось.

aramat
Аватара
Сообщения: 3623
Темы: 25
Зарегистрирован: Ср, 20 января 2010
С нами: 15 лет 6 месяцев

#1299 igudym » Чт, 18 ноября 2010, 10:55

aramat писал(а):
Helenka писал(а):Нравятся и Тисато с Никитой.
НО любимчики все ж Тисато и Никита . :ugu:

Тисато Исикава, говорите... :wink:

Не помню, были ли эти видео в нашей теме...




igudym
Аватара
Откуда: Zaporozhye, Ukraine
Сообщения: 11328
Темы: 10
Зарегистрирован: Чт, 10 февраля 2005
С нами: 20 лет 6 месяцев

#1300 нотка » Чт, 18 ноября 2010, 14:47

igudym писал(а):А че так мало!?? По полтора часа только... :? :cry: :cry: :angel: :angel:
А мы однако побольше было ну да однако и ничЁ однако ... :? :? :wub: :wink: :hi-hi: :-D

Так мы ж ма-а-аленькие были. :smile:
нотка
Аватара
Сообщения: 976
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 13 сентября 2009
С нами: 15 лет 11 месяцев

Пред.След.

Вернуться в Архив закрытых тем

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron