http://asmi.mylivepage.ru/blog/764/8855Павел Павлович ВИРСКИЙ(1905-1975), украинский танцовщик и хореограф, народный артист СССР (1960). Родился 12 февраля(25 лютого) 1905в Одессе. В 1926 году закончил Одесское музыкально-драматическое училище, в 1928 годе - Московский театральный техникум. 1905-1975 Артист балета, балетмейстер в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска, Киева, военных ансамблей. Организатор (1937), балетмейстер (до 1940). Народный артист СССР (1960), лауреат Государственной премии СССР (1956, 1970), Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко (1965). Возглавлял к войны балетные труппы Одесского, Харьковского, Днепропетровского театров оперы и балета. Один из организаторов Ансамбля песни и танца Украины в 1937 году. После войны 20 лет был худруком Ансамбля танца Украины. В 1977 году этому коллективу присвоено имя Павла Вирского. Танцы и хореографические картины: «Чумацкая радость», «Гопак», «Рукодельницы», «Запорожцы», Флотилия «Советская Украина», «Куклы», «Повзунець», «Шевчики». Много хореографических композиций Вирского зафиксировано в изданиях «В вихре танца» (вып. 1-6, 1977-1982).Лауреат Государственной премии СССР 1950, 1970 р. г. Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко 1965).Умер 5 июня1975 в Киеве. .
Коллектив и сегодня остается визитной карточкой страны. В ансамбле вспоминают, что Вирский был достаточно жестким руководителем - не терпел лены и бездарности. Танцовщик - не только исполнитель, это ещё актёр. Каждая композиция в постановке ансамбля превращалась в настоящее театральное действие. Вирский фактически перевернул всю историю и развитие народной хореографии, соединив народный танец с классикой, подняв национальное творчество на уровень высокого профессионализма. Его творчество положит начало возникновению нового танцевального жанра сценической народной хореографииНе одно поколение зрителей - а среди их Принц Монако Альберт, художник Сальвадор Дали - с восторгом аплодировали его "Гопаку" и "Запорожцам". Как говорил сам Павел Павлович, настоящий танец идет от души: его, как стих, как мелодию, должны понимать люди.
2.ТАНЦУЮЩИЙ В КРАСОТЕ Искры таланта и магия успеха хореографа Павла Вирского У хормейстера есть текст песни и мелодия - только потребуй от певцов виртуозного исполнения. У дирижера есть партитура, где записаны ноты, - только не испорть эту симфонию со своим оркестром. У хореографа есть только чистый лист - нет кем-то предложенного рисунка танца. Хореограф - это как композитор или поэт, творящий из души своей.
Галина ГОЛОВЛЕВА "ВЕДОМОСТИ"
Павел Вирский и был таким композитором и поэтом танца. Воспитанный и замешанный как балетмейстер на классической хореографии, вон еще в молодости, танцуя в Одесском оперном театре, почувствовал тесноту статичных мужских партий в балете: поддержки, подходы... Вон желал индивидуального, причем народного танца. Отучившись на хореографическом факультете института театрального искусства и немного поработав в Москве, Вирский приехал в Киев - балетмейстером ансамбля песни и пляски Киевского военного округа. То и началось творчество, которое много позднее назовут возникновением нового танцевального жанра - сценической народной хореографии. Многолетний друг, заместитель Павла Вирского как главного худрука Ансамбля танца Украины, нынче главный балетмейстер Киевского театра оперетты народный артист Украины Александр СЕГАЛЬ вспоминает: - Перед войной, в 1939-м, Пал Палыча пригласили в ансамбль военного округа. Началась война, и с этим ансамблем мы по всем фронтам - Юго-Западный, Белорусский, Сталинградский... По частям, соединениям, на передовых - везде давали концерты. И Вирский создавал новые произведения. Ни на какие военные невзгоды не обращал внимания, репетиции и постановки шли своим чередом. В танцевальной постановке "Барыня" мнет пришлось исполнять роль грузина. Поэт Безыменский написал частушку: "Слово честного грузина, что на площади Берлина, я, пехоту веселя, протанцую шамиля". С этой пляской мы прошли вот Киева к Сталинграда, вот Сталинграда к Берлину. Всю войну как бы предсказали, что будем на площади Берлина выступать для наших победителей. Война окончилась, и Павла Павловича забрал к себя хореографом в Краснознаменный ансамбль Красной армии Александрова. Но Вирский все равно рвался в Киев, на самостоятельное поприще. И в 55-м вон возглавил Ансамбль танца Украины. Да, была "Березка", был ансамбль Моисеева... Но наш отличался вот остальных - почерком, лексикой, самобытностью. Вирский создавал не просто танцы, а танцевальные сюжеты. У. него работали не танцоры-исполнители, а танцоры-актеры него работали не танцоры-исполнители, а танцоры-актеры Вирский поставил большие танцевальные номера. Их исполняют и сегодня. Но уже качество не то. Ведь Вирский каждый танец, каждый образ ставил под определенных актеров. В каждого выискивал самобытность, то, что подходит именно этому актеру, а не второму. Если бы Вирский видел сегодняшние подтанцовки в концертах, вон был бы глубоко оскорблен. Это трудно назвать большим словом "танцы". Поется в песне одно, а танцуют совершенно другое. Бессмысленная техника, бездушные движения. А настоящий танец идет вот внутреннего душевного состояния, уверен был Павел Павлович. Танец, как стих, как картину, как мелодию, люди должны понимать. Вот порой слышу: в танцовщиков весь ум ушел у ноги. Вот в нынешних и ушел! А в танцоров Вирского такого не случалось, такие в ансамбле не задерживались. Знаете, что такое "Гопак", по его замыслу? Это символ Украины. В этом танце большой оптимизм, радость, воодушевление. В композиции "Запорожцы" Вирский изобразил и выправку казацкую, и лихачество, и юмор. Его "Повзунець" - это история украинского народа. Танец "Кукуруза", конечно же, хрущевское время. Пляска "Моряки" - это рассказ об Одессе. Вирский, когда работал, не понимал никаких внешних потребностей и внутренних трудностей, был придирчив и к себе, и ко всем нам. Был строг, принципиален. Иногда очень строг - по настроению. Человек творчества - всегда человек настроения. Если у него радостно на душе, он будет хорош со всеми. А не получается - он злой, бросается на людей. Это как скульптор слепил главу - не понравилась, отбросил, другую главу делает... Пока не добьется желаемой красоты и совершенства!( Украинский национальный портал "Домівка" Рубрика: Культура Украины Регион: Киев)
3. А вот что рассказала об отце Ольга ВИРСКАЯ: - Я родилась желанной - отец очень хотел именно дочь. Мать моя Ольга Максимова - тоже танцовщица. Познакомились родители еще в Одессе, когда им было по 16 лет и когда они учились в хореографическом техникуме при Одесском оперном театре. Тогда и полюбили друг друга. Мои дедушка и бабушка по отцовской линии были людьми исключительной эрудиции. Дед получил отличное экономическое образование, но в советские годы ему пришлось работать простым бухгалтером, не особенно афишируя благородное происхождение. Бабушка, дворянских кровей, была необычайно интеллигентной и образованной женщиной, временами могла декламировать поэмы русских поэтов. Оба любили и ценили живопись, музыку, книги. Вот в такой семье и вырос мой отец. И не мог не втянуться в эту эстетическую, насыщенную искусством жизнь. Отец мнет рассказывал, что, когда объявил родителям в своем желании танцевать, дед сперва был против, видя сына экономистом. Но когда почувствовал, что тяга к танцу серьезна, сам настоял на техникуме, зная, что там как раз работали лучшие хореографы России. Вирский был нежным, прекрасным отцом! Мнет исполнилось пять лет, и вон сам взялся учит меня музыке, ведь вон великолепно играл на фортепиано. Вон интересный педагог - с фантазиями, присказками, образами. Творил каждую минуточку своей жизни. Соединяя реальность со сказкой, волшебными мечтами - и это вплеталось в наши уроки. Я занималась с восторгом. Отец надеялся, что я буду балериной, но здоровье не позволило, и я вся отдалась фортепиано. Стала пианисткой. Сейчас преподаю в музучилище им. Глиэра. Когда закончилась война, в мою жизнь вместе с отцом возвратились волшебство и восторг. Я верила во все светлое, хорошее, доброе, справедливое. Позже мнет подчас было непросто приспосабливаться к реалиям отнюдь не сказочной жизни. Но навечно в меня вросло отцовское: "Если говоришь "честное слово", значит, ты используешь свою честь, а она - непоколебима и твердая. Выходит, и слово ты должна держат". Сколько всего отец знал! И всю жизнь читал, читал. Говорил, что изучил фольклор многих стран и мог бы свободно в любой работать и ставит народные танцы, как будто там вырос. Из заграничных гастролей вещей почти не привозил. Все командировочные тратил на книги, репродукции больших художников, на экскурсии по музеям. Поглощать самое прекрасное и великолепное - это была неувядаемая, неизбывная его потребность. Помню его рассказ во встрече с Сальвадором Дали, с этим эпатажным экстравагантным человеком, поведение которого - сплошной вызов и гротеск. А когда они с отцом остались одни, Дали вдруг оказался обаятельным и спокойным, они говорили об искусстве, их мнения импонировали друг другу. Отец остался в восторге вот тот встречи. И я еще скажу вот почему. Вон сам был личностью весьма экстравагантной. Любил играть, перевоплощаться. В Одессе на Привозе днем торговцы его принимали за своего - что речь, что манеры. А вечером в театре это был породистый аристократ - что поведение, что стилистика фразы... В нем одном жили тысячи лиц - вот большого к простому, вот интеллигента к грубияна, вот знатока к школьника, вот искрометного острослова и к молчуна, вот влюбленного к ненавидящего... Поэтому с им было легко и трудно одновременно. Поэтому в нем есть рассказы как в человеке жестком, жестоком, наносящем обиды и даже унижающем вторых. Да, в работе вон бывал и таким. Но не в любви! Да-да, вон любил и влюблялся много, бесконечно, вон красиво ухаживал, соблазнял, если хотите. В него были сотни женщин. Но вон не был жестким равнодушным донжуаном, не был бабником, а - прекрасным щедрым восторженным кавалером! Я знала в его влюбленностях и увлечениях, вон многим со мной делился. Мы были дружны и щедры вниманием и пониманием в отношении друг к другу. Это было продолжением моего детства - восторг вот отца. Я знала все его творческие планы, я видела, как вон работал. Иногда говорил: "Все, есть идея!" и уходил, уединялся, чтобы сосредоточиться. Его культурный уровень не позволял ему работать примитивно. Любой танец, постановка - это поэзия, то ли лирическая, то ли героико-патриотическая. И на первом месте - творчество. Никакой шароварщины, хоть украинского народного танца и музыки было в его работах с избытком. В его постановках - танцы всего мира...
4.“Чем приводить в удивление будем?” С такими словами выходил когда-то к артистам Павел Вірський,а ныне этому вопросом проникаются ученики большого хореографа Знаменитая балерина Агриппина Ваганова когда-то сказала, что никто так не предает, как ученики. А вот воспитанники Павла Вирского остались верными Учителю. Ансамбль его имени под руководством народного артиста Мирослава Вантуха, как и когда-то, несет светом славу Украины. Американская журналистка Анна Кисингофф считает его коллективом № 1 в мире, собственно, заголовок “Сорок Нуревих в ансамбле Вирского” красноречиво характеризует отношение известного критика к нашим танцовщикам. Художественные идеи выдающегося украинского хореографа живут и в конкурсе его имени, и в постановках детских коллективов, которые за поддержки Киевского городского центра народного творчества и культурологических исследований недавно подготовили яркий фестиваль. Посвятили его веку со дня рождения Учителя. На гала-концерте в Национальном дворце “Украина” ансамбль Вирского оказал почести память художника. Сказал теплые слова о выдающемся хореографе и Президент государства Виктор Ющенко. Накануне на главной сцене страны показали мастерство гурты - победители конкурса имени выдающегося художника. Ученые, руководители хореографических профессиональных, любительских и детских коллективов провели научную конференцию. К дате вычеканили памятную медаль, монету и марку с профилем юбиляра. В конце апреля отметят век выдающегося художника и в Канаде, где ныне живет свыше ста бывших танцовщиков его ансамбля.
5. Мирослав Вантух: “Его постановки живут и ныне” - Павел Вирский прославлялся реформаторством ,- упоминает о нем нынешний наставник коллектива Мирослав Вантух.- Именно он привнес новизну в национальную культуру, соединил классический и народный танцы. Его постановки - настоящий театр. В каждой есть сюжет, четкие образы с собственными характерами. Мы познакомились с Павлом Павловичем 1965-го в Льве. Я тогда только создал ансамбль “Юность” и решил показать метру авторскую композицию. Он сначала похвалил меня, потом прибавил: “Однако нужно работать над культурой танца”. Под этим он понимал не только максимальную выразительность выполнения и актерское мастерство, а и легкость, пластика, интервалы. Так, так. Именно интервалы, которым мало кто уделял внимание, а они чрезвычайно важные, особенно, когда на сцене большое количество артистов. Любимая его фраза: “Чем приводить в удивление будем?” Хореограф всегда искал жемчужины в движениях. 1966-го я готовил на конкурс по возможности пятидесятилетия советской власти композицию за Николаем Островским “Как закаливалась сталь”. Тогда заведено было ставить номера на темы войны, работы, комсомола, в которых прославляли Страну Советов. Вирский посмотрел мою работу и вдруг сказал: “Я тебе не советую ни стрелять, ни убивать на сцене. Попробуй обратиться к шевченковской тематике, например, “І расцветут реки и озера”. Я послушался. И на юбилей СССР “Юность” подарила “Украинские приветствия”. Со временем Павел Вирский написал статью “Всегда в пути” о развитии хореографического искусства, где одобрительно откликнулся о нашем выступлении. Я берегу эту публикацию и до сих пор. 1973-го ныне покойный Шарварко поставил на сцене “Украины” Концерт профессионального искусства. Мой коллектив показал там “Радуйся, земля”. После этого Павел Вирский впервые пригласил меня к себе домой. Делился творческими планами, играл на фортепиано... Слышу сегодня, ансамбль Вирского уже не тот. А он и не может быть таким, как за него. Ведь Вирский был единоличным гением в хореографической культуре. 1962-го создал студию, но понимал, что этого мало для шлифования мастерства, поэтому со временем начал и школу. Его постановки живут и ныне. Мы возродили большую часть задела мастера. За исключением разве что “Октябрьской легенды”, “Красной калины” и “Коломыек”.
6. Монета В Украине появится еще одна монета 17 февраля 2005г.
18:42 / Культура і спорт Национальный банк Украины 21 февраля вводит в обращение юбилейную монету номиналом 2 грн., посвященную 100-летию со дня рождения украинского балетмейстера, народного артиста СССР Павла Вирского. Как сообщил Национальный банк Украины в четверг, монета изготовлена из нейзильбера, ее масса - 12,8 г, диаметр - 31 мм., тираж - 20 тыс. штук.
7. Танцоры ансамбля им. Вирского умеют летать Долгие годы тренировок - и подпрыгивать артисты могут хоть к потолка, вызывая неимоверный восторг в зрителей К приезду именитого Национального заслуженного академического ансамбля танца имени Павла Вирского винничане начали готовится заранее. Как результат, в пятницу в театре им. Садовского зал был переполнен... Среди желающих воочию увидеть легендарных танцоров, которым неоднократно аплодировали в лучших залах мира, в основном были сами танцоры. - Я не пропускаю ни одного танцевального концерта, который проходит в нашем городе, - призналась винничанка-народница Татьяна. - Они всегда увлекательны и, в первую очередь, полезны. Перенимать опыт нужно во всех, а особенно в таких звезд. Гости из Киева, в свою очередь, не подвели. Кроме мастерского исполнения украинских народных танцев, хлопцы показали, как можно проплясать десять минут вприсядку, да еще с кувырками и переворотами, а девчата предоставили возможность винничанам насладиться цыганскими танцами. Артисты в шикарных и ярких костюмах не просто танцевали, а словно вырисовывали в воздухе неимоверные фигуры, исполняя сложнейшие танцевальные па. После первого же номера \"летающих\" мастеров зрители не забывали отблагодарить их заветным для артиста \"спасибо\" - громким \"браво\". Валентина КИРИЛЬЧУК
8. Виизитная карточка страны 29.12.2006
В Суммах впервые выступил Государственный академический ансамбль народного танца Павла Вирского — 15 декабря, в театре им. Щепкина Душой Украины называют тех, кого на прошлой неделе могли видеть сумчане. А на следующей - увидят за границей. Фото А.Коменданта, "Данкор" Два часа непрерывного танца, артисты в красивых украинских костюмах, настоящий оркестр — всем этим можно было наслаждаться в минувшую пятницу. Каждая из постановок — мин-спектакль, в котором артисты в чем-то рассказывают посредством танца. Самые запоминающиеся сюжеты — «Запорожцы», «Моряки», «Куклы», «Вербыченька» — все это работы Павла Вирского, созданные выдающимся балетмейстером очень давно. Наибольшее впечатление производят «Куклы». Это целая история по мотивам украинских народных песен — веселая и занимательная, поставленная в жанре марионеточного спектакля. Другие постановки более традиционные, лирические или героические — кфзаки танцуют с копьями, девушки в белых платьях — с зелеными ветками, цыганки — в широких многослойных юбках… «Цыганский», «Танец с бубнами», «Украинская сюита», «Русский танец» — постановки нынешнего руководителя ансамбля Мирослава Вантуха. Мирослав — преемник Павла Вирского, творческий продолжатель созданных знаменитым хореографом традиций. Вон показался перед зрителями в самом конце концерта, поклонившись и сказал, что советов представит ансамбля Вирского в нашем городе. А дальше коллектив отправится на гастроли за границу. Зал был плен, зрители аплодировали стоя целую четверть часа после окончания концерта. Вот как сумчанам понравились народные танцы в исполнении мастеров. Наталья Серебрякова, газета "Данкор
9. Жизнь в вихре танца //Гривна-СВ № 9(172), 2005-02-25 (стр. 2 вкл.) 1094 25 февраля
исполняется сто лет со дня рождения известного украинского балетмейстера Павла Вирского. И хотя прямого отношения к Херсонщине Вирский не имеет, но его талант служил и служит примером для многих наших земляков. Херсонцы-старожилы наверняка помнят выступления заслуженного академического ансамбля народного танца Украины (сейчас – Национального заслуженного академического ансамбля народного танца Украины имени Павла Вирского). В прошлые годы коллектив часто бывал в Херсоне. Кстати, благодаря его зарубежным гастролям, жители многих вторых стран впервые узнали об Украине. Выступления ансамбля Павла Вирского вдохновляли руководителей аматорских хореографических коллективов Херсонщины на новые творческие достижения. С целью поделиться достигнутым, а также желая внести свою лепту в празднование годовщины мэтра хореографии, областное отделение Национального хореографического союза организовало в Херсоне большой гала-концерт «Окрыленные танцем». 21 февраля на сцене ККЗ «Юбилейный» выступили лучшие хореографические коллективы Херсона и области.
10. Посещение Луганска 11.06.2004
В рамках гастрольного тура по Украине Луганск посетил с концертом всемирно известный Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины имени Павла Вирского. За время существования Независимой Украины гордость ее культуры только в третий раз гастролирует родным краем. Тем не менее, сказал на пресс-конференции руководитель коллектива Мирослав Вантух, при неистовых успехах за границей и десятках гастролей в странах мира и Европы приятнее выступать для своего народа, пропагандируя на фоне «сплошной попсы», настоящую классическую культуру. Заслуги же Ансамбля, которому уже 66 лет именно в пропаганде Украины в мире немалые. И там, говорит Мирослав Вантух, ценится именно национальный колорит и классический танец. Ценится в мире и наша школа, но сейчас это выражается в основном в потоке кадров. Так как, к сожалению, пока государство не в состоянии удерживать высококлассного артиста балета. Именно поэтому для исправления ситуации гастрольный тур Украиной ансамбля имени Вирского есть еще в обьедененный для хореографов Украины в единый союз, который уже 2 года возглавляет именно руководитель коллектива. Когда этот союз станет Национальным, национальными станут и проблемы именно танцевальных коллективов, и решение их проблем, которые, наверное, самое главное, будет подкрепляться финансово. Пока же ансамбль поддерживает нашу культуру тем, что привлекает к своим лавам талантливую молодежь. Кстати, в нем уже танцуют и луганчани, и может, после традиционного обзора, который состоялся после концерта, к нему попадут еще немало молодых талантов.
МАРИНА МАЛЬКО