9 дней в детдоме. Документальный фильм "Джон"

Список разделов Прочее Медиатека

Описание: Обсуждаем и рекомендуем фильмы, музыку, аудио-книги и т.п. Делимся мнениями и ссылками.

#1 Aloha » Сб, 29 июня 2013, 10:27


Джон / John (Джеймс Робертсон, Джойс Робертсон) 1969

Изображение
Фильм показывает влияние кратковременной разлуки с родителями на маленького ребенка.

Описание фильма
Спойлер
Джеймс Робертсон, проводивший съемку, был социальным работником, он также входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Его супруга Джойс, которую мы видим в нескольких кадрах фильма, также была социальным работником, специалистом по дошкольной работе.

До помещения Джона в дом ребенка Робертсоны ознакомили его родителей со своими планами для того и получили разрешение на съемки. Они также рассказали родителям о том болезненном опыте, который может появиться у ребенка.

Годом ранее семья Джона переехала, и родственников, которые могли бы присмотреть за ребенком, не было. Родителям было нелегко принимать такое решение - они, конечно, понимали, что Джон будет очень переживать в доме ребенка, но им все же казалось, что это наилучший выход. Родители заблаговременно посетили дом ребенка вместе с Джоном. В возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок, конечно же, не понимал цели этого визита. Родители Джона сами не имели ясного представления о том, в какие условия малыш попадет в доме ребенка, и как это отразится на нем.

Создатели фильма пытались снимать ситуацию как таковую и Джона таким, какой он был. Конечно же, присутствие оператора и наблюдателя оказывало некоторое влияние на поведение взрослых.

Джон привык, что родители оберегают его. Его реакция на разлуку, в общем, была типична. Ни один "домашний" ребенок его возраста не справился бы в подобных обстоятельствах.
Наблюдая за тем, что происходило с Джоном в течение 9 дней пребывания в доме ребенка, мы видим стадии разрушения привязанности, описанные Джоном Боулби.

Когда ребенок, у которого была сформирована привязанность, неожиданно расстается с близким человеком и остается с незнакомыми людьми, то он обычно проходит через три стадии. Прохождение этих стадий - постепенный процесс адаптации к потере близкого человека.

Начальная стадия: протест - ребенок плачет, зовет родителей и пресекает попытки отвлечь его;

Вторая стадия: уход в себя - ребенок кажется скучающими, безразличными и апатичными, ищет одиночества, бездумно смотрит в пространство, плохо ест и мало играет;
Конечная стадия: отчужденность - похоже, что ребенок "воспрял духом" и стал активным, однако его игра кажется бессмысленной. Продолжая оставаться в учреждении, зачастую, ребенок мало озабочен переживаниями окружающих и может сам стать поверхностным и эгоцентричным.

Поначалу Джон не вызывал особого беспокойства у воспитателей. Позднее его переживания стали столь очевидными, что его уже невозможно было оставлять без внимания. Воспитатели брали его на руки, старались утешить, но они работали посменно и должны были уделять внимание и другим детям. Дежурная медсестра пыталась найти физическую причину такого поведения и регулярно измеряла ему температуру. Взрослые, очевидно, не понимали, что причиной того, что маленький ребенок плачет, отказывается от еды и плохо спит, вероятнее всего, служит его эмоциональное, а не физическое расстройство.

Возраст четверых из пяти детей, показанных в фильме - от года и трех месяцев до двух лет. Они находились в доме ребенка с первых недель после рождения и были напористы и требовательны. Лишь один ребенок в группе имел опыт воспитания в приемной семье. Находясь в группе, дети заботились о себе сами. У них не было привязанности к отдельным воспитателям. Казалось, они не получают удовольствия от взаимоотношений, не расстраиваются, когда воспитательница выходит из комнаты, и не улыбаются в ответ на ее возвращение.

Робертсоны поддерживали связь с семьей Джона после его возвращения домой. Авторам фильма казалось, что родители Джона делали все возможное, чтобы удовлетворить его требования. Но в течение долгого времени вся семья жила в большом напряжении. Опыт разлуки оказался для Джона очень травматичным. Это был не тот опыт, который "формирует характер". Наоборот, Джон стал очень бояться возможной разлуки. Много месяцев спустя он все еще продолжал проявлять сильнейшее беспокойство в случае, если он не знал, где его мама.

Робертсоны показали "Джона" сначала в Великобритании, а затем за рубежом. Фильм глубоко поразил и затронул большинство зрителей, включая министра здравоохранения Великобритании. Благодаря фильму многие люди получили возможность понять, как страдают дети, разлученные со своими родителями. Этот фильм также вызвал серьезные дискуссии о том, какие формы заботы о детях являются приемлемыми. Это, в свою очередь, повлекло за собой фундаментальные изменения в системе ухода за детьми. В результате приемная семья стала официально признанной формой воспитания.

Детей стали помещать в приемные семьи в случаях, когда нахождение ребенка в своей семье невозможно. Дома ребенка в Великобритании были закрыты.

Копии фильма были приобретены университетами и колледжами большинства стран мира (за исключением стран Восточной Европы и Советского Союза).

Показывая фильм в разных странах, Робертсоны привыкли к наиболее распространенному комментарию: "Такое может произойти в Великобритании, но не у нас". Оказалось, что во всех странах, где демонстрировался фильм, существовали дома ребенка, в той или иной степени препятствовавшие развитию детей.

В США фильм прошел с успехом, однако, аудитория постоянно отрицала наличие домов ребенка в стране. Но, как выяснилось, в каждом штате был приют, где условия пребывания детей были ничем не лучше, чем в доме ребенка, в котором побывал Джон. Эти приюты создавались для краткосрочного размещения детей на период, пока им подыскивают замещающую семью, однако, во многих случаях дети задерживались там на несколько лет.
На конференции Международной Ассоциации научно-документального кино в Лейпциге жюри пришло к мнению, что "фильм "Джон" технически снят на высоком уровне, однако, не соответствует социалистической действительности".

Фильм "Джон" получил Серебряную Медаль на Венецианском кинофестивале; Серебряную Медаль Медицинской Ассоциации Великобритании. Фильм также получил Специальный Приз за Фильм Величайшего Значения от Британского Фонда страхования жизни - это высочайшая награда Великобритании для учебных фильмов в медицине и здравоохранении.
(Исследования, сделанные на основе этого фильма подтвердили взаимосвязь присутствия близкого человека на последующую жизнь детей. В дальнейшем у мальчика были сложности , он рос трудным подростком, )
Описание по дням
Спойлер
Джону 1,5 года. Пока его мама будет находиться в роддоме, Джона отправят в Дом ребёнка. Раньше он никогда не расставался с матерью. Сначала Джона показывают в его привычной обстановке — дома. Джон спокойный игривый ребёнок. Он играет, ходит, где ему нравится, всё трогает. На его лице улыбка. Видно, что мальчику комфортно, и он чувствует себя хорошо.

Первый день его пребывания в Доме ребёнка. Мальчика показывают в детской кровати с высокими бортиками. (Его привезли ночью, когда у матери начались схватки). Сам он вылезти не может и вынужден ждать, пока к нему не подойдёт воспитательница, после того, как она оденетвсех детей. Воспитательница Мэри подходит к Джону и одевает его. Он рассматривает её лицо.

За завтраком он видит другое новое лицо — воспитательницу Кристину. Мэри кормит в это время другого ребёнка.

Дети за столом уже давно находятся в Доме ребёнка и привыкли к шуму, к плачу и одиночеству. Они шумят за столом, стучат мисками по столу, отстаивают свои права — ведут себя агрессивно. Джон смотрит на всё это с видом человека, который недоумевает, как он тут оказался, и ему явно не нравится эта нервозная обстановка. Дома у него такого не было — он привык к спокойному и доверительному общению с близкими людьми — мамой и папой. У этих детей такого опыта доверительного общения нет.

Джон играет с игрушками самостоятельно и наблюдает в стороне за детьми. Кажется, что он внутренне отстранён от своего положения. Мне представляется, что если бы в эту секунду пришёл папа или мама — он бы кинулся на встречу к родителю и с радостью бы ушёл домой — в привычную атмосферу душевного тепла.

Джон делает робкие попытки приблизиться к воспитательнице, но она не замечает этого и всё её внимание занимают дети, которые добиваются этого криком. Мальчик часто смотрит на дверь или ходит около неё.

После дневного сна пришёл отец Джона. Джон несколько минут смотрел на него, прежде, чем ему улыбнуться.

После ухода отца, Джон спокойно продолжает играть с машинкой. В этот момент подходит девочка и отбирает машинку у Джона. Джон — домашний ребёнок и не может противостоять такой агрессии. Прежде у него не было такого опыта. Он растерянно ходит за девочкой.

Вечером Джона купает ещё одна новая воспитательница, это уже четвёртое новое лицо за его первый день. Воспитательницы в Доме ребёнка не прикреплены к конкретному ребёнку. Они каждый раз занимаются новой работой, которую необходимо выполнить. Таким образом, дети не могут привыкнуть к одним отношениям, чтобы выработалась привязанность.

Лишённые такого опыта — иметь прочные отношения — дети, чьи мамы вынуждены их оставлять в раннем возрасте, приучаются быть сами по себе, и потом, когда они вырастают во взрослых — им сложно строить семейные отношения из-за отсутствия такого опыта.

Джон, росший в семье, имеет свой детский опыт доверительных отношений. И он приветлив с каждой воспитательницей и позволяет им на время заменить ему маму.

Второй день. Джон бесцельно слоняется по комнате. Воспитательницы не замечают тихого и спокойного малыша. Они больше озабочены капризными детьми, умеющими добиваться их внимания криком.

Пришёл папа Джона и взял его на руки. Джон увёртывается и хочет сойти с рук. Ему снова понадобилось время, чтобы привыкнуть к отцу и начать с ним общаться.

Когда отец уходил, Джон вместо робкого и спокойного стал настойчивым. Он яростно боролся, чтобы уйти вместе с отцом, не хотел отпускать его. После его ухода Джон плакал и воспитательница взяла его на руки. Джон немного успокоился, но всё время поглядывает на дверь. Придя в себя, он снова готов играть. После того, как Мэри уложила Джона в кровать, она пошла к другим детям. Джон стал плакать.

На третий день Джон ведёт себя тихо, иногда робко плачет. Воспитательницы не замечают его, у них есть более беспокойные дети. Джон играет один, отвернувшись от группы.

Приходит новая смена воспитательниц и Джон играет с одной из них. Затем один более настойчивый мальчик забирает внимание воспитательницы, с которой играл Джон, на себя и Джон сдаётся.

Мальчик нуждается в ласке и заботе, нуждается в объятьях и внимании. Т.к. внимание взрослых людей он не может завоевать, Джон подходит к большим мягким медведям и прижимается к ним. Таскает их с собой. Медведи большие, тяжёлые и то, что Джон не может справиться с ними — легко раздражает его. Он стал сосать большой палец.

С приходом папы Джон оживает и немного играет. Ночью у Джона была рвота, но врач ничего не обнаружил.

На четвёртый день снова приходит воспитательница Мэри. Джон садится недалеко от неё и наблюдает, как она играет с другими малышами. У Джона, как у домашнего ребёнка нет возможности конкурировать за её внимание с детьми, которые здесь выросли и он снова обращается к большому мягкому медведю.

За обедом он снова становится свидетелем шума — дети стучат кружками по столу. От переполнившего его отчаяния, Джон рыдает навзрыд. Когда воспитательница приходит кормить его — он отворачивается.

После обеда его поведение меняется. Вместо робкого, он становится решительным — отталкивает других детей и пробирается к Мэри. Он устроился между ног Мэри и накрылся мягким медведем. Вокруг тела воспитательницы укладываются малыши — видно, что им недостаёт человеческого внимания, тепла и ласки. Каждому хочется, что бы его приласкали, погладили. Вскоре Джона вытесняет более бойкий ребёнок.

Джон почти весь день ничего не ел и отказывается от ужина. Его внутренние переживания выплёскиваются безутешными рыданиями перед сном.

На пятый день Джон выглядит заплаканным несчастным ребёнком. Он сидит отдельно от всех со своим мягким медведем. Позже он делает несколько попыток прижаться к телу Мэри и ему ненадолго удаётся это, но потом его вытесняет другой ребёнок. Какое-то время Джон перестаёт бороться.

Затем снова подходит к Мэри, которая протягивает ему игрушку. Но Джон нуждается в утешении, и отказывается от игрушки. Он тихо слоняется по комнате, мрачный и погружённый в себя. И такое поведение остаётся незамеченным для воспитательниц, привыкших обращать внимание на детей шумных.

Джон уже не может выносить своё горе в одиночку и даёт волю своему отчаянному плачу, после чего Мэри берёт его на руки. И, даже находясь на руках у воспитательницы, Джон ещё долгое время плачет и не может успокоиться. Кажется, что его отчаяние заполонило всю его маленькую Вселенную и покрылось безысходностью.

После того, как Джон получил индивидуальное внимание, он успокоился и начал оживлённо общаться с Мэри, трогая носик, глазки воспитательницы, играя со своей игрушкой.

Когда воспитательница опускает Джона играть — он с рыданием идёт за ней, и ей приходится снова взять его на руки. На попытки Мэри поиграть Джон не реагирует. Он боится вновь её потерять и переживает свои страдания от только что случившейся разлуки. Кажется, что должно пройти много времени, прежде чем Джон окончательно успокоится и сможет быть некоторое время автономным.

Потребность Джона в близости настолько велика, что Мэри долгое время носит его на руках, лишая возможности других детей быть с ней.

На шестой день Джон опять предоставлен самому себе. У Мэри выходной, а другие воспитательницы не замечают тяжёлого психологического состояния Джона.

Джон плачет у двери, в которую входил его папа. Воспитательницы привыкли к постоянному плачу в Доме ребёнка и не реагируют на плач Джона. Так плача, Джон ходит долгое время по комнате. На его лице уже закрепилась маска страдания и боли.

От завтрака Джон отказывался, резко протестуя, отодвигая от себя ложку с кашей. Это встревожила старшую воспитательницу, и она измерила температуру Джона. Температура была в норме.

Джон встречает отца у дверей и протягивает к нему руки. Его приход несколько оживил Джона. Не смотря на общение с отцом, в глазах Джона видна глубокая печаль и тоска.

Настала пора отцу Джона уходить. Он сидит на корточках недалеко от двери и общается с сыном. Джон несколько раз отходит от отца к двери и обратно, явно демонстрируя желание уйти вместе с ним. Несколько раз пытается открыть дверь и приносит отцу свои уличные ботинки. Отец не реагирует на это и Джон отворачивается от него, забирает своё домашнее одеяльце, с которым его привезли в этот Дом ребёнка и подходит к Мэри. Потом отворачивается от всех.

Когда отец уходит, Джон не реагирует, лишь потом подходит к двери и возвращается к Мэри и кладёт ей голову на колени, нуждаясь в утешении. Он всё чаще и дольше сосёт большой палец.

На седьмой день
Джон как будто отрешён от всего: он не хочет играть, не хочет есть. Он всё время плачет около большого мягкого мишки. В его плаче уже нет протеста. Он плачет тихо и жалобно. Как воет одинокий волчонок. Он издали смотрит на воспитательницу, но уже не борется за неё.

На восьмой день состояние Джона ухудшилось. Он подавлен и безразличен ко всему. Большую часть дня он лежит на полу со своим мягким медведем и сосёт палец. Его взгляд направлен в никуда. Это депрессия.

Джон почти ничего не ест уже несколько дней и постоянно плачет. Это было замечено и, наконец, ему стали уделять больше внимания. Но всякий раз, когда он немного успокоится, воспитательница снова оставляет его, чтобы заняться другими детьми, что ещё больше расстраивает Джона: его бросают снова и снова, после того, как он успокоится и начинает надеяться на то, что эта близость будет нерушимой.

Он отгораживается от жизни больше, чем когда-либо. Когда открывается дверь, он уже не обращает внимание на вошедшего. Джон уже ничего не ждёт.

К обеду пришёл папа. Уже проголодавшийся Джон не может покушать, т.к. сильно расстроен. Он плачет и не может проглотить еду. Ему дают кусочек сахар — Джон берёт и тянет его в рот. Но как только подносит сахар ко рту — начинает рыдать. Когда Джон успокоился, настало время отцу уходить.

Расстроенного Джона уже никто не мог успокоить. Даже Мэри. Джон припал к своему мягкому другу.

На девятый день
Джон проснулся в слезах. Это последний его день без мамы. Его переживание разлуки усилилось от того, что никто не смог заменить ему маму. Джон всё утро провёл на руках у воспитательниц.

После десяти утра пришла мама Джона. Как только он её увидел, он отвернулся, зарыдал и стал метаться на руках у воспитательницы. Он сворачивался клубком на её руках, и прятал лицо на её груди, пытаясь ещё закрыться одеялом. Настолько вид мамы был для него болезненным.

Ощущения последних девяти дней, которые принесли ему столько горя, одиночества, потерянности, страха, отчаяния и душевной боли выливались безудержными рыданиями. Джон мельком взглянет на мать и отворачивается.

У мамы растерянный вид. Она явно не ожидала такой реакции своего сына. Она берёт его на руки и покачивает. Джон уже не плачет, но на его лице видны гримасы боли. Через какое-то время он вырывается из рук матери.

Для матери это был травматичный опыт. На её лице также видна боль. Она пытается успокоить Джона, но он не даёт ей приблизиться к себе, прячась на руках автора фильма, ведущей эти наблюдения.

Мать снова берёт Джона на руки, но Джон отталкивает её. Наконец он прижимается и затихает. Чуть позже приходит отец. Джон вновь отстраняется от матери и отец берёт его на руки. И только на руках отца Джон впервые посмотрел матери в глаза. Он смотрел на неё как на чужого человека, на человека, который причинил ему боль. Раньше Джон безоглядно доверял маме. Оставшись без неё, он не смог найти ей замену. И когда она вернулась, Джон не смог принять её.
phpBB [media]

Это был не эксперимент, это была распространенная практика, отдавать детей на некоторое время в такие дет.дома, пока родители были заняты чем-то.Никто ничего плохого в этом не видел. Робертсоны решили заснять все это, чтобы показать страдания детей.
Aloha
Автор темы
Аватара
Сообщения: 142
Темы: 4
Зарегистрирован: Вт, 4 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев


#21 Скарлетт » Вс, 30 июня 2013, 10:13

Aloha писал(а):Если даже ремонт дома, а родители работают, то могли на несколько дней в такой вот домик сдать в Residential Nursery. Это кошмар, но это так. Это было в порядке вещей. чё такого.. :dont_knou: Эти ученые, которые снимали этот фильм, бились доказывая, что детей нельзя так бросать,особенно круглосуточно, и они сняли несколько таких фильмов. Чтобы наглядно доказать, что дети после этого меняются к худшему, что даже на ночь в больнице, например, не нужно ребенка до 3-х оставлять без матери.

Странно, что у матери при этом ничего не дёргалось - у них что там, материнский инстинкт напрочь отсутствует?
Скарлетт

#22 Ангел Скво » Вс, 30 июня 2013, 10:29

Napalm писал(а):Получается, что практически все дети, попавшие в раннем возрасте в детский садик, психически травмироваными на всю жизнь останутся?

конечно. в первом классе уже видно кто дома воспитывался, а кто в стае
Ангел Скво
Аватара
Сообщения: 6387
Темы: 59
Зарегистрирован: Чт, 1 января 2009
С нами: 15 лет 2 месяца
О себе: все

#23 Stella » Вс, 30 июня 2013, 10:59

Ангел Скво писал(а):конечно. в первом классе уже видно кто дома воспитывался, а кто в стае

ну не знаю.. когда ребенок полностью оторван от коллектива и выняньчен дома, то тоже не всегда гуд. У меня в подъезде была соседская девочка, которой занималась бабушка... когда мы гуляли во дворе, был случай, который я описывала... я залезла на лестницу детскую и уронила кофточку, и чтоб не спускаться, попросила ее подать мне кофту. А она взяла в руки две палочки и поднимает кофту... я спрашиваю зачем она так делает, а оказывается, что ее бабушка научила не трогать руками наши вещи, потому что у нас глисты и воши :crazy: :-D Правда она сама была болезненная очень, училась в классе с моей подругой... то она пару раз блевала на парту и вообще с ней мало кто дружил.
Stella
Сюрприз года
Аватара
Откуда: с Цветочной Поляны
Сообщения: 25014
Темы: 275
Зарегистрирован: Вт, 18 сентября 2007
С нами: 16 лет 6 месяцев

#24 Aloha » Вс, 30 июня 2013, 15:46

Stella писал(а):
Ангел Скво писал(а):конечно. в первом классе уже видно кто дома воспитывался, а кто в стае

ну не знаю.. когда ребенок полностью оторван от коллектива и выняньчен дома, то тоже не всегда гуд. У меня в подъезде была соседская девочка, которой занималась бабушка... когда мы гуляли во дворе, был случай, который я описывала... я залезла на лестницу детскую и уронила кофточку, и чтоб не спускаться, попросила ее подать мне кофту. А она взяла в руки две палочки и поднимает кофту... я спрашиваю зачем она так делает, а оказывается, что ее бабушка научила не трогать руками наши вещи, потому что у нас глисты и воши :crazy: :-D Правда она сама была болезненная очень, училась в классе с моей подругой... то она пару раз блевала на парту и вообще с ней мало кто дружил.

так до трёх лет только должен быть вынянчен. А потом, конечно нужно по-понемногу к людям приучать, и к детям особенно.
Aloha
Автор темы
Аватара
Сообщения: 142
Темы: 4
Зарегистрирован: Вт, 4 июня 2013
С нами: 10 лет 9 месяцев

Пред.

Вернуться в Медиатека

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php