пожалуйста
запомнилось, как начинается повесть: описанием - из тьмы на свету и заканчивается - из света во тьму
//тьма вокруг стояла полная и абсолютная, ничем не нарушаемая. такой же была и тишна, вековечной и нерушимой. со времен сотворения мира здесь не было произнесено ни слова, не издано ни звука. но по мере приближения к поверхности океана все стало меняться не то что бы сразу, а постепенно, не спеша, словно двигаясь через тысячилетия от сотворения мира к его неизбежному концу где-то там, на высшей точке развития…//
// тьма становилась полной и абсолютной, ничем не нарушаемой.. шум волн сменила тяжелая всепоглощающая тишина, вечновековая и нерушимая. со времен сотворения мира здесь не было произнесено ни слова, не издано ни звука. мироздание как будто откатывалось назад, через всю многовековую историю, к зарождению жизни, не то что бы сразу, а постепенно, не спеша, словно двигаясь через тысячилетияот высшей точки развития мира к его сотворению и дальше к вечному мраку, к великому «ничто», предшествующему созданию бытия//
а вот еще ключевые, имхо, моменты
//дверей в кочегарке было две и находились они друг на против друга//
//келья отца Анатолия представляла собой маленькую каморку, места там хватало только для того, что бы, стоя н аколенях, творить молитву перед иконами, которыми сплошь были увешаны стены. истопник находился в каморке один и, стоя перед образами на коленя, раговаривал сам с собой на два голоса, как хороший актер//
«старец помогает, но не явно, а как бы азыгрывая голосовой спектакль, дабы избежать почитания паломников, из-за которого легко утратить дух сокрушения о содеянном грехе»
// - знаю я, что ты меня не любишь, из-за любви ко мне настоятеля стараешься
- а за что тебя любить? – вдруг зло заговорил Иов – ты же мимо моей кельи без шуток не ходишь, то ручку дегтем вымажешь, то дрянь какую подкинешь.. ты думаешь, я без твоих намеков грехов своих не знаю?..//
// - а ведь я тебе наврал - хитро щурясь, сказал вдруг истопник - ведь ты меня любишь, отец
Иов - засмеялся старец.
- ведь правда же любишь? – не отставал истопник
- да я тебя терпеть не могу, старый хрыч! – вдруг закричал на него Иов – вот ты меня
спрашивал: за что Каин Авеля убил? Я тебе отвечу за что: я ведь, как ты, хотел людям
помогать, да не принимает мои жертвы Господь…//
//в маленькой каюте, больше похожей на купе пассажирского вагона, ехали двое: крепкий старик лет семидесяти пяти … левая рука его была затянута в черную кожаную перчатку, и хотя та хорошо сгибалась в локте, брать предметы ею он не мог, т.к. пальцы руки двигалась еле-еле… и маленькая полная женщина – на вид ей было лет пятьдесят… далее монолог ругательств Насти…по лестнице он поднялся на палубу… старик подошел к борту, стал смотреть на бушуюшее море… и вдруг он страшно и протяжно крикнул навстечу стихии: это не был крик ярости, это был вопль отчаяния...//
отец Анатолий контр-адмиралу Северного флота Тихону:
- как жил? – повторил истопник – молился все более за упокой души того моряка, да прощение у Господа просил… - тут он сильно закашлялся, но, справившись со слабостью, продолжал – в общем, высадили меня немцы на этот остров как Робинзона Крузо. встретил я здесь монахов. они в здешнем монастыре до революции жили, а потом здесь тюрьму устроили для политических, вот их туда и определили. потом война началась, лагерь на материк перевезли, а монахи в монастырские катакомбы попрятались, их не нашли. они меня, когда немцы уплыли, от голода и спасли. после войны остров обратно монахам отдали. стал я здесь жить, сначала думал скрываться, вдруг меня за это убийство ищут, прикинулся, что дескать память всю отшибло… а потом привык… начал молиться, принял постриг… а про преступление свое никому не говорил, даже духовнику, боялся, вот как ты сегодня, что передадут куда надо…//
и из разговора с Филаретом
// - Господь милостлив, твои добродетели все искупят, чего бы не было у тебя на душе…
- смердят мои добродетели перед Господом нашим, воняют, - перебил его истопник…//
Andreyka писал(а):Как мне кажется Анатолий не соблюдал каноны молитвы во время праздников церковных не потому что имел против них что то А потому что "БОГ ВЕЗДЕ И В КАКУЮ СТОРОНУ ТЫ НЕ ПОВЕРНЕШСЯ ОН БУДЕТ У ТЕБЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ" Этим он еще раз подчеркивал не понимание остальных служителей церкви Бога. Которые видят пред собой не Бога и Библию.
Библия это не Бог. Бог везде и в душе. Молитва это диалог с Богом и для него правил нету, ибо церковь не вправе указывать нам как говорить с Богом! Потому что Бог это наша душа!
//по канону служить полагается, а ежели каждый по своему начнет, это что же будет? это так от церкви ничего не останется…//