Сотворение мира

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум Элизы. Исследование истории нашего мира

Модератор: Элиза

#1 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 20:42

Всегда интересовало меня, как же сотворил Господь нашу Вселенную, наш мир, нас. И тут набрела на целый кладезь, сокровищницу (для меня)- рассказы различнейших народов (о некоторых я даже никогда не слышала).

Так как никакую историю и никакой народ фаворитизировать не хочу- решила взять первое попавшееся сказание наугад.
Ofelia
Автор темы


#3 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 20:44

Йоруба


ОРИША НЛА («великий бог»), в мифологии йоруба глава всех божеств, подчинённый, однако, Олоруну.

Вначале мир был болотистым и пустынным, а боги во главе с Олоруном жили на небе, откуда спускались вниз по паутине. Однажды Олорун вызвал О. Н. и поручил ему создать сушу. Он дал О. Н. раковину улитки, в которой была рыхлая земля, голубя и пятипалую курицу. Спустившись в болото, О. Н. высыпал землю из раковины, а голубь и курица стали скрести и разбрасывать землю по болоту, и таким образом первоначальное болото превратилось в сушу. О. Н. создавал землю в течение четырёх дней (йоруба установили четырёхдневную неделю, каждый день которой посвящён какому-либо божеству, а пятый день - день почитания О. Н.), а затем вернулся в небо.

Место, с которого началось сотворение земли, назвали Ифе, «широкий», «обширный»; Ифе - священный город йоруба и древнейшее из йорубских городов-государств. О. Н. снова был послан Олоруном на землю, чтобы посадить деревья и дать людям пищу и богатство. Олорун дал О. Н. орех от первого пальмового дерева, чьи орехи давали масло, а из сока получалось пальмовое вино. О. Н. участвовал также в создании людей; он формовал из земли тела человеческих существ, а оживлял их Олорун. О. Н., хотевший подсмотреть, как это делается, спрятался среди тел людей. Но всезнающий Олорун наслал на О. Н. сон, и тот проснулся лишь тогда, когда человеческие существа уже ожили.
Ofelia
Автор темы

#4 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 20:53

Зороастризм


По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»).

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого «тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.

На протяжении последнего, четвёртого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь.
Ofelia
Автор темы

#5 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 20:55

Китай


В Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян — это самый распространённый символ в Китае.

Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь — землёй.

В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси — хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).
Ofelia
Автор темы

#6 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 21:01

Джайнизм



Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира.
Согласно ей, Вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других — омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи — освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.
Ofelia
Автор темы

#7 Zabava » Сб, 26 ноября 2011, 21:58

Младшая Эдда. Скандинавия.
Сотворение мира.

Сначала не было ничего, была лишь одна огромная чёрная бездна (Гиннунгагап в северной традиции). К северу от неё лежал мир туманов, к югу – мир огня. Тихо, светло и жарко было в мире огня, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить. В мире туманов, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

Но однажды в мире туманов забил родник. Двенадцать мощных потоков взяли из него начало и стремительно потекли к югу, низвергаясь в бездну. Жестокий мороз мира туманов превращал воду в лёд, но источник бил не переставая, ледяные глыбы росли, и всё ближе подвигались к миру огня. Наконец лёд подошел так близко, что стал таять. Искры, вылетавшие из царства огня, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. И тогда из бездны вдруг появилась огромная фигура. Это был великан Имир – первое живое существо в мире.

В тот день под левой рукой Имира появились мальчик и девочка, а у ног – шестиголовый великан Трудгельмир. Так было положено начало роду великанов – Гримтурсенов, жестоких и коварных, как лёд и пламя, их создавшие.

В одно время с великанами возникла из таявшего льда гигантская корова Аудумбла.Четыре молочные реки потекли из сосков её вымени, давая пищу Имиру и его детям. Зелёных пастбищ ещё не было, и Аудубла паслась на льду, облизывая солёные ледяные глыбы. К концу первого дня на вершине одной из этих глыб появились волосы, на другой день – целая голова, к исходу же третьего дня из глыбы вышел могучий гигант Бури. Его потомками стали три бога – братья Один, Вили и Ве.

Братьям-богам не понравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и господство жестокого Имира. Они восстали против великана и убили его.

Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, утонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумбла. Лишь одному из внуков Имира удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой.

Теперь уже никто не мешал богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили её посреди огромного моря, которое образовалось из его крови. Землю боги назвали «Мидгард», что означает «средняя страна». Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос – деревья, из зубов – камни, из мозга – облака. Каждый из четырёх углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог поместили по ветру. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звёзды и украсили ими небесный свод. Часть звёзд они укрепили неподвижно, другие же, для того, чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева, ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щёки. Так появились первые люди. Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Мидгарда, они создали страну Йотунхейм и отдали её великанам во владение.

Со временем богов стало больше, у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для себя страну высоко над Землёй и назвали её «Асгард», а себя – «Асы».
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2550
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

#8 Zabava » Сб, 26 ноября 2011, 22:16

«Книга Коляды»

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Род родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.

Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нави. Род отделил Правду от Кривды.

В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.

Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.

Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2550
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

#9 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 22:20

Zabava, спасибо :rose:
вот я что ещё нашла из северной мифологии

Спойлер

История создания мира


В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам — иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину. Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла. (Аск и Эмбла)

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Структура мира


Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

Миры-страны
Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).
Льесальвхейм — мир светлых альвов.
Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм — подземная страна цвергов.
Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

Географические термины
Биврёст(Бильрёст) — мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
Вальхалла — дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие войны.
Вигрид — равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
Хвельгельмир — ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
Гинунгагап — мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
Гимле — Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод — «Защита от огня», «Обитель блаженства».
Гйоль — река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
Гнипа (или Гнипахеллир) — пещера, где обитает Гарм.
Ивинг — река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
Иггдрасиль — гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг — одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
Железный лес — одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
Урд — источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
Ходдмимир — роща в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
Альвхейм — дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
Бильскирнир — «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» — чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.

Эсхатология


В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ — змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины. Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир — супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род. Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.
Ofelia
Автор темы

#10 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 22:21

особенно это заинтересовало

Структура мира


Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

Миры-страны

Асгард — страна богов-асов, находящаяся на небе.
Ванахейм — мир, в котором живут ваны.
Йотунхейм — мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).
Льесальвхейм — мир светлых альвов.
Мидгард — срединный мир, населённый людьми (Земля).
Муспелльхейм — огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
Нифльхейм — мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
Свартальвхейм — подземная страна цвергов.
Хельхейм — преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.
Ofelia
Автор темы

#11 Zabava » Сб, 26 ноября 2011, 22:25

Элиза, и тебе спасибо :smile: интересная тема.
Zabava
Откуда: Ростов-на-Дону
Сообщения: 2550
Темы: 24
Зарегистрирован: Вс, 8 июня 2008
С нами: 15 лет 10 месяцев

#12 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 22:29

АММА в мифологии догонов верховное божество, демиург. Согласно одному из вариантов мифа о сотворении, вначале Амма, подобно гончару, создал солнце и луну. Солнце раскалено добела, его окружает спираль из восьми витков красной меди, а луну - такая же спираль из белой меди. Звёзды - это глиняные шарики, которые Амма бросил в пространство. Землёй стал сжатый Аммой и пущенный им в пространство ком глины, который принял форму женского тела.

Будучи одинок, Амма сделал землю своей супругой. Первому совокуплению Аммы с землёй помешал термитник, который ему пришлось срезать (эксцизия). Это привело к аномалии - рождению непарного существа - шакала Йуругу (при благоприятных обстоятельствах должны были родиться близнецы). Во второй приход Аммы к своей супруге дождь, божественное семя, оплодотворил землю, и родились близнецы Номмо. После того как Йуругу совершил инцест, соединившись со своей матерью и таким образом осквернив землю, Амма решил создавать живые существа без её участия. Он сделал из сырой глины первую человеческую пару (мужчину и женщину).

Номмо, предвидевшие, что первоначальному правилу рождения близнецов грозит исчезновение, а это может вызвать отрицательные последствия, начертили на земле два контура - мужской и женский, один поверх другого. Благодаря этому каждое человеческое существо наделено двумя душами разных полов. Женская душа мужчины устраняется при обрезании, мужская душа женщины - при эксцизии. Человеческая пара, созданная Аммой, породила восемь первопредков, из которых четыре старших были мужчинами, а четыре младших - женщинами. Все они были андрогинами (двуполыми) и могли самооплодотворяться. От них произошли восемь родов догонов.
Ofelia
Автор темы

#13 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 22:36

продолжение к Амме

НОММО в мифологии догонов божества воды. В древнейших мифах ассоциировались, по-видимому, с рыбой. Согласно мифам, Номмо - божественные близнецы, порождённые землёй от второго соития с ней Амма. Номмо- это вода морей, потоков, дождей, а также - и свет (солнечные лучи). Номмо - полулюди-полузмеи. У них красные глаза и раздвоенные языки, гибкие конечности, без суставов, а их тела - зелёные, гладкие, сияющие, как поверхность воды, и покрыты короткими зелёными волосами. У Номмо - восемь верхних и нижних конечностей. Увидев с неба мать-землю нагой и лишённой речи, Номмо из десяти пучков (по числу своих пальцев) волокон небесных растений сделали своей матери юбку. Скрученные спиралью влажные волокна, полные сущности Номмо и заключавшие в себе слово, сообщили земле речь, первый язык мира.
Номмо в мифах противопоставляются Йуругу, олицетворяющему беспорядок. Когда в чрево земли - муравейник вошёл старший из восьми первопредков, мужчина-Номмо повёл его в глубь земли, где предок вошёл в воды чрева женщины-Номмо, ставшего частью чрева земли. И там первопредок стал водой, семенем бога и сутью Номмо. Усовершенствованный водой и словом, он превратился в Номмо.

Остальные семь первопредков также подверглись этой трансформации; затем все они поднялись в небо, где господствовали Номмо - первая пара. Седьмой предок представляет собой совершенство, символом которого является число семь (складывается из числа четыре, символизирующего женское начало, и три - мужское начало). Седьмой предок в муравейнике открыл своё слово (второе слово), пропуская между своими зубами влажные нити хлопка и произнося при этом слова, которые вплетались в нити. Если седьмой предок учит слову, то восьмой предок - это само слово, сама речь. Первый и второй первопредки, нарушившие запрет собираться вместе на небе, вынуждены были его покинуть; к ним присоединились и остальные.

Первый (кузнец) взял с собой кузнечные инструменты и украл у небесных кузнецов огонь. Во время приземления он перебил себе конечности кузнечными инструментами: так появились суставы. Оказавшись на земле, он разметил землю для полей и распределил её между восемью родами людей (догонов). Положив принесённой с неба земли в поле, люди тем самым очистили землю. После того как прошли очистительные дожди, кузнец стал обучать людей искусству сева. Остальные предки (предок кожевников, певцов и т. д.), спускаясь, захватили свои орудия и инструменты. Восьмой предок, нарушив последовательность, спустился раньше седьмого. Седьмой, рассердившись, по достижении земли восстал против всех предков и, превратившись в огромную змею, раскидал семена, которые они несли с неба. Люди убили его и съели тело, отдав голову предку-кузнецу. Кузнец вырыл яму, похоронил голову, а сверху положил камень (впоследствии седьмой предок воскрес). От восьмого и седьмого первопредков произошёл Лебе.
Ofelia
Автор темы

#14 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 22:47

австралийская мифология

Амбат (бисл. Ambat) — в мифологии острова Малекула в архипелаге Новые Гебриды (Вануату) культурный герой (иногда под этим названием подразумевалась самостоятельная раса). Согласно мифологическим представлениям местных жителей, имел отличительную белую кожу (поэтому первые европейцы, высадившиеся на острове, были приняты за представителей расы Амбата) и был наделён сверхъестественной силой.[1] С именем Амбата также связана в прошлом распространённая в южной части Малекулы традиция удлинения формы черепа человека. Согласно мифам, у героя была удлинённая голова и длинный нос, поэтому житель острова с такой же формой черепа считался более умным, а значит, и занимал более высокий статус в обществе, и был более близок миру духов.[2] На соседнем острове Томман обвязывание головы младенца начиналось как только ему исполнялся месяц. Ежедневно голова ребёнка смазывалась мазью из листьев свечного дерева, которая смягчала кожу и препятствовала образованию кожной сыпи. После этого голова обматывалась повязкой из луба бананового дерева, поверх которой накладывалась специальная корзинка из пандануса. Всё это затем обматывалось верёвкой из особого волокна, а сам процесс повторялся ежедневно в течение примерно шести месяцев, чтобы достичь нужной формы.[2]

Родиной же героя считается местечко Иуморан на острове Томман, однако впоследствии он и его братья переселились в другое место. Согласно одному из мифов, Амбат ежедневно на восходе и заходе взбирался на холм и смотрел в сторону океана. Однажды ночью он увидел вдалеке огромного моллюска, который светился словно огонь. Амбат послал своих братьев посмотреть, что это за существо, однако те сильно испугались и вернулись обратно. В результате Амбат сам отправился к неизвестному существу, прихватив с собой трость, которую впоследствии воткнул в пасть моллюску. После того, как он убил это существо, на его месте появился остров, правда покрытый не плодородной почвой, а камнями. Впоследствии Амбат попросил женщину с чёрной кожей и длинными ушами по имени Невинбимбаау покрыть остров почвой, что та и сделала. После этого Амбат переселился на этот остров, получивший название Томман, высадив на нём хлебное дерево, кокосовые пальмы и другие плодоносящие деревья.[3]

Согласно мифу, записанному А. Б. Дикону, Невинбимбаау была великаншей-людоедкой, женой Темеса Малау, которая попыталась схватить братьев Амбата. Она выкопала у своего дома большую яму, и любого, кто попадал в неё, людоедка съедала. Однажды мимо её дома проходил Авирара, брат Амбата, который шёл ловить рыбу. Невинбумбаау пригласила его к себе домой, где ударила Авирара камнем по голове и бросила в яму. То же самое произошло и с тремя остальными братьями. Поняв, что с братьями случилось что-то ужасное, Амбат отправился к людоедке и также попал в ту яму, где сидели его братья. Там герой увидел корни баньяна, который произрастал у их дома на острове Томман. Амбат взял нож и начал им копать землю. Постепенно земля расступилась и герои оказались у своего дома.[3]

Амбат также упоминается в другой местной легенде, в которой рассказывается о том, как он женился на девушке по имени Линданда. Однажды герой отправился к местному пруду, где обнаружил рыбу. Вернувшись к нему на следующий день, он увидел не рыбу, а белокожую девушку, которую сразу же обвинил в краже. Долгое время она отрицала этот факт, однако впоследствии призналась, что она и есть та самая рыба. После этого Амбат забрал девушку к себе домой, чтобы та стала его женой. Однажды брат Авирара решил забрать жену Амбата к себе. Он предложил своим братьям план: отправиться на главный остров, собрать листья дерева нимоо, а после отправиться к месту, где жил огромный моллюск, нырнуть на глубину и выплыть, жуя листья. Когда же Амбат поинтересуется, что они делают, сказать ему, что едят внутренности моллюска. Наверняка их брат решил бы тоже нырнуть на глубину, где гигантский моллюск схватил и убил бы его. Однажды братья предложили Амбату пойти с ними, и он согласился. Но до этого он предупредил свою жену, что, если та увидит летящего со стороны океана голубя, то она должна взять верёвку и повеситься. Братья действительно обманули Амбата, и, когда он нырнул к моллюску, тот убил его. После этого события душа Амбата превратилась в голубя, и тот полетел к его жене. Когда она завидела голубя, то сразу же повесилась. Авирара уже считал её своей женой, но, когда вернулся домой, увидел её, висящей на дереве.
Ofelia
Автор темы

#15 Ofelia » Сб, 26 ноября 2011, 23:10

греческая мифология


Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.
Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.
Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон(*)1, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.
Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию *2, Деметру *3, Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона *4.
Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.
Ofelia
Автор темы

#16 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 14:31

опять догоны

Вначале был Амма…»

«Вначале был Амма, бог в виде круглого яйца, который покоился ни на чем, – так начинается догонский миф. – Он состоял из четырех овальных, слитых друг с другом частей. Кроме этого, не было ничего». Имя бога – Амма – в современном языке значит «держать сжатым», «крепко обнимать», «удерживать на одном месте». И Амма удерживал, сжимал четыре основных элемента: воду («ди»), воздух («оньо»), огонь («яу») и землю («минне»). Амма имел форму маленького просяного зернышка «по». А «по» у догонов – основной элемент мира.

Главная задача верховного существа в любой мифологии – творить мир. И Амма в каждой из четырех своих частей вызывает взрыв, «который и является причиной существования». Потому он и получает свой основной эпитет «крутящийся вихрь». В дальнейшем поясняется, что вихрь этот кружится по спирали. Такой образ можно приписать и маленькому атому с электронным облаком, вращающимся вокруг ядра, и гигантской звездной системе – галактике: ведь большинство известных галактик относятся к классу спиральных.

(Как ни относись к комментарию Эрика Геррье, нельзя отделаться от мысли, что маленькое африканское племя поклонялось в образе Амма вечному потоку энергии…)

Творческий процесс Амма продолжался довольно оригинально. Он стал создавать знаки, «придающие всему миру цвет, форму, вещество». Знаки выходят изнутри вещей. Мы называем такие знаки химическими элементами. Вся совокупность знаков называется у догонов «невидимый Амма». Прежде всего были созданы два «направляющих знака» и восемь «главных». «Направляющие знаки» принадлежат Амма и только ему.

Коль скоро речь зашла о химических элементах, нетрудно предположить, что такими «направляющими знаками» могут определяться два элемента, играющие особую роль в строении космоса – водород и гелий. Тогда «главные знаки» можно отождествлять с группами периодической системы элементов. Правда, такое сравнение весьма рискованно, потому что в другом месте мифа знаки делятся на 22 семьи «царственных вещей», и тогда общее их число, упомянутое в мифе, в два с лишним раза превышает число известных нам химических элементов. Таким образом, аналогии и сравнения здесь выглядят весьма сомнительно. Но возникают они не случайно.
Таинственная сиги-толо

Догоны хорошо знают звездное небо. Звезда Гиены соответствует у них Проциону, звезда Льва – бете Овна, есть звезды Акациевого дерева, Риса, Сорго и множество других. «Глазами мира» называются Полярная звезда и Южный Крест. Есть в догонской астрономии удивительные сведения. Так, «звездой Дерева бала» они зовут один из четырех крупных спутников Юпитера, тех самых, с которыми европейцев познакомил Галилей. Правда, с помощью телескопа у старшего брата Земли открыта целая дюжина спутников, но у догонов телескопов нет и по сей день… Впрочем, на мысль о знакомстве предков этого народа с оптическими приборами наводит и название «Двойной глаз мира», данное альфе Южного Креста. В любой телескоп видно, что эта звезда двойная. Догонский символ Сатурна – две концентрические окружности – напоминает о знаменитых кольцах этой планеты, также недоступных нашему зрению. В языке «сиги-со» существует специальный термин «то-логонозе», или «обращающаяся звезда». Так называют спутники любого небесного тела. Все эти сведения, вызывающие уважение к догонской астрономии, меркнут рядом с их «теорией» «сиги-толо». Так именуют они прекраснейшую из небесных звезд, хорошо всем знакомый Сириус.

Видимый нам свет – только фрагмент звездной системы. Ее образуют главная звезда, или Сириус А, невидимый простым глазом белый карлик Сириус В, его догоны называют «по-толо» (а «по», как мы знаем, считается мельчайшей частичкой энергии, ее зерном), и еще одна невидимая звезда «эмме-я-толо» с планетой-спутником «ньян-толо». Относительно двух последних звезд и планеты догоны говорят, что они находятся так близко от Сириуса А, что не всегда видны. Хотя Сириус одна из ближайших к Земле звезд – до него всего 8, 5 световых лет, его спутник Сириус В открыт только в январе 1862 года Кларком, причем теоретическая орбита была вычислена всего лет десять до этого. Что же касается Сириуса С, то существование его до сих пор вызывает жаркие споры среди астрономов.

Но вот что говорят догоны: «Звезда «по-толо» обращается вокруг «сиги-толо». Один оборот длится 50 лет… «По-толо» регулирует движение «сиги-толо», которая движется по неправильной кривой». Именно искривленные движения Сириуса А привели ученых к открытию незаметного соседа. Период обращения Сириуса В составляет 50 земных лет… Кстати, о существовании меньшого брата звезды знают и близкие соседи догонов, например бамбара. А далеко на юге континента готтентоты называют Сириус «звездой рядом».

«По-толо» совершает вокруг Сириуса точно такой же оборот, что и «по» вокруг своего зародыша в лоне Амма… Когда «по-толо» находится вблизи звезды, та усиливает свой блеск; когда «по-толо»

удаляется, она начинает мигать так, что наблюдателю кажется, будто он видит много звезд». Впечатляющая картина, если учесть, что Сириус В не виден невооруженным глазом! На символическом догонском рисунке системы Сириуса «по-толо» показана кружком с точкой в центре. Но, как считают африканисты, на подобных изображениях ни одна точка не может появиться случайно. Геррье полагает, что этот рисунок – символ белого карлика. «Белые карлики как бы «вызревают» внутри звезд – красных гигантов – и «появляются на свет» после отделения наружных слоев гигантских звезд», – говорит советский астроном И. Шкловский.
Быт догонов сегодня ничем не подтверждает их глубокие познания в астрономии
А что говорят об этом догоны?

«По-толо» – самая тяжелая звезда… Она настолько тяжела, что все люди, вместе взятые, не смогли бы поднять маленького кусочка ее». Теперь сравните это с данными современной астрономии: масса Сириуса В составляет 0, 98 массы Солнца, а диаметр этой звезды всего в два с половиной раза больше диаметра Земли. Это дает фантастическую плотность: один кубический сантиметр весит примерно 50 тонн! Так что качественно догоны не ошиблись. Миф дает объяснение и высокой плотности вещества: «По-толо» состоит из трех основных элементов: «оньо» (воздуха), «ди» (воды) и «яу» (огня). «Минне» (земля) заменена другим элементом – «сагала», «который сверкает ярче железа». Современная астрофизика утверждает, что в процессе эволюции звезд происходит постепенное уплотнение и разогрев ядра. Когда температура его достигает ста миллионов градусов, начинается реакция синтеза трех ядер гелия в одно углеродное. Эта гелиевая вспышка длится недолго, но приводит к серьезным изменениям. Дальнейшая эволюция может пойти разными путями. Если масса звезды достаточно велика (в два-три Солнца примерно), гелиевое тело сбрасывает с себя оболочку. Ядро после катастрофического сжатия превращается или в «черную дыру», или в белого карлика, или в нейтронную звезду. Если сбрасывание вещества происходит быстро, вспыхивает сверхновая: блеск звезды возрастает в десять, а то и в сто миллионов раз, а потом медленно тускнеет в течение десятилетий. И вот оказывается, что догонский миф неоднократно упоминает о взрыве «по-толо»: когда люди были на Земле всего лишь год, звезда внезапно заблестела, а потом постепенно, в течение двухсот сорока лет блеск ее уменьшался. И дальше: содержимое «по-толо» извергалось в форме зерен «по». В системе мнемонических знаков догонов есть специальный рисунок: круг, внутри которого помещены направленные к центру штрихи, – так символически изображается уменьшение размеров звезды. Что это, случайность? Но тогда их слишком много в мифах африканского племени.

Когда французские этнографы спрашивали стариков, откуда у догонов такие необыкновенные сведения, те отвечали, что все космические объекты из группы Сириуса они наблюдают из пещеры. А где сама пещера? Это строжайшая тайна. Открыть ее белым жрецы наотрез отказались. Гриолю удалось только услышать еще одно упоминание, будто в пещере в большом количестве собраны «доказательства». Пояснять этот термин старцы не стали…

Почему же догоны столь большое место в своих преданиях уделяют мирам далеким и, казалось бы, совсем не связанным с земной жизнью? Оказывается, связь существует, и самая прямая: «Вначале место звезды «по-толо» было там, где сейчас находится Солнце. Солнце тоже было там. Но звезда «по-толо» удалилась от Земли, а Солнце осталось». В одной из частей «Бледной лисы» описывается, как люди были перенесены с планеты, солнцем которой была до своего взрыва «по-толо». Догонская метафора определяет это путешествие как «удачный брак». На рисунке-символе, изображающем этот «брак», Сириус превосходит размером Солнце! Радиус Сириуса А действительно в 1, 7 раза больше солнечного.
Ofelia
Автор темы

#17 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 19:10

Вавилонский миф о потопе

Гильгамеш, герой великого эпоса, однажды встретил старика по имени Утнапиштим, который стал богом благодаря своим добродетелям и послушанию богам и спас человечество и животных от великого потопа. Утнапиштим поведал Гильгамешу свою историю.

Боги пришли к Утнапиштиму, чтобы предупредить его о приближении ужасного наводнения. Они велели ему бросить всю работу, сжечь свой дом и немедленно приступить к строительству большого корабля, который должен был составлять 120 локтей в высоту и 120 локтей в ширину. Утнапиштим должен был вбить пробки от воды в корабль и просмолить его. Потом он должен был взять животных всех видов, мужского и женского пола, а также свою семью, пищу, золото, серебро и украшения.

Когда Утнапиштим закончил строительство корабля, хлынул дождь. Наводнение было таким ужасным, что испугались даже боги. Эа, бог воды, который устроил потоп, понял, что это получилось гораздо хуже, чем он рассчитывал. Иштар, богиня красоты, чьи гневные речи на собрании богов послужили причиной потопа, плакала при виде детей, «превращающихся в глину» в результате ее оплошности.

Шесть дней и шесть ночей дул ветер, и наконец потоп прекратился. Когда воды схлынули, боги увидели, что земля стала плоской и все живые существа исчезли. Утнапиштим склонил голову и заплакал. Корабль его остановился на вершине горы Нисир на севере. Через семь дней Утнапиштим выпустил голубя. Но голубю было негде опуститься, и он вернулся. Тогда Утнапиштим послал ласточку, но она тоже вернулась. Наконец, он послал ворона, и ворон не вернулся, поскольку нашел себе место для гнезда. И Утнапиштим понял, что может выйти из корабля.

Спойлер
Утнапишти ему вещает, Гильгамешу:
"Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я,
Шуриппак, город, который ты знаешь,
Что лежит на бреге Евфрата,-
Этот город древен, близки к нему боги.
Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нипурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
"Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу.
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!"
Шесть в корабле положил я палуб,
На семь частей его разделивши ими,
Его дно разделил на девять отсеков,
Забил в него колки водяные,
Выбрал я руль, уложил снаряженье...
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой,
Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.
Время назначил мне Шамаш:
"Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,-
Войди на корабль, засмоли его двери".
Настало назначенное время:
Утром хлынул ливень, а ночью
Хлебный дождь я увидел воочью.
Я взглянул на лицо погоды-
Страшно глядеть на погоду было.
Я вошел на корабль, засмолил его двери...
Едва занялось сияние утра,
С основанья небес встала черная туча...
Что было светлым, -во тьму превратилось,
Вся земля раскололась, как чаша.
Первый день бушует Южный ветер,
Быстро налетел, затопляя горы,
Словно волною, настигая землю.
Не видит один другого,
И с небес не видать людей.
Ходит ветер шесть дней, семь ночей,
Потопом буря покрывает землю.
При наступлении дня седьмого
Буря с потопом войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Успокоилось море, утих ураган- потоп прекратился,
Я открыл отдушину- свет упал на лицо мне,
Я взглянул на море- тишь настала,
И все человечество стало глиной!
Плоской, как крыша, сделалась равнина.
Я пал на колени, сел и плачу,
По лицу моему побежали слезы.
Вынес голубя и отпустил я;
Отправившись, голубь назад вернулся:
Места не нашел, прилетел обратно.
Вынес ласточку и отпустил я;
Отправившись, ласточка назад вернулась:
Места не нашла, прилетела обратно.
Вынес ворона и отпустил я;
Ворон же, отправившись, спад воды увидел,
Не вернулся; каркает, ест и гадит.
Ofelia
Автор темы

#18 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 19:16

Структура мира древних ацтеков

Согласно ацтекским мифам, Вселенная возникла из чудовищного каймана Сипактли. В его голове жили боги, светила, созвездия и планеты. В центре (чреве) Сипактли находились люди. Загробный мир располагался в изогнутом в виде спирали хвосте. У тех же ацтеков, как и у майя и у других представителей развитых индейских цивилизаций, существовало более дробное деление Нижнего и Верхнего Мира. Уровней преисподней было девять, небес же - тринадцать. На тринадцатом небе обитал бог дуальности Ометеотль, представленный супружеской парой. Эта пара богов посылала детей на Землю, но основной ее задачей было постоянное поддержание мира в равновесии.

По другой версии, Вселенная была создана Тескатлипокой (Дымящееся зеркало) и Кецалькоатлем (Пернатый Змей) из мифического чудовища Тлальтекутли, разодранного ими на две части (небо и землю), и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра (Четыре ягуара), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, продолжалась 4008 лет и закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эре (Четыре ветра), длившейся 4010 лет, "солнцем" стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим "солнцем" стал бог дождей и грозы Тлалок, и его эра (Четыре дождя) закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре ("Четыре воды") "солнцем" была богиня пресных вод Чальчиуитликуэ (Владычица в изумрудной или нефритовой одежде); этот период, занявший 5042 года, завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра ("Четыре землетрясения"), с богом Солнца - Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами. Каждые 52 года Вселенная, как полагали, подвергалась опасности быть уничтоженной, поэтому окончание такого цикла и начало нового сопровождалось особо торжественными обрядами.

По представлениям ацтеков, Вселенная была разделена в горизонтальном направлении на четыре части света и центр.

Над центром господствовал бог огня Шиутекутли (Уеуетеотль). Восток считался страной изобилия и был посвящен Тлалоку и богу охоты, туч и звезд - Мишкоатлю. Здесь обитали прославленные воины, погибшие в бою или принесенные в жертву. В этом "Восточном раю" они становились слугами солнца. Каждое утро перед рассветом они собирались на обширной равнине и ожидали появления солнца. Они встречали его громкими радостными криками и ритмичным стуком дубинок-палиц по своим щитам. Распевая песни и танцуя, они провожали солнце до зенита. Однако самое удивительное ожидало их впереди. После четырехлетнего служения солнцу духи воинов возвращались на землю в виде прекрасных птиц колибри или бабочек. Они появлялись на земле, чтобы пить сок цветов. Невозможно представить себе более противоречивый образ: жестокие, израненные до смерти воины превращаются в безобидных колибри и бабочек. Таким образом любовь к кровопролитию уравновешивалась глубоким почитанием красоты как в природе, так и в искусстве...

Владыками юга, который расценивался как область зла, были бог весны и сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль. Запад имел благоприятное значение, так как служил домом планеты Венера, одного из воплощений Кецалькоатля. Тут находили себе пристанище женщины, умершие во время родов, т.е. пожертвовавшие собой, вынашивая будущих воинов. Именно они встречали в мире ином солнце в зените и провожали его до заката. Наконец, север был подвластен богу смерти Миктлантекутли (владыке подземного мира, или преисподней).

Вертикально мир делился на тринадцать небес (в каждом из которых обитал определенный бог; чем значительнее и могущественнее он был, тем выше и жил) и девять преисподних (в них не было ничего радостного). Сюда, в Миктлан, или подземный мир, попадали все остальные умершие. Но достичь его было не так просто. Путь длился четыре дня (число "четыре" было священным). На пути мертвецов подстерегали тысячи опасностей: постоянно сталкивавшиеся шесть гор, грозившие раздавить путника; змеи и гигантские кайманы; восемь безводных пустынь; вихревой ветер, метавший обсидиановые ножи... Последний этап мучительного пути через широкую реку совершался на спине маленькой красной собаки (поэтому собаку иногда клали в могилу покойника).

В основе ацтекской мифологии лежат представления о вечной борьбе двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жары и холода, жизни и смерти и т.д.), о развитии Вселенной по определенным этапам или циклам, зависимости человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимости постоянно питать богов (некоторых даже ежедневно) человеческой кровью, "божественной влагой", без которой они погибнут. Смерть богов означала бы мировую катастрофу, в частности Солнце (бог Тонатиу), не получая крови, прекратило бы свое движение по небу, и Вселенная тотчас бы погибла.
Ofelia
Автор темы

#19 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 19:17

Структура мира древних инков

По преданиям инков, Земля существовала извечно. Верховным Творцом была создана Вселенная - пача. При этом он использовал три основополагающих элемента: воду, землю и огонь. Вселенная, согласно космогоническим мифам, воспринималась как единое целое, состоявшее из трех миров: Верхний, звездный мир (ханан пача), где обитали небесные боги и куда после смерти уйдут достойные и безгрешные; Внутренний мир (уку пача), или поверхность Земли; и Нижний мир (хурин пача) - царство хтонических божеств, т.е. умерших, живущих в загробном мире (в преисподней для дурных людей).

Если в Верхнем мире людей после смерти ждет праздность и спокойствие, то во Внутреннем мире жизнь была очень тяжелой, полной треволнений и недугов. Связь между тремя мирами осуществляли две огромные змеи. Находясь в Нижнем мире, они жили в воде, выходя на землю (во внутренний мир), одна змея двигалась вертикально, принимая вид огромного дерева - от земли до неба, другая превращалась в реку Укаяли; в Верхнем мире одна становилась радугой (Коичи), другая - молнией (Ильяпу). Нижний мир, будучи владением темных сил, по некоторым мифам считался одновременно и местом происхождения человека. Многие мифы повествуют о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пача-мамы (Мама - госпожа, хозяйка; Пача - мир, Земля), одного из главных женских божеств, через озера, источники, пещеры.

Существует несколько вариантов мифа о возникновении рода инков. По одному из них, отец-Солнце и мать-Луна послали на Землю своих детей - сына Манко Капака и дочь Маму Окльо (жену Манко Капака). Отец-Солнце вручил Манко Капаку золотой жезл для того, чтобы там, где он войдет в почву, дети Солнца основали город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Манко Капаку удалось вонзить жезл в землю в долине Куско, близ горы Уанакаури. Здесь сын Солнца - первый Инка и его сестра-жена выполнили наказ отца и основали свое государство.

По представлениям инков история человечества циклична - об этом рассказывают мифы о четырех "поколениях".

Первыми были "древние люди-виракочи". Они носили одежды из листьев, жили в пещерах и почитали одного бога - Виракочу. Эти люди очистили землю от змей, хищников, карликов, дикарей и начали возделывать ее. Следующее поколение - "древние люди" обрабатывало поля, прокладывало каналы, строило дома. "Древние люди" носили одежду из шкур, поклонялись единому богу - грому-молнии в трех лицах (отец, старший и младший сыновья). Третье поколение - "дикие люди" - размножилось как морской песок. Они умели ткать, жили в каменных домах с соломенными крышами; ими правили вожди. "Дикие люди" научились строить дороги, развели скот, добывали золото, серебро, медь, свинец, олово. У них были развиты ремесла, имелось постоянное войско, так как приходилось воевать из-за пастбищ, полей, воды. Поклонялись они Пачакамаку, держателю Вселенной. Это поколение было уничтожено потопом. Последнее поколение - "воины" забросило многие земли предков и расселилось в труднодоступных местах, по вершинам и скалам, построив там крепости. Это были отважные воины и охотники. Покойников хоронили в склепах с едой, одеждой и умерщвленными женщинами. Вожди имели по несколько жен и были окружены почитанием. Своего бога воины называли "творец людей".

В государстве инков поклонялись не только земле и воде, принося им жертвы, но и пуме, медведю, лисе, кондору, голубю, соколу, змеям, жабам и др. При первой пахоте и сборе урожая чтились духи растений: Сара-мама (покровительница кукурузы), Кока-мама (покровительница коки), Асо-мама (покровительница картофеля) и др. Повсеместно почитались духи, обладавшие сверхъестественной силой, - уаки. Души мертвых уходили в "землю немых". Путь туда лежал через пропасть по волосяному мосту, по которому душу проводили черные собаки. Считалось, что мертвые прорастали и выходили из земли в виде живых людей.
Ofelia
Автор темы

#20 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 19:19

Структура мира древних майя

Согласно мифам майя, верховные божества Тепеу, Кукумац и Хуракан, пребывавшие среди пустоты и неподвижности вод, сотворили Землю и населили ее животными и птицами, а затем, после нескольких неудачных попыток, создали человека: "Так пусть это свершится! Да будет заполнена пустота! Пусть воды отступят и образуют пустоту, пусть появится земля и будет прочной; пусть это свершится, - так говорили они [боги]. - Пусть будет свет, да будет заря на небе и над землей! Но нет ни славы, ни величия в этом нашем творении, в нашем создании, пока не будет сотворен человек, пока не будет создан человек!" Люди должны были поклоняться божествам и поддерживать их своими приношениями.

Вселенная (происхождение которой неясно) состояла из тринадцати небес и девяти подземных миров. Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца, тогда как утонувшие и умершие от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства людей финалом служил подземный мир - ужасное, холодное и темное царство, где бродила до момента своей окончательной гибели душа умершего. Майя из низменных районов страны считали, что вход в преисподнюю - это особое отверстие в Земле в горах Гватемалы. Оттуда бьет ужасный фонтан из крови и сгнивших тел. Во время своего страшного путешествия по владениям богов смерти душа человека подвергалась различным ужасным испытаниям. Она должна была пересечь реку крови - для этого при похоронах приносилась в жертву собака-поводырь, помогающая преодолеть этот своеобразный Стикс. Впереди ждали другие испытания: пять "домов" преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого посетителя
Ofelia
Автор темы

#21 Ofelia » Вс, 27 ноября 2011, 19:51

ацтекский миф

Как появились Солнце и Луна
Это случилось тогда, когда на Земле еще не было дня, а только ночь.

Собрались тогда боги в Теотиуакане, чтобы решить, кто из них будет светить людям.

Первым вызвался бог Текукисекатль. Но нужен был еще один бог, так как один Текукисекатль не справился бы со столь трудной задачей. Долго никто больше не хотел брать на себя такую ответственность: храбрецов не было - все явно боялись оплошать. И все же один из них, Нанауацин, которого все презирали из-за дурной болезни и противного запаха, исходившего от него, когда к нему обратились лично, согласился помочь людям.

Не сразу боги приступили к своим обязанностям. Сначала они принесли жертвы. Причем, если у Текукисекатля они были исключительно богатыми, то у Нанауацина ничем особенным не отличались, а скорее даже были странными, например, вместо драгоценного копала он принес струпья и гной своих язв.

Но вот наступила та ночь, когда избранным богам следовало броситься в разведенный еще четыре дня назад костер, чтобы превратиться в светила для людей.

Как ни пытался Текукисекатль прыгнуть в жаркий огонь, но жуткий страх охватывал его перед пылающим жаром и он всякий раз отшатывался. Так он и не решился пожертвовать собой на благо людей. Все его четыре попытки закончились ничем. А обычай запрещал пытаться сделать что-либо более четырех раз.

А вот Нанауацин без раздумий бросился в огонь. Тогда, ободренный его примером, кинулся в жар костра и Текукисекатль.

Светили они тогда одинаково ярко. Но поскольку боги решили, что светить им следует по-разному, то Текукисекатля ударили кроликом по лицу и Луна потемнела, потеряла свой блеск и стала такой, какой мы видим ее теперь.

Но чтобы Солнце и Луна не стояли над Землей неподвижно, а двигались, пришлось и всем другим богам пожертвовать своей жизнью. С тех пор, чтобы поддерживать Солнце, необходима была кровь.

"...Но вот все боги убиты, а Солнце все еще пребывало в неподвижности. Тогда ветер начал так быстро бегать и так сильно дуть, что неподвижное светило сдвинулось с места и побежало по своему пути. Но Луна все еще стояла на том же месте. Она двинулась лишь тогда, когда Солнце окончило свой путь. Так они разъединились, и с тех пор стали показываться в разное время. Солнце остается на небе целый день, Луна светит только ночью.

Говорят, что Текукисекатль стал бы Солнцем, если бы бросился в огонь первым, так как боги избрали его первым, и в жертву во время обряда он принес драгоценности".
Ofelia
Автор темы

След.

Вернуться в Форум Элизы. Исследование истории нашего мира

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php