Со времен Будды, а возможно - и еще раньше, каждый духовный наставник находит свойственное своей природе решение этой дилеммы.
С одной стороны, объяснить ничего невозможно. Как нельзя слепорожденному объяснить, что такое свет. Но можно довольно легко создать у него в голове удовлетворение интеллектуальным пониманием вместо подлинного исцеления, прозрения.
С другой же, - потребность поведать о немыслимой возможности преображенного способа существования есть естественное следствие того, что в буддизме называют просветлением.
Поэтому мастеров условно можно разделить на две группы: добрых и мудрых.
Позицию мудрого учителя можно выразить дзенским мондо: "Когда приходит весна, трава растет сама по себе". Или "Не помочь травке вырасти, потягивая ее вверх за зеленый кончик".
Мудрый учитель при этом выглядит и самым добрым.
Добрый же, любящий мастер неустанно находит все новые методы приблизить прозрение еще слепого ученика. Дать ему понятие о свете, не угасив при этом его жажды.
---
(далее, после пояснения "Что видит слепой" последует кусок "Жестокая любовь")