Список разделов › Личные разделы › Персональные форумы наших участников › Форум просто Сони
Нууу... все мои суждения поместятся в двух томах "Диагностики "просто Соня писал(а):Да нет же: я теперь хочу с интересом и вниманием вас послушать: я тут много чего наговорила, на что интересно услышать здравые суждения форума
С нефтью пока неизвестно, но газ нашёлся. И в количествах, достаточных для нескольких десятков лет экспорта в Европу. И как же его (еврея) теперь оставить в покое?kistinin писал(а): а вот Моисей ... сорок лет водил 600 тысяч евреев по пустыне ... Может искал место , где нет нефти ?
Лёва писал(а):С нефтью пока неизвестно, но газ нашёлся.
Я имел ввиду объём информациипросто Соня писал(а):В которых двух?
Например, в текстах Гомера можно было бы найти массу каких-нибудь оскорбительных выпадов в адрес варваров и т.д. Изучая какие-нибудь египетские мифы, мы увидим, что другие народы с их точки зрения — это тоже не весть что такое, а рабы – просто «живые мертвецы». И, конечно, какие-нибудь афро-американские ассоциации "Наследников бывших рабов" могли бы подать в суд за публикацию таких египетских текстов, но это вряд ли было бы умно.
Книги, подобные Талмуду и «Шулхан Аруху» позволяют понять, в какую сторону эволюционировало религиозное сознание израильских учителей в эти без-пророческие столетия.
Если эту книгу дать почитать светскому еврею, который еще колеблется в поисках собственной идентичности и не понимает, должно ли его еврейство подталкивать его в иудейство, или же он имеет право прислушаться к голосу Церкви, которая называет себя Русской и Православной, если такому человеку в минуту колебаний дать эту книгу, я убежден, что в 90 случаях из 100, он скажет: "Нет, если это — иудаизм, то я иудеем быть не хочу!".
В сознании многих людей, которые о "Шулхан Арух" услышали только в связи с "письмом пятисот", кажется, что это просто свод ругательств в адрес христиан. На самом деле из тысячи страниц этой книги лишь пятьдесят занимают советы, касающиеся неевреев, но зато все остальные советы — нормируют собственную внутреннюю жизнь еврейской семьи.
В Сыктывкаре пару лет назад некий язычник подал в суд на епархию за то, что она распространяет Библию. И привел ветхозаветные места, утверждавшие превосходство народа Израиля над языческими соседями.
С другой стороны, если мы поддержим идею приведения всех переиздаваемых классических текстов в соответствие с нынешними стандартами, то нам будет трудно объяснить собственное нежелание отредактировать свои собственные богослужебные тексты. А идея устранения из Страстных песнопений упоминания о «жидах» уже давно веет если не в воздухе, то в прессе. В общем – живя в стеклянном доме, лучше не бросаться булыжниками.
Вопрос в другом — в культуре чтения. Есть большой и сложный текст. Есть традиция его прочтения. Есть современная его актуализация, которая может отличаться от того, как и что акцентировалось в этом же тексте в прошлые века.
Например, в Евангелии есть слова, сказанные Христом иудеям: "Ваш отец диавол" (Ин.8,44). Но, оказывается, в святоотеческой традиции толкования этого речения были разными. Преп. Макарий Великий эти слова относил не к иудеям, а ко всему "грешному роду Адамову". Так же (по крайней мере в некоторых своих словах) мыслил и св. Иоанн Златоуст: "Мы именуемся чадами самого диавола. Вы — говорит Христос — отца вашего диавола есте… (Христос молился о прощении распинавших. Могла ли Его молитва быть не услышанной?) "Что же? Отпустил им грех? Отпустил, если они хотели каяться, а если бы Он не отпустил им греха, то Павел не сделался бы апостолом, если бы не отпустил им греха, то не уверовали бы тотчас ни три тысячи, ни пять тысяч, ни бесчисленное множество. А что уверовало бесчисленное множество иудеев, послушай, что говорят апостолы Павлу: "видиши ли брате, колико тем есть иудей веровавших" (Деян.21,20)».
А были и узкие толкования этого места, при которых сам толкователь себя лично изымал из под действии этих строгих слов Спасителя. Причем такие толкования совмещали как сужение, так и последующее расширение этих слов: сначала оно сужалось до приложения только к распинателям Христа, а затем расширялось – оказывается, оно касалось не только иерусалимской толпы, но евреев всех поколений и всяческой прописки.
Что мы сегодня актуализируем в нашей жизни? Не от нас зависит, как и во что верят иудеи. Но от нас зависит — будем ли мы сами в ответ копить цитаты погромного характера или же противоположного.
Не всегда «богословие любви» и «богословие ненависти» живут порознь. Они могут жить в одном человеке и в одной книге.
А потому человек может любить некоего проповедника за одни его находки и советы, и при этом не соглашаться с другими его суждениями. Если этот проповедник вошел в набор классических для данной традиции имен – издаваться его творения должны полностью. Но современный преподаватель может по разному маркировать разные страницы этого полного издания.
Вот, скажем, есть главный памятник русского средневекового богословия – «Просветитель» преп. Иосифа Волоцкого. В этой книге, а также в письмах преп. Иосифа есть немало жестких слов об иудеях. Есть и призывы сжигать еретиков. Имеем ли мы право переиздавать эти творения? – Да. Можем ли изучать их в семинариях? – Да. Но вряд ли кто-то из наших семинарских преподавателей скажет: «Учитесь, братья, у преп. Иосифа, как надо относиться к инаковерующим, и на будущих своих приходах запасайте потихоньку железные клетки для последующего сожжения в них всех расплодившихся ныне еретиков!». Нецерковные люди боязливо сторонятся книг преп. Иосифа – потому что в их памяти он жестко ассоциирован только с апологией «градских казней». А для церковного человека преп. Иосиф памятен прежде всего совсем иным – например, безмерной благотворительностью своего монастыря…
Вообще же надо честно признать, что традиция "богословия ненависти" была в истории самых разных религий и нашла свое отражение в их текстах. В христианских проповедях поносились иудеи мусульмане. В мусульманских наставлениях уничижительно характеризовались христиане и опять же иудеи. В иудейских текстах формировался образ христиан и мусульман как врагов.
Еще в античной школе риторики преподавалось искусство поношения оппонента — по-гречески это называлось "псогос". Это была буквально школа злословия. На курсах риторики обучали приемам, когда максимально уничижают оппонента. Св. Василий Великий был выпускником и отличником сразу двух школ – школы античной культуры и школы евангельского благочестия. Отсюда вопрос – в каком из эти классов св. Василий учился так отзываться о своих оппонентах — "Ну, как могут быть прямые мысли у того, у кого и ноги кривы?".
В словах св. Иоанна Златоуста против иудеев есть и признания в личной ненависти к иудеям, и призывы к другим взращивать в себе эту ненависть. Но из того, что у меня дома стоит полное собрание творений Иоанн Златоуста, еще не следует, что я из Златоуста беру именно речения ненависти. Было бы логично предположить подобную свободу и у иудейского проповедника.
Кураев не увидел главного :просто Соня писал(а):Кураев о Шулхан -Арух и еврейском эктремизме
Надо помнить золотое правило этики (в том числе и евангельской): не поступай с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой. Если бы нам сейчас удалось добиться какого-то судебного продолжения этого "письма пятисот" в том виде, в каком оно было опубликовано и довести до какого-то постановления, то это бы означало, что мы вырыли могилу не только для еврейских религиозных организаций, но и для самих себя. Потому что дальше точно так же будут инициированы судебные дела против нас.
Да, нам обидно, когда нас в еврейских текстах называют животными. Но, простите, что более резко: назвать своего оппонента животным или бесом? По нашей, христианской, шкале ценностей, конечно, если тебя назвали бесом — это хуже, чем животным. Но мы же точно знаем, что у святых отцов были очень резкие суждения об иудеях как о "бесах во плоти".
просто Соня писал(а):...
я б даже так обобщила:
выдь на форумы: где стон раздается? где пипл толпится?, где звон мечей и хруст хрящей?
Это темы про Сталина и про евреев.
я согласна: это симптом, как температура, показывающая уровень паранойи и конспирологизированности общества.
У меня тоже: эти две темы вызывают вполне определенную и вполне эмоциональную реакцию.
Скажем, в Европе ни одна из этих или сходных тем не способна вызвать повышения градуса дискуссии.
...
лора25 писал(а):великий русский философ Владимир Соловьёв в 1884 году писал : "Иудеи всегда относились к нам по-иудейски, мы же, христиане, напротив, доселе не научились относиться к иудейству по-христиански"
Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость