Список разделов › Личные разделы › Персональные форумы наших участников › Форум просто Сони
Афганистан, Ирак, Ливия...просто Соня писал(а):Это тот министр, который понимает, что культура несовместима с властью, которая при слове "культура" тянется к кобуре.
просто Соня писал(а):культура несовместима с властью, которая при слове "культура" тянется к кобуре.
— Я никогда ничего не говорил про бездуховность Запада, — попробовал Степа уклониться от коллективной русской вины. Но Мюс не обратила на его слова внимания.
— Вас только что выпустили из темной вонючей казармы, и вы ослепли, как кроты на солнце.
Вот именно. А еще говорите про какую-то духовность. Это еще ладно. Вы, русские, при этом постоянно твердите про бездуховность Запада. Про его оголтелый материализм, and so on. Но это просто от примитивного убожества вашей внутренней жизни. Точно так же какой-нибудь Afro-African из экваториальных джунглей мог бы решить, что Ватикан совершенно бездуховное место, потому что там никто не мажет себе лоб кровью белого петуха.
/Пелевин "Числа"/
Марк Омаров писал(а):В потенциале Иран, КНДР, Белоруссия и Россия..
Марк Омаров писал(а):просто Соня писал(а):культура несовместима с властью, которая при слове "культура" тянется к кобуре.
В Америке очень прогрессивная культурная власть.![]()
Тигр прыгает дваждыAgnea писал(а):КНДР - это страна рабов, в которой люди умирают каждый день от голода и комунистического террора. Причем там на окнах даже занавесок нет, чтобы не дай бог, люди занимались не тем, что им предписывает партия.
Сеул - столица Южной Кореи хорош ночью, когда причудливый корейский алфавит, напоминающий переплетения гаек и винтов, предстает в виде неоновой рекламы, бросающей отсвет на многочисленные рынки. Кажется, что в Сеуле можно спрятаться от более опасных соседей. Здесь приходится много работать и много пить.
Принимая во внимание название темы, меняет ли что нибудь в принципе точное число миллионов загубленных Сталиным?Марк Омаров писал(а):получается, что общее число прямых потерь за весь период сталинщины составляло более 5 млн. человек, что, конечно, очень много, но далеко до гигантских цифр в несколько десятков миллионов, приводимых некоторыми советологами.
Один из лучших современных британских писателей, профессор истории Орландо Файджес всю жизнь пишет о России. Он единственный автор, дважды попавший в шорт-лист главной английской литературной премии Сэмюэла Джонсона за нон-фикшн: в 2003 году за книгу "Танец Наташи. Культурная история России" и в 2008-м за исследование "Шепчущие: частная жизнь в сталинской России". За книгу "Народная трагедия" Файджес получил пять различных литературных премий.
Ни одна из этих книг пока не вышла на русском языке.
Файджес, пожалуй, знает больше и лучше, чем кто бы то ни было, об отношении россиян к истории своей страны.
Это интервью он дал журналу "Сноб" в Лондоне спустя неделю после того, как президент Дмитрий Медведев призвал ООН присоединиться к борьбе с фальсификацией истории, и спустя месяц после того, как Европа впервые отметила "День памяти жертв нацизма и сталинизма".
http://www.newsland.ru/news/detail/id/874056/- То есть общество в этом смысле действует так же, как и отдельный человек, получивший психологическую травму в прошлом, он может попытаться ее проработать, понять, а может попробовать мифологизировать, искусственно превратить тяжелый опыт в положительный, что редко приводит к хорошим результатам. Российское посттравматическое общество попробовало психотерапию, но копаться в собственном прошлом оказалось слишком больно, и мы бросили это дело и вернулись к тому, чтобы подменять реальное прошлое комфортными мифами? А вы можете назвать эти мифы?
- Да. Первый и главный: Октябрьская революция как начало чего-то хорошего и Ленин как герой. Второй миф: лес рубят щепки летят. То есть жертвы сталинизма пострадали не просто так, а во имя прогресса. Сталин создал великую страну, пусть даже он по ходу убил какое-то количество людей. Вы не обратили внимания, что, когда заходит разговор о жертвах Сталина, кто-нибудь обязательно вспоминает о том, что жизни эти были потеряны не впустую, что мы летали в космос, строили замечательные школы, преодолевали бедность и отсталость?
- Но космос-то и вправду осваивали?
- Конечно, и школы строили. Но дело не в этом, а в том, что главное назначение такой интерпретации истории, такого мифа заключается в желании легитимизировать простой принцип человеческий прогресс требует человеческих жертв. Но ведь с моральной точки зрения это просто история насилия.
- Следующий миф?
- Война. Миф в том, что победа в войне это победа существовавшей в то время государственной системы. Таким образом, победа сорок пятого года становится своего рода способом легитимизации всего, что предшествовало войне, и всего, что было сразу после войны. Цель мифа такая же, как и предыдущих, превратить реальную, травматическую историю в положительную, комфортную. Победа в сорок пятом году дает право гордиться своей историей. Мы можем гордиться своей историей, потому что мы победили в сорок пятом году. Это очень сильный миф, совершенно понятно, почему он находит такой эмоциональный отклик. Но те, кто воевал, часто помнят войну как период относительной свободы после террора. Они воевали за Россию, а вовсе не за восстановление системы, в которой они жили в тридцатые годы.
- Разве они не шли в бой под лозунгом "За Родину, за Сталина!"
- Я их спрашивал во многих интервью. Они говорят, что "За Родину!" да, а дальше, как правило, много восклицаний нецензурного характера. Ни слова о Сталине. Может, кто-то и кричал "За Сталина!", но среди тех, кого опрашивали наши исследователи, таких не было.
- Но есть и контраргумент: если бы не советская система, возможно, и победы бы не было.
- Я сомневаюсь. Система фактически рухнула летом сорок первого. Во многих городах партийные руководители побросали все и всех и бежали. Я скорее приверженец той точки зрения, что советскую систему в 1941-1942 годах спас спонтанный патриотизм народа, что люди воевали в надежде на то, что жизнь изменится. То есть воевали они по множеству причин, это очень сложная материя, конечно, но, я думаю, можно с уверенностью сказать, что сегодняшняя версия они воевали за Родину, за Сталина - это миф, порожденный, кстати, пропагандистскими материалами последнего года войны, когда Сталин, который вообще-то не очень высовывался с сорок первого по сорок третий, как сказали бы сегодня, занялся собственным пиаром.
- Еще мифы?
- Это три основополагающих. Плюс сейчас, возможно, мы наблюдаем зарождение нового мифа, призванного объяснить развал советской государственной системы. Не так давно, когда я выступал на Лондонской книжной ярмарке, в зале встала молодая женщина и сказала: Как вы смеете выставлять Сталина таким преступником? Главным преступником российской истории был не Сталин, а Ельцин. При нем больше людей умерло с голоду, чем было убито при Сталине.
- Ничего себе!
- Надо признать, все присутствующие тоже опешили. Но она настаивала! Не знаю, может, это какой-то совершенно исключительный случай, но у меня есть ощущение, что что-то такое зарождается Что-то типа: Горбачев и Ельцин развалили страну. Полноценный миф еще не сформирован, но уже появилось общее представление о девяностых как о темном периоде истории. А ведь у нас была великая страна.
- И мы прочесали всю великую историю этой страны и на роль виноватых нашли только Горбачева с Ельциным?
- Главная проблема как раз и заключается в том, что невозможно найти виновных и не нужно этого делать. Все жертвы и все палачи все участники. Невозможно винить в произошедшем систему, потому что все жили в этой системе и этой системой, все ее создали, и в каком-то смысле все до сих пор в ней живут. Я не люблю сравнивать Россию с Германией, потому что это очень спорное сравнение, но подумайте, как Западная Германия справлялась с наследием нацистской Германии. Это произошло далеко не сразу. Ни в сороковые, ни в пятидесятые этого не произошло. Это началось по-настоящему только после процесса Эйхмана - тогда люди вдруг заговорили, начали снимать фильмы о холокосте. Начали работать с реальной травмой собственной истории. Это было уже новое поколение, они говорили не о себе, а о своих родителях.
В России, мне кажется, очень не хватает единой коллективной версии, сформированной в результате многолетних открытых обсуждений. Но такой версии нет. И есть существенный риск, например, что память о тех двадцати пяти миллионах жертв сталинского террора будет стерта.
- Можно ли сказать, что это так же опасно для общества, как опасна для человека попытка стереть воспоминание о прошлой травме вместо того, чтобы работать с ней?
- Общество, которому приходится жить с таким затертым наследием, опасно для себя и окружающих. Сейчас идет война, война за сохранение памяти. И за создание открытого пространства, в котором можно эту память обсуждать, в котором возможен свободный обмен мнениями и существует доступ к информации, в том числе к информации, находящейся в архивах бывшего КГБ.
Двадцать пять миллионов жертв сталинских репрессий. Двадцать миллионов погибших на войне. Одних стараются забыть, другие являются частью идеологии, существующей с советских времен. Через несколько лет уже не останется в живых ни свидетелей сталинских репрессий, ни ветеранов войны, но останутся те, кто помнит ветеранов войны. И именно их будут вытаскивать на Красную площадь 9 мая, в то время как жертв сталинизма можно будет забыть. Это реально убить память. Поскольку никакой коллективной памяти нет, а об официальной памяти и говорить не приходится, легко представить себе, что поколение ваших детей не будет помнить вообще ничего. Это меня очень беспокоит. Стереть память о мертвых совсем не трудно.
Вот министр образования сказал, что в школах теперь будут проходить "Архипелаг ГУЛАГ". Это хорошо, хотя речь идет, конечно, о какой-то сокращенной версии. Но попробуйте заглянуть в университетский учебник истории. Поменялись кое-какие подробности, но подход остался прежним. Когда повествование доходит до тридцать седьмого года, появляется сухой абзац, в котором сообщается, что такое-то количество большевиков было арестовано и казнено. И упоминается количество пострадавших: от миллиона до полутора именно такая цифра приводится в самом широко используемом учебнике на кафедрах истории в провинциальных городах. Опять-таки, я не очень люблю это сравнение, но это как если бы западногерманский учебник сообщал об уничтожении ста тысяч евреев вместо того, чтобы приводить реальные цифры жертв холокоста.
- Откуда берутся заниженные цифры?
- Цифры берутся из архивов КГБ. Сегодня в учебниках истории упоминаются аресты одного миллиона двухсот тысяч человек в те годы, и при этом никак не обсуждается само явление террора, волны террора, тот факт, что первой волной этого террора была коллективизация, жертвами которой уже стали около десяти миллионов человек. Когда мы проводили подсчеты, общее количество жертв этого периода получалось от двадцати пяти миллионов и больше. Коллективизация, ГУЛАГ, депортация народов ну и те миллион или полтора, которых арестовали или расстреляли именно в тридцать седьмом.
- Но погодите, даже полтора миллиона - это огромное количество! Эта цифра должна приводить студентов в шок.
- Пожалуй. Но этого не происходит. Наверное, потому, что это подается как сухая статистика, а не как человеческие истории.
- Начало вы уже назвали 1917 год. А конец?
- Он еще не наступил. Призрак Сталина все еще бродит по стране. Его наследие все еще ощущается в том, как люди живут, в том, какие у них политические рефлексы, какое отношение к власти. Сталин научил россиян не только читать между строк, но и считывать сигналы власти, безусловно подчиняясь им. Такое ощущение, что свет кремлевских звезд меняется с зеленого на красный и все немедленно знают, как теперь надо себя вести. Сталинизм это самоцензура и самоконтроль. Сталинизм выражается в том, что Россия пока так и не стала по-настоящему свободным обществом. Только я бы назвал его советизмом. Изживать его придется еще очень долго. Вся надежда на новое поколение, выросшее уже в условиях открытых границ.
* Это было неделю назад.Сегодня скончался Григорий Померанц. Светлая ему память, Царство небесное!*
Вот что он писал о И.В.Сталине в 1965 г.: "Восстановить уважение к Сталину — значит установить около нашего знамени нравственное чудовище. Этого еще никогда не было. Делались мерзости, но знамя оставалось чистым. На нем было написано: "Ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Около знамени стояли Маркс, Энгельс, Ленин — люди, у которых были человеческие слабости, но люди. О всех них можно сказать словами любимой поговорки Маркса: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Сталина нельзя больше ставить рядом с ними. Это значит — испачкать грязью свое знамя. Надо уметь отделить знак антифашистской войны Сталина от ее значения. Подвиг народа в Отечественную войну 1812 года не стал менее значительным от того, что во главе государства стоял "плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой", и подвиг народов в великой антифашистской войне не станет менее значительным от того, что во главе государства оказался Сталин."
Нельзя ставить имя Ленина рядом с именем изверга!
В своем завещании Ленин писал о Сталине: "И. Сталин — нравственно чужеродное тело в руководстве партии"
http://kipri-ana.livejournal.com/298389.html
Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость