Манипура Расположенная над свадхиштханой напротив пупка, манипура ассоциируется
с Рудрой, богом, который раздаёт блага и порождает страх, олицетворяя
разрушительный принцип вселенной (мир ума). Богиню Лакини Шакти,
одетую в жёлтые одежды, называют благодетельницей вселенной, и в одном
из текстов описывается, что она любит мясо животных, грудь её покрыта
кровью, а с губ капает жир. Животный символ -- баран, животное,
приносимое в жертву, которое олицетворяет потребность жертвовать
пристрастиями, импульсивными побуждениями и другими сильными эмоциями.
Концентрация над манипурой приносит постижение калы, или вечного
времени. Может быть, к этому уровню открытости можно приурочить
возвращение воспоминаний о других жизнях или состояния, которые уносят
людей за границы осознания, созданные временем. Эта чакра также
ассоциируется с контролем над жаром и руководит агни, огненным
началом, которое, как считается, управляет необузданными движениями
существа и пищеварительной системой. Манипура контролирует внутренние
органы живота, в частности функционирование желудка, печени и толстого
кишечника, и связана с участком центральной нервной системы,
расположенным над поясничным отделом. Некоторые говорят, что,
сосредоточивая внимание на этом центре, можно излечить болезни брюшных
органов, особенно если медитировать над красным цветом в нём.
Владение этой чакрой обозначает владение тонкими стихиями.
Десять лепестков, которые несут качества стыда, вероломства, зависти,
желания, сонливости, уныния, суетности, заблуждения, отвращения и
страха, составляют эту чакру. Однако, согласно одному из тантрических
текстов, когда йог медитирует над этой чакрой и произносит мула
мантру, он всегда пребывает в хорошем расположении духа и болезни не
могут проникнуть в его/её тело. Такой йог может входить в тела других
и видеть сиддх (святых и учителей йоги), может на взгляд определять
качества материальных объектов и видеть предметы под землёй. Ясно,
почему эта чакра так часто ассоциируется с достижением власти и
нахождением хорошего места в мире. Это также область хары, на которой
сосредотачивается внимание во время некоторых медитаций дзен. Такая
концентрация порождает чувство стабильности и устойчивости в существе,
когда упомянутые выше качества принимаются, над ними устанавливается
контроль и они превосходятся.
Открытие этой чакры требует участия глаз и такого контроля за их
движениями, чтобы они ни на миг не отрывались от центра,
расположенного между бровями.