Предпосылки личной гениальности - Гриндер

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

#1 просто Соня » Пн, 22 октября 2012, 23:12

Содержание ветки:
Предпосылки личной гениальности - Гриндер
Разум человека (том 1, 2) - Юланов О.А
ПУТЬ И СИЛА: Секреты японской стратегии - Ловрет
Школа волшебства - Третьяков
Стань хозяином своей жизни! - Евгения Брайт
Техника намерения Поля Толи
Полноприводный мозг. Как управлять подсознанием - Шереметьев
Великий менеджер или Мастер влияния - Цветков
Секреты уверенности в себе - Энтони
Делай меньше, достигай большего - Чу Чин Нинь
Как упорядочить свой внутренний мир.
Перенастройка нашего внимания на частоту свободы

**************




Джон Гриндер, Джудит Делозье - Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности

Полностью - тут:
http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=541

Изображение

Разумные люди приспосабливаются к миру, а неразумные пытаются приспособить мир к себе. Поэтому прогресс полностью зависит от неразумных людей.
Джордж Бернард Шоу


Прекращение внутреннего диалога...

Изменение сфокусированного зрения на периферийное и замена внутреннего диалога тишиной становится чрезвычайно важным способом установки контакта со вторым вниманием. Это позволит нам эстетично выполнить те преобразования, которыми мы занимаемся на этом семинаре.

Я выбираю символ, или...?
Джон: Нет, Вы запрашиваете его у второго внимания. Вы не компетентны выбирать символ. Символ выбирает жизнь, ясно? (смех) Хорошо. Когда вы вошли в сновидение – и снова, все вы будете двигаться на разных уровнях – я хочу, чтобы вы сделали очень простую вещь, описанную у Карлоса. Я хочу, чтобы вы увидели свои руки. И у некоторых бессознательное уже говорит: «Это будут не руки».
Джуди: И это хорошо.
Джон: Это может быть какая то другая часть тела. Фокус в том, чтобы увидеть эту часть тела и затем быстро отвести взгляд, и снова посмотреть на нее и снова отвести взгляд, чтобы исследовать окружение вашего сновидения. Это – способ начать контролировать эту другую реальность. И это никоим образом не должно прерывать сновидение. Если у вас это получится, я хочу, чтобы вслед за тем, как вы посмотрели на свои руки, вы увидели себя со стороны. Я хочу, чтобы вы переместились в диссоциированную позицию восприятия. Эти синтаксические упражнения могут навести вас на некоторые идеи о возможностях сновидения, и они должны быть подчинены сущности сновидения.
Женщина: Когда вы говорите «со стороны», вы имеете в виду, увидеть, как я сплю – наблюдать себя спящей?
Джуди: Да, из диссоциированной позиции.
Джон: Помните, вы начинаете с ассоциированной позиции, видите из этой позиции свои руки, а потом можете выйти.
Женщина: Вы хотите, чтобы мы вернулись?
Джон: Я хочу, чтобы вы вернулись.
Мужчина: В диссоциированном сновидении я вижу себя спящим, или вижу себя во сне?
Джон: Если вы видите только одно из двух, то последнеее. Вы видите себя в сновидении. Если вы можете видеть и то, и другое, то имеете два логических уровня репрезентации. И начинаете понимать, что такое сновидящий и сновидение.

При изучении языка важно сначала убедиться, что вы не пытаетесь переводить до тех пор, пока новая реальность не приобретет собственной стабильности. Если вы пытаетесь переводить слишком рано, то уничтожаете различия, которые создают различия, которые служат точкой входа в измененное состояние, в другую реальность, в другие культуры и другие языки. Сделайте все это и спите крепко сегодня ночью...

«Остановка мира» – необычная задача, потому что в этом состоянии обычное восприятие мира изменено остановкой непрерывного потока интерпретаций. Сочетание сфокусированного зрения и внутреннего диалога отнимает у нас новости мира. Видеть с помощью сфокусированного зрения – значит уступать перцептуальным соблазнам привычного внешнего мира. Внутренний диалог интерпретирует эти соблазны, описывает их, и мы называем это реальностью.

«Остановка внутреннего диалога является ключом к миру магов», –– «Вся остальная деятельность – только зацепки. Все это направлено лишь на ускорение эффекта остановки внутреннего диалога»...
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная


Re: Предпосылки личной гениальности - Гриндер

#21 просто Соня » Вс, 27 апреля 2014, 20:08

Глава 11.

Состояния, несовместимые с переживанием тихой внутренней радости, должны быть исторгнуты из нашей жизни. Об этом я уже сказал. Здесь нет никаких компромиссов - либо я делаю это, либо нет. Либо я начинаю войну и веду ее с напряжением всех своих сил, либо все это просто разговоры.
Состояния, способствующие возникновению переживания тихой внутренней радости, должны культивироваться. К ним относятся: чувство внутренней решимости; сосредоточение на ощущении загадки, живущей внутри меня, таинственности и непредсказуемости моего существа; чувство доверия своей природе; чувство доверия обстоятельствам, чувство благодарности всем обстоятельствам, которые случаются и осознание их как жеста доброты, который жизнь делает нам. Деятельность, способствующая сосредоточению на благоприятных состояниях, должна всемерно поддерживаться. К такого рода деятельности относится разговоры на эту тему, записи своих мыслей, возникающих в процессе переживания радости и в процессе борьбы, т.е. все то, что привлекает позитивное внимание к переживанию радости. Однако эта деятельность не должна превратиться в самоцель - разговаривать об этом можно только с тем, кто искренне разделяет мое стремление и сам его испытывает, иначе разговор из средства привлечения своего внимания превратится в дискуссию и личные отношения и станет средством усыпления. Записи не должны становиться последовательными. Последовательность - это сон. Если пять минут назад я испытал нечто, что было выражено в тех или иных выражениях, а сейчас я испытываю нечто, что я выражаю в совершенно противоположных по буквальному смыслу выражениях, то это не должно меня останавливать.
Работу надо начинать с любого момента - любой момент годится.

Для того, чтобы вести такую напряженную работу по полной перестройке, очистке своего внешнего сознания, необходимо иметь запас энергии. Чем больше у меня энергии, тем больше у меня шансов на то, что я смогу изменить стереотипы, которые годами, десятилетиями поддерживались мной. Надо понять, что эта работа - невероятно сложное предприятие. Фактически ставится задача полного разрушения личности и полного ее выращивания заново. Для всего этого потребуется полнейшая самоотдача, напряжение всех своих сил. Нельзя пренебрегать ничем. Нельзя пренебрегать и таким мощным источником энергии, как сексуальная энергия. В этом вопросе особенно распространяться нечего - необходимо вести определенную сексуальную практику, иначе вся моя решимость просто не будет поддержана необходимой энергией. Повторяю - только полное напряжение всех имеющихся сил может быть получен результат.

Не вдаваясь в рассуждения, просто расскажу - какова должна быть сексуальная практика для того, чтобы максимально полностью и максимально позитивно применить сексуальную энергию. Необходимо заниматься сексом только с теми людьми, к которым испытываешь любовь, так часто, как только этого хочется. При этом надо доводить себя до максимальной степени возбуждения, но никогда не испытывать семяизвержения для мужчины и не испытывать оргазма для женщины. Если позволяет опыт, можно испытывать оргазм, направленный внутрь. Это происходит тогда, когда секс наполнен любовью, и в точке на самой грани оргазма совершается "воспоминание" о своей главной задаче, совершается глубокий вздох и задержка дыхания и воображается, что энергия не истекает наружу, а течет обратно - внутрь и вверх к сердцу. Прекращение обычного оргазма должно быть полное и продолжаться до тех пор, пока это возможно и пока в этом чувствуется необходимое условие для изменения себя. Лично я предпочитаю полностью исключить обычный оргазм вообще их своей жизни, но возможно это только тогда, когда исчерпан необходимый опыт, когда "отданы все долги" и честно испытано все, что влечет в сексе. Для того, чтобы совершить все это, необходима долгая и искренняя практика. Если такого опыта нет, то лучше попросту прекратить всякую сексуальную жизнь на время совершения усилий по очистке сознания и вернуться к исчерпанию себя в сексе после того, как будет достигнут значительный сдвиг. В любом случае требуется воздержание от оргазма как минимум на протяжении нескольких месяцев. При этом желательно не запрещать себе эротических переживаний и фантазий, но если это приводит к невозможности прекратить оргазм, то и это должно быть прекращено.

Как видите, все это крайне непросто и в самом деле требует полной самоотдачи и полного доверия к инстинкту, который влечет меня к этой работе, и высокой степени отчаяния от того, что я больше не могу жить так, как живу, и высокой степени потребности в реализации себя в любви, в тихой излучающей радости. Ничего не получится у того, кто не переполнен решимостью, отчаянием, любовью. Это труднейшая задача - это поворотный шаг во всей жизни.
Требуется отодвинуть в сторону все, что этому мешает. Мнения окружающих людей или авторитетов, страхи, что со мной что-то может случиться опасное. Необходимо быть в готовности потерять все, что может быть потеряно, и даже самую жизнь - можно даже прекратить прием пищи с полной решимостью не принимать ее до тех пор, пока не наступит какой-то внутренний прорыв - должны быть использованы абсолютно все средства, иначе ничего не случится. Требуется поставить на карту все, и если у меня проскальзывают мысли о том - как бы облегчить все это дело и нельзя ли как-то совместить эту работу с потворством тем или иным глупостям, значит - я не готов и просто увлечен словотворчеством и попросту пустой человек на сегодняшний день.

Глава 12

Для того, чтобы работа велась успешно, необходимо освоить все ее аспекты с тем, чтобы в результате иметь возможность охватывать вниманием все ее стороны. На это может потребоваться значительное количество времени, проведенного в усилиях, но это не должно стать оправданием бездействия.
Должен быть создан эмоциональный фон отчаянной решимости во что бы то ни стало победить в этой работе. Должен быть создан ментальный фон - необходимо почувствовать - какая именно фраза, мысль на данный момент может стать таким фоном.
Каждый вид раздражения должен быть соотнесен с категорией и немедленно уничтожен. Детали этого процесса желательно прочувствовать и описать самостоятельно.
Раздражение бывает: (сортировка по причине возникновения)
а) происходящее по причине неадекватного поведения других людей
б) происходящее по причине неадекватного поведения себя
в) происходящее по причине нежелательного стечения обстоятельств
г) происходящее по причине "неадекватного поведения" предметов, приборов и т.п.
д) словно беспричинное - состояние общей раздражительности "на весь мир".

Вряд-ли стоит предполагать, что существует несколько видов раздражения - скорее раздражение - это единое чувство, проявляющее себя как тот или иной вид в зависимости от того - какой "стороной" оно соприкасается с другими явлениями жизни и с какими именно явлениями. Это предположение тем более кажется достоверным, что оказывается не очень важным в точности описать все виды раздражения, и работа над теми видами, которые легко различимы, приводят к общему уничтожению раздражения во всех его проявлениях.
Эмоциональная вакансия, образовавшаяся после конкретного акта убийства раздражения, может быть оставлена пустой или может быть заменена позитивным чувством:
а) решимостью довести дело до результата
б) уверенностью в том, что рано или поздно тихая радость придет и заполнит собой все.

Необходимо производить рассмотрение любого душевного движения на протяжении всего дня с тем, чтобы выявить в нем возможное наличие элемента раздражения. Это необходимо, поскольку чувства редко бывают выражены в чистом виде - они в смешанном виде пронизывают все. Только пристальное просеивание чувства за чувством может выловить раздражение даже в самых малых примесях - даже когда оно не чувствуется явно. Задача работы выглядит недвусмысленно - уничтожить раздражение окончательно, полностью, во всех ее проявлениях, поэтому нельзя позволить ему проскочить сквозь сито ни в чистом, ни в смешанном виде.
Раздражение - как и любое другое проявление личности - ощущается как нечто "свое", как нечто, что жалко отвергнуть и уничтожить, потому что это проявление "меня". Происходит это потому, что любое проявление личности человек отождествляет с собой. В процессе убийства раздражения происходит разрыв отождествления себя с раздражением, и это имеет ценность, выходящую далеко за рамки данного конкретного эксперимента.

Раздражение, как и любое другое проявление личности, имеет "основу" или качество "законности", "справедливости". То есть испытывая раздражение мы чувствуем, что оно "справедливо", что его возникновение "естественно".
Таким образом раздражение можно классифицировать как по причине возникновения, так еще и качественно:
а) Качество "проявления себя"
б) Качество "естественной основы"

Каждый вид раздражения должен быть соотнесен с категорией причины, определен по качеству и немедленно уничтожен.
Соотнесение акта раздражения с его категорией имеет ту ценность, что для того, чтобы определить его категорию и качество, мы вынуждены достаточно пристально "рассмотреть" его, таким образом происходит концентрация внимания в такой степени, что это позволяет нам совершить это - соотнести раздражение с тем или иным конкретным его видом и качеством. Опыт показывает, что эта степень концентрации является достаточной, чтобы начался процесс естественной внутренней динамики чувства, который становится самостоятельным процессом в работе над раздражением.

Таким образом появляется вторая линия работы над раздражением. Она существенно отличается от первой линии, поскольку не является деятельностью, а протекает сама по себе вне связи с внешним сознанием, ответственным за целенаправленную деятельность, и ее переживание и рассмотрение имеет самодовлеющую ценность. Каждое чувство под влиянием сосредоточения на нем внимания начинает себя как-то "вести". Одно чувство начинает ослабевать и растворяться, другое - усиливаться, расслаиваться и углубляться. В соответствии с первым или вторым типом поведения мы можем условно назвать их "отрицательными" или "не имеющими собственной природы" и "положительными" или "имеющими собственную природу" чувствами. Чувство раздражения оказывается отрицательным, поскольку в результате сосредоточения на нем, в нем начинаются некие процессы, приводящие к его внутреннему распаду.

Процесс внимательного просеивания личных реакций с целью выделения и уничтожения всех проявлений раздражения имеет и еще один побочный результат, имеющий самодовлеющую ценность: тщательный перебор эмоциональных состояний возможен в том случае, если я начинаю отдавать себе отчет во всем, что со мной происходит, таким образом я не просто живу и что-то делаю и переживаю, но и "отдаю себе отчет" в том - что именно со мной происходит, то есть внимание соприкасается со всеми аспектами моей жизни. Просто жить и делать что-то и "отдавать себе отчет" в том - что именно ты делаешь - это огромная разница. Такое тщательное просеивание приводит к началу бурного процесса расслоения личных реакций, т.е. возникает общее творческое состояние - появляются захватывающие идеи, раскрываются неожиданные аспекты переживаний, возникает понимание тех или иных явлений, и возникает ощущение глубины жизни - жизнь словно раздвигается и в нас вливается чувство особой полноты. Эта полнота дает нам чувство беспредельности мира, чувство особой внутренней опоры - когда чувствуешь, что я сам по себе являюсь источником жизни и во мне сосредоточена вся полнота жизни.

"Побочное" последствие уничтожения раздражения таким образом таково: Испытывается реальный опыт сосредоточения внимания, испытываются удивительные свойства сосредоточения внимания:
а) Возникает чувство внутренней полноты и целостности - назовем это чувство "переживанием абсолютного существования"
б) Возникает свойство расслаивать явления и вносить ясность - назовем это чувство "переживанием абсолютного знания"
в) Уничтожение раздражения приводит к возникновению "эмоциональной пустоты" на некоторое короткое время. Эта пустота либо заполняется намеренно выбранным фоном, или, когда это уже станет ненужным, пустота начинает заполняться другой эмоцией - "положительной" или "отрицательной". Когда работа с "отрицательными" эмоциями проводится достаточно долго и последовательно, то возникновение "положительных" эмоций также прекращается, и пустота заполняется переживанием "тихой радости" - назовем это чувство "переживанием абсолютной любви".
г) Возникает еще и четвертое свойство, которое является дверью в следующие миры, но о нем я скажу позже.

Эти три составляющие являются составными потоками состояния сознания, которое мы назовем "самадхи". Описание этих трех потоков и описание их как единого целого отложим также на потом. Все, что можно сделать сейчас - это почувствовать все это хотя бы в слабой степени, и понять, что до тех пор, пока мы не завершим работу на этом этапе, никакое продвижение дальше практически невозможно. С одной стороны мы получаем общее прикосновение к каждому потоку в отдельности и даже может быть к самадхи в целом, мы можем даже испытать существование четвертого свойства, о котором я скажу позже, и тем не менее все это будет постоянно и неизбежно ускользать от нас до тех пор, пока последовательно не будет проведена напряженная и последовательная работа со всеми чувствами, которые попадаются нам "на глаза". Добив раздражение, мы должны обратиться к гневу, затем - к ревности, затем - к алчности и так далее и так далее в любой последовательности, если нет каких-то особых предпочтений, диктуемых интуицией или учителем. А потом мы должны предпринять окончательное усилие и решить вопрос в целом.
В процессе убийства одного за другим, и перейдя затем к решению вопроса в целом, я обнаруживаю, что нет таких обстоятельств, которые бы мне было помехой. Чем более ситуация мне "мешает", тем в большей концентрации в ней проявляется как раз то, что является для меня предметом убийства. Таким образом исчезает предпочтение и появляется особое чувство глубокого принятия обстоятельств. Обстоятельства начинают переживаться не как слепое действие бесчисленных сил, но как часть моего сознания. Этот "побочный" эффект также имеет самодовлеющую ценность и в дальнейшем - когда данная работа будет закончена - все эти "побочные" явления станут для нас дверью в миры непостижимого.

Проводя раз за разом работу по образу и подобию работы с раздражением, мы каждый раз будем словно с новой стороны подходить к переживания трех потоков, единого самадхи и четвертого свойства. Мне нравится такая аналогия, что мы как бы очищаем некий стержень от окружающей его корки, последовательно обходя его кругом со всех сторон. Есть еще такая аналогия: представим небо, затянутое тучами. Сверху светит солнце, но мы его не видим. Убрав одну тучу, мы на мгновение сможем ощутить на себе солнечный свет и тепло, после чего небо снова затянется близлежащими тучами. Чем больше туч мы уберем, тем дольше будут длиться просветы, тем больше мы будем находиться под влиянием солнечного света, тем сильнее мы становимся и тем яснее понимаем смысл своей деятельности и ее относительность. Вообще потребность в поиске аналогий мне нравится испытывать - ведь для того, чтобы почувствовать точную аналогию, я должен довольно точно вчувствоваться в то - что я переживаю, а для этого я должен сосредоточиться на переживаемом, таким образом потребность в поиске аналогий надо признать проявлением потребности в сосредоточении и таким образом проявлением той же потребности, что движет нами во всей этой работе - потребности найти себя - смысл и суть своего существования.

Четвертое свойство. Время сказать пару слов и о нем. Именно пару слов, не больше, потому что пока не время для большего. Мы видим, что пустота заполняется потоками самадхи. Но иногда пустота остается пустотой, и тогда мы "переживаем пустоту", вернее это уже неверное выражение, поскольку "переживать что-то" - это именно переживать тот или иной поток, а в данном случае правильнее будет сказать, что "я становлюсь пустотой". Это может продолжаться также секунду-другую поначалу, и даже на тех дальних стадиях работы, когда переживание самадхи станет интенсивным и глубоким и мы перейдем к его практическому исследованию, даже тогда пустота будет оставаться призрачной и ускользающей и загадочной в высшей степени. Говорю я о ней сейчас просто для того, чтобы где-то на заднем плане сознания была информация о том, что такое бывает. Более близкое прикосновение к этому плану жизни приведет нас к тому, что можно назвать "областью несуществования". Больше ничего об этом я не считаю нужным сказать.

Когда я пытаюсь почувствовать - кто именно воспринимает, я периодически испытываю состояние пустоты. Я - это область специфической пустоты. Эта пустота сознает, существует и излучает блаженство. Переживание себя-как-воспринимающее-существо в виде такой области творящей пустоты неописуемо. Уместно привести цитату из древних мастеров: "Вы должны уподобиться засохшему дереву, рождающее цветы".
Эта пустота бескачественна. Вдумайтесь. Она бескачественна. Она неразличима. Она не имеет свойств. Это абсолютная пустота. Когда переживаешь себя как такую пустоту, возникает еще вопрос: а в чем тогда разница между пустотой-я и пустотой-ты? Если у этой пустоты нет атрибутов, то как же мне отличить одну пустоту от другой? Как я-пустота и ты-пустота - как мы отличим себя друг от друга, в чем различие, если нет ничего, что можно было бы сравнить?
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

Re: Предпосылки личной гениальности - Гриндер

#22 borovik » Чт, 1 мая 2014, 8:07

просто Соня писал(а):Характерные моменты переживания самадхи таковы: во-первых, человек чувствует, что в этом переживании сосредоточена самая суть его существования и ничто иное не имеет ни малейшей цены, ни малейшего значения; во-вторых, человек чувствует себя полностью освобожденным от всяческих страхов, даже самых глубинных; в-третьих, непередаваемая глубокая экзальтация охватывает его; в-четвертых, человек чувствует, что он ни в чем не нуждается - ни в имуществе, ни в знании, ни в достижении, ни в чем - жизнь его предельно полна; в-пятых, самадхи - переживание невероятной интенсивности, такой интенсивности, с которой человек никогда раньше не сталкивался - это предельная полнота существования. Человек, переживший самадхи, никогда уже не сможет забыть это, и сознание его в любом случае претерпит значительные изменения.

Два года назад я пережила такой опыт...со всеми симптомами... не могла понять что со мной...и вот нашла... эл книга не открыла ППП пришлось распечатать... Соня, здесь выписки из других книг Бодхи - а каких?? подскажи...

Добавлено спустя 1 час 9 минут:
...все нашла... спасибо...Бодхи. Маленькие аспекты Большого самадхи
borovik F
Сообщения: 712
Зарегистрирован: Вс, 13 мая 2012
С нами: 13 лет 2 месяца

Re: Предпосылки личной гениальности - Гриндер

#23 просто Соня » Пт, 2 мая 2014, 4:15

А я нынче и не упомню. У него есть большой сайт (на него, видно, в начале и сослалась).
А вообще-то все гуглится по практически любой фразе +"бодхи".
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

Re: Предпосылки личной гениальности - Гриндер

#24 просто Соня » Вт, 6 мая 2014, 11:20

Глава 4. Сосредоточенность

Самадхи разрушенного эмоционального приводит нас еще к следующему: эмоции наряду с мыслями - сильнейшая призма, рассеивающая внимание. Разрушаясь, эта призма исчезает, в результате способность сосредоточения резко возрастает. Сосредоточение - странная штука. С одной стороны мы в самом деле чувствуем себя словно более собранными, устремленными, с другой стороны - что именно сосредотачивается? Только не надо говорить, что сосредотачивается внимание - это просто механический привычный способ выразиться. Сказать, что сосредотачивается внимание - значит попытаться уйти от вопроса самым тупым путем - подставлением будто бы что-то значащих слов. Я постараюсь описать то - как я переживаю сосредоточение, находясь в состоянии самадхи разрушенного эмоционального.
Сосредоточение можно описать как ясность, как утонченность, как очищенность. Сосредоточение - это более ясное чувство того неведомого, к чему мы искренне стремимся. Сосредоточение - это как раз и есть иной способ выразиться, когда мы говорим о нерассеивании сознания. Восприятие не преломляется через призму эмоций - это и называется усилением сосредоточения. Я подвожу вас к тому, чтобы вы ясно поняли: сосредоточение - это не действие, не принцип, не правило, не способ и не цель. Сосредоточение - это лист, вырастающий на ветке, это вода, текущая в реке - это есть предельно цельное выражение естественности человеческого существа. Сосредоточение - это и есть подлинное "я".

Любой человек - и я в том числе - это всего лишь непостижимая бескачественная пустота, вокруг которой словно по орбите крутятся элементы наших внешних тел. Такая интерпретация, подкрепленная ощущением себя как пустоты, помогает избежать плена интерпретаций.
Самадхи, возникающее при этом, назовем "самадхи разрушенных интерпретаций". Это самадхи отличается - не очень заметно, но отличается от самадхи разрушенного эмоционального. Больше глубины. Больше свежести восприятия. Яснее становится сосредоточенность.
Самадхи разрушенных интерпретаций делает совершенно утонченным и стабильным состояние самадхи разрушенного эмоционального, поскольку теперь устраняются не только сами эмоции в момент их возникновения, но устранена сама причина возникновения эмоций.

Раньше я не много говорил о том - как проявляется самадхи на уровне физических ощущений, поскольку это не так и важно. В общем ощущается в области груди некая зона странного возбуждения - словно физическая экзальтация - похоже на очень мягкий непрекращающийся оргазм. Поначалу может возникать даже чувство некоего физиологического утомления, но это очень приятное утомление - как бывает же приятная усталость после пробежки по лесу - в это время тело развивается, так же и здесь - это приятное утомление, хотя к физическому телу оно имеет очень косвенное отношение. Эта область охватывает всю область грудной клетки, доходит вверху до горла, и иногда касается языка, и тогда через его кончик словно что-то вытекает - особенно, если он прислонен к верхнему небу - такое ощущение, как когда прикасаешься языком к батарейке. Только надо ясно понимать, что схожесть здесь чисто внешняя. Каким-то непонятным образом это чисто казалось бы телесное проявление имеет очень глубокое значение. Тело и сознание выявляют свою нераздельную связь, и это поразительное ощущение, когда телесное ощущение в то же время является осознанием, и наоборот.

Если эта телесная усталость будет слишком интенсивной, то готовьтесь к тому, что ваше тело на некоторое время "заболеет". Я думаю, что практически невозможно прийти к постоянному переживания самадхи и не "переболеть". Тело, раньше жившее в известной степени изолированно от сознания, теперь возвращается к состоянию слияния с сознанием, и это требует фундаментальной перестройки его структуры. "Болезнь" эта имеет вполне ясные отличия от обычной болезни, и чтобы вам не наделать глупостей, я вкратце опишу эти отличия:

*) Температура может подняться до довольно высокой отметки - я на себе отмечал максимальную температуру в 39.5 градусов, но при этом есть ощущение полноты сил, и даже хочется, несмотря на физическую беспомощность, вызванную высокой температурой, пробежаться эдак километров 10.
*) "Заболевание" это не имеет каких-либо ясных причин. Все врачебные обследования признают вас совершенно здоровым: в норме будет буквально все: сердце, легкие, все. Но поскольку температура все-таки может быть весьма высока, то имеет смысл не травить себя антибиотиками в лошадиных дозах, которые на всякий случай вам предложат колоть или пить, а просто сбивать температуру обычными средствами. Впрочем, лично мне не всегда нравилось сбивать температуру - дело в том, что:
*) сама эта высокая температура переживается очень легко - этому сопутствует спонтанное впадание в самадхи. Такое ощущение, словно каждая клеточка тела перегорает изнутри, как-то меняет свою сущность. Сбивание температуры переживается как некие вынужденные тормоза, но с другой стороны не плохо и притормозить порой, чтобы не наломать дров.
*) Длиться это "заболевание" может довольно долго - месяц-два.
*) Еще одно характерное свойство: "заболевание" возникает и прекращается не постепенно, а сразу - буквально в один день

И вот когда мы совершаем усилие и начинаем разрушать интерпретации в самый момент их возникновения, тогда мы начинаем чувствовать, как совершенно новая степень свежести восприятия и переживания приходит к нам. В глубоком детстве мы были свободны от груза интерпретаций, и теперь я начинаю чувствовать, как свежесть детских впечатлений возвращается ко мне. Мир стал глубже, шире, выше, грандиознее, поразительнее, прозрачнее, в нем вырастают новые измерения восприятия, которые раньше немедленно подавлялись устойчивыми интерпретациями.
Разумеется, что следующий вопрос, который напрашивается - что является опорой мира интерпретаций? Когда я разрушу этот мир - что высвободится под ним как его основа и причина? Что мне придется разрушить вслед за интерпретациями, чтобы в дальнейшем мне не приходилось отлавливать их в момент возникновения, а выбить полностью опору и причину их возникновения, так же как в свою очередь разрушение мира интерпретаций стало заключительным этапом в работе по разрушению эмоционального? На этот вопрос ответ приходит довольно ясный: основой интерпретации является дискурсивное различение, или говоря иначе - основа интерпретации - это дихотомическое разделение, или говоря иначе - это мысль различающая. Во многих учениях можно встретить мысль, что прекращение паразитического мышления - ключ к свободе, и я видел много людей, безуспешно пытающихся остановить мысль и остаться в тишине, и я ни разу не видел успешного завершения этих попыток. Всегда они оканчивались разочарованием с теми или иными последствиями. Причина этих неудач кроется именно в том, что чрезвычайно трудно ухватиться за мысль, посколько она покрыта целым миром интерпретаций, а сверху еще целый мир эмоций, а еще выше - целый мир привычных реакций на эмоции, а еще выше - действия, являющиеся следствием этих реакций, а еще выше - ответные действия в ответ на ваши действия, и ваши ответные действия на ответные действия, и все это создает клубок безумно запутанный, и в нем тонет вся ваша сосредоточенность, разбиваясь на мельчайшие частицы, и вы теряете себя и ничего уже там не найти.

В самых первых главах этой книги я попытался критически рассмотреть некие привычные нам действия, назвав их "религиозным поведением". И вот только теперь мы шаг за шагом подходим к миру мыслей различающих, но теперь он открывается нам легко, теперь нет ничего скрывающего его от нас, и его можно взять голыми руками. Но об этом чуть позже, поскольку нельзя недооценивать трудности разрушения мира интерпретаций. Эту ступеньку не перепрыгнешь одним элегантным прыжком - здесь нам также предстоит долгая, но живая и захватывающая работа, похожая в чем-то на мытье посуды - а именно - сразу виден результат:)

Еще один важный момент нельзя упустить из виду. Нельзя в том смысле, что невозможно его упустить - он сам лезет буквально "в глаза": разрушение мира интерпретаций, мира эмоций, мира различающих мыслей и т.д. разрушает еще кое-что очень важное. Разрушается то, с чем ранее мы отождествляли себя. Теперь я уже не могу сказать "я ревную" - не потому, что я понял, что ревность - это не я, а просто потому, что ревности и нет вовсе, и соответственно понимание, что "ревность" - это не я, уже есть само собой. Когда наше отождествление себя с эмоциями или с интерпретациями или с различающими мыслями заканчивается, то переживание тех самых трех вопросов становится все более ясным и интенсивным. Переживание "я" как абсолютной бескачественной пустоты усиливается, проясняется, становится более очевидным, более живым и естественным. И соответственно возникают кое-какие новые наблюдения. О них я расскажу в следующей главе, а сейчас еще раз вернемся к миру интерпретаций.

Устремление - это не стремление к чему-то или куда-то; оно не выражается в действии или бездействии. Устремление - это нечто такое, что можно определить как внутренний поток, но он никуда не течет. Это само наше естество, истина, суть.
Переживание устремления - наивысшая форма сознания на данный рассматриваемый момент.
Воин с мечом, мгновенно и без раздумий отсекающий головы дракона - эмоции и озабоченности.
Озабоченности, как и эмоции, могут быть уничтожены без рассмотрения. Эта возможность - следствие изучения их. Сначала - наблюдение. Потом - частичное прекращение. Потом - воин безжалостно отсекает головы дракона.

пример 07

Воспитание - поразительная штука. Все о ней говорят, как о чем-то хорошем, о добром, говорят - учителя и воспитатели - это благородная профессия и т.п. Между тем почему-то никто не задумывается о том - что же это такое - воспитание. Подумай - ведь воспитание - это целенаправленное воздействие на человека с тем, чтобы изменить его как-то так, как этого тебе хочется. Причем хорошими воспитателями считаются те, кому удается "хорошо" воспитывать, а что такое "хорошо"? Это значит, что воспитатель делает с тобой все, что хочет, и ему это удается. Создана даже псевдонаука - педагогика. Есть педагогические институты, где людей учат - как лучше всего воспитывать, то есть - какие у ребенка есть слабые стороны и как их использовать для того, чтобы делать их него то, что воспитателю хочется.

Конечно, все это опять же прикрывается словами о помощи, о том, что воспитание направлено на какие-то там благие цели, но ведь так всегда считали! И когда во времена Древнего Рима воспитывали ненависть к карфагенянам, и когда в средние века воспитывали ненависть к тем, кто не верит в бога, и когда в ленинские времена воспитывали классовую ненависть к непролетариям, и когда в сталинские времена воспитывали ненависть к тем, кто не обожает советскую власть и т.п. - всегда во все времена взрослые люди старались воспитывать детей, то есть делать из них то, что им хочется. При этом им совершенно наплевать на то - что хочет сам ребенок.
Как же так получилось? Как получилось так, что обдуманное, заранее спланированное и массовое насилие над человеком - над ребенком - стало не просто практикой, а стало связываться в сознании человека с чем-то добрым и благородным? Это поразительно. И конечно в первую очередь в детях "воспитывают" именно это - отношение к воспитанию как к чему-то правильному и нужному. Как хорошо - внушил ребенку, что твое воспитание - это именно то, что ему нужно, попугал его хорошенько - и вперед - теперь он уже смирный и принимает все твои извращенные усилия как должное. Как же - это же говорит воспитатель, значит так надо, а если мне не хочется что-то делать как он велит - значит я плохой... В результате психика ребенка терпит просто гигантский ущерб. Наверное даже представить себе невозможно - как бы мы жили, если бы в обществе вдруг поняли, что надо не заставлять ребенка делать то, что взрослым хочется, а помогать ребенку реализовывать те интересы, которые у него есть. Если ребенку хочется читать - предложить ему на выбор несколько книг, если ему хочется прыгать и бегать - предложить ему те возможности для этого, которые у тебя есть - вот как я понимаю настоящее, человеческое отношение взрослого и ребенка.

Ну, первым делом сумасшедшие взрослые начинают орать: "как же! Все им разрешать! Во всем помогать! А если они захотят наркотики курить да сексом заниматься да перед телевизором целыми днями сидеть - что же - во всем им помогать? Этого что ли ты хочешь, о страшный и ужасный Бодхи?"
Ну это старая песня, и даже возражать на эти вопли смертельно скучно, можно лишь сказать пару слов:
Во-первых, помогать можно только тому, чему хочется помогать - это просто, не правда ли?
Во-вторых - страхи были всегда - всегда. Всегда боялись, что если не воспитывать детей, то из них непременно вырастет что-то ужасное.
Это конечно глупости. Из человека вырастает то, к чему он склонен. Помогать ему реализовывать его интересы - если тебе этого хочется - это все, что ты можешь для него сделать. Вот и все воспитание, но конечно это нельзя назвать воспитанием - это можно назвать помощью. Почти все взрослые люди просто больны страхами, они страдают ярко выраженной патологией - это просто параноики, они ждут от жизни и живых существ только плохого, они всего боятся, они вообще не верят в жизнь и в природу. И к сожалению, такой подход стал нормой. Поэтому они не доверяют ни своей природе, ни природе своих детей, и отсюда происходит безумие всеобщего насилия.
Воспитание, воспитание... взять бы какого-нибудь воспитателя, да воспитать, пусть почувствует - каково это...Он хочет одного, а ему навязывают другое, и чуть в сторону - сразу по шее - вот бы комедия была - я бы с удовольствием посмотрел бы.

Надо доверять. Просто доверять. Доверять жизни, естественным влечениям, жизнеспособности человека, тогда жизнь пойдет навстречу и придет и наполнит тебя собой. Мой опыт показывает мне ясно - когда делаешь шаг навстречу жизни, она к тебе делает два шага. Если ты в это не веришь - иди своей дорогой и не мучай других, вот что я думаю. И еще я думаю, что надо активно бороться против этой мерзости, которую называют "воспитанием", и я думаю, что надо не делать ванильные глаза и стыдливо пропускать эту тему, а ясно и недвусмысленно заявлять о своей нетерпимости к такой варварской форме узаконенного насилия.

Итак, есть мысли, которые как пыль взметаются и ложатся от дуновения внутренних потоков переживаний. Но есть и другие мысли - мысли-паразиты. Их надо вымести напрочь, иначе внешнее самадхи будет постоянно ускользать от нас. Рассмотрим это подробнее:
Каждый раз, когда мы испытываем беспокойство или озабоченность, в нас образуется какой-то комок - вроде тромба. Во-первых, этот тромб затыкает наш внутренний поток самадхи, во-вторых, этот поток как магнит притягивает мысли. Мысли начинают порождаться нашим интеллектом, и они начинают притягиваться извне. Причина того, что наши мозги постоянно перемалывают какие-то мысли, заключается именно в том, что наша озабоченность создает для них центр притяжения. Чем больше мы испытываем внешнее самадхи, тем меньше в нас роятся мысли. Необходимо выкинуть из себя все наши сильные и слабые цели, ожидания и иные виды концепций, и в состоянии внешнего самадхи наблюдать процесс появления и исчезновения мыслей. Не следует пытаться избавиться от них - ведь если мы поставим себе цель избавиться от мыслей, то мы породим озабоченность относительно достижения этой цели, и тем самым как раз породим причину их возникновения. Необходимо просто довериться своей природе - в состоянии внешнего самадхи нужно просто сосредоточиться и созерцать - как мысли появляются и исчезают. Все остальное произойдет само собой. В результате мы сможем пережить самадхи свободы от эмоций, концепций и мыслей. От нашей личности остается все меньше и меньше - она истончается и остается все меньше и меньше того, на что мы можем указать и назвать это "я" - гипотеза о существовании нашего личного "я" становится все более и более сомнительной. Предположение о том, что никакого "я" вообще не существует, становится все более и более подкрепленной опытом.

Кто же есть, если нет никакого личного "я"? Когда мы убираем эмоции, и мысли, и концепции, озабоченности, цели, следование ожиданиям - мы не становимся тупее и мертвее - наоборот, ясное чувство жизни наполняет меня - но кого это - меня? Когда я вглядываюсь в то, что остается после убирания лишнего - я там не вижу ничего. Мне приходится признать, что говорить "мне" и "мое" - это не более чем фигура речи, не имеющая к реальности никакого отношения. Сказать "меня переполняет поток переживания самадхи" - значит сказать в общем-то глупость - потому и есть поток самадхи, что нет никакого "меня". Гипотеза о существовании "я" оказывается ложной - это открытие, которое, если иметь силы принять его, переворачивает все верх ногами. Откуда возьмутся цели, если некому их формировать и некому ими наслаждаться? Откуда возьмется следование ожиданиям, если нет того, кто мог бы оправдывать эти ожидания? Некие структуры, которые мы называем личностью, фактически живут за наш счет - мы поверили в то, что эта вот личность и есть наше "я" и живем ради него - а его-то и нет... Удовольствия, раздражения, мысли, цели, концепции - ну к ним наверное правильно относиться как к неким растениям-паразитам - они конечно реальны, они живут своей жизнью, они как вьюнки обвили нас и питаются нашими соками, они пускают новые веточки и цветочки, страдают от болезней и хищников, и всё это дело мы принимаем за нашу собственную жизнь, полностью отождествившись с этими вьюнками. Но быть просто пищей для неких растений... мне как-то не кажется, что это все, на что я способен. Я употребляю слово "я" и так и эдак - и как личное "я", и как то, что остается, когда личное "я" отслаивается. Наверное нужно определиться в терминологии, чтобы не путаться, хотя конечно тот, кто понимает практически - о чем тут написано - тот всегда легко поймет - какое "я" в данный момент имеется в виду. То, что остается, когда "я" исчезает - наверное это нужно назвать как-то иначе. Терминологией мы займемся несколько позже, а пока вернемся обратно к мыслям.

Все прошедшие годы мы поддерживали многочисленные концепции - комок за комком формировался внутри нас и становился центром притяжения каких-то мыслей. Обращали ли вы внимание, что мысли, кружащиеся в нас в моменты расслабления, могут быть совершенно не связаны с нашей текущей озабоченностью? Мы часто говорим, что в нашей голове какая-то ерунда крутится. Эта ерунда - это следствие когда-то порожденных причин. Когда-то - в том числе и многие годы назад были сформированы некие концепции, пережиты какие-то страхи, мы пытались оправдать чьи-то ожидания и т.п. - в результате от тех лет остались куски спазматических энергий. Они плавают в нашем сознании как айсберги, и продолжают приманивать мысли. Сколько таких айсбергов? Эти айсберги, выражаясь образно, почти не видны над поверхностью - они плавают будучи покрытые водой, и если посмотреть на поверхность "воды" - то их даже как будто и не видно, но массивные глыбы тем не менее плавают под самой поверхностью и продолжают вызывать скопища мыслей. Что же со всем этим делать?

Я предлагаю следующее: во-первых, необходимо перестать создавать новые причины для возникновения паразитических мыслей. Во-вторых, необходимо попробовать максимально "растопить" плавающие с самого детства айсберги. Первое мы уже рассмотрели - необходимо уничтожать негативные эмоции и все слои концепций. Рассмотрим подробнее процесс растопления старых сгустков.
Итак, в течении всей своей жизни мы пережили огромное количество всяких страхов и т.д. - всего того, что составляет область концепций. Теперь нам необходимо к ним вернуться. Как ни кажется это сложным, но нам надо вспомнить всю прожитую нами жизнь. Откройте файл и начните шаг за шагом вписывать в него события вашей жизни. Сколько времени это у вас займет - не важно, хоть всю жизнь. Занимайтесь этим насколько хватит энтузиазма. Обязательно запаролируйте этот файл! Иначе у вас всегда будет опасение, что кто-то случайно или намеренно может его подглядеть и узнать о вас вещи, которые вы предпочли бы скрывать. В деле воспоминания своей жизни надо быть предельно искренним, понимаешь - предельно, иначе все это теряет смысл. Безо всякой цензуры - все подряд. Иначе все это мероприятие потеряет смысл. Если воспоминания начинают всплывать очень быстро - просто записывайте их, а когда поток остановится, возвратитесь к записанному и проведите определенную работу над этим. Работу эту мы конечно же назовем "перепросмотром". Допустим, я вспомнил, как в детстве я украл рубль из кошелька своей мамы, а потом отпирался, что это мол не я, и я вспоминаю то чувство страха и неловкости, которое я испытывал в этот момент. Теперь я должен прожить эту ситуацию заново. Вот я украл этот рубль, вот его у меня обнаружили, и вот я честно говорю, что да - я его украл, это правда, я готов понести то наказание, которое мне причитается, мне не страшно, потому что искренность придает силы, я знаю, что любое наказание когда-то закончится, и жизнь снова станет для меня свободной, ведь главное - что я не потерял внутреннюю свободу, что всегда бывает когда врешь и со страхом ждешь, что истина вскроется. Или вот я сделал что-то у всех на виду, что считается неприличным, и мне стыдно - я снова вспоминаю все это и переживаю так, как это было бы сейчас - ну да, ну так получилось, ну и что? Посмеялись надо мной - ну и хорошо - смех полезен для здоровья. Они стали думать обо мне как-то хуже? Да мне как-то безразлично их мнение - я не собираюсь оправдывать их ожидания на мой счет - я такой как есть, а они пусть идут своей дорогой.

Ну и тому подобное. В общем суть заключается в том, чтобы пережить заново все ситуации, которые вы вспомнили, и пережить их так, как будто ты теперешний переносишься туда. Ситуацию можно считать прожитой и поставить напротив нее галочку, если в процессе ее переживания тебе удалось испытать внешнее самадхи. Итак - еще раз тщательно прокрути это воспоминание - да, я переживаю свободу от эмоций и озабоченностей - ок, значит ставим галочку и сдаем в архив - это воспоминание просмотрено и заново прожито - операция перепросмотра над ним закончена. Если даже у тебя не получается уверенно сдавать ситуации в архив - ничего страшного - пока просто создавай список - потом, когда ты научишься испытывать внешнее самадхи - ты будешь возвращаться к этому списку. Что делать со сданными в архив событиями? Ничего - это больше не история твоей жизни - это просто мусор, не имеющий к тебе никакого отношения - ты свободен от них. Для того, чтобы совершить перепросмотр всех ожиданий на твой счет, тебе необходимо вспомнить также и всех людей, с которыми ты был знаком. Чем больше ты их вспомнишь - тем лучше. С каждым из них также надо провести работу: тебе надо "взять" этого человека, и сказать мысленно ему, что не собираешься более соответствовать его ожиданиям на твой счет. Ты не собираешься ему ничего доказывать, пусть идет своей дорогой, и ты пойдешь своей, и т.п. - сам реши что им всем сказать. Но в итоге тебе надо почувствовать внешнее самадхи при мысли о том, что этот человек может иметь о тебе какое-то нелицеприятное, или наоборот - хорошее мнение, но тебе до этого попросту нет дела. Представь, что ты встретился сейчас с этим человеком и остался самим собой и тебе нет дела до его мнения на твой счет. Если все ок - то ставь галочку и сдавай его в архив. Потом, когда ты будешь вспоминать все истории, связанные с этим человеком, ты доведешь дело до конца.

В общем, разжевывать тут нечего - все и так ясно. Дело должно быть сделано, сколько бы времени это ни потребовало. И конечно, оно не может быть сделано, если ты в настоящем времени не научился периодически хотя бы испытывать внешнее самадхи, если ты не научился не создавать новых причин для возникновения личной истории. Я думаю, что идеально вести работу в прошлом и в настоящем параллельно - одно здесь будет способствовать продвижению второго. Я не думаю, что необходимо буквально вспомнить всю свою жизнь - просто веди эту работу пока тебе кажется, что в ней есть смысл. Лучше сделать тут лишнее, чем недоработать. Наступит момент, когда в результате всей этой работы вся личная история вспыхнет и сгорит дотла и нечего и незачем будет вспоминать - самадхи сожжет все в своем пламени.

Чем в большей степени ты посвятишь все время своей жизни поиску самадхи - тем интенсивнее в тебе будут происходить перемены. Непрерывное внешнее самадхи - вот потребность, которая должна овладеть тобой.
Для того, чтобы исследовать - как приходят и уходят мысли, требуется полное сосредоточение. Требуется прекратить все остальное, что только можно прекратить - ты потом вернешься к телевизору и семье и чему угодно, если сочтешь это нужным для себя, но сейчас, когда ты решишь достичь непрерывного внешнего самадхи и освободиться от механических мыслей - нужна полная самоотдача. Сутки напролет сиди, лежи, гуляй, спи и убивай эмоции и озабоченности и наблюдай как приходят и уходят мысли.

Истина не придет к тебе, если ты не повернешься к ней лицом, если ты не отдашь ей всего себя, если минута за минутой, день за днем не будет посвящена безмолвному вопросу-просьбе-требованию увидеть истину, стать истиной. Неужели тут нужно что-то объяснять?
… рассуждающего с патетическим выражением лица о том - как неуловима истина! Нет большей лжи, чем утверждение о том - что истина неуловима. Человек, утверждающий это - несчастный ленивец и глупец. Брось все, что можно бросить. Перестань делать все, что можно перестать делать. Если тебе есть еще до чего-то дело кроме истины - флаг тебе в руки.
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

Re: Предпосылки личной гениальности - Гриндер

#25 просто Соня » Вс, 11 мая 2014, 17:52

Глава 18. За пределы "я"

Поле, лежащее среди лесов - что может оно сделать для того, чтобы на нем вырос цветок? Оно взбухает, избавляется от сорняков, готовит себя к посеву, увлажняет свое тело, оно словно выпячивается к небу и ждет от него чего-то. Когда стоишь на краю большого поля, то кажется, что оно выпуклое как линза, что оно стремится вверх и это все, что оно может сделать. Что может сделать человек? Он может приготовить себя, он может разровнять все ямы, накопанные его страстями, влечениями и умом. Он может увлажнить свою душу стремлением к истине, и обратиться лицом и сердцем туда, откуда может занести на его поле семя, из которого вырастет цветок.

Их "я" закалено и победило все трудности. Это "я" готово идти сколько угодно далеко и сражаться за дальнейшую свободу. Но побеждены или почти побеждены все препятствия, разрушены или почти разрушены все ветряные мельницы, и с кем теперь сражаться? По инерции "я" носится по полю, и тут подровняет, и там подсыпет, и здесь повыковыривает корешки сорняков, и туда водички подольет. Но где же взять ему то семя, из которого вырастет цветок? Носится "я" над покоренными просторами, но радости нет ему ни в чем.
После развенчания всех иллюзий, приходим мы к иллюзии главной - к иллюзии своего "я". И оказывается - нет большей тюрьмы, чем тюрьма нашего "я". И безуспешны все попытки сбросить с себя эту шкуру. "Я" невероятно изменчиво, оно крутится ужом и куда ни пойдешь - всюду находишь только "я".

Начнем с того, что представим себе человека, который только и просит что твоей любви - и ничего ему не надо больше - ни даже проявления ее - а только самой любви - только знания он просит и свободы, которую дает ему прикосновение того, что изливается из тебя. Разве ты отвернешься от него? Или наоборот - с радостью увидишь, как твоя приязнь свободно проявляется к нему и свет исходит из тебя и зажигает что-то внутри него? Ничего не можешь ты никому дать, кроме того, что само льется из твоего сердца. Представь себе такого человека, который так близок тебе своей страстью к истине - разве ты отделишь себя от него? И если он вдруг отвернется от тебя, увлеченный страстью или слепой прихотью, и мучаясь будет бродить по созданным им же лабиринтам - разве не испытаешь ты страдание? Разве не почувствуешь, как рвется все в тебе к нему с тем, чтобы помочь ему снова зажечь в себе огонь стремления к истине? И разве не испытаешь ты прилив любви и счастья, когда снова проснется он и вспомнит о своем стремлении? Ну представь себе это. Я понимаю, что ты сейчас возможно не чувствуешь себя тем, кто может изливать свет истины на ищущих, но ведь ты станешь когда-то таким. Представь себе это. А теперь подумай - разве нет никого, кто уже сейчас готов принять тебя и дать тебе весь свой свет, всю свою любовь, какую и ты проявил бы к ищущему существу? Почему ты сейчас чувствуешь себя одиноким и глупым и ни на что неспособным? Это потому, что твое "я" делает тебя слепым и немощным. Как только сметешь ты границы своего "я" и откроешься - так сразу и станешь ты доступным для света, который только и ждет того, чтобы ты его принял. Когда самадхи приходит к тебе - разве это "я" привело к этому? Когда что-то открывается в тебе - разве это благодаря "моим" усилиям? Усилия могут разгрести завалы на пути истины, но сама истина приходит к тебе не из-за твоего "я", а вопреки ему. Много сказано по этому поводу, и нет смысла говорить еще.

Буду говорить утвердительно. Есть свет, который светит на тебя - солнце одинаково освещает и подсолнух, обращенный к нему, и нору, где спрятался крот - перестань быть кротом - стань подсолнухом. Буду говорить утвердительно, потому что истинное знание чуждо сомнений: есть души, любящие тебя и ждущие того, чтобы ты открылся им - озеро готово напоить любого зверя - и торопящегося к воде, и бродящего в неуверенности вокруг. Стань зверем, рвущимся к воде, и она напоит тебя. Я понимаю, что человеку, воспитанному в европейской культуре, трудно воспринять такой подход, но есть ли выбор? Очень голодный человек конечно может колебаться и ходить вокруг да около еды, добраться до которой можно лишь через узкий лаз, пролезть в который можно только сняв с себя всю одежду, оставив все свои завоевания, все свое имущество. Но смертельно голодный, умирающий от голода не будет раздумывать - он в отчаяньи бросит все - как бы дорого оно ему ни было - и бросится с головой туда, где есть для него пища. Когда ты станешь смертельно голодным, когда душа твоя будет при смерти от иссыхания - тебе придется бросить все - и твое европейское воспитание, и твои западные парадигмы, и твои такие привычные методы, и твою уверенность в себе, и твой стыд и вообще все. Потому что единственное, что ты можешь сделать - это ПОПРОСИТЬ.

Неважно - к кому ты обратишься с просьбой - будь то бог как личность, если ты способен поверить в то, что он есть, или будь то бог безличный, если ты способен поверить в то, что он есть, или ты обратишься с просьбой к некоему Учителю, который ждет тебя, если ты способен поверить в то, что есть он - твой Учитель, или ты назовешь это Природой, или Универсумом, или вообразишь себе некое светящееся существо - это неважно. Ведь тебе было бы неважно, как к тебе обратился бы ищущий человек - по какому имени он бы тебя назвал - тебе важно видеть его глаза, полные отчаяния, тебе важно видеть его сердце, искренне жаждущее быть способным любить - а как он к тебе обратится - разве это важно? Так и То, к чему мы можем воззвать - безразлично к тому - в какой форме и под каким именем будет оно в твоей душе - важно только то, что ты обратишься с искренней просьбой, и все остальное перестанет существовать для тебя. Не важно - какие слова ты будешь при этом произносить и будешь ли вовсе что-то произносить.
Не важно - будешь ты плакать или смеяться, не важно все то - чего ты достиг или не достиг - важно только одно - твоя способность полностью отдаться, твоя способность сосредоточиться на полной самоотдаче. Проси, чтобы тело твое стало телом будды, чтобы ум твой стал умом будды, чтобы душа твоя стала душой будды, чтобы сердце твое стало сердцем будды. Или не будды, а скажем христа или магомета или дьявола или черт знает кого - кто тебе ближе. Проси забрать все, что у тебя есть, и вместо этого наполнить тебя высшим смыслом. Бессмысленно пытаться подыскивать слова, которые особенно точно выражали бы суть твоего стремления, ведь читают не твои слова, а читают твое сердце, поэтому повторяй хоть детские считалочки или вовсе молчи - главное - сосредоточиться на своей страсти, на своей отчаянной потребности превратиться в любовь или истину.
Если мой совет покажется тебе идиотским - возвращайся обратно и ищи смысла в других местах и пусть этот смысл наполнит твою жизнь. Остальное будет написано для тех, кто в этом совете смог увидеть для себя путь к свободе.

Глава 19. Самадхи сосредоточения

Итак, направление движения устремленности определено: это, выражаясь весьма условно, просьба, обращенная к некоему существу, в существование которого ты способен поверить. Суть этой просьбы также определена: взять твое я, твое тело, твой ум, твою душу и т.д. и сделать это телом будды, умом будды, душой будды и т.д., или не будды, а кого угодно.

Каждый раз, когда я что-то делаю, я задаю себе вопрос примерно такой: "То, что я сейчас делаю - является ли это чем-то таким настоящим, что ведет меня к истине?" Это конечно не должен быть просто механический вопрос - это должен быть вопрос, заданный искренне. И независимо от того, каков ответ, мы продолжаем делать что и делаем. Вот такое вот простое правило. Если тебе это кажется простым - то я не соглашусь - это очень непросто. Это Очень непросто - каждый раз себя спрашивать таким образом. Во-первых сложно просто помнить о том, что такой вопрос надо задавать, и во-вторых сложность в том, что надо в самом деле искренне задумываться над этим. Я могу сказать, что человек, который подходит к этому упражнению неподготовленным, не имеет практически шансов. Если эмоции обуревают его, если страхи, ожидания, предпочтения и так далее - все это в нем, тогда ему не удастся сосредотачиваться на этом вопросе, сопровождая им каждое свое действие - он просто не сможет испытать искренний интерес к задаванию этого вопроса.

Если ты не просто читатель, а именно делаешь все то, о чем я писал ранее, тогда ты сможешь справиться с этим заданием. Результаты будут интересны. Во-первых, целый букет из того, что ты делал ранее, просто отвалится - ты потеряешь всякий интерес к этому. Вопрос такого рода - это очень сильная вещь - глупость умирает сама при соприкосновении с этим вопросом. Ты перестанешь много болтать скорее всего, перестанешь пялиться в телевизор и так далее - посмотри сам на свою жизнь и ты увидишь - что именно в ней начнет постепенно меняться. Действия, совершаемые просто по дурной привычке, начнут отмирать, и не останется никакого сожаления о них.
Пожалуй, сейчас я не готов очень подробно описывать тему этой главы - я буду писать далее конспективно - предельно кратко. Итак - далее конспективно.

Выделяй время для того, чтобы сосредоточиться на главном - хочешь - назови это медитацией или мастурбацией или временем-для-себя - как угодно. Итак - шелуха действий опадает - остается время для сосредоточения на каком-то главном на данный момент "вопросе" своей жизни - на переживании своей устремленности. Сидим, или гуляем - не важно. Важно, что не ведем никакой целенаправленной деятельности. В нас начинает лезть всякая всячина - мысли, желания, потребность что-то сделать. Применяем орудие вопроса "а та ли эта деятельность, которая и является поиском истины для меня?" Начинает возникать внутренняя напряженность - сильная напряженность, и в ней потребность что-то сделать рассыпается, если перетерпеть. Если перетерпеть, то внезапно все с меня словно сваливается и я ощущаю, что мне вообще ничего не хочется делать - я получаю свободу от деятельности на некое время. И вот таким образом мы создадим область времени, освобожденную от деятельности - не путем запрета, а путем рассекания ее искренним вопросом. Таким образом мы формируем опору.

На данный момент мы можем провести такую последовательность действий: я сажусь, провожу очистку себя от эмоций любым путем - скажем мне нравится воображать, что я просто беру и откладываю их в сторону. То же с концепциями. Лезвие срезает их под корень. Я постоянно это делаю, просто в момент медитации я все равно еще раз осуществляю это - убеждаюсь, что очищен. Затем я лезвием вопроса уничтожаю деятельность. Затем я вспоминаю о своем устремлении. Затем я обращаюсь с просьбой к некоему существу, если оно для меня есть. И вот я готов для упражнения, которое является венцом всему предыдущему - назовем это сосредоточением. Это истинное сосредоточение. У него есть предмет: устремленность. У него есть благоприятный фактор - мое обращение с просьбой. У него есть опора - свобода от деятельности и полная неподвижность в этом смысле - в смысле несозидания причин. У него есть отсутствие помех в виде эмоций и концепций.

Итак, все это вместе назовем сосредоточением. Состояние самадхи, возникающее при этом, назовем, не мудрствуя лукаво, "самадхи сосредоточения". Самадхи сосредоточения очень интенсивно развивается и мы захвачены этим потоком. В груди может возникнуть горение, которое трудно переносить - терпи, что ж поделаешь... терпи - физическое тело со временем перестроится и начнет испытывать непередаваемое блаженство вместо боли - клетки тела начнут быть способными пропускать и усиливать эти вибрации. Если самадхи длится пол-часа - час, и физическая непереносимость тела не проходит и становится очень мучительной - прекращай сосредоточение. Пройдет время, и ты заболеешь странной болезнью - высокая температура без каких-либо других признаков болезни, ощущение сгорания в каждой клетке тела - ну я уже описывал это. После этой болезни (а продлиться она может и не один месяц) болезненные ощущения исчезнут при переживании самадхи сосредоточения.

Мы подошли к тому, что за прекращением отрицательных эмоций следует растворение эмоций и положительных. На смену им приходит нечто, что мы называем переживанием, и это есть самадхи свободы от эмоций. Далее мы срезаем слой концепций, и испытываем самадхи свободы от концепций, которому свойственно некоторое качество, а именно устремление. Проявив устремление, мы обнаруживаем, что и у этого качества есть свое отражение - способность испытывать любовь к реальному или воображаемому сознанию, в результате чего словно в ответ на наше это проявление мы испытываем реальный прилив ясности сознания, и это и является высшим подтверждением реальности нашего "воображения". Далее мы обратили внимание на то, что внешняя механическая деятельность является тормозом, который необходимо преодолеть. Я знаю, что это очень сложная задача для человека.

Посмотрите - все всегда чем-то заняты - кто-то моет посуду, стирает белье и проверяет уроки у детей, кто-то размышляет о финансах или об идеях, смотрит телевизор и т.д. Так или иначе все всегда чем-то заняты. Более того - ничегонеделание воспринимается как вопиющее безделье, и еще с детства у человека вырабатывается негативная реакция на него. Внутренний цензор или внешний - так или иначе мир всегда будет против того, что ты сидел и ничего не делал. Изучив сложность отрыва от этой механической балластной деятельности я пришел к выводу, что наиболее простым и эффективным способом является продолжение текущей деятельности, внеся в нее лишь сопровождение вопросом - является ли эта деятельность именно тем, ради чего вообще я живу. В результате такого сопровождения сила довления паразитической деятельности надо мной ослабевает и я могу сосредоточиться и в некоторые моменты преодолеть ее. Когда я попросил одного из тех, кто ищет, описать суть своих проблем в этой области, он описал ее так: жемчужина образуется вокруг центра, вокруг песчинки. Если этой песчинки нет, то всех остальных условий недостаточно. Под этой песчинкой понимается некий всплеск осознания и способности пережить потребность обратиться вглубь себя. В самом деле без этого ничего невозможно. Поэтому мы вынуждены ходить вокруг да около и ждать момента, когда я почувствую потребность обратиться вглубь себя. Немедленно вслед за этой потребностью мы получаем и возможность сделать это, если все предварительные этапы изучены. Мы довольно быстро пробегаем весь путь от отрезания эмоций и далее, и становимся способны на некоторое время испытать всплеск осознания. И так до тех пор, пока внешня жизнь не выбьет из под меня опору в виде способности испытывать потребность. После этого наступают мрачные времена и мы снова ждем, потому что больше делать нечего.

Другой путь состоит в переживании самадхи: переживание самадхи - это огонь, при соприкосновении с которым сгорает любая карма. Само переживание самадхи лежит вне причин и следствий. Самадхи - это естественное наше состояние, возникающее немедленно, как только мы освобождаемся от отождествления себя с внешними качествами, стало быть самадхи - это наша природа, которая вне закономерностей, связывающих причины и следствия, т.е. вне кармы, но кармой связано то, что заслоняет от нас самадхи, и поэтому знание законов кармы полезно.
… Однако цена такой гибкости непомерна. Предлагаю такой эксперимент: мы начинаем принимать решения и выполнять их безусловно и не смотря ни на что. Для этого необходимо выбирать самые простые, самые легко выполнимые цели. Хорошо, если эти цели будут представлять для нас какой-то интерес, но это совсем не обязательно. Например я могу решить в течении часа не произнести ни звука. Это в принципе довольно интересно, а может и неинтересно. Не важно. И я выполняю это решение не смотря ни на что. Если вдруг небеса расколются и мне явится сам старик Зевс, я и тогда не пророню ни слова. Или полчаса не двигаться, и т.п. - у кого какая фантазия и кому что интересно. Настоятельно рекомендую не ставить себе трудновыполнимых целей - это попросту незачем. Когда ты поставить и реализуешь скажем сотню таких целей, то обрати внимание - изменилось что-то в тебе или нет. И если да - тогда тебе будет возможно интересно прочесть дальнейшее. Я считаю, что в результате того, что мы выполняем принятые решения, формируется некое "знание" о том, что принятые мною решения всегда выполняются. И задачи, которые ранее были крайне трудны, неожиданно станут может и не легко, но преодолимы. В частности, станет значительно легче создавать себе оазисы свободы от всякой внешней деятельности и обращать свое внимание внутрь на вопрос типа "что есть сознание", "кто воспринимает", "что есть я" и так далее - кому что ближе. Это еще один способ упростить себе решение задачи по устранению препятствий к самадхи сосредоточения. Кроме того это прикосновение к тому, что есть карма, и к тому, что есть свобода от нее.

Есть деятельность, которую мы когда-то начали, и теперь она продолжается. Например, моя юношеская сексуальная привязанность могла породить отношения с девушкой, которые мне собственно ни для чего более особенно не нужны, а я успел на ней уже жениться да детей родить и т.п. Когда осознается все это, то мы уже повязаны по рукам и ногам обязанностями и отношениями и несвободами. А все это в свою очередь приводит к тому, что мы непрерывно заняты паразитической деятельностью. Освободить себя от всего этого крайне непросто. Я вижу три способа: первый - это переживание самадхи, которое сжигает все, стоящее у него на пути. Второй - это механический разрыв того, что связывает. В моем примере это разрыв с моей женой, с ребенком, с родителями, со всеми теми, кто порицает меня за такое мое решение и т.д. По существу, это полное прекращение предыдущей жизни и начало жизни новой на совершенно новых основаниях. Я считаю этот метод допустимым тогда, когда все другие методы исчерпаны, и в частности исчерпан третий метод, о котором я напишу ниже. И дело тут не в морали - мне нет дела до морали - моя мораль - это стремление к истине. Дело в том, что при таком обрывании остаются как бы разорванные концы веревок, и они вьются и хлещут тебя по лицу. То есть если я к примеру разорвал некие отношения, то велика вероятность того, что я немедленно начну создавать новые - такие же! А вот этого наверное не хотелось бы, правда? Оборванные концы веревки - они вьются вокруг и пытаются обвязаться снова вокруг тебя. Ты не исчерпал следствия порожденных когда-то причин и теперь они снова рвутся к исчерпанию. Можно избежать нового окутывания - но для этого нужна высочайшая степень отчаянного стремления к свободе и к преодолению своих страстей.

Третий способ позволяет убить сразу двух зайцев. Состоит он не в разрыве, а в исчерпании следствий когда-то порожденных причин. Для этого необходимо как можно чаще и интенсивнее осознавать свое нежелание более следовать своей карме и потребность обрести свободу. Например, если речь идет о сексе, то я предложил бы во-первых исчерпать потребность в нем чисто механически - то есть завести кучу любовниц и потратить сколько можно времени и сил на сексуальные отношения. В результате можно начать чувствовать, что секс уже не является самой интересной и самой глубокой формой сексуального возбуждения. Гораздо интереснее и глубже - испытывать не сексуальные, а эротические чувства, а потом может статься, что гораздо глубже - не испытывать оргазм, а потом - вообще не проявлять сексуальные чувства, а позволять им оставаться в непроявленном виде - так, чтобы энергия не проходила в половые органы. В результате энергия может начать неожиданно ударять вверх в сердце и т.п. - это большая тема, и ее привел просто для примера. Итак первый этап - это механическое исчерпывание своего влечения. В результате это влечение может потерять частично или полностью свою силу (например интерес к бесконечному футболу), а может просто так преобразиться, что уже перестанет быть таковым и станет чем-то другим (например сексуальное влечение). Так или иначе, первоначальное механическое исчерпание в наиболее примитивной форме - первая часть третьего метода исчерпания кармы.

Далее я формирую предпочтение. То есть я отдаю себе отчет, что пустой секс для меня уже скучен, но ведь у меня есть любовница, которая хочет и требует продолжения отношений. Тогда я отдаю себе отчет в том, что хочу завершить свои отношения и с ней и с любой другой женщиной и не начинать их в таком виде более. Я просто отдаю себе в этом отчет и приступаю к ожиданию. Это второй этап, который может взаимопроникать в первый этап.
Третий этап - это собственно ожидание. Это активное ожидание. Это не просто ожидание - а это ожидание такой ситуации, в которой я безболезненно смогу повернуть ситуацию к затуханию. Всегда жизнь имеет какие-то развилки - я стараюсь дожидаться тех развилок, которые естественным путем приведут меня к завершению нежелательной ситуации.. Я лучше сейчас лишний год-два потрачу на что-то очень серьезное, чем потом лет через 20 вдруг обнаружу, что моя карма не исчерпана и надо снова возвращаться, а тогда может не оказаться удобных средств к ее исчерпанию. Конечно, надо учитывать, что самадхи сжигает все обрывки кармы, поэтому ради того, чтобы прямо сейчас переживать самадхи, можно рвать и бросать все что угодно.

Как я говорил, таким образом убивается два зайца: во-первых, мы исчерпываем имеющуюся карму. Во-вторых, ясно на своей шкуре почувствовав - как это непросто - мы не так легко будем создавать себе новую карму и сто раз подумаем прежде поддаться какому-то стремлению к обладанию чем-то. В результате мы сможем легче преодолеть и груз паразитической деятельности, который есть следствие кармических связей, и сможем легче отдаться переживанию стремления к самадхи сосредоточения. Более просто можно будет выделять куски жизни, когда мы полностью отрываемся от внешнего и сосредотачиваемся на той песчинке, вокруг которой будет нарастать жемчужина.

Заключение

Приглашаю к сотрудничеству тех, кто изучил мою книгу о самадхи более или менее тщательно, нашел ее содержание весьма интересным, сам попробовал провести какие-то эксперименты. Сотрудничество заключается в обмене опытом с другими людьми по проведению таких экспериментов. Интернет помогает нам преодолеть расстояние и обстоятельства.
Так получается, что здесь мало что зависит от личности человека - каким бы ты ни был - что бы тебе ни было свойственно более или менее - в конечно счете тебе придется отказаться от своей личности, и опыт переживания самадхи не зависит от того - более или менее развит в тебе интеллект, более или менее ты эмоционален, и т.п., потому что переживание самадхи внеличностно. Поэтому часто оказывается так, что опыт, полученный мною или тобою, оказывается очень полезным другому человеку, копающему в том же направлении. Даже мелкие детали могут оказаться очень важными - мы так часто спотыкаемся именно на мелочах.
Только оцени пожалуйста свои возможности: в самом ли деле ты готов проводить реальные эксперименты на своем сознании? Попробовал ли ты уже сделать что-то из того, что мною написано в книге? Получены ли какие-то результаты? Если да - значит ты не пустой теоретик, и это интересно.
Так что если ты хочешь поделиться с другими своим опытом, ознакомиться с опытом других - пиши мне на boddhi@usa.net
Эта книга про самадхи пишется уже довольно долгое время - иногда у меня возникает желание ее пополнять и продолжать, иногда нет. По адресу http://www.bodhi.ru она находится в своем актуальном виде на данный момент.

Бодхи
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

Пред.

Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 2 гостя

cron