Недостаточно исповедовать поваренную книгу

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум просто Сони

Модератор: просто Соня

#1 просто Соня » Ср, 7 сентября 2011, 9:30

Или: неправильное богословие не препятствует правильному созерцанию.

"Неправильное богословие" вовсе не препятствует "правильной мистике".
Даже исходя из неверных интеллектуальных представлений, человек может достичь, вступить в царство истины, где преображаются не только его ум, но и все его существо.
При этом ни "неправильное богословие" не терпит никакого ущерба, ни достигший святости человек, который вовсе от него не отказывается.


Те, кто думает, что я вас тут только достаю, - заблуждаются.
Евреев, например, достаю еще шибче. Но только знакомых и лично.
А тут чё-то дернуло меня пообщаться с незнакомыми. Мне их завсегда жалко, потому старалась вести себя деликатно и осмотрительно.

Речь зашла о критике христианского понятия Троицы.
Ну, а я, как всегда, завсегда согласная.
Соня никого не хочет победить.

Мой ответ:
"Да? Ваши мысли ближе к иеговизму, чем к иудаизму. Впрочем, какая разница.
Если собственные, значит ум не задогматизирован, а открыт для размышления.

Прежде всего, хочу сказать, что согласно взятому на себя самоограничению, никакой "пропагандой христианства" на этом форуме заниматься не буду. А вот его критикой - сколько угодно :).
Поэтому могу только в таком ключе говорить, скажем, о Троице.

Хоть понятие Троицы (в каждом случае - в своем особом смысле) свойственно и другим великим религиям (Тримурти индуизма, Трикайя буддизма), христианство находит единственное подтверждение понятия Троицы в Танахе (ВЗавете) в эпизоде явлениях трех ангелов Аврааму, поскольку Авраам к ним троим обращается в единственном числе и именует его-их так, как подобает только одному Богу Высочайшему.

Это весьма забавно, поскольку, если это так, то буквально в следующей главе повествуется об абсолютно для этого понятия невозможном, богохульственном и непредставимом "разделении Троицы": в С(о)дом отправляются только два ангела из трех.

(Неоднократно задавала этот вопрос православным архиереям и обычно слышала в ответ: "Знаете, я никогда об этом не задумывался")

Изображение

Поэтому, наиболее логичное, естественное и последовательное понимание этого эпизода в иудаизме христианству
(через несколько столетий начавшим все больше утрачивать связь со своим еврейским лоном)
просто неизвестно.

А именно:
В сопровождении двух ангелов Аврааму явился Мелех-ха-Поним, Ангел Лица": максимально возможное на земле материальной воплощение безначального непредставимого Бога.

(Это к вопросу о возможности боговоплощения в иудаизме).

Тем не менее, на основании христианского учения о Троице, или независимо от него, у Сергия Радонежского было видение Троицы столь великой просветляющей силы, что не только дало в последствии название Троице-Сергиевской лавре, но и всего лишь в пересказе ученика св. Сергия - преп. Никона вдохновило Андрея Рублева на создание не только шедевра мировой живописи, но и иконы, обладающей прямым преображающим воздействием на умы и сердца людей.

(Кстати, явление ангелов Аврааму - единственно допустимое в православии изображение Троицы. Иконография с бородатым дяденькой и голубком считается перенятой у католиков и еретической;
см., например, на сей счет работы французского иконописца-монаха Григория Круга.)

Что главное хочу тут сказать?
Что "неправильное богословие" вовсе не препятствует "правильной мистике". Даже исходя из неверных интеллектуальных представлений, человек может достичь, вступить в царство истины, где преображаются не только его ум, но и все его существо.
При этом ни "неправильное богословие" не терпит никакого ущерба, ни достигший святости человек, который вовсе от него не отказывается.

И напротив. Как говорил о системе Станиславского замечательный питерский режиссер Николай Акимов, "ни одна самая замечательная поваренная книга не может оправдать испорченного обеда".
Меня мало тревожит правильность, логическая стройность и историческая достоверность религиозных представлений.
А понимание религии как идеологии мне видится омерзительным богохульством.
Религия - это "поваренная книга"; просто читать и изучать ее, восхищаться ею - недостаточно. Недостаточно исповедовать поваренную книгу.. Надо использовать ее по назначению.

Изображение

Еще можно сказать, что религия - это золотой ключик от неведомой еще нам волшебной двери.
Ключом надо научиться пользоваться.
Дверь надо отыскать и открыть.

Поместить золотой ключик в драгоценный ларец и простираться перед ним ниц - странное занятие.

Изображение
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная


#3 просто Соня » Пт, 9 сентября 2011, 10:47

Тем тут немало:
- основная:
а) опасность наших вероисповедальных, интеллектуальных и прочих заблуждений
б) соотнесенность религиозных убеждений и молитвенного опыта

- понятие о Троицы в разных христианских традициях
(в частности, как и кто на форуме трактует приведенный эпизод с Авраамом)

- принципы диалога, разговора о вере с инославными. Когда нужно отстаивать свои убеждения, а когда можно, не выпячивая их, встать на точку зрения другого.
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#4 Кент » Пт, 9 сентября 2011, 12:01

...Соня - золотая ручка...ой ,пардон, золотой ключик к православиюИзображение...
Кент
Аватара
Откуда: Литва
Сообщения: 3273
Темы: 13
Зарегистрирован: Пн, 20 декабря 2004
С нами: 20 лет 7 месяцев

#5 просто Соня » Пт, 9 сентября 2011, 12:23

А не боитесь, что на приветливы на ваши на слова, я вдруг раскаркаюсь во все девичье горло?

Учение православной церкви о Пресвятой Троице

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что "один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен". "И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии".

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.
В.Н.Лосский говорит: "Апофатическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы".

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице "не только основа, но и высшая цель богословия, ибо... познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы."
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#6 просто Соня » Пт, 9 сентября 2011, 13:31

Это же элементарно, как Ватсон!

Мне не дано предугадать,
Как моя тема отзовется.
И вот пишу я где придется,
А кто ответит мне, - как знать?

Странный вы человек (не ведаю, какого вы пола ягода).
Свободного времени у меня нет вовсе.
А на форумах - чтобы, занимаясь несколькими делами одновременно,
то время, которое мне отпущено,
проживать как можно более интенсивно.

Деконцентрация (по Бахтиярову) - важнейшая духовная практика.

Вы уж простите, но мне правильно посоветовали удалять подобные ваши сообщения.
Если что по теме - всегда пожалуста.
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#7 просто Соня » Пн, 12 сентября 2011, 0:08

Вы книжку про Д'Артаньяна читали?
Вы помните, как ему скучно было фехтовать с одним? Вот непременно надо ему было сразу с 4мя?
Вот и у меня такая потребность: делать 4 дела одновременно.
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#8 просто Соня » Пн, 21 мая 2012, 9:50

Религия это лестница, а не эскалатор,
дорога, а не ковер-самолет,
Меню от ресторана - не насытит, но ... уже только читая, а не вкушая -
понимаешь, что это - место, куда стоит стремиться.
а особенно если меню - с картинками!!! =) (по православному - прелесть 1-го рода)
то есть легкие религиозные глюки: типа немыслимая энергия!!!!! счастье !!! любоооовь!!!!

Надо не цепляться за слова, не гордиться золотомедальной пятерочной зачеткой по всем христианским вопросам.
Стремиться к РЕАЛЬНОСТИ Христа, к тому что ЗА словами, на что слова могут только указать.
Пусть православие, Церковь, Христос и Матерь Божия нас защищают, а не мы - их.
Если я купила лопату и ею не пользуюсь, то вряд ли чейто накопаю /и это не смотря на надпись на упаковке - "она копает"! и надпись на лопате "озолочу!
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#9 просто Соня » Вс, 30 сентября 2012, 21:47

Фактически, все религии (не в ругательном, а настоящем смысле слова)
суть технологии выхода из я-маленькое в Я-большое, называемое Богом.
Битул йейш, двейкут, вэ ахавта... бе кол нафшеха, - все о том же:
об огромной важности и интенсивности этой устремленности.
Ведь чтобы оторваться от Земли, нужно набрать хотя бы первую космическую скорость ...

Так что базовую заповедь иудаизма можно сегодня было бы выразить так:
"Возлюби своё истинное Я, которое ты еще не ведаешь, со всевозможной и невозможной полнотой.
И тогда в той темной и тесной комнатушке, которую ты полагал единственным доступным тебе пространством, произойдет вспышка сверхновой, - и твое прежнее (нынешнее) единственно известное тебе "я" покажется тебе лишь ноготком на твоем мизинце, лишь листком на твоем дереве.
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная

#10 просто Соня » Вс, 30 сентября 2012, 21:49

Сперва показалось, что вы иронизируете.

А куда лучше не иронизировать, а ионизировать:
максимально повышать интенсивность и наполненность своего существования.

Гурджиев говорит, что человек не знает что он такое, пока не разовьет этот интенсив не повысит свою "скорость".
Он говорит так: идешь быстрей и быстрей, переходишь набег, и вдруг - ты уже легко едешь на велосипеде.
Едешь все быстрей и быстрей, изо всех сил нажимаешь на педали и вдруг - ты уже автомобиль!
Скорость немыслимая при твоем полном удобстве расслабленности.
Но ты все рано продолжаешь жать на педаль... и вдруг - ВЗЛЕТ.
Оказалось, что ты на самом-то деле самолет.Но и самолет не предел.
Ты все круче взмываешь в небо... и вот ....
полный отрыв и полный улет.
Ты - - РАКЕТА.
Вот кем ты был всегда на самом деле и чего никогда о себе не знал.
И никогда бы и не узнал. Если б не попробовал ...
просто Соня
Автор темы
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 14 лет 10 месяцев
О себе: исконно православная


Вернуться в Форум просто Сони

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя