Книга Самурая. Бусидо

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум Arka

Модератор: arka

#1 arka » Вс, 23 октября 2011, 20:33

Глава I
Вступление
Самурай должен прежде всего постоянно помнить -- помнить днем и ночью,
с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю
трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги -- что
он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он
сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью,
избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и
насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделенной
прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и
утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что
можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной
преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим
долгом перед господином и позабыть о верности семье. Но если он живет лишь
сегодняшним днем и не думает о дне завтрашнем, так, что, стоя перед
господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своем последнем
мгновении, а глядя в лица родственников он чувствует, что никогда не увидит
их вновь, тогда его чувства долга и преклонения будут искренними, а его
сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.
Но если он не помнит о смерти, он будет беззаботен и неосторожен, он
будет говорить слова, которые оскорбляют других, тем самым давая повод для
споров. Если на это не обратят внимания, их можно будет разрешить, но если
сделают упрек, он может окончиться ссорой. Если он прогуливается
увеселительных местах среди толпы без должной осторожности, то может
столкнуться с каким-нибудь большим глупцом и будет тянут в ссору еще прежде,
чем поймет это. Тогда он может быть убит, имя его господина -- запятнано, а
его родители и родственники -- осыпаны упреками.
Все эти несчастья идут от того, что он не помнит все время о смерти.
Тот же, кто делает это, будет, как и полагается самураю, говоря самому или
отвечая другим, тщательно взвешивать каждое слово и не вдаваться в
бесполезные споры. Самурай не позволит никому заманить себя в ловушку, где
он внезапно может оказаться в безвыходном положении, и потому избегнет зол и
бедствий. И верхи, и низы, если они забывают о смерти, склонны к нездоровым
излишествам в еде, вине и женщинах, поэтому они умирают преждевременно от
болезней печени и селезенки, и даже пока они живы, болезнь делает их
существование бесполезным. Но те, у которых всегда перед глазами лик смерти,
сильны и здоровы в молодости, а поскольку они берегут здоровье, умеренны в
еде и вине и избегают женщин, будучи воздержанными и скромными во всем,
болезни не иссушают их, а жизнь их долга и прекрасна.
Тот, кто живет в этом мире, может потакать всем своим желаниям; тогда
его алчность возрастает так, что он желает того, что принадлежит другим, и
не довольствуется тем, что имеет, становясь похожим на простого торговца. Но
если он всегда смотрит в лицо смерти, он не будет привязан к вещам и не
проявит неуемности и жадности, станет, как я говорил прежде, прекрасным
человеком. Что касается размышления о смерти, то Ёсида Кэнко в
"Цурэдзурэ-гуса" говорит, что монах Синкай имел обыкновение сидеть днями
напролет, размышляя о своем конце; несомненно, это очень удобный Для
отшельника, но не для воина.
Ведь тогда он должен был бы пренебречь своим военным долгом и
отказаться от пути верности и сыновней почтительности. Самурай же, наоборот,
должен постоянно быть занят и общественным, и личным. Но когда бы у него не
появлялось немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен
забывать возвращаться к вопросу о смерти и размышлять о ней. Разве не
сказано, что Кусуноки Масасигэ увещевал своего сына Масацуру всегда помнить
о смерти? Все это предназначено для обучения юного самурая.
http://lib.ru/JAPAN/samuraj.txt
Сегодня начала читать эту книгу. Очень интересно и поучительно, хотя есть и спорные моменты :smile: .
Рекомендую к прочтению всем, кого интересуют изыскания Сергея Николаевича, да и сам Сергей Николаевич, помнится, цитировал в своих книгах отрывки из "Книги Самурая " :smile: .
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев


Re: Книга Самурая. Бусидо

#3 arka » Вс, 23 октября 2011, 21:47

"Самый длинный путь оказывается самым коротким, это относится не только
к дорогам. Об этом стоит помнить всегда."
"Чтобы постичь вершины преданности, самурай не может называть своими собственными ни свое тело,
ни свою душу. "
"Когда-то некто Байа Мино,
прославленный ветеран дома Такэда из Кай, повесил на стене своего дома
надпись из четырех иероглифов, составляющую его жизненный принцип: "Поле
битвы -- мое убежище"."
"Долг самурая состоит в том, чтобы быть бдительным и
внимательным, и все время думать о том, как сослужить любую возможную
службу, для исполнения которой он назначен."

"Грязь на одежде можно смыть щелоком, а порок так въедайся в сердце
человека, что выкорчевать его нельзя. Стирать одежды два-три раза в год
достаточно, но сердце необходимо очищать каждый день, из года в год, засыпая
просыпаясь, и все равно оно так легко загрязняется. И как для одежды
нужен щелок, так и для очищения сердца самурая нужны верность, долг и
доблесть. Ибо кто-то следует сыновней почтительности, а кто-то --
постоянству, и даже в том, кто исполнен верности и долга, остается несмытой
какая-то грязь. Но если ко всему этому добавить доблесть и помнить о них
неустанно, можно полностью очиститься от скверны. Такова глубочайшая тайна
очищения сердца самурая."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#4 Благодарю » Вс, 23 октября 2011, 21:54

ты шоль кого тут резать собралась? :smile:
Благодарю
Аватара
Откуда: http://fastpic.ru/
Сообщения: 21887
Темы: 729
Зарегистрирован: Чт, 2 ноября 2006
С нами: 17 лет 5 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#5 arka » Вс, 23 октября 2011, 22:15

А эту главу хочется привести целиком:
" Взятая и украденная власть

О самурае, находящемся на службе, можно сказать, что он берет власть у
своего хозяина, или что он ворует ее у него. Точно так же о господине можно
сказать, что он либо отдает свою власть самураю, либо позволяет ему украсть
ее. Если молодой самурай или самурай низкого ранга занимает важный пост, он
может не знать общественных устоев или обычаев, и должен тогда исполнять
свои обязанности под эгидой власти своего господина. Тогда он лишь временно
пользуется своей властью и употребляет ее на пользу господину. Это -- взятая
власть, и если, опираясь на нее, самурай исполняет намерения своего
господина, делает добро людям и затем отдает ее обратно, он справедливо
пользуется ею, выполняя свой долг с необходимой осмотрительностью. Но если
он, видя, как его товарищи и другие люди обращаются к нему почтительно и
благоговейно, становится жадным и самодовольным и не желает расставаться со
своей властью, тогда можно говорить, что он крадет ее.
Что касается другого типа власти, которой господин наделяет от своего
имени вассалов, то в древние времена знатные люди и знаменитые командующие
делали это до определенной степени. Порой, когда они должны были вернуть ее
после выполнени задания, но в силу беспечности оставляли ее у вассалов,
случалось так, что вернуть пасть они могли уже лишь дорого заплатив за это.
В данном случае вассалы просто крали у них власть. Это не только величайший
позор для господина, но это и приносит ему огромный ущерб. Ибо, если у
вассалов слишком много власти, власть самого господина уменьшается, и если
люди начнут думать, что могут получить все, что хотят, почитая вассала,
поскольку в его руках сосредоточены все пути к господину, они станут
заботиться лишь о том, чтобы угодить вассалу, считая господина чем-то
второстепенным. Тогда великодушные отношения господина и вассала исчезнут, и
верные самураи заметят их отсутствие. В таком случае, если вдруг возникает
опасность, не на кого будет положиться. Более того, не только внешние
вассалы, но и те, что находятся подле своего господина, попадут под власть
такого человека, они замкнутся в себе и это тоже плохо для господина. Ведь
они ничего не скажут о том, что заметят, но пожалеют об этом в сердце своем
и тайно пожалуются своим друзьям. Никто из них не встанет и не доложит об
этом господину. Поэтому, деспотическое поведение и пристрастность
нарушителя, степень его влияния и славы останутся неизвестными господину,
который думает, что все идет хорошо, и своей небрежностью навлекает большую
беду. А неспособность распознавать людей всегда считалась огромным
недостатком для господина и командующего.
Человек, не обращающий внимания на то, что думает его господин, не
прислушивается и к мнению своих сослуживцев. Он будет благоволить мелким
чиновникам и Давать своим друзьям и знакомым деньги и взятки из тех средств,
что принадлежат господину, при этом оставляя их подарки себе. Принимая
гостей, он угощает их рыбой, вином и пирожными со стола своего господина.
Действуя по принципу: "То, что надлежит господину -- мое, а то что мое -это
только мое собственное", он подрывает хозяйство своего господина и наносит
ему огромный вред. Хорошо подумай обо всем этом и помни, что следует всегда
оставаться скромным и подавлять в себе желания, даже если господин дарует
тебе привилегии, дабы не омрачить сияние его славы. Как гласит древняя
пословица: "Верный вассал живет не своей жизнью, но жизнью своего
господина"."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#6 arka » Вс, 23 октября 2011, 22:19

"Каким бы умным и мудрым ни был
самурай от природы, всегда очень легко подхватить болезнь жадности, и если
ему поручено собирать деньги для своего господина и следить за их расходом,
он может возгордиться, стать расточительным и попытаться присвоить средства
господина, он будет строить дома, собирать редкие вещи и одеваться в дорогие
одежды. Такой вассал зовется "вором"."


" Лень

Самурай, находящийся на службе, должен жить сегодняшним днем и не
заботиться о дне завтрашнем, ибо если он день за днем ревностно и усердно
исполняет свой долг так, что ничего не остается несделанным, ему не о чем
сожалеть и не в чем упрекать себя. Беда приходит тогда, когда люди
полагаются на будущее, становятся ленивыми, праздными и позволяют делам
выскальзывать из рук, когда, после долгих рассуждений, они откладывают
срочные дела, не говоря уже о менее важных, полагая, что могут сделать их и
завтра. Они перекладывают одно на одного товарища и бранят другого за
другое, желая, чтобы за них все сделали, а если помочь некому, они оставляют
дело несделанным, так что вскоре таких неоконченных дел скапливается великое
множество. Эта ошибка происходит от того, что люди полагаются на будущее,
чего следует всячески избегать...
Когда самураю надлежит отправляться на
охрану замка господина, никакие личные причины не могут оправдать его
опоздание."

"Дорога
Надо помнить, что беды идут снизу, поэтому,
сопровождая в путешествии своего господина, нужно следить не только за
собой, но и за своими товарищами, и увещевать всex, вплоть до самых низших,
дабы они не совершили неосмотрительного поступка."

"Проявление чувств

Самурай, оказавший своему господину особую услугу и считающий, что
совершил что-то необычайное, даже если остальные тоже считают так и хвалят
его, должен понимать, что сам господин может считать иначе. Поэтому, если
вассал не получает никакой награды и думает, что его заслуги не оценили, он
может быть разочарован и проявить свои чувства, жалуясь на несправедливость
господина. Вряд ли нужно говорить, что так поступает только тот, кто не
знает, что такое служба.
Самураи во время внутренных войн бесчисленное количество раз
участвовали в сражениях, рисковали жизнями ради своих хозяев и командиров,
но никогда не рассуждали о своих заслугах или подвигах.
гражданская же служба -- не более, чем ерзанье на циновке, потирание
ладонями и сражение языком. Она не имеет ничего общего с рискованней жизнью
в войне. Но на войне или в мирное время -- самурай всегда должен служить,
будучи преисполнен духа верности. Совершает ли он что-то выдающееся и
достойное похвалы, или нет -- об этом судить господину. Достаточно того, что
он достойно исполняет свой долг. Ничто не должно вынуждать его выражать
недовольство."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#7 escape » Вс, 23 октября 2011, 23:09

а зачем сюда всё копипастить? :wacko:
escape
Аватара
Сообщения: 2850
Темы: 30
Зарегистрирован: Чт, 27 января 2011
С нами: 13 лет 2 месяца
О себе: скво

Re: Книга Самурая. Бусидо

#8 arka » Чт, 27 октября 2011, 20:15

"Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В
этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах
служения. Однако, делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны
человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди
полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи.
Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди
думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так --
все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты
заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли
он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться,
что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него,
подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли.
В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать -- с помощью
письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй
любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о
своих недостатках, не упоминая его слабые стороны -- но так, чтобы он сам
задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает
воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему
исправить ошибки.
Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на многолетнюю
привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по
себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их
ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину -- вот что
значит проявлять сострадание слуги. Но если ты просто заклеймил человека,
как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?"



" Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того,
если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого
усилия, ты совершишь много ошибок. Путь -- это нечто более возвышенное, чем
праведность. Убедиться в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость.
Если смотреть на все с этой точки зрения, вещи наподобие праведности
покажутся довольно мелкими. Если человек не понимает этого сам, понять это
нельзя вообще. Однако есть возможность стать на Путь, даже если ты не
понимаешь этого. Это можно сделать, советуясь с другими. Даже тот, кто не
постиг Пути, видит других со стороны. Это напоминает поговорку игроков в го:
"Тот, кто видит со стороны, смотрит восемью глазами". Изречение: "Мысль за
мыслью мы осознаем наши собственные ошибки" также сводится к тому, что
высочайший Путь обретают, прислушиваясь к мнению других людей. Книги и
предания старины учат нас отказу от рациональных измышлений и пониманию
мудрости древних."

"есть также еще один этап, который важнее всех
остальных. На этой стадии человек постигает бесконечность совершенствования
на Пути и никогда не считает, что прибыл. Он точно знает свои недостатки и
никогда не думает, что преуспел. Он лишен гордости, и благодаря своему
смирению постигает Путь до конца.
Говорят, мастер Ягю однажды заметил: "Я не знаю, как побеждать других;
я знаю, как побеждать себя".
Всю свою жизнь прилежно учись. Каждый день становись более искусным,
чем ты был за день до этого, а на следующий день -- более искусным, чем
сегодня. Совершенствование не имеет конца."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#9 arka » Чт, 27 октября 2011, 20:34

"Путь Самурая -- это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может
случиться с тобой в следующий миг."

"Нехорошо привязываться к одному набору представлений. Если ты приложил
усилия, чтобы понять что-то, а затем довольствуешься достигнутым пониманием,
ты совершаешь ошибку. Вначале нужно прилагать усилия, чтобы убедиться, что
ты понял главное, а затем претворять его в жизнь. Так человек должен
поступать постоянно. Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени
понимания. Всегда говори себе: "Этого недостаточно".
Человек должен всю жизнь стремиться к тому, чтобы никогда не отступать
от Пути. Он должен учиться, постоянно работая над собой и ничего не оставляя
без внимания. В этом Путь."

" Как человек должен отвечать, когда его спрашивают: "Что больше всего
помогает стать прилежным и достичь цели"?
Прежде всего скажем: "Для этого нужно в это самое мгновение пребывать в
ясном, незамутненном расположении духа". Все люди, как правило, выглядят
подавленными.
До если у человека ясное, незамутненное расположение духа, его черты
будут живыми. Что бы он ни делал, он всегда будет помнить о чем-то одном. В
отношении господина -- это преданность; в отношении родителей -- это
сыновнее почитание; в отношении боевых искусств -- это смелость. Это также
то, что может быть использовано в любое время.
Открыть в себе это качество очень трудно. И даже если оно открыто,
очень трудно быть верным ему постоянно.
Нет ничего за пределами текущего мгновения."

" Непостоянство и своеволие уводят нас от Пути и показывают нам, что мы
совсем неопытны. Так мы приносим много вреда.
Учение -- хорошая вещь, но очень часто оно приводит к ошибкам. Здесь
уместно вспомнить наставление священника Конана. Чтобы мы могли понять свои
несовершенства, он советовал нам присматриваться к делам выдающихся людей.
Но мы никогда не делаем этого. Мы, гордимся своими суждениями и любим
поспорить."

"Когда сталкиваешься с неудачами и трудностями, недостаточно просто не
беспокоиться. Когда сталкиваешься с трудностями, нужно смело и радостно
бросаться вперед. Преодолевая препятствия одно за другим, ты будешь
действовать в соответствии с пословицей: "Чем больше воды, тем выше корабль"
((1--6))."
"
" То, что называют щедростью, на самом деле есть сострадание. В "Синъэй"
говорится: "Когда смотришь глазами сострадания, никто не вызывает неприязни.
Грешник достоин большей жалости, чем кто-либо другой". Широта и глубина
сердца беспредельны. В сердце есть место для всего. Мы почитаем мудрецов
Трех древних царств ((1--9)), потому, что их сострадание распространяется до
наших дней.
Все, что ты делаешь, ты должен делать во имя своего хозяина, родителей
и человечества, а также во имя своих потомков. Это и есть великое
сострадание. Мудрость и смелость, которые приходят вместе с состраданием, --
это подлинная мудрость и подлинная смелость. Когда ты наказываешь или
добиваешься чего-то с состраданием в душе, твои действия будут безупречны.
Делать что-то для себя -- мелочно и недостойно; такие поступки всегда
оборачиваются злом. Недавно я понял, что такое мудрость и смелость. Но
только сейчас я начинаю понимать, что такое сострадание.
Господин Иэясу сказал: "Чтобы умело руководить страной, нужно иметь
сострадание, ведь когда думаешь о людях как о своих детях, люди будут думать
о тебе, как о своем родителе". Более того, не можем ли мы предположить, что
"общественный родитель" и "общественный ребенок" (то есть, предводитель
общества и его представитель) названы так, потому что гармония их отношений
близка к гармонии отношений родителей и детей?
Понятно, что слова господина Набэсима: "Тот, кто доискивается до чужих
недостатков, будет наказан" продиктованы его состраданием. Его изречение:
"Закон не подлежит обсуждению" также можно считать проявлением сострадания
((1--10)). Господин Набэсима подчеркивает, что мы можем понять закон лишь в
том случае, когда мы изведали неизреченного."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#10 Петров » Пн, 31 октября 2011, 2:19

Это уже глупости. Важней было то,что предшествовало самураям,когда"господ" не было,а люди - были.
Вот это действительно стоящее. А о рабах и без этого достаточно известно.
Петров
Аватара
Откуда: 007
Сообщения: 1167
Темы: 18
Зарегистрирован: Пн, 19 сентября 2011
С нами: 12 лет 6 месяцев
О себе: 1

Re: Книга Самурая. Бусидо

#11 Holger » Пн, 31 октября 2011, 20:55

классика. :approve:
Holger
Сообщения: 2420
Темы: 69
Зарегистрирован: Пт, 27 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: Книга Самурая. Бусидо

#12 SibircevSD » Пн, 31 октября 2011, 20:58

arka, :approve:

Хотя я уже не по пути Бусидо, а по пути Будо иду :)
SibircevSD M
Аватара
Откуда: Россия, Архангельск
Сообщения: 1378
Темы: 36
Зарегистрирован: Сб, 27 октября 2007
С нами: 16 лет 5 месяцев

Re: Книга Самурая. Бусидо

#13 Holger » Пн, 31 октября 2011, 21:06

А в чем разница? Вообще, книжка называется "Будосесинсю", вроде бы.
Holger
Сообщения: 2420
Темы: 69
Зарегистрирован: Пт, 27 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца


Вернуться в Форум Arka

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php