философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум Arka

Модератор: arka

#1 arka » Пт, 25 февраля 2011, 16:51

Недавно я перечитывала старый номер одного журнала и открыла для себя этого автора,
Философа-эссеиста, культуролога, критика, мемуариста - Григория Померанца.
Изображение
Померанц Григорий Соломонович, Миркина Зинаида Александровна
Спойлер
Биография Г.С. Померанца

Родился в г. Вильно (ныне Вильнюс) в 1918 г. Окончил отделение русской литературы Института истории, философии, литературы (МИФЛИ) в 1940 г. За "идеологически невыдержанную" курсовую о Достоевском не был допущен в аспирантуру.
Участник Великой Отечественной войны, прошел от Сталинграда до Берлина, был дважды ранен. В 1946 исключен из ВКП(б) за “антипартийные заявления”. В 1949 арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осужден; после смерти Сталина (1953) освобожден и реабилитирован (1956). Работал преподавателем Тульского пед. института (1940-41), в тресте Союзэнергомонтаж, киоскером “Союзпечати” (1946-49), учителем в сельской школе (1953-56), библиографом в отделе стран Азии и Африки ФБОН АН С ССР (с 1956).
Григорий Померанц был близок к диссидентским кругам, много печатался в там- и самиздате. В 1965 году его дискуссионное выступление в Институте Философии "О роли нравстенного облика личности в жизни исторического коллектива" было опубликовано в самиздате и стало одним из знаковых событий инакомыслия 60-х. Произведения Померанца выходили также в Мюнхене (сборник "Неопубликованное", 1972 г., состоявший из самиздатских текстов 60-х), Париже ("Сны Земли", 1984), Нью-Йорке ("Открытость бездне. Этюды о Достоевском", 1989 г.). С 1990 года печатается в России: "Открытость бездне. Встречи с Достоевским", М., 1990; "Собирание себя" (цикл эссе о становлении личности), М., 1993; авторский сборник эссе в обложке журнала "Русское богатство", М., 1994, 2; "Выход из транса" (сборник философских и религиозных эссе, начиная с 60-х и кончая 90-ми), М., 1995; мемуарно-философская книга "Записки гадкого утенка", М., 1998; "Страстная односторонность и бессмертие духа" (сборник эссе, в основном о литературе), М., 1998. Публикует книги также в соавторстве со своей женой, поэтессой Зинаидой Миркиной (Например, "Великие религии мира"). Регулярно читает лекции в Музее российских меценатов и благотворителей (Москва, ул. Донская, 9).
А вскоре увидела в одной из тем в медиатеке его рецензию на фильм "Месть".
Хочу предложить и другим форумчанам узнать побольше об этом человеке. О его книгах.

"Никакое знамя не гарантирует чистоты. И религия, принятая на веру, без глубокого внутреннего опыта, ничего не меняет "

"То, что мы обычно считаем своим я, — только узелок мы. В нем связаны ниточки наследственности, впечатлений детства, юности, любви, страха, следы прочитанных книг... Время завязывает узлы, и время развязывает их. Началось в прошлом, исчезнет в будущем. Ничего этого нет в вечности. Если узелок времени и есть я, то я — иллюзия. Если это самость, то самость — препятствие, которое должно быть разрушено в поисках вечного. Но за будничным, временным что-то есть. Что-то "не ставшее, не рожденное, не сотворенное", как сказал Будда. И чтобы прийти к этому "не ставшему, не рожденному", действительно надо разрушить или, по крайней мере, расшатать, сделать не сплошным, сделать прозрачным все ставшее, рожденное, сотворенное. Смотреть на него, как на хворост, сгорающий в огне смерти. И тогда за этим огнем, за смертью начинает мерцать что-то, на что откликается мое сердце, что-то глубинное мое — и бесконечно большее, чем я.".
Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка" (с)
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_book340d.html?id=86776&aid=55
А это ссылка на сайт Г. Померанца с возможностью посмотреть передачи с ним:
http://pomeranz.ru/video.htm
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев


Re: Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#3 СТ » Пт, 25 февраля 2011, 16:54

он был 2 раза в Школе злословия, второй раз вместе с супругой. Удивительная пара.
СТ
Откуда: почти отовсюду
Сообщения: 4956
Темы: 10
Зарегистрирован: Пн, 4 февраля 2008
С нами: 16 лет 1 месяц

Re: Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#4 arka » Сб, 26 февраля 2011, 12:33

СТ писал(а):он был 2 раза в Школе злословия, второй раз вместе с супругой. Удивительная пара.
СТ, к сожалению, не смотрела эту передачу.
А вот ссылка на другую передачу с Григорием Померанцем:
http://tfile.ru/forum/viewtopic.php?t=327983
Может, вам будет интересно.
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#5 Hanuman » Сб, 26 февраля 2011, 12:40

Во . проснулись :-D :-D :-D
Соня Хабинская про это в ТЗ уже десять тем открыла ... :-D :-D :-D
Hanuman
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 17988
Темы: 343
Зарегистрирован: Ср, 1 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: OM

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#6 arka » Сб, 26 февраля 2011, 12:46

Hanuman, извини, не читала темы Сони о Померанце :pardon: . Кроме её сообщения в медиатеке :smile: .
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#7 Hanuman » Сб, 26 февраля 2011, 12:52

дык , я то же пока не читал .... :-D
а што , стОит ? :unsure: :unsure: :unsure:
Hanuman
Аватара
Откуда: Питер
Сообщения: 17988
Темы: 343
Зарегистрирован: Ср, 1 ноября 2006
С нами: 17 лет 4 месяца
О себе: OM

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#8 arka » Сб, 26 февраля 2011, 12:58

Hanuman писал(а):дык , я то же пока не читал .... :-D
а што , стОит ? :unsure: :unsure: :unsure:
думаю, это вы сами решите :smile: .
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#9 Монархист » Вс, 27 февраля 2011, 2:08

Начал читать его эссе "Гадкий утёнок".

Обсудим потом на вашем подфоруме. :frends:
Монархист
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#10 arka » Вс, 27 февраля 2011, 18:46

Монархист писал(а):Начал читать его эссе "Гадкий утёнок".

Обсудим потом на вашем подфоруме. :frends:
Хорошо :smile: . Да, и спасибо вам, Монархист, за рецензию Г.Померанца к фильму "Месть" :rose: . Хотя сначала я больше обратила внимания на то, что сказано в этой рецензии, чем на то, кем сказано. Но думаю, что это только в плюс Померанцу :smile: .
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#11 miss* » Вс, 27 февраля 2011, 18:55

10 лет назад Гордон к себе приглашал несколько раз Померанца, в свою ночную передачу (не помню название), заслушивалась с открытым ртом. После уже отправилась в магазин за его книгами. Он для меня был открытием года. Вообще, Гордону благодарна за тот его цикл передач, много интересных людей у него бывало.
miss*
Аватара
Откуда: М 31
Сообщения: 2114
Темы: 30
Зарегистрирован: Вт, 4 октября 2005
С нами: 18 лет 5 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#12 Монархист » Пн, 28 февраля 2011, 0:46

arka писал(а):Хорошо :smile: . Да, и спасибо вам, Монархист, за рецензию Г.Померанца к фильму "Месть" :rose: . Хотя сначала я больше обратила внимания на то, что сказано в этой рецензии, чем на то, кем сказано. Но думаю, что это только в плюс Померанцу :smile: .

Ещё вы, по-видимому, не читали мою перепечатку Померанца также из "Искусства кино" в Точке зрения - его эссе "Философия идиота" с моими комментами и "Один шаг". Тема скоро уйдёт вниз и её удалят. Её надо будет перенести либо к вам в подфорум, либо ко мне.

Да, Арка, а в "Записках гадкого утёнка" страниц немало. Это надолго затянет чтение... :unsure: Глаза устают при чтении с компа. Я как-то читал "Красное колесо" Солженицына и за прошлую зиму прочитал лишь 23 главы. Глаза болели и я бросил. Это не более 10%.

Стр. 35 "гадкого утёнка". "От Гоголя я просто бежал. До сих пор не могу вынести этой тесноты этого миргородского гроба, в к-м заживо хоронят. Помню, как я захлопнул "Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем", не выдержав более двух страниц и зарылся в "Афоризмату Тита Левиафанского"".

А я ставил "Иван Ивановича" Гоголя дипломным институтским спектаклем в средней школе с актёрами 7-классниками. Это добрая ирония на тему местечкового жлобства. О том, как скучен бывает быт с его проблемами, если только им и жить. Мне понравилось. :smile:

У Померанца много чего интересного и не потерявшего актуальность.
Монархист
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#13 arka » Пн, 28 февраля 2011, 15:06

Монархист писал(а):Ещё вы, по-видимому, не читали мою перепечатку Померанца также из "Искусства кино" в Точке зрения - его эссе "Философия идиота" с моими комментами и "Один шаг". Тема скоро уйдёт вниз и её удалят. Её надо будет перенести либо к вам в подфорум, либо ко мне.
Да, не читала пока, Монархист. Хотя после поста Ханумана заглянула в ТЗ и увидела там эту вашу тему. И тоже хотела предложить вам перенести её в мой подфорум, если захотите, чтобы она не была удалена в архив. Но поскольку у вас есть и свой подфорум, то решайте сами, к себе переносить, или ко мне :smile: .
Монархист писал(а):Да, Арка, а в "Записках гадкого утёнка" страниц немало. Это надолго затянет чтение... :unsure: Глаза устают при чтении с компа. Я как-то читал "Красное колесо" Солженицына и за прошлую зиму прочитал лишь 23 главы. Глаза болели и я бросил. Это не более 10%.
Да, немало страниц :yes: . Но я сейчас почти все книги, которые читаю, читаю на компе. Ну а вы сами для себя решите, продолжать вам чтение, или нет :smile: .
Монархист писал(а):Стр. 35 "гадкого утёнка". "От Гоголя я просто бежал. До сих пор не могу вынести этой тесноты этого миргородского гроба, в к-м заживо хоронят. Помню, как я захлопнул "Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем", не выдержав более двух страниц и зарылся в "Афоризмату Тита Левиафанского"".

А я ставил "Иван Ивановича" Гоголя дипломным институтским спектаклем в средней школе с актёрами 7-классниками. Это добрая ирония на тему местечкового жлобства. О том, как скучен бывает быт с его проблемами, если только им и жить. Мне понравилось. :smile:
Интересно, Монархист :smile: .
Я Гоголя давненько читала :? . И то далеко не всё. Хочу прочитать теперь некоторые его книги, если пойдут. Вот только очередь на чтение установилась большая, так что даже не представляю пока, когда доберусь до Гоголя :unsure: . Сейчас читаю "Записки гадкого утёнка", и ещё есть несколько недочитанных книг. Временно приостановленных в середине чтения по разным причинам. А вы всего Гоголя читали? "Из избранной переписки с друзьями читали", например? Я даже не знаю пока, о чём там :? . Хочу прочитать.
Монархист писал(а):У Померанца много чего интересного и не потерявшего актуальность.
:yes: Конечно, не стоит ожидать что во всём согласишься с автором, но, думаю, что его опыт становления личности будет очень полезен многим людям.
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#14 arka » Вт, 1 марта 2011, 18:29

Цитаты из книги:
"всякая трудность, если перемочь ее, дает силу. "

"В каждом полку у меня завелись приятели, интеллигенты, которым плевать было на чины и звания; были и гонители, чопорные офицеры, полные сознания своего капитанского или майорского достоинства. Особенно я запомнил белобрысого капитана Мацкевича, обливавшего меня презрением, когда мы встречались, и я по уставу прикладывал руку к пилотке. Мы никогда не разговаривали. Но встречать в глазах презрение к своей внештатной фигуре, к личности, нарушавшей стройность иерархии, было неприятно. Каждый раз приходилось сделать усилие, чтобы устоять против взгляда, который так и ставит тебя на место. Я страдал, как подпольный человек Достоевского от встреч с офицером, гремевшим саблей, и был рад, когда Мацкевича не то убили, не то ранили. А между тем — кто знает — если бы мы вместе оказались под огнем..."

"Я не жалею, что родился в XX веке. Я его вынес. И даже если вся вселенная обрушится на меня... что ж, я отвечу ей в духе Паскаля: ты не зачеркнешь того, что во мне сложилось.
Война не стерла моей хрупкости, уязвимости, без которых нет настоящей чувствительности, но на эту "почти женскую чувствительность", как выразилась обо мне одна девушка, наложился азарт боя... и в конце концов мужество отделилось от боевого "мы", стало независимым и свободным и как бы повернулось снаружи внутрь."

"Шестую главу я закончил цитатами из Раджнеша. Он лучше меня понял смысл страха и выхода из страха. И многое другое он понимает лучше меня. Но его призыв к бунту против культуры, к простоте реакций животного — меня оттолкнул. Может быть, потому, что бунтом мы сыты. Но, кажется, не только потому. Упругость воли — самое естественное дело, но у человека она сама собой не получается. Мне под Котлубанью очень естественно хотелось бежать сломя голову, и слава Богу, что хватило ума лежать и думать и выбрать другую возможность, дремавшую во мне, и преодолеть страх, и выработать в себе способность жить под огнем. А сколько раз позже, в мирных ссорах, хотелось сказать обидное, ударить словом, а разум не позволял, и вдруг, как рубильником, обрубая ссору, я говорил: вспомни, мы любим друг друга; это гораздо важнее, чем то, из-за чего мы спорим..."

"Каждый мужчина, наверное, знает минуты, когда все захватывает инстинкт. Об этом с упоением писал Архилох — и с отвращением Марина Цветаева (в письме Бахраху). От такой естественности сердце становится пустым и "одиночество хлещет, как реки" (Рильке). Это проклятие любви. Только упругая воля может спасти чувство и привести сердце к сердцу, а не только (и не столько) пол к полу. Не рассуждение, нет — его сметет страсть, — но мгновенная искра сознания и воли, без всякого промежутка. Искра, которая одновременно и сознание, и действие. То, чего добивается дзэн, заставляя монахов стрелять из лука и фехтовать, и что само собой складывается на войне.

Человек — не котенок. В человеке заложена возможность того, что Зина назвала второй естественностью. Призыв к простоте животного имеет смысл внутри культуры. Чжуан-цзы прав в споре с застывшим ритуалом. Но если убрать Конфуция, упадет и правда Чжуан-цзы. Они дополняют друг друга.

Недовольство собой и стремление к высшему — не обязательно источник невроза. Пастернак писал о вечном недовольстве художника. При упругости воли такое недовольство действует, как пружина. Да, в моем беспомощном отрочестве недовольство собой ни к чему не вело, кроме комплексов, и заводило в подполье. Но истинная духовная неудовлетворенность — медленно действующая пружина, толкающая до последнего вздоха..."

"Три мертвых года после войны. Я тогда ужасно много спал. Словно хотел совсем заснуть и не проснуться. Заведующий производственным отделом треста, где я полгода служил, добрый человек, предлагал мне стать заправским техником. Лучший выход для клейменого, подальше от идеологии, и в лагере бы пригодилось. А я отказался, предпочел унизительное положение человека, которого держат из милости и в конце концов выгнали. Насколько легче мне было бы учить ремесло техника в 46-м, чем в лагере — ремесло нормировщика. Но роль техника меня отталкивала, и я не нашел ни малейших сил, чтобы освоить ее. Мне нужно было мое собственное амплуа — или ничего. И я соглашался на роль статиста, не требовавшую никакого усилия. Типичное поведение неудачника. Только арест меня встряхнул. Я принял его как объявление войны и оделся в остатки военной формы и почувствовал себя снова в бою — и снова нашел в себе мужество и волю. А тут уже судьба ввела меня в 16-ю камеру и снова подарила чувство локтя, чувство братства. В этой антиструктуре я рос и накапливал самого себя. И в конце концов понял, что нет маленьких ролей, есть только маленькие актеры.

В 60-е годы я взял роль библиографа — и сделал ее большой. Нашел в "профессии неудачника" свои возможности. Леонид Ефимович спрашивал, что у меня за работа, которая мне так много дала. А работа была незавидная. Сперва очень от нее голова болела. Но потом привык, научился просматривать статьи и писать аннотации галопом, высвобождая себе время читать то, что интересно, и за несколько лет стал заправским востоковедом и культурологом и социологом. Мне никто не дал простора для развития. Я сам его создал, — и в моем ничтожном положении нашел залог свободы: меня нельзя было запугать угрозой снять с работы (это с какой именно? С библиографического конвейера? За 105 р. в месяц? Да любая другая была бы легче)."

"Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт — первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой."

"В середине ночи нас собрали в колонну и повели на прорыв. Шли все скорее и скорее (надо было наверстать часы, упущенные в сборах). Чтобы не отстать, я схватился за задок брички с каким-то минометным имуществом. Ездовой ругал меня, — лошадям и без того трудно, — но я не отпускал бричку. Так прошли еще несколько километров (а всего примерно 20). Вдруг впереди засверкали автоматные очереди. Я рванулся назад, но сразу понял, что бежать некуда. Сбросил с плеча карабин и приготовился выстрелить в первого немецкого солдата, которого увижу, — пусть он выстрелит в меня и убьет.

Никогда я не был гак осознанно близок к смерти, как в этот миг, на рассвете 11 января 1943 года. Помню отчетливо тоску неизбежной смерти, но меньшей мере полминуты или минуту, но никакого страха. Не колотилось сердце, не стучали зубы, рука твердо сжимала карабин, и я бы выстрелил, если бы видел, в кого. Будь наган — в себя. как прошлым утром командир и замполит саперной роты, — оба евреи. Обнялись друг с другом и застрелились. Солдаты сдались в плен, потом добрая половина бежала, попрятались по погребам у казачек и вылезли, когда мы снова пошли вперед. Один из них и рассказал мне, как было дело. И вот я стоял во мгле чуть брезжившего рассвета и готов был к выстрелу, который принесет достойную смерть.

В этот миг старший сержант Бусыгин, флегматичный великан, прошедший всю войну фотографом при политотделе, сообразил, что надо сделать, и закричал:

"Немцы драпают! Ура!"

Немцам некуда было драпать. Ударная группа, шедшая в голове колонны, напала на них сзади. Но крик Бусыгина был кстати. Паника в хвосте колонны сразу оборвалась и сменилась энтузиазмом. Наше стоустое "ура", раздавшееся во тьме, показалось тысячеустым и лишило немцев разума. "
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#15 arka » Вт, 1 марта 2011, 19:08

"Едва смертельная опасность исчезла, силы оставили меня. Ноги сделались ватными, я с трудом передвигал их. Бричка вытянула меня в голову колонны, а теперь все, кто не отстал, прошли мимо меня (отставшие, увидев впереди стрельбу, попрятались по стогам). Я остался один на ничьей земле.

Последние годы я часто вспоминаю это утро. Оно ворочалось в моей памяти — оно и еще несколько мелких эпизодов войны. Этим воспоминаниям нужно, чтобы я их понял и разъяснил. Примерно как Хейтауэр, герой Фолкнера, никак не может забыть налет конницы Вандоорна на склады генерала Гранта и смущает прихожан, проповедуя давно забытый налет с амвона. А что тут я проповедую?

Наверное, что старость — то же окружение. Та же засада. И я мысленно сбрасываю с плеча карабин, я пытаюсь вырваться — или вырвать из тела душу.

Старость — это танец смерти. Это игра, в которой нет выигрыша. Но в ней есть радость. И эта радость сильнее смерти.

Судьба вывела меня невредимым из-под бомб и из застенков. Мне удалось уйти от пошлости и суеты, пройти, не запутавшись, через 60-е и 70-е годы и после всех экспериментов вовне добраться, сохранив ясность ума, к своей внутренней задаче. Мои поражения стали шагами извне вовнутрь. Но есть предел удачам и неудачам, и я подошел к нему. Судьба стучится изнутри, каждым биением сердца. Как превратить в победу последнее поражение?

Стучит сердце, гудит голова, — как будто снова воют шестиствольные минометы, но не вовне, и нельзя прыгнуть в воронку. И неизвестно, где будет прорван фронт (лопнет обызвестковавшийся сосуд) и в прорыв хлынет смерть.

Ты еще жив — но умирают товарищи, друзья, умирают младшие — и ты чувствуешь себя не с оставшимися, а с ними. И становится пронзительно ясным то, что герой Катхи-упанишады говорил Богу смерти: "Как можно наслаждаться жизнью в мире, где царствуешь ты?" Грубая уверенность в вещах рушится: "Состоящее из частей подвержено разрушению..." И остается один свет: из глубины."

"Бог милосердно подарил нам страдание, писал Псевдодионисий. Наш мир потому и хрупок, чтоб через него виден был другой. "

"Созрела шелковица, за ней — вишня. Наш блиндаж был вырыт прямо под вишневым садом. Мы просыпались и, как в раю, лезли на разрешенное дерево и ели разрешенную ягоду.

На войне, в перерывах между боями, особенно хорош мир. Эти сады в Димитровке. Сладкая шелковица, от которой чернеют губы. Темно-красная вишня. Такие минуты выпадали и после. В Белоруссии, в 44-м, наступление на пару дней остановилось. Стрельбы не было. Стадо без пастуха выходило на луг между нашими и немецкими траншеями и вечером возвращалось. Коров хватали за вымя, когда они переступали через окоп. Животные, переполненные молоком, безропотно останавливались, и белые струйки звонко брызгали в котелки. А вкус малины в Беловежской пуще! Но то были минуты. А на Миусе — четыре месяца. Утром и вечером — цветущий семиверстный сад, а днем — дороги, дорожки, тропки под синим небом...

Я помню, в 10-м классе у нас вышел спор о стихах Демьяна Бедного. Боря Минков повторял чью-то глупость, будто в наши суровые дни нечего писать о природе. Пейзаж, дескать, важен только с одной точки зрения: где поставить пулемет. Я возражал, что поэзия — это поэзия, а не боевой устав пехоты. Теперь наш спор проверялся опытом. Никогда до войны я не жил так долго, так полно под открытым небом. Никогда так не вглядывался в простой, почти абстрактный пейзаж степей: вьющаяся дорога, бурые перекаты, синее небо... Видеть свет солнца! Его почти не видишь в городе. И после войны я снова увидел его только в лагере, в короткое северное лето, с такой бесконечной, доходящей до полуночи вечерней зарей...

Зубчатые колеса войны остановились, и свобода, которую я нашел между шестернями, охватила меня своим блаженством. Позавтракав, я шел куда глаза глядят, на север или на юг или вперед, в боевое охранение. Чувство совершенной независимости, почти немыслимое в армии. И поля, и перекаты. Над Миусом, над затихшим фронтом — Божья ширь. Мягкие холмы — я их вспомнил в Коктебеле — внезапными обрывами спускались к речке. Запах трав и солнца. И тишина. И воля."
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#16 Монархист » Пт, 4 марта 2011, 19:08

373 - 374 Чтобы развернуть мир ослепительной красоты, нужны пространство и время. А пространство — это безликая бездна, "тьма внешняя". А время — это смерть (индийцы не тратят двух слов. "Кала" — это омоним: время и смерть. То, же в женском роде: Кали, супруга Калы, его шакти, Божественная энергия времени и смерти, дух разрушения и создания). Родиться может только то, что обречено страданию и смерти. И раз так, то нельзя избежать зла; и нельзя избежать упоения злом, свободного выбора зла ради зла. Почти каждый чувствовал росточки этого извращения в своей душе и в этот миг участвовал в неистовстве тьмы. Зло — есть. Но оно есть не на последней глубине, и, уходя в глубину, мы уходим от зла. Чем труднее пробиться через слой, где бесчинствуют призраки, — тем прекраснее прорыв, узнаванье Бога. От силы нашей веры зависит, перелетим мы через ад или проползем сквозь него, обдирая руки, ноги, сердце, или вовсе застрянем в отчаянии. Бесконечная вера парит над муками Иова. Я в это верю. Хотя мне лично не все дано.

Вот что по поводу добра и зла говорили Учителя Елены Петровны Блаватской - Махатмы:

Наши представления о добре и зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит от двух причин и не более, нежели добро, является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая стрдания и смерть и разрушая созданное ею. Природа имеет противоядие для каждого яда, и её законы - воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истреблённая птицей, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений, и потому он не может быть назван злом в природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже - и вы найдёте, что кроме смерти, которая не есть зло, но неизбежный закон, и несчастных случайностей, которые всегда найдут воздаяние в будущей жизни, - происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе. Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в экономии природы умирать естественной смертью от старости; за исключением случайностей, ни один дикарь или дикий зверь не умирает от болезни. Еда, половые функции, питье есть естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастие, страдание умственное и физическое, и все это передается, как величайшие бедствия, будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тех, кого мы любим, приобретением почестей и богатств, достойные похвалы и естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого, жестокого тирана, скупца, себялюбивого эгоиста, они приносят многочисленные бедствия окружающим его, - нации, так же, как и отдельным личностям. Таким образом все это - еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, становятся источником и причиной зла через излишество так же, как и от отсутствия их. Сделайтесь объедалой, развратником, тираном, и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий. Лишенные всего этого, вы умираете с голода, вас презирают как ничтожество и большинство из стада ваших сотоварищей делает из вас мученика на всю вашу жизнь. Поэтому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие.

Письма Махатм Синнетту. Письмо 57.
(Важные мысли подчеркнул жирным шрифтом).
Монархист
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#17 лора25 » Пт, 4 марта 2011, 19:18

Монархист, :rose: Спасибо .
лора25
Сообщения: 611
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 14 ноября 2010
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#18 Монархист » Пт, 4 марта 2011, 20:04

216 Одной из причин упадка буддизма в средневековой Индии была неспособность выработать образы страстной, всепоглощающей любви. Победа Бхакти была торжеством любви-страсти над любовью-жалостью. Что-то при этом было утрачено, какой-то уровень отрешённого духа. И все же я не оплакиваю историческое развитие, я пытаюсь его понять. Я убежден, что какой-то главной, главнейшей задачи сострадание не может решить.

Почему буддизм уступил свои первоначальные позиции в Индии и среди народов Средей Азии? Отчего так легко буддийские страны и народы поддаются влиянию коммунистической идеологии, причём в самых жёстких тоталитарных формах? С какими трудностями и противоречиями сталкивается идущий к нирване бодхисаттва в жизни и в медитативных практиках? Отношение Диагностики кармы и буддизма. Это сложнейшие философские вопросы и, признаюсь, пока в полной мере я ещё не готов их объяснить, в том числе и из-за недостатка знаний. Пока лишь вкратце набросаю некоторые тезисы.

И в Дзэне, и в Ньингма (другие буддийские школы знаю хуже) идущий приходит к просветлению поэтапно через практики действия (татхаты) и различные виды медитаций. Отказавшись от желаний и привязанностей, выйдя из колеса перерождений (сансары), идущий, достигнув просветления, как бы растворяется в пустоте (шуньяте) или бесконечности. В процессе духовных практик/делания идущий бодхисаттва в буддизме только сострадает всем страждущим и привязанным к страстям, желаниям, материи, но однако же он не любит их.

Пустота (шуньята) как пространство или даже как время - только часть Божественного, хотя и основная, и главная часть. Материя, низменные желания, страсти - это тоже проявление Бога и мы должны принять их с любовью и отработать их в своей карме до такой степени, чтобы они были подчинены нашему духу и душе, а не главенствовали над нами.

Но и понятия Бог как целостность пространства, времени, материи в буддизме тоже нет. От того подавляющая масса населения в буддийских странах (НЕ избранные монахи, ламы, учителя всех направлений и школ), по моему мнению, легко скатывается в материалистическое мировоззрение. Потому что просветление через сострадание, а не любовь ко всему окружающему, лишь часть или грань Божественного и многие, не понимая этой сути буддизма, профанируют это учение. Просветления достигает сравнительно узкий круг адептов. При этом основная масса буддийских народов вне монастырей и общин всё больше погружается в материю и уходит в атеизм.
__________________________________________

И вот читаю в "Истории гадкого утёнка" мысль, прогрессивную для времени написания эссе, 80-х годов ХХ века. К этому же пришёл в своих последних исследованиях не так давно и С.Н.Лазарев:
375 Время постепенно замыкается в круг и готово свернуться в точку; и в этой точке всё сходится.
Монархист
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#19 arka » Сб, 5 марта 2011, 14:00

Спасибо, Монархист, и за цитаты, и за то что отредактировали посты, так удобнее читать :smile: .
особенно вот этот отрывок меня впечатлил:
Спойлер
Монархист писал(а):Еда, половые функции, питье есть естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастие, страдание умственное и физическое, и все это передается, как величайшие бедствия, будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить благополучие и удобство тех, кого мы любим, приобретением почестей и богатств, достойные похвалы и естественные чувства, но когда они превращают человека в честолюбивого, жестокого тирана, скупца, себялюбивого эгоиста, они приносят многочисленные бедствия окружающим его, - нации, так же, как и отдельным личностям. Таким образом все это - еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми, становятся источником и причиной зла через излишество так же, как и от отсутствия их. Сделайтесь объедалой, развратником, тираном, и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий. Лишенные всего этого, вы умираете с голода, вас презирают как ничтожество и большинство из стада ваших сотоварищей делает из вас мученика на всю вашу жизнь. Поэтому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие.
Монархист писал(а):Поэтому не природа и не воображаемое Божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой через себялюбие.
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#20 Монархист » Сб, 5 марта 2011, 15:20

Вот хорошая мысль по поводу марксистского тоталитаризма в России: Марксистский тоталитаризм как "скорая помощь" обществу для его быстрого развития. Но развития и эволюции, безусловно, НЕ в духовном, а в материальном плане.

Идеи социальной справедливости и равенства пришли в Россию из Европы. Это мечты городских пролетарских низов Европы. И в конечном итоге сама Европа пришла к относительному социальному равенству без революций. Но целью этого переустройства общества был материальный комфорт для тела, но не для души.

Степень репрессий в разных странах после революций была обусловлена общим уровнем духовной культуры наций на момент революции. Например, католическая Куба после революции 1959 года или покаявшаяся после преступлений фашизма ГДР НЕ перешли при марксистской форме правления на радикальный тоталитаризм.

Арнольд Джозеф Тойнби в своей "Цивилизации перед судом истории" не раз подчёркивал, что Запад и Япония в своих последних войнах против России (Крымская война 1853 - 1856 гг, Японская война 1904-1905 гг., Первая Мировая) указывали России или даже откровенно тыкали ей в лицо на её индустриальную отсталость. И Россия после этих проигранных войн делала выводы, адекватно реагируя, - отмена крепостного права, революция 1905 года, революция 1917-го и последовавшая за ней индустриализация 30-х годов ("вестернизация" - термин Тойнби).

Но социальные преобразования, следовавшие после проигранных Россией войн, касались прежде всего комфорта для ТЕЛА, но не для ДУШИ. Нравственность после этих реформ, как ни печально, но продолжала падать.

Этот момент Григорий Соломонович Померанц здесь хорошо раскрыл:

225 - 227 Ленин говорил, что революция — самый быстрый и безболезненный путь развития, с точки зрения трудящегося большинства. И конечно, он в это верил и имел основания для своей веры. Американская революция, к примеру, была действительно не очень болезненной операцией, открывшей дорогу свободному развитию Штатов. Хирургия, в известных пределах, — меньшее зло, чем гангрена, флегмона, опухоль. Разгул зла начинается с захлеба идеей революции, с мысли о том, что революция и есть наилучший порядок. Тогда хирурги, вдохновленные идеей, отрезают пациенту нос, чтобы в корне ликвидировать насморк, ноги, чтобы не было подагры, и голову, чтобы не случилось склероза.
А разве не скорая помощь — тоталитаризм? Паутина законов сковывает деятеля. Неограниченное насилие гораздо эффективнее. Московские врачи, получив чрезвычайные полномочия, справились с черной оспой в несколько дней. В Нью-Йорке это было труднее. Так писали газеты, и я думаю, что в этом случае они не врали. Можно прибавить, что Гитлер очень быстро покончил с безработицей, построил великолепные дороги. У каждого серьезного тоталитаризма есть подобные заслуги. Но коренной вопрос о равновесии между скорой и медленной помощью тоталитаризм не способен даже поставить. Собрав все силы общества в государстве, он юридически и политически закрепляет стихийный переход нового времени в сторону скорой помощи. Непосредственная, личная, сердечная помощь допускается только в рамках, установленных государством. Жалость к жертвам политики недопустима. Доброе дело лишается человеческого лица, превращается в казенный акт. Марфа, похлопотав, может усесться у ног Христа. Мария, посидев, сколько душа требует, встанет и будет помогать Марфе. Этого естественного перехода от медленной помощи к скорой и от скорой к медленной не может быть в деятельности государственных рычагов. Государство не имеет сердца, которое решает — когда молиться и созерцать красоту мира, а когда действовать. И государственный функционер также теряет сердечное чувство. Естественное уступает место маске.
Я думаю, что самая суть современного кризиса — это нарушенное равновесие между скорой и медленной помощью. Резкий перекос в сторону скорой помощи и замутнение источников медленной помощи. Совершенного равновесия, наверное, никогда не было. Но перекосы были, кажется, не такими резкими. Индия с давних пор перекошена в сторону медленной помощи — и так стоит, чуть наклонившись, три тысячи лет. Голодает, бедствует, но не грозит миру катастрофой. На край гибели нас поставили сдвиги Запада: расширение (а не углубление) свободы, рациональность, эффективность.
То, что я долго на разные лады доказывал в споре с Александром Исаевичем Солженицыным, можно выразить кратко и просто: коммунизм — только частный случай перекоса в сторону скорой помощи. Другой тип перекоса, чем в стране, где время — деньги, но скорой помощи (по крайней мере, по идее скорой; то, что она замедлилась и забуксовала, особая проблема). И поэтому для азиата Америка и Россия — два сапога пара, два типа индустриализации, вместе противостоящие мировой деревне.
Монархист
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 14 лет 4 месяца

Re: философ Г.Померанц, "Записки гадкого утёнка"

#21 arka » Пн, 14 марта 2011, 15:39

Цитаты из книжки:
Спойлер
"Судьба как погода. Февраль отпустит — март прижмет. Если жаркий май — жди холодного июня. И все дороги ведут в Рим: вытягивают наружу то, что в тебе заложено внутри. А для этого неудачи, может быть, важнее, лучше удач и побед. Неудачи во внешнем поворачивают внутрь.
И этим (внешними неудачами) судьба меня не обидела.

Месяца через три связной привел ко мне Федю. Я сидел метрах в трех позади стрелков, рассыпанных по опушке, и занимался своей писаниной. Перестрелка шла вяло; не было оснований уходить из стрелковой роты, с которой шел на марше. Вежливость теперь требовала встать, приветствовать старшего по званию и, пожалуй, отвести его метров на двести, чтобы не смущать свистом пуль. Но я ничего этого делать не стал и, не вставая, предложил товарищу капитану сесть. Федя как ни в чем не бывало улыбнулся, сел. Я тоже улыбнулся и стал рассказывать про младшего сержанта Юрочкина, ефрейтора Ларионова и т. п. Тут несколько


- 181 -

шальных пуль просвистали довольно близко. Моя спина была до некоторой степени укрыта стволом сосны, а Федя сидел лицом к противнику. Я поглядывал, как он будет вести себя, — выдержит ли хоть 15 минут.

— В нашем деле главное — вовремя смыться, — сказал Федя с обезоруживающей улыбкой, захлопнул (не дописав фразы) блокнот и смылся. Рыла вообще народ естественный. Не станет рыло рисковать из-за какого-то там достоинства офицера.

Лет через 20 случай столкнул меня с Черемисиным. Закончив войну победой, он двигал вперед передовую науку и писал диссертацию, кажется, о партийных организациях Сибири. А я служил в Фундаментальной библиотеке. Увидев знакомого около бесконечных картотек, способных смутить и более толкового исследователя, мой бывший начальник очень обрадовался и подошел ко мне. Я поздоровался, расспросил, что ему нужно, и объяснил, что где лежит. Внешне все было очень обыденно, но внутренне я был поражен и долго не переставал удивляться. Куда девалась моя ненависть?

Из-за него я переменил свою свободную и веселую работу на другую, с гораздо более жестокими правилами, с заведомой невозможностью выйти из переделки без повреждений. Из-за него стоял под дулом фердинанда, видел вспышку выстрела и упал, раненный (слава Богу, легко). Статистика не подкачала: бои начались 22 июня, осколок попал в меня 23 октября; ровно четыре месяца и один день. Могло кончиться иначе (один шанс из трех — смерть). Но прошло 20 лет, и от моей обиды и ненависти не осталось ничего. Я равнодушно-вежливо смотрел, как Черемисин угодливо выспрашивал то, что я обязан был сказать первому встречному (он всегда был угодлив, как червь, если от кого-то в чем-то зависел). У меня не осталось с ним никаких счетов. Мне ничего не нужно было от этого человека. Огромная радость встречи с Ирой, огромное горе от ее смерти, новая любовь, новая духовная жизнь — все это смыло следы обид, как ручей — горстку пепла, упавшую с папиросы."

"В куче пустых статей попалась мне одна дельная фраза: хорошая политработа должна растворяться в час-


- 184 -

тях, как сахар в чае, — без следа. И я все свободное время просто разговаривал с солдатами — по большей части мальчиками, ни разу не видавшими боя, рассказывал, как вести себя под огнем и вообще хорошо чувствовать себя на войне. Один раз даже показал в первом бою, как сохранить рассыпной строй, не сбиваться в кучки (а очень хочется; кажется, что так не страшно; но именно по кучкам бьют пулеметы и минометы). Впрочем, больше всего в моих разговорах было не военно-тактических знаний, а чувства. Если хотите, можно сравнить мою роль с ролью анестезиолога при операции. Я сам не резал, но старался уменьшить боль от движения скальпеля. Почти всем нам предстоит выйти из строя, но храбрый умирает один раз, трус тысячу раз. От нас самих зависит, как играть со смертью: весело, с верой в справедливость своего дела и в свою счастливую звезду."
"Судьба как погода. Февраль отпустит — март прижмет. Если жаркий май — жди холодного июня. И все дороги ведут в Рим: вытягивают наружу то, что в тебе заложено внутри. А для этого неудачи, может быть, важнее, лучше удач и побед. Неудачи во внешнем поворачивают внутрь."


"Лет через 20 случай столкнул меня с Черемисиным. Закончив войну победой, он двигал вперед передовую науку и писал диссертацию, кажется, о партийных организациях Сибири. А я служил в Фундаментальной библиотеке. Увидев знакомого около бесконечных картотек, способных смутить и более толкового исследователя, мой бывший начальник очень обрадовался и подошел ко мне. Я поздоровался, расспросил, что ему нужно, и объяснил, что где лежит. Внешне все было очень обыденно, но внутренне я был поражен и долго не переставал удивляться. Куда девалась моя ненависть?"
arka
Автор темы
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 15 лет 6 месяцев

След.

Вернуться в Форум Arka

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php