Фильм «Месть». 1989. «Казахфильм». Сценарий – А.Ким. Постановка – Е.Шинарбаев. Оператор – С.Косманев. Художник – Е.Елисеева. Композитор – В.Шуть. Звукооператор – Г.Мукатаева.
К сожалению, в интернете его нет ни на просмотре, ни на скачке.
Интересна рецензия на него Г.С.Померанца, которую здесь привожу в полном объёме.
Выйти из лабиринта ненависти.
…Кончилась первая аллегорическая новелла этого фильма, показавшаяся мне довольно скучной, - и вдруг началось самое важное: столкновение обиды, ненависти, жажды возмездия с чувством внутренней бесконечности; потопление жгучей, нестерпимой обиды, потопление правого гнева, святой мести. Как будто громоздились числа на числа – и вдруг, поделённые на бесконечность, стали нулём…
Я смотрел фильм и вспоминал случай из собственной жизни. В 1943 году мне ужасно портил кровь один человек, от которого я зависел. Я не хотел на него работать и в подходящий момент подал по начальству рапорт: прошу назначить меня на такую-то должность в стрелковый батальон. Дольше четырёх месяцев на этой должности никто не служил, так что вакансии всегда были. Мне повезло: я отделался ранением (2 шанса из трёх, третий – смерть). И вот 20 лет спустя этот человек приходит в фундаментальную библиотеку, узнаёт меня, угодливо улыбается и спрашивает: как найти материал по истории партийных организаций Сибири. Я спокойно дал справку, но разум мой был потрясён. Меня поразило, что не осталось ни следа от ненависти, сжигавшей меня когда-то. И не то чтобы я старался победить свою страсть; нет, её просто смыло, ничего не осталось. Комок ненависти растворился и исчез в каких-то прикосновениях к вечности, которые судьба мне дала.
Этот случай вместе с другими, о которых не буду рассказывать, помог мне понять утверждение, что в глубине бытия, в вечности, зла нет, что всё зло во времени. И можно не ждать 20 лет, а одним усилием духа, одним толчком откуда-то изнутри стряхнуть реальность зла, как кошмарный сон, проснуться от кошмара времени.
Недавно мне напомнил об этом один норвежец, старый уже человек. Он приехал в Москву разобраться, что у нас происходит, почему Шафаревич, автор книги «Социализм», написал «Русофобию», почему так часты взрывы ненависти в нашей стране. Мы говорили о психологии ненависти, и норвежец рассказал, как он от неё отделался. Он участвовал в Сопротивлении, был схвачен, подвергнут пыткам, приговорён к смерти – и освобождён восстанием, концом оккупации. На несколько дней человек ушёл в горы собраться с мыслями (переход от камеры смертника к свободе был слишком резким). И вдруг почувствовал, что должен простить своего палача. Тот теперь сидел под стражей. Человек получил с ним свидание и сказал, что прощает его и не будет давать показания. И что мать просила передать, что будет молиться за него. Огромный детина (кулаки, как палицы) пошатнулся и весь затрепетал. Его увели. Другие на него дали показания, он был осуждён и казнён, но перед смертью попросил священника и прчастился. «И я понял, - закончил норвежец свой рассказ, - что для Бога душа этого эсэсовца так же дорога, как моя».
Если вам прощение не удаётся, если вас томит жажда возмездия за события 50-ти, 60-ти, 70-летней давности (и даже шестисотлетней – бывает и так), то это не верность памяти семьи или народа, а болезнь. Чем больше я вижу, тем больше убеждаюсь, что нормальный человек свободен от ненависти. Что школа ненависти – это школа безумия. И наша страна была в школе безумния примерно 75 лет (с начала Первой мировой войны – и без перерыва; менялись только субъекты ненависти: немцы, буржуи, кулаки, троцкисты…). Так что если мы не совсем ещё свихнулись, то надо удивляться нашей психической стойкости. Я думаю, что всё понимает Анатолий Ким, автор сценария, писатель, как сейчас принято говорить, русскоязычный, то есть достаточно втянутый в наши русскоязычные проблеиы. И всё понимает молодой казахский режиссёр Ермек Шинарбаев. В своём фильме, разыгранном корейскими артистами на корейском материале, они пытаются показать точку тишины, точку покоя, в которой стихают помрачающие разум страсти и делается видно просто то, что есть.