"Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

Список разделов Личные разделы Персональные форумы наших участников Форум Arka

Модератор: arka

#1 Монархист » Вс, 30 января 2011, 3:18

Фильм «Месть». 1989. «Казахфильм». Сценарий – А.Ким. Постановка – Е.Шинарбаев. Оператор – С.Косманев. Художник – Е.Елисеева. Композитор – В.Шуть. Звукооператор – Г.Мукатаева.
К сожалению, в интернете его нет ни на просмотре, ни на скачке.
Интересна рецензия на него Г.С.Померанца, которую здесь привожу в полном объёме.

Выйти из лабиринта ненависти.

…Кончилась первая аллегорическая новелла этого фильма, показавшаяся мне довольно скучной, - и вдруг началось самое важное: столкновение обиды, ненависти, жажды возмездия с чувством внутренней бесконечности; потопление жгучей, нестерпимой обиды, потопление правого гнева, святой мести. Как будто громоздились числа на числа – и вдруг, поделённые на бесконечность, стали нулём…

Я смотрел фильм и вспоминал случай из собственной жизни. В 1943 году мне ужасно портил кровь один человек, от которого я зависел. Я не хотел на него работать и в подходящий момент подал по начальству рапорт: прошу назначить меня на такую-то должность в стрелковый батальон. Дольше четырёх месяцев на этой должности никто не служил, так что вакансии всегда были. Мне повезло: я отделался ранением (2 шанса из трёх, третий – смерть). И вот 20 лет спустя этот человек приходит в фундаментальную библиотеку, узнаёт меня, угодливо улыбается и спрашивает: как найти материал по истории партийных организаций Сибири. Я спокойно дал справку, но разум мой был потрясён. Меня поразило, что не осталось ни следа от ненависти, сжигавшей меня когда-то. И не то чтобы я старался победить свою страсть; нет, её просто смыло, ничего не осталось. Комок ненависти растворился и исчез в каких-то прикосновениях к вечности, которые судьба мне дала.

Этот случай вместе с другими, о которых не буду рассказывать, помог мне понять утверждение, что в глубине бытия, в вечности, зла нет, что всё зло во времени. И можно не ждать 20 лет, а одним усилием духа, одним толчком откуда-то изнутри стряхнуть реальность зла, как кошмарный сон, проснуться от кошмара времени.

Недавно мне напомнил об этом один норвежец, старый уже человек. Он приехал в Москву разобраться, что у нас происходит, почему Шафаревич, автор книги «Социализм», написал «Русофобию», почему так часты взрывы ненависти в нашей стране. Мы говорили о психологии ненависти, и норвежец рассказал, как он от неё отделался. Он участвовал в Сопротивлении, был схвачен, подвергнут пыткам, приговорён к смерти – и освобождён восстанием, концом оккупации. На несколько дней человек ушёл в горы собраться с мыслями (переход от камеры смертника к свободе был слишком резким). И вдруг почувствовал, что должен простить своего палача. Тот теперь сидел под стражей. Человек получил с ним свидание и сказал, что прощает его и не будет давать показания. И что мать просила передать, что будет молиться за него. Огромный детина (кулаки, как палицы) пошатнулся и весь затрепетал. Его увели. Другие на него дали показания, он был осуждён и казнён, но перед смертью попросил священника и прчастился. «И я понял, - закончил норвежец свой рассказ, - что для Бога душа этого эсэсовца так же дорога, как моя».

Если вам прощение не удаётся, если вас томит жажда возмездия за события 50-ти, 60-ти, 70-летней давности (и даже шестисотлетней – бывает и так), то это не верность памяти семьи или народа, а болезнь. Чем больше я вижу, тем больше убеждаюсь, что нормальный человек свободен от ненависти. Что школа ненависти – это школа безумия. И наша страна была в школе безумния примерно 75 лет (с начала Первой мировой войны – и без перерыва; менялись только субъекты ненависти: немцы, буржуи, кулаки, троцкисты…). Так что если мы не совсем ещё свихнулись, то надо удивляться нашей психической стойкости. Я думаю, что всё понимает Анатолий Ким, автор сценария, писатель, как сейчас принято говорить, русскоязычный, то есть достаточно втянутый в наши русскоязычные проблеиы. И всё понимает молодой казахский режиссёр Ермек Шинарбаев. В своём фильме, разыгранном корейскими артистами на корейском материале, они пытаются показать точку тишины, точку покоя, в которой стихают помрачающие разум страсти и делается видно просто то, что есть.
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 9 лет


Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#3 Монархист » Вс, 30 января 2011, 3:19

Действие фильма начинается в Корее в 1915 году. Богатый крестьянин Цай обидел Яна. На другой день Ян, охваченный внезапным, неожиданным для него порывом ярости, хватает попавшийся под руку серп и убивает дочку Цая. Убийца бежит в Китай. Цай закладыват свою землю и едет искать Яна – убить его тем же серпом. Но когда злодей найден, волшебная сила удерживает мстителя. Потом нам показывают, как бродячий даос вылечил когда-то хрупкую девушку от неизлечимой болезни и велел служить Небу. А Небо дало задачу: выйти замуж за самого дурного человека, беречь его – и бескорыстно служить людям. Чтобы уравновесить сотворённое мужем зло? Может быть. Но это моя догадка. Мы видим только девушку с поразительно одухотворённым лицом и израненными ногами, зашедшую попросить обувь. Она выбирает Яна в мужья и лишает силы Цая, уже схватившегося за серп. С этих пор кочует по земле странная притча: убийца «с лицом, как вымя» и его святая жена. Что это – символ народа, в котором рядом со Смердяковым единокровный брат его, Алёша? И нельзя истребить Карамазовых, не убив Алёшу? Опять мои домыслы. Фильм ничего не разжёвывает. Он заставляет думать.

Между тем Цай, усталый и разбитый, возвращается домой. Он смирился бы, но воля к мести горит в безутешной матери. Она убеждает мужа взять наложницу. Родился сын, чуткий мальчик, зачарованный красотой мира. Но отец, умирая, передаёт ему месть. С этих пор Цай Сунгу больше не пишет стихов. Он весь ушёл в свою будушую месть. Центральная сцена фильма – разговор Цая Сунгу с даосом, своим бывшим учителем.

-Сунгу, пишешь ли ты по-прежнему стихи?
-Нет, я разучился, позабыл всё это.
-Человек всего лишь тростниковая флейта, на которой кто-то играет. Стихи, написанные тобой в детстве, говорят об этом. Нету такой истины, которую обозначают словом «я».
-Есть такая истина, святой учитель. Вот я, а вот вы.
-Две мимолётные иллюзии, два сна, о которых никто помнить не будет.
-Но ведь мы стоим здесь, святой учитель, и головы у нас мокрые от дождя.
-Не мокрые это головы, сынок, это две неясные сущности, блуждающие по своим призрачным путям между началами «инь» и «янь».
-Что же за путь у тех, кто погибает во младенчестве? У листвы, опавшей в самом начале лета? У маленьких, нечаянно утонувших в ведре?
-У них, сынок, не было никакого пути. Они вышли утром на дорогу, и их неожиданно настиг сон, и во время этого сна вОды, омывающие царство земной жизни, отнесли их назад, к самому началу круговращения. А у тебя и у меня другой путь, путь поэта и путь странствующего монаха.
-Если маленькому ребёнку отрубят голову, то о каких небесных законах можно толковать, святой учитель? Тогда только месть, вот единственный закон.
-Поверь мне, сынок, то, что мучит тебя, - сон. Долгий, тревожный, от которого ты когда-нибудь очнёшься. МЕсти не будет. И тогда стихи снова могут прийти к тебе. Если, конечно, музыкант захочет играть на своей забытой флейте.
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 9 лет

Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#4 Монархист » Вс, 30 января 2011, 3:20

Так чувство вечности высказывается на Дальнем Востоке. Христианский монах вспомнил бы другие слова. Но дело не в словах, а в самом чувстве. Слова не гасят ненависти. Только пережитое. Иногда его можно передать и без всяких слов в безмолвии, как Серафим Мотовилову. В нашей культуре самые лучшие слова найдены Силуаном Афонским: тот, кто не любит своих врагов и не молится за них, - не христианин. Он вне Бога, он орудие дьявола, какими бы святыми целями ни прикрывалась его ненависть… Но вот что замечательно: Силуан не сказал ничего нового. Он всего лишь заново пережил то, что сказано в Нагорной проповеди. С тех пор сотни миллионов были крещены – и только единицы почувствовали Христа.

Не так давно в интервью журналу «Огонёк» народный художник Илья Глазунов объяснил, почему он изобразил Льва Толстого уродом: проповедь ненасилия. Нельзя не защищать свой народ! Неясно, правда, почему надо сердиться на Толстого? Почему не на Христа? Он ведь тоже что-то такое говорил про взявшего меч и про правую щеку… Но Христос – это давно и неправда, а правда – русское православие, благославляющее русское оружие. И святые, которых Илья Глазунов так красиво рисует, по-видимому, мысляться им как своего рода небесные воины с незримыми копьями в руках (а Георгий – со зримым). Я не обличаю Глазунова, я думаю, что он выражает чувства миллионов Сунгу, вставших на тропу мести. За детей, подстреленных 9 января? За Цесаревича Алексея? За умерших с голоду на Украине? За сожжённых в крематориях Освенцима? И одни мстители точат свои серпы на других мстителей. Или палят друг в друга из градобойных пушек, как на границах Армении и Азербайджана.

И вот русскоязычный кореец А.Ким и русскоязычный казах Е.Шинарбаев показывают нам, что Цай Сунгу не может отказаться от мести. Разыскивая следы Яна, он добирается до Сахалина – и здесь его настигает смертельная болезнь. Из последних сил мститель ещё раз пускается в путь. Его ведут святые призраки отца, матери, убитой сестрёнки. И наконец – дом злодея… Но Ян умер год тому назад. Он со страху спился и сгорел пьяный в сарае. А старушка волшебница (другая актриса, но та же волшебница, остановившая когда-то Цая) вылечивает Цая Сунгу. Благодарный юноша хочет посвятить ей всю жизнь. Это не нужно. Вскоре она умирает.

В конце фильма две женщины бредут по колено в воде, собирая ракушки.

-Скажите, сестра Чен, для чего нам Небо даёт детей?
-Для Божественной радости, полагаю, сестрица.
-Вы ошибаетесь, для того дети, чтобы любовь блаженствовала на земле.
-Любовь… что-то я позабыла о ней. Любовь разулась, как мы с тобой, и на сопку убежала…

Спор подытоживает заря. Огромная красная заря над морем.

На фоне этой суровой недоговорённости ещё раз вспоминается ненужная аллегория в начале фильма, декоративный король, от которого уходит декоративный поэт, и лобовой титр: « За 200 лет до Гуттенберга в Корее существовало книгопечатание». В фильме и без того ясно, что корейской культуре есть что нам сказать; и, как писал Мацуо Басё, «стократ благороднее тот, кто, при свете блеснувшей молнии, не скажет: «Вот она, наша жизнь»». Всё сказано в самом тексте, в правдивой интонации девушки-волшебницы и даосского монаха, несущих Небесную правду в мир народных страстей. Без этой естественности возвышенного притча не дошла бы до сердца. А она доходит, и в непривычных лицах, в непривычных доктринах брезжит тот вечный свет, который так нам нужен, чтобы остановиться в точке покоя и увидеть выход из лабиринта ненависти.

«Искусство кино». 1990 г. №9
Монархист
Автор темы
Аватара
Сообщения: 5458
Темы: 117
Зарегистрирован: Ср, 11 ноября 2009
С нами: 9 лет

Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#5 unicorn55 » Вс, 30 января 2011, 13:48

Монархист писал(а):К сожалению, в интернете его нет ни на просмотре, ни на скачке.
Учимся пользоваться торентами :)
Спойлер
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3076100
unicorn55
Сообщения: 8347
Темы: 124
Зарегистрирован: Ср, 18 марта 2009
С нами: 9 лет 8 месяцев

Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#6 просто Соня » Ср, 16 февраля 2011, 23:57

Вы совершили просто настоящий ПОДВИГ. :rose: :rose: :rose:
И Померанц и Миркина всегда были чужды пиара и оставляли распространение своих работ на волю Божию.
И отечественное провидение особой расторопности не проявляло.
Да и обновленная власть чету эту не жаловала и распространению их работ не стремилось.

На присуждении им в Норвегии премии, называемой "малой нобелевкой" за "выдающийся вклад в развитие национальной культуры и взаимопонимания между народами" присутствовали виднейшие представители мировой интеллектуальной и политической элиты, а от нас - никого. Наше посольство не прислало даже своего представителя.
Из близких к Кремлю источников стало известно, что Путин лично распорядился широко отмечать 95-летие С. Михалкова и не заметить 90-летия Померанца (случившиеся буквально в один день: 13 марта), что весьма и весьма знаменательно.
Какое место каждый из них займет в отечественной культуре лет через сто, мы не узнаем,
но пока переносом в интернет и спасением от забвения работ Померанца и Миркиной заняты считанные единицы.
Так, до самого последнего времени, из дюжины стихотворных сборников Миркиной в сети бытовала перепечатка только трех; да и те - стараниями одной энтузиастки Надюши из Эстонии.
http://zhurnal.lib.ru/d/dmitriewa_n_g/

Поэтому появление статей, самим Померанцем не включенных ни в какие сборники, есть важный вклад в отечественную культуру, даже когда они просто отражают дух времени, не претендуя на вечную значимость.

Спасибо вам огромное, хотя бы только лично от меня! :rose: :heart: :rose:
просто Соня
Аватара
Откуда: Россия, Москва
Сообщения: 6708
Темы: 291
Зарегистрирован: Вс, 19 сентября 2010
С нами: 8 лет 2 месяца
О себе: исконно православная

Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#7 лора25 » Сб, 19 февраля 2011, 20:49

Монархист,Спаибо вам и Соне , теперь и вот и я :heart: :rose: стала поклонницей Померанца.
лора25
Сообщения: 611
Темы: 1
Зарегистрирован: Вс, 14 ноября 2010
С нами: 8 лет

Re: "Месть". 1989. Рецензия Г.С.Померанца.

#8 arka » Вс, 27 февраля 2011, 18:56

Монархист, ещё раз спасибо за рецензию, а unicorn55 спасибо за ссылку :smile: :rose: .
arka
Сообщения: 6642
Темы: 304
Зарегистрирован: Ср, 3 сентября 2008
С нами: 10 лет 2 месяца


Вернуться в Форум Arka

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость