Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

Список разделов Прочее Свои темы

Описание: Раздел, аналогичный разделу Беседка, в котором автор созданной темы автоматически назначается Куратором темы, имеющим право удалять сообщения, а также закрывать и открывать свои темы.
Просьба к авторам тем: не злоупотреблять этими правами.

#1 Око » Сб, 8 марта 2014, 6:49

Сюжеты сказок достаточно разнообразны. про волшебство, про что-нибудь страшное, просто бытовые или же художественные. А есть и обучающие.

бывают ли «плохие» или «вредные» сказки? И для кого именно они могут быть вредны? и почему?

Обычно мы не задаемся такими вопросами. Зато это заинтересовало психологов. Начиная с 1990 года, сказки подверглись исследованиям на предмет их влияния на наше сознание. А еще сказки стали инструментом решения некоторых психологических проблем.

сказко терапия - направление практической психологии, которое использует метафоры сказки, чтобы мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме. либо с целью познания своей личности и с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

На сказко терапевтической сессии работа специалиста ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов клиента, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете клиентских сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния клиента на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет клиент в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для клиента — это определяет ход сеанса сказкотерапии.
В процессе беседы человек находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к терапевту. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

хорошая статья на эту тему http://psyfactor.org/lib/skazkoterapiya3.htm
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888


Re: Сказки, сказочки

#21 Око » Ср, 4 февраля 2015, 5:05

Ольга Совякина, :rose:

еще одна ссылка по сказкам: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1025/
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#22 Око » Пн, 9 февраля 2015, 20:13

В народных сказках есть определенные сложившиеся образы (архетипы), повторяющиеся в разных сказках и переходящие из одной сказки в другую.

Читая новую сказку человек поневоле переносит в нее черты персонажа из другой сказки. Например Бабы Яги...
Баба яга архетип нетривиальный. проводник (душ умерших) в потусторонний мир и одна нога у неё костяная для того, чтобы стоять в мире мёртвых...

Наши далёкие предки чтили Лесную Жрицу, Повелительницу Сти хий и зверей, которая известна нам из сказок как Баба Яга. Она веду нья (то есть ведающая женщина), которая живёт уединённо в лесу, в своей деревянной избушке «на курьих ножках». Живёт и одевается она очень просто, сама прядёт и ткёт, топит печь и баню, ест растительную пищу; во всех сказках ей очень много лет. В хозяйстве у неё – кот и другие домашние животные, которые служат ей не за страх, а за совесть.
Избушка Яги чаще всего стоит в самой середине заповедного (особого) леса, на гра нице с «триде сятым царством». То есть на границе нашего мира Яви с другими ми рами (царствами), которых превеликое множество («тридесять»). Баба Яга – страж этой границы. Она охраняет вход в далёкий ска зочный мир: это и соседние нам миры Яви, и Небесные миры светлых божеств, и нижние миры Нави… Всех, кто ищет туда путь и попадает к ней, она подвергает испытаниям (прежде чем показать дорогу), пропуская туда только достойных и чис тых душой и телом.
Баба Яга – дарительница и советчица: указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет переме­щаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. У неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скоро ходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других та инственных вещей. Она хранитель ница (если надо – то и воинственная) своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями. Раньше в каждом большом лесу (который нельзя было обойти за день ходьбы) была своя Баба Яга, и тогда такой лес ста новился «особым». Говорят, что когда появились на нашей земле первые большие леса (в умных книгах пишут, что было это после отступления ледниковых гор), их хранительницы были молодыми. Шло время, росли леса, сменялись поколения людей, и стали называть лесных жриц сначала долгоживущими, а потом уже и старыми Бабами Ягами. Такими их знали и запомнили наши прадеды и деды, которым ещё довелось с ними встречаться, такой образ и пришёл к нам вместе со сказками наших предков.
Лесные ведуньи всегда помогали и до сих пор помогают народу, с которым живут рядом – дают советы нуждающимся, лечат обращающихся к ним за помощью, охраняют селян от чужаков, заботятся о плодородии лесов и полей. Иногда даже освещают семейный союз, по просьбе людей, одаряя новую семью волшебным подарком.
В современных сказках у Бабы Яги иногда бывает «злой образ». Сейчас люди забыли, что раньше Баба Яга была их помощницей и охранительницей. Забыли, что она обучала ленивых детей разным ремёслам и до машнему труду. Люди сами привозили к ней таких детей для обуче ния, либо их приносили на своих крыльях гуси-лебеди. Обучала она и особо одарённых, способных детей понимать лес, понимать язык растений, птиц и зверей, обрядам почитания Стихий природы, всевозможным приметам, траволечению и многому-многому другому. Такие дети становились травниками, знахарями, целителями, лесниками, предсказателями, жрецами, кудесниками. Когда люди разучились по нимать лес и Природу, перестали жить с ними в ладу – они и к Бабе Яге стали относиться по-другому. Но в старинных сказках остался добрый и мудрый образ Бабушки Яги – советчицы и дарительницы, воительницы и целительницы, охраняющей лес и границы между мирами, охраняющей покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.

Добавлено спустя 8 минут 36 секунд:
Чакра аджна — мудрость архетипа Бабы Яги
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#23 Око » Ср, 11 февраля 2015, 12:02

птицы в русских сказках

Алконост
Изображение

Чудесная птица Алконост, или Алкион, с женским обликом и похожая на зимородка, обитает не то на берегах Евфрата, не то на острове Буяне, не то в древнеславянском раю Ирии. Сказочной красоты существо откладывает свои яйца на морском дне, на краю моря, и в течение семи дней, пока не появятся на свет птенцы, согласно легендам, стоит тихая и безветренная погода. Алконост - птица добра и печали. Она не несет никакой опасности для человека, но напротив, оплакивает погибших на поле после сражения. А пение Алконоста, подобное самой любви, прекрасно настолько, что услышавший ее может позабыть все на свете.

Спойлер
Источник: 7 птиц русской мифологии
© Русская Семерка russian7.ru

Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:
Сирин

Изображение

напоминает древнегреческих Сирен - принято относить к темным силам. Внешне она очень похожа на Алконоста и является частым его спутником. Однако, несмотря на то, что, в отличие от Алконоста, Сирин поет песни Радости, обещающие грядущее вскоре блаженство, его пение губительно для людей, ибо, услышав его, можно потерять рассудок.

Добавлено спустя 49 секунд:
Гамаюн
Изображение

Вещая Гамаюн-птица - мудрая посланница славянских богов и предвестница счастья. Имя ее, вероятно, происходит от старого слова "гамаюнить", то есть баюкать. Крик Гамаюна - добрая весть, а поет она людям божественные песни. Гамаюн знает обо всем на свете, ведает тайнами о происхождении земли и неба и готова поведать о будущем каждому, кто умеет понимать тайное. В славянской мифологии к ней было принято обращаться за советом. Согласно народным поверьям, эта чудо-птица родилась вместе с нашим миром и назначение ее - напоминать людям о высших ценностях бытия.

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:
Стратим
Изображение

Таинственная и гигантская Стратим-птица, она же - Страфиль-птица, - архетип прародительницы, матери всех птиц. Живет она на море-океане и весь свет белый держит под свои правым крылом. Стратим олицетворяла самые страшные и разрешительные силы природы. Взмахнет она крылом - море взволнуется, закричит - буря поднимется, а полетит - так закроет собой белый свет... Потонут в море корабли, бездны глубочайшие разверзнутся, города и леса скроются под водой.

Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:
Финист Ясный Сокол

Изображение

Многие исследователи предполагают, что от греческого Феникс... птица Феникс.
Образ молодого мужчины, способного обращаться в сокола, считается заимствованным из западной мифологии, наподобие чудесного супруга, навещающего возлюбленную под видом птицы.

Добавлено спустя 1 минуту 11 секунд:
Жар-Птица
Изображение

Жар-птица, перенявшая некоторые свойства многих других сказочных птиц. Прототипом ее, очевидно, был Феникс. Похожая на павлина, она также обитает в прекрасном райском саду Ирии в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме и поражают человеческое зрение, но в то же время, Жар-птица возвращает слепым способность видеть, а пение ее излечивает больных. При этом, когда она поет, из ее клюва падает жемчуг. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.

Добавлено спустя 1 минуту 51 секунду:
Лебедь
Спойлер
Изображение
Изящная Царевна, наполовину лебедь, наполовину - прекрасная девушка, стала не столько персонажем мифологии народных сказок, сколько распространенным образом в русском искусстве. Чудесная птица-лебедь, живущая на берегу синего-синего моря, сначала прилетела в пушкинскую "Сказку о царе Салтане", затем в одноименную оперу Римского-Корсакова, а потом навсегда осталась в знаменитейшем врубелевском шедевре.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#24 Око » Пт, 17 июля 2015, 23:46

поучаствовала недавно в семинаре, на котором разбирали очень интересную технику "Эхо" сказки.
Читается сказка, а потом человек пытается ухватить (лучше нарисовать) свое самое яркое впечатление.
В общем-то, такое "эхо" можно анализировть не только у сказки. у любого события.
Метод мне показался ценным и интересным.
Это не совсем анализ сказки. Когда анализируют, размышляют обо всех героях, о том почему есть симпатия или антипатия к герою или к событию, сравнивают с архетипами.
Здесь же, просто схватывается самое яркое впечатление и уже на основании его делается анализ.

Читали сказку братьев Гримм "Милый Роланд".
http://playground.ctp-design.net/fairytales/grimm-miliy-roland.html
:pardon: немецкая народная сказка. :scratch: да. куча жестоких убийств. волшебная палочка. и счастливый конец
https://www.youtube.com/watch?v=-2l-wU9lQmI

после сказки самое сильное ощущение — смерть. точнее жертва.
Жестокость немецких народных сказок всегда отчего-то дает именно такое послевкусие.

Жертва ради жизни. Смерть, как изменение формы проявления осознанного бытия
Сначала жертвой стала дочь мачехи.. девочке пришлось принять смерть для того, чтобы осталась жить другая девочка.
потом сама мачеха… услышав прекрасную музыку, она не смогла существовать в качестве ведьмы-убийцы
потом, когда девушка стала камнем, она пожертвовала своими желаниями…
позже желаниями пастушка…
И все для того, чтобы прийти к своей заветной мечте.
Волшебная палочка здесь только инструмент. Достигается всё благодаря умению жертвовать.

На семинаре в качестве «эха» кроме цветка я, как и АГ, тоже нарисовала три капельки крови.
Правда, ассоциация несколько другая была — жизнь после смерти.
Человека нет, а он все еще несет информацию о себе - звучит голос. кровь - информация.
Поэтому стихотворение Надсона:
Не говорите мне «он умер». Он живёт!
Пусть жертвенник разбит — огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана — она еще цветёт,
Пусть арфа сломана — аккорд ещё рыдает!..
и дальнейшее обсуждение удивительным образом совпало и с моими мыслями.

В сравнении с очень добронасыщенными русскими сказками немецкие в самом деле выглядят жестоковатыми, какими-то кровавыми, что-ли

Но тут дело не в жестокости. Русские сказки происходят от нравственно насыщенных славянских былин, то есть сказов оседлого народа, где добро четко отделено от зла, это дихотомия, и потому русская сказка исходит из позиции добра. И цена жизни тут высока — это мера добра, его критерийНапротив, немецкий сказочный миф происходит из героического эпоса древних полукочевых германцев, народа чрезвычайно воинственного. Здесь нет столь явно выраженного примата жизни и добра над злом и смертью.
Жизнь и смерть тут равноценны и соизмерены, мера за меру, действие равно противодействию. Акт морали, отделение добра от зла должен совершить сам читатель, причем при помощи рефлексии
Отсюда и такие вот «кровавые» сказки, в которых ценность смерти парадоксальным образом соизмерена с ценностями жизни
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#25 Око » Пт, 14 августа 2015, 5:41

Три поросенка
Сказка непростая. имеется множество вариантов осмысления. мой будет попозже.
У кого есть свои варианты трактовки сказки - wellcome :smile:

- Вот, возьми, и не надо так громко выть, а то ты всех здесь напугаешь, - сказал я, протягивая Волку салфетки.
- Спасибо, доктор, но у меня столько всего накопилось в душе, что просто нет сил терпеть, - вытирая слезы, простонал хищник.
Но сейчас, сидя напротив меня, Волк не был похож на сурового зверя. Выглядел он весьма жалко, шерсть в некоторых местах была выдрана до кожи, толстым слоем бинта перемотаны передние лапы и хвост, в слезящихся глазах тоска и разочарование.
- Вот до чего довела тебя любовь к свинине, чуть сам не сварился, - нравоучительным голосом произнес я.
- Да я вообще вегетарианец! – взвыл Волк.
- Не смеши меня, серый.
- Честно! Слово вожака стаи! Клык даю!
- Ладно, верю. А зачем же ты тогда за поросятами гонялся, имущество разрушал, нынче знаешь почем квадратный метр?
- Да это же я не по своей воле разрушал, ну как ты меня понять не можешь!
- Первый раз об этом слышу, - с удивлением произнес я.
- А то! Английские сказки такие заумные, что сразу в них не разобраться.
- Ну, так помоги мне.
Понимаешь, какая история, - начал свой рассказ Волк. – Из трех братьев поросят, самым состоятельным и предприимчивым оказался Ниф-Ниф. А два других настоящие балбесы, тунеядцы и алкаши. И уж больно они завидовали успехам своего брата, и где-то, в глубине души, его ненавидели.
http://www.praksis.ru/index.php?page=catalog&pid=26


Ниф-Ниф первый добежал до своей соломенной хижины и едва успел захлопнуть дверь перед самым носом волка.
– Сейчас же отопри дверь! – прорычал волк. – А не то я ее выломаю!
– Нет, – прохрюкал Ниф-Ниф, – я не отопру!
Здесь мы наблюдаем рядовой конфликт между двумя субъектами. Характеристикой такого конфликта является наличие неделимого объекта, на который претендуют оба участника (здесь таким неделимым объектом выступает тушка розового поросенка, с которой Ниф-Ниф тоже не хочет расставаться). Ну, а для начала конфликта нужен инцидент – Вы скажите: «Какой плохой волк, решил слопать бедного поросенка!». Но, спрашивается, кто пел разные гадости о сером голодном волке? а мы с вами еще и подпевали – по сути, подзуживали поросят.
То-то и оно, что найти виноватого в конфликте не так-то просто. (Напомню, что знание стратегий и тактик разрешения конфликтов важная составляющая при управлении любой командой, поскольку любая команда проходит стадии групповой динамики, где стадия конфликта – важнейший этап групповой динамики).
http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1800351/index.php?page=0


Итак, исходный сюжет: есть три поросенка, один из которых только беззаботно развлекается, другой относиться к своей безопасности все же чуть сознательней, но должного усердия не проявляет, а третий строит дом всерьез. И вот, на сцену выходит волк.
В традиционной сказке первый поросенок мгновенно становится его добычей, чтобы добраться до второго, злодею уже приходиться потрудиться, но спасается только третий, самый ответственный и «взрослый». Мораль сказки: хочешь выжить (= достичь чего-то в жизни = не стать жертвой обстоятельств) — приложи к этому все усилия. Чем больше их приложишь — тем больше у тебя шансов.
В «смягченной и гуманной» сказке поросята-бездельники успевают от волка удрать и в конечном счете прячутся в домике трудолюбивого брата. Мораль? Поневоле приходит на ум неприличная поговорка советских времен: «Хоть работай, хоть сачкуй, все равно…» найдется кто-то, чьими трудами можно воспользоваться. Значит, можно не трудиться. А это — проще и удобней. Значит — ура безответственность, акуна матата! Вот только сомнительно, что когда эта точка зрения проникнет во все души, найдется хоть один «трудолюбивый поросенок», которому взбредет в голову построить надежный дом. И что тогда?
А теперь взглянем на вещи трезво. Что опаснее, а что полезнее для самого ребенка: несколько слезинок, пролитых во время слушания «первозданной» сказки, или заложенный в фундамент его представлений о мире принцип безответственности и иждивенчества?

Да, бесспорно, избыток негативных эмоций не идет маленькому ребенку на пользу. Но полное их отсутствие не менее опасно. Полностью от неприятностей человеку все равно не укрыться, а чем дольше он будет убегать от них, тем хуже ему придется, когда бегство станет невозможным. Не важно, когда именно это произойдет: в школе, или уже во взрослой жизни, но факт: чем меньше человек морально готов к неприятностям, тем более сильную травму он получит при столкновении с ними. А сказки, кстати, даже внешне жестокие, одним своим образным строем смягчают знакомство с темными сторонами жизни. В них все условно, даже самые маленькие дети чувствуют разницу между выдумкой и реальностью, зато усваивают заложенные в сказках принципы так сказать в чистом виде. В большинстве своем — полезные принципы. Если речь идет о традиционной сказке (к таковой можно отнести как народные сказки, так и некоторые литературные, полностью принявшие ее «правила игры»), символический «программный» язык которой отшлифовывался веками.
http://www.babyblog.ru/community/post/psy/672066
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

  • 1

Re: Сказки, сказочки

#26 Око » Пт, 4 сентября 2015, 21:12

phpBB [media]


Былинные и сказочные технологии древних Русов: Меч Кладинец, палица, скатерть самобранка, гусли самогуды, и многое другое.
Былинные Богатыри и Славянские Боги. Мегалитические сооружения,оружие и технологии - новый взгляд на все эти понятия.
Кто и для чего нами упраляют? Какие задачи стоят перед Славянином? В чём заключается патриотизм? - с банкой пива сидя у ящика
болеть за нашу сборную, это патриотизм, или что-то другое?

slavmir - http://slavmir.org/index.php?start=6
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#27 Око » Чт, 17 сентября 2015, 7:19

Сказка о рыбаке и рыбке.
Изображение
вариант осмысления: Старуха хотела чуда, но не была готова к принятию этого чуда.
Для того, чтобы принять чудо, нужен труд. Человек должен быть готов жить с этим чудом и развиваться.
Золотая рыбка пыталась удовлетворить надежду на существующую реальность, в которой все хорошо.


Старик не имел счастья? почему старик не имел счастья?
он хотел покоя. и не имел желаний. старик - даос (или буддист? :-D ) счастье для него есть покой.
Старуха не могла наслаждаться, ибо не сумела понять свои подлинные желания, не ощущала подлинного бытия. Она через рыбку получала наслаждения не для своего подлинного "я", а для удовлетворения стереотипов, существующих в ее голове.

Для того, чтобы насладиться счастьем, человек должен разрешить себе БЫТЬ и понять что его "я" не есть оценка других.


там где нас нет, травка зеленее.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#28 Око » Сб, 17 октября 2015, 7:14

"Сказка о Золотом петушке"

«Сказка – ложь, да в ней намёк»
Сказка, как и басня, как миф вообще пишется «эзоповым языком» и образы такого повествования суть символы, у которых кроме сюжета, имеется и другая, тайная, историческая жизнь.

Да, это ясно. Но всё же не совсем. Ведь остается всё-таки вопрос: на что в каждом конкретном случае вольно или невольно намекает автор

Изображение

Прошло уже довольно много лет, как А.Ахматова заметила, что пушкинский сюжет «Сказки о золотом петушке» в общих чертах повторяет «Легенду об арабском звездочете» В. Ирвинга.
Но вот на что при этом стоит обратить внимание: у русского поэта центр тяжести его сказки составляет деталь, которая у Ирвинга в «Альгамбре», новелле о звездочете, является второстепенной
Речь идет о сыновьях царя Додона, которые «без шеломов и без лат оба мертвые лежат»
Почему же «без шеломов и без лат»? Да потому что они погибли в братоубийственной войне, когда от близкого не ожидают удара, а потому латы и шлемы ни к чему. Люди тут, стало быть, беззащитны.
Гражданская война.

Итак, перед нами уже не просто детская сказка, но довольно-таки зловещее пророчество.

Чтобы понять, как возник сюжет «Сказки о золотом петушке», нужно обратиться к личности самого автора.

Тема ценностной морали, с одной стороны, а с другой власти фундирует собой творчество поэта.
она составляет основу внутреннего конфликта его души, который звучал в пушкинских произведениях как истошный крик о помощи, как ожидание неминуемой смерти
Символ богатства – золото, деньги. Но в пушкинских произведениях за образом денег так явно просматривается время, что это уже, с ретроспективы XXI века, трудно не заметить.
Время мы познаем тройственно: как прошлое, настоящее и будущее богатство жизни. И вот три «золотых» образа сказочной поэзии у А.Пушкина:

- золотое яблочко («Сказка о царе Салтане»)
- золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»
- золотой петушок («Сказка о золотом петушке»)

Рассмотрим их в приведенной последовательности:

- золотое наливное яблочко, как и родственное ему в пространстве русской сказки золотое яичко («Курочка Ряба») представляет собой символ ценности прошлого

Ценность прошлого выступает в ткани сегодняшнего дня долгом, ценностным минусом, который отнимает у жизни ее наличное бытие. Такой долг вызывает разрушение целостной структуры нынешнего богатства.

а) Отведав коварного золотого яблочка, царевна впдает в смертеподобное состояние. Кто ее может оживить? Энергия сегодняшнего дня.
б) Разбивается золотое яичко под влиянием «маленького обстоятельства» (крохотная мышь - символ короткого и очень важного, кардинально меняющего ситуацию момента, бифуркации). Кто может возместить ущерб от пропажи непрямой ценности - золота?
Простой продукт – настоящее яйцо, которое Курочка Ряба экономики снесет позже.

- золотая рыбка символизирует собой ценность настоящего, выступающее будущим по отношению к ценностям прошлого. То есть речь о настоящей ценности, способной удовлетворять человеческие желания
Правда, и в сказке это хорошо заметно, весь казус в процессе потребления, который уже трудно остановить, когда он запущен. Если желания переходят меру, человек больше не хочет быть тем, кто он есть, кем ему вполне закономерно дано играть свойственную ему роль в спектакле жизни, а потому теряет аутентичность, с ней же и свои завоевания

- наконец, золотой петушок – символ ценности будущего, которое многие стремятся узнать. В апофеозе творчества у Пушкина на первое место выходит тема оракула, пророка, ведающего и несущего правду, хоть бы для этого подлинно приходилось «жечь сердца людей»

В трех приведенных архетипах без особого труда замечаешь стройную симметричную структуру:

Спойлер
В центре – настоящее время, фигура мага, звездочета, пророка. С золотой рыбкой можно вести диалог, ведь она - личность.

Отметим еще одну важную особенность такого чародея – он сам по себе не плох и не хорош, способен как приносить блага, так и отбирать их.
Однако слева – в прошлом и справа - в будущем проступают фигуры, в которых уже ясно различимо разделение на «плохо» и «хорошо», то есть образы злого и доброго волшебников, вносящих в сюжет сказок:

- добрую вещь, то есть приносящую благо (золотой петушок)
- злую вещь, то есть приносящую ущерб и смерть (золотое яблочко)

Теперь заметим следующее
Злой и добый маги выступают в этой системе лишь как фигуры раздвоения настоящего волшебника, который сам по себе не плох и не хорош, а прежде всего, рационален. Так будущее и прошедшее время оказываются лишь двумя разными градациями настоящего.

Однако, самое любопытное еще впереди. Потому что вслед за приведенными рассуждениями возникает простой вопрос: в самом ли деле плохое тут плохо, а хорошее - хорошо?
Смерть царевны, съевшей коварное яблоко, то есть принявшей вовнутрь знание прошлого, это ветхозаветная судьба Евы, отведавшей запретный плод с дерева добра и зла, дополняется у А.Пушкина новозаветной идеей воскресения и счастья
Петушок же, вначале показав от себя немалую пользу, приносит в конечном итоге Додону одни неприятности.
Всегда ли знание прошлого мертвит, всегда ли знание будущего спасает?

Следующая тема, которая заслуживает внимания: оракул и пророчество

2.
У персонажей «Сказки о Золотом петушке» есть несколько более или менее ясно узнаваемых прообразов.

В литературе это, как уже говорилось, герои В.Ирвинга, его «Легенды об арабском звездочете», которая переносит нас ко вполне историческим временам правления маврами бывшего вест-готского государства, к созданию эль-Андалуса (будущей Андалусии), городу –крепости Альгамбра в Гранаде.

В истории мы находим две любопытные личности, знакомые каждому, а у Пушкина они становятся отправными пунктами для главной фигуры – царя Додона:

а) лидийский правитель Крез
б) русский царь Иван IV Грозный

Что мы знаем об этих личностях?

История и литература...продукты бытия и сознания, как часто они оказываются чем-то единым и узнаваемым: в полотне изображаемого видны черты исторической реальности, а знание об исторической реальности порой бывает основано на мифе.

Крез и Дельфийский оракул

Уже имя царя – «Додон» содержит в себе ясный намек на додонский оракул в Эпире.
Греческие пифии, профессиональная инстанция в деле прорицания, недурно жили благодаря желанию властителей этого мира знать будущие события.
Об этом нам ясно говорит и автор сказки, замечая, что Додон «горы золота сулит» тому, кто избавит его от страха за своё будущее.

Мы обращаемся к образу Креза. Почему? Ведь как и сказочный Додон, Крез согласно легенде пал жертвой двусмысленного пророчества, собираясь воевать против Кира.
Лидия, богатое золотом государство, имело прекрасную, хорошо обученную армию. Но все же Крез страшился вступать в борьбу с персидским владыкой. Он спросил оракула о будущем такой войны, подкрепив просьбу, как водится, обильным подарком.
Дельфы ответили «Падет великое царство» - и Крез пошел в наступление. Увы, расшифровка ему не удалась. Под «великим царством», которому суждено падение, как выяснилось позже, следовало разуметь саму Лидию.

«Добрая вещь» - оракул всегда говорит символами, загадками. С этой же проблемой столкнулся и Додон: золотой петушок не мог рассказать ему, о какой именно опасности идет речь. Он привык ждать опасность от вражеских солдат.
А между тем, царица оказалась ему страшна не своим войском

Царь и пророк

Превыкший повелевать желает знать свою судьбу, чьей непоборимой власти противится его гордый нрав. Более того, он стремится овладеть знанием о часе своей смерти, чтобы попытаться ее избежать.
Греки хорошо подметили эту черту царской натуры человека. Миф говорит нам о том, что даже царь богов и людей Зевс покорялся року, но с большой неохотой.
Эту же черту характера мы наблюдаем в знаковых фигурах своей эпохи, какой бы прагматичностью и трезвостью мышления они не обладали.

Мы видим как обладавший поистине царской властью сугубый материалист Сталин то обращается к ученым, требуя создать лекарство от смерти, то тайком пробирается к известной православной провидице Матроне
Видим, как человек чрезвычайно практичного ума Наполеон беседует с Лапласом о понятии «судьба» и обращается к известной гадательнице своего времени мадам Ленорман

Такая особенность владык не прошла мимо внимания А.Пушкина, подметившего ее уже в русских князьях.
«Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною и скоро-ль на радость соседей-врагов могильной покроюсь землею?» - спрашивает у волхва вещий, то есть узнавший свою судьбу Олег.

Чем герой пушкинского «Сказания о вещем Олеге» не напоминает позднейшего его же персонажа - баснословного «царя Додона», который в буйной юности «соседям то и дело наносил обиды смело», а потом, когда он ослабел, стал нуждаться в собственном домашнем оракуле?

Мы замечаем ту же черту в «линейке» российских царей, начиная от первого - Ивана и до последнего - императора Николая II, вообще человека суеверного, склонного доверять мистическим пророчествам, и потому - вместе со своей женой - попавшего под сильное влияние Распутина.

От желания знать будущее не был свободен и современный поэту владыка России
Рефреном пагубной в своей чрезмерности страсти земных владык к будущему знанию служит знаменитое «Царствуй, лёжа на боку», ставшее для поэта источником немалых проблем, поскольку цензура усмотрела тут прозрачный намек на Николая I, сделанный специально для того, чтобы дать «урок» для «добрых молодцев»

И вот в ракурс внимательного пушкинского взгляда попадает новеллла Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете» в книге «Альгамбра» изданной в 1832 году, и в качестве новомодной имевшейся в его библиотеке.

Готы и мавры

Маврами, жителей Мавритании, в покоренной исламскими завоевателями Испании было принято называть арабов из Северной Африки. Возможно, для Пушкина, человека «арабского» происхождения, в творчестве которого можно встретит такие строки как «под небом Африки моей», это имело немалую значимость.

Судя по всему, поэт внимательно прочитал «Альгамбру» В. Ирвинга. Творчество этого писателя, изучавшего богатства легенд древней маританской крепости в Гранаде, открывает нам ключ к истокам американской культуры.
Говоря о былом процветании и золотой пышности царя Альгамбра, построившего крепость, Вашингтон Ирвинг недвусмысленно указывает на его источник. Это труд и промышленность.

В самом Пушкине можно отметить две черты натуры, ясно отпечавашиеся в дихотомии его персонажей: романтичность с одной стороны, а с другой - практицизм.
Поэт, будучи не богат, всю свою жизнь страдал от недостатка средств. Разумеется, он не чужд был идеи заработать на своем природном даровании: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»

Но вот что можно продавать и что нет? Это уже вопрос морали, которой также постоянно звучит в творчестве русского поэта.
Богатство создается человеком в его труде, в производстве товаров для жизни. Но его можно и сохранить. Именно этой цели и служит золото, три важные функции которого в проекции на время прослеживаются в поэтике А.Пушкина: богатство прошлого, настоящее богатство и будущие сокровища.
Кроме того, золото дает человеку и власть. Вот почему мотив власти так настойчиво звучит в строках поэта. Власть желает сохранить и свои сокровища, добытые с боем у соседей, и свой покой

Завоевание маврами (берберами) Испании и последующее отвоевание своей территории испанцами: реконкиста есть столкновение двух культур:

- готской, то есть европейской в ее христианском оформлении
- мавританской, то есть африканско-арабской, в ее исламской оранжировке

Мавры принесли готам мораль труда, подарили им обильную промышленность и сопутствующую ей культуру. Испанская земля, в свою очередь, дала арабам практическое и благодатное поле применения для их культуры и труда.

Это оказалось в жизненном отношении чрезвычайно важно для самих арабов-мусульман
Ведь в арабе природная воинственность и преклонение перед поэзией вполне уживаются, находя свое единство в пылкости нрава, как они уживались у самого Пушкина.
В самом деле любопытно, пусть это и легенда, что в самых жестоких военных походах аль-Мансура сопровождал «штаб» из тридцати поэтов, имевших влияние на него как полководца.

Благодетельное завоевание, вытеснившее праздную готскую знать, привыкшую добывать золото насилием и оттого погрязшую в междуусобицах, дало берберам 700 лет владычества на европейской земле. Это продолжалось до тех пор, пока испанцы – уже не готы, но представители новой, христианско-прагматической цивилизации - не усвоили урок. К тому времени сами берберы вполне уже заразились у готов и праздностью и болезнью междуусобных войн.

Новая испанская цивилизация оказалась синтетической: вобрала в себя черты определенного пространства – Испании, и вполне определенного времени – эпохе практицизма
В Испании меркантилизм, и любовь к золоту, дурное наследство лет избытка, с тех пор постоянно в истории будет переходить за грань некоторой моральной меры, в особенности проявится затем в Мезоамерике.

Итак, труд: производство и торговля, а с ней культура и наука создала немалые богатства, нашедшие себе материальное выражение в роскоши. Но золото теряет со временем свою власть, оно становится сокровищем прошлого. Застывшее богатство прошлых дней развращает человека.
Поэтому и в отношении к будущему мы видим у людей «золотого века» всё то же потребительство

Царь и пророк (продолжение)

В. Ирвинг говорит о «братоубийственных склоках» между христианскими (готскими) воинами, пытающимися вернуть у царя мавров завоеванные им прежде у них богатства Испании. Эти гражданские войны маританскому царю Абен Габузу удалось вызвать с помощью египетской и халдейской магии своего звездочета.
Такова легенда. Что же происходило между готами и маврами на самом деле? Сперва мавританские войска в самом деле использовали распри между готскими владыками. Более того, одна из враждующих сторон среди готских князей сама пригласила мавров поучаствовать в дележе власти. (Витизья в 710 году призвал себе на помощь Тарика, правителя Танжера). Увидев плодородные земли Испании, мавры уже не согласились их покинуть.

Но когда мавританская Испания уже достигла своего могущества и сама принялась за внутренние раздоры, теперь христианнские владыки Испании умело разжигали между маврами гражданскую войну.
Ядром конфликта между царем и его звездочетом выступает у Ирвинга готская царевна, то есть дочь покоренного маврами народа. Именно она обращает победы Абен Габуза в его поражение.

Легенды Альгамбры повествуют об исламском султане, воевавшем с христианской Испанией.

Но А.Пушкин – православный, русский автор и он рассматривает исламо-христианский конфликт со своей точки зрения В его повествовании гражданская война вспыхивает между сыновьями главного героя сказки царя Додона - за право обладания шамаханской царевной они разят друг друга насмерть. И предметом ссоры царя и пророка – у Пушкина в противоположность «Легенде об арабском звезочете» становится исламская царица из города Шемахань.

Царь и царица

«Смолоду был грозен он» - пишет автор о царе Додоне. Но прямую аналогию с Иваном Грозным мы конечно проводим не поэтому.

Дело в том, что «шамаханская царица» - вполне определенное историческое лицо. Речь идет о княжне из города Шемахань в Карачаево-Черкессии, которую отдали в жены царю Ивану , потому что в те эпохи союз стран скреплялся браком правителей. Карачаево-Черкессия таким образом смиренно просила Россию принять в ее в свои пределы. Ничего удивительного, ведь Иван IV создал довольно сильное государство, помощи от которого ждали многие, в том числе и на Кавказе
Итак, «шамаханская царица» пленила «Додона» не своей женской красотой (хотя Грозный не был лишен известного эстетического вкуса и, прежде чем согласиться на брак, затребовал «парсуну» с изображением невесты).

Кавказ очаровал Россию своей силой и богатствами.

И следует заметить, что завоевания Кавказа, присоединение его как провинции к телу России - и как в свое время захват маврами Испании - призошло в начале на основе договорного акта, ставшего результатом борьбы между кланами внутри самой провинции. Обычная ситуация в истории. Так, например в борьбе за главенство в Греции между отдельными суверенами Спарта обратилась за помощью против Афин к персам, вечным врагам античной Греции, с которыми сама прежде люто воевала.

Причина таких договоров вполне меркантильна

Но не следует упускать из виду, что есть некие ценности, которые не подлежат обмену в игре взаимных интересов. Конечно, это ценности культуры, этноса и вероисповдания - всего что цементирует людей как единое целое.

Хронотоп сказки Пушкина

Хронотопом мы назовем единство обстоятельств места и времени в повествовании.
Что нам показывает хронотоп? Он обнаруживает как место действия вытекает из обстоятельств времени, когда это действие совершается, а время действия, в свою очередь, определяется необходимостью совершиться ему именно в данном месте.

Действие же придает динамизм как времени, так и пространству.

Если мысленно остановить время и посмотреть, что в данный момент происходит в разных пространствах рассказа или сказки, то мы увидим изменения в структуре пространств
Если же зафиксировать некоторое пространство и посмотреть, что в нем меняется, мы увидим как меняется само время

Рассмотрим изложенное выше на примере хронотопа

- в новелле В. Ирвинга «Балланда об арабском звездочете» и
- у А.Пушкина в «Сказке о золотом петушке»

Первый мы назовем мусульманским, второй - христианским.

В первом центром сил выступает идея богатства, а во втором – идея власти и социальной справедливости.

В самом деле, у обоих авторов более или менее явно проступает идея рая, как

- волшебного сада с гуриями, места отдохновения, удовольствия и обилия, о котором весьма откровенно мечтает ирвиновский Абен Габуз как добрый мусульманин. Правда, он желает такового на Земле, а не после смерти
- Царствия небесного, где наконец осуществляется идея справедливости. Правда, люди часто желают этого царства благоденствия на Земле. Чего хочет царь Додон? Мира для своей страны.

Золото с его способностью удовлетворять человеческие желания, врываясь в экономику как ценностный абсолют, служит камнем преткновения для человека в мусульманском хронотопе, а непростая совместимость справедливости и власти – в христианском

Поговорим о Пушкине, война которого с властью в России носит перманентный характер, в чьей жизни золота всегда недостает. Но отсутствие не денег, а чести составляет главную проблему поэта.
«Нет пророка без чести, разве что в дому своём и Отечестве своём»...
Не было справедливости - ни дома, ни в высшем свете, имевшем власть.

Достаточно углубленного взгляда на сюжеты упомянутых нами трех сказок А.Пушкина, как становится ясным что тема золота здесь весьма поверхностна, а в глубине просматривается проблема власти

В «Сказке о царе Салтане» падчерица-царевна для того чтобы сама стать царицей, должна пройти через смерть от рук прежней владычицы, своей мачехи и воскрешение. Новая власть, воскреснув, готовит смерть старой. Так мы видим здесь взаимоотношение между ценностями власти прошлого и власти настоящего. Умирая, прошлое дает жизнь настоящему
В «Сказке о рыбаке и рыбке» речь идет о споре между обладателями власти в настоящем. Приобретая все больше властных возможностей (то есть становясь сначала дворянкой, потом земной царицей) старуха в конце концов желает сравняться с «владчицей морской» - от которой сама же имеет истоки собственной власти. В итоге окажется в скудном прошлом. Не так ли земной царь лишается своей власти, претендуя на нечто большее? Намек достаточно ясен
В «Сказке о золотом петушке» мы видим к чему приводит человека власть над знанием будущего.
Столица Додона – центр смыслового пространства, событиеобразующее место действия в хронотопе, где и происходит смена времен

Момент «сейчас», центр смыслового пространства, событиеобразующее время действия в хронотопе – в третий раз за всю историю с шамаханской царицей бьется и кричит петушок, «обернувшись на восток», То есть по направлению к горам Кавказа, побуждая царя двигаться навстречу своей смерти...Правда, это произойдет в столице, а не «промеж высоких гор», где нашли свою кончину его сыновья.

Совпадение центральных обстоятельств места и времени дают нам главное событие сказки. Здесь максимальна концентрация смысла

Поодаль от главного события в настоящем находятся два вспомогательных:

- Прошлое. «Соседям то и дело наносил обиды смело»
- Будущее. «Охнул раз, - и умер он»

Таковы аспекты сюжета, реализующие идею справедливости, необходимости отдать долг судьбе. Но они расположены не очень заметными эпизодами среди интервалов, разделяющих три основных события драмы.

Интервалы как раз посвящены теме власти.
Времяподобный интервалы между событиями сказки видятся нам следующими:

От прошлого к настоящему: царь в молодости сам совершал на соседей набеги, покорял их и уничтожал. Постарев и порастеряв власть, царь нуждается в пророке

От настоящего к будущему: пророк требует плату за свои услуги. И она стоит Додону жизни.
Ведь Додон не понимает, что власть в смысловом пространстве его реальности уже принадлежит пророку. Пророк стал царем, потому он и требовал себе царицу. Убив его, Додон тем убивает и самого себя, порвав связующую нить между собой и пророком, источником его благополучия и самой жизни.
Царь и пророк – это автор сказки в одном лице. Власть переходит от политика к мудрецу, то есть автору самого повествования – негласный «урок» сказки о золотом петушке. Создавший ткань сказки, переходит затем к полотну живой истории.

Пространствоподобный интервал между событиями – это расстояние от столицы до места второго действия – стана шемаханской царицы.

В обоих пунктах пространство сюжета концентрируется по-разному.

Главное событие сказки происходит в столице, здесь расположены прошлое, настоящее и будущее сказочного Додона, то есть его жизнь. В столице и совмещены:

- смысловое пространство лихого разбойного прошлого Додона, образующего некий долг
- смысловое пространство настоящего, где свершаются грозные события: прошлое требует уплаты долга
- смысловое пространство будущего, где долг уплачен и в результате жизнь самого царя заканчивается
В моменте настоящего, в его пространстве уже есть и прошлое и будущее. В настоящем время становится цельным.

Пространство сюжета в стане шемаханской царицы целиком относится к логике бытия Додона в настоящем, когда свершается справедливость

Время в этом хронотопе представляет собой перевод взгляда последовательно вдоль всех трех событий, соединяемых времяподобными интервалами: от молодости Додона до его смерти.

Однако, почему такой хронотоп мы называем христианским?

Идея Царствия небесного, утверждающего необходимость справедливости, относит нас к ветхозаветным корням деления событийности на плохую и хорошую. Естественно, что всяческую несправедливость следует отнести на несовершенства власти земной: кто-то и богат и властен, другой и беден и вынужден всю жизнь подчиняться – словом, нет в жизни совершенства.

Христианская идея воздаяния приводит нас к мысли о необходимости небесного царства, где власть осуществляет Бог, а потому любому неравенству, и любой кривде нет места.

У Бога царь и пророк равны. А в исторической действительности справедливости не видно и следа.

Если взять любое смысловое пространство сюжета Сказки о золотом петушке по-отдельности (прошлое, настоящее и будущее), в нем ни морали, ни логики равноправных возможностей

Додон обижает соседей, губя и старого и малого, те бессильны перед ним

Соседи нападают на старого царя

Гибнут ни в чем не повинные сыновья Додона

Звездочет неясно зачем требует себе молодую царицу

Гибнет звездочет. Гибнет и сам Додон

Царица пропадает «как и вовсе не бывало»

Необходимо совместить все три сюжетных плана, все смысловые пространства чтобы убедиться: справедливость Царствия небесного все-таки совершается в объеме сказки. То есть на земле. Но не в самом пространстве как мгновенном снимке бытия, а постепенно, в ходе времени. Только цельная мораль сюжета придает смысл каждой его части, позволяя логически совместить их друг с другом.

А.Пушкин убеждает в этом нас. Но убедил ли он самого себя?

3.

Как упоминалось, «Сказка о золотом петушке» - последнее сказочное повествование в творчестве поэта. И как же оно зловеще отличается от предыдущих, где главный герой если и умирал, то за этим следовало воскресение!
В «Петушке» автор буквально истребляет своих персонажей, придавая им исторический масштаб и буквальную, жуткую достоверность деталям как в заправском «хорроре»:

«..бродят кони их средь луга по затоптанной траве, по кровавой мураве»

А смерть пророка от царской руки - что это, как не пророчество о собственной гибели?

Он противостоят друг другу - так замыслил поэт. Властитель пространств – царь и «властитель дум», мысли, точного слова и таинственного погружения в природу вещей, владыка времен, постигающих их суть - поэт, пророк.
Кто выше, кто оставит более глубокий след в истории? Вот что всегда заботило Пушкина, сказавшего о своем памятнике: «вознесся выше он главое непокорной александийского столпа»

Итак, владыка времени выше, то есть ближе к небу, первичнее. Это объединяет
смыслом новеллу В.Ирвинга со сказкой А.Пушкина – в том сверхпространственном целом осуществляется отношение человека ко времени, когда не столько уж важны национальные или религиозные различия между людьми и где поэт может смело соизмерить себя с владетельным царем.
Мысль о царе и пророке придает особое значение всему творчеству русского поэта и создает уже не только хронотоп творчества, но и времяпространственный континуум самой его жизни.

Вот почему на протяжении всей своей личной истории Пушкин так глубоко изучает историю России, пристально всматриваясь в ее знаковые персонажи: царей и цариц Ивана, Екатерины, Петра.
Вчитываясь в прошлое, он мысленно ставит себя на поле брани настоящего с Николаем II. А соединяя распавшуюся «связь времен» угадывает обрисы судьбы будущих властителей России прошлого.

Тема Кавказа, тем или иным образом звучащая в судьбах российских царей.

Соперничество за внимание императрицы между Николаем II, склонным доверять предсказателям, и его домашним «оракулом» Григорием Распутиным. Слишком большое влияние придворного мистика и явное его злоупотребление своей властью (эта деталь отчетливо просматривается в «Легенде об арабском звезочете»). Насильственная гибель Распутина в результате заговора придворной элиты. И затем падение дома Романовых.

Таковы исторические параллели. Но в хронотопе поэтического творчества А.Пушкина мы видим иную сторону символов сказки.

Кто же здесь эта загадочная «шемаханская царица», за благосклонность которой сражаются владыки времени и пространства?
Она, «сияющаая как заря» - красота совершенства. В борбе за ее милость люди враждуют между собой, применяя дозволенные и даже не вполне дозволенные приемы.

Правда, это совершенство поэт и царь могут понимать по-разному.

Земному владыке важна красота и совершенство силы, успеха, богатства, телесной соразмерности. Поэт стремится к совершенству мысли, гармонии, восприятия смысла
Но сражение за любое совершенство смертельно. Ибо - ничто не совершено окончательно, все лишь совершается во времени.

Вещий князь Олег предвидит свою смерть от верного друга, но не может ее избежать.

В чем трагедия Пушкина? В том, что выносимое им вовне и творчество противостояние царя и поэта - есть его собственный, внутренний, глубоко укорененный в сознании конфликт
Пророчество о себе - самое сложное для любого прорицателя. Ибо он в хаосе истории видит не себя, а лишь собственную вышивку на ткани времен.

Видит свой портрет, отражение в зыбком зерцале времени: себя как вещего глашатая доброты. «Милость к падшим призывал»...
На противоположном углу ринга конечно император - жестокий властелин чужих судеб, подавляющий свободолюбие лучших сынов своего Отечества

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»...
Но зеркало времени, как ему и положено, врет.
Правда, лишь тому, кто желает обмануть самого себя.
"Ах, обмануть меня не трудно: я сам обманываться рад"

Между тем, и царь и пророк – есть два дивных образа, две маски на одном лице

Только когда жизнь величайшего поэта своей страны уже давно прожита, сегодня, в ретроспективе мы можем это заметить.
(с)
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Сказки, сказочки

#29 Око » Вс, 8 ноября 2015, 17:52

Лень в образах сказок

phpBB [media]


Добавлено спустя 3 минуты 40 секунд:
Неудивительно, что в русской сказке воспроизводятся общечеловеческие мотивы. В известном сборнике А.Н. Афанасьева, в параллель к русским народным сказкам, приводится великое множество славянских, немецких, скандинавских вариантов на те же темы: цитируются, хотя в небольшом количестве, варианты итальянские, арабские, даже индийские. Есть общие многим народам излюбленные сюжеты. Мы находим в них под различными именами одни и те же типы героев, одни и те же чудесные превращения и волшебные предметы, множество общих представлений о чудесном и в особенности одни и те же магические задания. Обыкновенно эти общие представления объясняются наличностью единого мифологического предания, зародившегося еще до разделения индоевропейских народов. Вряд ли, однако, это объяснение представляется исчерпывающим: общее выражается не в одних языческих преданиях, предшествующих разделению народов. Встречаются поразительные совпадения позднейшего происхождения, например общие варианты одних и тех же христианских сказок у народов, принадлежащих к различным христианским вероисповеданиям 1.
Национальность оказывается здесь лишь ветвью общечеловеческого ствола. Этим не исчерпываются те трудности, с которыми сталкивается исследование сказки как памятника национальной культуры. В сказке есть не только сверхнародное, но и сверхвременное. В ней есть множество исторических наслоений, отражений различных исторических эпох, весьма отдаленных друг от друга.
http://philologos.narod.ru/sophia/trub.htm

Иное царство.....
Уход от гнетущей человека бедности жизни, подъем к неизреченному богатству чудесного в связи с исканием «иного царства» есть общая черта всех веков и всех народов. Истина эта открылась уже в древности Платону, который учил, что Эрос, рождающий красоту, есть дитя бедности и богатства *. Соответственно с этим несчастный, обездоленный и дурак занимают в сказках всех народов видное и почетное место. Национальная окраска проявляется лишь в конкретном изображении этих героев, в конкретном понимании той бедности, от которой они ищут спасения, и того богатства, в котором они его находят.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

  • 1

Re: Сказки, сказочки

#30 sergo1000 » Вс, 8 ноября 2015, 18:02

Спойлер
Финист- Сокол
Финист – воинственная птица-сокол. Воплощение Бога войны – Волха, стоящего на страже границ Руси. Финист ясный сокол известен каждому ребенку, который читает сказки в книжках или смотрит художественные фильмы-сказки. Финист часто выступает в роли главного героя в Русских народных сказаниях, повериях и преданиях, где его можно увидеть в образе непобедимого могучего воина или чудесного, счастливого жениха, тайно посещающего в облике сокола свою прекрасную возлюбленную. Волшебное перо птицы Финиста ясна сокола обладает чудесными свойствами: оно не только помогает юноше-Финисту оборачиваться в сокола, но и убирает на его пути все преграды. Будь то непроходимая чаща, глубокая пропасть или огромное вражеское войско. Здесь хорошо видна связь Финиста с Ярилой и Вохом: в покоях своей возлюбленной девицы он подобен Богу Яриле, а в борьбе с врагом он близок к Богу Волху. Являясь инкарнацией (воплощением) Бога Волха, Финист ясный сокол получает от него все свои волшебные способности и неограниченные возможности. Бог войны Волх охраняет территорию Ирийского сада, и именно там укрывается Финист ясный сокол после своих длительных и опасных сражений, после любовных приключений и дальних путешествий. Финист ясный сокол находится под покровительством и является близким другом Бога Ярилы, который помогает Финисту не пропускать врага незамеченным в пределы Русских земель. Враг проникает на Русь под покровом ночи, но даже и тогда он знает, что без обмана и хитрости его подстерегает верная смерть в лице неумолимого и безжалостного Бога Волха и его верного помощника Ясного Сокола Финиста.

Добавлено спустя 1 минуту 1 секунду:
Так что - проникать в покои возлюбленной-это не главная его "функция"... :smile:
sergo1000 M
Аватара
Откуда: Мытищи
Сообщения: 1113
Темы: 4
Зарегистрирован: Сб, 25 января 2014
С нами: 10 лет 2 месяца
О себе: сталкер

Re: Сказки, сказочки

#31 Око » Пн, 9 ноября 2015, 15:45

sergo1000 писал(а):Так что - проникать в покои возлюбленной-это не главная его "функция"...

очень согласна :angel: спасибо за дополнение

Со-кол:
Со - присоединение к бытию человека. Со-путствие, Со-единение, Со-весть, Со-знание, Со-зерцание

Кол - это ось, основа, которая может быть как в тонком мире, так и в материальном... по аналогии со словами Кол-о-Кол (основа, взаимодействующая с основой),
смысл корня КОЛ
Коло-врат (основа вхождения в ось (или выхождения из осного состояния в наш мир),
Кол-е-со (здесь интересно. интроверсия слова "сокол". Если со-кол - это сопутствующая основе часть бытия человека, т.е. соединенная с основой часть человеческого "я", то кол-со - это основа, проявляющая себя в мир человеческого "я"... в мир движения, мир изменений и хронологического Времени),
Кол-дун (человек, меняющий оси разных миров),
Кол-яда (основа, тонкая составляющая еды, песня, предшествующая появлению еды. Здесь можно провести аналогию с колесом: песня - это ось колеса. Тот процесс, когда ось распространяется в наш мир благодаря спицам, аналогичен появлению реальной еды благодаря людям, подающим эту еду)
Есть версия, что "кол" - это солнце, круг. Но противоречия нет, если копнуть глубже: круговорот Солнца и есть основа жизни человека, сознание человека - ось, вокруг которой вращается Мир

Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:
еще вариант:
с-ОКО-л
В славянской мифологии Сокол-вселенское око восседает (в-ось-съдает) на Вершине Мирового Дерева. Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира (мужская ипостась, дополняющая женскую – лебедицу, утицу). В Сокола перевоплощался, согласно легенде, Род, который влиял на судьбу богов и людей. Согласно древним поверьям Сокол это божество, родившееся от удара молнии, поэтому Сокол-Рарог есть знак Огня, Агни; «бег» огня по дереву сравнивали с сокольим полётом, а прилёт сокола – с началом дня. В древнеегипетских мифах бог света и неба Гор изображался в виде сокола (или человека с головой сокола). Бог Солнца Ра также представлялся в образе соколиных крыльев с солнечным диском. У скифов Сокол тоже был в большом почёте. Его значимость читается уже в названии, которое дали себе скифы – соколоты.

Добавлено спустя 4 минуты 39 секунд:
Изображение

«Взгляд этой птицы был способен увидеть в первобытной темени зарождение жизни. Сокол загнездился на прадереве и снес “яйце-райце”, из которого и произошел мир (Скуратівський, 1998). Его золотое оперение осветило вечную тьму. Сокол пустил мелкую слезинку, из которой появилось озеро живой воды. Он снес золотой желудь, из которого вырос прадуб — первое дерево.


----------------------------------------------------------
У тюркских народов считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По представлениям народов Средней Азии, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души на какое-то время. В фольклоре подобные ситуации описываются многократно. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу. По легенде, хан Золотой Орды Тохтамыш имел бесценную пару соколов, которые давали продолжение славной породе. Тамерлан смог победить его лишь после того, как получил несколько яиц от его соколов, чтобы вырастить подобных для себя и овладеть военным могуществом (Симаков, 1998).

-------------------------------------------------------------
О чеглоке у киргизов существует такая легенда. В давние времена жил прекрасный, благородный и храбрый юноша. Он горел желанием свершить подвиг на благо людей. По поручению своей семьи, хана, возлюбленной, он совершил немало геройских дел. Однако каждый раз он узнавал, что за даваемыми ему поручениями скрываются эгоистические интересы любимых и почитаемых им людей. Разочаровавшись в людях, герой обратился с просьбой к пророку, чтоб тот даровал ему полную свободу и освободил от служения человеку. Пророк обратил его в сокола…»
---------------------------------------------------------------

Сокол был изображен на знаменах Чингизхана
Изображение


Во времена царствования Алексея Михайловича был изображен и на гербе Москвы у Трифона на руке.
Герб был с Трифоном и Георгием-Победоносцем в зеркальном отображении в виде двух конных фигур Святых Покровителей города.
И, если Трифон мирно несет птицу, держа в руке копье, то Георгий уже пронзает копьем змея
Спойлер
ИзображениеИзображение
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Мифы и мифологические образы в сказках

#32 Око » Чт, 24 декабря 2015, 8:26

еще один ёмкий образ - Мировое Древо (Arbor mundi)

вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол - с земным миром, корни - с преисподней.
Хотя Пелевин ввел интересное рассуждение о том, что корень, через который питается растение есть голова (аналогия с головой человека), а, например, чашечка цветка - гениталии... у дерево - крона способ размножения... творчества

Изображение

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Это очень древний образ, мифологический или, по – другому, мифопоэтический. Он есть в традиционной культуре почти всех народов мира.

Образ помог людям осмыслить, упорядочить представления о пространстве и времени, о связях животных, людей и богов, добра и зла.

Мировое древо – это как бы точка отсчёта. Оно часто представляется как находящееся в центре мира, в священном месте.

«А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12 источников».

Изображение

Библейские события тоже связаны с этим символом. Именно на дереве обитал Змий... и плод именно этого дерева он использовал, как искушение. Это и понятно. Дерево - это наш воплощенный мир.
Райские Адам и Ева жили в этом мире, но не вкушали его плодов, созревших во Времени. Их сознание воспринимало Мир не так, как сейчас - они жили моментом времени... моментом "здесь-и-сейчас"... Но после того, как вкусили запретный плод, восприятие меняется - появляется память и появляется возможность думать о будущем... и давать оценку происходящему



об этом же и у Пелевина в последней книге "Смотритель" -
образ волны в океане. он пишет, что на самом деле существует только фронт волны. а волна и океан есть только лишь воспоминания этого фронта
в каждый момент возникает новая конфигурация жизни. и существует она один кратчайший миг.
процесс невосстановим. даже частицы другие.
есть только неуловимый фронт. все остальное возникает как воспоминания памяти.
Из этого красивого образа вытекает важность момента.
Момента, отраженного в сознании. т.е. связь Сознания и Времени.
существует в сознании только этот момент - момент Творения. все остальное - лишь порождение момента... иллюзия.

Добавлено спустя 11 минут 12 секунд:

Мировое дерево воплощает не только пространственные, но и временные координаты, о чём свидетельствуют приведенные мотивы колядок, где мировое дерево превращается в дорогу во время главного календарного (новогоднего) празднества. В русской загадке: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» и т. д. говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах мировое дерево помещается в центре мира, на острове посреди океана («пуповине морской»), где на камне Алатыре стоит «булатный дуб» или священное древо кипарис, берёза (в частности, перевернутая вверх корнями), яблоня, явор и т. п. На мировом дереве — древе жизни — в апокрифах почивает сам Господь, когда входит в Рай (славянская «Книга Еноха»), в заговорах обитают Иисус Христос и святые — Богородица, архангел Михаил, Илья-пророк, Георгий, Параскева и др., мифологизированные персонажи — кузнецы и др., у корней дерева — демонические и хтонические существа: прикован на цепи бес, обитает в гнезде («руне») змея (Шкурупея) и т. п.

Образ мирового дерева характерен для славянских колядок, русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: «Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит»; этот образ объединяет разные — вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога) координаты мира. Характерен также мотив срубания дерева в славянских колядках в связи с мощением мостов для проезда Овсеня, Нового года, Христа; в болгарской колядке приводится «самоописание» мирового дерева:
Я сама, мама, злато деревце.
Злато деревце плодоносное,
Что растёт аж до неба,
Ветви опускает аж до земли,
Листья раскрывает мелким бисером,
Цветы выпускает бела серебра,
Плоды рожает чиста золота,
Чтоб сошёл по мне младой бог…
Изображение

Общим для восточных и южных славян можно считать мотив вражды — «перебранки» между змеем у корней мирового дерева и птицей на вершине: змей грозит сжечь дерево, на котором вьёт гнездо птица, — вероятный фрагмент эсхатологического мифа о мировом пожаре.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мировое_древо
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

  • 1

Re: Мифы и мифологические образы в сказках

#33 Око » Пт, 22 апреля 2016, 7:15

возвращаясь к теме Древа Жизни.
Хеттское название древа жизни (eia), восходит к тому же источнику, что и рус. «ива» или герм. название тисса (ср. древневерхненемецкое iwa, др.-исл. эr). Все названия древа жизни родственны более или менее точным обозначениям самой жизненной силы и её двух наиболее ярких воплощений — юности и долголетия (века): ср. греч. aion, «век», «жизнь», «поколение», «вечность»; лат. aevum, «жизнь», «век», «возраст», «вечность»; juvenes, «юноши» (как обозначение возрастного класса); др.-инд. ayus, «жизненная сила» и т. д. Характерно, что имя Евы, из-за которой было утрачено древо жизни и которая как бы заменила его, означает по-древнееврейски "жизнь
Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/Древо_Жизни

Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и ветвями в стороны от него. Обычно по обе стороны от ствола находятся симметричные изображения копытных и человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди).
Если смотреть сверху, то похоже на Зодиакальный круг, сориентированный по оси солнцестояний. Корни уходят в зимний солнцеворот, ветви - наоборот. Получается космогонический символизм, когда солнце, от самого рождества, поднимается всё выше по мировому дереву, пока не достигает его вершины.

Интересно, что оно воплощает не только пространственные, но и временные координаты. В русской загадке: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» говорится о годе, 12 месяцах, 4 неделях

Добавлено спустя 5 минут 39 секунд:
из редчайшей книги «Bacharach. Astronomia» 1545г (Книгохранилище Пулковской обсерватории)

Изображение
Гидра (созвездие) изображено на вершине дерева (очевидно, Arbor mundi)

-----------------------------------

Ну и о теме того, что мировое древо соединяет Небеса и Землю
«С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх» («Атхарваведа»).

«Наверху корень, внизу ветви, это – вечная смоковница» (« Катха-упанишада»).

«На море на Океяне, на острове на Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».


При этом подразумевается борьба Птиц на вершине Древа (южное полушарие) и Змея у корней (северное полушарие).

Изображение
Дракон - созвездие северного полушария (корень дерева)

и птицы (созвездия Южного полушария)

Изображение
здесь сразу несколько птиц: Райская птица (Apus). Павлин (Pavo). Журавль (Grus). Тукан (Toucan). Феникс (Phoenix).
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#34 Око » Пн, 25 июля 2016, 20:47

Лабиринт

образ лабиринта очень значим. Изображения лабиринтов встречаются со времен неолита. Европейцам образ лабиринта хорошо знаком по древнегреческому мифу о Минотавре – полубыке-получеловеке, обитающем внутри лабиринта. Согласно сюжету мифа, отважный Тесей входит в лабиринт и убивает Минотавра, а найти выход герою помогает клубок ниток, который дала ему Ариадна.

движение по лабиринту – одна из главных метафор процесса человеческой жизни.
Мы говорим не о жизни вообще, но о «жизненном пути»
мы не знаем, что ждет нас «за поворотом»
говорим о «приближении к концу жизненного пути»
мы говорим о «кривой дорожке», которую выбрал тот или иной человек.
«Жизнь прожить – не поле перейти». Чем сложнее и запутаннее становятся условия жизни (или игры под названием «жизнь»), тем чаще мы произносим само слово «лабиринт» и вспоминаем о его «тупиках». Людей, мешающих нам «идти своим путем», мы часто именуем «чудовищами» или «животными». Не вспоминаем ли мы при этом архетип, воплощенный в образе Минотавра?

Если понимать лабиринт как метафору жизненного пути, то становится ясно, почему многие древние святилища строились по принципу лабиринта. В Индии, например, лабиринты наделяли волшебной силой, облегчающей деторождение, поэтому каждая роженица должна была пройти через лабиринт. У индейцев племени хопи через священный лабиринт проходили не только роженицы, но и пожилые люди. Считалось, что прохождение через лабиринт позволяло душе родиться вновь после смерти тела.

Христианская культура тоже сохранила этот древний символ. Дело в том, что классический критский лабиринт строился на основе креста, поэтому он легко вписался в символическую систему христиан.
Вот, например, лабиринт на полу готического собора в Шартре и собора ХХ века в Сан-Франциско.
Изображение

или икона
Изображение

Добавлено спустя 50 секунд:
В конце лабиринта, в его центре, человек должен был обрести некое сокровище. Древние считали этим «сокровищем» обретение человеком подлинной, целостной души. Пройдя лабиринт, молодой человек обретал способность преодолевать все жизненные испытания, а старик мог вступить в жизнь вечную. Для христиан главным сокровищем являлся тот самый крест в центре лабиринта. Кстати говоря, Карл Юнг считал крест одним из главных символов самости – целостности личности. Сакральный лабиринт является моделью вечного движения человека по лабиринту жизни – пути к обретению духовного сокровища, которое современные люди назвали бы целью или смыслом жизни.
https://habrahabr.ru/post/210740/

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:
Психологи считают, что архетип лабиринтов - это проекция недугов, проблем и нерешенных задач повседневной реальности. Те, кто составляли карты сновидений, не согласны с ними. Для них, лабиринты - это ловушки внимания. И что интересно, эти "ловушки" растут, развиваются и служат обителью для многих видов олли.

Добавлено спустя 4 минуты 28 секунд:
ну, и в общем-то, понятно почему Роджер Желязны так много внимания в своих хрониках уделяет творению и прохождению Лабиринта...
именно так: творению. Сначала Лабиринт сотворяется (формируется система знаний, основы мышления), а потом уже другие люди его проходят, опираясь на эти основы.
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Re: Архетипы, мифы и мифологические образы в сказках

#35 Око » Вт, 26 июля 2016, 7:41

Лабиринт и высокая башня со спиральной лестницей, пожалуй, самые распространенные видения освобожденного сознания.
Оно видит, как ум скитается по закоулкам своей плоскости....

еще одна статья интересная.

представление о лабиринте как о чреве и способе «проникновения в утробу Матери-Земли». Если рассматривать данную идею в несколько менее метафорическом плане, вполне оправданным могли бы показаться явные сексуальные коннотации, с которыми ассоциируется проникновение в органоподобное целое лабиринта, а также узость и сама форма его дорожки. Возможно ли, чтобы с лабиринтом ассоциировалось еще и первичное рождение? Существует несколько примеров, подтверждающих данное предположение: на этрусской ойнохое (кувшин для вина) из Тральятеллы изображены две сношающиеся пары, чья непосредственная близость к лабиринту позволяет высказать предположение, что они тесно связаны с ним определенными смысловыми ассоциациями или же они тот ключ, благодаря которому становится понятно, где именно происходит действие. Клара Галлини совершенно правильно трактовала данную сцену как «священную свадьбу» Тесея и Ариадны, состоявшуюся после испытаний странствованием по лабиринту

Источник: http://telo.by/vibromedicine/tolkovaniya_znacheniy_labirintov/ © Telo.by

Спойлер
Космическая свадьба? План Стоунхенджа — комплекса мегалитов, представлявшего собой астрономическую лабораторию, которая воздвигалась свыше тысячелетия (ок. 2750—1500 до н. э.). Большая аллея из мегалитов указывает восходящему солнцу путь к центру сооружения — алтарному камню, освещаемому солнечными лучами только в день летнего солнцестояния, 21 июня. Аллея как бы направляет лучи света во внутреннее святилище, имеющее форму подковы, открытой на северо-восток. Ф. Адама ван Схелтема интерпретирует алтарный камень как «постель Брунгильды», связывая Стоунхендж с событием древнего эпоса, а именно со свадебным путешествием, описанным в «Старшей Эдде». Это непростое путешествие ван Схелтема сравнивает с «трудным, происходящим только раз в год проникновением солнечных лучей в теменос — закрытое пространство, отрезанное от окружения». Этот процесс может быть интерпретирован и как космическая свадьба Неба и Земли. Подобное объяснение дает ключ к расшифровке критского лабиринта и представлениям индейцев хопи (ил. 649—650). Кроме того, Стоунхендж поразительно похож на загадочные чашевидные знаки с их радиусами (ил. 10—14); этой схеме (возможно, ошибочно) приписывается дополнительный сексуальный смысл. Греческий мореплаватель Пифей Массилийский в 325 г. до н. э. приводил сведения о танце, имеющем отношение к Стоунхенджу (к «храму Аполлона в Гиперборее»). Возможно, прав и Адама ван Схелтема, указавший на параллели между Стоунхенджем и «троянскими городами». Иллюстрация из кн.: Adama van Scheltema. S. 21. Abb. I.Источники: Adama van Scheltema. S. 20—24; Newall.

Источник: http://telo.by/vibromedicine/tolkovaniya_znacheniy_labirintov/ © Telo.by

Изображение
Око
Автор темы
Модератор
Аватара
Сообщения: 1955
Темы: 33
Зарегистрирован: Пн, 3 февраля 2014
С нами: 10 лет 1 месяц
О себе: -->888

Пред.

Вернуться в Свои темы

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php