этимология блатного языка через идиш

Список разделов Прочее Свои темы

Описание: Раздел, аналогичный разделу Беседка, в котором автор созданной темы автоматически назначается Куратором темы, имеющим право удалять сообщения, а также закрывать и открывать свои темы.
Просьба к авторам тем: не злоупотреблять этими правами.

Куратор темы: крыгл

#1 крыгл » Сб, 11 февраля 2012, 9:49

меня тут потёрли в основном посте -
но мне кажется это важно -
уголовный класс -это отношение к обществу
а язык атрибут этого класса -то есть в данном случае это говорит о подходе к обществу некоторой социальной группы
и группа эта похоже имеет этнический признак

о причинах из за которых это произошло см коментариях

"Само слово "феня" происходит от еврейского אופן офен - способ (видимо, выражения).
Блатной - Die Blatte (нем. идиш) - лист, бумажка, записочка. Тот кто устраивался по блату, имел "бумажку" от нужного человека.
Фраер( идиш, нем. Frej - свобода) - свободный, вольный, тот, кто не сидит в тюрьме. У воров мир делится на своих - блатных, воров, и на фраеров - цивильных, не принадлежащих к воровскому миру. Последних разрешается обворовывать и обманывать. В этом значении слово фраер - это простак, тот, кого можно обмануть.
Ксива(от ивр. כתיבה кт(с)ива - документ, нечто написанное) - документ.
Хевра(от ивр. חברה хевра - компания, фирма) - воровская компания. Отсюда же и хевре, хеврая - ребята, братцы, хлопцы, пацаны, свои люди.
Малина(от ивр. מלון малон - гостиница, приют, место ночлега) - место сбора воров.
Хана(от ивр. חנה хана - делать остановку в пути, привал) - конец. Отсюда же Таганка(תחנה тахана - станция) - место привала.
Шмон(от ивр. שמונה шмона - восемь) - обыск, шмонать - обыскивать. В царской тюрьме камеры обыскивали в 8 вечера, во время ужина заключенных.
Хипеш(от ивр. חיפוש хипус - поиск, обыск)- обыск. Отсюда же и хипесница - воровка.
Параша(от ивр. פרש параш - всадник) - в тюрьме ведро для справления естественной нужды. Видимо, сидящий на таком ведре напоминал ворам всадника и они переделали слово в ласковое женское имя.
Халява(от ивр. חלב халав - молоко) - бесплатно.
"Неимущим евреям бесплатно раздают х а л я в - кринки с молоком и халы, чтоб было чем встретить субботу." (Акунин)
Мусор(от ивр. מוסר мосер - предатель, доносчик) - милиционер.
Шалава(от ивр. שילב шилев - сочетать) - девка, проститутка, женщина, "сочетающая" одновременно с несколькими мужчинами, когда те не знают о существовании соперников.
Стырить(от ивр. סתר ситер - сделать в тайне) - украсть.
Башли, башлять(от ивр. בישל бишель - варить) - делать навар от афёры.
Атас(от ивр. עתוד атуд, идиш. атус - внимание, приготовится) - подготовка, предназначение
Бугор(от ивр. בוגר богер- взрослый, совершеннолетний)- бригадир, авторитет в преступной среде.
Кабала(от ивр. קבלה кабала - - квитанция, расписка, принятие, получение) - крупная сумма долга.
Кагал(от ивр. קהל каhал - толпа, люди, публика, компания) - община, собрание.
Каленый(от ивр. כלא кэле - тюрьма) - имеющий судимость.
Кантоваться(от ивр. כנס кенес - сбор, слёт, съезд) - быть вместе.
Кодла(от ивр. כדלה кэдале - бедный, нищий, убогий) - сборище воров, босяков, оборванцев, голи перекатной. Отсюда, возможно, кидала - жулик
Коцаные стиры(от ивр. קצה кацэ - край, סטירה стира - царапина) - меченые карты( букв. с нацарапанными краями).
Кошарь(от ивр. קשר кэшэр - общение, связь) - делающий передачу заключёным.
Курва(от ивр.קרבה карва, курва - близость, родство) - шлюха.
В древности, чтобы сплотиться, у дружинников должно быть всё общее: пили "братнину" - чашу с общей кровью, а потом с вином. У блатных такой своеобразной "братниной", видимо, была курва. После процедуры коллективного коитуса с курвой все воры становились родственниками(на ивр. קרובים кровим - родственники).
Лох(от ивр. - להוט лахут - жадный) - объект для одурачивания, обмана.
Лягаш(от ивр. לחש лахаш - шептун) - сыщик, доносчик, шпион, провокатор.
Малява(от ивр. מילה בא мила ва - слово пошло) - письмо.
Ништяк(от ивр. נשתק ништак - мы успокоимся) - здорово, отлично.
Чуве(от ивр. תשובה тшува - возвращение, покаяние, раскаяние) - разрыв с воровским миром.
Отсюда Чувиха - раскаявшаяся, возвратившаяся в мир курва или проститутка.
Чувак - "завязавший" и вновь ставший "фрайером".
Шухер(от ивр. שחרר шухрер - освобождёный от забот, тягот) - не участвовать непосредственно в воровстве. Стоять на шухере - караулить, не идёт ли опасность для воров при делах.
Я привёл примеры известных мне слов. Список блатных слов, имеющих еврейское происхождение можно ещё продолжить.
Однако, почему же так называемый "воровской мир" практически говорит на чистом, немного загрязнённом идишем, иврите? Почему идиш является вторым по величине (после цыганского языка) источником для блатного сленга в русском языке, да и не только русском?
Вот что пишет об этом Дам Михаель в своей статье "ЯЗЫК РАВВИНОВ И ВОРОВ ХОХУМЛОЙШЕН" :
В Средние века, в Новое время в Германии на тайном языке "лашон хохма" или Kokumloschen общались между собой воры, нищие и бродяги. Еврейский лошенкойдеш (священный язык), языковый слой идиш, состоящий из ивритских и арамейских слов священных текстов, проник в воровское арго чуть ли не раньше, чем возник сам идиш.
Немецкий филолог фон Трайн регистрирует язык уголовного мира, "хохемер-лошен" как смесь немецкого и еврейского языков, распространенных у воров, нищих и цыган. (J. K. von Train Chochemer Loschen, Meissen 1833). Еще раньше где-то в конце 15 века впервые вышла в свет в Базеле "Книга бродяг" - Liber Vagaborum. Первое издание по-немецки осуществлено в Германии в 1515 г. Многократно переиздававшаяся книга описывает жизнь гильдии нищих и их вождей. В книге приведен глоссарий языка нищих. Иврит составляет там 22%!
http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=110228
привожу ссылку
так как там есть не большая контр аргументация в диалоге
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет


Re: этимология блатного языка через идиш

#3 Фиалка » Сб, 11 февраля 2012, 10:51

ого себе - трехлетнюю беседу откопали
чего вдруг? :)
/а где-где вас потерли?
Фиалка
Аватара
Сообщения: 16112
Темы: 129
Зарегистрирован: Вт, 3 января 2012
С нами: 12 лет 3 месяца

Re: этимология блатного языка через идиш

#4 крыгл » Сб, 11 февраля 2012, 11:07

да нет ничего я не копал -набил в поисковик
он и выдал

это инфу я дал в посте выдающиеся евреи -её там зачем то потёрли
а инфа важная для понимания

это и есть отражение концепции ближнего

вот например
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.

мы имеем концепцию разделение на свой чужой

и тогда уже все части второзакония читаются иначе
в частности
Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; Исх 23:4; Тов 2:13
2 если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; Лев 6:4
3 так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего.
4 Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе. Исх 23:5; Мф 12:11; Лк 14:5
обратите на это внимание возврат утеряных вещей касается только своих
чужим же возвращать ничего не надо


смотрим дальше
Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего. Мф 12:1; Мк 2:23; Лк 6:1
а вот здесь уже есть скрытый призыв к воровству


именно на этот момент обращал внимание иисус когда то
когда просил изменить представление евреев о ближнем

это очень важная концептуальная вещь
и блатной жаргон
то есть жаргон тех кто
серп заносит на жатву инородса.
иллюстрирует предлагаемую концепцию как нельзя лучше
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#5 крыгл » Сб, 11 февраля 2012, 11:12

я хочу пояснить зачем это писано

мне кажется что евреи ошибаются в интерпретации этих текстов
-причём часть из них ошибается не осознанно
-просто их так научили -просто так принято -так вели себя папа и мама и ребёнок им подражал


а мне кажется что прав иисус -именно он даёт правильную интерпретацию понятия ближний
ближний -это не только еврей для еврея -но вообще человек
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#6 Фиалка » Сб, 11 февраля 2012, 11:34

крыгл писал(а):мы имеем концепцию разделение на свой чужой
да - гадость получается
крыгл писал(а):а мне кажется что прав иисус -именно он даёт правильную интерпретацию понятия ближний
ближний -это не только еврей для еврея -но вообще человек
согласна с вами и Иисусом :)
Фиалка
Аватара
Сообщения: 16112
Темы: 129
Зарегистрирован: Вт, 3 января 2012
С нами: 12 лет 3 месяца

Re: этимология блатного языка через идиш

#7 крыгл » Сб, 11 февраля 2012, 11:52

что самое не приятное в этой гадости что её не сразу заметно
она как кистень действует -изподтишка

знаете как работает кистень
кистень это палка с привязаным на конце грузом

когда человека бьют им -человек автоматически защищается от палки
и получает грузом

вот я думаю что очень много самих евреев получили грузом по подсознанию
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#8 Stella » Вс, 12 февраля 2012, 2:00

крыгл, а где Вы увидели призыв брать у чужих? Типа по умолчанию?

крыгл писал(а): Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего. Мф 12:1; Мк 2:23; Лк 6:1


а вот здесь уже есть скрытый призыв к воровству

Вы когда то были в селе? На огородах?)) Ну вот идешь мимо чужого огорода, сорвал ягодку - съел)) Особенно дети так часто делают и хозяева на них не злились, ну если не баба-яга))) Много то все равно не съешь. А вот когда уже приходят с сосудом, корзиной, то это уже с умыслом, а не от того, что шел, увидел и захотелось попробовать.
Stella
Сюрприз года
Аватара
Откуда: с Цветочной Поляны
Сообщения: 25014
Темы: 275
Зарегистрирован: Вт, 18 сентября 2007
С нами: 16 лет 6 месяцев

Re: этимология блатного языка через идиш

#9 Nilstear » Вс, 12 февраля 2012, 2:35

:lol: :lol: я плакалЪ...
крыгл вы на всякий случай узнайте (расследуйте уж до конца...) кто такой Узланер Михаил, накатавший сабжевый текст :ninja:
Nilstear
Сообщения: 2412
Темы: 97
Зарегистрирован: Пт, 10 декабря 2010
С нами: 13 лет 4 месяца

Re: этимология блатного языка через идиш

#10 крыгл » Вс, 12 февраля 2012, 10:09

Stella писал(а):крыгл, а где Вы увидели призыв брать у чужих? Типа по умолчанию?

крыгл писал(а): Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего. Мф 12:1; Мк 2:23; Лк 6:1


а вот здесь уже есть скрытый призыв к воровству

Вы когда то были в селе? На огородах?)) Ну вот идешь мимо чужого огорода, сорвал ягодку - съел)) Особенно дети так часто делают и хозяева на них не злились, ну если не баба-яга))) Много то все равно не съешь. А вот когда уже приходят с сосудом, корзиной, то это уже с умыслом, а не от того, что шел, увидел и захотелось попробовать.


очень хороший вопрос -значит я на него не ответил (думал что ответил )

а в этом и соль и фишка

--------------------
--------------
давайте рассмотрим основное тождество
хотел опять второзаконие полистать но наткнулся на совершенно беспредельные цитаты
1
давайте как я старыми по оперирую
Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего];
3 с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости.

то есть мы имеем тождество
БЛИЖНИЙ НЕ РАВЕН ИНОЗЕМЦУ

потому что брату прощай но с иноземца взыскивай
прощать и взыскивать в контексте АНТОНИМЫ
2
теперь подберём по смыслу
через найденное нами тождество
АНТОНИМ к следующей цитате
Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.
25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего.

следовательно можно прочитать их так
клади в сосуд ягоды из виноградника иноземца
заноси серп на жатву иноземца
3
:smile:
вот оно то что долбит по подсознанию как кистень -о котором я выше писал

=========
правда я тут расстроился
хотел новых цитат надыбить
1 Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю дает тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них, и поселишься в городах их и домах их,
Второзаконие, глава 19

но это ладно -потом разберёмся
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#11 LiSonka » Вс, 12 февраля 2012, 10:14

Рискну предположить- блатной язык, во всяком случае, та его разновидность, о которой здесь идёт речь, развивался примущественно в Одессе, ну а кто есть одесские блатные - всем известно, даже в литературе описано - достаточно вспомнить "одесские рассказы" Бабеля...
LiSonka
Сообщения: 1719
Темы: 23
Зарегистрирован: Пн, 20 сентября 2010
С нами: 13 лет 6 месяцев

Re: этимология блатного языка через идиш

#12 Stella » Вс, 12 февраля 2012, 10:32

крыгл писал(а):то есть мы имеем тождество
БЛИЖНИЙ НЕ РАВЕН ИНОЗЕМЦУ

потому что брату прощай но с иноземца взыскивай
прощать и взыскивать в контексте АНТОНИМЫ

ну и фиг с ними.. и нечего в долг брать.
Stella
Сюрприз года
Аватара
Откуда: с Цветочной Поляны
Сообщения: 25014
Темы: 275
Зарегистрирован: Вт, 18 сентября 2007
С нами: 16 лет 6 месяцев

Re: этимология блатного языка через идиш

#13 крыгл » Вс, 12 февраля 2012, 10:40

:-D
а вот и нет экономист хазин например считает что без кредита(ссудного процента) не может быть развитой экономики
и приводит в пример исламские страны которые не смогли добиться общества со сложным разделением труда и отстали
начало же нтп было одинаково и у них и у европейцев

единственная разница -ислам категорически запрещает кредитование
------------
хотя вы своей шуткой возможно определили ещё одну грань где работает предлагаемая концепция

пост то понятно не о кредите
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#14 Форумчанин » Вс, 12 февраля 2012, 16:33

интересная тема
Форумчанин
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 18 лет
О себе: единобожник

Re: этимология блатного языка через идиш

#15 Stella » Вс, 12 февраля 2012, 17:13

крыгл писал(а):а вот и нет экономист хазин например считает что без кредита(ссудного процента) не может быть развитой экономики
крыгл писал(а):единственная разница -ислам категорически запрещает кредитование

есть другой вид кредитования - это инвестиции :smile: Более обоюдовыгодное. Кредиты чаще берут на более мелкий бизнес. Еще существует лизинг, тоже более удобная разновидность кредита...
Stella
Сюрприз года
Аватара
Откуда: с Цветочной Поляны
Сообщения: 25014
Темы: 275
Зарегистрирован: Вт, 18 сентября 2007
С нами: 16 лет 6 месяцев

Re: этимология блатного языка через идиш

#16 крыгл » Вс, 12 февраля 2012, 17:28

увы и ах

есть общее правило
деньги в рост он же ссудный процент

этот механизм используется и при кредитовании
именно он одобряется в иудаизме -по отношению к иноземцам разумеется

не одобряется христианством

и категорически запрещён исламом

--------
на самом деле -если серьёзно
это отдельная большая тема

упомянутый хазин строит на ней теорию кризиса
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#17 Форумчанин » Пн, 13 февраля 2012, 20:56

крыгл писал(а):на самом деле -если серьёзноэто отдельная большая тема упомянутый хазин строит на ней теорию кризиса

ну не такое уж банки и зло.. :grin: :grin:
проста регулировать грамотно надо.. :yes:
Форумчанин
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 18 лет
О себе: единобожник

Re: этимология блатного языка через идиш

#18 крыгл » Пн, 13 февраля 2012, 21:07

Наблюдение и является творением наблюдаемого (с)
Я натолкнулся на фразу – «наблюдатель есть наблюдаемое». Она очень сильно поразила меня,
потому что в моей работе, физике и квантовой теории, есть очень похожие понятия.
Нет разницы между тем, с помощью чего наблюдают, и тем, что наблюдают.
http://go.mail.ru/search_video?q=%D0%B1 ... 5791d9511c

:wink:

а банки
кто их регулировать то сможет
дадут регулировщику денушку

а сами допечатают
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

Re: этимология блатного языка через идиш

#19 Форумчанин » Пн, 13 февраля 2012, 22:48

крыгл, да просто понравилась фраза, чтото в ней есть (про наблюдателя и наблюдаемое) :-D

крыгл писал(а):а банки кто их регулировать то сможет дадут регулировщику денушку а сами допечатают

ну не скажите
а государство на что.. я конешна понимаю что все к личностям сводится.... а все ли? да и личности разные бывают .. :ugu: :grin: :smile: :huh: :ugu:

если все.. какая-то магия получается .. :ugu: :hi-hi:

как же птица узнает что такое пространство? :grin: :-D :hi-hi: :ugu: :ugu: :ugu:
Форумчанин
Аватара
Откуда: город-герой Волгоград
Сообщения: 1274
Темы: 113
Зарегистрирован: Пт, 7 апреля 2006
С нами: 18 лет
О себе: единобожник

Re: этимология блатного языка через идиш

#20 Марк Омаров » Пн, 20 февраля 2012, 19:00

крыгл писал(а):а мне кажется что прав иисус -именно он даёт правильную интерпретацию понятия ближний
ближний -это не только еврей для еврея -но вообще человек

Согласен.
Но страшно, что за богом Христом ( во многом выдуманном) потеряли неординарного человека Иисуса. Если бы 2000 лет практиковали его Нагорную проповедь, а не преклоняли колени перед иконами, разве мир сейчас представлял бы из себя зверинец из волков и овец?
Марк Омаров
Аватара
Сообщения: 9433
Темы: 557
Зарегистрирован: Сб, 9 октября 2010
С нами: 13 лет 6 месяцев

Re: этимология блатного языка через идиш

#21 крыгл » Пн, 20 февраля 2012, 21:27

Марк Омаров писал(а):
крыгл писал(а):а мне кажется что прав иисус -именно он даёт правильную интерпретацию понятия ближний
ближний -это не только еврей для еврея -но вообще человек

Согласен.
Но страшно, что за богом Христом ( во многом выдуманном) потеряли неординарного человека Иисуса. Если бы 2000 лет практиковали его Нагорную проповедь, а не преклоняли колени перед иконами, разве мир сейчас представлял бы из себя зверинец из волков и овец?
вы не понимаете марк
не понимают увы и современные язычники -в хорошем смысле -националисты

давайте я попробую сформулировать без цитат -своими словами
1
не верно или не совсем верно относиться к христу только как не ординарному человеку
2
мамардашвилли выводит некоторое течение в человеке -я его для себя назвал инстинктом веры
3
реализация этого инстинкта -в контакте с чем то что во вне человека
4
в древности люди умели и неплохо контактировали с этим
и вполне могли оценить уровень того или иного контакта
5
таким образом простой приход христианства -простое замещение христианством религий существующих в местах куда оно пришло -не возможен
просто потому что люди сравнивали то что имели с тем что предлагалось
6
это говорит о том что с мистической точки зрения
с точки зрения того самого контакта о котором я пишу выше иисус в частности и христианство вообще очевидно были или развитее или сильнее

вспомните например поведение христианских подвижников
без некоего внутреннего ориентира -некоего внутреннего контакта -вряд ли можно было сделать то что делали они

7
преклонение колен
это то что видим мы -внешнее
а то что происходит внутри самого человека мы не видим но именно то внутреннее и есть главное

знаете есть замечательная пословица
научи дурака богу молиться -так он лоб расшибёт
она как раз и означает что умение молиться не в поклонах а в некотором внутреннем кайфе от молитвы -от контакта -от удовлетворения вышеназванного инстинкта -от общения с чем то

8
а то что мир не совершенен он никогда и не был совершенным
благородный муж знает что мир не совершенен но не опускает рук -конфуций
но он был бы ещё менее совершенным если бы не было нагорной проповеди и тп

потому что викинги считали например что убивать хорошо
а в христианстве это считается не правильным
и это моральная установка удерживает людей от не нужных убийств
крыгл
Автор темы
Аватара
Сообщения: 17966
Темы: 525
Зарегистрирован: Вт, 31 марта 2009
С нами: 15 лет

След.

Вернуться в Свои темы

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей

cron
Fatal: Not able to open ./cache/data_global.php